Изложение: Выхинская часовня

Даниил Андреевич Силенко

К 90-летию упразднения часовни святителя Николая чудотворца в деревне Выхино

Современный жилой массив московского района Выхино-Жулебино раскинулся на некогда бескрайних полях, лежавших в двенадцати верстах к юго‑востоку от столицы. Свое название новостройки получили от двух деревень, стоявших до середины ХХ века на древней Коломенской дороге (ныне Рязанский проспект). Деревеньки Выхино и Жулебино соединял небольшой деревянный мост, перекинутый через речку Голядянку. Ее также называли Голядь, Чурилиха, Пономарка. Она брала начало в Измайловском лесу, далее протекала через Перово, наполняла Кусковский пруд, несла свои воды мимо села Косино, разделяла вышеупомянутые деревни, попетляв по Выхинскому полю (Лайковому болоту), питала Кузьминские и Люблинские пруды, а в конце пути впадала в Москву‑реку в районе нынешних Печатников. Несколько десятилетий назад во время массовой застройки восточной и юго‑восточной части столицы Голядянку заключили в трубу. Ее историческое русло сохранилось лишь на территории Кузьминского парка.

Но вернемся в прошлое. Деревенские жители летом вели сельское хозяйство, а зимой занимались ремеслами. Самые предприимчивые устраивали постоялые дворы. По легенде, в одном из них несколько раз останавливался А. В. Суворов.

Название деревни Выхино неоднократно менялось. Одно время она называлась Стафурино, а затем — Цыхино, впоследствии — Выхонь.

В XV веке местность, лежавшая к востоку от столицы, входила в так называемый Васильцов стан. В нем наряду с Выхино числились селения Ивановское, Косино, Грайвороново и другие. Затем деревня перешла к Николо-Перервинскому монастырю. Возможно, уже в XVII веке в Выхино срубили первую деревянную часовню, освященную во имя святителя Николая чудотворца. Построил ее монастырь на Коломенской дороге. В старинных документах она значилась как часовня Николая чудотворца, что в Перово.

Летели годы, менялись хозяева деревни. Одно время ею владел князь Яков Никитич Одоевский, затем князья Черкасские, а в 1743 году Выхино вошло в Кусковскую вотчину графа Петра Борисовича Шереметева — сына сподвижника Петра I фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Этому роду Выхино принадлежало до отмены крепостного права (1861). Однако часовня оставалась приписанной к Николо-Перервинскому монастырю. Первое официальное упоминание о ней относится к 1799 году. Главной святыней часовни являлся чудотворный образ святителя Николая.

После Бородинского сражения М. И. Кутузов отходил с армией как раз по Коломенской дороге. Выхинские крестьяне пожертвовали своими домами, разобрав несколько срубов для устройства понтонной переправы через Голядянку. Возможно, Михаил Илларионович даже зашел в часовню поклониться образу святителя — нам это неведомо. Мы лишь с уверенностью можем сказать, что она стала свидетельницей одной из самых драматичных страниц нашей истории.

Неприятель вступил в Первопрестольную. Бесчинствам французов не было конца. Они «веселились» не только в Москве. Так, в усадьбе Шереметевых, что в Кусково, французы нашли богатые винные погреба, перепились и сделались легкой добычей для выхинских крестьян. До сей поры в соседнем Косино существует «Поганое», или «Черное» болото, куда, по легенде, крестьяне бросили тела убитых ими французов.

Усадьбу князей Голицыных в Кузьминках, в двух верстах от Выхино, разграбила стоявшая здесь армия Мюрата.

Не обошла чаша сия и нашу часовню. Икону святителя Николая заблаговременно вывезли перервинские монахи. Деревня была разграблена, многие дома сожжены. Погибла в огне и Выхинская часовня. Но свято место пусто не бывает. Уже в 1813 году срубили новую часовню, вернув сюда чудотворный образ.

еще рефераты
Еще работы по москововедению