Курсовая работа: Литература итальянского возрождения

Ставропольский государственный аграрный университет

Кафедра «Философии»

Реферат не тему «Литература итальянского возрождения»

Выполнил студент 1 курса

2 группы факультета ФБД

Рахматуллин Т.В

Проверила: доцент Малютина М.В.

СТАВРОПОЛЬ 2011

План:

1. Литература раннего Возрождения (Треченто)

2. Литература зрелого Возрождения (Кватроченто)

3. Литература позднего Возрождения (Чинквеченто)

Список используемой литературы

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Условия и причины возникновения ренессансного движения в Италии. Периодизация итальянской литературы эпохи Возрождения.

Литература раннего Возрождения (Треченто).

Социально-историческая обстановка в Италии в конце XIII — первой половине XIV в. Первые проявления ренессансной культуры и ее влияние на литературу.

Жизнь и творчество Ф.Петрарки. Петрарка — первый европейский гуманист. Его отношение к религии и схоластике. Рецепция и пропаганда римской поэзии и риторики; возвышение латинского языка как языка культуры; гуманистический критерий личности у Петрарки. Самооценка Петрарки и ее литературное выражение («Письмо к потомкам» и др.). Борьба «между Христом и Цицероном» (“О презрении мира"). Гуманистический тезис о «подражании древним» и латинская поэзия Петрарки («Африка» и др.). Итальянская лирика Петрарки; ее средневековые и римские истоки. Поэтическое новаторство Петрарки в «Книге песен». Образ Лауры и художественные средства его создания. Образ «лирического героя» и характер лирической интроспекции в сонетах.Герой «между Мадонной и Лаурой» как основной мотив «Книги песен»; прием антитезы. «Петраркистский стиль» и его влияние на развитие европейской ренессансной поэзии. [17-18]

Жизнь и творчество Дж. Боккаччо. Контаминация средневековой топики, античной мифологической образности и риторических приемов как принцип литературного мышления Боккаччо. Раннее творчество Боккаччо. Общая характеристика. Мотив любви в произведениях «неаполитанского периода» («Амето», «Фьезоланские нимфы») и его гуманистический смысл; жанр пасторали в ранних произведениях Боккаччо и проблема ренессансной пасторальной идиллии. Автобиографизм и риторический психологизм в «Элегии мадонны Фьяметты». Зрелое творчество Боккаччо. Влияние Петрарки. Значение «Декамерона» для развития итальянской художественной прозы. Связь сборника со средневековыми и античными культурными традициями; его идейные, сюжетные и образные источники. Литературно-риторическая обработка традиционных повествовательных жанров как художественный принцип «Декамерона». Классификация новелл; расположение новелл в сборнике и их «диалогическое» взаимодействие. Идейный смысл «Декамерона». Ренессансная утопия и общество рассказчиков; функция обрамляющего повествования в сборнике. Влияние Боккаччо на развитие итальянской и европейской новеллистики.

Литература зрелого Возрождения (Кватроченто).

Упрочение ренессансной идеологии в крупных итальянских городах XV в. Расширение интеллектуального кругозора гуманистов; освоение греческого культурного наследия. Бруни и античный стоицизм; Валла и эпикуреизм; понятие о ренессансном неоплатонизме; Платоновская академия; Фичино и Пико делла Мирандола; влияние неоплатонизма на литературу эпохи Возрождения. Возрастающая роль древних языков; возрождение античных литературных жанров и расцвет неолатинской поэзии.

Взаимодействие антикизирующей и средневековой тенденций в литературе XV в. Флоренция как крупнейший культурный центр Кватроченто. Опыты создания гуманистической поэзии на итальянском языке. Кружок Лоренцо Медичи. Праздничная театральность придворной флорентийской культуры.

Лоренцо Медичи как поэт. Ренессансно-гуманистические идеалы в «Сказании об Орфее» Полициано. Проникновение средневекового комизма в «ученую» письменную литературу. Комические обработки рыцарских сюжетов. Бурлеск в поэме Пульчи «Морганте».

Феррара как центр схождения куртуазных и гуманистических традиций. Возникновение ренессансной рыцарской поэмы. “Влюбленный Роланд" Боярдо. Происхождение сюжета и его литературная обработка; отношение автора к системе куртуазных ценностей; роль авантюрного и сказочно-фантастического элементов; композиционное строение поэмы и его функция; пародийно-игровой принцип. Развитие традиций [18-19] Боярдо в «Неистовом Роланде» Ариосто; сюжет и композиция поэмы; серьезность и ирония; смешение стилей как повествовательный принцип Ариосто; роль фантастики; «образ автора» и авторская позиция в поэме.

Литература позднего Возрождения (Чинквеченто).

Социальное развитие и культурная обстановка в Италии XVI в. Расширение сферы влияния гуманистической идеологии и оппозиция к ней. Соперничество неолатинской поэзии и поэзии на итальянском языке. Бембо как теоретик национального литературного языка; Бембо и зарождение петраркизма. Проблема предклассицизма. Аристократическое направление в ренессансной литературе. Причина расцвета и основные особенности пасторали в XVI в. «Аркадия» Саннадзаро. Пастораль как общеевропейский ренессансный жанр. Синтез гуманистических ценностей и аристократической галантности в «Придворном» Кастильоне. Возникновение маньеризма и его основные черты. Творчество Тассо. «Освобожденный Иерусалим» и развитие жанра ренессансно-рыцарской поэмы; черты сходства и различия с «Неистовым Роландом» Ариосто. Синтез античной топики, рыцарских ценностей и христианско-католических идеалов в поэме; «Освобожденный Иерусалим» как опыт создания религиозно-героического эпоса. Сюжет и композиция поэмы; роль «романических» элементов. Тассо и маньеризм.

Роль Италии в создании ренессансной драматургии и театра. Разрыв гуманистов с религиозно-дидактической драмой Средневековья и обращение к античным образцам. Первые постановки пьес римских комедиографов и трагиков в XV в. Перенос характеров и положений из римской комедиографии на итальянскую почву и возникновение «ученой комедии»; новеллистическое начало в «ученой комедии». Драматургическое творчество Ариосто, Макиавелли, Аретино, Бруно и др. «Мандрагора» Макиавелли как пример «ученой комедии». Возникновение комедийного канона. Влияние итальянской комедии на европейскую драматургию XVI-XVII вв.

Возрождение античной теории драмы (поэтики Аристотеля и Горация) и возникновение ренессансной трагедии на античные мифологические и исторические сюжеты (Триссино и др.) Создание и развитие предклассицистской теории драмы. Возникновение и развитие «кровавой мелодрамы»; создание жанра трагикомедии.

Фарсовые и буффонно-площадные истоки народной комедии дель арте; влияние на нее гуманистической традиции; характерные типы и «маски»; сценарий и импровизация; литературная судьба и культурное влияние комедии дель арте


Список используемой литературы:

История искусств. Западноевропейское искусство. Ильина Т.В. 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 2000.

еще рефераты
Еще работы по культуре и искусству