Реферат: Ни один льстец не льстит так искусно, как себялюбие

Оспаривать этот афоризм сегодня вряд ли кто станет,даже исключительно себялюбивые эгоисты. Ларошфуко и просветители обнажилиприроду человеческих чувств и доказали, что себялюбие, как и другиечеловеческие качества как таковые, ни положительно, ни отрицательно. В отличиеот последствий чрезмерного «увлечения» собой.

Основнойпричиной тех или иных поступков Франсуа де Ларошфуко называл«себялюбие». Оно характерно для человеческой природы и заставляетлюдей поступать, порой не осознанно, к своей выгоде:

«Ни один хитрец не сравнится вхитрости с себялюбием»,утверждал он и тут же акцентировал внимание на одном  из эффективных способоввоспитания  молодежи: поощрять их врожденное себялюбие.

Современники Ларошфукоутверждали, что он разрушает идеалы и все помыслы человека. Для него нет ничегосвятого, говорили они. Однако как понять такие его афоризмы:

«Истинный друг — величайшее изземных благ, хотя как раз за этим благом мы меньше всего гонимся»;

«Истинно благородные люди ничемне кичатся»;

«Важнейший признак высокихдобродетелей — от самого рождения не знать зависти»?

У.Дж. Мур определил«себялюбие» в том же значении, в каком его употребляет Ларошфуко, — как инстинкт самосохранения, присущий любому человеку. В свою очередь ипросветители утверждали: чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение иправильно понятый интерес составляют основу всей морали. Человек со всеми своимисвойствами, добродетелями и пороками есть то, что делает из него окружающаясреда, то есть природа и общество. Поскольку природа не делает человека нидобрым, ни злым, человек зависит целиком от воспитания, то есть от всейсовокупности общественных влияний. Следовательно, чтобы избавить человека от недостатков ипороков, нужно поставить его в разумные отношения. Необходимо так согласоватьего личный интерес с общественным, чтобы инстинкт самосохранения пересталтолкать его на борьбу с остальными. Всякий интерес вытекает, прежде всего, изчувства себялюбия. Человек, по их мнению, чувствующее существо, испытывающеемногочисленные потребности. В силу простого инстинкта самосохранения емусвойственно стремление удовлетворять свои физические потребности в пище,жилище, одежде и т.д. От удовлетворения он испытывает удовольствие.

Себялюбие есть чувство,данное нам природой. Подобно тому, как мир физически подчинен законам движения,так мир духовный подчинен законам интереса. От природы человек ни зол, ни добр,- он просто всегда следует своему самому сильному интересу. Поэтомучеловеческий эгоизм и стремление к осуществлению своих интересов естьединственный подлинный мотив человеческих поступков. И когда негодующиеморалисты обличают людские пороки, они ничего не могут изменить. Своимипричитаниями они лишь показывают, как мало знают людей, саму человеческуюприроду. Следует жаловаться не на злобу и порочность людей, а на невежествозаконодателей, которые своими законами противопоставляют частный интересобщему. Так утверждалифилософы 18 века, и утверждение это по сей день актуально.

С другой стороны, верно ито, что

«Сколько ни сделанооткрытий в стане себялюбия, там еще осталось вдоволь неисследованных земель».

 

Словарь Даля сообщает,что лесть – это проискливая хвала; притворное одобрение; похвала с корыстноюцелью; лукавая угодливость; ласкательство, униженное потворство; || прельщенье,соблазн. С какой корыстной целью может льстить себялюбие? Ради чего стараетсяугодить? К чему соблазняет?

«Льстят затем, чтобыгосподствовать под видом покорности».

 

А если иметь в виду, чтов человеке уживается не одно «я», и, вероятно, не два, а гораздо больше, тостановится очевидным, что одно из них, себялюбие, пытается одержать верх наддругими сторонами натуры. Льстец — самое опасное из ручных животных. Несчастенвластелин, приблизивший льстеца. Человек сам не замечает, какие в нем начинаютпроисходить изменения, если он дает чрезмерную волю своему себялюбию.

Но даже если мы и умеемобуздывать свои чувства, то все равно в некоторых случаях мы не властны надсобой:

«Ни в одной страсти себялюбие нецарит так безраздельно, как в любви; люди всегда готовы принести в жертву покойлюбимого человека, лишь бы сохранить свой собственный».

Себялюбие невероятновлиятельное оружие против нас самих:

«Люди охотно молчат, если тщеславиене побуждает их говорить"», — а поскольку многие люди говорят без умолку, можнопредставить, насколько велико их тщеславие, руководимое себялюбием.

«Мы потому так нетерпимы к чужомутщеславию, что оно уязвляет наше собственное". Тщеславие – одно из оружий себялюбия.Оно, как и лесть, потенциальный разрушитель любых дружеских отношений сокружающими. С этим афоризмом перекликается другой:

"Не будь у нас недостатков,нам было бы не так приятно подмечать их у других". И наоборот: «Еслибы мы не льстили сами себе, чужая лесть не могла бы нам вредить».

 

Большинство современниковЛарошфуко, а вслед за ними и многие исследователи его творчества усмотрели вего афоризмах цинизм и пессимизм. Ларошфуко сам ответил на этот упрек:

«Сентенции, обнажающиечеловеческое сердце, вызывают такое возмущение потому, что людям боязнопредстать перед светом во всей своей наготе»;

«Мы чаще всего потому превратносудим о сентенциях, доказывающих лживость людских добродетелей, что нашисобственные добродетели всегда кажутся нам истинными».

Ларошфуко не посягал навысшие жизненные ценности, он лишь стремился найти скрытые мотивы поведениялюдей. А это вовсе не означает, что он не верил в добродетель, — за егокритикой неизменно присутствует положительный идеал высоконравственного иобразованного человека. Он словно хотел научить читателя различатьистинное и ложное, и ему это блестяще удалось.

 

.

еще рефераты
Еще работы по риторике