Доклад: Социально-экономическое развитие Республики Карелия 2009

Социально-экономическое развитие Республики Карелия 2009

Совершенствование государственного управления
Особенности государственного управления в кризисный период

Вырабатывая стратегию и тактику работы в условиях финансово-экономического кризиса, Правительство Республики Карелия руководствовалось тем, что государственное управление всегда, а особенно в кризисный период, должно быть эффективным и максимально использовать весь государственный потенциал для удовлетворения потребностей общества.

Во время кризиса возросла необходимость принятия оперативных решений и персональная ответственность. Особое значение приобрели четкое межведомственное взаимодействие, открытость и прозрачность принимаемых решений, постоянная связь с институтами гражданского общества.

Правительство Республики Карелия проводило консультации с общественностью при разработке и реализации плана антикризисных мероприятий, осуществляло мониторинг социально- экономической ситуации в муниципальных районах, городских округах и в сельских поселениях, а также мониторинг общественного мнения по той или иной острой проблеме. Регулярным стало проведение «горячих линий» с населением.

В режиме немедленного реагирования Правительством Республики Карелия приняты специальные меры по снижению социальной напряженности на рынке труда.

Проводился еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени, а также мониторинг изменения численности зарегистрированных безработных.

Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в Республике Карелия. Организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Открыт доступ для безработных и ищущих работу граждан к информационному порталу «Работа в России».

В целях снижения напряженности на рынке труда разработана Региональная программа поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2009 год. В ходе реализации программы осуществлялись мероприятия, финансируемые из федерального и республиканского бюджета, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда, опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест и организацию самозанятости безработных граждан.

В целях обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места в 2009 году проведена работа по снижению квоты на привлечение иностранных работников в республику.

Развитие кризиса вызвало необходимость создания региональной системы антикризисного управления. Для обеспечения устойчивости развития экономики, разработки и контроля за ходом реализации Плана мероприятий по снижению рисков, связанных со сложной финансово-экономической ситуацией, и Программы антикризисных мер Правительства Республики Карелия распоряжением Главы республики была создана республиканская антикризисная комиссия.

Антикризисные штабы, комиссии, рабочие группы появились в районах республики и на предприятиях. Республиканская комиссия работала с ними в тесном контакте, осуществляя координацию действий и общий контроль за ситуацией.

Одним из приоритетов Правительства Республики Карелия стала социальная политика в отношении безработных и социально не защищенных слоев населения.

Была проведена работа по выполнению в полном объеме публичных обязательств государства перед населением, принятых до начала кризиса.

На социальное обеспечение, обслуживание и меры социальной поддержки различным категориям граждан за счет средств консолидированного бюджета Республики Карелия направлено 5,9 млрд рублей, или на 33% больше, чем в 2008 году. В 2009 году меры социальной поддержки и различные виды социальной помощи получили свыше 300 тыс. человек, или 44% от общей численности населения республики.

Меры социальной поддержки получили 200,5 тыс. граждан пенсионного возраста, или почти 90% от общего числа пенсионеров.

Обеспечена в полном объеме выплата пособия по безработице безработным гражданам. С начала 2009 года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях Республики Карелия увеличен на 9%, введены новые системы отплаты труда работников в бюджетной сфере.

Была продолжена работа по созданию благоприятных условий для профессиональной реабилитации, обучения и образования, трудовой занятости инвалидов, улучшения качества их жизни в соответствии с Региональной целевой программой «Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия» на 2008-2011 годы.

Организованными формами оздоровительного отдыха и занятости детей в 2009 году было охвачено 40,4 тыс. человек, что составило 53% от общего числа детей республики в возрасте от 7 до 17 лет. Увеличение численности отдохнувших детей по сравнению с 2008 годом на 40% произошло в связи с увеличением количества организованных малозатратных и краткосрочных мероприятий в летний период.

Правительство Республики Карелия решало задачу улучшения лекарственного обеспечения, снижены предельные розничные надбавки на лекарственные средства на 10% в общей группе лекарственных средств, на 30% — на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету (наркотические, психотропные, сильнодействующие лекарственные средства). Осуществлялся контроль за наличием минимального ассортимента лекарственных средств, обязательных для всех розничных аптечных организаций.

На реализацию антикризисных мероприятий по поддержке реального сектора экономики в соответствии с законом Республики Карелия о бюджете и с учетом субсидий из федерального бюджета было направлено 3062 млн рублей. Был принят ряд поправок в бюджетное и налоговое законодательство Республики Карелия. В целях снижения налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики Правительством Республики Карелия предоставлены льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций в сумме 520 млн рублей.

Особое внимание уделялось так называемым моногородам, социально-экономическая ситуация в которых определяется одним ведущим предприятием. Таким, как Костомукша («Карельский окатыш»), Сегежа (Сегежский ЦБК), Надвоицы (Надвоицкий алюминиевый завод).

Правительством республики был сформирован перечень системообразующих предприятий регионального значения, ряд предприятий включен в федеральный перечень организаций, проводился постоянный мониторинг их деятельности.

Осуществлялся контроль за выполнением взаимных обязательств Правительства Карелии и крупных предприятий республики по Соглашениям о взаимодействии в преодолении последствий влияния финансово-экономического кризиса и социальном партнерстве.

Началась работа по оказанию содействия органам местного самоуправления в разработке и реализации комплексных программ и планов мероприятий, направленных на поддержку и развитие моногородов республики.

Республиканские меры поддержки малого и среднего предпринимательства включали снижение налогового бремени на малый и средний бизнес, субсидирование части процентной ставки по кредитам, создание гарантийного фонда, введение моратория на повышение ставок арендной платы.

В условиях кризиса особое значение имеет поддержка Правительством Республики Карелия приоритетных инвестиционных проектов, направленных на техническую модернизацию производства, обеспечивающих увеличение конкурентоспособности карельских предприятий.

Реализуются соглашения с инвесторами о предоставлении режима инвестиционного благоприятствования и государственных гарантий Республики Карелия. Правительство Карелии оказывало содействие в привлечении кредитных и инвестиционных ресурсов. Из бюджета республики организациям субсидировалась часть банковской процентной ставки, проводилась реструктуризация задолженности по кредитам, выделенным на реализацию инвестиционных проектов.

Правительство оказывало содействие предприятиям в продвижении продукции на внешние рынки, поиске торговых партнеров, работе с деловыми кругами и федеральными органами власти, решении вопросов по поддержке экспорта.

В условиях кризиса главной целью при реализации межрегиональных Соглашений и протоколов стало сохранение и расширение позиций карельских товаропроизводителей на российском рынке, привлечение российских инвестиций в экономику региона.

Целью государственного управления в период кризисных явлений в экономике становится повышение конкурентоспособности существующих в Республике Карелия производств, поиск обоснованных инновационных путей максимального повышения валового регионального продукта.

Для достижения этих целей в 2009 году была организована работа по снижению административных барьеров, в первую очередь, для бизнеса. Четкая регламентация процессов предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций становятся действенным инструментом в данной работе.

На снижение административных барьеров направлен вступивший в силу 1 мая 2009 года Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Новый Федеральный закон — результат создания единого правового поля реализации государством контрольных и надзорных функций, упрощения разрешительных процедур. Реализуя положения данного Федерального закона, органы исполнительной власти Республики Карелия внесли коррективы в ведомственные планы разработки административных регламентов. В первоочередном порядке разрабатывались административные регламенты проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Утверждены планы контрольных мероприятий.

В условиях сокращения доходов бюджета особо актуальным стало повышение эффективности использования бюджетных средств и оптимизация расходов бюджета. Разработаны мероприятия по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов в бюджет Республики Карелия, сокращены необязательные в кризисной ситуации расходные обязательства Республики Карелия, исполнение которых перенесено на будущие периоды. Органы исполнительной власти Республики Карелия в соответствии с полученным заданием сократили расходы на содержание аппарата, провели оптимизацию численности в подведомственных учреждениях. Проведена реорганизация ряда государственных учреждений, в том числе путем их преобразования в автономные учреждения.

Усилен контроль за использованием средств бюджета Республики Карелия, в том числе направленных местным бюджетам в виде субсидий и субвенций.

Проведенная в 2009 году работа по оптимизации республиканского бюджета за счет совершенствования бюджетного планирования позволила сдержать рост не первоочередных расходов, использовать все возможные доходные источники, повысить эффективность использования финансовых ресурсов.

Формирование системы государственного стратегического управления предполагает дальнейшее развитие механизмов управления по результатам, обеспечивающих взаимосвязь между результатами деятельности органов власти и выделенными на их достижение бюджетными средствами. На это была нацелена разработка в 2009 году органами исполнительной власти Республики Карелия ведомственных целевых программ «Результаты и основные направления деятельности» («Результаты»).

Таким образом, в 2009 году в республике проделана существенная работа по созданию системы антикризисного управления. По оценке Министерства регионального развития Российской Федерации, из 83 регионов России только в 14, в том числе в Республике Карелия, антикризисные меры реализуются успешно.

Система государственного управления продемонстрировала устойчивость в условиях глобального кризиса. Удалось сохранить общественно-политическую и социально-экономическую стабильность. Удалось не только удержать ситуацию под контролем, но и продолжить осуществление ранее намеченных планов развития.

Вместе с тем, несмотря на определенный положительный эффект, который дали принимаемые Правительством Карелии меры по преодолению последствий кризиса, значительного улучшения социально-экономического положения в республике пока не произошло.

В 2010 году Правительство Республики Карелия планирует принять дополнительные меры по преодолению кризиса и минимизации его последствий в целях стабилизации социально-экономического положения, создания условий для модернизации экономики и развития человеческого капитала.

еще рефераты
Еще работы по социологии