Лабораторная работа: Психология личности подростка

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Факультет иностранных языков

ЗАЧЕТНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

по психологии подросткового возраста

Выполнила:

Студентка 211 гр. Денежкина Ксения

Проверила:

канд. психол. наук

Зорькина О.С.

Новосибирск 2010

Ошибка! Элементы указателя не найдены.
ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования: Изучить психологические особенности детей подросткового возраста

Задачи исследования:

1. Выполнить методики для определения уровня самооценки подростка.

2. Провести анализ полученных данных

3. Обобщить данные анализа и сформулировать общий вывод об уровне самооценки у испытуемого.

Методы исследования: личностыетесты-опросники

Данные об испытуемом

— Денежкина Полина Игоревна

— 12 лет

— Учащаяся 6 «А» класса

— Я выбрала Полину, так как она является моей родственницей, это означает, что проблем с установлением контакта не возникнет и это поможет мне составить более полный психологический портрет. Также я довольно часто ее вижу, что облегчит проведение тестов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Общая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Различают 2 периода подросткового возраста: 11-12 лет – младший подростковый возраст, 14-15 лет – старший подростковый возраст. Я хотела бы обратить внимание на младший подростковый возраст.

Характеризуя этот период, необходимо опираться на ключевые понятия характеристики любого возраста.

Социальную ситуацию развития в подростковом возрасте можно представить как «ребенок-общественный взрослый», т.е. эмансипацию ребенка (т.е. отделение) от взрослого.

Самосознание ребенка формирует эго-центричность (собственное «я»).

Ведущая деятельность- интимно-личностное общение.

Центральное новообразование- чувство взрослости.

Пубертатный период знаменуется бурным психофунологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка.

Происходят изменения во всех сферах личности. В связи с работами, которые проводила я, я бы хотела заострить внимание на эмоциональной сфере. Она характеризуется подростковым комплексом эмоциональности: повышенной возбудимостью подростка, эмоциональной неустойчивостью, колебанием настроения и повышенным чувством тревожности и изменчивостью и неадекватностью самооценки.

В моей работе меня интересуют два основных понятия: уровень самооценки подростка и уровень тревожности.

Тревожность

Неустойчивость эмоциональной сферы характеризуется высоким уровнем тревожности.

Большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге — с тревогой. Не зная причин возникновения тревоги, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное, как ему помочь.

В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство» [7, c. 203-206]. Рассмотрим сущность каждого.

Страх — аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Тревога — эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха — не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства

Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

А.М. Прихожан [22, c. 78] выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

— с процессом обучения — учебная тревожность;

— с представлениями о себе — самооценочная тревожность;

— с общением — межличностная тревожность.

Я в своем исследовании рассматривала именно уровень школьной (учебной) тревожности.

Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.

И.В. Имедадзе [15, c. 193] выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Кроме того, данные исследований Дж. Рейха, Дж. Хенсера и В. Майера указывают на то, что состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего мира и самого себя. Экспериментально-психологическое определение степени тревожности предполагает раскрытие внутреннего отношения ребенка к определенной ситуации, дающее косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и школе. Исходя из этого, представляется актуальным создание специального психологического метода многомерной оценки уровня и характера тревожности подростков школьного возраста.

в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и проявлении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период.

Становление эмоционально — волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности — сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка.

Проблема взаимосвязи между гендерными особенностями и тревожностью проявляющейся у подростков отражена в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученых как К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории (3. Фрейда, К. Хорни); теория Ч.Д. Спилбергера; концепции отечественных психологов (Захаров, И. В, Дубровина, В.Р. Кисловская, Л.И. Божовия, К.С. Лебединская, В.В. Суворова, А.М. Прихожан, Н.Д. Левитов, Давыдов), которые рассматривают тревожность с точки зрения ее функций выделяя тревожность двух типов: реактивную и личностную, что впрочем, совпадает с теорией Ч.Д. Спилбергера, который различает состояние тревоги и тревожность, как свойство личности. Тревожность в функциональном подходе рассматривается, как субъективный фактор, организующий деятельность личности в целом. Также теория К. Изарда, о том, что тревожность — это комплексное сплетение фундаментальных эмоций и других.

Протокол Исследования №1

Тест школьной тревожности Филлипса

Цель методики: изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой, у ребенка подросткового возраста.

Дата, время и место исследования:

· 18 октября 2010

· 17:40

· Квартира испытуемого

Экспериментальный материал: Лист с вопросами, ручка.

Инструкция к тесту:

«На этом листе вопросы о том, как ты чувствуешь себя в школе. Старайся отвечать на них правдиво и искренне, здесь нет правильных или неправильных ответов, хороших или плохих. Над вопросами долго не задумывайся. Отвечая на вопрос, пиши «да», если ты согласна с ним, и «Нет», если не согласна».

Результат исследования:

1. Подсчитывалось число несовпадений по тесту.

34/58=59 % Это означает, что у ребенка повышенная тревожность (58% > 50%)

2. Подсчитывалось число несовпадений по различным факторам.

· Общая тревожность в школе. 16/22=73%

Это говорит о повышенной, близкой к высокой общей тревожности ребенка в школе.

· Переживание социального стресса. 6 / 11= 54%

Это говорит о повышенном уровне переживания социального стресса.

· Фрустрация потребности в достижении успеха. 5/ 13 = 38%

Ребенок не сильно стремиться занять лидирующие позицию и не зациклен на успехе.

· Страх самовыражения. 4/6 = 66 %

Это говорит о повышенном страхе самовыражения.

· Страх ситуации проверки знаний. 5/6 = 83%

Это говорит об очень высоком уровне страха ситуаций проверки знаний.

· Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. 2/5= 40 %

Это говорит о невысоком уровне страха не соответствовать ожиданиям окружающих.

· Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 3/5 = 60 %

Это говорит о пониженной физиологической сопротивляемости к стрессу.

· Проблемы и страхи в отношениях с учителями. 3/ 8 =43 %

Это говорит о небольших проблемах и страхах в отношении с учителями

Протокол исследования №2

Методика «Самооценка в подростковом возрасте»

Цель методики: определить уровень самооценки испытуемого.

Дата, время и место исследования:

· 18 октября 2010

· 18:25

· Квартира испытуемого

Экспериментальный материал: Лист с вопросами, ручка.

Инструкция к тесту: ПередВами ряд суждений, по каждому из которых дается 5 вариантов ответов. Нужно выбрать один из них.

Результат исследования:

По данным теста испытуемый набрал довольно высокое количество баллов-83. Согласно шкале уровня самооценки этот показатель говорит о низком уровне самооценки.

Вывод

Проделав данную работу,

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.


Список литературы

1. revolutionpsychology/00204765_0.html

2.

еще рефераты
Еще работы по психологие