Доклад: Выполнение фор-эскизов

План-конспект занятия.

тема дата место участники учитель
Натюрморт «Кувшинчик с редиской» в карандаше. 27.09.2010 МОУ ДОД ДХШ №1 3 «е» класс Рыжова Юлия Павловна

Цель занятия: формальный поиск композиции натюрморта.

Задачи занятия:

а) воспитательные: воспитать внимание, усидчивость, дисциплину.

б) обучающие: изучить законы компоновки предметов в листе, грамотно выполнить фор-эскизы, решить композицию листа;

в) развивающие: развить умение видеть главное в постановке и подчинять ему второстепенное, чувство пропорций.

Материалы и оборудование:

Для учащихся: лист бумаги, карандаши, ластик, зажимы.

Для учителя: наглядные пособия, лист бумаги, карандаши, ластик.

Форма занятия:

лекция, практикум.

Тип занятия:

Повторение, закрепление.

План занятия:

1) Приветствие, подготовка рабочего места, объяснение темы урока(5 мин)

2) Объяснение материала(20 мин)

3) Самостоятельная работа (100 мин)

4) Подведение итогов урока (10мин)

5) Завершение урока, уборка класса (5 мин)

Ход занятия:

Все, кто рисует с натуры, обязательно проходят через разные этапы усложнения работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с рисованием натюрморта (от франц. nature morte — мертвая натура).

Натюрморты могут быть «увиденными» прямо в жизни и «поставленными» специально для решения разных изобразительных задач. И те, и другие привлекают внимание, поэтому натюрморту уделяют столь много места в изобразительном творчестве, что он стал по праву самостоятельным жанром. «Увиденный» натюрморт — это изображенное художником природное группирование предметов, а «поставленный» — составленное из сознательно подобранных предметов, необходимых для воплощения определенного замысла автора.

Изображение натюрморта имеет свою определенную закономерность и методическую последовательность. Совершенно непозволительно, например, лишь начав рисунок, заняться детальной проработкой незначительных мелочей, если не определена еще основная форма, не решена тональная идея постановки. Это сразу же приводит к дробности рисунка, которую потом неопытному рисовальщику исправить невероятно трудно и подчас невозможно. Кроме того, подобная спешка ведет к ошибкам в пропорциональных отношениях, а отсюда — к неудаче, неверию в свои силы и разочарованию.

Помните, что в изобразительной практике существует проверенный метод последовательной работы над рисунками, основанный на принципе: от общего к частному и от частного вновь к обогащенному деталями общему.

Работа над натюрмортом начинается с отбора и размещения определенных предметов: в нашем задании — керамический кувшинчик, редиска на драпировках. Отбор компонентов натурной постановки должен быть логически оправданным, наполненным смысловой связью. Вещи желательно выбирать выразительные по форме и объему.

После того как натюрморт поставлен, вы выбираете определенное место, откуда постановка хорошо видна (мы уже говорили о наиболее оптимальном расстоянии от рисующего до натурного объекта: оно должно составлять примерно три размера самой натуры). Выразительность и правдивость изображения натюрморта зависят от вашей способности наблюдать, компоновать, строить рисунок, моделировать его тоном и т.д.

Перед непосредственной работой над рисунком целесообразно выполнить одну-две зарисовки постановки для поиска рациональной и эффектной компоновки изображения на бумаге. Зарисовки желательно выполнять быстро, основываясь на первом, еще очень свежем впечатлении от постановки, стремясь передать в них характерные особенности натуры, взаимосвязь и пропорции формы каждого предмета, отношение площади изображения к площади формата листа.

Первый этап ведения работы — это выполнение набросков и фор-эскизов. Задачей работы над фор-эскизом является поиск композиционной и тональной организации элементов изображения на плоскости изображения в соответствии. В нашем случае необходимо выполнить две задачи: композиционную и тоновую.

После того как в зарисовке вы определили композицию изображения, можно перейти к непосредственной работе на формате. Учитывая характер постановки, вы уже выбрали формат — горизонтальный или вертикальный.

Вам нужно выполнить рисунок. Рисунок должен быть выполнен в графике. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

Во время выполнения практической работы учитель делает обходы и помогает ученикам.

В конце занятия ребята выставляют свои работы. Преподаватель объясняет, что получилось удачно, а что нужно подправить.

Уборка класса.

Критерии оценок:

1) Контроль — правильности выполнения приемов рисунка;

2) Правильная компоновка в формате;

3) Навыки симметричного изображения.

Литература:

1) «Первые уроки рисования и живописи Натюрморт.», Попурри, 2007.

2) О.Коваль, В. Сенин «Школа рисования карандашом. Натюрморт, пейзаж, портрет.», 2007.


План-конспект занятия

тема дата место участники учитель
Натюрморт из 3х предметов 4.03.2010 МОУ ДОД ДХШ №1 2б класс Качаева Ольга Андреевна

Цель занятия: выполнение фор-эскизов.

Задачи задания:

1) воспитательные: воспитать внимание, дисциплину.

2)обучающая: изучить законы компоновки предметов в листе, законы построения простых предметов

3)развивающие: развить способность анализировать форму предметов

Материалы и оборудование:

Для учащихся: лист бумаги, карандаши, ластик, кнопки.

Для учителя: наглядные пособия, лист бумаги, карандаши, ластик.

Форма занятия:

Практикум.

Тип занятия:

Объяснение нового материала.

План занятия:

1) Приветствие, подготовка рабочего места, объяснение темы урока(5 мин)

2) Объяснение нового материала(20 мин)

3) Самостоятельная работа учащихся (100 мин)

4) Подведение итогов урока (10мин)

5) Завершение урока, уборка класса (5 мин)

Структура занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Приветствие, установка дисциплины Организация рабочего места, подготовка к работе
Постановка цели и задач Объяснение цели и задач с использованием наглядного пособия Слушают учителя, просматривают наглядный материал.
Вводная беседа Объяснение последовательности выполнения работы Задают вопросы относящиеся к заданию
Подготовка к самостоятельной работе Помогает при выборе места Внимательно слушают, приступая к выполнению работы
Критерии оценки предстоящей работы Объяснение требований к работе, которые будут учитываться при выставлении оценки Внимательно слушают, приступают к выполнению работы
Самостоятельная работа Контроль и помощь в выполнении задания Выполнение задания. Начинают работ с компоновки
Оценка результатов Промежуточный просмотр работ, объяснение основных ошибок Просматривают, задают вопросы по своим работам
Итог занятия Оценка результатов на данном этапе Анализируют полученные результаты
Завершение занятия Преподаватель следит за тем, как ученики наводят порядок в классе

Наведение порядка на своих рабочих местах

Ход занятия:

Добрый день, ребята! У нас новая тема: натюрморт из 3 предметов. На этом занятии вы будете выполнять фор-эскизы. Поиск композиционного решения живописной работы осуществляется посредством работы над фор-эскизами – предварительными эскизами небольшого размера. Задачей работы над фор-эскизами является поиск композиционной, колористической и тональной организации элементов изображения на плоскости изображения в соответствии с творческим замыслом. В ходе данной работы практически решается совокупность нескольких проблем.

Первая проблема заключается в выборе точки зрения на постановку. Для выбора места работы, как правило, нужно обойти учебную постановку и иногда сделать фор-эскизы с разных точек зрения с целью нахождения лучшего композиционного решения.

После выбора точки зрения на учебную постановку нужно решить проблему уровня зрения.

Выбрав точку зрения и уровень зрения для работы, необходимо выбрать формат работы. Выбор формата, как правило, обусловлен характером постановки, которая скомпонована по схемам горизонтальной, вертикальной или квадратной композиции.

При расположении изображения постановки важно угадать соотношение масштаба изображения элементов постановки с масштабом выбранного формата. При распределении изображения на изобразительной плоскости выбранного формата одной из главных композиционных задач является расположение композиционного центра изображения.

При определении формата работы важен поиск колористической, цветовой и тональной организации живописной работы. При работе с цветом необходимо проанализировать тип колористической гармонии.

Важнейшая проблема работы над фор-эскизами – организация изображения по тону. В начале работы нужно определить, что является самым темным в постановке, что самым светлым, а также несколько градаций элементов изображения среднего тона, но различной тональности.

При работе над фор-эскизом не требуется детальная проработка форм элементов.

После выполнения серии фор-эскизов, определения формата будущей работы необходимо выполнить подготовительный рисунок для живописи. Его цель – определение пропорций элементов изображения натурной постановки, их характерных объемных форм и размещения в пространстве относительно друг друга. Рисунок для живописи выполняется линейно, без светотеневой моделировки форм. Рисунок для живописи нужно делать легко, не используя резинку.

Последовательность выполнения работы на начальном этапе:

1) Выполнить предварительный фор-эскиз натюрморта;

2) Выбор формата.

Учитель демонстрирует схемы последовательности выполнения задания и предлагает учащимся приступить к работе.

В ходе самостоятельной работы учеников преподаватель следит за ходом выполнения работы, помогает ученикам в случае возникновения сложностей, указывает на недочеты. Так же ведет индивидуальную работу с учеником если это требуется, в ходе которой следит за дисциплиной в классе.

В конце занятия проходит просмотр работ, где преподаватель оценивает каждую работу по определенным критериям.

Уборка класса.

Критерии оценки:

— правильная компоновка в формате

Литература:

1)Беда В.Г. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция. М. Просвещение, 1981г.

2) Сокольникова Н.М. «Основы живописи». Учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск.Титул.1996г.

Анализ организации деятельности учащихся на занятии:

Ребята оказались готовы к занятию. Внимательно слушали новое задание, цели и задачи поняты хорошо. Темп роботы на первом занятии высок, дисциплину не нарушали. Некоторые из ребят хотят сразу начать работу на большом формате. Большинство ребят хорошо справились с заданием, только у двоих не была желания рисовать.


План-конспект занятия.

Тема занятия

Дата

проведения

Место

проведения

Участники Учитель
Коллаж на свободную тему 28.09.2010 МОУ ДОД ДХШ №1

2 «Г» класс

Фастовец Евгения Александровна

Цель: Разработать фор-эскиз.

Задачи:

а) Воспитательные: Воспитать формирование художественного вкуса, эстетических идеалов;

б) Обучающие: Обучить композиционным навыкам, выстроить ритм, применять разнообразие изобразительных средств и приемов в соответствии с поставленной преподавателем задачей.

в) Развивающие: Развить воображения, ощущение цвета, ритма.

Материалы и оборудование:

Для учащихся: простой карандаш, ножницы, клей, глянцевые журналы, акварельные краски.

Для учителя: наглядное пособие (работы учащихся других классов).

Форма занятия: лекция, практикум.

Тип занятия: объяснение нового материала.

План занятия:

1) Приветствие, подготовка рабочего места (5мин).

2) Объяснение нового материала (30мин).

3) Самостоятельная работа учащихся (95мин).

4) Подведение итогов занятия (5мин).

5) Завершение занятия, уборка класса (5мин).

Ход занятия:

Организационный момент. Преподаватель приветствует класс, устанавливает дисциплину. Учащиеся организовывают рабочее место, подготавливаются к работе. Преподаватель начинает объяснение нового материала, объясняет цели и задачи урока с использованием наглядного пособия, озвучивает тему урока «Выполнение коллажа на свободную тему». «Коллаж» происходит от французского слова, буквально обозначающего «наклеивание». Коллаж – это технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеиваются самые разные по цвету и фактуре кусочки материалов. В графических коллажах обычно используются вырезанные картинки, бумага разного цвета и фактуры, а также ткань, фольга и прочее – зависит лишь от буйности фантазии творца. К тому же техника коллажа позволяет смешивать наклеивание и непосредственно «работу руками» — т.е. ваяние кистью, пером и прочее. Фотографии, залежи глянцевых журналов, цветная и оберточная бумага самых разных расцветок и фактур, однотонная бумага для фона, обои, ножницы, клей и полет фантазии – фот и все что вам понадобится. ИЗ ИСТОРИИ — Считается, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910, хотя примерно в то же время свои первые коллажи создал и Пикассо. С 1912 оба художника систематически работают в этой технике, коллаж становится характерной особенностью живописи синтетического кубизма. Период кубизма в творчестве обоих художников характеризуется поисками радикально новых способов создания картины, поэтому они стали включать в свои живописные и графические работы фрагменты газет, этикетки от бутылок и т.п. печатные материалы. Среди первых, кто заимствовал у кубистов технику коллажа, были футуристы, работавшие в Италии до Первой мировой войны (Карло Кара, Джино Северини). Их коллажи наполнены жизненной силой и энергией. Часто сюжетом становился противоречивый мир современной техники: шум, скрежет колес поезда и лозунги протеста передавались с помощью включенных в композицию столкновений слов и фрагментов предложений.

Преподаватель говорит, что необходимо определиться с темой и подобрать материал для коллажа.

Ребята внимательно слушают, задают вопросы. Преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности, ребята приступают к работе. Во время самостоятельной работы преподаватель следит, что бы дети правильно сидели, следит, что бы у всех учащихся были все нужные материалы для выполнения работы, помогает с выбором темы. Преподаватель также ведёт индивидуальную работу по очереди с каждым ребёнком. Во время индивидуальной работы преподаватель должен следить за дисциплиной, сохранять творческую атмосферу в коллективе. Продолжается самостоятельная работа учеников. Преподаватель подводит итоги, оценивает по определенным критериям.

Критерии оценки:

— Колористическое единство подобранного материала для коллажа.

Уборка класса

Преподаватель следит за тем, как ученики наводят порядок в классе

Анализ организации деятельности учащихся на уроке

К уроку готовы все ученики. Цели и задачи доступны и понятны. Хорошая дисциплина. Темп работы высокий. Все дети справились с поставленной задачей.

Наиболее интересные моменты урока для детей были: Рассказ о истории возникновения коллажа.


План–конспект урока

Тема Место проведения Участники Учитель
Композиция «Космос и я» в технике граттаж МОУ ДОД ДХШ №1 2 «Б» класс

Доценко

Юлия Владимировна

Цель: Познакомить с техникой граттаж, создать композицию в изученной технике.

Задачи урока:

А)Воспитательные: воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.

Б)Обучающие: научить овладению техникой штриха, изучить технологию выполнения композиции в технике граттаж

В)Развивающие: развивать пространственное воображение, навыки. Развитие творческих способностей и навыков в работе композиции.

Тип урока: Урок – комбинированный.

Форма урока: лекция, практикум.

План урока:

1) Организационный момент (5мин).

2) Объяснение нового материала (25мин).

3) Самостоятельная работа учащихся (95 мин).

4) Подведение итогов урока (10мин).

5) Завершение урока, уборка класса (5мин).

Материалы и оборудование:

Для учащихся: бумага, копирка, карандаш, акварель, восковые мелки или свеча, черная гуашь или тушь, широкая кисть, мыло, деревянная зубочистка, старый стержень, канцелярский нож (острый предмет), газета.

Для учителя: наглядное пособие, видео материал, работы учащихся предыдущих лет.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята!

Перед началом урока подготовьте свои рабочие места, достаньте необходимые материалы: лист бумаги, простые карандаши, ластик, канцелярский нож, кусок наждачной бумаги.

Дежурных попрошу сообщить кто сегодня отсутствует.

Сегодня у нас вводный урок в новую тему «Космос и я». Способ работы, которым вы будете работать сегодня, называется «граттаж», что в переводе с французского обозначает – скрести, царапать. Такой способ работы относится к графике и считается его подвидом.

Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «Граттаж» произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. Сегодня нам предстоит ознакомиться с наглядным материалом и выполнить композиционные поиски, фор-эскизы.

Данная тема позволит проявить ваше творческое воображение. Это большое поле для полета вашей фантазии. Вам необходимо раскрыть в своих работах космос таким, каким вы его себе представляете, ваше отношение.

В выполнение фор-эскизов заключен поиск композиции, основных тональных отношений, что поможет предотвратить ошибки при работе на формате листа.

Важную роль играет центр композиции. Давайте вспомним какими средствами организуется доминанта. Она может быть выявлена за счет расположения в формате; за счет размера, цвета, контрастности форм, тонна, а так же за счет группировки на одном из участков композиции.

В теме «космос» большое значение имеет роль пространства и движение, которые выражаются с помощью линий и разности масштабов предметов, а также при помощи цвета и тона.

Последовательность выполнения фор-эскизов:

1) Линейный эскиз на нахождение лучшей композиции.

2) Тоновой разбор карандашом.

3) Проработанный детально, в тоне эскиз.

Создание картона.

Перенос эскиза на картон можно выполнить разными способами. Самый распространенный метод сетки.

На первом этапе необходимо нанести сетку на эскиз, поделив его на равные квадраты. Потом нанести подобную сетку на лист форматом будущей работы в том же пропорциональном отношении в каком состоят эскиз формат работы. И начинаем перерисовывать предметы с эскиза, опираясь на отношения их к сетке.

При этом необходимо как можно более точно передать пропорции и верность линий.

Последовательность выполнения картона:

1) Нанести сетку на эскиз;

2) определить пропорциональные отношения между эскизом и форматом будущей работы;

3) нанести подобную сетку на картон;

4) перенос рисунка на лист картона.

Подробное знакомство с техникой граттаж. Подготовка бумаги — основы рисунка.

Прежде чем непосредственно перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу. Есть два способа:

1. На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью цветных восковых мелков.

2. Бумагу с красочной заливкой равномерно покрывают толстым слоем воска или парафина.

Совет: для правильного выбора соотношения тона нижней части граттажа и верхнего слоя, который ложиться на восковую поверхность, лучше выбирать контрастные цвета, для того чтобы рисунок хорошо читался. Фон под слоем парафина или воска может быть как однотонным, так и разноцветным. Верхний слой воскографии не обязательно черный, но лучше темных тонов

Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши или гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку предварительно окунают в мыльный раствор. Иногда приходится наносить краску в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий

Последовательность подготовки листа к работе:

1) Подкладочный слой.

2) Закладка листа парафином.

3) Закрашивание поверхности тушью .

Перенос рисунка на формат, процарапывание.

Перед нами стоит задача перенести рисунок нашей композиции с картона на формат. Для этого мы воспользуемся копировальной бумагой, если у кого-то таковой не оказалось можно положить картон на заготовленный лист и обвести рисунок композиции по контуру.

Когда рисунок переведен можно начать выскребать контур и форму предметов. Острым предметом — скребком, ножом, старым стержнем — процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые или цветные штрихи. Стол обязательно должен быть застелен бумагой или клеенкой, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой. При выполнении этой работы необходимо опираться на разработанный эскиз в тоне. Причем начинать необходимо с центра композиции.

Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности:
— стол перед началом работы следует застелить газетой;

— рабочий инструмент лежит в пенале;

— нельзя размахивать руками, инструментами во время работы.

Последовательность прорисовывания композиции:

1) Перенос рисунка на формат.

2) Процарапывание контура.

3) Тоновая проработка.

Завершение задания.

Заканчивая композицию, уделяем большое внимание мелким деталям.

После необходимо расслабить взгляд, постараться цельно увидеть всю композицию. Если часть деталей из дальнего плана вырывается вперед необходимо заглушить контраст и обобщить, если это необходимо. Это можно осуществить с помощью легкой штриховкой.

Последовательность прорисовывания композиции:

1)выделяем главное за счет светотеневых контрастов

2)прорабатываем детали

3)обобщаем форму.

Подведение итога урока:

— С какой новой техникой вы познакомились?
— Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?
— Какие выразительные средства применяются в этой технике?
— Что еще нового и интересного вы узнали на уроке?

Заключительный этап
— Выставка

— Оценивание работ.
— Уборка рабочих мест

— Спасибо за урок!

Критерии оценки:

Грамотнаякомпоновка изображения на листе;

— Тоновое равновесие работы;

— Аккуратность, качество исполнения

Уборка класса.

Источники:

grafica.msk.su/babochka/

prepodavanie.narod.ru/p11.htm

sc.karelia.ru/catalog/res/f417e82f-3969-a2b8-5050-0043c1b3d60e/view/

sveta-andreeva.narod.ru/unusual.html

imc.rkc-74.ru/dlrstore/0/0f666c3e-aa8f-f180-3179- 948eae011fce/%83%E0%A0䨪%A0.doc

www.konzav.kueda.ocpi.ru/metrab/urokIZO.html

www.teenart.ru/docs/files/chudo.html


План-конспект урока

Тема Место проведения Участники Учитель
Технология натягивания бумаги на планшет МОУ ДОД ДХШ №1 3 класс Балыкина Екатерина Леонидовна

Вводный урок: подготовка планшета к работе.

Цель: подготовить планшеты к работе акварелью.

Задачи:

1.образовательная: проверить домашнее задание (этюды и наброски, сделанные за лето), натянуть планшеты для работы на них акварелью, вспомнить технику безопасности при работе красками, кистями, ножами.

2. воспитательная: воспитать внимание, усидчивость, дисциплину.

3. развивающая: развить умение работать в группе, помогать друг другу, развивать творческий потенциал учащихся.

Материалы и оборудование:

Для учащихся: планшет, бумага, вода, клей, степлер, кнопки.

Для учителя: бумага, степлер, клей, нож.

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Форма урока: Практикум.

План урока:

1) Приветствие, подготовка рабочего места. 5 минут

2) Объяснение нового материала. 30 минут

3) Самостоятельная работа учащихся. 40 минут

4) Подведение итогов урока.10 минут

5) завершение урока, уборка класса.5 минут

Ход урока

Преподаватель приветствует учащихся. Настраивает на рабочую обстановку.

Преподаватель начинает урок с организационной части. Поздравление с началом учебного года, дает напутствия и советы в этом учебном году. После орг.момента проверяются домашняя работа, преподаватель оценивает количество и качество проделанной работы. Просмотр ведется перед всеми учащимися. По заранее оговоренным критериям выставляются оценки. Наиболее удачные работы будут представлены на выставке. После этого начинается работа с планшетами. Преподаватель объясняет последовательность и технологию натягивания бумаги на планшет.

Разрезать бумагу по формату. Смочить бумагу с обеих сторон.

Положить планшет ровной стороной на бумагу.

Закрепить края бумаги на планшете с помощью клея, степлера или кнопок.

Под присмотром преподавателя дети работают, предварительно проговорив технику безопасности при работе с ножом и бумагой. После окончания работы ставят аккуратно все планшеты в угол. Дежурные следят за порядком в классе.

Анализ организации деятельности учащихся на уроке:

К уроку готовы все ученики. Цели и задачи поняты хорошо. В работу включились сразу. После выполнения своего задания помогали остальным натягивать планшеты. Хорошая дисциплинированность учеников, темп работы высокий. Дети работают с упорством, с интересом. Задают вопросы по теме.

еще рефераты
Еще работы по культуре и искусству