Лабораторная работа: Техническая оснащенность предприятий оптовой торговли

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Техническая оснащенность предприятий оптовой торговли……4

Заключение………………………………………………………………31

Практическая часть………………………………………………………32

Список литературы……………………………………………………...34

1.Техническая оснащенность предприятий оптовой торговли

Для стабильного функционирования, целесообразного использования сил и средств, а так же экономии времени на предприятиях оптовой торговли используется специальное узконаправленное оборудование.

Оборудование предприятий оптовой торговли можно разделить на несколько групп в зависимости от направленности его использования:

1. Оборудование для хранения материалов:

1.1 Поддоны.

1.2 Стеллажи:

1.3 Оборудование для хранения сыпучих материалов.

1.4 Оборудование для хранения жидкостей.

2. Подъемно-транспортные машины:

2.1 Погрузочно-разгрузочные машины.

2.2 Транспортирующие машины.

2.3 Штабеле — и стеллажеобслуживающие машины.

2.4 Грузоподъемные машины.

2.5 Универсальное оборудование.

1.1 Оборудование для хранения материалов

На материальных складах народного хозяйства широко применяется разнообразное оборудование – стеллажи, поддоны, складская унифици­рованная тара и др. Применение этого оборудования способствует более полному использованию объемов складских помещений, внедрению комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, обеспечению количественной и качественной сохран­ности материальных ценностей.

Основные требования, предъявляемые к оборудованию для хранения материалов:

— должна быть обеспечена качественная сохранность материалов и изде­лий. Каждую марку, сорт и размер того или иного материала необходимо хранить в соответствующем стеллаже, закроме, бункере и т. п. В одной ячейке стеллажа, закрома и бункера нельзя хранить два (и более) сорта марок материалов, потому что это осложняет отпуск материалов, вызывает его порчу и пересортицу; качественная сохранность материала или изделия обеспечивается только в том случае, если вместе с требуемым типом здания для хранения данного материала будет принят еще соответствующий тип стеллажа или иного приспособления;

— оборудование должно позволять укладывать материал с одной сторо­ны, а отпускать – с другой, обеспечивая при этом прямопоточность поступ­ления и отпуска материалов;

— при выборе типа стеллажа или другого приспособления необходимо стремиться к тому, чтобы обеспечивалась удобная укладка и выемка мате­риала из стеллажа или другого приспособления при помощи подъемно-тран­спортных механизмов, которые используются на складе;

— должно быть обеспечено максимальное использование объема склада, стеллажа и другого устройства для хранения;

— конструкция стеллажей и других устройств в необходимых случаях должна позволять изменять их емкость в связи с изменением количества хранимых материалов;

— конструкция стеллажей и других устройств должна быть простой, легкой, дешевой, а в необходимых случаях – и сборно-разборной.

Размеры ячеек и стеллажей принимаются в зависимости от габаритов материалов, способов их укладки (на полках стеллажа, поддонах) и приня­той организации и механизации внутрискладских работ.

ГОСТами установлена система унифицированных размеров для стелла­жей поддонов, контейнеров и тары. Унификация размеров для тарно-штучных и длинномерных грузов позволяет осуществить их серийное производ­ство, способствует снижению их стоимости. Упрощаются также работы, связанные с монтажом стеллажей.

Складское оборудование подразделяется по назначению:

— для хранения тарно-штучных грузов;

— для хранения навалочных и насыпных грузов;

— для хранения наливных грузов;

по видам емкостей :

— закрытые;

— полузакрытые;

— открытые;

по конструкции:

— стеллажи (универсальные и специальные);

— поддоны (штабельного или стеллажного хранения);

— контейнеры;

— специальные устройства;

по материалу изготовления:

— металлическое,

— пластиковое;

— деревянное;

— комбинированное.

1.1.2 Классификация и характеристика основных видов поддонов

Поддоны являются одними из основных средств пакетирования. Поддоны по конструкции подразделяются на пло­ские, стоечные и ящичные, а каждый из них – на раз­личные типоразмеры. Плоский поддон имеет настил с плоским ос­нованием (без боковых ограждений); стоечный, кроме него, – стойки со свободными или скрепленными связями (стойки воспри­нимают нагрузку при штабелировании); ящичный состоит из нас­тила с ножками или плоского поддона с боковыми ограждениями (стенами), крышкой или без нее. Стены предназначены для удер­жания груза. Поддоны изготовляют неразборными и разборными, а также складными; в последнем случае конструкция позволяет складывать его, не нарушая сочленения отдельных элементов.

Поддоны, как и другие средства пакетирования, бывают мно­гооборотными или одноразовыми. Многооборотные могут принад­лежать грузоотправителям, грузополучателям и транспортным организациям. Предприятия используют их для своих нужд, транс­портные организации – для общего пользования. К последней категории относятся универсаль­ные поддоны для грузов широкой номенклатуры. Поддоны же не общего пользования, предназна­ченные для определенных родов грузов, относятся к категории специализированных. Часть их унифицируется для обращения внутри отдельных отраслей на­родного хозяйства.

Плоские поддоны изготовля­ют однонастильньтми – площад­ка для груза (настил) опирается на пол через поперечные опоры (ножки) и двухнастильными – верхний служит для укладки гру­за, а нижний – опорой. В зави­симости от возможности захвата вилами погрузчика поддоны бы­вают двух- и четырехзаходные. У двухзаходного по всей длине или ширине расположено два или три опорных бруска и поэтому через проемы можно ввести ви­лочный захват с двух противо­положных сторон. У четырехзаходного поддона настилы разде­ляют три большие и шесть малых шашек, поэтому ввод ви­лочного захвата обеспечен с че­тырех сторон.

Организация ИСО утвердила стандартные размеры упаковки 400×600 мм, сочетающийся с размерами европейских поддонов 800×1200 и 1000×1200 мм. Отечественные плоские поддоны многократ­ного пользования в зависимости от назначения изготовляют шести основных типов и по размерам подразделяют на четыре группы. Поддоны размером 800×1200 и 1000×1200 мм применяют на железнодорожном и автомо­бильном транспорте, а также в смешанных сообщениях (европоддоны); раз­мером 1200×1600 и 1200×1800 мм, а также с выступа­ми грузоподъемностью 2,0 и 3,2 т – на водном транспорте. В таблице 1 представлена техническая характеристика основных типов плоских поддонов.

Таблица 1

Техническая характеристика плоских поддонов

Тип поддона Поддон Размеры в плане, мм Грузоподъемность, т
ширина длина
П2 Однонастильный двухзаходный 800 1200 1,0
П4 Однонастильный четырехзаходный 1000 1200

1,0

1,0

2П4 Двухнастильный четырехзаходный 1000 1200

1,0

1,0

2ПО4 Двухнастильный четырехзаходный с окнами в нижнем настиле 1000 1200

1,0

1,0

2ПВ2 Двухнастильный двухзаходный с вы­ступами 1200 1600;1800 2,0; 3,2

Наибольшее распространение в нашей стране получил плос­кий поддон типа 2ПО4 – двухнастильный четырехзаходный с окнами в нижнем настиле грузоподъемностью 1 т, размером 800×1200 мм. Он предназначен для обращения внутри страны на всех видах транспорта (железнодорожном, автомобильном, мор­ском и речном).

Параметры ящичных и стоечных поддонов соответст­вуют размерам плоских 800×1200 и 1000×1200 мм. Но внешние их размеры увеличены: ширина на 35 и длина на 40 мм. Высота должна быть не более 1150 мм, а для используемых в междуна­родных перевозках не более 970 мм.

Высота меняется в зависимости от конструкции и назна­чения. Грузоподъемность не превышает 1 т, учитывая, что ГОСТ 21929-76 определяет предельную массу пакета брутто при пере­возке в крытых вагонах и в контейнерах не более 1 т. Чтобы не снижать производительность погрузчиков при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, ГОСТ 19434-74 установлены основные присоединительные размеры для тары, складских помещений транспортных средств и погрузочно-разгрузочной техники.

Каждому типу поддона в зависимости от конструкции и мате­риалов, из которых он сделан, присвоено условное обозначение: плоский – буква П, ящичный – Я, стоечный – С; цифра перед буквой – число настилов у плоских, стен (стоек) у ящичных или стоечных поддонов; цифра в конце условного обозначения плос­кого поддона – число заходов. Буква О указывает на наличие ок­на у плоского, обвязки у стоечного и признак того, что открыва­ется пол у ящичного поддона; В – выступ у плоского; К – кры­шка у ящичного поддона; Р – ящичный поддон разборный; Д – наличие у него двери; С – откидной или съемной стены или стойки у стоечного поддона; СО – съемная обвязка у стоечного поддона. В конце условного обозначения стоят размеры (ширина, длина) и название материала, из которого выполнены основные части поддона: Д – дерево; С – сталь; Л – легкий сплав; СН – синтетический материал; ДС – дерево и сталь; ДЛ – дерево и легкие материалы; СНЛ – легкие и синтетические материалы; СНС – сталь и синтетические материалы. После сокращенного названия материала знаменателем указан способ соединения: ВГ – винтовыми гвоздями и Ш – шурупами. Так, плоский поддон двухнастильный четырехзаходный с окнами в нижнем на­стиле без выступов размером 800×1200 мм, грузоподъемностью 1 т с основными деталями из дерева и соединения винтовыми гвоздями условно обозначен – 2ПО4-800×1200–1,0 Д/ВГ.

Помимо универсальных, в народном хозяйстве используют спе­циализированные (для определенных грузов) поддоны, которые отличаются разнообразием конструкций и типоразмеров, учитыва­ющих специфические особенности и свойства грузов: тарно-штучных, сыпучих, навалочных, крупногабаритных и др. Наиболее ши­роко применяют специализированные поддоны и специальную та­ру при межзаводских поставках комплектующих изделий и запас­ных частей на предприятиях министерств автомобильной промыш­ленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, транспортировке продукции черной и цветной металлургии и др. Ящичные поддоны без крышки, эксплу­атируемые на предприятиях этих отраслей, предназначены для транспортирования и хранения на складах запасных частей к тракторам, автомобилям, сельскохозяйственным машинам, а также других упакованных и неупакованных изделий. Каркас такого поддона имеет повышенную прочность и изготовлен из стальногоуголкового профиля; стены и дно обшиты досками. Одна из боко­вых стен может быть сетчатой. Его можно штабелировать в шесть ярусов и перемещать по рольгангу. Передние и задние стены сна­бжены откидными дверцами, позволяющими при хранении на складах отбирать изделия из нижних поддонов, не снимая верх­ние.

Разработан поддон, имеющий складной каркас пяти различных размеров по вы­соте (от 350 до 1150 мм) и соответственно изменяющийся полез­ный объем от 0,18 до 0,88 м3. Стены сплошные или решетчатые, размеры в плане 800×1200 мм, масса бокового ограждения 6,1-30,5 кг. Поддон предназначен для транспортировки и хранения различных преимущественно неупакованных грузов. Достоинст­во конструкции – возможность установки каркасов (бокового ог­раждения) различной высоты, которую выбирает грузоотправитель в зависимости от объемной массы груза. Для более ценных грузов разработана конструкция аналогичного поддона с крышкой (тип 4ЯРК). Техническая характеристика его та же, что и у поддона 4ЯР за исключением массы, которая в зависимости от каркаса изменяется от 38 до 56 кг.

Стоечные поддоны МП-70 представляет собой сварной каркас из стального проката уголкового профиля с двумя деревянными полками. К двум боко­вым стойкам, соединенным между собой поперечными балками, приварены фиксаторы, обеспечивающие штабелирование поддо­нов в шесть ярусов. Разработано несколько типов таких поддо­нов, отличающихся формой, размерами и расположением опор­ных приспособлений.

Стоечный поддон, разработанный УНИПТИМаш, представляет собой сварной металлический каркас в виде лотка. К боковым стойкам приварены фиксаторы, обеспечивающие штабелирование. Предназначен для пакетных перевозок свинцово-кислотных стартерных аккумуляторных батарей. Приняты два типоразмера: 800×1200 мм и 1000×1200 мм. Первый используют для транспор­тировки и хранения малогабаритных батарей; второй – для сред­не- и крупногабаритных. В каждом из них размещается шесть ба­тарей: в двух рядах по три. Загружают в вагон в четыре яруса, а размещают в складе в шесть-семь ярусов (допускается штабе­лирование до девяти ярусов). Перегружают электропогрузчиками, которые захватывают сразу два пакета с батареями.

Стоечный поддон 4ССО для перевозки мяса состоит из четырех сварных элементов: основа­ния, головки с крючьями для под­веса мяса и двух боковых стен; при необходимости разбирается и складывается, при этом объем его сокращается более чем в три раза. В поддоне размещается мясо ох­лажденное – свинина в полутушах 500, говядина в четвертинах 400, мясо мороженое или сортовые от­рубы в картонной или полиэтилено­вой таре до 900 кг. Стоечные поддо­ны позволяют снизить себестои­мость погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ; повысить производительность труда в 3-4 раза; сократить пот­ребную емкость камер холодильни­ков при установке в один ярус на 22, в два – на 45 и в три яруса – на 67 %. Себестоимость доставки ох­лажденного мяса сортовыми отруба­ми по железной дороге на расстоя­ние 1000 км сокращается на 35-40 %.

1.1.3 Универсальные стеллажи.

Оборудование для хранения штучных и затаренных материалов и изде­лий включает различные типы универсальных и специализированных стелла­жей. В настоящее время материалы и различные изделия на складах хранят­ся в основном в стеллажах и на поддонах.

Стеллажи обычно изготовляются из металла, дерева, бывают и смешан­ной конструкции (из легковесных материалов, фанеры и др.). Деревянные стеллажи хотя и просты в изготовлении, но имеют небольшой срок службы и ограниченную возможность использования их для хранения огнеопасных и тяжелых материалов, изделий.

По сравнению с деревянными металлические стеллажи имеют ряд преимуществ: высокую прочность и долговечность; способность выдержи­вать большие нагрузки и безопасность в пожарном отношении. Металли­ческие стеллажи применяются в основном для хранения материалов и изде­лий на поддонах.

Стеллажи смешанной конструкции изготовляются в виде металличес­кого каркаса, а боковые стенки и полки – из дерева, фанеры, картона и других прочных легковесных материалов. Каркас таких стеллажей чаще всего изготовляется из уголковой стали или труб, поэтому они получаются сравнительно легкими. К их достоинствам следует отнести легкость монта­жа, большую, чем у деревянных стеллажей, прочность и долговечность. На складах могут применяться и железобетонные универсальные стеллажи сборной конструкции. Они также отличаются прочностью, долговечностью и безопасностью в пожарном отношении. В отличие от металлических эти стеллажи требуют меньших расходов по их содержанию.

Универсальные стеллажи используются для хранения различных штуч­ных и затаренных материалов и изделий. Применяются типы полочных, легочных и ящичных стеллажей, отличающиеся друг от друга схемой устройства, размерами и материалом, из которых они изготовлены. Уни­версальные стеллажи могут быть односторонние и двусторонние.

Для рационального использования стеллажей существенное значение имеет правильный выбор их размеров. Размеры стеллажей и поддонов дол­жны обеспечивать оптимальную их емкость и вместимость при наилучшем использовании площади и объема склада Габаритные размеры универсаль­ных стеллажей принимаются в зависимости от габаритных размеров поддо­нов, на которых хранятся материалы. Высота стеллажей устанавливается в зависимости от используемых на складах подъемно-транспортных меха­низмов.

Широкое применение имеют сборные металлические стеллажи из штам­пованных деталей с регулируемой высотой полок. Сборка их осуществляется на болтах.

Каркасные односторонние стеллажи сборно-разборной конструкции предназначаются для хранения пакетов или материалов, уложен­ных на поддоны.

Сборно-разборные стеллажи в сравнении со сварными обеспечивают в среднем до 20 % экономии металла.

В настоящее время для хранения некоторых видов материалов и изде­лий на поддонах применяют так называемые стеллажи-рольганги наклон­ного типа – гравитационные стеллажи. Указанные стеллажи имеют приемную загрузочную и разгрузочную стороны. Уложенные на такой стеллаж поддоны с грузом перемещаются под действием силы тяже­сти. Укладка и снятие поддонов с такого стеллажа осуществляются авто­погрузчиком или краном-штабелером.

Коэффициент использования площади складов увеличивается примене­нием так называемых проходных стеллажей. Эти стеллажи состоят из вертикальных стоек, соединенных между собой горизонталь­ными уголками. Нижние полки уголков выступают внутрь проходов и служат для укладки на них поддонов с материалами. Размеры между вертикальными стойками принимаются в зависимости от ширины поддонов с таким расчетом, чтобы уложенные на выступающие уголки поддоны не мог­ли упасть. Погрузчики, используемые для механизации работ на складе, могут свободно перемещаться между стойками, держа поддон несколько выше нижней полки стеллажа. Ширина погрузчиков должна иметь меньше ширины продольных ячеек стеллажа. Опуская вилы погрузчика вниз можно устано­вить поддон на полки уголков стеллажа. Съем поддона и вывод его из стел­лажа осуществляются при помощи погрузчика. Количество устанавливаемых, рядов поддонов по высоте зависит от высоты подъема грузов погрузчиком. В отдельных случаях при длительном хранении легковесных материа­лов и изделий целесообразно использовать передвижные стеллажи универсального типа на роликах. Такие стеллажи имеют металлический каркас с заполнением стенок из легких материалов (фанеры, прессованно­го картона, фибры, пластмассы). Внизу стеллажи опираются на ролики, с помощью которых они передвигаются вдоль проходов по специальным направляющим (угольникам). Стеллажи устанавливаются с небольшим зазором друг от друга, в результате чего значительно улучшается использо­вание площади склада Основной их недостаток – усложнение складских работ по укладке и выемке материалов из стеллажей.

1.1.4 Специализированные стеллажи.

Специализированные стеллажи предназначаются для хранения определенных видов материалов и изделий: проката металла, труб, инструмента, различных деталей, бочек, баллонов с газами и др.

Для хранения металла в прутках и труб применяются различные типы стеллажей. Для горизонтального хранения сортового проката металла и труб наиболее употребительными являются стоечные и консольные стел­лажи, металлические скобы и передвижные елочные стеллажи.

Стоечные стеллажи предназначаются для хранения больших количеств сортового металла и труб одной марки и размера. Емкость ячей­ки таких стеллажей может достигать 20-60 т. Количество отдельных ячеек принимается различное – от 2 до 5 и более. Такие стеллажи могут быть стационарными и передвижными.

В стоечные стеллажи сортовой металл и трубы укладываются при помощи различных подъемно-транспортных механизмов, а потому они рекомендуются для применения на механизированных складах.

На складах металла применяются также и специальные металлические скобы. Они изготовляются из швеллера или толстых полос металла. Емкость скоб обычно принимается исходя из грузоподъемности применяемых на складе подъемно-транспортных механизмов и достигает 5 т и более. Для обеспечения большой нагрузки на 1 м2 площади склада скобы с одним и тем же металлом можно укладывать в несколько рядов по высоте. Применение скоб позволяет более эффективно использовать подъемно-транспортные механизмы.

Для хранения небольших количеств отдельных профилей и марок проката металла применяются так называемые консольные стеллажи. Они изготовляются из металла и бывают стационарными и передвижными одно- и двусторонними. Количество ячеек в стеллаже может быть различное. В большинстве своем они имеют до 16 ячеек и более.

Размеры нижних ячеек стеллажа и их емкость больше верхних. Средняя емкость одной ячейки стеллажа составляет около 3-5 т. При хранении пруткового металла и труб на открытых складах такие стеллажи могут иметь крышу. В целях повышения коэффициента использования площади склада находят применение консольные стеллажи. Такие стеллажи состоят из четырехколесной тележки и консольного стеллажа, укрепленного на ней. Наклонное положение ячеек стеллажа позволяет укладывать и вынимать металл из ячеек, использовав различные краны. Для того, чтобы стеллажи устанавливались плотно друг к другу, передние колеса тележки имеют более узкую, чем задние, колею. Каждый стеллаж имеет привод с дистанционным управлением.

На крупных складах сортового металла и труб целесообразно использовать консольные стеллажи с высотой укладки металла до 12 м и более. Консольные стеллажи находят широкое применение в практике, так как позволяют использовать для укладки и выемки металла в стеллажи вилочные погрузчики, краны и штабелеры.

Используются на складах и многоярусные стеллажи сборно-разборной конструкции. Они устанавливаются на складах, имеющих большую высоту и большой грузооборот. Такие стеллажи обеспечивают рациональное ис­пользование объемов складских помещений, дают возможность механизи­ровать складские работы и значительно увеличить производительность труда работников складов.

Тарно-штучные грузы хранятся в ячеечных стеллажах на поддонах.

Для хранения проката металла и труб используются специальные выдвижные стеллажи. Они состоят из отдельных секций, установ­ленных друг на друга и выдвигаемых в складской пролет. Каждая такая секция открыта с двух сторон и имеет по нескольку ячеек. Ширина секции 2,13 м, высота 0,61 м. В ячейки таких секций можно укладывать прутки металлов и труб до 6,1 м. Каждая секция рассчитана на нагрузку до 7-10 т. По бокам секций на двух стойках закреплены специальные крюковые захваты. Имеются также винтовые домкраты, опирающиеся на стальную несущую раму, позволяющие удерживать верхние секции стеллажа при выдвижении нижних.

Нижняя секция стеллажа снабжена роликами, передвигающимися по рельсам, уложенным на полу. Когда все секции стеллажа сцеплены зетобразным крюком, весь стеллаж может быть выдвинут в проход с опорой на нижние металлические ролики. Выдвижение осуществляется при помощи канатно-блочной системы, приводимой в действие гидросистемой, смонти­рованной на полу под стеллажом.

При помощи гидросистемы обеспечивается привод винтовых домкра­тов, осуществляющих подъем верхних секций для возможности выдвиже­ния требуемой полки стеллажа. Управление всеми операциями загрузки и разгрузки стеллажа – дистанционно-кнопочное. Укладка и выемка метал­лов и труб из стеллажа могут производиться вилочными погрузчиками и кранами.

Для хранения листового металла используются специальные наклон­ные пирамидальные, стоечные и обыкновенные полочные стеллажи. Пира­мидальные и стоечные стеллажи позволяют использовать для укладки и выемки листового металла крановые устройства. Полочные используются для хранения тонколистовой стали в пачках.

Для хранения проволоки в мотках целесообразно использовать специ­альные стеллажи трапецеидальной формы со штырями. В них мотки проволоки могут подвешиваться на штыри по 5 рядов и более по высоте. Для механизации складских работ могут использоваться погрузчики со штыревым захватом или краны.

Стеллажи для хранения инструмента. Инструмент для слесарных и кузнечных работ хранят на обыкновенных полочных или полочно-клеточных стеллажах. Режущий и мерительный инструмент, а также инструмент для точных работ хранят на полочно-клеточных стеллажах закрытого типа или в стеллажах с выдвижными ящиками.

Для хранения различных деталей, подшипников, инструмента, трубо­проводной арматуры, крепежных изделий, электродов и других изделий целесообразно использовать механизированный стеллаж элеваторного типа. Он представляет собой сборно-разборную металлоконструкцию шахтного вида, внутри которой размещен транспортер с двумя втулочно-роликовыми цепями, к которым шарнирно подвешены грузонесущие полки. Привод транспортера расположен в верхней части стеллажа. Каркас стеллажа собирается из унифицированных секций и может быть выполнен из пяти разных размеров по высоте. На приемный стол у загрузочного окна стеллажа груз может подаваться погрузчиком или другим механизмом. Полки механизированного стеллажа могут быть приспособлены для размещения на них груза в мелкой таре и навалом. Управление стеллажом кнопочное. Оператор по шкале искателя устанавливает указатель на цифру, номер которой соответствует номеру вызываемой полки, и нажимает кнопку «Пуск», включая привод. Вызываемая полка подходит к загрузочному окну, привод автоматически отключается и открывается дверца загру­зочного окна. Один оператор может обслуживать несколько механизированных стеллажей. Эти стеллажи занимают мало места, обеспечивают нагрузку до 1,5 т/м2 площади склада.

Стеллажи для хранения бочек. Для хранения бочек с маслами и други­ми нефтепродуктами используются металлические и деревянные стеллажи. Для лучшего использования объема склада применяются стеллажи с много­ярусной укладкой бочек, а также стеллажи с продольной укладкой бочек. Полки такого стеллажа имеют наклон в сторону отпускной пло­щадки и свободно перекатываются внутри стеллажа. Укладка бочек в стел­лажи, а также снятие их осуществляются подвесными штабелерами.

Стеллажи для хранения баллонов с газом. Баллоны с газом в большин­стве своем хранятся в специальных стеллажах в вертикальном положении. Емкость стеллажей может быть различна. Они устраиваются односторонними и двусторонними. Изготовляются из металла и дерева (смешанной конструкции).

1.1.5 Оборудование для хранения сыпучих материалов.

Для хранения различных сыпучих материалов (угля, песка, гравия, Цемента и др.) используются бункера, закрома, траншеи, эстакады и др.

Бункерные устройства. Бункера представляют собой емкости, служа­щие для временного хранения и пересыпания различного рода сыпучих материалов. Каждый бункер имеет сверху загрузочное отверстие, а снизу – высыпное отверстие, перекрываемое бункерным затвором. По форме бункера бывают различных видов: прямоугольные, круглые, конические, Щелевые и др. По виду установки они делятся на наземные, полузаземленые и подземные. Они могут быть стационарными и передвижными. Бункера бывают деревянные, железобетонные, металлические и смешанной конструкции. Деревянные обычно устраиваются на складах временного типа, связанных со строительством. На складах длительной эксплуатации реко­мендуется устраивать железобетонные или металлические бункера. Наибо­лее распространенными формами бункеров являются прямоугольные, пирамидальные и прямоугольно-комбинированные. Объединение ряда бун­керов в одном сооружении носит название бункерной эстакады. Наличие большого количества насыпных люков позволяет быстро производить за­грузку железно дорожных вагонов.

Высыпные люки бункеров обычно оборудуются высыпными желобами. Форма бункеров бывает прямоугольная, реже полукруглая. Ширина погру­зочных желобов принимается в 2,5-3 раза больше размера максимальных кусков, высота в 1,5-1,7 раза больше таких кусков. Емкость бункеров колеблется в широких пределах, нередко достигая 100 м3 и более.

Форма бункера, наклон боковых стенок и размер насыпного отверстия должны приниматься такими, чтобы сыпучий материал из бункера высыпал­ся без задержки. Неправильно выбранная форма бункера и недостаточный размер высыпного отверстия могут затруднить высыпание материала, вызвать так называемое сводообразование. Для разрушения образовав­шихся сводов в бункерах и воронках предусматривают шуровочные щели и отверстия. Для обеспечения нормального высыпания материала из бун­кера необходимо, чтобы угол наклона ребер боковых стенок прямоуголь­ного бункера к горизонту был больше угла естественного откоса материа­ла, находящегося в состоянии покоя, не менее чем на 5-10 %.

При установлении размеров высыпных отверстий должны быть учтены: род груза (его физические свойства), размеры отдельных кусков и т. д., принятая производительность бункера, тип затвора.

Высыпные отверстия прямоугольных бункеров обычно имеют форму квадрата, в бункерах другой формы они могут быть круглыми и прямо-больными. В зависимости от свойств материала размеры высыпных отверстий бункеров принимаются от 400X400 до 1000X1000 мм.

При нормальных высыпных отверстиях и равномерном потоке сыпучего материала пропускная способность бункера Qбун (т/ч) может быть определена по формуле:

, (1)

где F – площадь выпускного отверстия, м2; γ – объемный вес материала, т/мз. v – скорость истечения материала из бункера, м/с (может быть принята в пределах 0,5-2,0 м/с).

Большие значения скорости относятся к сортированным и хорошо сыпучим материалам, а меньшие – к рядовым и плохосыпучим.

Бункерные затворы и питатели. Бункерные затворы предназначаются для перекрывания высыпных отверстий бункеров и регулирования потоку высыпаемого материала. В практике применяется большое количество различных типов бункерных затворов. Наиболее употребительные из них следующие: клапанные, секторные, пальцевые, челюстные, плоские, круг­лые и др.

Повышенные пути и эстакады. Для разгрузки различных навалочных материалов (руды, угля, песка и т. д.) из саморазгружающегося подвижно­го состава служат повышенные железнодорожные пути и разгрузочные эстакады.

Повышенные пути являются наиболее простым устройством открытых разгрузочных фронтов. Они устраиваются в виде насыпей обычного про­филя. Откосы насыпей укрепляются досками, пластинами, булыжниками бетонными и железобетонными плитами. Емкость отвалов таких повышенных путей небольшая, поэтому они применяются на предприятиях, получающих небольшое количество навалочных материалов. Большую емкость отвалов имеют насыпи с вертикальными стенками (бесфундаментные эстакады) и разгрузочные эстакады.

Широкое применение находят эстакады сборной железобетонной конструкции высотой 1,5; 2 и 3 м. Такие эстакады отличаются быстротой сборки и долговечностью службы.

Часто на крупных предприятиях выгрузка сыпучих и кусковых маты риалов производится в траншеи, бункера и т. д.

Емкость разгрузочного устройства Е (т) определяется по формуле:

, (2)

где L – длина повышенного пути или эстакады, м; F – площадь сечения навалочного материала с одной стороны отвала, м2; γ – объемный вес навалочного материала, м/м3; β – коэффициент, учитывающий неравномерность заполнения отвала (принимается в пределах 0,8-0,85).

Размеры разгрузочных устройств (повышенного пути или эстакады) зависят от количества одновременно разгружаемых вагонов и производительности механизмов, работающих на уборке разгружаемых материалов; из отвалов. Чем быстрее убирается материал из отвалов, тем меньше требуется емкость, а следовательно, и размеры разгрузочных устройств. Емкость разгрузочного устройства должна обеспечивать бесперебойную выгрузку всех вагонов, одновременно подаваемых для разгрузки. Высота разгрузочного устройства должна позволять разгружать вагоны без пере­движения их по разгрузочному фронту.

1.1.6 Оборудование для хранения жидкостей.

Для хранения нефтепродуктов на складах используются резервуары и мелкая тара (бочки, бидоны и т. д.). Резервуары изготовляются металли­ческие и неметаллические, последние подразделяются на железобетонные, бетонные и кирпичные. Резервуары, предназначенные для хранения нефте­продуктов (бензина, лигроина, керосина и др.), устраиваются главным образом закрытыми металлическими. Мазут и другие темные нефтепродук­ты хранятся в металлических и железобетонных резервуарах. Иногда для хранения мазута используют кирпичные хранилища, а для тяжелой нефти – и открытые земляные хранилища.

По способу установки резервуары делятся на наземные, полупод­земные и подземные.

Металлические резервуары по форме могут быть цилиндрические (вертикальные и горизонтальные), квадратные, прямоугольные, капле­видные, сферические и др.

Вертикальные металлические цилиндрические резервуары применяются главным образом для хранения больших количеств нефтепродуктов. Ем­кость их достигает 20 тыс. м3. Вертикальный цилиндрический резервуар состоит из трех основных частей: днища, цилиндрической части (корпуса) и крыши. Монтаж и сварка стальных резервуаров из элементов заводского изготовления осуществляются непосредственно на строительной площадке. Емкость таких резервуаров колеблется от 400 до 5000 м3 .

Крыши резервуаров бывают конические, сферические и плоские, без промежуточных опор и с внутренними опорами. Форма крыш имеет важное значение в противопожарном отношении и влияет на испаряемость жидко­сти. Применяются, например, резервуары с вогнутыми (дышащими) крышами. В вогнутой части крыши содержится вода, которая препятствует испарению жидкости. Применяются резервуары с плавающими крышами-понтонами, предохраняющими нефтепродукты от испарения и уменьшаю­щими, пожарную опасность.

Для хранения нефтепродуктов применяются еще и так называемые каплевидные резервуары и резервуары-сфероиды. На эти резервуары затрачивается меньше металла по сравнению с обычными вертикальными цилиндрическими резервуарами.

Эти резервуары менее опасны в пожарном отношении, но сложны в Изготовлении. Емкость таких резервуаров достигает 3 тыс. м3 и более.

Горизонтальные металлические резервуары малой емкости обычно изготовляются цилиндрической формы. Емкость их колеблется от 3,1 до 75,0 м3. Горизонтальные резервуары имеют следующие основные части: цилиндрическую часть, днище и горловину. Днища бывают плоские, конусообразные и сферические. Горловина резервуара служит для их осмотра и ремонта, а также для укрепления в ней соответствующих трубопроводов. Резервуары, предназначенные для хранения масел и темных нефтепродуктов, оборудуются паровыми подогревателями.

Железобетонные резервуары по форме могут быть вертикальными цилиндрическими, квадратными, прямоугольными и др. Наиболее распространенными являются вертикальные цилиндрические резервуары. Железо­бетонные резервуары сооружаются наземными, полузаземленными и подземными емкостью до 20 000 м3 и более. Они состоят из стенок, покрытия (крыши), стоек, фундаментов и днища.

Железобетонные резервуары цилиндрической формы применяются в двух вариантах: монолитные и сборные. Стенки и перекрытия в сборных конструкциях выполняются с предварительным напряжением арматуры Днища резервуара во всех случаях выполняются монолитными.

Подземный железобетонный резервуар цилиндрической формы с плоским покрытием и внутренними стойками предназначается для хранения мазута и имеет емкость до 300 т и более. В наземных резервуарах диаметром до 15 м применяются куполообразные крыши, в резервуарах больших размеров – ребристые балочные покрытия.

В покрытиях резервуаров должны предусматриваться люки и отверстия для трубопроводов. Стенки резервуаров принимаются толщиной на менее 10-12 см. Для круглых резервуаров толщина стенки у верха принимается не менее 0,01R для наземных и 0,012 R для подземных, где R – радиус резервуара. Стойки предусматриваются в резервуарах, имеющим большие размеры, для облегчения покрытия. Стойки располагаются по квадратной или прямоугольной сетке со сторонами 4-4,5 м. В резервуаре для масел днище рекомендуется устраивать с уклоном к сливному отверстию.

Сборные железобетонные резервуары цилиндрической формы приняты емкостями 500, 1000, 2000, 3000, 5000, 10000 и 20000 м3 для светлых нефтебитумов.

Железобетонные подземные резервуары, сооружаемые для хранения темных нефтепродуктов, имеют то преимущество перед металлическими, что разогретый нефтепродукт в течение длительного времени сохраняет достаточно высокую температуру. Кроме того, расход металла на 1 м3 емкости в железобетонных резервуарах меньше, чем в металлических, примерно в 10 раз. Колебания температуры в газовом пространстве железо­бетонных резервуаров меньше, чем в газовом пространстве металлических, что способствует сокращению потерь нефтепродуктов от испарения.

Основным недостатком железобетонных резервуаров является плохое сопротивление железобетона растяжению, вследствие чего в резервуарах появляются мелкие трещины. Стенки и днища резервуаров становятся проницаемыми для газов, воды и нефтепродуктов. Этот недостаток частич­но устраняется за счет применения предварительно напряженного железо­бетона. В тех случаях, когда железобетонные резервуары должны исполь­зоваться для хранения светлых нефтепродуктов (бензина, керосина и др.), внутренняя поверхность их обрабатывается цементной штукатуркой или жидким стеклом способом торкретирования. Непроницаемость стенок железобетонных резервуаров может быть достигнута добавкой к бетону уплотняющих компонентов, устройством по периметру стен и днища резер­вуара водяной рубашки с гидравлическим давлением, превышающим давление нефтепродукта, а также применением крупнопористого бетона при изготовлении хранилищ. Кроме того, осуществляется внутренняя облицовка стенок резервуаров листовой сталью толщиной 4 мм. В настоя­щее время ведутся исследования по отысканию более рациональных спо­собов нанесения бензостойких покрытий в железобетонных резервуарах.

1.2 Подъемно-транспортные машины, применяемые на предприятиях оптовой торговли

На пути движения от производства до розничной торговой сети большинство товаров проходит через склады торговли. Товары на складах постоянно обновляются, по ступающие на хранение товары принимают, складируют,
отпускают. После каждой складской операции следует перемещение товаров далее по цепи товародвижения. Складские операции включают: перемещение товаров с участка разгрузки транспортных средств в зону хранения; укладку товаров в стеллажи или штабеля в зоне хранения; отборку товаров с мест хранения и транспортировку их в зону комплектации; транспортировку из зоны комплектации в экспедицию по отправке грузов.

Подъемно-транспортное оборудование, применяемое на складах, весьма разнообразно по функциональному назначению, конструкции, принципу действия и производительности. Его можно классифицировать по разным признакам:

По звеньям товародвижения:

♦ для оптовой торговли;

♦ для розничной торговли.

По функциональному назначению:

— погрузочно-разгрузочные машины;

— транспортирующие машины;

— штабеле- и стеллажеобслуживающие машины;

— грузоподъемные машины;

— универсальное оборудование.

По степени механизации:

— средства малой механизации;

— механические приспособления и машины;

— электромеханические машины;

— полуавтоматические стеллажеобслуживающие машины;

— автоматические стеллажеобслуживающие машины с программным управлением.

По виду перерабатываемого груза:

— машины для перемещения тарно-штучных грузов;

— машины для перемещения насыпных и навалочных грузов;

— машины для перекачивания, хранения и слива наливных грузов.

По периодичности действия:

— машины цикличного действия;

— машины непрерывного действия.

По видам привода:

— механизмы ручного действия;

— машины с электрическим приводом;

— машины с двигателями внутреннего сгорания;

— гравитационные устройства;

— машины с комбинированным приводом.

По направлению движения :

— машины для горизонтального и слегка наклонного перемещения;

— машины для перемещения материалов в вертикальном направлении;

— машины для смешанного перемещения материалов.

1.2.1 Погрузочно-разгрузочные, штабеле- и стеллажеобслуживающие машины.

Грузоподъемные тележки. Гидравлические тележки – наиболее универсальный вид погрузочно-разгрузочной техники. Используют их в торговых залах и подсобных помещениях магазинов, на всех крупных складах. Популярность этого вида техники во многом объясняется многофункциональностью и достаточно низкой ценой. Тележки не требуют серьезного ухода и дорогостоящего топлива.

Принцип их использования весьма прост: качанием рукоятки с усилием не более 3 – 5 кг размещенный на поддоне груз приподнимается над полом, после чего перевозится в нужное место с небольшим усилием тяги оператора.

Гидравлические тележки выпускаются двух видов: с одним грузовым колесом – «синглы» и с двумя грузовыми колесами – «тандемы». Их грузоподъемность – от 800 кг до 2,5 т. Большим спросом пользуются тележки с обрезиненными металлическими колесами, более долговечными и неприхотливыми к качеству полов. В помещениях с хорошим покрытием полов рекомендуется использовать тележки с нейлоновыми или полиуретановыми колесами, которые меньше повреждают поверхность полов. Наиболее распространенной является ручная низкоподъемная вилочная тележка с гидроприводом. Предназначена она для погрузки и разгрузки товара с грузовых автомобилей, контейнеров и перемещения товара на поддонах на малые и средние расстояния при минимальном усилии обслуживающего персонала во время подъема и передвижения. Условием ее безопасной и надежной эксплуатации являются прочные и ровные полы без выбоин и порогов.

Тележка грузоподъемностью до 1000 кг предназначена для электроприводного перемещения и подъема товара на большую высоту (до 3 м). Тележка оснащена аккумуляторной батареей напряжением 12 В, емкостью 125 или 180 А-час, что обеспечивает ее эксплуатацию в течение двух рабочих смен.

Рынок подъемно-транспортного оборудования предлагается также ручные тележки с электродвигательным подъемом вил. Электропитание – трехфазный ток с напряжением до 400 В и частотой 50 Гц с резервным переключением. Грузоподъемность до 1000 кг.

Подсоединение тележек к электрической сети осуществляется отдельным приводом, который не входит в комплект поставки. Тележки предназначены для перемещения и складирования пакетированных товаров в небольших складах.

Высокоподъемная и низкоподъемная тележки с электроприводным ходом и подъемом вил. Источник энергии – аккумуляторная батарея. Управление операциями осуществляется со специального пульта, на котором расположены рычаги и кнопки движением вперед или назад и подъема или опускания вил. Тележки предназначены для обработки товаров на поддонах в малогабаритных контейнерах или непосредственно на вилах.

Высокоподъемные тележки иногда называют штабелирующими.

С помощью штабелирующих тележек можно осуществлять разгрузку и погрузку автотранспорта, внутрискладское и внутримагазинное перемещение, укладку товаров в штабеля, на стеллажи и горки. Главное их достоинство – облегчение наиболее трудоемких операций по подъему грузов. Штабелирующие тележки выпускаются с электроприводом. Источником электроэнергии служит аккумуляторная батарея.

Крановые тележки предназначены для манипуляции с громоздкими грузами, максимальный вес которых может быть 500, 700 и 1200 кг.

Удобны для демонтажа автомобильных моторов, при ремонте и смене, транспортировке и погрузке оборудования. Тележки оснащены ручным гидравлическим приводом с системой защиты от перегрузки.

Как бы ни были удобны и популярны ручные гидравлические тележки, они имеют ограниченные возможности применения, поэтому для складов со значительным грузооборотом целесообразнее использовать тележки с электроприводом.

Электротележки значительно облегчают труд работников, занятых перемещением грузов, снижают физические нагрузки, способствуют повышению производительности труда. Тележки с электроприводом могут выполнять некоторые функции погрузчиков, с их помощью облегчается транспортировка грузов, снижаются затраты. Управление такой тележкой очень простое, не требует больших усилий, поэтому оператором могут быть женщины.

Электрические гидравлические тележки применяются на складах и в крупных супермаркетах. Подъемное устройство приводится в действие гидравлической системой, обеспеченной давлением от насоса, сблокированного с электродвигателем.

Благодаря тому, что некоторые модели электрических тележек обладают частью функций штабелеров (подъем и укладка грузов на высоту до 2 м), они могут успешно применяться для складирования товаров.

Электрокары ЭТ-2047 и ЭТ-2047А имеют фиксированную платформу и четыре колеса, благодаря чему обладают хорошей устойчивостью. Предназначены они для ускоренной перевозки грузов (скорость до 40 км/час, грузоподъемность до 1 т) по внутренней (если на аккумуляторном питании) и внешней территории гипермаркета или оптовой базы. Представляют собой прочную цельносварную конструкцию из стальных профилей и листов, предусматривающую свободный доступ к отдельным системам при обслуживании.

Электротягач АТ-60 предназначен для перевозки грузов массой до 1,5 т в складских помещениях и на площадках с твердым ровным покрытием. Простое обслуживание и удобное рабочее место водителя значительно способствуют высокой производительности. Большая тяговая мощность, скорость и маневренность являются особыми преимуществами тягачей с дизельным электроприводом.

Прицепное приспособление расположено в задней части тягача. В зависимости от модификации электротягача можно использовать различные грузозахватные приспособления: вилы, смещаемые в поперечном направлении; вилы, наклоняемые по вертикали (позволяют надежно поддерживать древесину, стальные трубы и т. п.) и др.

Погрузчик незаменим там, где требуется перемещение и укладка грузов на открытых площадках и в закрытых помещениях баз и складов, имеющих твердое и ровное покрытие пола. Его гидростатическая трансмиссия обеспечивает движение вперед и назад в широком диапазоне скоростей при управлении только двумя педалями. Легкость рулевого управления обеспечивается гидроусилителем. Конструкция грузоподъемника позволяет иметь хорошую обзорность и возможность перемещения груза в низких помещениях.

Все погрузчики можно разделить на электропогрузчики и автопогрузчики.

Электропогрузчиком называют самоходную универсальную подъемную транспортную машину на резиновом колесном ходу, оснащенную различными грузозахватными приспособлениями для погрузки, разгрузки и штабелирования грузов. Основными приспособлениями электропогрузчика являются вилы для подхватывания штучных грузов, ковши для зачерпывания и высыпания сыпучих грузов, штыревые захваты, боковые захваты, безблочные стрелы и т. д.

Электропогрузчик имеет следующие основные узлы: кузов машины с рамой, грузоподъемный механизм, передний (ведущий) и задний (ведомый) мосты, электродвигатель, аппаратуру управления. Источником энергии служит аккумуляторная батарея, установленная в специальном ящике в кузове электропогрузчика. Четырехколесная схема ходовой части применяется на всех вилочных погрузчиках общего назначения. Она обеспечивает устойчивость погрузчика при относительно большой высоте штабелирования и относительно высокой скорости передвижения. Трехколесную схему имеют специальные вилочные погрузчики повышенной маневренности, используемые для работы в узких проходах. Электропогрузчики могут работать как внутри помещения, так и на улице. Главное отличие всех электропогрузчиков – тип батареи (кислотная или щелочная). Кислотные батареи работают без подзарядки в 1,5 – 2 раза дольше щелочных. Однако в продовольственных магазинах и на базах, где хранятся продукты, использовать кислотные батареи не разрешается, технические правила запрещают также заряжать в одном помещении погрузчики с разными типами батарей.

Электропогрузчики ЭП-103, ЭП-103К предназначены для механизации погрузочно-разгрузочных и транспортных работ с пакетированными и тарно-штучными грузами в закрытых помещениях и на открытых площадках.

Электропогрузчики ЭП-02/04 и ЭП-1631 предназначены для погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ с грузами массой до 1500 и 1600 кг, уложенными на стандартные поддоны.

Автопогрузчик – это погрузочно-разгрузочная машина с двигателем внутреннего сгорания, предназначенная для работы на открытых площадках и складах. Автопогрузчик может быть оборудован различными сменными грузозахватными приспособлениями: захватные челюсти для рулонов бумаги; сталкивателъ; грузозахватное приспособление с боковым захватом для картонных коробок и др.

Применение автопогрузчиков для узких проходов позволяет увеличить емкость склада за счет уменьшения ширины проходов. Такой же результат достигается увеличением высоты складирования. Грузоподъемность автопогрузчиков 1 – 2 т при расстоянии до центра груза 600 мм.

В настоящее время на складах с узкими проходами используются электропогрузчики с приспособлением для подбора заказов. При помощи подборщика заказовводитель, сидящий в хорошо защищенной кабине, может выбрать отдельные грузы с полок (до 7,6 м) по обеим сторонам прохода и уложить их на платформу, находящуюся перед ним. Платформу можно поднять или опустить по отношению к кабине таким образом, чтобы верх груза всегда находился на удобной высоте.

Дизельные и газовые погрузчики – наиболее оптимальный вид погрузочно-разгрузочной техники для работы на открытых складах или в хорошо проветриваемых помещениях. На дизельные погрузчики, работающие в закрытом помещении, можно установить нейтрализатор выхлопных газов. Срок его службы – 1 – 2 года.

Грузоподъемность дизельного погрузчика от 1,6 до 2,5 т, от высота подъема до 4,5 м.

Газовые погрузчики работают на сжиженном газе. Расход газа при полной нагрузке обычно не превышает 50 л в сутки. Как правило, на складах используют пять 50-литровых баллонов российского производства для каждого погрузчика, которые заряжают один раз в неделю. Главные достоинства газовых погрузчиков – отличные экологические показатели (лучше, чем у дизельного погрузчика с нейтрализатором) и низкая стоимость топлива. Благодаря этому, погрузчики, работающие на газе, приобретают в европейских странах все большую популярность.

Другой вид погрузочно-разгрузочной техники – штабелеры. Они могут быть как с ручной, так и электрической тягой. Назначение штабелеров – складирование грузов на различных высотах. Особенно удобны они для небольших складов с малым грузооборотом. Там, где грузооборот большой, целесообразно использовать погрузчики.

Электроштабелер ЭШ-188 представляет собой самоходную тележку на четырех колесах, на которой смонтированы каретка с грузоподъемником, приводные механизмы, управляющие устройства и установлен источник электроэнергии – аккумуляторная батарея. Он предназначен для работы на складах с узкими проходами между стеллажами. Каретка поперечного смещения и механизм поворота грузоподъемника позволяют захватывать груз с фронта и с обеих сторон по ходу машины. Электроштабелер может перемещать и штабелировать тарно-штучные грузы, уложенные на поддоны размером 800x1200 мм, как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках с твердым и ровным дорожным покрытием. Наибольшая эффективность достигается при перемещении грузов на короткие расстояния – до 70 м.

1.2.2 Грузоподъемные машины.

Грузоподъемные машины предназначены для механизации операций подъема и опускания груза) для вертикального и резконаклонного перемещения). Кроме того, при помощи отдельных видов этих машин можно перемещать грузы в определенных границах в горизонтальной плоскости.

Грузоподъемные машины являются машинами циклического (периодического) действия. В их рабочем цикле периоды действия перемежаются с паузами. В группу грузоподъемных машин входят электрические лебедки, тали, тельферы, грузовые лифты и подъемники, грузоподъемные краны.

Различают грузоподъемные машины с одним движением (только вертикальное перемещение груза – лебедки и тали); с двумя движениями (вертикальное и линейное перемещение – тельферы) и с тремя движениями (вертикальное и горизонтальное перемещение в любую точку обслуживаемого поля – краны).

Электрическая лебедка – грузоподъемная машина в виде вращающегося барабана с тяговым стальным канатом и с приводом от электродвигателя. Различают подъемные и тяговые лебедки. Подъемные лебедки используют главным образом для вертикального подъема груза, тяговые лебедки – для горизонтального перемещения груза. Тяговые лебедки применяют для укладки в штабеля круглых лесных материалов, при выгрузке круглого леса из полувагонов. Подъемные подвесные лебедки называют талями, а при наличии у них механизма передвижения по подвесным путям – передвижными талями.

Электроталъ – грузоподъемная машина с электроприводом и механизмом подъема и горизонтального перемещения. Электроталь состоит из трех основных узлов: грузоподъемного механизма, служащего для подъема и опускания груза; ходовой тележки, к которой подвешивается грузоподъемный механизм; кнопочной станции для управления электроталью. Грузоподъемный механизм состоит из корпуса, в котором находятся грузовой барабан, электродвигатель подъема, редуктор подъемного механизма, электромагнитный тормоз, канат, подвеска. Электродвигатель подъема встроен в барабан. Ходовая тележка электротали четырехколесная, приспособлена для передвижения по тавровой балке. Ведущие колеса приводятся в движение от электродвигателя передвижения. Электроталь снабжается электроэнергией от сети. Пуск электродвигателя осуществляется магнитными пускателями. Управление электроталыо происходит с помощью кнопочного механизма с пола.

Передвижные электротали применяют для выполнения грузоподъемных работ на складах, на грузовых платформах, под навесами. Они могут работать на открытом воздухе, но обязательно под общим или местным навесом, что предохраняет от попадания в механизм снега и дождя.

Если электроталь объединена с монорельсовой тележкой и перемещается под потолком здания по монорельсу, то такое устройство называют тельфером. Управление тельферами осуществляется при помощи магнитных носителей, приводимых в действие пусковыми кнопками кнопочной станции, подвешиваемой на гибком кабеле на высоте 1,2 м от пола. Иногда ими управляют при помощи тяговых шнуров. Если тельфером обслуживается большая территория, то управление им возможно с центрального пульта.

Для механизации подъемно-транспортных работ на складах и магазинах, имеющих несколько этажей и подвальные помещения, применяют грузовые лифты и подъемники.

Лифтом называют подъемно-транспортное устройство периодического действия, предназначенное для подъема и спуска грузов с одного уровня на другой. Лифт состоит из лебедки с электроприводом, кабины, шахты, противовеса. Кабина передвигается по неподвижным жестким вертикальным направляющим, установленным в шахте. На загрузочных площадках шахта снабжена запираемыми дверьми, обеспечивающими безопасность пользования. Двери кабины могут быть распашными или раздвижными, открываемыми вручную или при помощи привода. Они снабжаются специальными замками или электрической блокировкой, не позволяющей кабине передвигаться при открытых дверях. Лифты оснащены ограничителями скорости и ловителями, не допускающими падения кабины и противовеса в случае обрыва или ослабления канатов, а также останавливающими их при повышении допустимой скорости.

Грузовой подъемник предназначен для подъема грузов на платформе или в кабине на определенную высоту. Подъемники в отличие от грузовых лифтов имеют более простую конструкцию, удобны в эксплуатации. Они бывают различных типов: наклонные с грузовой платформой, наклонные с саморазгружающимися ковшами, вертикальные непрерывного действия для штучных грузов и др.

Для перемещения штучных и затаренных грузов под действием собственной массы применяют наклонные и винтовые спуски. Они изготавливаются из дерева, а рабочая поверхность и борта обшиваются металлическими листами. Наклонные спуски делают прямыми и поворотными.

Передвижной подъемный стол с ручным управлением предназначен для механизированной погрузки и выгрузки грузов с автомашин и из железнодорожных вагонов при отсутствии погрузочно-разгрузочных рамп, а также для погрузки и разгрузки пакетированных и затаренных грузов.

Грузоподъемным краном называется машина циклического действия, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, удерживаемого грузозахватными приспособлениями. В зависимости от конструкции различают грузоподъемные краны: мостовые, козловые, крапы штабелеры, автомобильные, башенные строительные и др.

Мостовой кран – это грузоподъемная машина мостового типа, мост которой опирается на надземный крановый путь (рельсы, уложенные на кронштейнах подкрановых балок, закрепленных на консолях стен склада пли на специальных колоннах). Мостовые краны – металлические конструкции пролетного строения, перекинутого через складское помещение от одной стены до другой. На мосту крана установлены механизмы подъема груза, передвижения крана и передвижения грузовой тележки (грузового захвата). В зависимости от грузоподъемности крана конструкции моста изготовляют с одной или двумя несущими балками. Мост передвигается по подкрановому пути на стальных колесах при помощи электродвигателя. Грузовая тележка поднимает и перемещает груз поперек площади склада, а при передвижении моста груз транспортируется вдоль площади склада.

Мостовые краны применяются главным образом для перегрузки тяжеловесных грузов и контейнеров в закрытых складских помещениях, под навесами и реже на открытых площадках. Они позволяют наиболее полно использовать складские площади, поскольку для них не требуется больших проездов и проходов между штабелями.

Козловой кран отличается от мостового тем, что его пролетные конструкции опираются на две пары жестких стоек, расположенных под углом в виде козел. Кран передвигается по рельсам, уложенным на земле. Грузоподъемным механизмом служат электротали или подвижные грузовые тележки. Пролет козлового крана определяется расстоянием между опорами. Для увеличения рабочей зоны многие краны имеют по две или одной консоли, выходящих за пределы опор. Кроме того, краны оснащаются различными грузозахватными приспособлениями: для погрузки сыпучих товаров – грейдером; контейнеров и тяжеловесных грузов – крюком; металлоизделий – магнитными плитами и т. д. Краны обладают высокой производительностью, просты в управлении и используются преимущественно на открытых складах.

Кран-штабелер – это грузоподъемный кран, оборудованный вертикальной колонной с перемещающимся по ней устройством для штабелирования грузов. По конструктивным особенностям они подразделяются на мостовые краны штабелеры общего назначения, стеллажные, опорные, подвесные и напольные.

Мостовой кран-штабелер общего назначения имеет вертикальную колонну, подвешенную к грузовой тележке, перемещающейся по передвижному мосту.

Межстеллажный кран-штабелер обслуживает два стеллажа, между которыми имеется проход для его передвижения.

Краны-штабелеры могут управляться автоматически (ЭВМ), полуавтоматически (дистанционно) и вручную (оператором). Их используют на складах для механизации погрузочно-разгрузочных работ, с их помощью осуществляют операции по укладке на стеллажи или в штабеля штучных грузов на поддонах либо в контейнерах.

Применение стеллажных кранов-штабелеров на складах высотой свыше 6 м позволяет максимально использовать объем складских помещений и повысить производительность труда.

Автомобильный кран – грузоподъемная машина с поворотной платформой, установленной на шасси грузового автомобиля или на специальные шасси. Он может иметь автоматический, электрический или гидравлический привод. Привод механизмов крана осуществляется как от двигателя автомобиля, так и от отдельного двигателя, установленного на поворотной платформе. На поворотной раме крана установлена лебедка подъема и стрела с крюком или грейдером. Для повышения устойчивости при работе с тяжеловесными грузами имеются выносные опоры, установленные на раме неповоротной части. Автомобильные краны предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ со штучными, пакетированными и сыпучими грузами, а также контейнерами. В основном они применяются на открытых складах и площадках. Они обладают высокой маневренностью. Грузоподъемность автомобильных кранов от 3 до 45 т.

1.2.3 Транспортирующие машины.

Транспортирующие машины применяют для горизонтального и слабонаклонного перемещения сыпучих и штучных грузов в пределах одного или нескольких, связанных между собой складских помещений, а также при погрузке и разгрузке транспортных средств.

По принципу действия транспортирующие машины подразделяются на машины непрерывного действия – конвейеры (ленточные, пластинчатые, роликовые, скребковые); элеваторы (ковшовые, полочные, люлечные); и периодического действия – тележки (ручные, домкратные, аккумуляторные, с двигателем внутреннего сгорания).

Конвейеры перемещают сыпучие и тарно-штучные грузы непрерывным потоком. На товарных складах и в магазинах конвейеры чаще всего используются для перемещения грузов в горизонтальном направлении, но их также применяют для выполнения штабелирующих операций. Каждый тип конвейера может быть стационарным и передвижным.

Ленточный конвейер – один из наиболее распространенных видов машин. Его грузонесущим и тяговым элементом является замкнутая лента из прорезиненной ткани, натянутая на приводной и натяжной барабаны. Приводной барабан приводится в движение электродвигателем. Натяжной барабан обеспечивает постоянное натяжение ленты. Используются ленточные конвейеры для горизонтального и слабонаклонного перемещения сыпучих и тарно-штучных грузов. Выпускаются конвейеры длиной от 5 до 15 м с шириной ленты 300 – 3000 мм. Скорость движения ленты 1 – 3 м/с, наибольшая высота подъема груза 2,0 – 5,4 м (в зависимости от длины конвейера).

У пластинчатого конвейера грузонесущий элемент состоит из отдельных пластин, прикрепленных к замкнутому тяговому элементу. Такие конвейеры используют для транспортировки штучных грузов под углом до 35о, а также для укладки грузов в штабеля. Длина таких конвейеров от 4 до 40 м, ширина настила – 400 – 1600 мм, скорость движения ходовой части – 0,1 – 1,0 м/с.

Роликовый конвейер отличается от пластинчатого тем, что у него грузонесущим и тяговым устройством служит система роликов, укрепленных на неподвижной раме, по которым перемещается груз в таре. По принципу действия конвейеры разделяются на приводные и непригодные. У конвейеров с приводом ролики вращаются от привода, работающего на электроэнергии. Роликовые конвейеры, не имеющие электропривода, относятся к гравитацонным устройствам.

Роликовые конвейеры применяют при больших и непрерывных складских грузопотоках для подачи грузов в зоны хранения и погрузки.

Ковшовый конвейер транспортирует грузы в ковшах, шарнирно прикрепленных к замкнутому тяговому элементу, в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Применяется на складах и базах сыпучих грузов.

2. Эффективность использования новых видов оборудования

еще рефераты
Еще работы по менеджменту