Контрольная работа: Древняя история Индии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНО ВПО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Контрольная работа

По дисциплине «История и культура мировых цивилизаций»

на тему: «Древняя история Индии»

г. Йошкар-Ола

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………. 3

1) Периодизация………………………………………………………… 4

2) Индская цивилизация (XXII – XVII вв. до н.э.)…………………… 5

3) «Ведийский период».………………………………………………..10

4) «Буддийский период». (VI – III вв. до н.э.)………………………… 13

5) «Классическая эпоха» (II в. до н.э. – V в. н.э)…………………… 18

6) Религия Древней Индии……………………………………………. 21

Заключение…………………………………………………………… 26

Список использованной литературы………………………………28

ВВЕДЕНИЕ

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние.

Уже в глубокой древности Индия поддерживала контакты с другими цивилизациями Востока и Запада, однако до середины I тысячелетия до н. э. в Европе (даже в Греции, теснее других государств связанной со странами Востока) о ней почти ничего не знали. С образованием империи Ахеменидов в конце VI в. до н. э. положение изменилось: в нее вошли отдельные территории Северо-Западной Индии и восточная часть Эллады[1]. Поход Александра Македонского содействовал упрочнению контактов между Индией и внешним миром. Десятки тысяч чужеземцев лично познакомились со страной, обычаями ее жителей, особенностями культуры; многие из сподвижников Александра (Неарх, Птолемей, Аристобул, Онесикрит) оставили описание похода.

Интерес к Индии усилился в позднеримскую эпоху. В период кризиса античной культуры греко-римский мир увлекла «индийская мудрость» — философия и религия. В стране стремились побывать не только предприимчивые торговцы, но и писатели и философы

В средние века огромный интерес к Индии проявился в странах Востока.

В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить свое своеобразие и яркую индивидуальность. Достижения древней Индии в области науки. Литературы и искусства на протяжении тысячелетий оплодотворяли творческую мысль близких и далеких ее соседей. Зародившийся в Индии индуизм и буддизм и возникшие на их основе религиозно-философские системы оказали воздействие не только на развитие многих цивилизаций Востока, но и на общественную мысль многих народов.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

1. XXII-XVIII вв. до н.э. — древнейшая (Индская, Харрапская) цивилизация (возникновение первых городов, образование ранних государств);

2. Конец II тыс. — середина I тыс. до н.э. — «ведийский» период (именуется по созданной в это время священной литературе вед).

2.1. XIII-Х вв. до н.э. — ранний (характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии);

2.2. IX-VI вв. до н.э. – поздний, (характеризуется социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (главным образом в долине Ганга).

3. VI-III вв. до н.э. — магадхско-маурийский или «буддийский период» (время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально-экономической и политической истории период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев).

4. II в. до н.э. – V в. н.э. – «классическая эпоха» древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии.

ИНДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

(XXII – XVIII ВВ. ДО Н.Э.)

Древнейшая в южной Азии цивилизация называется Индской (Хараппской)[2], так как она возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII-XVIII веками до н. э. и таким образом ее можно считать третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Как и первые две – в Месопотамии и Египте, — расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

На территории к западу от реки Инд уже в эпоху неолита, в VI (а возможно, и в VII) тысячелетии до н. э., население стало заниматься земледелием. К концу IV тысячелетия до н. э. выделяется несколько типов энеолитических земледельческих культур. Первые земледельческие поселения на территории Индии возникли в V-IV тыс. до н.э. в невысоких горных районах на западной окраине долины Инда. Заселение шло с севера, через Иран и Афганистан. В IV тыс. до н. э. осваивается долина Инда и его притоков, где складывается более продуктивная система земледелия с использованием полей, орошаемых разливами рек. Идет интенсивное развитие общин индской долины, развивается гончарное ремесло и обработка металлов.

Среди ученых[3] довольно широко было распространено мнение о довольно позднем возникновении цивилизации в Индии. Некоторые исследователи считают, что цивилизация на индийскую территорию была принесена извне арийскими племенами. Высказывалось также предположение об изолированности древнеиндийской культуры, ее отсталости в сравнении с культурами других стран Востока. Проведенные исследования доказали неправомерность обоих точек зрения. На территории современного Пакистана в середине ХIХ в. были обнаружены печати с «неизвестными знаками». Открытие и исследование Харрапской цивилизации стало доказательством древности индийской культуры, характерные особенности хараппской культуры указывают на ее самостоятельное и независимое развитие. Явно видна самобытность при сравнительной удаленности от очагов мировой культуры, уникальность ее облика и характера, неповторимость некоторых ее исходно-структурных принципов. Планомерные раскопки в долине Инда археологи смогли осуществить только в 1920-е гг.

Индская (Харрапская) цивилизация складывается ко второй половине III тыс. до н.э… Одним из древнейших поселений городского типа на территории Индии была Хараппа. Пожалуй, одним из первых встал вопрос о происхождении индской цивилизации. Высказывались предположения о шумерской и индоарийской основе, археолог Р. Гейне-Гельдерн писал, что цивилизация на Инде возникла внезапно, т.к. не найдено следов предшествующего развития. Но найденные источники позволяют сделать вывод о местном происхождении культуры Хараппы. Датировка Хараппы долгое время была дискуссионным вопросом, наиболее принятой сейчас является: 2500 (2300)-1800 (1750) гг. до н.э. Это третья по древности цивилизация после Двуречья и Египта.

Вероятно, поселения хараппской культуры возникли не сразу и не одновременно. Вероятно, из одного центра, где раньше всего сложилась городская культура происходило постепенное расселение ее создателей. Цивилизация возникла на основе традиций древнейших земледельческих культур долины Инда, который также сыграл определенную роль, поскольку большинство поселений было расположено по берегам. Культура распространяется на юг и восток, колонизируя новые области, где формировались ее различные варианты. Поселения охватывали огромную территорию: более чем 1100 км. с севера на юг и более 1600 км. с запада на восток. «Некоторая разноплановость внутри огромной цивилизации отражала различную этническую основу и неодинаковый уровень развития тех районов, где появлялись создатели цивилизации». В наиболее крупных городах, служивших центрами ремесла и торговли, пунктами сосредоточения административной власти, проживало около 100 тыс. жителей. Самые значительные города-поселения — Хараппа и Мохенджо-Даро («холм мертвых») занимали территорию около 2,5 кв. км. и в них могло проживать до 30 тыс. жителей[4] .

Особенности индских городов.

1. Города делились на две части: более возвышенная «цитадель», расположенная с западной стороны на холме или искусственной платформе (в том числе и для защиты от наводнений), была, вероятно, местом нахождения власти и домов жрецов, и «нижний город», где проживало основное население. Общение между частями города было ограничено (двое ворот, которые могли закрываться по приказу и инициативе цитадели).

2. Жилая часть города имела форму прямоугольника.

3. Общественные амбары и зернохранилища.

4. Строгая планировка при строительстве. Ширина главных улиц в Мохенджо-Даро достигала 10 м. Параллельные улицы пересекались под прямым углом. Двух- и трехэтажные дома в основной части города. Простота в архитектуре, максимум благоустроенности.

5. Земледельцы и скотоводы жили общинами за пределами городских стен в сельской местности.

6. Главный строительный материал – кирпич, обожженный, сырец и изразцовый.

7. Разветвленная система водоснабжения и канализации.

О высоком уровне развития хараппской культуры свидетельствуют: монументальная архитектура, наличие письменности, система мер и весов, произведения искусства. Внутри цитадели Мохенджо-Даро обнаружены зернохранилище, дворец правителя, крытый рынок, бассейн, вероятно для ритуальных целей.

Занятия жителей.

Основа экономики – высокоурожайное поливное земледелие. Использование удобрений и ирригации (возможно, но не абсолютно достоверно) при благоприятных природно-климатических условиях позволяло снимать два урожая в год. Культивировались несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, бобовые, в том числе горох, дыня. Вне долины Инда в Лотхале и Рангпуре в слое глины и керамики была найдена рисовая шелуха, на основе чего делалось предположение, что со II тыс. до н.э. возделывается рис. Культивировался хлопок, хлопковые ткани – основной предмет вывоза. Развито садоводство. Скотоводство, среди домашних животных коровы, буйволы, овцы, козы, свиньи, ослы, собаки и кошки. Делаются предположения о приручении слона

Многочисленные данные свидетельствуют о городском ремесле. Металлургия: культура Хараппы – культура бронзового века. Из бронзы изготовлялись мечи, ножи, наконечники для копий и стрел, топоры, зеркала и др. Известны плавка, литье и ковка металлов. Использовались также медь, свинец и драгоценные металлы. Для изготовления металлических фигурок применялся так называемый метод потерянного воска. Обработка камня: зернотерки, гири, некоторые предметы вооружения продолжали изготавливать из него. Процветало гончарное дело, ювелирное искусство, художественные ремесла (резьба по камню и кости, изготовление печатей и др.). Развиты прядение и ткачество. Ремесленная продукция производилась на продажу[5] .

Важную роль в экономике играла торговля, как внутренняя, так и внешняя. Ввозилось сырье для ремесленного производства, драгоценные и полудрагоценные камни. Торговые и культурные связи с Южной Индией, Белуджистаном, Афганистаном, Ираном, югом Средней Азии. Сухопутная и морская (печати с изображением судов с мачтами, в Лотхале обнаружена крупная верфь, доки для судов, каменные якоря) торговля с Месопотамией. Связи с Двуречьем и влияние культуры шумеров несомненно (схожие мифологические сюжеты (герой типа Гильгамеша со зверями), строительные материалы (кирпич), достижения культуры и техники (бронза и письменность).

Политическая организация и социальная структура.

Вероятно, хорошо налаженной городской жизнью руководила сильная администрация. В цитадели, возможно, находился дворец правителя или правителей, а также городские власти, осуществлявшие функции контроля над сложной системой городского водоснабжения и канализации и общественных амбаров. Огромные зернохранилища наводят на мысль о централизованных государственных хозяйствах. Высказываются предположения о существовании особого городского совета.

Не ясно, как и откуда осуществлялось управление всей территорией цивилизации, в пользу этого предположения говорит существование единой системы мер и весов, письменность, сходные принципы строительства и др.

Решения вопроса о политической власти разнообразны: В.В. Струве и немец В. Рубен высказывали предположение о рабовладельческой основе общества, целый ряд ученых проводит параллели с политической организацией Древней Месопотамии, полагая, что и на Инде власть принадлежала жрецам, в собственности которых находился весь земельный фонд. Не исключают из списка и республиканское устройство.

Сам облик богатых городов с развитым ремесленным производством заставляет полагать, что к ним примыкала немалая земледельческая периферия, за счет налогов и повинностей с которой в основном отстраивались города и существовали освобожденные от производства пищи слои населения. Несомненно имело место значительное имущественное неравенство, свидетельство чему характер, этажность, размеры домов, а также погребения.

Основание для исследований представляют не только материалы археологических раскопок, но и надписи. Система письменности, много надписей (только печатей более 1 тыс.), выделено 400 различных знаков, но письменность до сих пор не расшифрована (неизвестен язык, который выражает письменность и истоки письменности, споры среди ученых).

Упадок городов.

Города недолговечны, быстро и ярко расцвели и столь же быстро по неизвестной причине пришли в упадок, ориентировочно просуществовали 5-6 веков (ХХIV-ХVIII вв. до н.э.). Некоторые данные указывают на то, что упадок городов начался задолго до их исчезновения и был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблением порядка и администрации. «В поздний период строительство в Мохенджо-Даро проводилось без особого плана, некоторые крупные общественные здания уже разрушились[6], а вместо них появились небольшие строения, нарушилось водоснабжение… Хараппе затихает некогда бурная торговля. меняется техника изготовления керамики».

Среди причин упадка называется:

· вторжение арийских племен[7] ;

· внутренние причины: засоление почв, наводнения, наступление Раждутанской пустыни, изменение русла Инда;

· тектонические толчки

· на основе анализа костных останков антропологи пришли к выводу, что причиной гибели жителей нескольких населенных пунктов была малярия и др.

Исследования показали, что упадок некоторых городов начался задолго до появления иноземных племен. В отношении Мохенджо-Даро выдвигались предположения о близости центра тектонической деятельности, наводнениях, которые в конечном счете вынудили жителей переселиться, сильнейшей засухе как следствии изменения русла Инда. Возможно, причины в каждом конкретном случае были разными (разливы рек, изменение климата, эпидемии), но они не дают представления о причинах упадка Харрапской цивилизации в целом. Возможно, они связаны с некоторой варваризацией культуры, что стало следствием резкого расширения границ цивилизации и включения в ее состав отсталых по уровню развития областей.

«ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД».

СТАНОВЛЕНИЕ РАННИХ ГОСУДАРСТВ В СЕВЕРНОЙ ИНДИИ

(XII – VII вв. до н. э.)

Ранний период.

Основными источниками по истории Северной Индии конца II – начала I тысячелетий до н. э. являются древнейшие памятники индийской религиозной литературы – веды. Веды были созданы на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье (и слово «веды» родственно, например, русскому «ведать»). Предки древних индийцев (создателей вед) и иранцев, очевидно, длительное время представляли собою группу близкородственных племен, живших на общей территории. Тех и других в науке принято именовать ариями (слово арья – «Благородный» — было самозванием господствующих родов в древнеиндийских и древнеиранских племенных союзах). Арийские племена, расселившиеся во второй половине II тысячелетия до н. э. в Северной Индии, рассматривают как индоарийские, отличая их таким образом от иранских собратьев.

Арии пользовались изделиями из меди и бронзы, жилища строили из тростника и глины. Встречаются деревни, но полагают, что это первоначально относилось к непостоянному поселению, скопление кибиток, временной стоянки скотоводов. Городов они еще не знали вовсе и тем словом, которое обозначает «город», называли ограды, предназначенные главным образом для охраны скота.

Социальная организация индореев в период их расселения в Пенджбате, видимо, осталась еще племенной. Во главе каждого племени стоял раджа – военный вождь и предворитель. Опиравшийся на помощь сородичей и сравнительно немногочисленных слуг. Рядовые члены племени, носившие оружие, принимали активное участие в различного рода сходках, созывавшихся для решения общих дел. Среди полноправных представителей «народа-войска» распределялась и основная масса добычи, получаемой в результате постоянных межплеменных войн.

Уже в ранневедийскую эпоху засвидетельствован институт рабства, и слово «даса», в древнеиндийском языке обозначающее раба, встречается во многих ведийских гимнах. В целом социальная дифференциация в ранневедийское время была еще выражена довольно слабо.

Поздний период.

В поздневедийскую эпоху происходили радикальные перемены в экономике, социальном и политическом строе Северной Индии. Значительно большее развитие получило земледелие. С помощью плуга с лемехом, изготовленным из твердых пород дерева, были распаханы обширные пространства Индо-Гангской равнины. Основной тягловой силой были волы, разведение домашнего скота оказывалось большое внимание. Молочные продукты составляли повседневную пищу, а по особо торжественным случаям – устраивался забой скота, в том числе и коров.

Земледельцы поздневедийской эпохи строили дома из дерева и бамбука. Жилища, очевидно, различались по размерам и планировке в зависимости от социального положения их хозяев. Рядом с обыкновенными деревнями возвышались резиденции знати, окруженные валом или частоколом. Военные предводители, сражались на колесницах, запряженных лошадьми. Состязание в беге на колесницах были необходимой частью многодневных ритуалов, описанных в поздневедийских тестах. Описание битв в эпосе сводится, по существу, к описанию поединков колесничих воинов, и лишь за спинами их угадываются массы пеших бойцов. Такая организация точно соответствовала и социальной структуре ведийского общества – на колесницах сражалась знать, а народ составлял ополчения.

Археологические находки «серой расписной керамики» свидетельствуют о дальнейшем развитии в начале I тысячелетия до н. э. профессионального ремесла, в том числе и таких, которые обслуживали повседневные нужды деревенского населения (горшечники и ткачи).

Источники начала I тысячелетия до н. э. продолжают говорить о племенах, но в это время можно четко обозначить ту область, которую занимало каждое племя. Население такой области часто было объединено не столько общностью происхождения и сознанием родственных уз, а сколько территориальной близостью и подчинением одному вождю и правителю. В поздневедийский период место племенных союзов постепенно начинают занимать ранние государственные образования.

Религиозные и эпические произведения содержат довольно скудную информацию об основной массе населения. Свободные и полноправные земледельцы составляли общины, каждая из которых охватывала одну или несколько деревень. Общинников объединяли не только соседские, но, как правило и родственные связи, так как расселения происходило целыми кланами. Старейшины их пользовались огромным авторитетом. Наиболее важные дела решались на сходе, а главные обряды совершались от имени всей общины.

Часть деревенских жителей не обладала полнотою права и потому не могла участвовать в сходах – люди, чуждые коллективу не связанные с ним отношениями родства или свойства. Как правило это были те, кто поздно появился на его территории (иногда же, напротив, первоселенцы, покоренные пришельцами). Неполноправными считались все, кто был занят обслуживающим трудом, в том числе и деревенские ремесленники. Естественно, не могло быть речи, о каких либо правах тех, кто не имел даже личной свободы.

Политическая организация и социальная структура.

Развитие социальной дифференциации в поздневедийскую эпоху выражается не только в появлении низших, бесправных и эксплуатируемых слоев. Меняется и положение основной массы народа. Его самоуправление все больше ограничивается пределами отдельной сельской общины, а дела всего племени и возникающего территориального государства переходят в исключительную компетенцию вождей и правителей. Эпические предания рисуют картину общества, где господствует военная аристократия. Еще более показательно то, что и жреческая ритуальная литература содержит характерное противопоставление знати («лучших») простому народу.

Постепенно можно заметить развитие власти правителя, усложнение царского двора и органов управления. Однако до самого конца ведийского периода государство сохраняло крайне архаичные черты. Одно из первых мест занимает военачальник (из чего следует, между прочим, что руководство войсками уже перестало быть главной обязанностью самого вождя). Несколько придворных носят титулы, связанные их родом деятельности («тот кто режет мясо», «тот, кто раздает»)

Многие из придворных (начиная с военачальника) были родичами правителя. Взаимоотношения в государстве приобретали вид как бы семейных связей. Поддержка родни была необходима для достижения власти, и недаром царские молитвы содержали, как правило, заклинание с целью заручиться помощью близких и одолеть соперников, «равных ему по рождению». Между разными группировками знати шла беспрерывная и ожесточенная борьба за власть. Приход к власти означал возможность собирать подати с народа. Регулярное налогообложение возникло не сразу. Первоначально речь шла о добровольных взносах, значительная часть которых тратилась на общие жертвоприношения, или о дани с общин, покоренных военной силой. Собирал подати сам правитель-раджа, его родные или слуги, объезжая подвластные территории и попутно завоевывая новые владения.

Между представителями аристократии создавались непрочные союзы, часто неравноправные. Слабейшие правители вынуждены были временно подчиняться более могущественным соседям. Так возникали порою довольно обширные политические образования, владыки которых именовали себя «верховными» и «самодержавными» государями. Высшим успехом царя считалось проведение ритуала, который назывался «жертвоприношение коня»[8] .

Рядом с вождями индоариев находились их жрецы, провидцы и одержимые, в порыве вдохновения изрекавшие священные заклинания вед. Они происходили из определения родов и составляли замкнутые ассоциации, члены которых строго оберегали свои тайны от непосвященных. Передавая их из поколения в поколении. Жрецы эти в качестве хранителей традиции и сверхъестественной мудрости были как бы племенными судьями, обеспечивавшихся порядков.

Индоарийские племена не составляли политические единства, противостоявшего аборигенам. Часть местной знати и жрецы вошли в состав господствующих социальных кругов возникавших государств, и напротив, некоторые арийские по языку и культуре общности оказались оттесненными и обездоленными. Социально-политическое развитие Северной Индии конца II — начала I тысячелетия до н. э. привело к образованию четырех основных слоев общества: жречество, племенная военная аристократия, полноправный народ – общинники; низшие неполноправные категории населения, включая рабов.

Итогов «ведийского периода» являлось распространение пахотного земледелия на Индо-Гангской равнине, развитие социального населения и возникновение специфической сословно-классовой структуры, становление ранних государств. В результате при активном взаимодействии арийских и местных культурных традиций в середине I тысячелетия до н. э. здесь сложились основы древнеиндийской цивилизации.

«БУДДИЙСКИЙ ПЕРИОД»

МАУРИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

(VI — III ВВ ДО Н. Э.)

В ведах упоминается большое число древних династий и названий древнейших государств в долине Ганга, но насколько историчны приводимые сведения можно только догадываться, в большинстве случаев сведения не подтверждаются археологическими данными. Из большого числа государств долины Ганга: Кошала со столицей Варанаси, Видеха со столицей Митхила и др., первостепенное значение приобрела Магадха (на территории современного Южного Бихара). Государство со столицей в Раджагрихе занимало выгодное географическое, стратегическое и торговое положение, богато полезными ископаемыми (металлы). Велась активная торговля со многими областями Индии. При магадхском царе Удаине (461-445 гг. до н.э.) столица была перенесена в Паталипутру (современная Патна). На престоле утвердилась династия Нандов, была создана крупная империя, что в свою очередь подготовило почву для организации империи Маурьев.

Антимакедонское восстание возглавил Чандрагупта. Вполне достоверных данных о нем и его деятельности очень немного. Сохранилось предание, что он не отличался благородством происхождения, принадлежал к варне шудр и всем был обязан самому себе и своим выдающимся способностям. В молодости он служил у царя Магадхи Дхана Нанды, но в результате какого-то столкновения с царем бежал в Пенджаб, где встретился с Александром Македонским.

Чандрагупта вел войны с греко-македонскими гарнизонами и наместниками, посаженными в Индии Александром. Успех в военных действиях усилил позиции Чандрагупты. Возможно, еще до окончательного изгнания македонян (около 324 г. до н.э.) или вскоре после изгнания (мнения исследователей на этот счет расходятся) он организовал поход в Магадху и двинулся из Северо-Западной Индии к Паталипутре, где сверг Дхана Нанду и занял престол. Около 314 г. до н.э. Чандрагупта стал полноправным правителем, положив начало династии, по родовому имени Чандрагупты носившей название Маурья. Сохранились сведения о том, что большую роль в свержении династии Нандов и воцарения Чандрагупты сыграл брахман Каутилья (Чанакья), занимавший впоследствии должность главного советника Чандрагупты, выдающийся государственный деятель, сторонник сильной царской власти.

Вероятно, Чандрагупте удалось подчинить всю Северную Индию, но конкретные данные о его завоевательной деятельности до нас почти не дошли. Политическая обстановка оставалась сложной, в особенности напряженными были отношения с Селевкидами. Около 305 г. до н.э. Селевк I Никатор попытался повторить поход Александра Македонского, но при вторжении в Индию он встретился с совершенно другой политической обстановкой, так как Северная Индия была уже объединена. Подробности войны не известны, вероятно, произошел ряд столкновений, фактически закончившихся победой второго и приведших к заключению в 303 или 302 гг. до н.э. мирного договора. Селевк уступил Чандрагупте значительные территории на северо-западе Индии, соответствующие современному Афганистану и Белуджистану, и дал в жены индийскому царю свою дочь, а Чандрагупта передал Селевку 500 боевых слонов, которые сыграли важную роль в его дальнейших войнах.

Умер Чандрагупта, вероятно, около 298 г. до н.э. О его преемнике и сыне Биндусаре, кроме имени, неизвестно почти ничего. Можно предположить, что он не только сохранил все свои владения, но даже значительно расширил их за счет государств Южной Индии. Вероятно, отражением активной завоевательной деятельности Биндусары является его прозвище Амитрагхата (“истребитель врагов”). При Биндусаре Маурьи поддерживали дипломатические отношения с Селевкидами и Птолемеями (Египет). Наследником Биндусары стал его сын Ашока (около 273(268)- 236 гг. до н.э.) до воцарения бывший наместником в северо-западной, а потом западной части государства.

Ашока получил в наследство огромное государство. Он оставил после себя многочисленные надписи-эдикты, которые содержат сведения о важнейших политических событиях, системе управления, политике царя. За время царствования он присоединил еще одно государство Южной Индии — Калингу (совр. Орисса). «Сто пятьдесят тысяч человек было угнано оттуда, сто тысяч убито и во много раз больше умерло», — рассказывает Ашока в одной из сохранившихся от его времени надписей. С подчинением Калинги Ашока стал царствовать над всей Индией. Империя включала области Западной, Центральной, Восточной и Южной Индии (кроме крайнего юга), территории Пакистана и некоторые районы Афганистана. После смерти царя страна была поделена на западную и восточную части, наследники не могли сохранить былого могущества и в 180 г. до н.э. власть в Паталипутре перешла к представителю новой династии Шунгов.

Особенности индийской цивилизации:

1. Первенство религиозно-духовного компонента цивилизации. Возможно, это объясняется тем, что мигранты-индоарии, для которых задачи консолидации и выживания на новой родине и в чуждом окружении как раз и свелись к консервации памяти прошлого, которое было канонизировано в религиозно-мифологической форме.

Социальная структура индоариев периода вед.

Племена индоариев – это племенные протогосударства во главе с вождями. Из среды рядовых общинников в них выделились две влиятельные прослойки — жрецы-брахманы, хранители ритуально-мифологической памяти, отправлявшие сложные культовые функции и пользовавшиеся огромным престижем и немалой реальной властью, и правители-военначальники (аристократы-кшатрии), которые возглавляли коллективы и управляли ими. Правители, возможно, выступали в качестве верховных распорядителей общественного благосостояния. Правители (раджи) собирали с общинников ренту-налог (обычно шестая часть урожая) и заставляли выполнять некоторые повинности. Правители возглавляли аппарат администрации, значительная часть которого формировалась за счет близких родственников правителя. В функции администрации входили охрана коллектива, управление им, судопроизводство и т.п. Тексты Ригведы свидетельствуют, что власть правителей еще не была достаточно прочной, во многих протогосударствах – выборная, большим влиянием пользовались советы старших, собрания знатных. В других уже был заметен акцент на наследование власти правителя, собрание старших в этом случае превращалось в паришад, совет знати с ограниченными консультативными функциям при монархе. Власть царя не была абсолютной, онвынужден считаться с мнением членов совета, неподчинившиеся мнению совета правители иногда изгонялись. Возрастала роль советов и собраний старших и знатных в периоды борьбы за власть враждущих кланов или наследников умершего раджи.

2. Постепенное обособление в привилегированной группе социально-политических верхов — брахманов и кшатриев.

Община состояла из большесемейных групп, главы которых имели немалую власть над женами, детьми и домочадцами (в том числе и рабами из числа пленных иноплеменников, в основном рабыни).

Первые города в долине Ганга появились примерно в IХ-VIII вв. до н.э., время консолидации на базе первых протогосударств более или менее крупных ранних государств. Активное развитие вследствие этого ремесла и торговли. Вероятно, войны между правителями соперничавших государств.

3. Преобладание слабых и кратковременных государственных образований. Комплекс причин: относительная слабость политической власти в истории Индии, определявшаяся спецификой индийского общества с системой строго фиксированных статусов-сословий (варн, позже каст), раз и навсегда определявших место человека среди других. Жесткая кастовая система была своего рода альтернативой слабой политической власти. Общество вполне могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации, т.к. внутренние его законы с успехом выполняли политико-административные функции.

4. Варно-кастовая система.

«Варна» — вид, разряд, цвет, использовалась для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Предания Ригведы исходят из того, что деление общества на противостоящие друг другу слои извечно, что из уст первочеловека Пуруши возникла варна брахманов[9], из его рук – варна кшатриев, из бедер варна простых земледельцев и скотоводов, т.е. рядовых общинников вайшья, из ступней — шудры. Представителей трех высших варн именовали «дваждырожденными», по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения (обряд инициации, в ходе которого на шею надевался шнурок определенного цвета и материала), после которого можно было стать домохозяином и отцом семейства.

Четвертая варна состояла из неполноправных неариев и пополнялась за счет подчиненных аборигенных народов. поскольку возникла позже других, то все те, кто по рождению не принадлежал к первым, вошли в четвертую. Неполноправные – не имели права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых действиях наравне с представителями других варн.

С течением времени в положении варн происходили изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой. Варна вайшьев теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения, становилась намного ниже первых двух. Шудры, напротив, приобрели ряд присущих другим варнам прав и тем повышали свой статус.

Сложившаяся таким образом система четырех варн стала весьма устойчивой основой для членения индийского общества на незыблемые категории-сословия, статус и место которых были освещены непререкаемыми религиозными нормами. Религиозное освящение системы варн оказалось весьма эффективным. Система со временем не только не распадалась, а становилась все жестче, сильнее, разветвленнее. Укрепляясь, она обрастала новыми разрядами и подразрядами, более дробными подразделениями, т.е. превращалась в систему каст, которая дожила до наших дней. Но это был медленный и постепенный процесс, на протяжении которого практически все племена и народы Индостана, все вторгавшиеся в Индию завоеватели, все находившиеся на разных уровнях развития группы населения различных родов деятельности и профессий находили свое место в общей для всей Индии системе каст. Если не находили, то оставались вне системы, в положении изгоев, неприкасаемых.

«КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА»

В начале II в. до н. э. последний представитель династии Маурьев был убит собственным военачальником. С этого времени начался длительный период неустойчивости и постепенного распада державы. В I в. до н. э. власть правителей Магадхи уже не распространялась за ее пределами.

Между тем Северо-Западная Индия испытывала мощный напор извне – вторжение иноземцев. Первыми появились греко-бактрийцы, прочно обосновавшиеся в Ганхаре. Вслед за греко-бактрийцами в I в. до н. э. в Индию проникли восточноиранские племена – саки (шаки). На северо-западе образовалось несколько мелких индо-сакских государств.

На рубеже новой эры некоторые области Северо-Западной Индии покорились парфянам. Первые века новой эры характеризуются политическим преобладанием в Центральной Азии Кушанской державы. По настоящему прочно Кушаны обосновались лишь в северо-западной Индии, но в некоторые периоды, возможно, распространяли свою власть и на значительные территории в долине Ганга.

Власть кушанских правителей в западной Индии была в значительной мере номинальной. Сакские кшатрапы этого региона нередко именовали себя царями. Резеденция «великих кшатрапов» находилась в старинном городе Уджаине – бывшей столице царства Аванти. В другом древнем городе – Матхуре пришла к власти династия индийского происхождения.

Наконец, в VI – V вв. новый подъем переживала Магадха под властью династии Гуптов[10]. Один из первых Гуптов в начале IV в. заключил союз с самым могущественным немонархическим объединением Северной Индии (государство личчхавов). Настоящим основателем крупной державы был Самудрагупта, правивший в середине IVв. О его военных подвигах подробно говорится в высеченном на камне панегирике. В нем утверждалось, что Самудрагупта «искоренил» в Северной Индии власть девяти правителей, а в Декане – пятнадцати.

Расцвет Гупской державы относится ко времени Чандрагупты II (380-415 гг.), но уже вскоре после смерти этого царя усилилась тенденция к ее распаду. Ослабленное внутренними усобицами государство не могло противостоять внешней опасности. В конце V — начале VI в. страшное разорение было вызвано нашествием так называемых гуннов-эфталитов, пришедших из Центральной Азии. Северная индия затем распалась на множество мелких государств, в которой правили местные династии (одной из таких династий оставались Гупты). В послемаурийский период происходило становление независимых государств в областях к югу от Индо-Гангской равнины. Порою они даже опережали страны Севера в своем социальном и политическом развитии.

В истории стран декана центральное место принадлежало династии Сатаваханов. Основана она была. Очевидно, вскоре после распада Маурийской империи, а затем какое-то время соперничала с царями Калинги. Находки многочисленных надписей Сатаханов позволяют говорить, что в период расцвета государства во II в н. э. его основные центры находились в Западном Декане. Уже в III в. держава распалась. Местная ветвь династии сохраняла власть лишь на небольших территориях, а гегемония в регионах перешла к государствам Вакатаков и Паллавов

Конец I тысячелетия до н. э. и первые века новой эры – был временем расцвета древнеиндийской экономики. Индийцы научились плавить высококачественную сталь, которая славилась не только в ближайших странах, но и в далеком Средиземноморье. Крепости строились уже не из дерева, а из кирпича и камня, для их штурма использовались стенобитные машины и другие военные механизмы.

Уже во II – I вв. до н. э. в Западной и Южной Индии появились торговцы эллинистического Египта. Морское сообщение между этими странами значительно расширилось, когда стали использоваться периодические попутные ветры для плавания через Индийский океан. На крайнем юге Индии возникла даже римская торговля фактория Арикамеду.

Социальная структура.

Основу социальной организации древнеиндийской деревни составляла соседская община. Пахотная земля была разделена между отдельными семьями, силами которых и велось хозяйство. В неразделенной собственности находились лишь некоторые угодья, пастбища и пустыри. Глава семьи мог продать свой участок, но преимущественное право покупки принадлежало родственникам или соседям продавца. Все частные землевладения входили в состав общинной территории, и, покупая дом и поле, новый хозяин приобретал также членство в общинной организации. Община обеспечивала коллективную помощь своим сочленам, но в свою очередь требовала от них участия в совместных работах на строительство дорог, каналов, по поддержанию деревенских святилищ, а также в празднествах и обрядах.

Внутри деревни не было равенства ни по имущественному положению, ни по сословному статусу, ни по степени участия в решении деревенских дел. Одну, более или менее замкнутую, группу составляли полноправные общинники-землевладельцы. Далеко не всегда они сами занимались сельскохозяйственным трудом. Распространены были различные формы аренды, использование труда батраков, должников и других зависимых лиц. Безземельные работники принадлежали к более низкому слою населения деревни. Довольно значительный слой составлял и обслуживающий персонал – прачки, уборщики, сторожа, плотники, горшечники и т. п. Статус лиц был в принципе наследственным и неизменным.

Городские свободные ремесленники составляли корпорации. Ремесленные объединения осуществляли не только контроль за деятельностью, ни и за образом жизни своих сочленов. Работали ремесленники как правило не на рынок, а на заказ. В качестве заказчика, мог фигурировать и богатый торговец, скупавший изделия для продажи в далеких странах. Городское ремесло прежде всего обслуживало нужды политической элиты — царского двора, провинциальной знати, чиновников, а товарообмен города и деревни оставался ограниченным. Внешняя торговля была значительно развитой, нежели внутренняя.

В городе широко применялся наемный и принудительный труд, рабство стало повседневным явлением. Толпы рабов сопровождали вельмож и занимались хозяйственными делами в их городских особняках.

Рабов рассматривали как собственность хозяина и потому передавали по наследству, продавали, дарили, закладывали, проигрывали; освобождение рабы могли получить лишь по воле хозяина.

Основой благосостояния высшей части господствующего класса были налоги, собираемые главным образом с сельской местности. Традиционный размер налога составлял шестую долю урожая, однако разного рода дополнительные и экстраординарные сборы значительно повышали эту норму.

Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни – путем пожалований или покупки – переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации – феодальной.

Послемаурийский период характеризовался расцветом экономики и довольно широким развитием рабовладельческих отношений. Классовые общества и самостоятельные государства складывались в отсталых прежде областях Декана, а также на крайнем юге Индостана. Оформившаяся к концу древности общинно-кастовая структура послужила основой социального развития Индии в средние века.

РЕЛИГИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Развитие ведийской религии, проходившее при значительном влиянии неарийских культов и традиций, к началу нашей эры привело к формированию индуизма. Индуизм поныне является религией подавляющего большинства населения Индийской республики.

Из «неортодоксальных» течений середины I тысячелетия до н.э. некоторые (например, учение адживиков) исчезли еще в древности, другие (джайнизм) получили распространение лишь в отдельных районах страны; с III в. до н.э. наибольшее влияние приобрел буддизм, ставший впоследствии одной из мировых религий.

Буддизм.

Предание связывает появление буддизма с именем Сиддхартхи Гаутамы (566 — 486 гг. до н.э.), кшартия из племени шакьев. В возрасте 29 лет он ушел от мира".

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно другим людям. Мать Сиддхархи — жена правителя шакьев Майя — увидела однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем — через подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит «выполнивший свое назначение».

Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Он воаружил ребенка роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына.

Но однажды во время прогулки по городу Гаутама встретил покрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Так он узнал о неизбежных для живых существ страданиях. И в ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий.

В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над текстами священных книг жрецов и брахманов. И лишь перестав голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутама путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Это случилось на берегу речка Наиранджаны, в местечке Урувилва, в теперешней Бодх Гае (штат Бихар). Сидя под священным деревом бодхи он познал «четыре благородные истины».

Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить «просветленного» отказаться от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными бурями, своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить его радостями жизни. Но Будда победил все, в том числе и свои сомнения, и вскоре произнес в «Оленьем парке», недалеко от Варанаси первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Ее слушали пять его будущих учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения новой религии. После провозглашения «четырех благородных истин», окруженный все умножающимися учениками — последователями, Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.

Ученики и последователи назвали его Будда («Умудренный», «Просветленный истиной»), поэтому за его учением утвердилось название «буддизм», а за верующими — «буддисты».

В буддизм многое перешло из ведийской религии, прежде всего вера в то, что все сущее связано единой цепью переходов из одного телесного состояния в другое, и учение о карме, как законе таких переходов; не отрицалось и существование ведийских богов. Но некоторые положения делают буддизм особой религиозной системой: признание непостоянства мира и отсутствия вечной души, определение жизни, как страдания. Мир вследствие незнания нами истинной его сущности только кажется нам постоянным; на самом деле он все время изменяется и находится в движении. Поэтому не может быть и вечной души, а есть комплекс материальных и духовных частиц, образующих личность, который распадается со смертью и перегруппируется с рождением, чтобы образовать другую личность.

Душа не живет в теле, как в доме, а живет в нем, как в временном прибежище. Индийский Курал.

Суть буддийского учения содержится в проповеди Будды о четырех «Благородных истинах». Согласно первой — жизнь, не только дурная или несчастливая, но всякая жизнь, вообще жизнь — зло, страдание. Вторая утверждает, что причиной жизни и новых возрождений являются желания – жажда жизни, наслаждений, власти, богатства. Третья провозглашает возможность спасения от зла жизни; четвертая объявляет путь достижения этого спасения через состояние абсолютной уравновешенности, подавление всяких эмоций, желаний и т.д.

Блюди себя в мыслях, блюди в слове,

Охраняй от всего дурного свои действия.

Соблюдая чистоту этих трех путей,

Ты вступишь на путь истины.

Буддийская мудрость (Джаммапада)

Высшей целью, к которой должен стремиться каждый верующий, является достижение нирваны — состояния духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей; после смерти такой человек уже не возрождается.

Буддийское «спасение», следовательно, означает не достижение счастливой вечной жизни (в каких-то неземных условиях), как в других религиях, а вечное избавление от нее.

Принципиально важно, что в пути «спасения», предписываемом ранним буддизмом, не было ничего о ритуале, не было обращения к богам или к самому Будде. Обрести конечное спасение можно было только личными усилиями. Существование богов признавалось, однако и сами боги подвержены перерождениям и закону кармы. Поэтому достигший нирваны Будда — выше богов. Таким образом, оказались ненужными обрядность, жертвоприношения, молитвы; лишним оказывалось жречество, священный характер вед отрицался.

В ведийской религии считалось, что высокое сословно-кастовое положение не только дает человеку право на общественные привилегии, но и служит показателем его морального совершенства. В буддизме же родовитость, сословно-кастовая и этническая принадлежность считались не способными ни серьезно облегчить достижение нирваны, ни воспрепятствовать ему. В этом смысле все люди равны, но только в этом. Социальные различия рассматривались как неизбежные и не заслуживающие того, чтобы стремится к их изменению. Будда не был социальным реформатором, и буддизм никогда не объявлял о необходимости изменения общественных отношений. Тем не менее, уравнение людей хотя бы только в духовной области соответствовало потребностям развитого гражданского общества и способствовало дальнейшему превращению буддизма в мировую религию.

Искусен тот, кто знает людей;

Но истинно просвещен тот,

Кто знает самого себя.

Кто знает самого себя — тот познает бога.

(Восточная мудрость)

Индуизм.

Основу индуизма составили архаические верования многочисленных народов древней Индии: культы деревьев, гор, водоемов, животных (таких, как змея, корова, обезьяна, слон). И поныне в индуизме огромную роль играет восходящее к глубочайшей древности поклонение богине-матери, распространены весьма примитивные суеверия.

В то же время для индуизма характерна идея Всевышнего, вездесущего Бога-творца, являющегося основой мироздания. Все иные божества и сверхъестественные создания являются лишь его воплощениями или свитой. Культ его не сводится к простому жертвоприношению — кормлению к обоюдной выгоде бога и человека, он состоит в безусловном почитании, самозабвенном служении и преданности.

Для многих индуистов таким верховным божеством является Вишну, который может воплощаться в облике животного (вепря, рыбы, черепахи) или человека (обычно темнокожего царя и пастуха Кришны). Учение о воплощениях Вишну позволило слить в едином образе, несколько разных по происхождению культов. Воплощением Вишну признается и Рама — герой популярной эпической поэмы Рамаяна, и Будда (что способствовало ассимиляции буддизма). Изображается Вишну обычно в царской короне, порой возлежащим на мировом змее.

Другие индуисты полагают, что верховным богом является Шива, изображаемый часто в виде аскета, увешанного черепами, или танцора. Часто сопровождает Шиву посвященный ему священный бык. В конце древности (как и в наши дни) индуисты разделяются, таким образом, на почитателей Вишну и почитателей Шивы (вишнуитов и шиваитов), однако принципиальных расхождений между ними не было и нет — основное различие сводится лишь к тому, кого из двух великих богов считать главным.

Священными текстами индуизма продолжают считаться веды, но фактически гораздо большее значение приобретают эпические поэмы и пураны, включающие колоссальное количество мифов. В отличие от вед эти произведения не содержатся в тайне, они доступны всем, а научный анализ показывает, что мифология пуран часто связана по происхождению с неарийскими народами Индии.

В индуизме развилось храмовое богослужение. Важнейшей частью праздничных церемоний являлись торжественные шествия и процессии, во главе которых несли изображение божества. Кровавые жертвоприношения понемногу заменяются ритуалом «почитания» божества: надеванием на его изображение цветочных гирлянд, курением благовоний, зажиганием светильников и возлиянием воды. Эти действия часто сопровождались танцами, музыкой, пением эпических поэм. Помимо жрецов при храмах жили танцовщицы и музыканты и разного рода обслуживающий персонал. Содержание храмов обеспечивалось не только доброхотными даяниями жителей данной местности и паломников, но и доходами с принадлежавших храмам земель.

Основные черты идеологии индуизма ярко проявляются в Бхагавадгите — поэме, включенной в состав Махабхараты. Бхагавадгита (букв. «Песнь Господа») повествует о том, как собрались войска двух враждующих группировок знати на поле боя и, увидев в стане противников множество родственников и друзей, один из героев устрашился предстоящего кровопролития. И тогда Кришна (который был воплощением Господа-Вишну) произнес пространную речь о значении долга ( дхармы). Он говорил о том, что лучше встретить смерть в бескорыстном служении долгу, нежели уклоняться от его выполнения, а долгом кшатрия является сражение, и потому героям надлежит сражаться. Идея долга была источником вдохновения для многих индийцев, знавших наизусть знаменитую Гиту. Но Гита важна и с другой точки зрения. Уговаривая собеседника, Кришна заявляет о том, что мораль относительна и определяется происхождением человека. У каждого человека в этой жизни свое предназначение и свой долг, и то, что для одного является добродетелью, для другого – грех.

Для индуистской этики характерна беспредельная терпимость, ибо каждому человеку надлежит следовать тому порядку жизни, который принят в его местности и деревне, в его касте и семье, соблюдать те правила, что диктуют ему обычаи его религии. Однако эта свобода распространяется лишь на отношения между представителями разных общественных групп, внутри же группы, напротив, господствует жесткая дисциплина, определяемая необходимостью исполнять свой общинный или кастовый долг. Пестрота и противоречивость идей индуизма настолько значительна, что некоторые исследователи отказывались считать его единой религией. Однако вопросы вероучения не имели такого большого значения, как соблюдение обрядовых правил и социальных норм. Общие принципы индуизма в области общественных отношений сводились к следующему: общение должно быть ограничено своим социальным кругом — запрещены совместное принятие пищи и браки между членами разных каст, а также смена кастовой профессии. Убиение животных, в особенности коров, считалось страшным грехом. Распространялись обычаи заключения браков в детском возрасте (преимущественно для невесты — порой жених не вел невесту вокруг алтаря, а нес ее, так как она еще не умела ходить). Осуждались браки вдов (даже если девочка овдовела, фактически и не став женой), наиболее благочестивым поступком считалось самосожжение вдовы на погребальном костре мужа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В историческом развитии древнеиндийского общества и государственности проявились общие закономерности и особенности исторического развития древневосточных государств. Своеобразным и сложным было формирование древнеиндийской цивилизации. Ее очаги возникли очень рано, еще в III тысячелетии до н. э. в долине Инда. В течении почти тысячелетия функционировала оригинальная общественная структура и государственность, находившаяся в контактах с народами Месопотамии.

После запустения главных центров древнейшей цивилизации и вторжения племен ариев произошло общее понижение социально-экономического и культурного уровня. Разрушение начальной государственности и классовой структуры. Проникшие в Индию арийские племена в ходе общественного развития многое заимствовали из социально-экономического и культурного опыта своих более цивилизованных предшественников. Это предопределило быстрый темп исторического развития древнеиндийских племен в I тысячелетии до н. э. и сложный синтез и оригинальность формирующейся государственности и культуры, вобравшей в себя местные институты и традиции индоиранского мира. В связи с постоянным расселением ариев по долине Ганга центр общественного и культурного развития Древней Индии перемещался из долины Инда в долину Ганга. Появляются крупнейшие города и государственные образования. Возникает огромное государство, объединяющее практически всю территорию Древней Индии. Хотя в I тысячелетии до н. э. Древняя Индия имела определенные контакты с иранскими племенами, южной частью Средней Азии и Месопотамией. Эта оригинальность появилась прежде всего в особой общественной структуре Древней Индии. В Индии сложилась система сельских общин со своеобразной и сложной внутренней структурой, бывших не только основной социальной ячейкой древнеиндийского общества, но и административно-политической единицей древнеиндийской государственности, создавшей предпосылки для деспотической формы индийской монархии, которая так и не получила развития в период древности. С рубежа IV – III вв. до н. э. Индия вступает в тесные политические контакты с восточноэллинистическими монархиями, государственными образованиями Средней Азии. До нового объединения под эгидой династии Гуптов Индия переживает процесс политической раздробленности и обособленности отдельных частей, которому противостояло определенное единство индийской культуры. Ее высокий уровень способствовал тому, что завоеватели тех или иных областей Индии подпадали под мощное местное влияние. Но общение с завоевателями и их традициями обогащало процесс исторического творчества, создавая для них дополнительные стимулы. Самобытность, высокий уровень индийской цивилизации, сознание культурного единства, противостоящего политической раздробленности и власти иноземных завоевателей, обеспечили постоянное развитие, и преемственность индийской культуры от ранних стадий ее развития на протяжении всей древности вплоть до новейшего времени. В Индии возникла одна из первых мировых религий – буддизм, распространившийся из Индии в Центральную, Восточную, Юго-Восточную Азию, вместе с которым туда проникали и культурные достижения древних индийцев. В ряде областей духовной жизни – эпической поэзии, философии, лингвистике и эстетике, медицине и математике – ими были созданы шедевры, прочно вошедшие в сокровищницу общечеловеческой культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Древние цивилизации / С.С.Аверинцев, В.П.Алексеев, В.Г.Ардзинба и др.; Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. — М.: Мысль, 1998. — 479с.: ил.

2. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Восточная литература» РАН, 2000. – 495 с.

3. Индия в древности. Г.М.Бонгард-Левин, Г.Ф.Ильин. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. – 758 с. с ил.

4. История Индии / К.А.Антонова, Г.М.Бонгард-Левин, Г.Г.Котовский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1979. – 608с.

5. История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов / А.А.Дандамаев, М.В.Крюков и др.; Под ред. В.И.Кузищина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – 416 с.


[1] См.: М.А. Дандамаев. Индийцы в Иране и Вавилонии в Ахеменидский период. – Древняя Индия. Историко-культурные связи. М., 1982.

[2] К настоящему времени ареал этой культуры необычайно расширился, но ученые по-прежнему употребляют название «хараппская цивилизация». Термин «индская цивилизация» представляется менее удачным, поскольку ограничивает территорию ее распространения.

[3] Первым обратил внимание на древность Хараппы, произвел небольшие раскопки и даже нашел хараппскую печать А. Канингхэм, отчет которого был издан в 1875 г.

[4] См.: B.K. Chatterjee. The Date and Character of the Indus Civilization.-JBRS. 1965, vol. 42, № 3-4, с 390-391.

[5] Г.Чайлд. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М.: 1956, с. 262-263.

[6] R.E.M. Wheeler. Harappa, 1946.

[7] См., например: R. E. M. Wheeler. Harappan Chronology and the «Rig-Veda» — AI. 1947, vol. 3. с. 214-215

[8] История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. – 2-ое изд., 1988. стр.320

[9] « Брахман, рождаясь для сохранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что есть в мире, — это способность брахмана… Ведь люди живут по его милости… Только он один имеет право на всю эту землю». Vamsatthappakasini. Vol. 1, 190, 192-193.

[10] Все правители этой династии носили имена, оканчивающиеся на –гупта, — очевидно обозначение своего рода.

еще рефераты
Еще работы по истории