Реферат: Способности и одаренность

При установлении основных понятий учения об одаренностинаиболее удобно исходить из понятия «способность».

Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии«способность» при употреблении его в практически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеютсяиндивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека отдругого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах,в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово«способность» употребляется основоположниками марксизма-ленинизма,когда они говорят: «От каждого по способностям».

Во-вторых, способностями называют не всякие вообщеиндивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешностивыполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства,как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно,являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называютсяспособностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнениякаких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к темзнаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этотпоследний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей,успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагогмотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работеученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздобольше знаний. <...>

Когда выдвигают молодого работника на какую-либоорганизационную работу и мотивируют это выдвижение «хорошими организационнымиспособностями», то, конечно, не думают при этом, что обладать«организационными способностями»—значит обладать«организационными навыками и умениями». Дело обстоит как разнаоборот: мотивируя выдвижение молодого и пока еще неопытного работника его«организационными способностями», предполагают, что, хотя он, можетбыть, и не имеет еще необходимых навыков и умений, благодаря своим способностямон сможет быстро и успешно приобрести эти умения и навыки.

Эти примеры показывают, что в жизни под способностями обычноимеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличнымнавыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстротуприобретения этих знаний и навыков. <...>

Мы не можем понимать способности… как врожденныевозможности индивида, потому что способности мы определили как«индивидуально-психологические особенности человека», а эти последниепо самому существу дела не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишьанатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основеразвития способностей, сами же способности всегда являются результатомразвития.

Таким образом, отвергнув понимание способностей какврожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самымтого факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежатнекоторые врожденные особенности, задатки.

Понятие «врожденный», выражаемое иногда и другимисловами—«прирожденный», «природный», «данный отприроды» и т. п.,—очень часто в практическом анализе связывается соспособностями. <...>

Важно лишь твердо установить, что во всех случаях мыразумеем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развитиязадатков. Да едва ли кто-нибудь и в практическом словоупотреблении разумеетчто-нибудь иное, говоря о врожденности той или другой способности. Едва ликому-нибудь приходит в голову думать о «гармоническом чувстве» или«чутье к музыкальной форме», существующих уже в момент рождения.Вероятно, всякий разумный человек представляет себе дело так, что с моментарождения существуют только задатки, предрасположения или еще что-нибудь в этомроде, на основе которых развивается чувство гармонии или чутье музыкальнойформы.

Очень важно также отметить, что, говоря о врожденныхзадатках, мы тем самым не говорим еще о наследственных задатках. Чрезвычайношироко распространена ошибка, заключающаяся в отождествлении этих двух понятий.Предполагается, что сказать слово «врожденный» все равно, что сказать«наследственный». Это, конечно, неправильно. Ведь рождениюпредшествует период утробного развития… Слова «наследственность» и«наследственный» в психологической литературе нередко применяются нетолько в тех случаях, когда имеются действительные основания предполагать, чтоданный признак получен наследственным путем от предков, но и тогда, когда хотятпоказать, что этот признак не есть прямой результат воспитания или обучения,или когда предполагают, что этот признак сводится к некоторым биологическим илифизиологическим особенностям организма. Слово «наследственный»становится, таким образом, синонимом не только слову «врожденный», нои таким словам, как «биологический», «физиологический» и т.д.

Такого рода нечеткость или невыдержанность терминологииимеет принципиальное значение. В термине «наследственный» содержитсяопределенное объяснение факта, и поэтому-то употреблять этот термин следует сочень большой осторожностью, только там, где имеются серьезные основаниявыдвигать именно такое объяснение.

Итак, понятие «врожденные задатки» ни в коемслучае не тождественно понятию «наследственные задатки». Этим я вовсене отрицаю законность последнего понятия. Я отрицаю лишь законностьупотребления его в тех случаях, где нет всяких доказательств того, что данныезадатки должны быть объяснены именно наследственностью.

Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самомусвоему существу есть понятие динамическое. Способность существует только вдвижении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить оспособности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзяговорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей своеразвитие. <...>

Приняв, что способность существует только в развитии, мы недолжны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как впроцессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюдаследует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретнойдеятельности. Только в ходе психологического анализа мы различаем их друг отдруга. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, какначалась соответствующая деятельность, и только используется в этой последней.Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервыестал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задатоккак анатомо-физиологический факт. <...>

Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, ав том, что они создаются в этой деятельности. <...>

Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, непротекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий,поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия междуспособностями и склонностями. Но из признания возможности таких противоречийвовсе не вытекает признание того, что склонности могут возникать и развиватьсянезависимо от способностей или, наоборот, способности—независимо отсклонностей.

Выше я уже указывал, что способностями можно называть лишьтакие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение куспешности выполнения той или другой деятельности. Однако не отдельныеспособности как таковые непосредственно определяют возможность успешноговыполнения какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этихспособностей, которое характеризует данную личность.

Одной из важнейших особенностей психики человека являетсявозможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствиечего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключаетвозможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболеетесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в оченьшироких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека…

Именно вследствие широкой возможности компенсации обреченына неудачу всякие попытки свести, например, музыкальный талант, музыкальноедарование, музыкальность и тому подобное к какой-либо одной способности.

Для иллюстрации этой мысли приведу один очень элементарныйпример. Своеобразной музыкальной способностью является так называемыйабсолютный слух, выражающийся в том, что лицо, обладающее этой способностью,может узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другимизвуками, высота которых известна. Имеются веские основания к тому, чтобы видетьв абсолютном слухе типичный пример «врожденной способности», т. е.способности, в основе которой лежат врожденные задатки. Однако можно и у лиц,не обладающих абсолютным слухом, выработать умение узнавать высоту отдельныхзвуков. Это не значит, что у этих лиц будет создан абсолютный слух, но этозначит, что при отсутствии абсолютного слуха можно, опираясь на другиеспособности — относительный слух, тембровый слух и т. д., выработать такоеумение, которое в других случаях осуществляется на основе абсолютного слуха.Психические механизмы узнавания высоты звуков при настоящем абсолютном слухе ипри специально выработанном, так называемом «псевдоабсолютном» слухебудут совершенно различными, но практические результаты могут в некоторыхслучаях быть совершенно одинаковыми.

Далее надо помнить, что отдельные способности не простососуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способностьизменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия истепени развития других способностей.

Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственнопереходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешноговыполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход можетбыть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Такимпонятием и является «одаренность», понимаемая как то качественносвоеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижениябольшего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Своеобразие понятий «одаренность» и«способности» заключается в том, что свойства человекарассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет таили другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренностивообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудьдеятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значение прирассмотрении вопроса о так называемой «общей одаренности»…

То соотнесение с конкретной практической деятельностью,которое с необходимостью содержится в самом понятии «одаренность»,обусловливает исторический характер этого понятия. Понятие«одаренность» лишается смысла, если его рассматривать какбиологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того,какая ценность придается тем или другим видам деятельности и что разумеется под«успешным» выполнением каждой конкретной деятельности. <....>

Переход от эксплуататорского строя к социализму впервыеоткрыл высокую ценность самых различных видов человеческой деятельности и снялс понятия «одаренность» ту ограниченность, от которой не моглиизбавить его даже лучшие умы буржуазной науки.

Существенное изменение претерпевает и содержание понятиятого или другого специального вида одаренности в зависимости от того, каков в даннуюэпоху и в данной общественной формации критерий «успешного»выполнения соответствующей деятельности. Понятие «музыкальнаяодаренность» имеет, конечно, для нас существенно иное содержание, чем то,которое оно могло иметь у народов, не знавших иной музыки, кроме одноголосой.Историческое развитие музыки влечет за собой и изменение музыкальнойодаренности.

Итак, понятие «одаренность» не имеет смысла безсоотнесения его с конкретными, исторически развивающимися формамиобщественно-трудовой практики.

Отметим еще одно очень существенное обстоятельство. Отодаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможностьдостижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса,мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуетсяне только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей,но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную имузыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематическине занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперногодирижера или эстрадного пианиста.

В связи с этим надо решительно протестовать противотождествления одаренности с «высотой психического развития»,отождествления, широко распространенного в буржуазной психологии. <...>

Имеется большое различие между следующими двумя положениями:«данный человек по своей одаренности имеет возможность весьма успешновыполнять такие-то виды деятельности» и «данный человек своей одаренностьюпредрасположен к таким-то видам деятельности». Одаренность не являетсяединственным фактором, определяющим выбор деятельности (а в классовом обществеона у огромного большинства и вовсе не влияет на этот выбор), как не являетсяона и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности.

Список литературы

ТепловБ. М. Способности и одаренность

еще рефераты
Еще работы по психологии, педагогики