Лекция: ПАЛЛАДИАНСТВО

Палладианство — это стиль, который создан на основе знаний, полученных из книг и путешествий. В поисках образцов для своих сооружений английские палладианцы обратились к Италии. Их интересовали итальянские древности и постройки Андреа Палладио, который, как они думали, продолжал идеи великого древнеримского зодчего Витрувия, автора единственного сохранившегося античного трактата о строительстве — «Десять книг об архитектуре». Однако мода на итальянскую архитектуру приживалась в Англии с трудом. По словам современника, в комнатах палладианских усадеб было довольно прохладно, что «приятно в Италии, но убийственно в Англии».

Английское палладианство началось, когда в первой половине XVIII в. появились два издания по архитектуре. Это были новый английский перевод «Четырёх книг об архитектуре» Палладио и трёхтомный труд «Британский Витрувий» (1717—1725 гг.), иллюстрированный гравюрами с видами построек английских архитекторов со времён Иниго Джонса. Гравюры к «Британскому Витрувию» сделал Колин Кемпбелл (1676—1729), один из лидеров палладианства.

Самая яркая работа Кемпбелла — дом в усадьбе Уонстед-хаус близ Лондона (1714—1720 гг.), разрушенный в 1824 г. Впервые в Англии помещичий дом был украшен классическим портиком с фронтоном. Такой тип усадьбы появился ещё у Палладио, полагавшего, что все античные виллы имели такие портики (на самом деле их использовали лишь в храмах). Таким образом, Кемпбелл дал первый пример новой архитектуры.

На место «жеманных и распущенных», как называли их современники, форм барокко пришли идеалы античной простоты — палладианские постройки имели кубические формы и гладкие стены, почти лишённые украшений. В палладианстве стали видеть национальный, чисто английский архитектурный стиль, созданный Иниго Джонсом в XVII в., но затем прерванный вторжением барокко.

Дальнейшая история английского палладианства связана с именами аристократа и покровителя искусств лорда Ричарда Бойла Бёрлингтона (1694—1753) и издателя, археолога, живописца и архитектора-любителя Уильяма Кента (около 1684—1748).

В 1723—1729 гг. Бёрлингтон построил себе виллу в Чизике, пригороде Лондона. Это самая знаменитая постройка английского палладианства. Она почти буквально повторяет виллу «Ротонда» близ города Виченца в Италии, сооружённую Палладио. Однако в отличие от виллы «Ротонда» фасады виллы Бёрлингтона не одинаковы. Особенно изящный парковый фасад украшен портиком с фронтоном, к портику ведёт сложная и очень изысканная лестница. Парк в Чизике, созданный Кентом, — один из ранних образцов так называемого пейзажного парка.

Архитектурное творчество самого Кента началось лишь в 30-е гг. XVIII в. Его главной работой стала усадьба Холкем Холл (начало строительства — 1734 г.) в графстве Норфолк на востоке Англии, предназначавшаяся для художественной коллекции лорда Лестера. Это здание с центральным корпусом, украшенным портиком с фронтоном, и флигелями по сторонам. Особенно знамениты интерьеры Холкем Холла, наполненные шёлком, бархатом и позолотой. По рисункам Кента изготовляли также мебель.

АРХИТЕКТУРА НЕОКЛАССИЦИЗМА

В середине XVIII столетия в Италии начались первые археологические раскопки древних памятников, и в Риме побывали все крупнейшие представители английскогонеоклассицизма. Они ехали туда, чтобы увидеть руины древних сооружений и воспринять подлинный дух античности. Многие английские архитекторы отправлялись также в Грецию, где они изучали древнегреческие постройки, в то время практически неизвестные в Европе.

Если во Франции неоклассицизм нашёл своё выражение главным образом в проектах общественных зданий, то в Англии архитекторы строили в этом стиле частные усадьбы и городские дома. Сама их манера отличалась от французской. Во Франции неоклассицизм приобрёл суровые, подчас тяжеловесные формы, в Англии же, наоборот, все постройки были более лёгкими и изящными. Особенно знамениты английские неоклассицистические интерьеры, всегда яркие и декоративные; они словно желали понравиться владельцам домов и их гостям.

Важнейшую роль в архитектуре английского неоклассицизма сыграли два мастера —Уильям Чемберс (1723—1796) и Роберт Адам (1728—1792). Этот стиль нередко называют просто «стилем Адама» в честь его творца. В 1754—1756 гг. Роберт Адам совершил путешествие в Италию и вернулся оттуда страстным поклонником античности. В его творчестве чувствовалось также влияние английского палладианства. Вместе с тем его стиль был очень своеобразен и легко узнаваем.

В 60-е гг. XVIII в. Адам создал множество усадебных домов в пригородах Лондона и Центральной Англии. Особенно интересны интерьеры этих зданий, в которых архитектор нередко использовал этрусские Этруски — древние племена, населявшие в I тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова и создавшие развитую цивилизацию. орнаментальные мотивы (например, Этрусская комната в усадьбе Остерли-парк, 1762—1769 гг.). Один из наиболее известных интерьеров Адама — приёмная в доме Сайон-хаус (1762—1764 гг.), украшенная двенадцатью колоннами из голубого мрамора с позолоченными капителями (венчающими частями) и скульптурами наверху. Стволы этих колонн подлинно античные — они найдены на дне реки Тибр в Риме, — капители и скульптуры исполнены по рисункам самого Адама. Колонны здесь не поддерживают потолок, а просто приставлены к стене. Однако они придают комнате величественный вид.

Интерьеры Адама ещё при жизни мастера многие считали высшим достижением английской архитектуры того времени. Поэтому не удивительно, что «стиль Адама» имел много последователей.

Историю английского неоклассицизма XVIII в. завершают два архитектора, манера которых сильно отличалась от «стиля Адама»: Джордж Дэнс Младший (1741—1825) и сэр Джон Соун (1753—1837).

Самой известной постройкой Дэнса была тюрьма Ньюгейт в Лондоне (1768—1780 гг., не сохранилась). Это суровое здание, стены которого сверху донизу были оформлены мощным рустом*, производило мрачное впечатление, полностью соответствовавшее его назначению.

*Руст (от лат. rusticus — «грубый», «неотёсанный») — тёсаный камень, лицевая поверхность которого грубо околота, обычно с узким, более гладким кантом по краям.

Джон Соун во многом следовал манере Дэнса. Он был главным архитектором Английского банка (1795—1827 гг.) и посвятил его строительству почти всю свою жизнь (уже в ХХ в. многие части банка были перестроены, однако некоторые интерьеры Соуна сохранились). В своём доме в Лондоне он устроил музей архитектуры, который подвёл своеобразный итог английскому неоклассицизму XVIII в.

«ГОТИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Примерно в середине XVIII в. одновременно с неоклассицизмом в Англии появились постройки, в которых использовались мотивы готической архитектуры: стрельчатые арки, высокие крыши, витражи. Этот новый интерес к готике, который принято называть «готическим Возрождением», продолжался вплоть до начала XX столетия (да и сегодня в Англии нередко строят здания в готическом стиле).

Основателем «готического Возрождения» был граф Хорас Уолпол (1717—1797), литератор, автор первого романа ужасов «Замок Отранто» (1765 г.). В 1746—1790 гг. он перестроил в готическом стиле свою виллу в усадьбе Строуберри Хилл в Твикнеме, пригороде Лондона, ставшую своего рода реальным воплощением выдуманного им замка Отранто. Уолпол пригласил нескольких архитекторов, но сам был их консультантом и вдохновителем. Все элементы постройки заимствованы из реальных готических сооружений, но расположены очень прихотливо, в необычных сочетаниях и исполнении. Например, для книжных шкафов использовались копии украшений из старого собора Святого Павла в Лондоне, а потолок галереи на вилле повторял своды капеллы короля Генриха VIII.

Уолпол восхищался асимметричностью и «живописным беспорядком» средневековых готических соборов. Кроме того, постройка в готическом стиле, по мысли Уолпола, была замечательным украшением пейзажного парка. Она навевала исторические ассоциации, заставляя зрителя воображать себя участником старинных событий.

Так называемое Аббатство Фонтхилл в Центральной Англии, располагавшееся в парке родового поместья Уильяма Бекфорда (1760—1844), богатейшего английского аристократа, писателя и коллекционера, было построено в 1796—1807 гг. (до наших дней не сохранилось) архитектором Джеймсом Уайетом (1746—1813). Как и замок в Строуберри Хилл Хораса Уолпола, Аббатство Фонтхилл было материальным воплощением башни, описанной Бекфордом в его фантастическом романе «Ватек» (1787 г.). Наполненное сумрачными лабиринтами галерей и коридоров, перекрытых высокими готическими сводами, здание соответствовало меланхолическому характеру писателя. Извилистые парковые аллеи как бы продолжали внутренние галереи Аббатства. Освещение самих галерей в свою очередь напоминало свет в парке и превращало интерьер в пейзаж, словно перенесённый внутрь здания.

Своей вершины архитектура «готического Возрождения» в Англии достигла уже в XIX в. Но если в XVIII столетии готический стиль выражал вкусы и прихоти владельцев построек, то позже он стал государственным стилем. Именно в готическом стиле начиная с 30-х гг. XIX в. строилось здание Парламента в Лондоне (архитекторы Чарлз Бэрри и Огастес Пьюджин) — одно из центральных сооружений английской архитектуры этого столетия.

еще рефераты
Еще работы по истории