Отчет по практике: Место и роль права в системе социального регулирования 2

КУРСОВАЯ РАБОТА

По теории государства и права

На тему: Место и роль права в системе социального регулирования

Санкт-Петербург

2010

План:

Введение ……………………………………………………………………… 3

1. Понятие и виды социального регулирования …..….…………………… 6

1.1. Понятие социального регулирования……….………………………… 6

1.2. Виды социального регулирования …………………………………… 10

2. Понятия, функции и виды социальных норм ………………………… 13

2.1. Понятие и функции социальных норм …………………………. … 13

2.2. Виды социальных норм……………………………………………… 16

3. Право в системе социальных норм ……………..……………………. 18

3.1.Понятие норм права ….………………………………………………… 18

3.2. Признаки норм права ………………………………………………… 19

3.3. Соотношение правовых и социальных норм …………………………. 22

Заключение …………………………………………………………………… 26

Список литературы ………………..………………………………………… 27

Введение

Социальное регулирование — это механизм, с помощью которого происходит упорядочение взаимоотношений между людьми. Мы говорим именно о социальном регулировании, которое касается самой важной проблемы – проблемы взаимоотношений между людьми.

Общество на любом этапе своего развития не может обходиться без особого социального механизма, функции которого состоят в том, что он регулирует общественные отношения и поведение людей, поддерживает общественную дисциплину, способствуя, таким образом, целенаправленности функционирования и развития общества в целом и его отдельных элементов, важнейшим из которых является личность.

Люди действуют сообразно свободе воли в пределах объективно возможных вариантов своих поступков, исходя из условий, а также из субъективных возможностей разумных человеческих действий. Множественность вариантов решений одной общей задачи создает возможность оказывать определенное направляющее воздействие на деятельность людей, т.е. регулировать их действия со стороны общества в лице его общественных институтов. Общество на любом этапе своего развития не может нуждаться без особого социального механизма, функции которого состоят в том, что он регулирует общественные отношения и поведение людей, поддерживает общественную дисциплину, способствуя, таким образом, целенаправленности функционирования и развития общества в целом и его отдельных элементов, важнейшим из которых является личность. Нормативное регулирование осуществляется при помощи норм, т.е. общих вариантов, моделей поведения. Признаки норм определяют основные характеристики нормативного регулирования. Во-первых, оно носит общий характер, адресовано заранее неопределенному кругу лиц. Во-вторых, нормативное регулирование рассчитано на неограниченно долгое применение во времени. В-третьих, нормативное регулирование рассчитано для множества однотипных жизненных ситуаций. Нормативное регулирование отражает типичное в общественных отношениях, оно не учитывает особенности и специфику конкретных ситуаций.

Россия переживает тяжелейший кризис социальной сферы. Его важнейшими приметами являются: деградация социальной структуры общества, обеднение населения, кризис качества и образа жизни, истощение здоровья нации, ухудшение репродуктивного потенциала и генофонда России, медленное разрушение образовательного и интеллектуального потенциала страны на фоне катастрофического развала отечественного производства, систем образования и подготовки кадров, утечки квалифицированных кадров за границу, насаждения чуждого для россиян образа жизни, популяризации жестокости и моральной вседозволенности.

Кризис социальной сферы во многом — результат и показатель несоответствия курса экономических реформ чаяниям и ожиданиям населения, глубокой рассогласованности действий органов государственного управления с интересами человека. Программы социальных преобразований носят декларативный характер, недостаточно состыкованы с финансовыми возможностями государства, а темпы реформирования социальной сферы не увязаны с реальными доходами населения. Социальное регулирование — это механизм, с помощью которого происходит упорядочение взаимоотношений между людьми. Мы говорим именно о социальном регулировании, которое касается самой важной проблемы – проблемы взаимоотношений между людьми.

Цель курсовой работы – изучить особенности права в системе социального регулирования. Исследование этой темы позволит получить представление о реальных и потенциальных возможностях действующей в стране нормативной системы, ее функциях, назначении.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены такие задачи:
дать определение понятию «социальное регулирование»;
изучить понятия, функции и виды социальных норм;
провести анализ взаимодействия права как социального регулятора с существующими видами социальных норм.

Объект исследования – право, социальное регулирование, предмет исследования – значение права в социальных нормах и социальном регулировании и воздействии.

Метод исследования – анализ литературных источников, наблюдение.

Понятиям социального регулирования, нормам права, социальным нормам, формам их взаимодействия и влияния друг на друга посвящается настоящая работа.

1. Понятие и виды социальных норм

1.1. Понятие социального регулирования

Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Необходимость социального регулирования коренится в действиях объективных законов общественного развития, которые вовсе не предполагают фатальную предопределенность поведения человека. Люди действуют согласно свободе воли в пределах объективно возможных вариантов своих поступков, исходя из условий, а также из субъективных возможностей разумных человеческих действий. Множественность вариантов решений одной общей задачи создает возможность оказывать определенное направляющее воздействие на деятельность людей, т.е. регулировать их действия со стороны общества в лице его общественных институтов.

Регулирование представляет собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Посредством регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления.

Основную цель регулирования можно определить, как необходимость добиться соответствия между поведением личности и действием общности людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из наличествующих в данном обществе объективных возможностей. Подобная регуляция осуществляется сложным взаимодействием целого ряда средств и методов. Общество на любом этапе своего развития не может обходиться без особого социального механизма, функции которого состоят в том, что он регулирует общественные отношения и поведение людей, поддерживает общественную дисциплину, способствуя, таким образом, целенаправленности функционирования и развития общества в целом и его отдельных элементов, важнейшим из которых является личность.

Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать[1] [1].

Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуются рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы — ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация («заорганизованность»). Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований существующей общественной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития.

Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального (высокосоциального); не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени — свободы человека, автономной личности. В связи с этим в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и соответственно абстрактность, всеобщность — то, что, так или иначе относится к общественному сознанию.

В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль собственности, власти, идей (идеологии) на всех этапах развития общества остается в конечном счете решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях. В то же время неуклонно возрастают удельный вес и значение социального управления и отсюда — тех разновидностей регулирования, которые воплощаются в целенаправленной деятельности людей, их коллективов, общественных образований. А подобного рода целенаправленная деятельность (точнее, необходимость обеспечения, оснащения ее нужным инструментарием, придания ей качества стабильности и т.д.) и вызывает к жизни особые, внешне обособленные регулятивные средства и механизмы, которые, выражаясь, прежде всего в социальных нормах, относятся к такому исходному элементу общества, как культура. Эти процессы получают еще большее развитие в связи с тем, что на определенном этапе значение самостоятельной и мощной силы приобретают власть и идеология, а также в связи с необходимостью обеспечить глобальный процесс развития свободы в обществе, охраны и защиты автономной личности. В то же время нужно видеть, что указанные процессы противоречивы: на известной ступени обособленные регулятивные средства и механизмы, все более отчуждаясь от человека, могут стать самостоятельным и даже противостоящим людям фактором. Здесь обнаруживается еще одна зависимость: объем и интенсивность внешне обособленных регуляторов обратно пропорциональны степени развития в обществе начал саморегулирования (подробнее об этом будет сказано дальше).

В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходят изменение качества регулирования, усложнение, утончение и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов — процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы, утверждения и защиты автономной личности. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры.

Инфраструктура — это не просто структура социального регулирования в обществе, не просто его подразделение на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы, в частности, либо на виды общественных органов в первобытных обществах, либо на виды государственных, иных политических органов (правотворческих, правоохранительных), выражающих своеобразие данной социальной системы. В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного базиса, или скелета, — особого построения устойчивых нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование регулирования в обществе.

Следует строго различать идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. Первая — это такая модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обусловлена существующим социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами. Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное положение организационно-нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их реально существующую расстановку, которая, выражая ее идеальную модель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к сложившимся традициям, науке, даже к личностным особенностям отдельных людей. В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть реальность, данность нормативно-организационных форм.

1.2. Виды социального регулирования

Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.
Индивидуальное- упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.
Нормативное- упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.
Индивидуальное — это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики, произвольных решений. Появление нормативного регулирования — первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономического порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования — упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и произвола.
Если говорить о системе нормативного регулирования как об автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов, а так же взаимоотношений с природой, регулируемых посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под «юрисдикцией» правовых норм.
Однако следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка – это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.
Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны. Это связано с разнообразием самих общественных отношений — предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие ).
Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы в основном из таких критериев, как способы формирования, среда действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: правовые нормы, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, экономические, общечеловеческие нормы. Это – общепринятая и наиболее распространенная классификация.

2. Понятия, функции и виды социальных норм

2.1. Понятие и функции социальных норм

Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.[2] [2]

Социальные нормы представляют собой правила поведения, образец, масштаб, модель поведения, которыми руководствуются люди в общественных отношениях. В юридической науке вся действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы — социальные и технические.

Под техническими нормами в данном случае понимаются все несоциальные нормы, куда помимо сугубо технических входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Но для краткости все их принято именовать техническими в контексте соотношения с социальными. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. Юристы не занимаются техническими нормами — это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо в своей области знаний. Но им важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные черты, особенности. 2[2] Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы — отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство».

Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Следует отметить, что пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям и именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально экономического строя и регулируют поведение людей в обществе, определяя должное либо возможное поведение человека они создаются коллективами людей. Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения.
Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: " социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;
" норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

" норма неотделима от отношении обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Социальные нормы — это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе, нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.
В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать, по меньшей мере, три функции социальных норм.

1. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

2. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

3. Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.).

2.2. Виды социальных норм

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям механизма (регулятивным особенностям) и сферы действия.

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным. Однако отдельные авторы предлагают в качестве самостоятельных выделить следующие виды социальных норм:

Эстетические – (А. М. Айзенберг, М. Н. Кулажников);
Культуры – (С. И. Вильнянский, И. Е. Фарбер);
Политические – (А. М. Айзенберг, В. И. Подкучейко);
Организационные – (А. М. Айзенберг, П. Е. Недбайло);
Нормы религиозных организаций – (М. Н. Кулажников);
Нормы трудовых коллективов – (А. М. Айзенберг);
Правила общежития – (Ю. С. Ращупкин);
Нормы традиций и ритуалов – (В. Н. Хропанюк). 2[3]

Второе основание деления, которое во многом позволит решить проблемные вопросы классификации социальных норм, — по содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, этические, эстетические нормы и т. п.
Есть и иные критерии классификации социальных норм:

" по способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно);
" по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).
Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования. ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на их развитие, но и преобразование.

Социальная норма — не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».

2[3] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2004. — С. 253.

3. Право в системе социальных норм

3.1. Понятие нормы права

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования. В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию. Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т. е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных институтов.

Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т. е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т.п., которые вырабатываются философией, религией.

Одним из важнейших свойств права является его нормативность. Это означает, что право состоит из норм. Норма права – это мельчайшее подразделение правовой материи.[3] [4] Как пишут в большинстве учебных пособий, норма права является первичной, элементарной частицей, «клеточкой» права.3 [5] И это действительно так. Норма устанавливает типовые, обобщенные варианты поведения; это правила поведения общего характера. Именно нормативность права позволяет распространять государственные веления на всех, делать их общезначимыми, общедоступными и общеобязательными.

С определенной точки зрения право представляет собой совокупность норм. Право – это не только нормы, но без норм невозможно существование права в его теперешнем понимании.3 [6] Именно нормативность делает право универсальным регулятором общественных отношений применительно к нашей (законодательной) правовой системе.3 [7]

Все это подчеркивает значимость такого правового явления как нормы права.

3.2. Признаки нормы права

В теории государства и права принято выделять следующие признаки нормы права.

1. Государственно-властный характер норм права. Норма, как правило, поведения всегда исходит от государства. Даже в том случае, когда государство санкционирует то или иное правило поведения, это правило признается государством, следовательно, выражает государственную волю, представляет государство, опирается на его мощь.

2. Норма представляет собой правило, т.е. образец, масштаб, эталон поведения людей, их коллективов. В норме права заложена некая модель поведения, и она призвана направлять поведение людей в соответствии с этой типовой моделью. Иными словами, норма права выполняет функцию моделирования общественных отношений. К тому же норма имеет и еще один аспект: она выражает нормативность в значении нормальности, социальной оправданности поведения.3 [8]

3. Юридическая норма – это правило поведения предписывающего характера, она представляет собой государственно-властное предписание.3 [9] Норма – это масштаб поведения, который извне регулирует поведение людей (этим норма права отличается от норм нравственности).3 [10] Норма права исходит от государства, поддерживается его силой, поэтому юридическая норма – это особое предписание, которое характеризуется властностью.

В строгом смысле государство предписывает что-либо только в обязывающих нормах. В запрещающих нормах определяются рамки возможного поведения, исключаются те или иные варианты поведения.[4] [14] В правомочных нормах вообще нет предписывания какого-либо поведения, так как они предоставляют возможность самостоятельного, инициативного поведения.3 [11]

4. Формальная определенность правовой нормы. Это означает, что норма имеет внешнюю форму выражения, т.е. фиксируется в источниках права. Именно благодаря внешней форме норма обретает силу юридической нормы.3 [12] Основным источником права в нашей стране является закон, поэтому в литературе формальная определенность часто определяется как выраженность нормы именно в нормативно-правовом акте.3 [13] Однако норма — это частица права в целом.3 [14] Поэтому правовыми признаются нормы, закрепленные в следующих источниках:

нормативно-правовые акты (Конституция, законы, подзаконные акты);

международно-правовые документы (договоры, соглашения, конвенции и др.);

правовые обычаи;

нормативные договоры.3 [15]

5. Представительно — обязывающий характер нормы права. Означает, что норма права предоставляет лицам субъективные права и налагает на них юридические обязанности. Однако не все нормы права напрямую обладают таким качеством. Существуют так называемые нормы специального действия, о которых мы подробнее поговорим позже. Например, это нормы, которые дают определения правовых понятий, или нормы, решающие противоречия в действии других правовых норм. Эти нормы сами по себе никому не предоставляют субъективных прав и ни на кого не налагают юридических обязанностей. Иногда говорят, что эти нормы имеют представительно-обязывающий характер только в сочетании с другими нормами.

6. Общеобязательность нормы права. Означает, что норма права действует на всех без исключения. Норма предполагает возможность принудительного осуществления, она обеспечена государственной властью, поэтому она носит общеобязательный характер в большей степени, чем другие социальные нормы.3 [16]

7. Абстрактный, обобщенный характер правовой нормы. Нормы направляют поведение людей постепенно, непрерывно, во многих заранее не фиксированных случаях. Этим нормы отличаются от индивидуальных предписаний.

8. Как и право в целом, нормы отличаются системностью. Это означает, что они действуют комплексно, в системе. Каждая норма дополняет другую, их предписания взаимосвязаны и лишь совокупность норм позволяет осуществлять правовое регулирование в обществе.

Рассмотрев признаки правовой нормы, мы можем перейти к ее определению. Надо сказать, что вопрос об определении правовой нормы весьма неоднозначен. Кроме традиционного, существуют и иные, альтернативные, определения правовой нормы. Они более точны с научной точки зрения, однако в учебных целях все же лучше использовать традиционное определение, которое охватывает большинство признаков правовой нормы. И всегда нужно помнить, что любое определение достаточно условно; никакая дефиниция не в состоянии охватить все особенности какого-либо социального явления, оно выделяет некоторые характерные черты, свойства и всегда требует дополнения.

Итак, норма права — это общеобязательное, формально-определенное правило поведения общего характера, предоставляющее лицам субъективные права и налагающее на них юридические обязанности, которое поддерживается принудительной силой государства.

3.3. Формы взаимодействия норм права и социальных норм

Взаимодействие норм права и других норм – обоюдный процесс, оно не является односторонним воздействием одного явления на другое. Учитывая это, можно выделить следующие формы взаимодействия права и иных социальных норм.

1. Влияние норм права на иные социальные нормы.

Во-первых, нормы права могут поддерживать действие иных социальных норм.

Во-вторых, нормы права могут учитывать в своем составе другие социальные нормы. Например, уголовная ответственность за ношение оружия не распространяется на случаи, когда оружие является традиционным элементом национального костюма; общенародные, наиболее распространенные праздники фиксируются в трудовом законодательстве в качестве выходных дней и т.д.

В-третьих, нормы права могут вытеснять некоторые социальные нормы. Например, законодательно запрещаются обычаи кровной мести, похищения невесты,

2. Влияние на нормы права иных социальных норм.

Во-первых, некоторые социальные нормы могут поддерживать право.

Во-вторых, некоторые социальные нормы используются в процессе реализации и применения права. Например, закон в ряде случаев ссылается на обычаи как источники права.

В-третьих, некоторые социальные нормы помогают уяснить содержание норм права. Например, такие оценочные понятия законодательства как «аморальный поступок», соблюдение профессиональной этики и т.п. могут быть поняты только с учетом содержания других социальных норм.

Особую сложность представляет собой вопрос о возможных коллизиях между правовыми и иными социальными нормами.

При противоречии норм права и иных социальных норм приоритетным действием всегда обладают нормы права. Однако не все так просто. Всегда нужно помнить о том, что нормы права должны исходить из тех же социальных предпосылок, что и иные социальные нормы. При помощи правовых запретов можно воздействовать на негативные отклонения от нормального состояния общественных отношений. Однако возможности правового воздействия на иные социальные нормы ограничены. Отнюдь не все социальные нормы можно вытеснить с помощью норм правовых. Неприятие юридических нововведений большей частью общества приведет в лучшем случае к массовым уклонениям от соблюдения предписаний правовых норм, а то и к массовому противоправному поведению. Общеизвестно, что любой процесс сам по себе уже становится нормой. Воздействовать на нарушителей юридических норм можно только в том случае, если они составляют незначительную часть общества, состоящего в целом из законопослушных граждан. В противном случае не помогут ни правовые предписания, ни государственное принуждение. Управление, основанное на принуждении, недолговечно и потенциально конфликтно. Оптимальным вариантом является объединение права и иных социальных норм. Вот почему так важно для юристов уяснить место права в социальном регулировании и его взаимодействие с другими нормами – все это должно быть учтено в процессе правотворчества и отражено в правовых нормах. В противном случае правовые нормы будут недолговечны, а, следовательно, и неэффективны. Законодатель может пойти на явный конфликт правовой и иной регуляции только в исключительных случаях, когда для этого существуют действительно веские социальные причины. В таких редких случаях (и при соблюдении условий эффективности правовых норм) авторитет права и сила его особых средств воздействия позволят добиться приоритета правовых норм.

Любое влияние права на поведение людей охватывается понятием правовое воздействие. Правовое воздействие осуществляется в двух формах:

1. Обще социальное действие права — это воздействие, при котором право оказывает на общество влияние, одинаковое с иными социальными явлениями. В этом воздействии не проявляется специфика права, оно влияет на поведение также, как, и политика, экономика, религия, мораль и иные явления. Обще социальное действие права проявляется в:

информационном действии права;

ценностно-ориентационном действии права (право закрепляет представления о ценностях, принятых в обществе, и этим ориентирует людей на принятие и овладение этими ценностями).

2. Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств упорядочивающее воздействие права на общественные отношения. Признаки правового регулирования состоят в том, что оно, во-первых, специфично для права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового регулирования. Правовое регулирование представляет собой процесс, протекающий во времени; в нем есть определенная последовательность, которая фиксируется в стадиях правового регулирования.

Заключение

В данной курсовой работе мы изучили особенности права в системе социального регулирования. Исследование этой темы позволило получить представление о реальных и потенциальных возможностях действующей в стране нормативной системы, ее функциях, назначении.
Для этого мы дали определение понятию «социальное регулирование»,
изучили понятия, функции и виды социальных норм, провели анализ взаимодействия права как социального регулятора с существующими видами социальных норм. Установили, что социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

Итак, важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

Как отмечалось в работе, при помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи, в том числе и нормы права, называются правилами человеческого общежития.

Список литературы

1. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. -1993. — № 6. — С. 128-133.

2. Алексеев С.С. Тайна права: его понимание, назначение, социальная ценность: Резюме с претензией. — М.: НОРМА, 2001. — 176 с.

3. Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Ежегодник российского права. — 2000. — № 4. — С. 210-218.

4. Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. — 2001. — № 3. — С. 39-44.

5. Лившиц Р.З. Современная теория права: Крат. очерк / Ин-т государства и права РАН. — М., 1992. — 93 с.

6. Лившиц Р.З. Теория права: Учебник для вузов. — 2-е изд. — М.: Бек, 2001. — 234 с.

7. Магазинер Я.М. Заметки о праве // Правоведение. — 2000. — № 5. — С. 215-224.

8. Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Журнал российского права. — 2002. — № 4. — С. 94-103.

9. Марченко М.Н. Формы права: проблемы понятия и значение // Вестник Московского университета. — 2002. — № 1. — С. 3-15.

10. Матузов Н.И. Право как мера свободы и ответственности личности // Атриум. — 1999. — № 1. — С. 20-26.

11. Нормативный договор как источник права. Спец. 12.00.01 — Теория и история права и государства; история правовых учений: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ю.н. / М.А. Нечитайло. — М., 2002. — 16 с.

12. Основы права: Учеб. пособие / Под ред. Лазарева В.В. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1998. — 448 с.

13. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие / Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. — М.: Изд-е г-на Тихомирова М.Ю., 1999. — 381 с.

14. Право как ценность: Материалы дискуссии / Отв. ред. Л.О. Иванов; Ин-т «Открытое общество» (Фонд Сороса): М.: Гардарики, 2002. — 75 с.

15. Право: Курс лекций / Под общ. ред. Варывдина В.А. — М.: Пед. общество России. Ноосфера, 1999. — С. 348 с.

16. Проблемы применения норм права: защита частных, общественных интересов / Под ред. Попова В.И. — Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 1999. — 181 с.


1[1]Алексеев С.С. Теория права. — М.: Издательство БЕК, 1995. С.32

[2] [2] Сущность права: Проблемы теории и философии права / О.Э. Лейст. — М.: Зерцало-М, 2002. — С. 131.

[3] [4] Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Ежегодник российского права. — 2000. — № 4. — С. 214.

3 [5] Лившиц Р.З. Современная теория права: Крат. очерк / Ин-т государства и права РАН. — М., 1992. — С. 17.

3 [6] Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. — 1993. — № 6. — С. 129.

3 [7] Магазинер Я.М. Заметки о праве // Правоведение. — 2000. — № 5. — С. 217.

3 [8] Пугинский Б.И. О норме права // Вестник Моск. университета. — 1999. — № 5. — С. 25.

3 [9] Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. — 2001. — № 3. — С. 42.

3 [10] Протасов В.Н. Что и как регулирует право: Учеб. пособие. — М.: Юристъ, 1995. – С. 27.

[4] [11] Рыбушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. — С. 23.

3 [12] Лившиц Р.З. Теория права: Учебник для вузов. — 2-е изд. — М.: Бек, 2001. — С. 113.

3 [13] Марченко М.Н. Формы права: проблемы понятия и значение // Вестник Московского университета. — 2002. — № 1. — С. 6.

3 [14] Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие / Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. — М.: Изд-е г-на Тихомирова М.Ю., 1999. — С. 176.

3 [15] Основы права: Учеб. пособие / Под ред. Лазарева В.В. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1998. — С. 229.

3 [16] Нормативный договор как источник права. Спец. 12.00.01 — Теория и история права и государства; история правовых учений: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ю.н. / М.А. Нечитайло. — М., 2002. — С. 14.

еще рефераты
Еще работы по государству и праву