Курсовая работа: Исследование циркуляции судна

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Факультет Прикладной Математики – Процессов Управления

Кафедра Математической Теории Моделирования Систем управления

Курсовая работа

Тема: «Исследование Циркуляции судна»

Выполнила: Тугузова Ольга Валерьевна

Группа 314

Оценка:

Научный руководитель: Мышков С.К.

Санкт-Петербург

2010

Содержание

Постановка задачи

Исследование управляемости судна

Заключение

Список литературы

Постановка задачи.

Одним из основных качеств судна, позволяющих ему следовать по заданной траектории, а также менять направление движения, является его управляемость. Для обеспечения управляемости судно снабжается специальными управляющими устройствами: руль, подруливающие устройства и др. управляемость судна в значительной степени зависит от внешних условий плавания (на тихой воде и безветрии, при наличии волнения и ветра).

В данной работе надо исследовать одно из свойств управляемости судна – его поворотливость. Это свойство есть способность судна изменять направление движения и описывать траекторию заданной кривизны. При этом интерес представляет циркуляция судна, т.е. траектория его центра тяжести на тихой воде при перекладке руля на некоторый фиксированный угол. Этим же термином часто обозначают и сам процесс поворота.

Для описания циркуляции судна примем следующие нелинейные дифференциальные уравнения:

(I)

Здесь β – угол дрейфа судна, ψ – угол курса, ω – угловая скорость, α – угол кладки (перекладки) руля. Использовать следующие численные значения параметров:

= 0.476, = — 0.683, = — 0.124, = 2.27,

=- 5.51, = 4.55, = — 1.26

Требуется провести следующие вычисления:

1. Определить установившиеся значения переменных ,при кладке руля , 25, 35. Используя уравнения (I) при ==0.

2. Численно проинтегрировать дифференциальные уравнения (I) при α = с нулевыми начальными данными; время интегрирования Т определяется условием ≤ 0.05или ≤ 0.05 .

3. По результатам счета построить графики зависимостей β ,ω и зависимости Т= Т() при .

4. Добавить к уравнениям (I) кинематические уравнения движения центра масс судна:

= v, = v, (II)

где v – относительная скорость движения судна, v = 1. Численно проинтегрировать совместную систему (I) – (II). Построить траекторию центра масс на плоскости (х, у).

5. Обнулить в (I) нелинейное слагаемое β2

и выполнить вычисления по п.4 для линейной системы. Сравнить результаты.

Исследование управляемости судна.

Имеется система, описывающая циркуляцию судна:

1.Определение установившихся значений и .

Предполагаем, что и равны нулю. Тогда будем иметь систему нелинейных уравнений:

Или если переписать ее в другом виде:


Рассмотрим квадратное уравнение относительно :

(1)

(2)

Вторая система для данных значений параметров и для всех значений углов будет иметь отрицательный дискриминант, поэтому будем рассматривать лишь решения первой системы.

Решаем систему (1) относительно и для каждого значения получаем значения и .


а) Для :

б) Для :

в) Для :

2-3. Для каждого из значений с помощью среды матлаб численно интегрируем исходную систему и получаем время, за которое достигается 5% окрестность значений и
на рисунках приведены графики и численное значение T


а) Для :

t=0.89

б) Для :

t=0.7500

в) Для :

t= 0.6800

Построим график зависимости времени t от

Для этого для каждого с интервалом 0.1 определим значение переходного процесса t и выведем эти значения в виде графика:

4. Добавили еще два уравнения в исходную систему, проинтегрировали. Рассмотрим численные решения и графики также для трех значений углов. (Численное решение дифференциальных уравнений ищется на промежутке [0;10])

а) Для :

б) Для :

в) Для :

5.Теперь уберем нелинейное слагаемое из системы и найдем численное решение еще раз.

а) Для :

б) Для :

в) Для :

Заключение.

Главный вывод, который можно сделать исходя из графиков, это то, что при наличии нелинейного члена в системе движение центра масс постепенно сходится к движению по окружности. Когда нелинейного члена в системе нет, то положение центра масс постепенно сходится к некоторой точке.

Список литературы.

1. Войткунский Я.И. и др. Справочник по теории корабля, 1973.

2. Воронов А.А. Теория автоматического управления, ч. 1, 1977.

3. Зубов В.И. Лекции по ТУ.

4. Понтрягин Л.С. Обыкновенные дифференциальные уравнения

еще рефераты
Еще работы по математике