Курсовая работа: Гробницы Долины Царей

Санкт-Петербургский Институт Управления и Права

Факультет «Международного менеджмента и туризма»

Курсовая работа

тема:

«Гробницы Долины Царей»

Работу выполнила: Руководитель:
студентка 1 курса Земцова И.В.
Божко Е.А.

Санкт-Петербург

2008 г.


Введение

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Местные жители называли эту страну «Та Кемет» — Черная Земля — по цвету местной почвы, а мы знаем ее под именем Египет. Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4в. до н.э. История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство.

Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень.

Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид — пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, ее размеры: 146м — высота, а длина основы каждой из 4 граней — 230м. Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. В это время особенно расцветала архитектура храмов. Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нифертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса — в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия.

В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего царства только фараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то с времен Среднего Царства каждый имел право построить собственную гробницу.


Гробница Тутанхамона

По общему обычаю в древности покойному клали в могилу все, что считалось наиболее ценным для него в жизни: царям и вельможам — знаки их достоинства, воину — его оружие и т.д. Но все они «забирали» с собой почти все собранное в жизни золото и другие предметы, не поддающиеся гниению. Были такие цари и правители, которые уносили с собой в гробницы всю государственную казну, и народ, оплакивая царя, оплакивал и потерю всего своего достояния. Так что древние гробницы были сокровищницами, скрывавшими несметные богатства. Чтобы защитить их от расхищения, строители сооружали недоступные для посторонних входы; устраивали двери с таинственными запорами, которые закрывались и открывались с помощью магического талисмана.

В 1914 году лорд Карнарвон увидел на одном из фаянсовых кубков, найденных при раскопках в Долине царей, имя Тутанхамона. То же самое имя встретилось ему и на золотой пластинке из маленького тайника. Эти находки побудили лорда выхлопотать у египетского правительства разрешение на поиски гробницы фараона. Эти же вещественные доказательства поддерживали и Г. Картера, когда его охватывало уныние от длительных, но безуспешных поисков.

Гробницу фараона Тутанхамона археологи искали долгих 7 лет, но в конце концов им улыбнулось счастье. Сенсационная новость облетела мир в начале 1923 года. В те дни в небольшой и обычно тихий городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей ежечасно неслись по телефону и телеграфу сводки, сообщения, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи.

Больше 80 дней добирались археологи до золотого гроба Тутанхамона — через 4 наружных ковчега, каменный саркофаг и 3 внутренних гроба, пока наконец не увидели того, кто долгое время был для историков лишь призрачным именем. Но сначала археологи и рабочие обнаружили ступеньки, которые уводили в глубь скалы и заканчивались у замурованного входа. Когда вход освободили, за ним оказался понижающийся коридор, засыпанный обломками известняка, а в конце коридора -другой вход, который тоже был замурован. Этот вход вел в переднюю камеру с боковой кладовой, погребальную камеру и сокровищницу.

Проделав в кладке дыру, Г. Картер просунул туда руку со свечой и прильнул к отверстию. «Сначала я ничего не увидел, — писал он потом в своей книге. — Теплый воздух устремился из камеры наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото — всюду мерцало золото».

Гробница Тутанхамона действительно была одной из самых богатых. Когда лорд Карнарвон и Г. Картер вошли в первую комнату, их ошеломило количество и разнообразие наполнявших ее предметов. Здесь были обитые золотом колесницы, луки, колчаны со стрелами и перчатки для стрельбы; кровати, тоже обитые золотом; кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов; великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями. Были также ящики с пищей и сосуды с давно высохшим вином. За первой комнатой последовали другие, и обнаруженное в гробнице Тутанхамона превзошло самые смелые ожидания участников экспедиции.

То, что гробница вообще была обнаружена, уже само по себе было ни с чем не сравнимой удачей. Но судьба улыбнулась Г. Картеру еще раз, и в те дни он писал: «Мы увидели то, чего не был удостоен ни один человек нашего времени». Только из передней камеры гробницы английская экспедиция вывезла 34 контейнера, полных бесценных украшений, золота, драгоценных камней и великолепных произведений древнеегипетского искусства. А когда члены экспедиции проникли в погребальные покои фараона, то нашли здесь деревянный позолоченный ковчег, в нем другой — дубовый ковчег, во втором -третий позолоченный ковчег, а затем и четвертый. В последнем находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, а в нем еще два саркофага.

Северная стена зала саркофагов в гробнице Тутанхамона расписана тремя сценами. Справа изображено отверзание уст мумии фараона его преемником Эйе. До момента отверзания уст умерший фараон изображался в виде мумии, а после этого обряда он уже представал в своем обычном земном образе. Центральную часть росписи занимает сцена встречи ожившего фараона с богиней Нут: Тутанхамон изображен в одеянии и головном уборе земного царя, в руках у него булава и посох.

Размеры статуи духа-двойника помогли ученым установить рост самого фараона, так как по погребальной традиции древних египтян эти размеры соответствовали росту умершего.

На фигурке Тутанхамона археологи увидели вырезанные слова, с которыми фараон обратился к богине неба: «Снизойди, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в тебе!» Эта скульптурка была в числе тех жертвоприношений, которые придворные преподнесли уже мертвому фараону как обещание служить ему и в загробной жизни.

Чтобы добраться до священной мумии фараона, археологам пришлось открыть несколько саркофагов. «Мумия лежала в гробу, — пишет Г. Картер, — к которому она плотно приклеилась, так как, опустив в гроб, ее залили ароматическими маслами. Голову и плечи, вплоть до грудной клетки, покрывала прекрасная золотая маска, воспроизводящая черты царского лица, с головной повязкой и ожерельем. Ее невозможно было снять, так как она тоже приклеилась к гробу слоем смолы, который сгустился в твердую, как камень, массу».

Лежащая в гробу мумия была завернута во множество пелен. На верхнюю из них были нашиты кисти рук, державшие плеть и жезл; под ними тоже было золотое изображение «ба» в виде птицы с человеческой головой. На местах перевязей находились продольные и поперечные полосы с текстами молитв. Когда Г. Картер развернул мумию, то нашел еще немало драгоценных украшений, опись которых делится у него на 101 группу. Так, например, на теле фараона ученые нашли два кинжала — бронзовый и серебряный.

Кованая маска, закрывавшая лицо Тутанхамона, была сделана из толстого листа золота и богато украшена: полосы платка, брови и веки — из темно-синего стекла, широкое ожерелье блистало многочисленными вставками из самоцветов. Трон фараона был сделан из дерева, обшитого листовым золотом и богато украшенного инкрустациями из разноцветного фаянса, самоцветов и стекла.

В Древнем Египте существовал и обычай украшать тела усопших венками из цветов. Венки, найденные в гробнице Тутанхамона, дошли до нас не в очень хорошем состоянии, а два-три цветка при первом же прикосновении вообще рассыпались в порошок.

В великолепных сосудах из камня ученые нашли и душистые мази, которыми фараон должен был умащиваться в загробном мире, как он делал это при жизни. Духи эти и по прошествии 3000 лет издавали крепкий аромат...

Сейчас сокровища из гробницы Тутанхамона выставлены в Египетском музее в Каире и занимают там 10 залов, площадь которых равняется футбольному полю.


Заключение

На площади Тахрир в центре Каира расположено главное мировое хранилище египетских древностей, самым поздним из которых около двух тысяч лет — Египетский музей. Все экспонаты Египетского музея относятся ко времени правления фараонов — династическому периоду и только некоторые из них — к греко-римскому. Перед посетителем вживую предстает трехтысячелетняя история одной из древнейших цивилизаций.

Зародышем для Египетского музея стала «Служба древностей Египта», организованная в 18095 году для того, чтобы предотвратить дальнейшее разграбление археологических раскопок, которое в 19 веке достигло уровня национального бедствия. Египетские древности можно было запросто купить на черном рынке у местных жителей. Зачастую они миновали даже руки археологов, потому что гробницы разграблялись сразу после обнаружения нового захоронения. В 1850 году в Египет приехал французский египтолог Огюст Мариэтт, которого ситуация в Египте просто ужаснула. К тому времени, ценности не только продавались частным лицам, но и открыто увозились из страны. Великолепные коллекции Лувра, Британского музея, Египетского музея в Берлине обязаны своим существованием отсутствию законодательства, регулировавшего вывоз исторических ценностей. Его не оставляла мысль, что еще несколько десятков лет и от истории страны останутся лишь не вывозимые многотонные пирамиды, да и то если их не растащат по камушкам любопытные туристы.

Памятник великому египтологу и исследователю стоит во дворе музея в Каире, куда собрание было перевезено в 1902 г. Здесь же, в древнем гранитном саркофаге, покоится прах ученого. В 1902 году музей снова переехал в уже постоянное помещение в неоклассическом стиле, построенным архитектором Марселем Дюрноном в Каире неподалеку от большого моста через Нил. Во дворе его расположен бассейн с голубоватыми цветами нильского лотоса. По сторонам установлены несколько скульптур. В левой части двора — скульптурные портреты наиболее известных египтологов — Франсуа Шампольона, Опоста Мариетта, Гастона Масперо, Рихарда Лепсиуса и других. Среди множества царских мумий, найденных при раскопках в Долине Царей, сокровища гробниц фараонов, в том числе — захоронение молодого фараона Тутанхамона (XIV в. до н.э.), открытое в 1922 г. английским ученым Говардом Картером. Экспозиция музея в целом выдержана в хронологическом порядке.

Одним из наиболее выдающимся изображением в галереи можно назвать сидящих царевича Рахотеп и его жены Нефрет, изготовленных из песчаника. Скульптура была раскрашена. Статуи принца Рахотепа и его супруги Неферт, происходят от мастабы в Медуме. Принцесса носит повязку на голове, ожерелье, льняное платье и парик. На принце — простое ожерелье с амулетом. За фигурами видны иероглифы — символы, развившиеся из совершенного живописного шрифта. Рахотеп (с усами), вероятно, был сыном царя Снефру. Он занимал высшие должности и, по древнеегипетскому обычаю, носил только короткий фартук. Недалеко от статуи Рахотеп и Нефрет выставлена еще одна знаменитость — настенное панно «Мейдумские гуси», которое вырезали из одной из гробниц Мейдума.

Реализм, экспрессионизм: скульптуры не скрывают недостатков, а напротив даже подчеркиваются. Обострено не только виденье недостатков, но и восприятия достоинств, что видно, например, на всех изображениях Нефертити, жены Эхнатона. После смерти фараона-еретика жрецы поставили задачу стереть «позорящее Египет» имя из памяти египтян и из истории. Имя «Эхтанон» вырезалось из надписей, изображения были уничтожены. Вот почему осталось так мало памятников этого периода, а экспонаты амарнского зала Египетского музея представляет особую ценность. Восточная галерея представлена статуями фараонов и богов, относящихся к периоду Нового царства. На втором этаже расположен зал царских мумий. В витринах, где лежат мумии, создан микроклимат, как в гробницах долины Царей. Здесь выставлены мумии 11 фараонов, включая Рамсеса II, Тутмоса II и Сети I. В западной галерее на втором этаже демонстрируются саркофаги различных эпох, в северной галерее — сокровища гробницы Тутанхамона. Гробница была найдена в 1922 г. в Долине царей в Луксоре практически не разграбленной. Ее находка считается самой крупной археологической сенсацией XX в. Тутанхамона был похоронен в трех гробах, составленных один в другой. Два первых — деревянные, покрытые золотой пленкой. Последний гроб сделан из чистого золота и весит 110кг. В нем и покоилась мумия фараона со всемирно известной ныне золотой маской на лице. Золотая посмертная маска Тутанхамона, два его гроба, украшения и утварь из гробницы выставлены в центральном зале северной галереи. В самой же галерее демонстрируются колесницы и мебель. В восточной галерее тоже выставлены сокровища гробницы этого фараона: статуя Тутанхамона, его позолоченный трон, скульптура бога Анубиса в виде лежащего шакала и другие экспонаты. Например, фаюмские портреты, которые были написаны разогретыми восковыми красками на деревянной доске, в технике энкаустики, известной до того лишь по сочинениям древних авторов Они рисовались с натуры, при жизни висели в доме, а после смерти клались поверх мумии. Перечислить все сокровища Египетского музея просто невозможно. Каждый экспонат несет в себе свою историю и свою неповторимость. Наследие древней египетской цивилизации завораживает людей. И только увидев все свои глазами можно понять француза Огюста Мариэтта, который отказался от престижной работы в Лувре и создал музей, который отдает дань величию древних фараонов, которые умели творить и ценить красоту, поклонялись солнцу и верили в чудеса.


Список использованной литературы:

1. Керам К.В. Боги, гробницы, ученые / Послесл. и коммент. В.Гуляева. – СПб.: Амфора, 2001. – 508 с.

2. Морэ А. Нил и египетская цивилизация / Пер. с англ. Любовской Т.Е. – М. ЗАО Центрполиграф, 2007 – 479с.

3. Низовский А.Ю., Непомнящий Н.Н. 100 великих тайн. – М.: Вече, 1999. – 576 с.

4. Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света. — М.: 1980.

5. Гонеим М. «Потерянная» пирамида. — М.: 1959.

6. Целлар К. Архитектура страны фараонов. — М.: 1990.

7. Картер Г. и Меис А. Гробница Тутанхамона. — М.: 1959.

8. «Большая советская энциклопедия», т. 37, 1958.

9. МатериалысайтаGriffith Institute, Oxford, OX1 2LG –http://www.ashmol.ox.ac.uk/gri/4tut.html

10.МатериалысайтаAshmolean Museum, Oxford – www.ashmolean.museum

11.Тайна гробницы Тутанхамона – misticism.narod.ru/home.html

еще рефераты
Еще работы по культуре и искусству