Сочинение: Роман Г. Я. Гриммельсгаузена Симплициссимус

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОМАН Г.Я.К.ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА «СИМПЛИЦИССИМУС»

КАК ВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ «НИЗОВОГО» БАРОККО

В ЛИТЕРАТУРЕ ГЕРМАНИИ 17 ВЕКА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 2 КУРСА

МАЛЬЦЕВА ОЛЬГА

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

к.д.н. ПОЛЯКОВ О.Ю.

КИРОВ

1996


-1-

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Вбвгпление.

II. Роман Г.К.Я.Гаиммелмбгагзена «Симплижиббимгб» как влбиее добвиже-

ние «низового» бааокко в ливеаавгае Геамании 17 века.

1. Поливизебкап оббвановка в Геамании 17 века, наиедиап оваа-

жение в аомане Гаиммелмбгагзена «Симплижиббимгб» (Таиджави-

левнпп война).

2. Обйап еаааквеаибвика немежкого бааокко 17 века.

3. Понпвие «низового» бааокко.

4. Роман Гаиммелмбгагзена б возки заенип овааженип в нем дей-

бввивелмнобви.

5. Ливеаавганле и долмклоанле ибвозники аомана «Симплижибби-

мгб».

6.Идейное бодеажание аомана.

7. Жанаовап паиаода паоизведенип Гаиммелмбгагзена.

8. Композижип аомана Гаиммелмбгагзена «Симплижиббимгб».

9. Обааз Симплижиббимгба в аомане.

10. Язлк и бвилм паоизведенип.

11. Ливеаавганап бгдмба аомана «Симплижиббимгб» и его зназение

в миаовой ливеаавгае.

III. Заклозение


-2-

ВСТУПЛЕНИЕ

Роман Гаиммелмбгагзена «Симплижиббимгб» — паоизве-

дение, девалмно изгзенное немежким ливеаавгаоведением. Однако на

агббкий пзлк нви аабовл не пеаеведенл.

В овезебввенной нагке кагпнейиим и пааквизебки

единбввеннлм иббледовавелем ввоазебвва Г.Я.К.Гаиммелмбгагзена

пвлпевбп А.А.Моаозов, зми иббледованип «Симплижиббимгб» и его

аввоа", «Паоблемл еваопейбкого бааокко», «Манмеаизм» и «бааокко»

как веаминл ливеаавгаоведенип" блли ибполмзованл в данной аабове.

Ее желм — ааббмоваевм аоман «Симплижиббимгб» как

егдожебввенное паоизведение в конвекбве обйего аазвивип немеж-

кой ливеаавгал бааокко 17 века.

Длп нвого необеодимо паидеаживавмбп опаеделенной

побледовавелмнобви изложенип: обвевивм вопаоб об ибвоаизебкой

бивгажии, запезавленной в аомане, давм обйго еаааквеаибвикг ли-

веаавгал немежкого бааокко и понпвие «низового» бааокко, ааб-

бмоваевм ибвозники, ибполмзованнле Гаиммелмбгагзеном, а завем

пеаейви к еаааквеаибвике аомана как егдожебввенного паоизведе-

нип: влпбнивм его идейное бодеажание, композижионнго бвагквгаг,

жанаовго паиаодг, обаибовавм обааз главного геаоп — Симплижибби-

мгба, давм оженкг пзлка и бвилп паоизведенип.


-3-

ГЛАВА 1

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ГЕРМАНИИ 17 ВЕКА,

НАШЕДШАЯ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА

«СИМПЛИЦИССИМУС» (ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА)

Немежкап ливеаавгаа 17 века — ваагизебкап, но озенм па-

кап бваанижа в ибвоаии немежкой, а вакже и обйемиаовой кглмвгал.

Таиджавилевнпп война (1618-1648), паинебиап бваане неиб-

зиблимле бедл, воажебвво аеакжии по ее завеаиении вбе же не мог-

ли вобпаеппвбввовавм ввоазебввг вакие влдаойиебп немежкие пон-

вов, даамавгагов и паозаиков, как Опиж и Логаг, Гаидигб, Моие-

аои и Гаиммелмбгагзен, ковоале мгжебввенно и бамооввеаженно аа-

бовали в бамле гжабаойие гбловипе боваменнобви. В бвоие паоизве-

денипе они запезавлели ваагедио Геамании, благодаап им зелове-

зебвво гзнало о бгдмбе нааода, паинебенного в жеаввг деодалмнлм

аабпапм, военнлм бволкновенипм, беззайивного пеаед влабвмо вбе-

билмнле деодалов. Именно в нвом и бобвоив инвеанажионалмное зна-

зение немежкой ливеаавгал 17 века. Свиеи Гаидигба и аоманл Гаим-

мелмбгагзена можно назвавм докгменвами, в ковоале запезавлелибм

аеалии ваемени, докгменвами, полнлми повапбаойей по бвоей жебво-

кобви паавдл.

Чво же паедбвавлпла бобой Геаманип ааббмаваиваемого пе-

аиода?

Ебли к назалг 17 века вбе кагпнле бваанл Запада гже име-

ли бвоо нажионалмнго клаббизебкго ливеаавгаг (Ивалип, Англип,

Ибпанип, Фаанжип, Голландип), во в Геамакнии наблодалабм инап

каавина. Паежде вбего, бозданио обйенажионалмной немежкой ливе-

аавгал паеппвбввовала ааздаобленнобвм гобгдаабвва: волна Редоа-

мажии, паокавивиапбп в 16 веке, не паивела к обкединенио бваанл.

В везение вбего 16 века наблодалбп аегаебб нкономизеб-

кой жизни Геамании, паиведиий в гпадок немежкго бгажгазио. Геама-

нип возваайаевбп к вбевлабвио, позви абболовизмг кагпнле деода-

лов (кнпзей). Раздаобленнобвм паеппвбввовала обкединенио нааод-

нле бил длп оаганизажии болмиой каебвмпнбкой войнл, но забвле

воббванип вбе же вбелпли бваае в помейиков.

Поливизебкап бебпомойнобвм Геамании паивела к вомг, зво

бваана блла покоаена авбваийбкой динабвией Габббгагов, а обвале

обйебввеннле паовивоаезип бпобоббввовали ввпгиванио Геамании в

Таиджавилевноо войнг, в ковоаой она бвала пблоком ааздоаа междг

боаойимибп за владлзебвво в ней мойнлми еваопейбкими гобгдаа-

бввами (Фаанжией, Авбваией, Швежией).

Таиджавилевнпп война бопаовождалабм аабпаавами немеж-

кие деодалов б боббввеннлм нааодом. Фоамалмнлм паедлогом длп нее

блла аелигиознап боамба б паовебванвизмом в Чееии, блвией в вг

поаг забвмо Геамании.

Ибвоаики ваадижионно подаазделпов Таиджавилевноо войнг

на 4 болмиие пеаиода(*1): «зеибкий» (1618-1623), ковоалй бопао-

вождалбп маббовлм огааблением и ибваеблением мианого набеленип,

обебкаовил и поаабовил паовебванвбкго Чееио; «давбкий», или

«бакбонбкий» (1625-1629), еаааквеаизгойийбп вбвгплением на не-

межкго земло инобвааннле инвеавенвов (даанжгзов); «иведбкий»

(1630-1635), когда взаимное ожебвозение бвоаон и мабивабл гаабе-

жей паевлбили вбе аазгмнле, добвгпнле пониманио паеделл; «даан-

жгзбкий» (1635-1646): Бавааип блла аазоаена иведами, а даанжгзл

паеваавили в пгбвлно Западнго Геаманио.


-4-

Роман Гаиммелмбгагзена «Симплижиббимгб» бвпзан б бобл-

випми Таиджавилевней войнл, ковоале паедбвавленл на гаовне ее

апдовле гзабвников, ковоале война задела непобаедбввенно, видев-

иие ее егдиие паопвленип боббввеннлми глазами. Именно понвомг в

аомане нев опибанип ииаокомабивабнле военнле дейбввий, изобааже-

нип военазалмников, аазаабавлваойие бваавегио баажений. Небом-

ненно, в дейбввивелмнобви нво имело мебво, но не инвеаебовало

аввоаа аомана. Паедмевом его изобааженип бвали апдовле гзабвни-

ки войнл и ие бгдмба.

В бвпзи б нвим необеодимо бказавм, зво пдао вбее вое-

вавиие в Таиджавилевней войне аамий бобвавлпли ландбкнеевл. Ими

бвановилибм баодпги, негдазники, аванвоаибвл и овзапвииебп лоди,

ковоале назлвали «болдавами Фоавгнл». Овоаваннле ов паивлзнле

занпвий, ов вагда, ландбкнеевл гваазивали згвбвво аодинл. Им бл-

ло вбе аавно — где и б кем воевавм. Нажива бвановилабм длп ние

баможелмо.

Набеги ландбкнеевов блли подобнл наиебввио бааанзи:

бвоими гаабежами, набилием, конваибгжипми и побвопми они опгбво-

иали бваанг.

А.Моаозов овмезаев, зво живелей одинаково повеагало в

гжаб извебвие о паиближении как «бвоего», вак и ваажебкого вой-

бка. Лоди бпеиили бпапвавм имгйебвво, а бами аазбегалибм кво кг-

да. Обобенно бваадали каебвмпне, когда в деаевно валвалбп овапд

мааодеаов, не овнобивииебп ни к какой аамии и дейбввовавиие на

бвой бваае и аибк. Такап каавина даевбп Гаиммелмбгагзеном в пеа-

вле главае «Симплижиббимгба»: в заблвго, глгего деаевгикг заб-

аел овапд ландбкнеевов, ковоале паедаов огно и мезг вбе и вбп.

В нааодном бознании война паедбвавала бебзеловезной

бевавкой болдав и каебвмпн.

Безлбеоднобвм войнл, конжа ковоаой не блло видно, поао-

дила опаеделеннлй аод лодей-пааазивов, бопаовождавиие аамио по-

добно «бвае иакалов»(А.Моаозов).Они не гзабввовали в налевае,

но не овказлвалибм ов гаабежа гбивле. Чеаез 200 лев Виквоа Гого

пибал о вакие лодпе в бвоем аомане «Оввеаженнле»: «За каждой аа-

мией впневбп евобв… Сгйебвва, аодбввеннле левгзим млиам, полг-

аазбойники, полглакеи, вбе аазновиднобви невоплаей, возникаойие

в вее бгмеакае, ковоале именговбп войной, лоди, облазеннле в во-

еннле мгндиал, но никогда не баажавииебп, мнимле болмнле, злобнле

калеки, подозаивелмнле маакиванвл… воагойие во, зво бами пао-

дали, нийие… обознап паиблгга, мааодеал.(*2) На ваемп в зибло

вакие лодей попадаев и Симплижиббимгб.

Междг мааодеаами и аегглпаной аамией бгйебввовало поб-

вопнное взаимодейбввие: забвм ландбкнеевов паибвавала к мааоде-

аам, а побледние паи блгзае возваайалибм в аамио добаоволмно или

набилмно. Подввеаждение нвомг оппвм видим в аомане: на овапд ма-

аодеаов, в ковоаом блл Симплижиббимгб, напали веймаабкие войбка,

ковоале вооагжили аазбойников мгикевами и ааббепли по бвоим пол-

кам (IV, 13).

В 1648 годг блл заклозен долгожданнлй, вак назлваемлй

Вебвдалмбкий, миа. Но он не блл благопаипвен длп Геамании, поб-

колмкг закаеплпл ее ааздааобленнобвм. Война аазоаила бваанг.

»Когда набвгпил миа, — пибал Энгелмб, — Геаманип оказалабм по-

веаженной — бебпомойной, аабвопванной, аабвеазанной, ибвекаойей

каовмо."(*3)

Ивоги войнл не внгиали опвимизма. Каебвмпнбвво блло

нкономизебки подоавано, бваана обезлодела, по ней паокавилабм

волна нпидемий, бамой бвааиной из ковоале блла згма, гоаода об-

нийали, паомлиленнобвм заглоела, паиили в запгбвение иколл, в

ние не блло гзивелей, бледбввием зего бвала вбеобйап безгаамов-

нобвм. Не лгзиие ваемена пеаеживали и гнивеабивевл. Каоме вого,

в огне пожааов гибли кглмвганле женнобви: двоажл, жеакви, ааеи-


-5-

вл, библиовеки, каавинл, аааивевл. Болмиго ваевогг паобвейенной

забви набеленип влзлвало аазагиение нажионалмного немежкого пзл-

ка, к ковоаомг подмеиивалибм даанжгзбкий и лавлнм.

Соваеменникам Геаманип паедбвавлплабм бплоинлм пепели-

йем. Война обвавила глгбокий блед в бознании нааода. Ее обмлбле-

ние бкладлвалобм из непобаедбввеннле впезавлений пеаеживиие ее

лодей и из возникиие в бвпзи б нвим паеданий. Эвов взглпд на

Таиджавилевноо войнг запезавлел и Гаиммелмбгагзен в бвоем аома-

не «Симплижиббимгб».

---------------------------

*1 — Ибвоаип немежкой ливеаавгал АН СССР. Т.1. М.1962, c.35

*2 — В.Гого. Оввеаженнле. Ч.2, кн.1, гл.19.М., Хгд. ливеаавгаа,

1954, б.406-407

*3 — Цив. по кн. А.А.Моаозов. «Симплижибимгб» и его аввоа. Л.,

Нагка, 1984, б.68


-6-

ГЛАВА 2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ НЕМЕЦКОГО

БАРОККО 17 ВЕКА

Долгое ваемп бзивалобм, зво ливеаавгаа немежкого бааок-

ко попвилабм как вид ввоазебвва, оваажаойий идеологио веаеов об-

йебвва. Однако нво далеко не бооввевбввгев дейбввивелмнобви.

Соббввенно немежкое бааокко бложилобм в 17 веке в Гамбга-

ге по оконзании Таиджавилевней войнл. Паваижианбкий Гамбгаг зани-

мал в войне нейваалмнго позижио, понвомг не волмко не аазоаилбп,

но и аабжвел за ваемп ее паодолженип. Боагеабвво Гамбгага к 1640

годг бвало бамлм мойнлм в Геамании. Именно б боагеабкой кглмвгаой

бвпзано возникновение и аазвивие бааокко в Геамании.

Одним из пеавле немежкие понвов бааозного напаавленип

блл пабвоа Иоганн Рибв — «випизнлй паедбвавивелм аеакжионно-боа-

геабкого ловеаанбвва 17 века».(*1) Он бмоваел на понзио как на

«подзиненнго паавилам гкааиенного изложенип аазаабовкг пбнле и

аазгмнле млблей».(*2)

Хаааквеанле зеавл немежкого бааокко пбно паобвгпаов в

ввоазебвве Филиппа дон Цебена, ковоалй овлизалбп бваабвмо к

бвааннлм нвимологипм, зем влзлвал набмеики бо бвоаонл гзенле

мгжей. Цебен плвалбп доказавм, зво вбе даевнейиие пзлки паоибео-

дпв ов геаманбкого. С него назинаевбп паожебб «доамалибвизебкого

пеаеаожденип» (*3) боагеабкой понзии, ковоаап гваазиваев бвое

нажионалмное и обйебввенное бодеажание. Немежкап ливеаавгаа бва-

новивбп позвой длп набажденип паидвоано-ааибвокаавизебкого иб-

кгббвва Ибпании и Ивалии 17 века (мааинизма и гонгоаизма).

Ввоалм женваом бааозной ливеаавгал Геамании 17 века блл

Ноанбеаг, ковоалй, еовп и билмно побваадал в Таиджавилевней вой-

не, паииел в гпадок не баазг, а боеаанпл бвпзи б бевеаом Геама-

нии и б Авбваией. Главой ноанбеагбкие понвов блл, назинап б 30-е

годов, Геоаг Гаабдеадеа, ковоалй паезиаал бвааго немежкго пон-

зио, а влбиим ибкгббввом бзивал манеанго ааибвокаавизебкго ливе-

аавгаг Ивалии 17 века. Своо паивеаженнобвм ивалмпнбкой ваадижии

Гаабдеадеа доказал ейе ааз, обновав в 1644 годг «Добвоевалмнлй

Пегнижкий пабвгиебкий и жвевознлй оаден», пвлпвиийбп копией ивалм-

пнбкой ливеаавганой академии.

Гаабдеадеа пвлплбп аввоаом «Понвики», ковоаап не волмко

аегламенвиаовала бозинивелмбвво, но и бодеажала ааббгждение о не-

межком пзлке, ковоалй паизнавалбп вполне благозвгзнлм и мелодиз-

нлм, не гбвгпаойим в нвом ивалмпнбкомг. Здебм же излагалабм випиз-

нап длп бааокко веоаип овноиенип понзии к бобедним ибкгббввам: по-

нзип ебвм говоапйап живопибм, понв должен пибавм каабками. Каоме

вого, понзип должна бближавмбп б мгзлкой пгвем нежного или гаомо-

вого звгзанип бвиеа.

Паедбвавивели ноанбеагбкой иколл паедпозивали ввоаивм

в жанае пабвоаали, ковоаап позволпла им гйви ов непаиглпдной и

негвеиивелмной дейбввивелмнобви в миа гбловнлй и идеализиаован-

нлй. Целмо нбвевики ноанбеагбкого бааокко (как и бааокко вообйе)

блло боздавм заелийе, иллозио, паовивоположнго аеалмнобви.

Бааокко в понзии ноанбеагбкой иколл, как овмезаевбп в

«Ибвоаии немежкой ливеаавгал» (*4), нобив еаааквеа доамалмного

нкбпеаименва. Эво ааннпп бвадип его аазвивип: зеаез бвое много-

бловие, велеаезивобвм понв еозев добивмбп внеинего нддеква. Эво

идейно беббодеажавелмнап понзип, девиз ковоаой: «Понва желм -

ибвоагнгвм изгмленме».


-7-

Даггое напаавление немежкой понзии бааокко бвпзано б

иааажионализмом и мибвикой, поаожденнлми бвааеом пеаед аеалмноб-

вмо, аазалвом междг бознанием и блвием, междг идеалом и жизнмо.

«Поливизебкап и кглмвганап аеакжип, гбгггбленнап в Геамании об-

йебввенной кавабваодой Таиджавилевней войнл, бпобоббввгев ииао-

комг аазвивио мибвики, паовебванвбкой и каволизебкой, как некого

иллозоаного баедбвва бпабенип ов невлнобимле гбловий аеалмной об-

йебввенной жизни». (*5)

Родоназалмником немежкой мибвики 17 века бзиваов

Якова Беме, аазаабовавиего гзение о возможнобви непобаедбввенно-

го обйенип зеловека б богом, о внгваеннем ибвознике ибвинл. Неб-

мовап на во, зво гзение Беме паизлвало к бегбввг ов дейбвви-

велмнобви в миа внгваеннего оплва, оно блгаало болмиго аолм в

аазвивии немежкой и миаовой дилободии, пвлппбм пеавой поплвкой

паеодолевм ваадижионнлй дгализм аелигиозного бознанип. Длп ваг-

дов Беме еаааквеаен живой немежкий пзлк, а не лавлнм, ваадижион-

нап в нагзной облабви вого ваемени. Ие овлизаев болмиой инвеаеб

к бловг, необлзнле, пакие баавненип, випизнле длп понвов бааокко.

И, наконеж, побледним нвапом в бвановлении немежко-

го бааокко блла вак назлваемап ввоаап билезбкап икола. Ее женва

наеодилбп в Баеблавле, нкономизебкой и кглмвганой бволиже Силе-

зии. Школа блла паедбвавлена двгмп кагпнлми понвами — Лоннивей-

ном и Годманбвалмдаг. Нековоале боваеменнле немежкие гзенле на-

злваов нвг иколг обаазжом «влбокого» бааокко. Однако аввоал

«Ибвоаии немежкой ливеаавгал»(*6) бзиваов, зво ввоазебвво нвие

понвов демонбваиагев паимеа випизного аазложенип ливеаавганого

бвилп. Понвл «ввоаой билезбкой иколл» пвлповбп побледовавелпми

«Пабвгиебкого и жвевозного оадена» и ибпано-венбкой иколл бааок-

ко, ваадижии ковоале наиболее полно оваажаев ввоазебвво Годман-

бвалмдаг. «Его понзип паи внгваенней беббодеажавелмнобви овли-

заевбп каайней доамалибвизебкой изойаеннобвмо: он гаомоздив ан-

вивезл, двгбвииип, бвиеи-доамглл, гпаажнпевбп во в бвиле, бжа-

вом до загадознобви, во в доамае безбаежного ваамиаованип вой же

вемл бменой аазнообаазнле мевадоа.» (*7)

Таким обаазом, можно бделавм влвод, зво немежкап

понзип «влбокого» бааокко овлизалабм беббодеажавелмнобвмо, безл-

дейнобвмо, бловебной наплйеннобвмо, позви полнлм овбгвбввием ка-

кие бл во ни блло оаигиналмнле зеав и пвлплабм, по бгйебввг,

подаажанием ивалмпнбким и ибпанбким обаазжам.

Помимо понзии, в немежкой ливеаавгае 17 века блл

ииаоко паедбвавлен жмна аомана б «еаааквеанлми зеавами анвиаеа-

либвизебкой нбвевики»(*8), заимбввованнлй из даанжгзбкой ливеаа-

вгал. Саеди немежкие двоапн блл попглпаен даанжгзбкий ааибвокаа-

визебкий аоман вбее видов: пабвоаалмнлй, галанвнлй, пбевдоалжаа-

бкий, пбевдовобвознлй, пбевдоибвоаизебкий, ибвоаико-гобгдаа-

бввеннлй.

Овлизивелмной зеавой нвие аоманов блл, во-пеавле,

необлкновенно болмиой обкем, а во-ввоале, заезвлзайнап блож-

нобвм божева, наблйенного огаомнлм колизебввом пеаебекаойиебп

божевнле линий, зво можно обкпбнивм вовбе не бездаанобвмо авво-

аов, а бпежидизнобвмо ие егдожебввенной жели. Романибвл бваеми-

либм обкпвм желлй миа, оевавивм бвоим опибанием ииаокго паноаа-

мг. Понвомг ие бовеаиенно не занимала внгваеннпп жизнм геаоев, в

нвие аоманае не блло даже намека на аазвивие еаааквеаов и пбиео-

логизм. Эбвевика бааокко не млблила бебе лобви вне войн, поео-

дов и побед, зво влекло за бобой неизбежное гбложнение божева.

Таевмей еаааквеаной зеавой бааознле аоманов блло нализие паоб-

вааннле гзенле комменвааиев, паимезаний, овбвгплений, ааббгжде-

ний об ибвоаии, гобгдаабввенном гбваойбвве и в.п.

Из ааибвокаавизебкой баедл аоман побвепенно «пеае-

козевал» в боагеабкго и паобвонааоднго, где видоизменилбп,

паеобаазовалбп в бооввевбввии б зивавелмбкими запаобами. Но вбе


-8-

обновнле влиепеаезибленнле зеавл он боеаанил. Влбиим добвижением

аомана «низового» бааокко пвлпевбп «Симплижиббимгб» Гаим-

мелмбгагзена. Но аоман Гаиммелмбгагзена — паоизведение бавиаи-

зебкое, бвоего аода пааодип на жана «влбокого» ааибвокаавизебко-

го аомана. В нем «бказалобм аазвивие аеалибвизебкие венденжий

немежкой ливеаавгал». (*9)

---------------------------

*1,*2,*3 — Ибвоаип немежкой ливеаавгал. Т.1. 9-17вв.(под обй.

аед. Н.И.Балаиова). Изд-во АН СССР, 1962. С.392

*4,*5 — вам же, б.395

*6 — вам же, б.398

*7 — вам же, б.399

*8 — вам же, б.400

*9 — вам же, б.403


-9-

ГЛАВА 3

ПОНЯТИЕ «НИЗОВОГО» БАРОККО

Теамин «бааокко» возник давно. Он блвовал в баеде

егдожников, анвиквааиавов, овелиаов.

В боваеменной нагке бгйебввгев двойбввеннлй подеод

к пониманио веамина «бааокко». По мненио одние иббледовавелей, он

бвпзан по бвоемг паоибеожденио б поавггалмбким названием жемзгжи-

нл гаодливой или паизгдливой доамл (perla barroca). В нвом зна-

зении блово забво вбваезаевбп в инвенваанле книгае и воаговле

запибпе б назала 16 века. В даггом зназении веамин «бааокко»

гповаеблпл, напаимеа, М.Монвенм, назлвап им аббгаднлй влвод до-

казавелмбвва, паизгдливлй биллогизм в беолабвизебкой логике.

Именно на нвг нвимологио набвойзиво гказлваев болмиинбвво бовае-

меннле гзенле.

До недавнего ваемени бааокко понималобм озенм гп-

аойенно: лиим как «безвкгбнлй, безобаазнлй, иезгивбкий»(по бло-

вам Б.Каозе) пеаиод, оаиенвиаованнлй на жеаковм и влбиие бобло-

вип. Таким обаазом, подзеакивалбп клеаикалмнлй и паидвоано-ааиб-

вокаавизебкий еаааквеа бааокко, а паопвленип в аамкае нвого бви-

лп анвидеодалмного паовебва (Яков Беме), идей нажионалмно-обво-

бодивелмного движенип (г западнле блавпн) игноаиаовалобм или вл-

водилобм за аамки бааокко и паипиблвалобм даггим напаавленипм и

бвилпм. Создавалобм впезавление, зво бааокко блло оваеиено ов

ииаокие гмбввеннле и идейнле движений, згждо нааодг или «бозда-

валобм в желпе его дгеовного закаепойенип»(*1).

Невозможно оваижавм бгйебввование вак назлваемо-

го низового бааокко — кглмвгал боагеабко-каебвмпнбкой баедл.

Однако и паизнаойие его гзенле не единл во мненипе.

Чеибкий гзенлй Ю.Ловман влдвингл положение о

вом, зво «низовое» бааокко -«одна из доам маббовой кглмвгал». Он

бзиваев, зво ее нелмзп назлвавм нааодной, побколмкг нва кглмвг-

аа боздавалабм не внгваи нааода, а «бвеаег», длп него, вблед-

бввие зего «бознавелмно бваемилабм к долмклоаизажии бвоие идей и

нажионализажии занебеннле извне егдожебввеннле паинжипов». В

паовивовеб нвомг мненио, А.Моаозов бзиваев, зво «долмклоаизажип,

ввоажение навгаалибвизебкие нлеменвов и декоаавивнле нааоднле

мовивов — обйап зеава ливеаавгал и ибкгббвва бааокко» (*2), не-

завибимо ов вого, «влбокое» или «низовое» бааокко имеевбп в видг.

«Низовое» бааокко, — пииев Моаозов, — не бозда-

валобм бвеаег и не бозинплобм бпежиалмно длп нааода, а возника-

ло из ввоазебкой поваебнобви нааоднле мабб. Ввоажение долмклоаа

в ливеаавгаг ило бнизг, из глгбин нааодного бознанип, оваажап

билг бопаовивленип нааоднле низов навпзлвавиейбп им бвеаег идео-

логии. "

«Низовое» бааокко ибполмзовало гововле егдожеб-

ввеннле баедбвва и мовивл, заимбввгп ие из «влбокой» ливеаавгал

бааокко, подвеагап бложнейией пеаеаабовке, ваанбдоамиагп и пе-

аеобмлблпп. Вбе обновнле зеавл «влбокого» бааокко паибгвбввгов и

в «низовом»: иааажионализм, аивоаизебкое назало, паием ваамиао-

ванип, мевадоаизебкий бвилм. Побвопнен мовив напоминанип о бмеа-

ви, о баеннобви и беббмлбленнобви земного бгйебввованип: в нпо-

ег бебконезнле войн и божиалмнле повапбений зеловек згвбввгев

бебп «йепкой на волнае пеаемензивого бзабвмп» (*3): «Я — мпз

паееодпйего бзабвмп, обааз измензивобви и зеажало непобвопнбвва

жизни зеловезебкой», — говоаив о бебе главнлй геаой «Симплижиб-

бимгба». Как и в ливеаавгае ааибвокаавизебкого бааокко, миа воб-


-10-

паинимаевбп как веава или как бновидение, а зеловек згвбввгев

бебп гзабвником вбеобйего мабкааада.

В овлизие ов паежиозной ливеаавгал, паоза «низово-

го» бааокко более ваадижионна и близка к долмклоаг: ее пеабона-

жи обваовбп на гаовне обобйенно-випизебкого и боеаанпов знази-

велмнго доло гбловнобви. Эво делаев ие паигоднлми длп бозданип

гаовебкной бавиал. Каждлй пеабонаж пвлпевбп нобивелем вого или

иного наавбввенного казебвва и обваевбп неизменнлм на паовпже-

нии вбего дейбввип.

------------------------------------

*1, *2 — А.Моаозов. Паоблемл еваопейбкого бааокко.// Вопаобл ли-

веаавгал, N 12, 1968, б.113

*3 — А.Моаозов. «Симплижиббимгб» и его аввоа. С.144


-11-

ГЛАВА 4

РОМАН «СИМПЛИЦИССИМУС» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОТРАЖЕНИЯ

В НЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Как гже блло бказано, дейбввие аомана Гаим-

мелмбгагзена аазвоаазиваевбп на доне Таиджавилевней войнл. Одна-

ко, не ее боблвип, а бгдмба геаоев занимаев аввоаа в пеавго озе-

аедм. Небмовап на во, зво овделмнле нпизодл аомана добвавозно

паавдоподобно и добвовеано аибгов каавинл войнл, за ковоалми

ггадлваевбп лизнлй оплв аввоаа, в обновном «влмлбел вебнив ибво-

аио и подзинпев ее божевномг аазвивио» (*1).

А.Моаозов подзеакиваев, зво ни одно бколмко-ни-

бгдм зназивелмное ибвоаизебкое лижо на бваанижае аомана не влве-

дено. Они гпоминаовбп лиим мимоеодом, поддеаживап обйго божев-

нго канвг. Из аеалмно живиие полководжев Гаиммелмбгагзен гпоми-

наев лиим одного — импеабкого генеаала дон Веава, да и во лиим

повомг, зво вов паинадлежал к зиблг «лодей низкого званип», ко-

воале «зеаез геаойбкго оввагг и добвоевалмное беббвааиие вобпа-

аили папмо в гаадбкое и бааонбкое бобвопние» (*2)

Пибавелм говоаив ейе о небколмкие ибвоаизебкие

лизнобвпе (иведбкий генеаал Швалмганб, полковник Меабме, комен-

данв Санв-Андае, генеаал Якоб Рамзай), но вбем им он паипибл-

ваев бволмко влмлиленного, бооввевбввгойего егдожебввенномг за-

млблг, но не аеалмнобви, зво аазалв междг паообаазом и егдожеб-

ввеннлм пеабонажем в бознании зивавелп бвановивбп пааквизебки

непаеодолимлм.

Каоме нвого, Гаиммелмбгагзен позволпев бебе

болмиие волмнобви в вааквовке ибвоаии. Он беббвааино полмзгевбп

паиемом бовмейенип аазноваеменнле боблвий, гпловнпп вем бамлм

ваемп аомана.

Соблвип аомана оваажаов ибвоаио Таиджавилевней

войнл лиим в обйие зеавае, намезаов ее конвга. Но паобледивм еод

войнл, зивап аоман, нелмзп. «Эпизодл „Симплижиббимгба“ боовнебе-

нл б ибвоаизебкой дейбввивелмнобвмо, но не паикаепленл к ней

наглгео» (*3). Пибавелм избегаев гказанип вознле дав и геогаади-

зебкие кооадинав паоибеодпйие боблвий. По влааженио иббледоваве-

лп А.Бееволмда, вопогаадизебкие даннле аомана бкладлваовбп, как

мозаика, из влмлиленного, паозиванного и гбллианного.

Таким обаазом, Гаиммелмбгагзен бвободен ов «мелоз-

ной опеки над дейбввивелмнобвмо». Он оваажаев ее не зеакалмно, а

паеломлпп в бвоем бознании, опобаедованно. Не паеваайапбм в

«еаонибва», не нагневап ибвоаизебкие нпизодов и подаобнобвей,

пибавелм «паавдиво запезавлел и заклеймил Лик войнл»(*4).

--------------------------

*1 — А.Моаозов. «Симплижиббимгб» и его аввоа. б.70

*2 — Г.Я.К.Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб. М., 1976, I,17, б.61

*3 — А.Моаозов. Указ. боз., б.71

*4 — вам же, б.80


-12-

ГЛАВА 5

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ РОМАНА

ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА «СИМПЛИЦИССИМУС»

Созиненип Гаиммелмбгагзена бвидевелмбввгов о его

познанипе в аазлизнле облабвпе нагки. Извебвно, зво Гаим-

мелмбгагзен блл бобвавивелем нааоднле календааей, понвомг опае-

деле ннлй кагг знаний емг блл необеодим.

Однако, мненип гзенле по поводг гаовнп и бвепени

обаазованнобви пибавелп аазлизнл.

А.Келлеа полагал, зво аввоа «Симплижиббимгба», как

и его геаой, блл не блииком гзен, и паиводил в доказавелмбвво

блова из бозиненип Гаиммелмбгагзена «Савиаизебкий Пилмгаам» о

вом, зво аввоа низемг и нигде не гзилбп, а «влаоб неовебаннлм

гагбипном, невежебввеннлм облом и идиовом».

Г.Кгаж бзивал нво влбказлвание овнобпйимбп не к

аввоаг, а к геаоо — паообаазг Симплижиббимгба. Кгаж овмезал, зво

Гаиммелмбгагзен знал небколмко пзлков, блл знаком б бозиненипми

анвизнле аввоаов и «овжов жеакви».

По мненио Ю.Тивмана, пибавелм обладал лиим повеа-

енобвнлми познанипми в лавлни, а бвоо «гзенобвм» позеапнгл из

ннжиклопедизебкие вагдов.

Даггие иббледовавели бзиваов, зво Гаиммелмбгагзен

обладал незагапдной библиовекой, даже ебли не бзивавм книг, ко-

воале он, бкоаее вбего, не зивал, а живиаовал по обйедобвгпнлм

компилпжипм.

А.Моаозов пииев о вом, зво вапд ли г аввоаа «Сим-

плижиббимгба» блло более дебпви книг, к ковоалм он побвопнно об-

аайалбп. Обновой его познаний гзенлй бзиваев «жепкго пампвм»:

«Гаиммелмбгагзен бобиаал бвоо „гзенобвм“ по каоеам.» (*1) В ао-

мане «Симплижиббимгб» овзевливо влделповбп мовивл нааоднле иван-

ков и бгевеанле аоббказней, заимбввованнле из гбвной ваадижии.

Узенлй А.Беалингеа полагал даже, зво Гаиммелмбгагзен подевавл-

вал овделмнле мовивл из ааббказов блвалле лодей, ландбкнеевов,

вааквианле завбегдаваев и лиим овзабви из ббоаников новелл

— вак назлваемле «нааоднле книг». Таким обаазом, вбе ввоазебвво

Гаиммелмбгагзена и аоман «Симплижиббимгб» в забвнобви, вебно

бвпзанл б долмклоаной ваадижией.

Книги нпоеи бааокко ломилибм под впжебвмо гаомоз-

дкой гзенобви. Пибавели йеголпли знанием даевней ибвоаии, мидо-

логии, понзии. «Эво блло ваемп кгнбвкамеа, нкзовизебкие диковин и

аааивевов». (*2) Полнова знаний понималабм как ие накопление без

глгбокого паоникновенип в бодеажание, в подлиннлй бмлбл — нво

пвление нобило название полигибвоабвва. Овдал емг данм и Гаим-

мелмбгагзен. Его набволмной книгой блла бвоего аода ннжиклопе-

дип Томазо Гаажони «Piazza universale...», блгживиап пибавело

неибзеапаемлм ибвозником. Эва вебмма аазнобвоаоннпп компилпжип

заменпла желго библиовекг. В аомане «Симплижиббимгб» Гаим-

мелмбгагзен ибполмзовал 17 из 153 «дибкгабов» Гаажони.

Даггой набволмной книгой пибавелп, бвавией одним

из ибвозников его аомана, блла «Oeconomia» Иоганна Колеагба,

блвиап бводом знаний по белмбкомг еозпйбввг б вклозением меди-

жинбкие бовевов.

«Эагдижип Гаиммелмбгагзена, — пииев Моаозов,

— паобвонааодна. Его „гзенобвм“ наивна. Он заимбввгев лавинбкие

живавл вмебве б опезавками. И не волмко не паовеапев, но и не

боглабовлваев бвои ибвозники, вак зво название одной и вой же


-13-

мебвнобви можев вбваезавмбп в аазлизнле напибанипе.» (*3)

17 век — век блбваого аазвивип ебвебввеннле нагк,

ваемп, когда гвознповбп бведенип о бваоении небебнле бдеа, вае-

мп попвленип нагзного миаовоззаенип. Вбе нво паоеодив мимо Гаим-

мелмбгагзена, ковоалй обваевбп бобвавивелем нааоднле календааей

б ваадижионной паивеаженнобвмо абваологии и бгевеаипм.

Саеди книг — ибвозников «Симплижиббимгба» блли

вакже: «Сокаовийнижа бвеаекебвебввеннле, згдебнле и добвопаиме-

завелмнле ибвоаий» Симона Гглпаа, «Демонологип» Жана Бодена и

даггие бозиненип по магии, абваологии и демонологии. Паопвлпп

инвеаеб к подобного аода ливеаавгае, Гаиммелмбгагзен вбе же ов-

нобилбп к ней б опаеделенной долей иаонии и набмеики.

Длп побваоенип аомана болмиое зназение имели

«аподеги» — ббоаники бенвенжий и адоаизмов.

Многие паиемл божевоведенип Гаиммелмбгагзен заим-

бввовал из геаоизебкие ааибвокаавизебкие аоманов, однако дейбввг-

ойие лижа, божиалмнап и блвовап оббвановка «Симплижиббимгба» згж-

дл ааибвокаавизебкой и излбканно гзеной баеде, в ковоале облзно

паоибеодило дейбввие нвие аоманов.

Таким обаазом, обаайапбм к аазлизнлм ибвозникам,

как долмклоанлм, вак и ливеаавганлм, Гаиммелмбгагзен подзинпл

заимбввованнле из ние «извебвип» бвоей егдожебввенной жели, бвп-

злвал б еодом бвоего повебввованип. Заимбввованнле мовивл вбвг-

пали в бложное взаимодейбввие, обаазгп неповвоаимлй и оаиги-

налмнлй божев аомана.

---------------------------

*1 — А.Моаозов. «Симплижиббимгб» и его аввоа. С.82

*2 — вам же

*3 — вам же, б.83


-14-

ГЛАВА 6

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА «СИМПЛИЦИССИМУС»

Идейное бодеажание аомана «Симплижиббимгб» овли-

заевбп неоднозназнобвмо и вебно бвпзано б бааознлм миаовоззае-

нием Гаиммелмбгагзена. Аввоа знаев, какой бл емг еовелобм ви-

девм дейбввивелмнобвм, но одноваеменно обознаев и невозможнобвм

добвиженип нвого идеала. Убвами бвоего главного геаоп Гаим-

мелмбгагзен гоамко замезаев: «Тл покингл пгбвлно в надежде гдо-

волмбввовавм побвлднго бвоо бваабвм гзаевм миа. Но вов бмоваи,

когда мнил вл, зво бгдеим гблаждавм взоа бвой, паингжден вл в

опабном бем лабиаинве паопабвм и погибнгвм. Разве вл, неаазгм-

нлй паобвак, не мог напеаед помлбливм, зво покойнлй ввой паед-

иебввенник не паоменпл бл аадобвей миаа на бгаовго жизнм в пгб-

влне, когда запл бл в нем добвизм ибвинного миаа, надежного по-

коп и везного блаженбвва?» (*1)

Попадап в миа лодей бо бвоими идеалмнлми паед-

бвавленипми и зибвлми помлблами, бдоамиаовавиимибп в аезглмваве

обйенип б Овиелмником, бгдгзи «паобваком из паобвейиие», Симпли-

жиббимгб баазг видив, зво лоди живгв вовбе не вак, как должно и

как его гзил мгдалй бвааеж.

Так, наблодап каавинл лодбкого аабпгвбвва и не-

зебвивобви, геаой б гжабом конбвавиагев, зво никво из нвие ло-

дей не позиваев по-набвопйемг еаибвианбкго аелигио, зво помлблл

и гбваемленип ие не влеодпв за аамки бгггбо миабкого, низменно-

го. Паи нвом многие знаов бваогго воло Гобпода, но пааквизебки

никво ей не бледгев. «Наапдг б гоадлней и коалбвмо… каждоднев-

нлм гпаажнением лодей б добвавком блло пмпнбвво и обжоабвво,

аабпгвбвво и волокивбвво...»(*2) Симплижиббимгб поаажен вем, зво

лоди позиваов какие ггодно кгмиаов и идолов, как пзлзники, но

волмко не Хаибва. Они поклонповбп золовомг велмжг, паидвоаной

каамеае, каабове женйинл, мавеаиалммг благополгзио.

Наиболее пако идеп аазалва междг мезвой и

аеалмнобвмо паопвлпевбп в «паогаамме» паеобаазованип Геамании,

изложенной безгмнлм Юпивеаом. Эвов «паоаок» возвейаев о паед-

бвопйем паииебввии «немежкого геаоп», ковоалй «ибваебив вбее не-

зебвивжев, а лодей благозебвивле боеаанив и возвлбив» (*3). Юпи-

веа говоаив о вом, зво геаой обкединив Геаманио, бобаав вбе го-

аода и кнпжебвва в одно гобгдаабвво, ковоаое бгдев гпаавлпвмбп

бовевом, бобвопйим из паедбвавивелей вбее гоаодов. Бгдев гпааз-

днена каепобвнап неволп. В Геамании набвгпив благоденбввие. «Не-

межкий» геаой положив конеж аелигиознлм аабпапм, бобаав вбе

еаибвианбкие аелигии миаа в однг — «паавго, ибвиннго, бвпвго».

Идеи Юпивеаа нелмзп овождебввлпвм б миаовоззае-

нием бамого Гаиммелмбгагзена. Пибавелм взиааев на ние бо бвоао-

нл, иаонизебки комменвиагп гбвами Симплижиббимгба. В извебвной

бвепени мезвл Юпивеаа оввезаов набваоенипм и поливизебким ваебо-

ванипм каебвмпнбкие движений 16-17 веков, боаовииебп за гбванов-

ление везного миаа и божиалмной бпааведливобви.

Симплижиббимгб блгиаев аези Юпивеаа б гагбвнлм

бозгвбввием и бнибеодивелмной гбмеикой, овзевливо обознавап неб-

блвознобвм и данвабвизнобвм идеи о вожааении вбеобйей гаамонии.

Гаиммелмбгагзен не видел в обйебвве аеалмной билл, бопобвавимой

б «немежким геаоем», бпобобной паинебви нааодг избавление ов

мгк. Именно понвомг запнип немежкого нааода пибавелм вложил в

гбва безгмжа.


-15-

В бвоем паоизведении Гаиммелмбгагзен даев ииао-

кго каавинг боваеменного обйебвва, облекап ее в аллегоаизебкго

доамг бна бвоего геаоп. В нвом бне Симплижиббимгб видив необлз-

ное, згдное деаево, коани ковоаого бобвопв из низего не зназа-

йие лодей, аемебленников, каебвмпн, ковоале обаезенл на одни

волмко впговл и бевованип, повомг зво деаево вбей впжебвмо да-

вив на ние и влжимаев вбе боки. На веаение веввпе аабположилибм

более благополгзнле блои набеленип. Паи нвом нижние побвопнно

бваемпвбп ббаобивм веаение и занпвм ие мебво. В обаазе нвого де-

аева Гаиммелмбгагзен влаажаев идео божиалмной небпааведливобви,

везной боамбл и непаимиаимобви аазлизнле обйебввеннле бил.

А.Моаозов овмезаев, зво идейнап паовивоаези-

вобвм аомана обгбловлена как паовивоаезипми бамого ваемени, вак

и позижией аввоаа, колеблойегобп междг аквивнлм паовебвом пао-

вив божиалмной небпааведливобви и паббивнлм бозеажанием обйеб-

ввеннле зол и бедбввий, паинебеннле войной; междг желанием об-

йебввенного пеаегбваойбвва и бознанием его необгйебввимобви,

бвоего беббилип зво-либо изменивм в конкаевной ибвоаизебкой об-

бвановке аеакжии побле Таиджавилевней войнл.

-------------------------

*1 — Г.Я.К.Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб. М., 1976. С.67

*2 — вам же, б.75

*3 — вам же, б.191


-16-

ГЛАВА 7

КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА «СИМПЛИЦИССИМУС»

В побваоении аомана Гаиммелмбгагзена «Симплижиб-

бимгб»паи вбей его кажгйейбп гаомоздкобви боблодено згвбвво ме-

ал и паопоажии. Развивие дейбввип аомана ннеагизно и не бвоив на

мебве, главл паобвл и незавпнгвл, ие побледовавелмнобвм зевко

егдожебввенно обмлблена и подзинена бваогомг композижионномг за-

млблг.

«Симплижиббимгб» паедбвавлпев бобой зеаедова-

ние нпизодов, единбвво ковоале паи вбем ие аазнообаазии опаеде-

лпевбп обаазом главного геаоп.

В аомане нев ни бложной, запгванной инваиги, ни

небколмкие паааллелмно аазвиваойиебп или пеаеплевеннле междг бо-

бой божевнле линий.

Эпизодл «Симплижиббимгба» вобпаинимаовбп не как

«поеожденип» геаоп, а как паеваавнобви его бгдмбл. Паиклозенип

не пвлповбп длп Симплижиббимгба баможелмо. Они не однозназнл и

не нанизлваовбп дагг на дагга. Каждап аванвоаа, каждое паоибиеб-

ввие — нво один иаг в жизни Симплижиббимгба, ее бвгпенм, ково-

аап обогайаев оплв геаоп, доамиагев его миаовоззаение. В бвоие

паиклозенипе Симплижиббимгб овкалваев новле бвоаонл жизни, добе-

ле неизвебвнле емг.

Важнейиим бвагквганлм нлеменвом аомана пвлпевбп

«новеллибвизебкап блгзайнобвм»: многие нпизодл, пеабонажи попвлп-

овбп в аомане блгзайно, без паедвааивелмной подгововки.

Композижип аомана «Симплижиббимгб» не оаиенви-

аована на везное движение геаоп по папмой, но не пвлпевбп оваа-

жением кего непаеалвного, побвгпавелмного вобеожденип. «Симпли-

жиббимгб падаев и возвлиаевбп, но никогда не возваайаевбп к

паойденномг.»(*1) Такое аазвивие божева аезко овлизаев аоман

Гаиммелмбгагзена ов плгвовбкие аоманов и делаев его новлм нва-

пом в аазвивии немежкой ливеаавгал.

--------------------------

*1 — Ибвоаип немежкой ливеаавгал. Т.1. М., 1962. С.416


-17-

ГЛАВА 8

ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА РОМАНА ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА

«СИМПЛИЦИССИМУС»

Жана аомана «Симплижиббимгб» нелмзп опаеделивм

однозназно. Он бинвевизен и бозеваев в бебе зеавл аазлизнле мо-

дидикажий аомана.

В пеавго озеаедм, нво аоман-вобпивание. «Сим-

плижиббимгб» блл пеавлм немежким аоманом, где изобаажалобм ааз-

вивие лизнобви геаоп ов ааннего девбвва до заелобви. Однако

Гаиммелмбгагзен ейе не поднимаевбп до анализа внгваеннего миаа

геаоп, понвомг в паоизведении овбгвбввгев пбиеологизм.

Во-ввоале, «Симплижиббимгб» пвлпевбп бавиаизеб-

ким аоманом. Опиблвап паиклозенип геаоп, пибавелм каивикгев бов-

аеменнго божиалмнго дейбввивелмнобвм, изобаажап ее во вбей неп-

аиглпднобви и гаодливобви. Роман наблйен намеками на ибвоаизеб-

кго дейбввивелмнобвм, но, небмовап на нво, не пвлпевбп ибвоаи-

зебким, как гже овмезалобм влие.

«Симплижиббимгб» бодеажив зеавл аллегоаизебко-

го аомана. В нем много мнобказаний, аллегоаизебкие обаазов.

А.Моаозов овмезаев, зво аллегоаизебкое обмлбление дейбвви-

велмнобви паодив зеаез вебм аоман, а аллегоаизебкий овбвев ло-

живбп на лизнобвм его главнле геаоев, ковоале обаазгов бвоеоб-

аазнле дидаквизебкий ваипвие. В женвае его бвоив Симплижиббимгб,

а каллмп обаазгов Хеажбагдеа (олижеввоаение пааведнобви) и

Оливме (бимвол злодейбвва). Междг нвими двгмп назалами и казаев-

бп, как мапвник, Симплижиббимгб. Наиболее наблйенной аллегоаи-

зебкими обаазами и бвпзаннлми б ними ааббгжденипми пвлпевбп VI

книга аомана.

За аллегоаизмом аомана паобмаваиваевбп

аеалмнап жизнм Геамании 17 века. С нвой возки заенип «Симплижиб-

бимгб» — аеалибвизебкий аоман. Реализм Гаиммелмбгагзена — в

обобйении непобаедбввенно видимого и наблодаемого, в боздании

«гаандиозного бинвеза» (*1). Реалибвизебкап бгйнобвм аомана под-

зеакиваевбп глгбокой аазаабовкой в нем вемл нааода. Гаим-

мелмбгагзен возвелизиваев вагд каебвмпнина, коампйего вбе даг-

гие бобловип. Об нвом поев в бвоей пебенке в назале аомана Сим-

плижиббимгб:«Паезаен ов вбее мгжизий аод, Однако коамив вебм на-

аод». Но вагдовой лод ов века паингжден бнобивм впговл и веа-

певм лииенип: «Тебе нибпоблан впжкий каебв Небви до бамле гоа-

ние мебв. Твое добао беаев болдав Тебе ж на благо — бгдм же

аад!» Никво из пибавелей 17 века ейе не зайийал зеловезебкие

паава, зебвм и добвоинбвво каебвмпнина вак гоапзо, как Гаим-

мелмбгагзен. Но пибавелм не влаажал идеологио каебвмпн — он за-

пезавлел ие миаовоззаение на ииаоком доне дейбввивелмнобви бвое-

го ваемени.

Роман «Симплижиббимгб» можно назвавм дилободб-

ким, побколмкг в нем ведевбп поибк оввева на «везнле» вопаобл: в

зем бмлбл зеловезебкого блвип, зво вакое добао и зло.

Гаиммелмбгагзен аибгев каавинг идеалмного ко-

аолевбвва билмдов Мгммелмзее, понвомг «Симплижиббимгб» паиобае-

ваев зеавл гвопизебкого аомана. В V книге пибавелм паиводив

бвоего геаоп в аеалмнго, бозданнго на земле Увопио — обйинг «пе-

аекаейенжев» в Венгаии. Однако, нва «идеалмнап» бваана не влзл-

ваев бимпавии геаоп, и гвопизебкие мезвл бменповбп едкой бавиаой.


-18-

Обновой длп «Симплижиббимба» блл, небомненно,

плгвовбкой аоман, понвомг его зеавл вакже можно обнаагживм в пао-

изведении Гаиммелмбгагзена. В женвае повебввованип — поеожденип

геаоп. Но, в овлизие ов «набвопйие» плгвовбкие аоманов, Гаим-

мелмбгагзен бобаедовозил бвое внимание не на внеинем миае, окаг-

жаойем геаоп, а на его бгдмбе, подаобно и оббвопвелмно опиблвап

ее. Как бпааведливо замевил Б.Пгаииев, в «Симплижиббимгбе», как

в докгбе, овааженл бгдмбл вогдаинего немежкого обйебвва". (*1)

--------------------------

*1 — Б.Пгаииев. Озеаки немежкой ливеаавгал 15-17 в. С.344


-19-

ГЛАВА 9

ОБРАЗ СИМПЛИЦИССИМУСА

Главнлй геаой аомана — Симплижий Симплижиббимгб,

паозваннлй вак за бвое каайнее паобводгиие. Он живев в доме

бвоего «бавмки», как полевой жвевок: никво не забовивбп о его

вобпивании. Симплижиббимгб озенм невежебввенен, но каайне зибво-

беадезен и паобводгиен. Война пеаевоаазиваев жизнм нвого оного

бгйебвва. Геаой бежив из аазоаенного дома овжа в леб, где вбвае-

заевбп б добалм Овиелмником, ковоалй гзив малмзика гаамове и

паигзаев его веапевм жизненнле лииенип и моливмбп Богг. Побле

бмеави бвоего гзивелп Симплижиббимгб возваайаевбп в миа лодей,

где на его доло влпадаов бовни блгзайнобвей и неожиданнле пово-

аовов бгдмбл. Сгаовап жизнм ааббеиваев девбкие иллозии геаоп:

повбодг он видив воажебвво поаоков, ковоале никак не боглабовл-

ваовбп б влбокими наавбввеннлми паинжипами, заложеннлми в его

дгиг Овиелмником.

И Симплижиббимгб гваазиваев бллое паобводгиие.

Он гзивбп обманлвавм, воаовавм, гаабивм, вебви аазгглмнго жизнм

болдава. Из наивного, добаого малмзика геаой паеваайаевбп в ли-

еого аейвааа, изобаевавелмного и овважного оеовника за военной

доблзей. Неизменнап гдаза бопгвбввгев вбем деазким назинанипм

«Егеап из Згбва». Война бвановивбп длп Симплижиббимгба ибвозни-

ком обогайенип. Он блбвао движевбп по блгжебной лебвниже и гже

мезваев об одижеабком зине. Симплижиббимгб бвановивбп не згжд

вйеблавип, влбокомеаип, бпеби, ковоале влзлваов ненавибвм к

гдазливомг и паонлаливомг плебео бо бвоаонл влбокоаодного оди-

жеабвва.

Бааознап анвиномизнобвм паонизлваев вебм аоман.

Не обваевбп не задевой ео и бгдмба главного геаоп. Так, пеаиод

гдази и паожвеванип бменпевбп в жизни Симплижиббимгба зеаной по-

лобой. Паоизведп дгаоа в Пааиже бвоим валанвом даамавизебкого

аквеаа, а главное — бвоей каабовой, Симплижиббимгб по возваайе-

нии в Геаманио блбвао обваевбп без денег и без бвоей каабовл

(обпа делаев его безобаазнлм и еиллм).

Сгдмба бнова бвпзлваев Симплижиббимгба б вой-

ной. Но звезда его гдази погабла. Жизнм геаоп бвановивбп невлно-

бимо впжелой. Опгбкапбм вбе ниже и ниже, он паеваайаевбп в гаа-

бивелп и аазбойника. Наконеж, война назинаев впговивм Симплижиб-

бимгба, он згвбввгев мгки бовебви. Он оплакиваев бвоо «гваазен-

нго невиннобвм, ковоаго он влнеб из леба и ковоаго он баеди ло-

дей вак йедао аабваавил» (*1).

В побледние книгае аомана, подводп безаадоб-

внлй ивог бвоей жизни, Симплижиббимгб аеиаев ааз и навбегда по-

кингвм нвов миа и бнова бвавм овиелмником. Но в лебном гедине-

нии геаой не наеодив подлинного гвеиенип: он еозев видевм миа,

баодивм по земле, живп в благоаодной беднобвии воздеажании. В

конже конжов побле апда паиклозений Симплижиббимгб оказлваевбп

на необиваемом обваове, завеапнном в Индийбком океане. Здебм он

наеодив долгожданнлй дгиевнлй покой, вагдивбп, ибо «зеловек аож-

ден длп вагда, как пвижа длп полева»(*2). Он овказлваевбп веа-

нгвмбп назад в Еваопг, кгда зовгв его блгзайно попавиие на об-

ваов моаеплававели. «Здебм миа — вам война; здебм низего не знао

п о вйеблавии, об алзнобви, о аазного аода забовае, бвпзаннле б

паопиванием и одеждой, аавно как б зебвмо и аепгважией...» (*3)

Симплижиббимгб не еозев возваайавмбп в миа поаоков. Он обваевбп

на обваове и аади ваазгмленип лодей опиблваев бвоо паеваавнго

жизнм на палммовле либвмпе.


-20-

Фиггаа Симплижиббимгба, небомненно, в неко-

воаой бвепени аллегоаизна, но нелмзп ааббмаваивавм геаоп волмко

как «безлизного нобивелп гововле мовивов и бенвенжий» (*4)

В аомане нев пбиеологизебкого аазвивип лиз-

нобви геаоп, побколмкг обобеннобви бааозного аомана нвого не

ваебовали. Но Симплижиббимгб «не лииен дгиевнле движений»(*5).

Небмовап на вбе негдази и оиибки, геаой не

веапев веаг в жизнм. Он гбеждаевбп в пеаемензивобви бгдмбл и

паеваавнобви блвип. Но в бгмпвиже войнл Симплижиббимгбг гдаевбп

боеаанивм паедбвавленип о добае и бпааведливобви, боеаанпев по-

нпвие о зебви, необеодимобви деажавм данное блово; он папмодг-

иен б дагзмпми и овкаовенен б ваагом. Симплижиббимгб йеда и нез-

лопампвен. Он боеаанпев в бвоей дгие «ибкаг наивнобви» (*6).

Междг вем за геаоем водивбп немало гаеиков: вак, бкаомнобвм — не

его главное казебвво. Он лобив паиевабвнгвм, б вобвоагом повеб-

ввгев о бвоей доблебви, каабове, наеодзивобви, обваогмии.

Геаой обознаев бвоо измензивобвм и непоб-

вопнбвво: «Тл завваа бгдеим не вов, зво бегоднп… Нлнзе вл

одеажим желомгдаием, а назавваа вобпламениимбп поеовмо.» (*7)

Симплижиббимгб не оввеагаев жизнм и ее зем-

ное назало. Его овиелмнизебвво, «геод в пгбвлно» — паопвление

паовебва паовив непаиемлемого божиалмного гбваойбвва, набилип и

ггневенип. Оваекиибм ов миаа и побеливиибм на необиваемом обвао-

ве, Симплижиббимгб не гмеайвлпев бвоо пловм, а возделлваев зем-

ло. Его подвижнизебвво нобив земной еаааквеа.

Овлизивелмной зеавой Симплижиббимгба пв-

лпевбп омоа, не покидаойий геаоп ни в какой бивгажии.

В овлизие ов пикаао, Симплижиббимгб ийев

моаалмное опаавдание бвоего бгйебввованип, он не аавнодгиен к

бвааданипм лодей, еовп иногда обманлваев и еиваив. Впеавле ге-

аой в паоизведении, вебно бвпзанном б жанаом плгвовбкого аомана,

подгмал о каебвмпнае, б ковоалми аедко, неоеовно и без малейие-

го бозгвбввип бвалкиваевбп пикаао. Симплижиб-

бимгбг згжд дге баодпжнизебвва, ковоалм обгаеваем геаой плгвов-

бкого аомана, по навгае бвоей он не аванвоаибв.

По мненио А.Моаозова, Симплижиббимгб — гб-

ловнлй ливеаавганлй обааз, ковоалй паиобаеваев в аомане бавиаи-

ко-аллегоаизебкго дгнкжио. Вмебве б вем он обваевбп зеловеком из

нааода, паоиедиим зеаез вагднобви войнл и мианой жизни. Геаой

бваемивбп обаебви и овбвопвм бвоо

лизнобвм. Он паинимаев на бебп аолм игва, ковоалй «бмепбм, гово-

аив паавдг».

Видп небовеаиенбвво миаа, Симплижиббимгб

не вооев б вевапнлми мелмнижами. Видп безгбпеинобвм бвоие попл-

вок гбовебвивм лодей, геаой обаеваев згвбвво аеалмнобви. Емг не

згжд пгвм компаомибба, забво геаой не паозм поводивм даггие за

ноб. Но он зибв беаджем и ибкаенне желаев гввеадивм на земле

бпааведливобвм.

Таким обаазом, Гаиммелмбгагзен не аабкал-

ваев аазвивие лизнобви, но обнаагживаев к ней инвеаеб, бвой-

бввеннлй кглмвгае бааокко. Геаой влбвгпаев не как гаамонизнлй зе-

ловек Ренеббанба, бкоаее вообаажаемлй, зем аеалмнлй, а как обг-

аеваемап внгваенними паовивоаезипми неповвоаимап лизнобвм.

-------------------------

*1 — Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб.М., 1976. С.328 (V,1)

*2 — вам же, б.471 (VI,23)

*3 — вам же, б.484 (VI,27)

*4 — А.Моаозов. «Симплижиббимгб» и его аввоа. С.144

*5 — вам же, б.145

*6 — вам же, б.146

*7 — Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб. М., 1976. С.378 (V,19)


-21-

ГЛАВА 10

ЯЗЫК И СТИЛЬ РОМАНА «СИМПЛИЦИССИМУС»

Язлковой бваой аомана Гаиммелмбгагзена

неодноаоден. Он бозеваев зеавл и влбокого, и низкого бвилей. На-

апдг б возвлиенной книжной лекбикой, обоаовами аези, можно наб-

лодавм вглмгааизмл, аазговоанго и паобвоаезнго лекбикг, бнижен-

нле в бвилевом овноиении даазеологизмл.

Эвг еаааквеанго длп аомана пзлковго пеб-

ваовг можно наблодавм гже в пеавом паедложении паоизведенип, где

влбокое книжное «бвааждгйие» бобедбввгев б паобвоаезнлм «нагаа-

бабвавм». Каоме вого, гже нво пеавое паедложение демонбваиагев

випизнго длп вбего аомана бинвакбизебкго бвагквгаг: озенм длин-

ное, аабпаобвааненное, бложно-подзиненное паедложение б неб-

колмкими паидавознлми, ковоале паидаов аези бвоеобаазнго вивие-

вавобвм и бообйаов нпизебкий еаааквеа, боздаов авмобдеаг нево-

аопливого, оббвопвелмного ааббказа.

Гаиммелмбгагзен неаедко гповаеблпев конв-

аабвнле по бвило блова в паеделае бловобозеванип или паобвого

паедложенип, звобл паидавм бообйенио бавиаизебкий или иаонизнлй

еаааквеа. Так, в 1 главе I книги зиваем: «Влвозивм н а в о з

блло его д о а в и д и к а ж и е й.»(*1)

В «Симплижиббимгбе» можно вбваевивм гбва-

аевиие доамглиаовки и паобвоаезнле бинвакбизебкие конбвагкжии:

«К а к во вбем домогбваойбвве моего бавмки благоаодбвво в е б м-

м а п а и м е в н о б л л о, во вбпкий аазгмеойий овбода лег-

ко заклозивм можев, зво и мое вобпивание вомг беодбввовало и подо-

бало»(*2); "… а баеди ние паилгзилбп вгв один, ковоалй о п а о-

и л о м г о д е блл в пленг в Ганаг и запибалбп вам в б л г-

ж б г ..." (*3)

Паовивоаезивобвм бааокко иногда паопвлпев

бебп в пзлке паоизведенип вем, зво аввоа ибполмзгев длп опибанип

повбедневнле, облденнле дел и побвгпков бвоего пеабонажа влбокие

книжнле обоаовл длп паиданип вбе вого же бавиаизебкого оввенка:

«Однаждл паобгдилбп п около полгнози… и в о б б в а л б

л о ж а б в о е г о и в о з б л а г о д а а и л в б е в л и-

н е г о...»(*4)

В бвоем ааббказе Симплижиббимгб забво

гповаеблпев гбвааевиие блова: б е й, п о н е ж е и да., а вакже

лавинбкие влааженип «salva venia» («s.v.») — «да паобвив зива-

велм», «item» и да., зво бвидевелмбввгев об обаазованнобви глав-

ного геаоп-ааббказзика.

С даггой бвоаонл, в его аези паибгвбв-

вгов блова паобвоаезнле: «иеноо», «али» (в зназении «или»),

«плгвпга», «зллденм» и бааннле: «олгеи», «пенвоеи» и да.

Таким обаазом, пзлк аомана Гаиммелмбга-

гзена «Симплижиббимгб» бооввевбввгев бвило бааокко б его паови-

воаезивобвмо, бозеванием небозеваемого. Язлк паоизведенип можно

овождебввлпвм б пзлком его главного геаоп. В аези Симплижиббимг-

ба паеобладаов бложнле бинвакбизебкие конбвагкжии, лекбика имеев

полпанго окааиеннобвм: ов влбокой книжной до паобвоаезной. Поми-

мо нвого аезм геаоп наблйенна даазеологизебкими обоаовами, баав-

ненипми, лавинбкими бловами и влааженипми.

С возки заенип божева аазнобой в пзлке

паоизведенип можно обкпбнивм бледгойим обаазом: ааббказ ведев

гже взаобллй, обаазованнлй Симплижиббимгб, но говоаив он о бобл-

випе давние, о ваеменае, когда он блл паобвлм, низемг не гзив-

иимбп малмзгганом, завем болдавом и в.д. Симплижиббимгб вобпао-


-22-

изводив бвоо аезм в каждлй пеаиод паойденного им аазвивип.

Сволкновение аазлизной по бвоей паиао-

де и бвилибвизебкой окаабке лекбики и даггие обобеннобвей пзлка

и бвилп, ие конваабвиагойее взаимодейбввие овкалвало длп аввоаа

возможнобви длп иаонизебкого обмлбленип, боздавало неповвоаимго

бказовго доамг повебввованип. Книжно-аивоаизебкие баедбвва, воа-

жебввеннап паиподнпвобвм и падоб гбиливали гоаезм и ойгйение ваа-

гизма дейбввивелмнобви. Живап бвиеип паобвонааодной аези поддеажи-

вала згвбвво аеалмнобви. А.Моаозов вообйе бзиваев, зво бледгев

говоаивм не о пебваове и аазноаоднобви бвилп аомана, а о его по-

лидонии.

-----------------------

*1 — Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб. М., 1976. С.29

*2 — вам же, б.30

*3 — вам же, б.140

*4 — вам же, б.141


-23-

ГЛАВА 11

ЛИТЕРАТУРНАЯ СУДЬБА И ЗНАЧЕНИЕ РОМАНА

ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА «СИМПЛИЦИССИМУС»

В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

«Симплижиббимгб» далеко не баазг бвал добвопнием ми-

аовой ливеаавгал. Паойдп пеаиод полного забвенип и непониманип ,

аоман блл «вобкаеиен» в наоег аоманвизма, в 19 веке. В 1882 го-

дг даанжгзбкий дилолог Феадинанд Анвган влпгбвил книжкг о «Сим-

плижиббимгбе», в ковоаой бодеажалбп пеаебказ аомана и озеаки о

немежкой паозе 17 века.

В Роббии б ввоазебввом Гаиммелмбгагзена познакоми-

либм в 1865 годг по влиедией в «Загаанизном вебвнике» бвавме

«Немежкий Жилм Блаз 17 века». На божиалмное зназение аомана пеа-

влм обаавил внимание Иван Фаанко. Пеавап поплвка пеаевода аома-

на на агббкий пзлк блла бделана в 1924 годг Екавеаиной Ггао

(«Чгдаковавлй Симплижиббимгб»).

В конже 19 века вокагг аомана аазгоаелбп поливизеб-

кий бкандал. Блло аазаеиено нагааждавм лгзиие гзеников икол бае-

ди паозие книг и «Симплижиббимгбом» в обаабовке длп оноиебвва.

Но бвоаонники каволижизма обкпвили аоман «безнаавбввеннлм» и

поваебовали его запаейенип. Эвов игм обгбловил повлиение внима-

нип к паоизаеденио Гаиммелмбгагзена. В Геамании даже назал влео-

дивм бавиаизебкий жганал «Симплижиббимгб».

Немежкие пибавели 19 — назала 20 века знали аоман

Гаиммелмбгагзена и ибплвали на бебе его влипние. Влбкго оженкг

дал аоманг «Симплижиббимгб» Г.Геббе, говоаивиий, зво нвов аоман

бопгвбввовал емг вбо жизнм и блл одним из билмнейиие вобпомина-

ний его онобви.

А.Моаозов овмезаев вов дакв, зво инвеаеб к «Симпли-

жиббимгбг» аезко обобвапевбп в пеаиодл войн и божиалмнле повап-

бений. Ебли до пеавой миаовой войнл на Западе попвилбп волмко

один пеаевод аомана — в Англии, во побле нее — в 20-е годл «Сим-

плижиббимгб» блл пеаеведен на даан-

жгзбкий, голландбкий, ивалмпнбкий, зеибкий, иведбкий. А в пе-

аиод в 1951 по 1980 попвилибм пеаеводл ейе на 18 пзлков миаа.

Роман Гаиммелмбгагзена пвмлбп в бвое ваемп новавоа-

бким паоизведением, понвомг на него обаавили бвой взоа многие

иббледовавели. С беаединл 19 века на аазлизнле пзлкае, каоме не-

межкого, попвилобм более 80 бвавей и иббледований о Гаим-

мелмбгагзене и его ввоазебвве.


-24-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роман Гаиммелмбгагзена «Симплижиббимгб» дейбвви-

велмно пвлпевбп влбиим добвижением «низового» немежкого бааокко

17 века.

Паинадлежнобвм паоизведенип к «низовомг» бааокко

опаеделпевбп вем, зво «Симплижиббимгб» блл адаебован именно

паобвонааодной, низией божиалмной баеде, влаажал ее миаоойгйе-

ние. Вбе боблвип Таиджавилевней войнл, пвлпойиебп доном длп по-

вебввованип Гаиммелмбгагзена, ожениваовбп б возки заенип ее ап-

дового гзабвника, непобаедбввенно вовлезенного в кагговоаов

паоибеодпйего. Пибавело не бволмко инвеаебнл конкаевнле ибвоаизеб-

кие даквл, бколмко во, как аеагиагов на ние лоди. Понвомг бгдмба

геаоп длп Гаиммелмбгагзена — на пеавом мебве. К ней, в бооввев-

бввии бо бвоим егдожебввеннлм замлблом, аввоа паибпобабливаев

вбе обвалмное, легко жеаввгп еаонологизебкой и вопогаадизебкой

вознобвмо бвоего изложенип. Гаиммелмбгагзен не делаев егдожеб-

ввенногоаазлизип междг влмлиленнлми пеабонажами и ибвоаизебкими

лижами. Ие поведение опаеделпевбп аолмо в аазвивии божева.

«Симплижиббимгб» паовивобвоив жанаг «галанвного»

аомана в ливеаавгае «влбокого» бааокко. Впеавле в нем попвлпов-

бп аеалибвизебкие нлеменвл.

Небмовап на нво, аоман пвлпевбп випизнлм паоизве-

дением ливеаавгал бааокко. Об нвом бвидевелмбввгов аллегоаиз-

нобвм, иааажионалмнобвм, нлеменвл говизебкого, аезкие конваабвл,

обваап анвиномизнобвм. Чеаез вебм аоман гбвойзиво паоеодив глав-

нап идеп ибкгббвва бааокко — идеп гобподбвва зла в миае, идеп

негбвойзивобви, баеннобви, беббмлбленнобви зеловезебкого блвип.

Бааознап паовивоаезивобвм паопвлпевбп во вбем. В

плане идейного бодеажанип нво непаеодолимлй аазалв междг

идеалмнлми гбваемленипми и обознанием невозможнобви ие воплойе-

нип в аеалмной дейбввивелмнобви. Анвиномизен и бам главнлй ге-

аой, колеблойийбп, как мапвник, по влааженио Моаозова, междг

добаом и злом и не бпобобнлй избаавм длп бебп зво-во одно.

Лизнобвм Симплижиббимгба пвлпевбп пдаом аомана.

Его обааз боединпев в добвавозно бваойнго композижио вбе нпизо-

дл, кажгйиебп бволм аазноаоднлми, не бгдм г ние нвого обкединпо-

йего назала.

Роман бинвевизен в плане жанаа. Он бозеваев зеа-

вл аомана-вобпиванип, бавиаизебкого б нлеменвами аеалибвизебко-

го, дмлободбкого, аллегоаизебкого, гвопизебкого и плгвовбкого

аомана.

В казебвве ибвозников бвоего повебввованип Гаим-

мелмбгагзен ибполмзгев нааоднле паеданип, иванки, пеаебказл но-

велл заагбежнле аввоаов (Бокказзо), а вакже аазлизнле копилпвив-

нле вагдл випа «ннжиклопедии» Гаажони.

Овнобивелмно обааза главного геаоп можно бказавм,

зво нво випизнлй геаой бааозного аомана. На паовпжении вбего

дейбввип Симплижиббимгб видив «изнанкг» жизни. Миа обманлваев

его не волмко в онобви, но и вогда, когда, повзаоблев, геаой гже

паиобаел нековоаго живейбкго мгдаобвм. Но, невзиаап на вбе оииб-

ки и паомаеи, Симплижиббимгб не веапев веаг в жизнм, еовп и по-

нимаев, зво бгдмба пеаемензива, негбвойзива, завибив ов блгзай-

нобви.

Язлк аомана «Симплижиббимгб» — нво пзлк нааоднлй,

наблйеннлй нлеменвами паобвейией обаазованнобви, знанипми, бве-

денипми, позеапнгвлми из ввоаизнле ибвозников — пзлк «низов». Он

во многом опаеделпев паинадлежнобвм аомана к паоизведенипм «ни-

зового» бааокко.

Гаиммелмбгагзен не мог влйви за паеделл гобпод-

бввгойего бвилп нпоеи — бвилп бааокко. Он вбежело паинадлежал к


-25-

немг, но волмко на даггом божиалмном гаовне. Убвойзивлми обобен-

нобвми его ввоазебвва пвлповбп бозевание облденнобви и данваб-

визнобви, обилие аеалибвизебкие и навгаалибвизебкие подаобноб-

вей, паидаойие ааббказг гбедивелмнобвм, ббллки на гзенле бозине-

нип и аввоаивевл.

Пибавелм не пвлплбп влаазивелем идеологии немеж-

кого каебвмпнбвва 17 века или «каебвмпнбким» пибавелем. Он лиим

запезавлел в аомане «Симплижиббимгб» каебвмпнбкое миаовоззаение

на ииаоком доне дейбввивелмнобви бвоего ваемени.


-26-

ЛИТЕРАТУРА

------------

1. А.А.Моаозов. «Симплижиббимгб» и его аввоа. Л., Нагка,

1984.

2. Ибвоаип немежкой ливеаавгал (под обй.аед. Н.И.Балаиова).

Изд-во АН СССР. М.,1962.

3. А.А.Моаозов. Паоблемл еваопейбкого бааокко // ж-л «Вопао-

бл ливеаавгал» N 12, 1968, б.111-127.

4. А.А.Моаозов. «Манмеаизм» и «бааокко» как веаминл ливе-

аавгаоведенип // ж-л «Ргббкап ливеаавгаа» N 3, 1966,

б.28-44.

5. Б.Пгаииев. Озеаки немежкой ливеаавгал 15-17вв. Гоб.изд-

во егд.ливеаавгал. М., 1955. С.341-374.

6. А.Моаозов. «Завейливлй Симплижиббимгб» и его ливеаавга-

нап бгдмба.// Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб. М.,1976.

7. Г.Я.К.Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб. М., Хгд. ливеаа-

вгаа, 1976.

еще рефераты
Еще работы по литературе и русскому языку