Доклад: Теримн Свастика и его синонимы

Свастика — происхождение

Естественно, такой многогранный культурный феномен как свастика исключает любую возможность однозначного толкования. Это же относится и к происхождению этого символа. Весьма сложно прийти к единой точке зрения в вопросе о корнях и причинах появления свастики.

Прежде всего, целый ряд взглядов на появление свастики связан с Древней Индией. Во-первых, свастика считается символическим обозначением палочек для добывания огня, что указывает на её связь с огненным божеством Агни. Во-вторых, свастика видится связанным с Гарудой, птицей из космоса, персонификацией кометы, летящей по направлению к Земле. В-третьих, существует достаточно необычная теория о том, что древнеиндийским мудрецам удалось познать структуру атома углерода. Беспорядочное движение электронов приводит к образованию т.н. «электронных облаков», которые в атоме углерода расположены в виде тетраэдра.

Небезынтересны также и астрономические аспекты появления свастичной символики. Для возможного объяснения мысленно перенесёмся к рубежу пятого — четвёртого тысячелетия до нашей эры. Племена трипольской культуры в разное время проживали на территории от Дуная до Днепра. Являясь носителями высокоразвитой по тем временам культуры, трипольцы имели стройную систему религиозных и мировоззренческих представлений. Среди достижений трипольской культуры можно упомянуть счёт, начальные астрономические знания и предположительно письменность. Трипольские жрецы выбирали на ночном небе какое-либо созвездие и зарисовывали его положение в одно и то же время суток четыре раза в год: осенью, зимой, весной и летом. В тот период северный небесный полюс, как уже было отмечено, находился около звезды Тубан. Направление на полюс задаётся линией, проведённой через звёзды «гамма» и «эта» созвездия Малой Медведицы. Если зарисовать положения этого созвездия в 22.00 в один из дней октября, января, апреля и июля, и соединить линиями центр и часть звёзд малого ковша и рукоятки, то получится свастика, первоначально значение которой, согласно этой версии — цикличность изменения времен года (схема). Кроме того, на китайском изображении комет на шёлке, возраст которого приблизительно 2300 лет, можно видеть всё ту же свастику, что также говорит о ней, как о форме, в которую часто облекались астрономические представления древних. Таким образом, мы получаем достаточно логичное объяснение использования свастики в качестве символа, обозначающего круговорот бытия.

Что касается собственно солярной концепции, связывающей свастику и Солнце, то согласно этой теории свастика рассматривается как результат эволюции первоначального солнечного символа — круга в кресте с дальнейшим приданием ему динамики путём изображения его вращающимся с целью передачи движения Солнца по небосводу. Солнечный диск был первым, что увидел древний человек, подняв голову. Солнце давало свет, тепло и урожай — неудивительно, что Оно испокон веков ассоциируется в человеческом сознании с понятиями блага, добра, удачи, света и тепла, как физического, так и духовного. С другой стороны, человек давным-давно осознал цикличность бытия, круговорот рождения-смерти, зимы-лета и так далее. С незапамятных времён люди пытались спроецировать вселенские законы на предметы, окружавшие их в жизни. Передачей положительного значения Солнца и попыткой призвать Его живительную силу всегда была солнечная (иначе солярная) символика. Любые знаки, так или иначе связанные с кругом, симметрией, вращением тем или иным образом подпадают под данную категорию. Катящийся по небосводу солнечный диск нашёл свое воплощение в свастике, и в данной работе мы будем исходить именно из солярности свастики. Трудно найти такой же распространённый, но в то же время такой неоднозначно воспринимаемый культурный символ. Естественно, упомянутыми версиями вовсе не исчерпывается весь диапазон взглядов на происхождение этого символа. Однако цель этой работы иная — к сожалению, этот древнейший знак для большинства людей имеет крайне негативную окраску и является сейчас в их понимании лишь фетишем германских национал-социалистов. Возраст этого символа — как минимум 6 — 7 тысячелетий, а количество народов, придававших свастике религиозное и иное значение, не поддаётся исчислению.

Теримн «Свастика» и его синонимы

Слово «свастика» традиционно обозначает равносторонний крест с загнутыми в одну сторону концами. Также её можно интерпретировать как четыре угла, соединённых в одной точке. Иногда углы были закруглёнными, иногда прямыми, острыми и даже тупыми. Само название происходит от сочетания санскритских слов «су» (добро) и «асти» (быть). К этому же корню восходит русское «свет». У славян свастика также была известна как коловрат, у германцев — Fylfot (Fylfog) (староангл.) или Fyrfos (старонем.). Более того, у славян существует множество свастичных символов с разнообразными оттенками значения, а скандинавы почитают Крест Одина — сочетание четырёх свастик разной направленности, объединённых вокруг креста. Многим народам Европы известна трёхлучевая свастика — трискель, изображение которого варьировалось, но везде значение оставалось неизменным — на Севере на Британских островах, в Уэльсе — Глаз Дракона. Также известен вариант под названием «Зонненрад» — «Солнечное колесо», использовавшийся позже как символ германского оккультного ордена «Туле». Буддисты называют свастику «мандзи», христиане — «гаммадион», у древних греков простая свастика называлась «тетраскеле», а с лучами в виде спиралей — «меандр». Китайцы называют левую свастику «вань», а правую — «вань-цзы».

Корни происхождения Свастики

По одной из концепций происхождения свастики, древнейшее изображение этого символа было обнаружено в Северо-западном Причерноморье. Свастика была нарисована на конусообразных крышках небольших сосудов, назначение которых скорее всего было ритуальным. Естественно, ведь в то время зависимость людей от природы была очень велика, и именно в ней люди видели своих Богов. Поэтому на ритуальных принадлежностях просто необходимо было начертать священные символы, символы стихий, среди которых главным, конечно, было Солнце. Эта керамика, возраст которой определяется учеными в 5450-5600 лет, принадлежала знаменитой трипольской культуре, предшественнице древнейших цивилизаций мира, развившейся в междуречье Буга, Днестра и Днепра. Некоторые ученые оценивают её возраст на 1000 лет старше — 5 тысячелетие до новой эры.

По другим версиям, свастика была обнаружена на входе в пещеру времён палеолита, что делает её возраст равным 10 тысячам лет. Как бы там ни было, до постройки египетских пирамид и появление дощечек с шумерскими письменами оставались ещё тысячелетия. В начале 3 тысячелетия трипольцев, прародителей индоевропейцев, начали теснить пришедшие с Востока представители ямской культуры. Часть трипольцев ушла на север Балканского полуострова и в юго-западные области Малой Азии.

Скифская свастика была представлена как в виде украшений керамики, сбруи коней, так и виде амулетов, и даже присутствовала на музыкальных инструментах. В XIII-VII веках до н.э. украшениями уздечек были стилизованные головы коней, образующие свастику, а в IX веке нашей эры свастика, образованная головами птиц, перекочевала на амулеты. На Русской равнине свастика фигурирует также на амулетах и ювелирных изделиях булгар в XI-XIV веках н.э., ранее вытесненных со скифских земель в Предкавказье полчищами гуннов. Часть скифских булгар с восточного побережья Чёрного моря переместилась на западное, ближе к Балканам, другая — поднялась по Волге до Камы, где образовала небольшое государство Волжских Булгар. Позднее вместе с другой ветвью индоевропейских племён, дошедших через Месопотамию и Среднюю Азию до долины Инда, свастика попала в культуры восточных народов, в том числе и семитских — древних египтян и халдеев. С этой же волной индоевропейцев в середине 2 тысячелетия до н.э. свастика проникла в культуру Северной Индии. Там она благополучно просуществовала до нашего времени, и, как многим другим явлениям, в культуре Востока ей был предан мистический смысл.

Позже свастика проникает в Тибет, затем в Центральную Азию и в Китай. Еще через столетие она приходит в Японию, и Юго-Восточную Азию вместе с буддизмом, который сделал её одним из своих важнейших символов. Это обусловлено тем, что Будда был включён проповедниками в пантеон божеств с тем, чтобы не вызвать недовольства со стороны большинства населения, исповедовавшего «добуддистские» верования. Как следствие такого нововведения, новых символов изобретать не пришлось.

Значительное место отводилось свастичной символике в культуре викингов. Одним из самых распространённых священных символов был Крест Одина (Odinskret), в котором 4 свастики сгруппированы вокруг Солнечного Колеса Крест Одина считается олицетворением взаимосвязи времён года, вех человеческой жизни, различных форм сознания и т.п. Также свастика почиталась как символ, объединяющий динамику и статику. Для многих народов свастика была оберегающим и приносящим удачу символом, именно этим обусловлено широкое использование её в качестве украшений на оружии — Святое Солнце, играющее на клинке, приносило победу в бою. Стоит также отметить впечатляющие украшения древних скандинавов. Являясь безупречными с ювелирной точки зрения, они имели глубокий мистический смысл. В этом отношении также интересна бронзовая брошь, украшенная стилизованными трёх- и четырёхлучевыми свастиками.

Культура американских индейцев также не обошла вниманием свастику. Хотелось бы отметить свастичные узоры в культуре долины Миссисипи и Мексики. Индейцы Навахо изображали свастику с антропоморфными мотивами — загнутые концы лучей представляли собой человеческие фигурки, изображавшие мужчину и женщину. Весьма любопытен ткаческий узор индейцев — он во многом напоминает славянский, Свастика также присутствует на щите воина из индейского племени Пима, пробитый стрелой противника. Очевидно, не только викинги верили в военную удачу, принесённую свастикой. Иногда индейцы сочетали свастику с тотемными изображениями.

Свастика и христианство

Солярная символика — это древнейшее проявление мировосприятия, характерное для всех без исключения культур, пережившие все без исключения перемены в общественном строе, месте проживания и религии. Принято считать, что с принятием христианства одновременно произошло отречение от былых взглядов на устройство мира и религиозных представлений. Однако это не совсем так. Что касается рассматриваемой символики, она практически без изменения перешла из одной эпохи в другую. Колёса с шестью или восемью спицами, свастики, кресты, вообще практически все круглые и симметричные символы были прямо заимствованы новой верой, даже раннехристианский крест изображался равносторонним. Естественно, все эти символы перешли с тканых узоров, керамики, оружия, жилищ на иконы, обложки религиозных книг, одежды священнослужителей и росписи храмов. Свастика занимала важное место и в православии, и в католицизме. Также красноречив пример оформления страницы Евангелия из Муниципальной библиотеки в Дижоне, Франция. Книга относится к середине XII века. Иллюстрация изображает св. Даниила среди львов, и наряду с традиционными растительными элементами рисунок украшен достаточно ярким свастичным орнаментом. Этот фрагмент очень напоминает страницу из православного Псалтыря XII века.

Необходимо отметить, что значение, придаваемое подобной символике, также претерпело определённые изменения. В христианской традиции правая свастика символизирует первое пришествие сына Божьего Иисуса Христа для спасения людей, прямой крест — его земной путь, наконец, левая свастика — воскрешение Иисуса Христа и его второе пришествие в силе и славе. Кроме того, свастика символизировала также стихии огня и ветра — стихии, воплощающие Святой Дух. Этот символ изображался не только на иконах: как знак, связанный с Христом, свастика присутствовала в раннехристианских церквях катакомбного типа. В более поздние эпохи солярная символика не была так широко распространена, как прежде, но, тем не менее, можно обнаружить несколько изменённые свастичные орнаменты, которые приблизились по своему внешнему виду к растительным узорам.

Свастика в гитлеровской Германии

Что касается гитлеровской Германии, то свастика была выбрана в качестве символики Третьего Рейха не случайно. «Эффект был как от разорвавшейся бомбы», — писал Гитлер о выборе символики для своей партии. Иногда можно услышать полностью абсурдную версию о том, что свастика — это сочетание четырёх букв «Г» от фамилий Гитлера, Гиммлера, Геринга и Геббельса или Гесса. На самом деле в 1908 году австрийский мистик Гвидо фон Лист обнаружил свастичные мотивы в магических орнаментах древних германцев. Этот факт дал ему повод противопоставить свастику христианскому кресту и заявить в 1910 году о свастике как о символе всех антисемитских организаций в связи с предположением о её отсутствием у семитских народов, хотя позднее, в конце 20-х годов, были опубликованы работы английских и датских археологов, обнаруживших свастику не только на территориях, населенных семитскими народами (в Месопотамии и Палестине), но и непосредственно на древнееврейских саркофагах. Оккультное общество «Туле», занимавшееся исследованиями германского религиозно-мистического наследия, поместило свастику в свой герб.

Сам Гитлер скорее всего неоднократно встречался с ней в детстве в Бенедиктинском Монастыре в г. Ламбахе, верхняя Австрия, где он вырос: в 1897-98 годах Адольф пел в монастырском детском хоре, а здание монастыря было в нескольких местах украшено свастикой. Кроме того, золотая свастика украшала герб настоятеля. Возможно, это также повлияло на выбор символики для НСДАП. Кстати говоря, большую часть символов гитлеровцы позаимствовали именно у мистического ордена «Туле», который, в свою очередь, почти без изменений воспользовался традиционной скандинаво-германской символикой. Адольф Гитлер никогда не называл символ НСДАП свастикой, вместо этого он использовал слово «Hakenkreuz», что в дословном переводе означает «крюкообразный крест». Эта символика чаще всего в Германии сочеталась с орлом, традиционным символом

Что обозначает Свастика

В наиболее общей трактовке свастика обозначает круговорот бытия, годовой цикл, вечное движение галактики, которая даже формой напоминает данный символ. Это значение может претерпевать некоторые изменения, делая свастику символом солярным и обозначающим движение Солнца по небосклону. С этим значением тесно связаны производные от него, обусловленные солнцепоклоннической направленностью Древних Религий — жизнь, плодородие, удача. В индуизме свастичный символ является воплощением вечной сменяемости жизни-перерождения, «круговорота сансары», а также движение от микрокосмоса к макрокосмосу. Буддисты, кроме того, считают свастику олицетворением Закона Будды, которому подвластно всё сущее. Более того, левая и правая свастики соответственно воплощают богиню Кали-Майю (Луна, мать Будды) и бога Ганешу (Солнце, отец Будды). Существует также священный рисунок Стопы Будды, который, кроме изображения следа, оставленного Буддой, используется как карта для массажа — свастики обозначают особые точки, воздействуя на которые, мастера воздействуют на здоровье человека. Кроме того, свастика часто присутствовала на священных изображениях Будды (китайско-дальневосточная иконографическая традиция). Свастика также может считаться эквивалентом символа «Инь и Ян». Так, на священном символе «Фалунь Дафа» можно видеть четыре буддистских свастики и четыре символа «Инь и Ян» системы Дао. Когда этот символ вращается по часовой стрелке, он поглощает вселенскую энергию, против — выделяет. О христианской трактовке было уже упомянуто, хотя мы считаем её вторичной по отношению к исходной.

Насчёт единого смысла свастики учёные не могут прийти к общему мнению. Предлагались такие истолкования, как вращающееся Солнце, испускающий лучи круг полуденного Солнца, солнечная колесница, полюс и вращение звезд вокруг него, четыре стороны света, четыре фазы Луны, четыре ветра, четыре времени года, движение вихря, движение, вращающее мир, центр, созидательная сила в действии, порождение циклов, вращение колеса сансары, крест как четыре угла квадрата, над которыми движется по кругу Солнце, превращая их в круг (т.е. округляя квадрат и делая квадратом круг), крест как сочетание вертикальной и горизонтальной линий, что означает дух и материю, а также четыре ступени существования.

Предполагается также, что свастика олицетворяет условное изображение человека с двумя руками и двумя ногами, или соединение мужского и женского начал, динамическое и статичное, подвижное и неподвижное, гармонию и равновесие, две взаимодополняющие фазы движения, центробежное и центростремительное, вдох и выдох, уход от центра и возвращение к нему, начало и конец. Кроме того, предполагают, что она символизирует некий лабиринт, воду в движении, или, может быть, изображение разветвленной молнии, являясь сочетанием двух 2-образных символов молнии, или двух горящих факелов и их кругового движения, или двух изогнутых палочек, которые носит Ведическая королева Арани для добывания огня, или кабалистического Алефа, символа первобытного движения Великого Дыхания, закручивающего хаос в центре творения, или удвоенного скандинавского Змея-Солнца. Другие полагают, что свастика была образована пересечением меандра, или как вариант креста Тау. Также предполагается, что это символ покорности и смирения, как и руки, скрещённые в знак покорности на груди. Изображения свастики появляются как у богов, так и у богинь.

Свастика и современность

Естественно, с течением времени яркость любого символа в человеческой памяти угасает. Тем не менее, в первой половине XX века можно было наблюдать интенсивное расширение круга использования свастики. В частности, в этом плане особенно выделяются Соединённые Штаты Америки и Канада. Свастика часто изображалась как символ удачи и благополучия на открытках. Кроме того, в начале 20-х годов американской Скаутской организацией был принят значок, которым награждался каждый, сделавший доброе дело для скаута. Носитель этого значка был другом всех скаутов и всегда мог рассчитывать на их помощь. Любопытно, что Баден-Пауэлл, глава Скаутского движения, был неплохим знатоком истории свастики и даже упоминал о ней в связи с исчезнувшей Атлантидой. Свастика некоторое время была рисунком одной из нашивок армии США. Она по сей день украшает площадь перед Филадельфийским Музеем Искусств.

Огромное количество родов, племён, народов, конфессий, партий, даже государств и отдельных людей придавали свастике всевозможные значения, символизировали ею целый ряд принципов мироздания, призывали с её помощью благосклонность судьбы, защищали себя свастикой от нечистой силы, отдавали дань уважения ушедшим предкам — и всё это при помощи одного знака. Его потенциал удивителен. Этот знак — то немногое, в чём ещё живет дух самых далёких поколений, их мировоззрение и философия. Этот удивительный символ связывает собой каменный век и современность, прокладывает незримый мост между всеми континентами и культурами, объединяет великие культуры Земли. Это говорит о том, что значение рассмотренной символики гораздо глубже, чем общепринятое, а восприятие свастики и подобных символов как «фашистских» абсолютно нелогично и противоречит конкретным историческим фактам — разве может разъединять то, что является общим? Разве может символ удачи нести насилие, а символ вечного круговорота — смерть? Проследив путь становления и развития одного лишь элемента в культуре, мы совершили экскурс во времени и пространстве, охватили в одной работе целые материки и народы. Данную работу можно считать попыткой оправдать древнейший символ, попытка очистить незаслуженно запятнанную репутацию великого культурного феномена, воплощения Солнца, жизни, удачи и благополучия, данного человеку свыше и сопутствовавшего ему на протяжении всей его истории. К сожалению, для русского человека ситуация сложилась таким образом, что свастика вызывает совершенно однозначную ассоциацию. Но всё-таки есть надежда на то, что когда-нибудь в сознании людей коловрат вновь станет олицетворением счастья и благополучия, знаком внутренней и внешней гармонии. Одно поколение сменяет другое, рушатся и рождаются государства, но тот, кто чтит традиции своих предков, не забывает от своих корнях, сохраняет древнюю культуру — тот бессмертен.

еще рефераты
Еще работы по релгии и мифологии