Контрольная работа: Преступные группировки, их обычаи, традиции и законы

АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ

Психологический факультет заочное обучение

Специальность психология

Зачетная книжка № _________

Контрольная работа № _________

по Пенитенциарной педагогике

на тему: Преступные группировки, их обычаи, традиции и «законы».

Слушатель Устинова Н.Ф. курс 6 уч.гр. 6301

Дата отправки работы на Место работы и занимаемая

факультет____________ должность ФБУ ИК-7, начальник

психологической лаборатории.

Дата регистрации работы Индекс, почтовый адрес слу-

факультетом__________ шателя 431130, р. Мордовия,

Зубово — Полянский район,

пос. Леплей.


ПЛАН

стр.

Введение………………………………………………………………...3

1. Мотивы объединения осужденных в преступные группы………..5

2. Стратификация и поведение членов различных

преступных групп………………………………………………………8

3. Пути нейтрализации уголовных обычаев, традиций,

«законов» в ИУ…………………………………………………………11

4. Роль психологической службы в развенчании уголовных

обычаев, традиций и «законов»………………………………………17

Заключение……………………………………………………………..22

Задачи…………………………………………………………………...23

Список литературы………………………………………………….…25

Введение

Для обычного человека криминальная сторона правовой системы является по разным причинам наиболее знакомой стороной права, и дело тут отнюдь не в том, что каждый гражданин является «потенциальным преступником». Дело в том, что когда упоминается право и правовая система, на память людям приходят институты правовой юстиции — полиция, залы суда, судебные слушанья, тюрьмы и места заключения. Драма судебного слушанья отзывалась в сердцах людей в течение веков. Преступления и наказания представляют собой новости на первых страницах газет, заголовки радиосообщений и теленовостей. Существует известный роман под названием «Преступление и наказание» и еще один, не менее известный, под названием «Процесс». Ни одно заслуживающее внимание литературное произведение не называется «Нарушенная аренда» или «Страсти по виндикационному иску». Каждая страна имеет свой список преступлений, и это до некоторой степени затрудняет анализ преступного поведения субъекта. Ведь, к примеру, в Советском Союзе, спекуляция валютой являлась серьезным преступлением, хотя в странах Запада этим занимались респектабельнейшие бизнесмены. Встает вопрос — имеются ли какие-либо деяния, которые можно назвать универсальными преступлениями, то есть которые каждое общество определяет как уголовное преступление? Скорее да, чем нет, иначе никогда не предпринималось бы попыток унифицировать знания о природе преступления, и провести анализ преступного поведения субъекта.

Преступление представляет собой один из специфических видов сознательной человеческой деятельности, т.е. волевой акт, предполагающий цель, выбор средств, мотив и оценку действий. В этом качестве оно составляет важнейшую характеристику субъекта преступления как личности, его сознания, психики.

Любое проявление человеческой деятельности, в том числе и преступной, есть вместе с прочим акт общественной связи индивида с другими людьми, элемент человеческой истории, социального опыта. Осуществляется эта связь через поведение, через выработанные и сложившиеся в ходе исторической практики способы и формы общения и обособления личности. Тот или иной тип поведения является, как правило, выражением взаимосвязи определенного типа личности и его деятельности. В частности, преступная деятельность, как общественно опасный тип поведения выражает связь преступника с другими людьми, а также с теми историческими условиями, которые породили преступность и способствуют ее сохранению.

Основным характеризующим признаком деятельности выступает ее мотив. Он является той призмой, через которую обнаруживается, имеющая имманентный характер связь личности и ее деятельности. В мотивах выражаются побуждающие начала, внутренние основания и целевая направленность активности. А их структура характеризует развитие личности через ее содержательность, т.е. через результаты усвоения индивидом элементов социальной среды, общественных отношений.

Вот почему для понимания социальной природы и социально-психологической характеристики преступника как типа столь важны выявление и анализ мотивационной сферы его общественно опасной деятельности. Этот анализ помогает раскрыть и социальное содержание личностных черт преступника как типа, и детерминанты преступного поведения, и наиболее типичные средства социально-психологического механизма преступной деятельности.

1. Мотивы объединения осужденных в преступные группы

Понятие «группа» неразрывно связано с понятием «общность». Общность – это любая совокупность индивидов, способных к общению и совместной деятельности. Группа – конкретный вид общности. Под малой группой понимается общность из нескольких лиц, объединенных общей деятельностью и находящихся в непосредственном общении [2]. Это создает основу для возникновения групповых норм. Иначе говоря, малая группа состоит из лиц, которые общаются между собой в течение определенного времени и образуют самостоятельную общность.

В колониях общего и строгого режимов были имеются обстоятельства, обуславливающие вступление осужденных в устойчивые личные взаимоотношения друг с другом. Установлено, что эти взаимоотношения строятся на основе: социального статуса осужденных в колонии; землячества; общности ценностных ориентаций и установок; социального положения на «воле» до осуждения (материальная обеспеченность, занимаемая должность до осуждения и др.); отряда, бригады, по месту работы (на основе трудовых коллективов в «промзоне»); знакомства по другим «зонам», по прошлым судимостям; религиозного признака; видов совершенного преступления; национального признака; и др.

Отношения строятся на основе социального статуса в колонии («блатные», мужики, «обиженные» или «опущенные»). Так, например, «обиженным» ни в коем случае нельзя прикасаться к личным вещам других осужденных, смотреть прямо в глаза, здороваться за руку, пользоваться общими столовыми приборами (они имеют отдельную посуду и сидят за отдельными столами в столовой) и т.д. В свою очередь, «блатные» и мужики («работяги») не имеют право поднимать руку на «обиженных», пить с ними чай, общаться и т.д. Мужики должны работать, выполнять нормы выработки на производстве и не должны вмешиваться в «блатную» жизнь колонии и т.д.

Землячество играет основную роль в установлении устойчивых личных взаимоотношений, «земляки» (то есть выходцы из одной области, города, района и т.д.) помогают и поддерживают друг друга, делятся чаем, куревом и продуктами питания и т.д.

Социальное положение на «воле» до осуждения также является одним из основных обстоятельств в установлении личных взаимоотношений между друг другом. Например, осужденные, которые наиболее материально обеспеченные, стараются держаться особняком от остальной массы осужденных, как правило, не устанавливают с ними устойчивых личных взаимоотношений, стараются держаться ближе к администрации.

Религиозный признак в установлении устойчивых личных взаимоотношений осужденных друг с другом до настоящего времени особой роли не играл, но с появлением осужденных исповедующих экстремистские религиозные течения типа «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» и вахабизм приобрел особое значение. Так как для этой категории осужденных «религия» имеет важное значение в установлении устойчивых личных взаимоотношений с другими осужденными, они, как правило, держатся вместе, особняком от остальной массы осужденных, очень сплочены, постоянно стараются противостоять администрации колонии и всячески поддерживают друг друга, но в то же время стараются привлечь к себе других осужденных, склонить их на свою сторону. Поэтому эти осужденные заслуживают пристального внимания со стороны, как администрации колонии, так и оперативно-режимной и воспитательной служб в особенности.

В настоящее время такое обстоятельство как вид совершенного преступления в установлении устойчивых личных взаимоотношений между осужденными какого-либо серьезного значения не имеет, и лишь имеет место по отношению к лицам, совершившим преступления в извращенной форме в отношении малолетних детей и женщин. Таких осужденных презирают, их сторонятся, как правило, они относятся к категории «опущенных».

Осужденные устанавливают устойчивые личные взаимоотношения и объединяются в группу, если они имеют какие-либо общие мотивы, цели, интересы, реализацию которых видят только через групповое взаимодействие, если такое взаимодействие стимулирует их к групповому общению.

Известно, что в микросреде осужденных существуют отрицательные, положительные малые группы и, кроме того, преступные группы. Межгрупповая иерархизация сводится к тому, что одни группы занимают самое высокое положение, другие – среднее, третьи – низкое. Основными целями положительных малых групп является коллективная защита от посягательств со стороны других групп. Не случайно, поэтому в абсолютном большинстве отрядов общение между малыми положительными и отрицательными группами конфликтно, напряженно.

В сферу деятельности преступной группы могут попадать осужденные, именуемые «шестерками», «обиженными», которых используют для выполнения не престижных либо явно противоправных поручений[1] .

Главная причина образования «семей» (отрицательных малых групп) – стремление объединиться в группу, в рамках которой можно лучше «устроиться» в колонии, чувствовать защищенность, возможность организованно противостоять влиянию администрации и актива, вести паразитический образ жизни, преследовать осужденных, лояльно относящихся к администрации, поддерживать злостных нарушителей режима.

Главными мотивами образования преступных групп являются: возможность обсуждения вариантов противоправной деятельности; стремление быть в своей среде, что уменьшает чувство страха и усиливает уверенность в достижении преступного результата. И, наконец, многие преступления просто невозможно совершить в одиночку, поэтому преступники вынуждены оказывать взаимную помощь.

Целью объединения лиц в преступную группу является совместная преступная деятельность, которая выступает в качестве важнейшей психолого-криминологической характеристики преступной группы и составляет ее психологическую основу. Именно совместная преступная деятельность является тем двигателем, который обеспечивает психологическое развитие группы. Успешная преступная деятельность обеспечивает развитие преступной группы. Если в течение длительного времени группа остается не разоблаченной, ее участники приобретают уверенность в своей безнаказанности, что стимулирует их на совершение новых преступлений. Отношения в группе в этот период все более укрепляются, и в ней преобладают центростремительные силы, обеспечивающие интеграцию участников группы и ее дальнейшее развитие.

Для функционирования преступной группы характерно постепенное расширение сферы преступной деятельности во времени и пространстве, увеличение количества совершаемых преступлений, переход к более тяжким преступлениям. В процессе расширения преступной деятельности внутри преступной группы происходит формирование психологической и функциональной структур. Чем выше уровень развития группы, тем более отчетливо выступает ее внутренняя психологическая структура.

Члены отрицательных малых групп осужденных, преследуя корыстные и насильственные цели, постоянно: 1) нарушают режим отбывания наказания; 2) противодействуют администрации; 3) отказываются работать; 4) занимаются сексуальными извращениями и насилием и т. п.

Эти цели и действия могут проявляться как в открытой, так и скрытой форме. Участники малых групп молодежного возраста, например, не стараются скрывать своих интересов и мнений.

Распаду преступных групп способствует своевременное предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений, ученые пишут, что решающую роль в этом играют оперативно-розыскные аппараты. «Сама природа группового преступного поведения создает во многих случаях благоприятные условия для использования в предупредительных целях оперативно-розыскных средств и методов»[1].

Конечно, такая «положительность» существует, однако она относительна. Многое зависит от того, какова сама преступная группа [7]. То есть ее структура, количественный и качественный состав группы, уровень сплоченности и организованности ее членов, характер преступной деятельности, внутренняя иерархия и т.д.

Таким образом, процессу формирования и функционирования преступных групп присущи общие социально-психологические закономерности. Вместе с тем у отдельных преступных групп процесс формирования и функционирования имеет особенности, связанные со спецификой личного состава и сферой преступной деятельности.

Несколько иначе формируются преступные группы, состоящие из лиц ранее неоднократно судимых. Процесс образования данных преступных групп отличается рядом особенностей. Во-первых, они сразу формируется как преступные, т.е. сориентированы на совершение преступлений. Во-вторых, группы рецидивистов могут образоваться как организованные, минуя низшие типы, поскольку уже на начальном этапе образования в них зачастую имеется лидер, который одновременно является и организатором преступной группы. В-третьих, лица, входящие в такие группы, имеют преступный опыт, знакомы с методами и приемами следствия и оперативно розыскной деятельности органов внутренних дел. Поэтому они могут использовать наиболее изощренные способы совершения групповых преступлений, а также принимать специальные меры для своей маскировки, тщательной конспирации преступной деятельности и связей внутри группы.

Обладая определенным преступным опытом, участники таких преступных групп совершают преступления более квалифицированно, чаще применяют технические средства, тщательнее скрывают следы преступлений и предметы, добытые преступным путем, нередко заранее договариваются о том, как вести себя в случаях обнаружения их преступных действий.

В-четвертых, преступные группы из числа лиц ранее неоднократно судимых, как правило, немногочисленные. Это объясняется тем, что обычно рецидивисты предпочитают иметь дело с опытными преступниками и избегают участвовать в группах, где много лиц, «не проверенных в деле».

В-пятых, организатор преступной группы использует специфические приемы для втягивания в группу нужных для совершения групповых преступлений людей. Преступники с целью привлечения к преступной деятельности нужных им лиц используют компрометацию и шантаж, постановку в материальную или иную зависимость (например, втягивая в игру в карты «под интерес» лицо проигрывает и у него появляется денежный долг, который в последующем заменяют на совершение какого-либо действия, как правило, противоправного). Также используется создание трудностей в работе и обещание помощи в случае согласия вступить в преступную группу. Иногда указанные приемы применяются в сочетании.

Все вышеуказанные особенности преступных групп следует учитывать не только для понимания процессов их формирования и функционирования, но и для успешного проведения профилактических мер в отношении преступных групп в колониях по исполнению наказания.

2. Стратификация и поведение членов различных

преступных групп

Специфическим признаком криминальной среды выступает стратификация, т.е. деление людей на условные иерархические группы в зависимости от их авторитета относительно реальной власти в криминальной среде. Стратификацию криминального сообщества можно сравнить с разделением общества на социальные группы. Наиболее отчетливо стратификация криминальной среды представлена в пенитенциарных учреждениях, но она сохраняется и после освобождения из мест лишения свободы.

1. Лидеры криминальной среды и их последователи (злостные нарушители режима, наиболее агрессивные личности).

2. Середняки («мужики») — считаются с криминальной идеологией, поддерживают лидеров материально, но активно субкультуру не отстаивают, в основном соблюдают установленный режим, работают на производстве, стремятся к условно-досрочному освобождению.

3. Актив — представители данной группы нарушают одну из главных криминальных заповедей — не сотрудничать с администрацией. Поэтому в социальной среде осужденных они не пользуются авторитетом, испытывают на себе постоянное давление злостных нарушителей режима. Но их активно поддерживает и защищает администрация учреждения, поэтому с ними вынуждены считаться.

4. Отверженные — осужденные с наиболее низким социальным статусом. Их образ жизни не только вступает в противоречие с криминальной идеологией, но не одобряется и администрацией учреждения.

психологический криминальный преступный стратификация

Рис. 1 Стратификация осужденных в пенитенциарных учреждениях

Преступный мир — не однородная социальная масса, а дифференцированная по уровню авторитета, устойчивости и организованности криминальная среда.

На вершине преступной иерархии находятся “воры в законе”. Это высшее криминальное звание присваивается на “воровской сходке” лицам, как правило, ранее судимым, глубоко усвоившим уголовно-воровские обычаи и традиции.

· Зачисление в касту “воров в законе” осуществляется, если кандидат обладает определенными личностными качествами (жесткий характер, криминальный опыт, знание норм воровской воровских сходок;

· судейство при разрешении конфликтов и др.

Воровской общаг (совет), как коллегиальный орган, осуществляет управление профессиональной криминальной средой (это не значит, что контролируется каждое преступление) на основе функционально-территориального принципа, т.е. имеется ответственный как за отдельное направление криминальной деятельности, так и за определенную территорию криминального влияния. За каждой из которых закреплено специальное лицо (из числа “авторитетов”), назначенное ворами в законе. Эти лица обеспечивают в зонах сбор “криминальных налогов” с объектов, находящихся под криминальной крышей (это, как правило, объекты теневой экономики).

Элита преступного мира находится зачастую вне уголовно правового пространства, ибо “воры в законе” сами преступлений практически не совершают. Существующее ныне уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в борьбе с ними явно неэффективно. Поэтому не случайно, что в большинстве случаев, если и приходится привлечь “вора в законе” к уголовной ответственности, то только за хранение оружия либо наркотиков.

На одного из “воров в законе” возложена обязанность организации воровской кассы, доходная часть которой формируется из следующих поступлений: части преступных доходов организованных преступных групп, отдельных преступников, занимающихся индивидуальной преступной деятельностью (сбытчики наркотиков, барыги, карманные воры, мошенники и т.д.), криминальных “налогов”, выплачиваемых коммерческими структурами за обеспечение “криминальной крыши”, разовых выплат части теневых доходов предпринимателями, не обеспеченными “криминальной крышей”, доходов от собственной предпринимательской деятельности, (осуществляемой либо путем долевого финансового участия в каких-либо проектах, либо путем создания своих фирм с привлечением профессионалов-бизнесменов), вознаграждения за оказание содействия различным категориям дельцов теневой экономики в отмывании “грязных денег” и др.

Немало средств из воровских капиталов в последнее время вкладывается в недвижимость не только в нашей стране, но и за ее пределами.

“Воры в законе” оказывают прямое влияние на преступную массу, находящуюся в местах лишения свободы. Для обеспечения криминального влияния на спецконтингент, содержащийся в следственном изоляторе и исправительно колонии, “ворами в законе” из числа “авторитетов” назначаются “смотрящие”. В колонии функционирует “общаковый совет” (коллегиальный орган) и ведется “общаковая касса”, которая имеет строго контролируемые доходную и расходную части.

Кроме преступной элиты — “воров в законе”, обладающих всей полнотой криминальной власти, в исправительно колониях и тюрьмах существуют и другие категории преступников.

“Авторитеты” — лица, приближенные к “ворам в законе”, их опора и резерв. В различных регионах России “авторитеты” именуются по-разному: “фраера”, “козырные фраера”, “шерстяные”, “путевые” и т.д. Они признают и строго подчиняются нормам воровской морали, но в отличие от “воров в законе” не могут распоряжаться средствами “общаковой кассы”, созывать воровские сходки и участвовать в них с правом решающего голоса. “Шестерки” — лица из числа уголовных элементов (как правило, профессиональных преступников), выполняющие по указаниям “воров в законе” и “авторитетов” различные поручения: обеспечение связи между представителями криминальной элиты; их охрана и т.д.

“Мужики” — наиболее значительная часть осужденных, стремящихся “спокойно” отбыть срок наказания. Они занимают обособленное положение по отношению к “ворам в законе”, “авторитетам” и “шестеркам”.

“Бандиты” (их называют по-разному) — это, как правило, дерзкие преступники, совершившие тяжкие преступления, не признающие воровской морали и криминальной субординации. Они готовы вступить с криминальной элитой в смертельную борьбу.

“Обиженные” — эта еще одна категория осужденных, которая формируется в процессе внутренних противоречий спецконтингента. “Обиженными” становятся и лица, не уплатившие своевременно игровой и иной долг, и лица, заподозренные в измене, и лица, давшие свидетельские показания против “авторитетов”, и лица, осужденные за определенные виды уголовных преступлений (например, за мужеложство, или развратные действия в отношении малолетних и т.д.), и лица, склонные к мужеложству в пассивной форме, и др.

Как правило, “бандиты” не включены в криминальную среду, действуют малыми группами, отличаются смелостью, хладнокровием и опытом ведения боевых действий. Они презрительно относятся к воровской элите и не желают подчиняться нормам воровской морали. И если оперативные службы хорошо осведомлены о деятельности криминальных авторитетов, то о “бандитах” информации недостаточно. Нередко они внешне ведут “порядочный” образ жизни, трудоустроены, не вызывают в семьях ни малейшего подозрения.

Не секрет, что многие богатые бизнесмены России находятся в тесной связи с криминальными “аристократами”, которые за крупную плату обеспечивают толстосумов “крышей”. Подобные бизнесмены рассчитывают на влияние “воров в законе” и “авторитетов” на криминальную среду. Но “бандиты”, не признающие никаких криминальных авторитетов, способны на самые невероятные действия против любых криминально-предпринимательских союзов.

3. Пути нейтрализации уголовных обычаев, традиций,

«законов» в ИУ.

Главное в борьбе с преступностью в местах лишения свободы — это осуществление системы взаимосвязанных научно обоснованных мероприятий воспитательного и принудительного характера с целью устранения причин преступности и создания условий, их исключающих. Знание причин и условий, способствующих совершению преступлений, закономерностей механизма индивидуального преступного поведения позволяет правильно определить систему мер и подходов к их предупреждению в ИУ.

Знание причин и условий, способствующих совершению преступлений, закономерностей механизма индивидуального преступного поведения позволяет правильно определить систему мер и подходов к их предупреждению в ИУ.

Методы профилактики преступлений в ИУ можно разделить на методы выявления и методы устранения и компенсации причин и условий преступлений.

Методы выявления обстоятельств, детерминирующих пенитенциарную преступность в ИУ:

1) проверка деятельности различных подразделений ИУ вышестоящими и контрольно-надзорными управлениями по службам (служба безопасности, оперативная, воспитательная, производственная, медицинская и др.), а также надзор со стороны прокуратуры, различные инспекции, инвентаризации и т.п.;

2) криминологическое исследование и выявление:

а) криминогенных зон в ИУ, где наиболее часто и в определенные периоды времени совершаются преступления и злостные правонарушения;

б) наиболее типичных, серьезных и в то же время специфичных для каждого ИУ недостатков по различным направлениям их деятельности (безопасности и режима, оперативная, воспитательная, производственная, бытовая, медицинская, досуговая и т.д.), которые чаще всего способствуют развитию конфликтных ситуаций в криминогенные и непосредственному совершению преступлений в данных ИУ;

в) технических несовершенств надзора, охраны, воспитания, труда, быта, досуга и других сторон жизнедеятельности осужденных;

г) количественных и качественных изменений состава осужденных;

д) преступной субкультуры осужденных, ее особенностей в каждой колонии и тюрьме;

е) кадровых упущений с точки зрения профессионального отбора, подготовки и переподготовки, повышения квалификации и др.;

3) оперативные приемы деятельности, которые также могут быть направлены на выявление криминогенных зон, группировок осужденных с их лидерами, «авторитетами», «ворами в законе» и т.п.;

4) выход на место, рейды по всей территории ИУ [14. С.876].

При этом следует обращать особое внимание на ранее враждовавших между собой лиц, а также родственников, друзей враждующих; склонных к занятию запрещенной деятельностью; склонных к употреблению спиртного, суррогатов, наркотиков; обладающих повышенной агрессивностью, например истерических и возбудимых психопатов; презираемых основной массой осужденных; лиц, страдающих слабоумием, крайне несамостоятельных, конформных, лишенных психологической активности, легко попадающих в зависимость от других и т.п.

Приемы, при помощи которых осуществляется выявление указанных обстоятельств, — это, как правило, различные исследовательские методы: анализ документов и наблюдение, некоторые виды опросов (интервью, беседа, анкетирование), эксперимент, тестирование, социометрические измерения и др.

Методы устранения, нейтрализации или компенсации обстоятельств и процессов детерминации преступлений в ИУ:

1) конструктивная технологическая разработка принципиально новых средств компьютерного сбора, обработки, использования информации о конкретных ИУ по направлениям их деятельности, средствах охраны и надзора за осужденными, в частности о возможностях и средствах повсеместного круглосуточного наблюдения за осужденными или только в криминогенных зонах, технических средствах проверки посылок, передач, писем, осмотра автомашин, обысков и осмотров осужденных и т.д.;

2) укомплектование ИУ высококвалифицированными кадрами, их подбор, расстановка, повышение квалификации;

3) комплексные профилактические операции в ИУ, связанные с мобилизацией всех подразделений и средств колонии, управления, привлечение сил из других колоний для решения наболевших вопросов, например, для пресечения групповой голодовки и забастовки с целью предупреждения массового преступного поведения, перекрытия каналов проникновения запрещенных веществ и др.;

4) организация оперативного обмена информацией между различными подразделениями ИУ о группировках, лидерах, криминогенных ситуациях и др.;

5) недопущение превышения фактического контингента осужденных над лимитом наполнения некоторых колоний за счет перераспределения осужденных между колониями, расширения действующих и строительства новых, современных ИУ и СИЗО;

6) повышение дисциплинированности среди сотрудников ИУ за счет правильной дисциплинарной практики, организации контроля, высокой заработной платы, максимально-минимальных пределов заработной платы, продвижения по службе, поощрений и взысканий вплоть до увольнения и привлечения к уголовной ответственности сотрудников-преступников [19. С.301].

Групповая профилактика преступлений — это направленное внушение в специально созданных или стихийно образовавшихся группах людей с целью управления развитием криминогенной ситуации.

Структуру групповой профилактики преступлений можно представить следующим образом: субъекты, объекты, направления деятельности, методы и приемы. В качестве ведущих субъектов групповой профилактики преступлений в ИУ должны выступать психологи. Именно от них зависит концентрация усилий различных специалистов и психиатров, и сексопатологов, и психотерапевтов, и других специалистов узкого профиля — в работе с группами.

В ИУ могут применяться все типы групповой профилактики преступного поведения:

1. межличностный или внутригрупповой — работа с группой лиц, между которыми сложилась криминогенная ситуация; межгрупповой — направленное взаимовлияние групп людей с однотипными криминогенными ситуациями;

2.коллективный — направленное самовоспитание через специально созданный для этих целей сплоченный, педагогически целесообразный коллектив, требующий длительной многолетней работы;

3. массовый — сплошное воздействие главным образом на бессознательный уровень всех осужденных.

При исполнении лишения свободы могут применяться различные направления групповой профилактики (воспитание, лечение, регуляция напряженности, повышение квалификации и др.), а также самые разнообразные методы: групповая психотерапия, социогигиена и психогигиена, совместные занятия, проповеди и т.п., с использованием различных приемов (психодрама и социодрама), совместное участие в творческой деятельности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гипноз, аутотренинг, йога и т.д. [14. С.879].

Методы предупреждения конфликтных ситуаций в ИУ:

1.формирование у осужденных навыков правильных взаимоотношений, общения;

2. создание различных советов бригад;

3. контроль за деятельностью актива со стороны администрации и самих осужденных;

4. дальнейшая дифференциация осужденных, в частности, по типам мотивации — агрессивной, корыстной, аномально-сексуальной, неосторожной;

5. изучение в карантине вновь прибывших осужденных и их распределение по отрядам и бригадам;

6. разложение отрицательных группировок осужденных, как неустойчивых, так и устойчивых. Неустойчивые разлагаются путем развенчания лидера, авторитета; перераспределения осужденных как внутри колонии, так и в другие учреждения; а также применением иных приемов. Устойчивые группировки можно разложить путем сосредоточения с максимальной концентрацией различных «воров в законе», «авторитетов», лидеров в одной колонии, помещении камерного типа, в тюрьме, постоянного их этапирования, смены мест отбывания наказания;

7. организация оперативных игр с группировками осужденных с целью управления ими, решения ряда проблем колонии и др.;

8. поддержка, развитие и использование существующих группировок осужденных положительной направленности, «семей»;

9. создание «режимных» отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей;

10. социотехника: «рассечение» малой группы, создающей очаг напряженности; «прививка» — введение в состав группы осужденного, способного предотвратить возможные разногласия ее членов; объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели, для достижения которой необходимо взаимодействие;

11. создание ситуации, в которой лица, не пользовавшиеся авторитетом, могли бы проявить качества, способствующие формированию уважительного к ним отношения

Методы разрешения конфликтных криминогенных ситуаций:

1. переориентация субъектов ситуации посредством информирования о действительном положении дел, беседа с субъектами ситуации;

2. сдерживание субъектов ситуации под угрозой принуждения;

3. разобщение субъектов ситуации — ограничение или лишение возможности общения путем: перевода на отдаленные рабочие и спальные места, в другое звено, бригаду, отряд; изоляции в штрафном изоляторе; этапирования в другое ИУ.

Методы индивидуальной профилактики преступлений в ИУ можно разделить на методы изучения осужденных; выявления «отклоняющихся» от определенных, принятых в ИУ норм осужденных; учета, контроля и воздействия на них [14. С.881].

Методы изучения осужденных — это различные исследовательские приемы, имеющие определенную специфику приложения: анализ документов — уголовных и личных дел, переписки; опрос лиц, хорошо знающих осужденного; наблюдение окружающей микросреды, группировки, в которую он входит; тестирование; эксперимент; беседа с иными осужденными и др.

Методы выявления «отклоняющихся» осужденных можно подразделить на: оперативные, методы изучения окружающей микросреды, методы криминально-психологического исследования и др.

Эти методы направлены на выявление, постановку на учет, контроль над поведением осужденных: склонных к совершению побегов и иных уклонений; совершивших преступления в ИУ; систематически или злостно нарушающих режим отбывания наказания; подпадающих под административный надзор; имеющих психические аномалии; склонных к употреблению спиртного, наркотиков, токсических веществ; склонных к азартным играм; не занимавшихся до осуждения трудом, не имевших постоянного места жительства; переведенных в ИК из воспитательной колонии; проявляющих к администрации ИУ и другим осужденным агрессию в поведении; гомосексуалистов и др.

Один из методов борьбы с группами отрицательной направленности — это развенчание их лидеров. Как отмечалось ранее, лидер является основообразующим элементом подобной группировки. Поэтому после компрометации эта группа часто распадается и прекращает свою противоправную деятельность. Сильно бьет по авторитету лидера неоднократный вызов в оперативный отдел по громкоговорящей связи или через дневальных. В оперотделе с осужденным проводят формальные беседы на любые темы (а иногда просто вызывают, отпускают через определенное время, не разговаривая с ним). В некоторых ИУ, после того как осужденный покинул оперотдел, проводят обыски спальных помещений (рабочих мест). Такой прием будет особенно эффективным, если в ходе подобных обысков обнаружат запрещенные предметы, вещества.

Чтобы пресечь влияние воровского сообщества на деятельность ИУ, исключить распространение в местах лишения свободы уголовно-воровских традиций, необходима серьезная изоляция «авторитетов» преступного мира и их ставленников от общей массы осужденных. Для этого целесообразно, создать специальные ИУ, в которых содержалось бы подобная категория осужденных. В таких учреждениях на работах по хозяйственному обслуживанию не могут использоваться никакие другие осужденные.

Основные элементы тактики борьбы с этими явлениям в местах лишения свободы:

Есть еще один способ нейтрализации «авторитета», который может привести к распаду отрицательной группировки, перевод лидера из колонии в тюрьму.

В ИУ созданы локально-профилактические участки (ЛПУ), в которых должны содержаться только уголовные «авторитеты», «смотрящие» за зонами и их ближайшие сподручные. При этом не должно быть никаких связей таких осужденных с осужденными, размещенными в зоне. Следовательно, «авторитеты» не могут воздействовать на основную массу спецконтингента. В некоторых учреждениях практикуется водворение в ЛПУ злостных нарушителей режима, не относящихся к «авторитетам». Таких осужденных должны помещать в ШИЗО, а иначе обесценивается сама суть ЛПУ.

4. Роль психологической службы в развенчании уголовных

обычаев, традиций и «законов»

Давно назрела необходимость коренного реформирования существующей системы исправительных и воспитательных учреждений в плане ее реальной гуманизации.

Основными задачами психологической службы наряду с иными службами, являются недопущение распространения, а впоследствии искоренение норм и традиций, которые действуют в преступной среде, формирование нравственных взаимоотношений среди осужденных; ликвидация проявлений, унижающих человеческое достоинство осужденных с низким неформальным положением.

Основа решения поставленных задач — создание при обычном, стандартном воздействии на лиц, лишенных свободы, приемлемых минимальных условий, основанных на эмпирических знаниях, на особенностях психологии личности правонарушителя и ее жизнедеятельности в экстремальной среде, а также опережающее воспитательно-профилактическое воздействие.

Для того, чтобы решить указанные задачи, чтобы воздействие на осужденных было наиболее действенным, необходимо использовать все исправительные, воспитательные, моральные и духовные силы сотрудников учреждения. С этой целью с осужденными проводились занятия, на которых излагаются основные аспекты взаимоотношений с различными категориями осужденных, акцентируется внимание на уважительном к ним отношении, на немедленном реагировании на любое проявление унижения человеческого достоинства в какой бы то ни было форме.

Одним из самых сложных и ответственных моментов для администрации это организация работы с вновь прибывшими осужденными. Сотрудники ведущих служб по графику проводят с осужденными, находящимися в карантине, беседы, которые должны способствовать адаптации к новым для них условиям жизни, формированию правильного отношения к назначенному наказанию и к осужденным, с которыми придется отбывать срок лишения свободы.

Работа с вновь прибывшими ведется на основании четко разработанной системы, цель которой состоит в получении информации об образе жизни правонарушителей, условиях и причинах, способствовавших совершению ими преступлений, особенностях их характера, психики. В соответствии с этой системой работу с вновь прибывшими осужденными начинают медицинский работник, психолог и заместитель начальника учреждения по воспитательной работе. Психолог учреждения получает информацию, всесторонне и полно характеризующую образ жизни вновь прибывшего, а также его наиболее существенные свойства. Данную информацию он фиксирует в тетради индивидуальной воспитательной работы, чтобы начальник отряда имел исходные данные для разработки плана различного рода мероприятий, направленных на искоренение антиобщественных взглядов и пресечение нежелательных поступков.

Далее психолог в ненавязчивой форме в беседе с новичком рассказывает об особенностях отношений между осужденными в данной колонии, заостряет внимание на том, что в учреждении отсутствуют принятые в преступном мире разделения осужденных на категории и что причисление к той или иной из них может поставить осужденного в униженное состояние. Поскольку данную информацию довольно трудно сразу воспринять ввиду того, что вновь прибывшие в определенной степени (одни в силу поддержания отношений с преступным миром, другие — пройдя через СИЗО — следственный изолятор) подверглись криминальному заражению, их внимание переключают на ознакомление с Правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями осужденных, с порядком обращения в различные инстанции и другими вопросами, имеющими важное значение для обеспечения должного порядка в учреждении.

После проведения комплекса бесед по различной тематике возвращаются к вопросу о взаимоотношениях между осужденными с тем, чтобы предотвратить проявление негативных реакций в отношении лиц с низким неформальным статусом. Данная беседа имеет глубинный смысл, результатом ее должно явиться изменение представлений новичка об иерархической структуре преступного сообщества как о единственно правильном объединении лиц, лишенных свободы.

Беседу следует начинать с устранения недоверия, чтобы установить с осужденным психологический контакт. Положительный результат беседы будет достигнут лишь при условии создания обстановки взаимного доверия. Это возможно только тогда, когда осужденный почувствует, что перед ним сотрудник, профессионально подготовленный, знающий свое дело и уважающий личность независимо от его социального положения.

В ходе беседы подчеркивается мысль, что осужденный ни в коей мере не исключен из общества, а продолжает оставаться его членом, только с определенными ограничениями правоспособности.

Далее внимание вновь прибывших заостряется на особенностях учреждения, требованиях, предъявляемых к осужденным и т. д. Затем подходят к главному вопросу беседы — об отношениях, складывающихся в преступном сообществе. Здесь подробно и эмоционально излагается стратификация в местах лишения свободы, показывается, что ее неизбежным результатом для многих осужденных являлась, несмотря на внешние признаки благополучия и «справедливости», жестокая и беспощадная эксплуатация. Внимание новичков обращается на то, что в данном учреждении все виды работ, в том числе поддержание порядка в помещениях отряда, проводятся исключительно в порядке очередности, а не в зависимости от неформального положения осужденного, его физической силы и т. д. В заключение обязательно делается акцент на применении различных мер воздействия, в том числе силы, по отношению к лицам, которые совершают в учреждении противоправные действия, особенно связанные с унижением человеческого достоинства.

Такие беседы оказывают на новичков сильное воздействие, так как услышанное противоречит тем сведениям о жизни в зоне, которые они почерпнули из своего опыта. Поэтому после беседы необходимо дать исчерпывающие ответы на возникшие вопросы.

С осужденными, имеющими выраженную склонность к правонарушениям, проводится работа, в которой преобладает метод убеждения. К лицам же, имеющим стойкие криминальные взгляды, применяется комплекс психологических и педагогических средств воздействия на личность.

Необходимо отметить, что одним из элементов плана по искоренению преступных традиций является разъяснительная работа с вновь прибывшими, которую проводят сами осужденные, что в сочетании с беседами сотрудников дает большой эффект.

После проведения как обычных, так и специфических мероприятий с новичками психолог и заместитель начальника по воспитательной работе делают заключение об уровне их общей готовности к жизни в обычных условиях исправительного учреждения. Осужденные, воспринявшие основные требования учреждения, распределяются по отрядам. Остальные же, а таких бывает 2 — 3 человека, подвергаются дополнительному, но более интенсивному воспитательному воздействию.

Наиболее сложным и ответственным моментом является деятельность по адаптации к условиям жизни в учреждении осужденных, имевших ранее статус «отверженных».

По прибытии в учреждение «отверженные» подвергаются психологическому воздействию с целью выработки у них стойкой установки на противодействие любому моральному либо физическому посягательству на их личность. Параллельно проводятся беседы общего характера с массой осужденных, в которых затрагиваются аспекты, связанные с уважением человека, каким бы он ни был. Было установлено, что социально-психологическая и трудовая адаптация «отверженных» проходит легче и быстрее, если они попадают в положительно влияющий на них коллектив бригады, отряда. С этой целью подбирается бригада с уже сформированным позитивным микроклиматом, где бригадир пользуется заслуженным авторитетом и проводится соответствующая работа. Как правило, путем применения приемов психологического воздействия у осужденных удается сформировать убеждение в необходимости создания нормальных условий для жизни любому лицу вне зависимости от цвета кожи, языка, национального или социального происхождения, а тем более от его статуса в местах лишения свободы.

И только после проведения такого рода мероприятий осужденных, относящихся к категории «отверженных», распределяют по отрядам.

В начальный период они нуждаются в повышенном внимании, постоянном контроле со стороны всех сотрудников исправительного учреждения. По истечении определенного времени большинство осужденных воспринимают данную категорию лиц как равноправных членов коллектива (общаются с ними, делятся различными предметами, не отделяют для них спальные места и т. д.). Видя такое к себе отношение, так называемые «отверженные» стараются оправдать доверие. Они не только стараются воздержаться от совершения правонарушений, но и сами являются сторонниками их предотвращения. Таким образом, осуществляется социальная реабилитация «отверженных» в масштабе учреждения, что само по себе наносит серьезный ущерб преступному нормопорядку.

Основные усилия сотрудников колонии, ведущих работу с осужденными, направлены на индивидуальное воспитательное воздействие. Индивидуальная работа занимает в педагогическом процессе исправительного учреждения центральное место и осуществляется в определенной последовательности. Первоначальную беседу, как отмечалось выше, проводит психолог с целью тщательного и всестороннего изучения личности осужденного, находящегося в карантине.

Одно из центральных мест в служебной деятельности сотрудников колонии занимает разрешение конфликтных ситуаций, которые, как правило, требуют немедленного и быстрого реагирования. Дело в том, что конфликт в среде осужденных представляет собой не что иное, как раннюю стадию преступления. И задача воспитателей — снять напряжение между конфликтующими сторонами, для чего требуются глубокие познания в психологии.

Чтобы ликвидировать конфликтную напряженность обе стороны вызываются для беседы. Как правило, на этой стадии происходит взаимное обвинение, сопровождающееся эмоциональным взрывом, который впоследствии угасает, и стороны более реально смотрят на суть происходящего. Затем конфликтующие стороны на некоторое время удаляются из помещения с тем, чтобы сотрудник, разрешающий проблему, смог проанализировать сложившуюся ситуацию, вызвать и выслушать свидетелей и сделать заключение о действительных мотивах, явившихся катализатором в возникновении конфликтного взаимоотношения между осужденными. После чего стороны вызываются и выслушиваются раздельно. Основой последующих действий воспитателя является его умение склонить осужденного к критическому взгляду на себя со стороны, показать несостоятельность его поведения. В ходе беседы необходимо воздействовать не только на их интеллект, но и на чувства, умело затронуть именно те проблемы, которые волнуют осужденного, на которые он ищет, но не находит ответа.

В результате таких действий происходит нормализация отношений между осужденными. Им дается совет быть терпимыми друг к другу как в процессе решения проблемы, так и в последующем.

Заключительной стадией ликвидации конфликта является примирение сторон, когда они приносят извинения друг другу с рукопожатием и заверением не создавать впредь напряженных ситуаций.

В воздействии на осужденных большое значение имеет правовое воспитание, поскольку значительное количество правонарушителей имеют ошибочное представление о праве, законности и справедливости. При проведении лекций, бесед, вечеров вопросов и ответов на правовую тематику внимание осужденных акцентируется на профилактике как дисциплинарных проступков, так и уголовных проявлений, выявление которых своими силами учитывается при подведении итогов трудового соревнования. Наибольший эффект достигается, когда наряду с традиционными мероприятиями (лекции, доклады, беседы) широко используются эмоционально насыщенные активные формы правового воспитания, например, реальное рассмотрение конкретного проступка, совершенного тем или иным осужденным, с тем, чтобы каждый присутствующий мог критически оценить поведение нарушителя и высказать свое мнение.

К настоящему времени пенитенциарные психологи разработали научно обоснованные рекомендации по воздействию на стихийные социально-психологические явления в среде осужденных по пресечению слухов, преодолению негативных последствий “зоновской моды”, воздействию на различные виды толпы и в ситуациях паники осужденных.[2]

Таким образом, формирование гуманного психологического режима колонии оказывает положительное влияние на преступную среду, благоприятное воздействие на осужденного.

Заключение

Осужденные, придерживающиеся уголовных традиций, представляют собой один из самых сложных типов криминальных личностей.

Успешное противодействие преступным элементам должно основываться на учете всех психологических механизмов криминальной субкультуры.

Личность пенитенциарного преступника представляет собой криминогенного индивида, отличающегося с одной стороны социально значимыми качествами человека, а с другой стороны — комплексом негативных свойств личности, сформированных под воздействием определенных обстоятельств, которые предопределили его противоправное поведение вне ИУ конкретной криминальной направленности, а затем — и пенитенциарный рецидив.

Традиционно предметом исследований пенитенциарных психологов являются конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Выявленные психологами основные детерминанты закономерности и механизмы развития данных негативных явлений учитываются в проведении сотрудниками учреждений различных форм профилактической работы, а также в специальных мероприятиях по разложению или нейтрализации влияния криминальных группировок.

В качестве групповой профилактики применяется совокупность мер убеждения и принуждения. Специализированное воздействие на личность с целью обеспечения правомерного поведения. Это деятельность учреждений, органов и организаций, включающая в себя выработку и реализацию мер по изучению личности в жизненной ситуации; причин и условий, способствающих совершению преступления, прогнозирования преступления и эффективности профилактики.

Задача № 1

Из оперативного отдела поступил сигнал о том, что в отряде сформировалась группировка отрицательной направленности, которая склоняет осужденных к игре «под интерес». Лидером группировки является осужденный Носов. Эта группировка пытается дезорганизовать производственный процесс на предприятии, что вызывает большую тревогу. Сам осужденный Носов не нарушает режима отбывания наказания, всегда чисто одет, на работе по его вине срывов не бывает. По оперативным данным, осужденный Носов подстрекает других осужденных своей группировки, чтобы они вредили осужденным, которые перевыполняют норму выработки. С прошлого месяца у осужденных чаще стали ломаться станки, выходит из строя оборудование, из-за чего участились простои.

Вопрос 1. Какие мероприятия должен провести начальник отряда в промышленной, жилой зоне, среди осужденных отряда? Какие службы нужно привлечь для выхода из сложившейся ситуации?

Вопрос 2. Как, по Вашему мнению, должен повлиять на ситуацию начальник колонии?

Вопрос 3. Какое воспитательное воздействие необходимо оказать на осужденного Носова?

Задача № 2

Рабочие бригады № 5 прогнали с рабочего места осужденного Рагимова. Они заявили ему: «Мы за тебя работать не будем, иди к начальнику и откажись от работы, либо повышай свою квалификацию». Рагимов при бригадной организации труда работал недобросовестно, допускал брак, дезорганизующий работу всей бригады. Испугавшись возможных последствий и чувствуя негодование других осужденных из бригады, Рагимов обратился за защитой к лидеру группировки отрицательной направленности, с которым у него ранее были «контакты».

Вопрос 1. К каким последствиям может привести дальнейшее развитие событий?

Вопрос 2. Какие меры воспитательного характера, на Ваш взгляд, необходимо предпринять начальнику отряда, членам бригады, бригадиру?

Вопрос 3. Кого из воспитателей целесообразно привлечь к этой работе?

Список использованной литературы

1. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт и проблемы. М., 2001. – С. 370.

2. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984. – С. 25.

3. Казак Б.Б. Безопасность уголовно – исполнительной системы: монография – Рязань: Академия Минюста России, 2002 г.

4. Криминология: Учебник / под ред.В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. — М.: Юристъ, 1997. — 512 с.

5. Пенитенциарная педагогика: курс лекций и практических занятий для студентов юридического факультета. / В.М. Литвишков, А.В. Митькина: РАО Московский психолого-социальный институт, М. 2004.

6. Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998.

7.Солодовников С.А. Криминальная экономика и насильственные преступления против собственности граждан. – М., 2003. – С. 204-205.

8.Старков, О.В. Криминопенология: Уч. пособие / О.В. Старков. — М.: Экзамен, 2004. — 480 с.

9.Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. — Рязань, 1998.


[1] См.: Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. — Рязань, 1998. С.128.

[2] Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998.

еще рефераты
Еще работы по педагогике