Доклад: Договор перевозки грузов. Трудовые споры

№1 Договор перевозки грузов. Претензии и иски по перевозке

По договору перевозки транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 373 ГК РФ). Договор перевозки грузов — один из важнейших хозяйственных договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей. Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации — перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки грузов государственных и общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон.

Таким образом, договор перевозки грузов плановый. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут обязанности, следовательно, договор перевозки двусторонний, Договор перевозки грузов — реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком. Договор заключается между перевозчиком и грузоотправителем.

Однако в договоре перевозки груза участвует третье лицо, которое в результате него приобретает права и обязанности. Это лицо называется получателем. В договоре перевозки третье лицо имеет не только права, но и несет обязанности: Принять груз, требовать составления актов, своевременно вывезти груз, хотя к заключению договора перевозки третье лицо — грузополучатель — никакого отношения не имеет. Его обязанности вытекают из его взаимоотношений с грузоотправителем (как правило, с поставщиком).

Виды договора перевозки зависят от вида транспорта, осуществляющего перевозки.

Различают железнодорожные, морские, речными, воздушные и автомобильные перевозки. В качестве перевозчиков выступают юридические лица: управления железных дорог, морские и речные пароходства, автотранспортные предприятия и др. Каждый вид перевозки регулируется специальными нормативными актами. Классификация договоров производится тактике в зависимости от числа транспортных предприятий, участвующих в перевозке. Различают местные, прямые и прямые смешанные перевозки. Местными называют перевозки, в которых принимает участие одно транспортное предприятие.

Транспортировке грузов всегда предшествует согласование ос­новных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Основная задача такого согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда в регулировании эконо­мики преобладали административные начала, подавляющая часть пе­ревозок планировалась в централизованном порядке. Именно поэтому во все транспортные уставы и кодексы включались разделы о плани­ровании перевозок. В настоящее же время планирование перевозок, как правило, носит технико-экономический, а не административно-правовой характер.

По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обяза­тельства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель — предъявить груз к пере­возке (ст. 791 ГК). Предпосылки заключения договора грузовой пере­возки сегодня могут приобретать правовые формы: а) заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте; 6) договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.) на любых видах транспорта; в) административно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях. Кроме того, иногда все организаци­онные предпосылки заключения договора перевозки груза просто со­держатся в самом договоре перевозки, имеющем консенсуальную природу.

При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют пере­возчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. На железнодорожном и речном транспорте особо выделяются декадные заявки (ст. 28 УЖД и ст. 61 УВВТ). Подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки.

Договор об организации перевозок заключается в порядке, установ­ленном ст. 798 ГК. Такая форма взаимоотношений между перевозчи­ком и грузовладельцем применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Суть этого договора в том, что пере­возчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. По своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов. Договоры об организации перевозок получили разнос наиме­нование в транспортных уставах и кодексах (годовой договор — на автомобильном транспорте, навигационный — на внутреннем водном и др.). Существенными условиями договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов к пере­возке, порядок расчетов сторон и пр.

Выполнение действий, указанных в ст. 791 ГК, происходит в по­рядке, установленном транспортным законодательством. Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, согласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте. В установленных случаях и по согласованию с отправителем допускается подача перевозочных средств в большем количестве, чем указано в заявке (в порядке сгущения). Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по соглашению сторон или в нормативном порядке. Условия и порядок подачи перевозочных средств (на подъез­дных путях или причалах, принадлежащих грузоотправителю, или на путях и причалах общего пользования) устанавливаются специальными правилами, которые действуют на отдельных видах транспорта. Так, на железнодорожном транспорте порядок подачи вагонов на подъездные пути определяется договором на эксплуатацию подъездных путей или договором на подачу и уборку вагонов с учетом размеров среднесуточ­ной погрузки или выгрузки. Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя на пути общего пользования производится по пред­варительным уведомлениям или через определенные интервалы време­ни. Первоначально установленное время подачи перевозочных средств может быть изменено по соглашению сторон. Место подачи транспор­тных средств зависит от особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевозчика и отправителя. На воздушном транспорте, например, им будет место нахождения аэродрома (аэропорта) или специально оборудованной взлетно-посадочной площадки. На автомо­бильном транспорте, технические возможности которого позволяют подавать перевозочные средства непосредственно к складам клиенту­ры, местом их подачи обычно является склад грузоотправителя или иной пункт, указанный в заказе (договоре). При перевозках железно­дорожным и водным транспортом перевозочные средства подаются на станции (пристани, причалы), в порты, как общего пользования, так и принадлежащие отправителям.

В соответствии со ст. 791 ГК перевозчик обязан подать грузоотп­равителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Исправность и пригодность перево­зочных средств должна быть технико-коммерческой и обеспечивать сохранность груза в процессе транспортировки. Транспортное средство подается очищенным от остатков груза и мусора или промытым и продезинфицированным и т.п. При этом отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза. Для морской перевозки большое значение имеет мореходность судна, также обнимающая и техническую (пригодность судна к плаванию вообще), и коммерческую его характе­ристику (пригодность для перевозки определенного груза при конкрет­ных условиях).

Предмет договора перевозки — услуги по доставке вверенных пе­ревозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти услуги включают в себя не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых дого­воров. Так, оказание услуг по транспортировке груза, а также выпол­нение погрузочно-разгрузочных работ сближает договор перевозки с договорами подряда и возмездного оказания услуг. Поскольку перево­зочные средства в период погрузки фактически используются в инте­ресах клиентуры, наблюдается сходство перевозки с договором аренды. Обязанность перевозчика обеспечить хранение груза свидетельствует о наличии элементов, характерных для хранения. Выдача транспортной организацией груза получателю по указанию отправителя напоминает действие поверенного (агента) по договору поручения (агентирования). Однако и погрузка, и выгрузка груза, и его хранение и выдача лишь сопутствуют цели договора перевозки. Юридическая же природа любого договора определяется его основной целью, а не сопутству­ющими ему моментами. Такая цель в договоре перевозки — транс­портировка и доставка грузов в пункты назначения. Выполнение всех названных действий — лишь условие надлежащего исполнения этой обязанности транспортной организацией. Именно она и обусловли­вает выделение договора перевозки в системе обязательств в качестве самостоятельного.

Срок в обязательстве перевозки — это промежуток времени, в те­чение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. В соответствии со ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В ряде случаев в автомобильных и морских перевозках сроки доставки определяются соглашением сторон, а при его отсутствии — обычно принятыми сроками (ст. 149 КТМ). При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на соответствующих видах транспорта. Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами полу­чателя до истечения установленного (согласованного) срока доставки. При этом учитываются и особые обстоятельства, вызвавшие задержку в доставке грузов. Не считается, например, просрочкой в доставке задержка грузов, следовавших в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и оставшихся в портах или на пристанях после закрытия навигации.

Содержание договора перевозки груза составляют права и обязан­ности сторон. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмот­ренном договором, с соблюдением правил транспортного законода­тельства (п. 2 ст. 791 ГК). Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависи­мости от места погрузки. Транспортные организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузочно-разгрузочные работы вы­полняются соответственно отправителем и получателем за их счет. Транспортная организация может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям с клиентурой. Необходимые для погруз­ки и выгрузки вспомогательные материалы или специальные приспо­собления предоставляются грузоотправителем, если иное не установлено правилами перевозок или соглашением сторон. Транспор­тная организация обычно не отвечает за несохранность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла вследствие обстоятельств, свя­занных с действиями отправителя по погрузке. Лишь при морских перевозках за правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне во всех случаях отвечает перевозчик.

Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отпра­вителя (получателя) груза, должны производиться в срок, предусмот­ренный договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК). В большей части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки. На морском транс­порте продолжительность сроков погрузки и выгрузки, именуемых сталийным временем (стадией), определяется соглашением сторон, а еще чаще — сроками, принятыми в соответствующих портах (ст. 134 КТМ). Стороны могут установить дополнительный срок ожидания судна под грузовыми операциями — контрсталийное время (контрста­лию) За простой судна в течение этого срока устанавливается и особая плата — демерредж. Если грузовые операции не будут закончены и в контрсталийное время, перевозчик может отправить судно в плавание, хотя бы погрузка судна и не была завершена. При этом он сохраняет право на полное вознаграждение (ст. 136 КТМ).

Если погрузка или выгрузка не закончены в установленные сроки, наступает простой перевозочных средств, за который с отправителя или получателя взыскивается штраф. При досрочной погрузке (выгрузке), напротив, грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия (при морских перевозках — диспач). В целях предупреждения доступа к грузу и обеспечения его сохранности в процессе перевозки обособ­ленные помещения и емкости (трюмы, крытые вагоны, цистерны и др.) должны быть опломбированы.

Доставка груза — основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обес­печению сохранности груза. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается ранее срока приема его к перевозке. После прибытия груза в пункт назначения он хранится бесплатно в течение времени, установленного правилами или соглаше­нием сторон, а затем за плату.

При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении перевоз­чик также обязан передать груз на другой вид транспорта (перевалка). Порядок передачи груза, выполнения погрузочно-разгрузочных опера­ций и другие условия работы в таком случае определяются договорами транспортных организаций (узловыми соглашениями и пр.).

Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины (ст. 52 УЖД, ст. 98 УВВТ, ст. 158 КТМ). Кроме того, просрочка кредитора-получателя в этом случае снимает с перевозчика ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной при­емкой. По истечении установленных сроков хранения груз как нево­стребованный подлежит реализации в установленном порядке. Реализации подлежат и бездокументарные грузы, т.е. грузы, прибыв­шие без сопроводительных документов.

Претензии и иски по перевозке

1. Для требований, возникающих из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки груза, ГК устанавливает обязательный претензионный порядок, т.е. в случае нарушения перевозчиком обязанностей по договору перевозки груза управомоченное лицо — грузоотправитель, грузополучатель, а в предусмотренных законодательством случаях — страховщик, должны в сроки и в порядке, которые установлены транспортными уставами и кодексами, обратиться с требованием о возмещении причиненных убытков или об уплате неустойки непосредственно к перевозчику. Предъявление иска в суд возможно только в случае отказа в удовлетворении претензии или при неполучении на нее ответа в установленные транспортными уставами и кодексами сроки.

Предъявление иска без соблюдения претензионного порядка влечет за собой оставление искового заявления без рассмотрения (ст. 222 ГПК, ст. 148 АПК).

2. Претензия предъявляется в порядке и сроки, которые установлены транспортными уставами и кодексами. Круг лиц, управомоченных на предъявление претензии, также определяется транспортным законодательством с учетом характера допущенного нарушения. Претензия считается предъявленной, если к ней приложены предусмотренные транспортным законодательством документы, подтверждающие наличие нарушения со стороны перевозчика и иные значимые для решения вопроса о выплате возмещения или штрафа обстоятельства (например, в случае недостачи или повреждения груза, перевозившегося железной дорогой, к претензии должны прилагаться транспортная железнодорожная накладная и выданный перевозчиком коммерческий акт, или транспортная железнодорожная накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в случае его утраты, или транспортная железнодорожная накладная и документы об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающего или поврежденного груза (ст. 120 УЖТ)). Вместе с претензией представляются подлинники документов или их надлежащим образом заверенные копии. При необходимости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов.

Претензии предъявляются по требованиям не только об уплате основной суммы ущерба, но и о взыскании предусмотренных законом или договором неустоек, в том числе процентов, предусмотренных ст. 395 ГК, начисленных на несвоевременно выплаченную сумму возмещения.

В случаях отказа перевозчика от рассмотрения указанной претензии по существу со ссылкой на нарушение заявителем претензии установленного претензионного порядка и оспаривания правомерности отказа в рассмотрении претензии истцом, считающим претензионный порядок разрешения спора соблюденным, арбитражный суд принимает исковое заявление и возникшие разногласия по этому вопросу разрешает в заседании.

Если претензионный порядок признан соблюденным, исковое заявление рассматривается по существу (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30).

Если заявленная с нарушением установленного порядка претензия возвращена транспортной организацией без рассмотрения, а заявитель вторично в пределах срока исковой давности предъявил претензию в установленном порядке, то истечение сроков предъявления претензии не препятствует принятию искового заявления судом и рассмотрению спора по существу (п. 46 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30).

При предъявлении иска до истечения срока, установленного для ответа перевозчика на заявленную претензию, если перевозчик до этого срока не дал ответа на претензию либо истец допустил нарушение порядка предъявления претензии, исковое заявление в соответствии со статьей 129 АПК РФ подлежит возвращению. При установлении этих нарушений во время рассмотрении искового заявления арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения согласно статье 148 АПК РФ.

3. Комментируемая статья предусматривает установление транспортными уставами и кодексами только порядка предъявления претензий. Соответственно, право на предъявление претензии должно существовать в течение срока исковой давности. Так, вопрос о сроке предъявления претензии решается в КВВТ (п. 4 ст. 161) и КТМ (ст. 406). На других видах транспорта установлены специальные сроки для предъявления претензий и порядок их исчисления (ст. 123 УЖТ, ст. 126 ВК). К примеру, в соответствии со ст. 123 УЖТ претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, а претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней. Порядок исчисления указанных сроков также различен: срок для предъявления претензии о возмещении за повреждение (порчу) либо недостачу груза исчисляется со дня выдачи груза, о возмещении за утрату груза — по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки и т.д.

4. Пункт 2 ст. 797 связывает право на предъявление иска к перевозчику только со случаями непризнания претензии или ее частичного признания, а также с неполучением ответа на нее в установленный срок, т.е. молчание перевозчика рассматривается как отказ в удовлетворении претензии. Вместе с тем, если транспортная организация признала претензию, но не перечислила признанную сумму либо указанная сумма грузоотправителем или грузополучателем не получена по иным причинам, заявитель претензии также вправе требовать взыскания соответствующей суммы в судебном порядке.

5. Требование ГК о предъявлении претензии распространяется только на грузоотправителя (грузополучателя) по договору перевозки груза. Предъявление претензии в связи с ненадлежащим исполнением договора перевозки пассажира и багажа является правом, а не обязанностью пассажира. Соответственно, непринятие мер по досудебному урегулированию спора, вытекающего из договора перевозки пассажира и багажа, не может служить основанием для оставления искового заявления без рассмотрения. Вместе с тем в транспортном законодательстве имеются нормы, обязывающие, вопреки ГК, пассажира предъявить перевозчику претензию. Так, в ст. 125 УЖТ установлено, что иски к перевозчикам, возникшие в связи с перевозками багажа и грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения установленного срока. Аналогичное положение содержит ст. 164 КВВТ. Представляется, что данные положения не должны применяться как не соответствующие ГК.

6. Обязанность предъявления претензии относится только к одной стороне договора перевозки груза, перевозчик вправе предъявлять свои требования непосредственно в суд.

Вопрос об обязательности предъявления претензий к перевозчику при международных перевозках груза должен решаться с учетом положений международных договоров, в которых участвует РФ. КТМ прямо указывает на то, что предъявление претензии обязательно лишь при перевозке груза в каботаже, т.е. между портами РФ (п. 1 ст. 403 КТМ).

7. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает сокращенный срок исковой давности — 1 год по искам, вытекающим из договоров перевозки груза. Этот срок не должен применяться при рассмотрении споров, возникающих из договора перевозки пассажира и багажа. Момент начала течения срока исковой давности определяется транспортным законодательством. Так, на внутреннем водном и железнодорожном транспорте течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии (п. 2 ст. 164 КВВТ, ст. 125 УЖТ).

Согласно ст. 128 ВК течение срока исковой давности по договорам воздушной перевозки груза начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором.

По договорам морской перевозки груза срок исковой давности исчисляется в зависимости от характера требования:

· по требованиям о возмещении ущерба за утрату груза — по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан; при перевозке в смешанном сообщении — по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;

· по требованиям возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей — со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, — со дня, в который он должен быть выдан;

· по требованиям о возмещении убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна, премий за досрочную погрузку или выгрузку груза — со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза; во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.

8. Гражданский кодекс не предусматривает возможности установления транспортными уставами и кодексами сокращенных сроков исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки пассажира и багажа. Однако на отдельных видах транспорта годичный срок исковой давности распространяется на требования, вытекающие не только из договора перевозки груза, но и из договора перевозки багажа (ст. 125 УЖТ).

9. Иной порядок предъявления требований к перевозчику, а также сроки исковой давности могут предусматриваться для международных перевозок в соответствии с международными договорами, в которых участвует РФ. Так, п. 1 ст. 409 КТМ установлено, что к требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, применяется двухгодичный срок исковой давности.

№2 Трудовые споры. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Индивидуальный трудовой спор – в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Также индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров представляет собой определенную форму процедуры рассмотрения существа разногласий в соответствующих юрисдикционных органах, наделенных полномочиями, определенными законом (принимать заявления, в том числе исковые, проводить соответствующую подготовку дела к разбирательству, регламентированную нормативными правовыми актами, выяснять все обстоятельства, имеющие значение по делу, выносить обязательные к исполнению решения).

Под процессуальной процедурой следует понимать совокупность последовательно сменяющих друг друга процессуальных отношений, одним из субъектов которых является соответствующий юрисдикционный орган (например, КТС, суд). В частности, к ним относятся отношения по разрешению индивидуального трудового спора в КТС, в суде первой инстанции, в кассационной и надзорной инстанциях, в особом порядке.

Источниками правового регулирования отношений, составляющих в своей совокупности процедуру разрешения индивидуальных трудовых споров, являются Конституция РФ и федеральные законы.

Конституция РФ гарантирует право на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Среди нормативных правовых актов следует также назвать ТК РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, а также иные федеральные законы.

ТК РФ установлены принципы правового регулирования трудовых отношений, среди которых основными являются: право на защиту трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, а также право на разрешение индивидуальных трудовых споров в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами (ст. 21 ТК РФ).

В ТК РФ содержатся нормы, регулирующие процедуру рассмотрения индивидуальных трудовых споров КТС. В то же время судебный порядок разрешения разрешения индивидуального трудового спора установлен не только нормами ТК РФ, но и положениями ГПК РСФСР.

Федеральные законы могут устанавливать особый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников. Например, процедура разрешения индивидуальных трудовых споров по вопросам прохождения службы прокурорскими работники регламентирована Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Федеральным законом от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» установлен порядок обжалования решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ, квалификационной коллегии судей субъекта РФ. Процедура разрешения индивидуальных трудовых споров, одним из субъектов которых выступает государственный служащий, предусмотрена Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы».

Не являются нормативно-правовыми актами, но обязательны для применения судами постановления Пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР (Российской Федерации). Такие акты содержат положения, предусматривающие определенные требования к процедуре рассмотрения гражданских дел, в том числе вытекающих из трудовых правоотношений. Например, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 декабря 1983 г. «О применении процессуального законодательства при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции» с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума № 3 от 3 апреля 1987 г.; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. «О применении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел в суде первой инстанции» с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума № 19 от 22 декабря 1992 г., в редакции постановления Пленума № 1 от 21 декабря 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума № 9 от 26 декабря 1995 г., № 10 от 25 октября 1996 г.

К числу источников трудового права, содержащих нормы, которые регулируют вопросы, связанные с рассмотрением индивидуальных трудовых споров, в частности в КТС, можно отнести локальные нормативные акты, например положение о порядке деятельности КТС в организации, ее филиале.

Процедура разрешения индивидуальных трудовых споров, установленная российским законодательством, имеет ряд особенностей.

Во-первых, как отмечалось ранее, порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регламентирован нормами как трудового, так и гражданско-процессуального права.

Во-вторых, для разрешения индивидуальных трудовых споров созданы специализированные органы трудовой юрисдикции. Это:

— общественный орган, орган досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров (КТС);

— судебный орган, суд общей юрисдикции, который наряду с рассмотрением и разрешением иных гражданских дел рассматривает также дела, вытекающие из трудовых правоотношений, т. е. индивидуальные трудовые споры;

— органы, которые условно назовем органами административной юрисдикции. К ним относятся: вышестоящие в порядке подчиненности органы; иные органы, управомоченные в соответствии с федеральными законами разрешать споры, возникающие с работниками, отнесенными к отдельной категории; органы Федеральной инспекции труда, наделенные правами по осуществлению надзора за применением трудового законодательства в организациях и правом разрешения индивидуального трудового спора с принятием решения, обязательного к исполнению работодателем. Так, например, в соответствии со ст. 373 ТК РФ государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении работника и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное к исполнению предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

В-третьих, наличие различных видов разбирательства, стадийность процесса разрешения индивидуального трудового спора (доюрисдикционная стадия урегулирования разногласий, стадии досудебного — в КТС — и судебного разбирательства в судах общей юрисдикции).

В-четвертых, в разрешении индивидуальных трудовых споров принимают участие профсоюзы. Это характерно для любой стадии разрешения индивидуальных трудовых споров.

№3

Во время обсуждения сторонами коллективного договора председатель профкома предприятия профкома предприятия предложил включить в него отпуск женщинам, имеющих детей до 10 лет, продолжительностью 35 рабочих дней. Кроме того, установить минимальную заработную плату на предприятии 1700 рублей. Директор предприятия заявил, что выполнение данных условий экономически невозможно и исключено с точки зрения действующего законодательства РФ, согласно, которому отпуск установлен 28 календарных дня. Минимальная зарплата 600 рублей.

а) Как решить данные разногласия?

б) Прав ли директор?

Директор предприятия – прав. В данном случае, ни чего не нарушает и руководствуясь буквой закона, вследствие чего, профсоюз и трудовой коллектив предприятия должен принять условия директора. Также, возможно обсудить альтернативные пути разрешения данной проблемы, а именно договориться о возможности рассмотрения директором данной проблемы в последствии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция РФ

2. Гражданское право./ Под ред. Е.А. Суханова. – М., 2003.

3. Гражданское право./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 2002.

4. Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. – М., 2006.

5. Маковский А.Л. Правовое регулирование морских перевозок грузов. – М., 2004.

6. Мейер Д.И. Русское Гражданское право. Часть 1. – М.: Серия «Классика российской цивилистики». – 2005.

7. Трудовое право. Учеб./Под ред. О.В.Смирнова/, М., Проспект, 2003.

8. В.Н. Толкунова. Трудовые споры и порядок их разрешения. М., Юрист, 2002.

еще рефераты
Еще работы по государству и праву