Реферат: Право и психика человека в творчестве Л. Петражицкого

Вначале века крупным научным событием не только в русской, но и европейскойлитературе стало опубликование “Теории права и государства в связи с теориейнравственности” Льва Иосифовича Петражицкого (1867--1931). В гносеологическом и методологическом отношении он следовал началам позитивной  философии, но приэтом проявил большую самостоятельность  и оригинальность в освещении правовыхявлений и самой природы права.

Правоопределяется и исследуется Петражицким как явление  нашей индивидуальнойпсихики. Социальный момент в праве не игнорируется, но воспринимается под угломзрения психологически-правовых переживаний постольку, поскольку социальныйэлемент в этих переживаниях отражается. Петра- жицкий признает различия междуправом и нравственностью, но главное различие между ними он видит ивоспринимает как различие между чисто императивным характером нравственных импульсов (и соответствующих им норм) и императивно- атрибутивным характеромправа. “Императивность” в данном случае предстает в толковании Петражицкогоиндивидуально- личностным сознанием долга, обязанности, в то время как“атрибутивность”-- это сознание “своего права”, выступающее  вовне какпритязание. Для нравственности важен императив  и момент добровольности висполнении обязанностей, тогда как для права основное сосредоточено в моментеатрибутивности,  т. е. в непременном исполнении обязанности и в связанном с этимудовлетворением. Если в нравственном общении психика участников довольно мирнореагирует на неисполнение обязанностей,  то в правовом общении неисполнениеобязанностей (в том числе правовых требований, подтвержденных судебнымрешением) вызывает гнев, влечет оправданные требования принудительногоисполнения.

Однимиз важных выводов теории стало положение о том, что с точки зрения социальныхцелеполаганий и достижения твердого  порядка роль права в общественной жизниважнее роли нравственности, поскольку пассивная этическая мотивация в этомплане явно уступает активной этической мотивации (сознанию  правомочности); вэтом отношении “та и другая ветвь человеческой этики” исполняют не просторазличные функции, они различны и в силе мотивации, во влиянии на поведение.Правовой психике, сообразно ее природе, свойственно двустороннее  мотивационноедействие — “наряду с пассивною этическою  мотивациею (сознание долга) имеетместо активная (сознание управомоченности), так что получается соответственно координированное индивидуальное и массовое поведение. При этомпассивно-правовая мотивация… оказывает более решительное  и неуклонноевлияние на поведение”.

Настороне правового актива (“особенное и заслуживающее похвалы поведение”)имеется не только поощрительно-санкционирующая  мотивация в пользуосуществления права, но также стремление “добиваться причитающегося”. Последнееосуществляется  вне зависимости от усмотрения и воли обязанных — оносопровождается требованием, домогательством, тенденцией заставлять обязанныхподчиняться с помощью разных средств, в том числе насильственных, и кроме того-- “тенденцией злостных, мстительных и вообще репрессивных реакций по адресунарушителей”. Все это оказывает добавочное мотиваци- онное давление. “Вообще,указанные две тенденции, влияющие на поведение обеих сторон в пользунеуклонного осуществления требований права, придают упомянутой выше социальнойкоординации  поведения особенно крепкий, правильный и прочный характер”.

Витоге действия указанных законов-тенденций правовой психики и ее развитияполучается прочная скоординированная система вызываемого правом социальногоповедения, прочный и точно определенный порядок. Недаром в психике публики июристов имеется прочная ассоциация двух идей — “права” и “порядка”, так чтовместо слова “право” весьма часто применяют  выражение “правопорядок”. Длятакой ассоциации существует  и “научно-причинное объяснение”.

Всвоем воздействии на социальное поведение особо заметными  делаются такиеспециальные функции права, которые Пет- ражицкий именует “распределительною” и“организационною”. Так, в частности, дистрибутивная (распределительная)функция  в области народного (и международного) хозяйства может отличаться отфункции распределения частей плодородной почвы, средств и орудий производства,предметов потребления, вообще хозяйственных благ между индивидами и группами.Основной тип и главный базис распределения хозяйственных благ, а вместе с тем иосновной базис экономической и социальной  жизни вообще представляет явлениесобственности (в частнохозяйственном укладе, в условиях “капиталистического”социального строя — индивидуальной собственности, в условиях  первобытного илидругого коллективистского строя — коллективной).

Кчислу несомненных заслуг создателя психологической теории права относят обычнорешительное и безусловное освобождение  теории права от узкого юридическогодогматизма. В этом вопросе Петражицкий создал своеобразное учение омногообразии  нормативных фактов и видов положительного права. Отказавшись отсложившихся вариантов догматического истолкования  источников права и стремясьохватить все известные факты из истории права и современного его состояния,Петра- жицкий насчитал целых 15 видов положительного права* неизвестных,  поего оценке, современной науке или же не признаваемых ею.

Срединих он помимо официального права (законодательства) различает книжное право,для которого нормативным фактом служит авторитет книги, преимущественноюридического содержания ( имеются в виду священные книги, сборники обычного права,научные трактаты и Свод законов Юстиниана); далее следует “право принятых внауке мнений”, “право учений отдельных юристов или групп их”, “правоюридической экспертизы” ( сюда же отнесены знаменитые “ответы” римскихюристов);  отдельно выделено “право изречений религиозно-этических авторитетов: основателей религий, пророков, апостолов, святых, отцов Церкви ит. д.” и “право религиозно-авторитетных примеров, образцов поведения”.Своеобразное семейство образуется  из “договорного права”, “права одностороннихобещаний” ( например, государственных органов и частных лиц), “программногоправа” (программное заявление органов государственной  власти), “признанногоправа” (признание известных прав я обязанностей одной из сторон юридическогоотношения). “Прецедентное право” усматривается в деятельности государственных учреждений и в международном праве. Различается также “общенародное право, каквезде существующее право” (нормативным фактом для него служат ссылки на то, что“так принято во всем мире”, “у всех народов”). Отсюда становится понятнымсоседствующее с прецедентным и общенародным “право юридических поговорок ипословиц”.

Петражицкомупринадлежит весьма точная и по-своему конструктивная критика юридическойментальности, в которой “власть” и “господство” имеют характер не научносодержательных  и фиксированных смысловых терминов, а скорее характер  слов длявсевозможного и необременительного употребления  в различных областяхправосознания без ясно определенного  смысла. Он писал в своей “Теории права игосударства” (1907): “Современное государствоведение… не знает, в какой сференаходятся и какую природу имеют те реальные феномены,  которые соответствуютего теоретическим построениям, и как с помощью научных методов можно достигнутьих реального,  фактического (наблюдательного, опытного) познания; и, таким образом, вместо изучения фактов… получается фантастическое  конструированиенесуществующих вещей и незнание действительно существующего”.

Сегоднятеория Петражицкого воспринимается как предпосылка  таких новейших течений, какправовой реализм, а также соответствующие ответвления бихевиоризма ифеноменологии.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/

еще рефераты
Еще работы по праву, юриспруденции