Лекция: Памяти Добролюбова» (1864).

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов. По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей. Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества.«Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека. Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, чтоДобролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать».В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист. Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Некрасов перечисляет основные христианские добродетели, причём описывая их на характерном идиоматическом языке: борьба со страстями, мирскими наслаждениями, добровольный аскетизм, бескорыстное служение родине, проповедь и обращение «честных сердец», затем мученическая кончина. Но христианские черты наполняются у Некрасова иным смыслом, ведь в центре его поэтического мира — родина, а не Бог.

«Пророк» (1874). Борение против зла силой поэтического слова казалась Некрасову малым по сравнению с настоящей революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь такой борьбе. В связи с этим в творчестве Некрасова особое место занимают идеальные образы революционеров, прототипами которых были Белинский, Добролюбов и Чернышевский. Так, написанное в 1874 году стихотворение «Пророк» Некрасов посвящает Н.Г. Чернышевскому. С 1853 по 1861 г. Н. Г. Чернышевский работал в журнале «Современник», заведуя главными отделами. Некрасов любил и ценил Чернышевского как ученого, критика, публициста, просто как соратника, считал его человеком высочайшего ума и благородства. В 1862 г. Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к 14 годам каторжных работ на рудниках с последующей высылкой в Сибирь навсегда. Вернулся из ссылки в 1883 г. и умер в Саратове (в столицах жить ему было запрещено) в 1889 г. В стихотворении создан предельно обобщенный образ героя-жертвы, восходящий к Христу. Н. Г. Чернышевский был дорог Некрасову как соратник и сподвижник, но еще более — как пример величайшего подвига — самопожертвования по имя высшей идеи. Именно поэтому герой стихотворения практически не наделен никакими личностными чертами. Сразу обращает на себя внимание название стихотворения. Традиционно в русской классической литературе это слово употребляется по отношению к поэту (вспомним хотя бы пушкинского «Пророка»). Некрасов по-своему нарушает эту традицию, признавая высшей ценностью жизни служение идеалом свободы, правды и справедливости.

Некрасов несколько нарушает привычное себе исполнение стихотворений и пишет своего «Пророка», признавая высшими ценностями в жизни каждого человека, поиски свободы, справедливости, истины и гармонии. Окидывая мимолетным взглядом судьбу каждого из поэтов-революционеров, поэт пытается разглядеть проделанный нелегкий путь и оценить заслуги в «бою». Написанное классическим слогом, ямбом, столь непривычным для Некрасова, стихотворение становится в один ряд с классическими произведениями того же Пушкина и Лермонтова.

Стихотворение полно христианских мотивов, мотивов заступничества, жертвенности ради цели, которая оправдывает все средства. И грусть и нескрываемая печаль слышится в строчках произведения, автор скорбит о «распятых», преклоняя перед ними голову, перед теми, кто не боится идти вперёд для общего дела, а не ради собственных интересов. Сопереживая «пророкам» Некрасов твердит о неизбежности каждого поэта этой участи на тернистом пути борьбы за страну и идеалы. Быть распятым, как сын Божий Иисус Христос во имя мечтаний, идеалов, стремлений… Сам же Некрасов полон чувства вины, и корит себя за то, что сам «не борец», «жертвенный революционер», идущий на борьбу, как его товарищи-классики. Он полон грустных дум, о судьбе, о будущности страны и народа, и вполне заслуживает называется «борцом-поэтом», как и его собратья по перу.

Начинается стихотворение очень по-некрасовски. Мы как будто оказываемся свидетелями продолжения начавшегося ранее разговора, может быть, даже спора. Первое же возражение поэта подчеркивает сознательность выбора своего пути тем, кто «видит невозможность служить добру, не жертвуя собой». Тут же автор спешит объяснить, откуда у таких людей брались силы для этой жертвы: Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских. Образом распятого Христа завершается стихотворение, и здесь мы не можем не почувствовать едва сдерживаемую скорбь поэта. Причем это не только личные переживания автора, но и выражение чувств лучшей части современников, преклоняющихся перед человеком, считавшим, что «умереть возможно для других».

41. Тема социальной трагедии в городской и крестьянской лирике Некрасова. Язык некрасовской поэзии // Роман Чернышевского «Что делать?»: основные идеи, поэтика.

«певцом народного горя». «Родина»Забытая деревня"«Размышления у парадного подъезда»Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,/ И пошли они, солнцем палимы...». «Железной дороге»Песне Еремушке

ГОРОДСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НЕКРАСОВА

В некрасовской поэзии, отличающейся исключительной тематическои широтой, большое место занимает город. Город Некрасова — город социальных контрастов. Своё внимание поэт уделяет не пышным кварталам, не обитателям дворцов, а «предместьям дальним». На город Некрасов смотрит глазами обездоленного разночинца-демократа, глазами обитателя чердаков и подвалов, голодного труженика, С жизнью этих пасынков города неизменно связаны его мысли. В гуле и грохоте города он различает не «шум приятный», а «ужасный концерт», скрежет пил и молотков, которым в ответ «гремит мостовая»,- «дикий крик продавца-мужика и шарманка с пронзительным воем». Он видит солдата, несущего детский гроб и сурово плачущего, старушонку в мужских сапогах, провожающую на кладбище горемыку-чиновника, голодного, босого, оборванного бедняка, укравшего калач. Нищие, ремесленники, голодные дети, писатели, умирающие в больницах для бедных, нескончаемой вереницей проходят перед читателем в «городских» стихах Некрасова.

В одном из ранних стихотворений «Еду ли ночью по улице тёмной» (1847) Некрасов суровыми словами рассказывает об одной из таких драм: в семье голодного бедняка умер единственный ребёнок, и мать, чтобы накормить мужа и купить гробик ребёнку, пошла на улицу. Об этом стихотворении Тургенев писал Белинскому: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил».

Город с его социальными контрастами Некрасов назвал «роковым» и забыть о нём никогда не мог. Видения городского ада преследовали Некрасова всю жизнь. Поэт знал, что именно здесь, в городе, «цепи куют на несчастный народ». И в ряде своих городских стихов он нарисовал отталкивающие портреты тех. кто куёт эти цепи. Поэт пишет о «владельцах роскошных палат», не любящих «оборванной черни», ростовщиках, чиновниках-взяточниках, генералах, банкирах и многих других. Некрасов с ненавистью и презрением посылает им страстные проклятья. Но поэт знал и другой город, город подавленных, но не покорившихся низов, город Белинского, Чернышевского, Добролюбова — борцов за народное счастье.

Никто из русских поэтов до Некрасова не писал так часто о городе, а главное, никто из них не видел в городе столько ужасов и горя, сколько увидел он. Сила воздействия его стихотворений была настолько велика, что некоторые из современных Некрасову писателей, вольно или невольно, переносили в свои произведения его поэтические наблюдения. Так, отдельные сцены из стихотворения «О погоде» потом были повторены Достоевским в романе «Преступление и наказание».

Многие поэты и писатели обращались к образам крестьян, но лишь у одного Некрасова они столь реалистичны и написаны с таким глубоким авторским пониманием. Образы русских людей у него не серые, унылые, забитые и убогие, как у большинства писателей. Нет, крестьяне Некрасова — зачастую люди высоких душевных качеств, сильные физически, обладающие огромным обаянием, умные. Но судьба (а лучше сказать, общественный строй) сгибает этих прекрасных людей, превращает их в угрюмых рабов, саму красоту преображает до неузнаваемости, до уродливости. Причина народных страданий одна — тяжкое ярмо крепостного права. В нем источник всех бед, оно превращает людей практически в скот. Вот почему Некрасов с таким негодованием отзывается о крепостничестве и пишет столько стихотворений, направленных на защиту униженных мужиков и против угнетателей («В дороге», «Извозчик», «Забытая деревня»). Радует поэта лишь то, что в народе, пусть исподволь, очень медленно и неуверенно, но все же назревает недовольство, которое даже сложно еще назвать протестом («Вино», «Псовая охота»). В стихотворении «Вино» герой практически готов открыто протестовать и защищать свое достоинство, но каждый раз выпитое вино мешает ему привести замыслы в действие. Вот и еще одна причина, по которой народ молчит и не поднимает головы, когда его быт — пресловутое русское пьянство. Русский мужик привык решать свои проблемы с помощью выпивки. Но, несмотря ни на что, все же Некрасов верит в народ и в его светлое будущее. Спасение русского народа Некрасов видит в учении. Чем образованнее человек, тем нетерпимее он относится к своим угнетателям. Тем более что в душе русского мужика хранятся неисчерпаемые богатства: доброта, щедрость, благородство, сострадание, милосердие. Все это должно найти выход, стать достоянием общества, а не погибать в измученных, истощенных людях.

Каждым новым стихотворением Некрасов добавлял яркие штрихи в картину народных бедствий. Тем самым он призывал мыслящих людей всеми силами бороться с крепостничеством, как с самым тяжким злом. Некрасов стремился также к тому, чтобы распространить свои произведения в народе. Об этом говорит и то, что он использовал в творчестве элементы народного языка. Многие произведения Некрасова имеют форму былины, сказки или песни. Это еще сильнее подчеркивает народность его лирики.

Сочувственное изображение крестьянского быта — основная черта некрасовской лирики. Поэтому Некрасов более всего заслуживает называться «народным поэтом» и занимает эту нишу в русской классической литературе по праву.

Язык произведений Некрасова иногда называют однообразным. Мнение неверное. Некрасов — это и поэт-лирик, и поэт-трибун, и поэт-рассказчик, и поэт-сатирик, обличитель. Разнообразие стиля Некрасова-поэта станет очевидно, если сравним, с одной стороны, такие стихотворения, как «Мы с тобой бестолковые люди...», и, с другой — «Н. Г. Чернышевский», или «Кумушки», или, скажем, «Нравственный человек». Поэт постоянно искал такой стиль, который бы наиболее соответствовал содержанию стихотворений.

Однако при всех этих различиях у языка произведений Некрасова есть общие черты. Именно в этих чертах кроется причина глубокого воздействия поэтического слова Некрасова на читателей-современников и на потомков. Слова и обороты, известные донекрасовской поэзии, в произведениях Некрасова часто изменяют свой смысл Примером этому может служить стихотворение «Душно. Без счастья и воли». Его глубинное содержание (подтекст) связано с расширением значений слов ночь, буря, чаша. Слово ночь с определением «без счастья и воли» не просто называет только время суток, оно говорит об условиях жизни в России. Слово буря не только обозначение бури в природе, но и образ общественного потрясения.
Главная особенность изменения смысла слов в поэзии Некрасова состоит в том, что слова обогащаются и изменяются в одном направлении, в них углубляется социальное содержание. К И Чуковский писал, что слово дело у Некрасова «почти всегда означало революционное служение народу», слово терпение (а также терпеть, терпеливый) «почти всегда имело укоризненный смысл и было синонимом примирения с действительностью» В приведенном стихотворении и слово чаша осмысливается в социальном плане Его содержание и традиционно, и в то же время ново использован традиционный фразеологизмчаша терпения, горя, но речь идет о переполненной чаше терпения народного.

Изменение содержания старых средств поэзии осуществляется Некрасовым наряду с широким вовлечением в поэтический язык нового словесного материала Особенное, некрасовское здесь — это обилие слов социально-бытовой речи наименований предметов, явлений и бытовых процессов, трудовых будничных дел различных слоев населения. Особенно много таких слов в произведениях о народной жизни. Эти слова не только сообщали колорит простоты, безыскусственности, «живой» жизни Они обрастали новыми образными значениями, получали возможность передавать не свойственное им в бытовой речи содержание. Например, в стихотворении «Друзья» слова проторить, лапти устанавливают своеобразную перекличку с высокой темой пушкинского «Памятника», с темой народной памяти о поэте.

Языковая палитра Некрасова содержит и совсем новые краски. Поэт черпает их из народной жизни, из устного народного творчества Они-то в большей мере и характеризуют неповторимую некрасовскую манеру. Чрезвычайно важно при этом, что образные и речевые средства из народного источника используются не только в произведениях о жизни народа, таких, как «Забытая деревня», «Притча о Ермолае трудящемся» Здесь их применение можно объяснить самим предметом изображения. Они употребляются и в глубоко «личных» лирических стихотворениях, раскрывающих внутренний духовный мир поэта. В них звучит голос самого поэта-лирика — явление новое в развитии поэтической речи. Поэт полностью отказывается от специфичных для языка поэзии словесных украшений и отдает предпочтение словам из родного речевого источника.

Лирический текст как бы пропитан фольклорным духом В нем налицо многие приметы поэтики фольклора и постоянные эпитеты (словцо доброе, Русь родная), и форма творительного падежа для выражения сравнения (снежным комом в значении «как снежный ком»), и разнообразные повторы. Разговорный и народно поэтический стиль стихотворения создают и синтаксические средства: нет длинных, сложных фраз, предложений с причастными и деепричастными оборотами. Строй стихотворения простой, разговорный, прямое обращение, формы повелительного наклонения глаголов в значении просьбы, употребление частиц уж, пусть способствуют возникновению доверительного тона, задушевности.

Выражению мыслей и чувств поэта с помощью средств народной речи служит и распределение звуков в стихе — стихотворный размер и рифма. В области звуковой организации стиха Некрасов тоже выступил новатором. В донекрасовской поэзии было почти безраздельное господство размеров с двусложной стопой, преимущественно ямба, и точной рифмы, мужской и женской. Такие стихи есть и у Некрасова. Однако специфичны для Некрасова-поэта трехсложные размеры, особенно анапест, и дактилическая рифма (ударение на третьем слоге с конца слова), которые ориентированы на народную поэзию.

Не менее ярко передана Некрасовым своеобразная речь крестьян, бар, попов, купцов. Блестящие образцы таких речевых характеристик во множестве рассыпаны в его произведениях, особенно в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Важнейшей отличительной чертой поэзии Некрасова являются народно-песенные мотивы, пронизывающие всё его творчество. Его стихи нередко вырастали из народных песен и так правдиво передавали образ мыслей и характер чувствований народа, что в свою очередь входили в песенный обиход народа. До сих пор, например, поются некрасовские стихи из поэмы «Коробейники»: «Ой полна, полна коробушка, есть и ситцы, и парча...». На поэтическом использовании певучей народной речи и устного народного творчества целиком основано замечательное творение Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Роман Чернышевского «Что делать?»: основные идеи, поэтика.

 

42. Тургенев в середине 1860-х гг.: пессимистические мотивы в повести «Призраки» (или «Довольно!») и романе «Дым». Смысл названия романа.

Романы Тургенева 60-70-х гг. отличаются от предшествующих тем, что в них приобретала большое значение политическая проблематика. Эта их особенность открыто и полно обнаружилась в «Дыме» и «Нови», но её проявления явственно ощутимы и в романе «Отцы и дети». Действие романа «Дым (1867) относится к 1862 году – году появления «Отцов и детей». Роман изображает политические обстоятельства эпохи, и выражает разочарование в плодотворности политической деятельности. Это разочарование прежде всего проявляется в отношении писателя к среде, причастной к политике правительственных верхов. В Дыме скептицизм перерастает в ненависть и презрение. Тургенев выступает здесь не только как аналитик, но и как гневный обличитель и сатирик. Среда, представляющаяся писателю средоточием политического протеста не рисуется как способная выдвинуть полезных, исторически значительных деятелей. На ней лежит печать измельченмя, оторванности от народа. Дым представляет собой роман-памфлет. Трагическая его сатиричность передавала глубокую грусть автора, расставшегося с надеждами на политическое возрождение страны, на демократизацию её строя, которые он питал в преддверии реформ. Рассматривая современную политическую жизнь как дым, бесполезный и бессмысленный (смысл названия!), писатель видит, что этот «дым» проникает во все поры существования общества и человека – и сама жизнь делается эфемерной, как тень, бегущая от дыма. Сомнение во всём. Этот лирический пессимизм романа более любых политических деклараций раскрывал, как дороги писателю были социальные завоевания его народа, важнейшим из которых он считал отмену крепостного права.

Повесть «Довольно» была задумана в 1862 году, но закончена только в 1864-м. Как и «Призраки», «Довольно» — своеобразная исповедь, интимная «автобиография» Тургенева. по структуре “Довольно” представляет собой “смешанный” жанр. Исследователи не пришли к окончательному выводу о жанре этого произведения, поскольку оно отличается ещё большим философствованием, большим присутствием личности самого автора и меньшей степенью художественной условности по сравнению с “Призраками”.Самая жизнь, как верно отметил П.Л.Лавров, представлялась Тургеневу «одним бесцельным повторением бессодержательных действий», всё равно каких – личных, исторических или природных. Произведение и строится как последовательное доказательство этого тезиса и делится на три неразрывно связанные друг с другом части: любовь, деятельность историческая и красота в природе и искусстве, из чего мы можем с уверенностью выявить две формы повествования – лирический дневник и философский очерк.

Первые главы произведения – это главы-воспоминания, последние – это философские размышления о смысле жизни, о месте и роли человека, о стихийном развитии природы. Начало «Довольно» пронизано интимными воспоминаниями, что наталкивает на мысль о дневниковых записях героя. Само заглавие, подзаголовок «Отрывок из записок умершего художника», лирическая тональность повествования – всё это говорит, что «Довольно» – автобиографическая исповедь, своего рода итог творчества писателя. «Довольно» своеобразная философская исповедь писателя проникнутая глубоко пессимистическим пониманием истории человеческого общества, природы, искусства.

Вторая часть, баз сомнения, является и по содержанию и по форме философским очерком. Эта часть произведения насыщена размышлениями о мгновенности, краткости человеческой жизни, обусловленной неизменным и слепым законом природы. Это и определяет, по мысли автора дневника, близкого по мироощущению Тургеневу, ничтожество личности, исторической жизни человека и её самого высокого проявления – искусства. У героя нет радости от общения с природой, потому что «всё изведано – всё перечувствовано много раз, нет даже ощущения счастья. Следовательно, человеческие пороки даны человеку той же природой. А великие слова так и остаются словами. Но искусство выше человеческих норм государства, права и принципов свободы, равенства и братства, провозглашенных Великой французской революцией. такое взаимопроникновение интимного, субъективного и философских размышлений характерно для такого стихотворного жанра, как философская лирика. Поэтому, по нашему мнению, правомерным было бы считать «Довольно» стихотворением в прозе, по размерам возросшим до объема повести. Об этом свидетельствуют окрашенные поэтическим чувством картины «личных воспоминаний» о прошлом, сменяющиеся раздумьями о тщете всего человеческого, всякой деятельности.

После публикации «Отцов и детей» начинается кризисная полоса в жизни Тургенева. Его, призывавшего к духовному примирению и социальной консолидации, объявили своим врагом как консерваторы, обвинив в потворстве бунтующей молодежи, так и молодые радикалы, обвинявшие его, в свою очередь, в идейном консерватизме и обтекаемости политической позиции. Кризис усугублялся также событиями начала 60х годов, когда, после обнародования манифеста об отмене крепостного права, в ответ на угрозы со стороны радикалов, правительство ответило суровыми репрессиями (наряду с прочими был арестован Чернышевский).

Кризисными настроениями пропитаны написанные в те годы два небольших произведения Тургенева: повесть «Призраки» (1864) и лирико-философский этюд «Довольно!» (1865). В первой фантастический сюжет – ночные полеты безымянного героя с таинственной, бесплотной девушкой Эллис по разным странам и эпохам – достаточно прозрачно выражает мысль автора о бесперспективности движения Истории, в которой вечно – и в древности, и в современности – сталкиваются две одинаково жестокие силы: сила государственного давления и сила разрушительного бунта «низов»; и в Риме времен Цезаря, и в России времен Разина, и в «сегодняшних» Париже и Петербурге люди продолжают лить кровь и уничтожать друг друга, и никто не в состоянии прекратить эту бессмысленную вселенскую бойню. В «Довольно!», написанном от лица «художника», Тургенев сначала провозглашает верховенство «чистого» искусства с его нетленной и независящей от злобы дня красотой над любыми политическими доктринами, включая и либеральные, всегда ведущими, как это видится ему теперь, только к насилию, крови и пошлости, а потом и само искусство, последнее утешение человека на этой земле, объявляет тленным, преходящим и бессильным противостоять всепожирающей смерти.т

«Дым». Этюдом «Довольно!» Тургенев предполагал завершить свою писательскую карьеру и никогда больше не браться за перо. Однако уже через два года он публикует новый роман «Дым». От предыдущих романов «Дым» отличается отсутствием в нем центрального героя – вершителя Истории. Масштабное, грандиозное деяние должно быть заменено спокойной и мудрой цивилизаторской работой по медленному преобразованию русской жизни, еще не знающей ни подлинной культуры, ни подлинного просвещения и потому упорно, по варварски, продолжающей апеллировать к грубой силе и слепой мощи стихийного порыва, – такова главная мысль романа. Теоретически ее обосновывает далеко уже не молодой человек, разночинец Потугин, «alter ego» автора и рупор его идей, демонстративно противопоставленный разночинцам Инсарову и Базарову. Тургенев хочет сказать, что «деятельный» разночинец, прежде чем действовать, должен обрести некоторые культурные навыки, чтобы его действия не стали гибельными для него самого и для общества, которое он стремится преобразовать.

Образцом и гарантом подлинной культуры, регулирующей и гармонизирующей стихийное начало в отдельном человеке и в обществе, выступает в романе европейская цивилизация, которую с неизменным пафосом и защищает Потугин, попутно обличая неурегулированный, дикий и потенциально кровавый хаос русской общественной жизни.

Варварский русский хаос представляют в романе две группы героев, зеркально отражающиеся друг в друге: это аристократический кружок генерала Ратмирова, члены которого мечтают силой подавить и приостановить начавшиеся в России преобразования, и кружок Губарева, состоящий из революционеров эмигрантов, также недовольных либеральными реформами Александра II и мечтающих о стихийном народном и, разумеется, тоже силовом взрыве, который раз и навсегда разрушил бы старые структуры жизни. В Губареве и его сторонниках разочарованный в революционной идее Тургенев сатирически изобразил своих бывших друзей – лондонских эмигрантов Н. П. Огарева и А. И. Герцена, а также М. А. Бакунина – убежденных социалистов, считавших тупиковым и гибельным путь европейской «буржуазной» цивилизации и связывавших свои надежды со свободным от ее бремени русским крестьянством, которое, как им казалось, однажды проснувшись для революционного взрыва, укажет всему миру путь дальнейшего развития. Идеи Потугина – о медленном приобщении России к европейским культурным нормам, – по мысли автора, предстоит воплотить в жизнь молодому дворянину Литвинову, проницательно усматривающему глубинное сходство между враждующими партиями «аристократов» и «революционеров» и возвращающемуся в конце романа в Россию, с тем чтобы начать применять в ней те навыки цивилизованного ведения хозяйства, которым он обучался в Европе.

Вместе с тем, «Дым» – самый пессимистический роман Тургенева; голос темной шопенгауэровской Вечности звучит в нем так же отчетливо и так же зловеще, как в «Призраках» и «Довольно!». Потугин и Литвинов, убежденные сторонники цивилизации и культуры, призванные умерять и успокаивать силовые вихри социального хаоса, сами, несмотря на всю свою интеллектуальную трезвость, оказываются жертвами стихии – стихии страсти, неодолимого, «рокового» чувственного влечения к одной и той же женщине, красавице аристократке Ирине. Справиться с этой силой они не в состоянии, и становится понятно, что сила принуждения, подавления или бунта, к которой, как к своему спасению, всегда готово прибегнуть «варварское» сознание русского общественника, есть та же самая сила, которая не позволяет слепо влюбленному человеку – где бы он ни находился: в России, в Европе, в любой точке мира, – преодолеть свою мучительную страсть, даже если он сознает, насколько она гибельна для его нравственной жизни. Все это, согласно философской концепции Тургенева, лики Мировой Воли, играющей человеком, не способным наложить на себя «железные цепи долга». Однако, в противоположность идеям ранней «любовной» повести, поздний Тургенев все меньше верит в способность человека уйти от гнева Мировой Воли: если она избрала его своей жертвой, то, ему уже никак не выбраться из ее когтей. Если Литвинов в финале романа возвращается к своей нравственно чистой невесте Татьяне, то только потому, что Ирина, полностью завладевшая его сердцем, отказалась соединить с ним свою судьбу.

Важнейшее место романа, объясняющее смысл его названия, – размышления Литвинова, глядящего на дым, вырывающийся из трубы паровоза, увозящего его в Россию. Сознавая свое полное бессилие перед мощью подчинившей его себе страсти, а значит, и судьбы, он признает «дымом», т. е. чем то призрачным, иллюзорным и бессмысленным, сначала «все русское» – толки «губаревцев», толки «ратмировцев», а потом и речи Потугина, пламенного защитника европейской цивилизации… Тем самым в его глазах – и в глазах автора – «дымом» оказывается вся человеческая жизнь, «все людское». Этими размышлениями окончательно сводится на нет и культ Героя, вершащего Историю; он как бы выворачивается наизнанку: там, где раньше была сила, бросающая вызов Вечности, теперь не осталось ничего, кроме бесплотного, маленького и жалкого колечка дыма.

 

43. Тема искусства в поэзии А.К. Толстого («Тщетно, художник…», «Против течения», «Порой веселой мая…») // Русская история в драматургии (одна из пьес «Исторической трилогии») А.К. Толстого.

А.К.Толстой-поэт (1817-1875) с ярко выраженным своеобразием. Его представления о поэзии(т.е.и об искусстве в целом), ее месте в жизни человека развивались под влиянием идеалистических идей. Вот как поэт определи характер творчества: Стихи витают в воздухе, и достаточно ухватить их за один волос, чтобы привлечь их из первобытного мира в наш мир.Тоже можно сказать и в отношении музыки, скульптуры, живописи.Но часто, ухватитвшись за один волосок, мы неловко дергаем и получаем что-то разорванное, искалеченное…Чтобы не портить и не губить то, что мы хотим внести в наш мир,нужны либо очень зоркий взгляд,либо совершенно полная отрешенность от внешних влияний, великая тишина вокруг нас самих, или же любовь, подобная моей, но без скорби и тревог.В поэтической форме эти взгляды были высказаныв программном стихотворении «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель…»:

Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!

Вечно носились они над землею, незримые оку.

…Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,

Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,

Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.

Вл.Соловьев в статье «Поэзия графа А.К.Толстого» отмечал главную идею стихотворения: «Истинный источник поэзии, как и всякого художества,-не во внешних явлениях и также не в субъективном уме художника, а в самобытном мире вечных идей или первообразов».

Назначение поэта А.К.Толстой видит не в том, чтобы приносить людям какую-либо непосредственную пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая любовь к прекрасному.Толстой высказывал эту мысль уже на закате своих дней, но начиная с 40-х годов, поэт не приемлет то прагматичное понимание искусства, которое начало укореняться в литературе. О примитивно понимаемой пользе, в том числе и искусства, высказывались многие русские писатели-мыслители- Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров. Толстой напишет «Порой веселой мая», в которой в яркой сатирической форме(диалога наивной невесты и прагматического жениха) представит воззрения нового времени: И взор ее он встретил,/ И стан ей обнял гибкой./ -О, милая!-ответил/ страстною улыбкой:/ -Здесь рай с тобою сущий!/ Воистину все лепо!/ Но этот сад цветущий/ Засеют скоро репой.

А.К.Толстой-поэт-борец. Приняв сознательною верою высший смысл жизни, ощутительное выражение которого есть красота, поэт возмущался всем, что отрицало или оскорбляло этот смысл. Красота была для него дорога и священна как сияние вечной истины и любви, как отблеск Высшей и Вечной Красоты, и он смело шел за свой идеал против течения:

Правда все та же! Средь мрака ненастного

Верьте чудесной звезде вдохновения,

Дружно гребите во имя прекрасного

Против течения!

..................................................

Други, гребите! Напрасно хулители

Мнят оскорбить нас своею гордынею.

На берег вскоре мы, волн победители,

Выйдем торжественно с нашей святынею,

Верх над конечным возьмет бесконечное,

Верою в наше святое значение

Мы же возбудим течение встречное

Против течения!

Русская история в драматургии А.К.Толстого

Толстой Алексей Константинович — известный поэт и драматург. Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии Смерть Иоанна Грозного (1866), Царь Федор Иоаннович (1868) и Царь Борис (1870). В 60-е-70-е гг. А.К.Толстой обращается к жанру исторической трагедии, что было не случайно. В это время появился ряд интересных драматургов, создававших пьесы на темы русской истории: Аверкиев «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве», Чаев «Сват Фадеич», К историческим темам обратился и крупнейший драматург 19 в. Островский –«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». В это время и появляется историческая драматическая трилогия А.К. Толстого:«Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»

трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире – власти человека над действительностью, над собственной участью.Страшная правда заключается в том, что «любовность» пытающегося всех примирить царя Федора приводит к умножению раздоров, его доброта, доверчивость и боязнь согрешить оказывается источником общественных зол.
еще рефераты
Еще работы по истории