Лекция: Восстание в Мосуле

 

В 148/765 г. вспыхивает еще одно восстание, на этот раз в Мосуле. Знамя борьбы поднял хариджитский идеолог Хасан ибн Муджадиль. После подавления восстания аль-Мансур решил обрушить свой карающий меч на мирных жителей Мосула, которые подозревались в поддержке мятежников, ибо, будучи шиитами, считались в составе Аббасидского халифата неблагонадежным элементом. В духе нового религиозного курса халиф собирает у себя авторитетных факихов, желая их одобрительной санкцией освятить свое решение.
— Разве не достоверно то, — обратился он к ним, — что Пророк сказал: «Верующие должны выполнять свои обязательства»? А жители Мосула обязались не выступать против меня, но они выступили против моего наместника, что позволило мне [пролить] их кровь.
— Длань твоя, — сказал один из присутствующих, — над ними распростерта, и слово твое в отношении них принимается. Если ты помилуешь их, то имеешь на это право, а если накажешь, то за то, что они заслуживают.
— А ты что скажешь, шейх? — обрился халиф к Абу-Хаиифе. — Ужель мы не в пророческом халифате и обители спокойствия?
— Они обязались в том, на что не имеют право, — ответил Имам, — а ты обязался в том, в чем нет прав у тебя, ибо кровь мусульманина дозволительна лишь по одному из трех преступлений, [чего в данном случае нет]. А если ты возьмешь [их жизни], то возьмешь недозволительное, ибо обязательство перед Богом должно быть исполнено прежде всего.
Аль-Мансур попросил Абу-Ханифу остаться. После того как все разошлись, халиф подозвал его и сказал:
— Шейх! Все так, как ты сказал. Возвращайся в свой город, но не выноси народу фетвы, которые порочат твоего Имама (то есть халифа) и развязывают руки мятежникам (хаваридж).
У Ибн-аль-Асира уточняется, что помимо Абу-Ханифы на встрече присутствовали Ибн-Абу-Ляйла и Ибн-Шубрума, между которыми и халифом состоялся несколько иной разговор, но с тем же содержанием, после которого аль-Мансур обратился также к Абу-Ханифе:
— Я вижу, что ты молчишь, о шейх!
— О повелитель правоверных! Тебе разрешают то, чем не владеют. Неужели ты считаешь, что если женщина без брачного договора и клятвы верности разрешает интимную близость, то близость эта дозволительна?
— Нет, — ответил халиф.
— Так воздержись от жителей Мосула!
Аль-Мансур повелел Абу-Ханифе и двум его землякам вернуться в Куфу.

 

еще рефераты
Еще работы по истории