Доклад: Особенности контроллинга на предприятии

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

В современных рыночных условиях эффективное функционирование любого предприятия во многом зависит от использования систем и методов управления, способствующих современному достижению стратегических целей управления, предопределяющих стабильный успех в будущем.

Многочисленные эксперименты многих организаций в области структур, систем, стратегий и размещения ресурсов привели к формированию нового типа системного мышления управляющих, представляющего собой интеграцию научных концепций и хозяйственной практики.

Эта система получила название «контроллинг».

Понятие контроллинге не равно понятию контроля. Контроль обращен в прошлое, а контроллинг в будущее. Весь инструментарий контроллинга относится к таким дисциплинам, как менеджмент, маркетинг, финансы.

Под контроллингом понимают частную функцию в рамках руководства предприятием и поддержку управления предприятием благодаря информации. Это включает в себя процесс обработки данных (сбор, подготовка, переадресация производственной информации), планирование, ориентированное на общую цель, а также контроль достижения цели и производные управленческие мероприятия.

Другое определение подразумевает в контроллинге сбор информации и использование информации при планировании, финансировании, создании отчетов, оценке и консультировании. Контроллинг — это овладение ситуацией, управление и регулирование процессов.

Контроллинг основывается на самоуправлении, на самоответственности, на полном доверии. Там, где предприятие построено централизованно, контроллингу места нет. Предприятие, имеющее децентрализованную структуру (предприятие, перешедшие на квазипредприятие) – поле для контроллинга.

Управление бизнес-процессами требует компетентного решения многочисленных проблем, обуславливаемого внутренними и внешними факторами.

Проблема, которая мешает нам принять решение – отсутствие сигналов не благополучия на предприятии. Отсутствие или недостаточность информации о текущем состоянии и перспективах бизнеса отсутствие информационных систем, помогающих принять мотивированное решение. Отсутствие инструментов по выявлению «узких мест» предприятия и толковых рекомендаций по их устранению.

Контроллинг – это искусство управления (система управления), направленное на определение будущего состояния деятельности функционируемого предприятия и достижения его. В больших предприятиях организуются службы контроллинга. Появляется еще один пользователь – контроллер. Суть работы контроллеров — стремиться так управлять процессами, чтобы по возможности исключить любые ошибки, отклонения, и просчеты как в настоящем, так и в будущем.

«Выйти» на определение контроллинга можно из его функций, которые зависят от целей предприятия, и во многом от его насущных проблем. Часто говорят, что цель контроллинга – производная от целей предприятия, однако цели и задачи, устанавливаемые для системы контроллинга, можно считать вполне традиционными для менеджмента.

Пользователи контроллинга на предприятиях в основном подразумевают под ним то, что нужно исключительно им самим для решения конкретных задач. Поэтому существует мнение, что контроллинг – это набор инструментов.

Когда в экономической литературе заходит речь об инструментах контроллинга, их традиционно разбивают на инструменты оперативного и стратегического уровня, главная цель которых совпадает и заключается в повышении качества принимаемых решений

Цель стратегического контроллинга – обеспечение конкурентоспособности организации и «отслеживание» её движения к намеченной стратегической цели и функционирования и развития за счёт наилучшего управления организацией.

Таблица 2 – Характеристика стратегического и оперативного контроллинга

Признак Контроллинг
стратегический оперативный
Ориентация Внешняя и внутренняя среда организации Экономическая эффективность управления и рентабельность фирмы
Цель Обеспечение выживаемости и конкурентоспособности. Проведение антикризисной политики. Обеспечение прибыльности и ликвидности фирмы.
Уровень управления Стратегический Тактический и оперативный

Главные

задачи

1) Участие в установлении количественных и качественных целей организации на долгосрочный период.

1) Руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование)

2) Ответственность за стратегическое планирование 2) Определение слабых мест для тактического управления
3) Определение сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей в организации. 3) Сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений
4) Определение критериев и показателей оценки эффективности управления организацией в соответствии с установленными стратегическими целями 4) Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов
5) Оценка повышения конкурентоспособности за счёт эффективного управления организации 5) Мотивация и создание информационных систем для принятия текущих управленческих решений
6) Анализ долгосрочных резервов повышения социальной и экономической эффективности организации 6) Анализ краткосрочных резервов социальной и экономической эффективности управления организацией

Цель оперативного контроллинга – координация системы управления для достижения текущих целей организации, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения «затраты на управление организацией – прибыль».

Использование методологии стратегического и оперативного контроллинга в качестве инструмента поддержки деятельности менеджеров организаций может существенно повысить эффективность функционирования системы управления предприятием.

Таким образом, контроллинг представляет собой систему поддержки управления в тех областях, в которых это необходимо предприятию, и поэтому соотношение составляющих элементов контроллинга – планирование, учёт, контроль, анализ – в каждом случае различно. В основе выбора концепции контроллинга лежит цель предприятия, его проблемы (задачи), а также возможности (рис. 1).

Рисунок 1 – Элементы системы контроллинга на предприятиях

Этот блок равнозначных по важности составляющих позволяет принять решение по поводу набора функций контроллинга. Инструменты оперативного и стратегического уровня обычно разбиваются на соответствующие группы, но некоторые из них используются на обеих уровнях контроллинга.

Многие исследователи полагают, что институционализация службы контроллинга эффективна и целесообразна только в очень крупных организациях, а в полной мере контроллинг реализуем лишь в виде самоконтроллинга самими менеджерами, поэтому на рис. 1 этот элемент обозначен знаком вопроса.

В России на многих предприятиях организация контроллинга пока еще не сильно развита в связи с нехваткой опытных управленцев и экспертов. При этом становление в России модели рыночной экономики, усиление конкуренции и темпов научно-технического прогресса, усложнение промышленного производства и технологий оказания услуг увеличивают в несколько раз количество проблем, стоящих перед отечественными предприятиями. Не все руководители предприятий еще научились мыслить рыночными категориями, что повышает актуальность изучения методов контроллинга для принятия на предприятиях эффективных управленческих решений.

Организация контроллинга на предприятиях позволяет:

1. создать систему управления преобразованиями, включающую в себя технологии мониторинга существующего и планирования желаемого состояния, а также путей достижения последнего;

2. разработать методики оценки состояния системы в рамках моделей бизнес-системы, организационной и информационной структуры;

3. внедрить методики управления состоянием системы в рамках структурных моделей.

Таким образом, контроллинг предлагает согласованную систему методик управления изменениями, применимых для любой предметной области.

Использование различных методов контроллинга при управлении текущей деятельностью предприятия позволяет ему сформировать эффективную систему принятия управленческих решений, предназначенную для сокращения расходов и времени, затрачиваемых на процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений, что в свою очередь позволит повысить качество и устойчивость развития предприятия на рынке. Дополнительным преимуществом системы может стать сокращение административных работ и ускорение передачи информации.

Основной принцип контроллинга — «Уже сегодня делай то, о чем другие завтра будут только думать» — позволяет использовать самые современные методы менеджмента намного раньше конкурентов. Работа службы контроллинга помогает принять правильные решения в складывающихся нестабильных экономических условиях, повысить эффективность работы и если необходимо обеспечить выживание фирм в условиях возрастающей сложности и динамичности рынков.

Служба контроллинга стремиться управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем. Сопоставление плановых и фактических показателей является сердцевинойсистемы контроллинга.

При внедрении контроллинга необходимо тщательно оценивать те инструменты, которые будут внедряться, и сопоставлять сложность внедрения, необходимость получаемой информации и соответствие получаемой модели предприятия действительности. Разработанная пошаговая методика внедрения контроллинга позволяет оптимизировать использование трудовых и финансовых ресурсов.

еще рефераты
Еще работы по менеджменту