Реферат: Фоносемантические особенности лирики М.Ю. Лермонтова

Содержание

 

Введение

1. Звук и смысл:теория вопроса

2. Исследованиезвукового состава стихотворений Лермонтова и их восприятия

Заключение

Список литературы


Введение

Верьв звук слов:

Смыслтайн в них.

В.Я.Брюсов

Творчество М. Ю.Лермонтова — творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и вмузыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миромприроды. Именно поэтому, поэзия Лермонтова читателями воспринимается не толькос точки зрения содержания, смысла стихотворений, но и с точки зрения ее особогозвучания, особого «голоса» лирики; зрительного, цветового и поэтомуэмоционального восприятия ее.

В нашем представлении лирикаЛермонтова эмоциональная и яркая, но не броская, как рисунок масляной краской,а прозрачная и нежная, как акварель. Велик и музыкальный потенциал творчестваЛермонтова, используемая активно в его творчестве звукопись делает лирику поэтаутонченной, возвышенной, но в то же время грустно — печальной, как музыкальнаяпоэма или медленный вальс.

Именно поэтому, мы ипозволили себе попытаться осмыслить с точки зрения фоносемантики именнотворчество Лермонтова. Нами были поставлены следующие задачи:

* познакомиться снекоторыми теориями, связанными с фоносемантикой;

* опираясь натеоретические знания провести наблюдение над фоносемантическим строем некоторыхстихотворений Лермонтова;

* провестиисследование восприятия этих стихотворений Лермонтова («цветовой тест»)и дать интерпретацию результатов.

 


1. Звук и смысл:теория вопроса

Еще в древности возниквопрос о том, как рождаются слова, как даются имена вещам. Одни мыслителидревности считали, что имена даются «по соглашению», полностьюпроизвольно, по принципу «как хотим, так и назовем». Другие полагали,что имя каким — то образом выражает сущность предмета, т.е. как быпредопределено для этого предмета заранее, по принципу «каждому — по егосвойствам». Древнегреческий философ Платон считает, что мы ( носителиязыка) вольны в выборе имени предмета, но это не воля случая, не свободаанархии. Свобода выбора ограничена свойствами предмета и свойствами звуковречи. По мнению Платона, в речи есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлыеи т.д. И есть предметы быстрые, тонкие, громадные, округлые и т.д. Так вот, «быстрые»предметы получают имена, включающие «быстрые» звуки; «тонким»предметам подойдут имена с «тонким» звучанием; в состав имен для «громадных»предметов должны входить «громадные» звуки.

Ломоносов М.В. былуверен, что звуки речи обладают некоторой содержательностью, и дажерекомендовал использовать некоторые свойства звуков для приданияхудожественному произведению большей выразительности. Он писал в «Краткомруководстве к красноречию»: " В российском языке, как кажется, частоеповторение письмени А способствовать может к изображению великолепия, великогопространства, глубины и вышины… учащение письмени Е, И, Ю — к изображениюнежности, ласкательства… или малых вещей".

С течением времени догадкии гипотезы сменялись экспериментами. Практическое соотнесение звуков иэмоционального их восприятия было сделано поэтами — практиками. Так например,нео — романтики говорили об окрашенных звуках. Им было свойственно стремление ксинэстетизму, гармонии красок, запахов и звуков, легкому переходу их друг вдруга. «Запахи, краски и звуки соответствуют друг другу», — говоритБодлер в своем стихотворении «Соответствия». Гюисманс, например, всвоей книге «Из бездны к небу» сравнивает церковные гимны с диадемойиз драгоценных камней. Реми де Гурмон в своей «Книге масок» говорит оверленовском сонете: " В нем все слова блистают снежной белизной".Рембо написал сонет о гласных, где каждому звуку придает соответствующуюокраску; так А у него черное, «мохнатый корсет сверкающих мух...»; Е- белое, «белизна паров и палаток...»; I — красное, «пурпур, кровавый плевок, смех прекрасныхгуб...»; И — зеленое, " мир пастбищ, усеянных животными..."; О — синее, «фиолетовый луч ее глаз». Менее известна подобная же шкаласоответствий, установленная Августом Шлегелем (А — красный цвет, О — пурпур,солнце, I — небесно — голубой и т.д.).

Но это все лишь догадки.Настоящие исследователи этого вопроса — ученые лингвисты. Так, например И.Н.Горелов начал свое изучение этого вопроса так. Он нарисовал несколько картинок,на которых были изображены разные фантастические существа. Одно добродушное,кругленькое, толстенькое; другое — угловатое, колючее, злое и т.д. Потомпридумал разные названия этих существ: «мамлына», «жаваруга»и др. Ответов было много. Но все почти единодушно решили, что Мамлына — добродушная, толстенькая, а колючая и злая — жаваруга. Очевидно, что сами звукиМ, Л, Н вызывают у нас представление о чем — то округлом, мягком, приятном, азвуки Ж, Р, Г — наоборот, ассоциируются с чем — то угловатым, страшным.

Но наиболееаргументированной и понятной нам показалась теория А. П. Журавлева, изложеннаяв книге «Звук и смысл». Он предлагает идею оценивать с помощью разныхпризнаков отдельно взятые звуки речи, что, по его мнению, позволяет не толькообнаружить у звуков какую — то содержательность, но и буквально измерить этитонкие, почти не осознаваемые нами свойства звуков. Так, например, звук Ф врезультате его исследований характеризуется как плохой, грубый, темный,пассивный, отталкивающий, шероховатый, тяжелый, грустный, страшный, тусклый,печальный, тихий, трусливый, злой, хилый, медлительный.

Автор этой книги говорито том, что строение значения слова состоит из трех частей:

* понятийное ядро — основная часть слова, ее мы четко осознаем, можем описать, истолковать;

* признаковыйаспект — аспект значения слова, который мы осознаем не достаточно четко, но егоможно охарактеризовать путем перечисления признаков;

* фонетическаязначимость слова — туманный, расплывчатый ореол вокруг признаковой оболочки,который мы не осознаем, но он оказывает влияние на восприятие слова и его жизньв языке.

Так, Журавлев доказывает,что слово представляет собой единство значения и звучания. Исходя из этогоположения, автор создает механизм, формулу, позволяющую оценивать фонетическуюзначимость и слов тоже. Сначала это пытались делать, складывая результатытестирования букв, из которых состоит данное слово. Но все оказалось несколькосложнее. Оказывается, первый звук в 4 раза информативнее, чем остальные, аударный в 2 раза. Только учтя все это, можно вычислить фонетическое значениеслова.

Рассуждения и выкладкиавтора этой книги показались нам настолько убедительными, что мы решили и самипроверить ее справедливость, тем более, что он предлагает и другой способпроверки справедливости данной теории — звукоцветовые эксперименты, которые позволяютавтору книги сделать вывод, что гласные звуки в нашем восприятии вполнеопределенно и в основном одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем.

Результаты этихисследований показали, что А — густо — красный, Я — ярко — красный, О — светло- желтый или белый, Е — зеленый, Э — зеленоватый, И — синий, У — темно — синий,сине — зеленый, лиловый, Ю — голубоватый, сиреневый, Ы — мрачный темно — коричневый или черный.

Прежде всего, этаинтересная особенность звуков должна проявляться в поэзии. В этом убежден авторкниги и подтверждает свою мысль исследованием отдельных стихотворений разныхавторов. Мы же решили продолжить его исследования на примере творчестваЛермонтова, которое, как мы убедились, как нельзя лучше подходит для этого.

 

2. Исследование звуковогосостава стихотворений Лермонтова с точки зрения фоносемантики

Мы попытались описатьфонетическое значение нескольких стихотворений Лермонтова, опираясь назвукоцветовые исследования А.П. Журавлева, пользуясь, как образцом, егоисследованиями произведений других авторов.

Результаты нашей работынад стихотворениями Лермонтова «Нищий», «Она поет и звуки тают»,«Царская дочь», «Тучки небесные, вечные странники»(Приложение 1) мы и предлагаем в практической части работы.

Выбор стихотворенийобусловлен необходимостью представить разные темы и мотивы лирики Лермонтова,разные по времени создания, а значит и по настроению, произведения, важно былои разнообразие ритмических рисунков в стихотворениях.

Результаты звукоцветовогоисследования фонетического значения этих стихотворений (опираясь наповторяемость гласных звуков) представлены в таблицах (Приложение 2).

Но мы решили неограничиваться только подтверждением предложенной нам теории, а идти дальше.Нам показалось интересным узнать соответствует ли эмоциональное восприятие этихстихотворений, выраженное в цвете (с помощью красок), результатам нашегоисследования. Нами были выбраны группы участников опроса: учащиеся 6-х классов(11 -12 лет) и взрослые (20 — 50 лет). Принципом отбора стала степеньзнакомства с творчеством Лермонтова (учащиеся 6 классов практически не знакомыс творчеством поэта, а взрослые, в большей части, имеют свое особое отношение кпоэзии Лермонтова в целом, не помня, в частности) и жизненный опыт. Результатыопросов представлены в таблицах (Приложение 3.1 — учащиеся 6 классов;Приложение 3.2 — взрослые).

Необходимо отметить, чтов результате исследования мы выявили, что каждый из опрашиваемых обязательно «попадает»хотя бы в один из получившихся цветов, «попадание» сразу в несколькоявление довольно редкое, если это и случается, то только тогда, когда этинесколько цветов из нижней части списка (работы, наиболее точно соответствующиеподсчитанным, представлены в Приложении 4.1)

Три стихотворения из отобранныхдля анализа («Она поет и звуки тают», «Царская дочь», «Тучкинебесные, вечные странники» ) содержат в себе либо прямое указание нацвет, либо намек на цветовую характеристику явления или предмета, астихотворение «Нищий», при всей его эмоциональной яркости ни прямого,ни косвенного указания на цвет не имеет. Нам важно было посмотреть, будут лиэти указания на цвет «отвлекать» участников опроса.

Оказалось, что встихотворении «Она поет...», где есть намек на синий цвет («инебеса играют»), именно он и стал наиболее популярным у взрослых, которыесвои эмоции совмещают с внимательным отношением к содержанию. Дети же скореевсего реагируют на достаточно спокойный (по сравнению с предыдущимстихотворением «Нищий» особенно) тон этого стихотворения.

То же происходит и состихотворением «Царская дочь». Для большинства детей это нечтопохожее на сказку, поэтому они, идя за сюжетом, ставят на первый план зеленый исиний цвета, тем более, именно эти цвета упоминаются в самом стихотворении («чудоморское с зеленым хвостом», «Море», «синие очи»). Взрослыеже здесь идут по более сложному пути, они воспринимают не поверхностный смысл,основанный на сюжете, а видят за этим трагедию, которая и воспринимаетсябольшинством в черном цвете.

В стихотворении «Тучи»результат у взрослых и детей практически одинаков: все они реагируют назаявленный в стихотворении синий цвет неба, но рядом с ним у детей стоитдостаточно оптимистичный зеленый, черный же, олицетворяющий тучи, на последнемместе; у взрослых же черный — знак трагичности состояния лирического героя, обреченностина скитание, на втором по значимости месте, а зеленый на последнем.

Все это позволяет намговорить о том, что восприятие взрослыми и детьми одного и того жестихотворного текста отличаются друг от друга в первую очередь тем, чтожизненный опыт взрослых гораздо богаче, хотя эмоциональный фон восприятияпрактически одинаков.

Когда речь идет остихотворении «Нищий», в котором цветовых намеков не содержится, тоздесь напрямую работает восприятие содержания и звучания текста. Получившийсяпри подсчетах лиловый (сиреневый) цвет, содержащий некий намек на формальнуюпринадлежность стихотворения к любовной лирике, остался совсем не замеченным нивзрослыми, ни детьми (он на последнем месте). На первый план выходитолицетворяющий трагедию чувства черный цвет, который по подсчетам являетсяпоследним.

Представляется интересными тот факт, что некоторые из опрашиваемых, создавали не просто цветовуюассоциацию, а рисовали художественный образ. Например, второе стихотворениедает повод для ассоциации с цветочной поляной, с лебедем, с нежным цветком, ссердцем; первое — с вершиной горы, покрытой снегом, интересным представляется иобраз руки, протягивающей камень; третье стихотворение рождает практическииллюстративный образ — образ русалки, на некоторых рисунках — образ огня.Четвертому стихотворению «повезло» меньше — чаще всего рисуют тучкиили лицо с изображением слез. Наличие подобных иллюстраций объясняется тем, чтомногим проще изобразить смысловую иллюстрацию, чем создавать цветовой образ,отражающий эмоции.

 


Заключение

Занимаясь исследованиемданного вопроса, мы пришли к выводу, что существует тесная взаимосвязь нетолько между смыслом и формой слова, но и между звуковой оболочкой слова, идаже текста, и его восприятием. Мало того, еще раз нашла подтверждение теория отесной взаимосвязи звуковой оболочки слова и цвета, с помощью котороговоспринимается оно человеком.

Наше исследование непретендует на глубину раскрытия вопроса, не является новым, оригинальнымподходом к изучению фоносемантики, — это лишь попытка по — новому взглянуть натворчество любимого поэта, открыть иной способ интерпретации его лирики.

Теория, предложеннаяавтором книги «Звук и смысл», представляется нам интересной, мы нашлине только хороший повод для размышления, но и перспективу исследования.Интересной кажется нам идея взглянуть на результаты исследования еще и спсихологической точки зрения, занимаясь особенностями восприятия литературноготекста, исходя из особенностей возраста, профессии (у взрослых),осведомленности, наличия или отсутствия жизненного опыта, темперамента.


Список литературы

 

1. Журавлев А.П.Звук и смысл. Москва, 1991г.

2. Лермонтов М.Ю.Избранное. Москва, 1975 г.

3. Миллер — Будницкая Р.З. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики А.Блока.// Известия Крымского Педагогического института. Т.3, Симферополь, 1930 г.

4. Поэзияфранцузского символизма. Издательство Московского университета, 1993


Приложение 1

Стихотворения М.Ю. Лермонтова, выбранныедля анализа.Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чутьживой

От глада, жажды истраданья.

Куска лишь хлеба онпросил,

И взор являл живую муку,

И кто – то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, стоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

1830

***

Она поет – и звуки тают,

Как поцелуи на устах,

Глядит – и небеса играют

В ее божественных глазах;

Идет ли – все еедвиженья,

Иль молвит слово – всечерты

Так полны чувства,выраженья,

Так полны дивнойпростоты.

1838

***

В море царевич купаетконя,

Слышит: «Царевич!Взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушамипрядет,

Брызжет и плещет, и далеплывет.

Слышит царевич: «Яцарская дочь!

Хочешь провесть ты сцаревною ночь?»

Вот показалась рука изводы,

Ловит за кисти шелковойузды.

Вышла младая потомголова,

В косу вплелася морскаятрава.

Синие очи любовью горят;

Брызги на шее, какжемчуг, дрожат.

Мыслит царевич: «Доброже! Постой!»

За косу ловко схватил онрукой.

Держит, рука боеваясильна:

Плачет и молит, и бьетсяона.

К берегу витязь отважноплывет;

Выплыл; товарищей громкозовет:

" Эй, вы! Сходитесь,лихие друзья!

Гляньте, как бьетсядобыча моя…

Что ж вы стоите смущеннойтолпой?

Али красы не видалитакой?"

Вот оглянулся царевич назад:

Ахнул! Померкторжествующий взгляд.

Видит. Лежит на пескезолотом

Чудо морское с зеленымхвостом;

Хвост чешуею змеинойпокрыт,

Весь замирая, свиваясь,дрожит;

Пена струями сбегает счела.

Очи одела смертельнаямгла.

Бледные руки хватаютпесок;

Шепчут уста непонятныйупрек…

Едет царевич задумчивопрочь.

Будет он помнить процарскую дочь!

1841

***

Тучки небесные, вечныестранники!

Степью лазурною, цепьюжемчужною

Мчитесь вы, будто, как яже, изгнанники

С милого севера в сторонуюжную.

Кто же вас гонит: судьбыли решение?

          Зависть литайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготитпреступление?

Или друзей клеветаядовитая?

Нет, вам наскучили нивыбесплодные…

Чужды вам страсти и чуждыстрадания.

Вечно холодные, вечносвободные,

Нет у вас родины, нет вамизгнания.

1840

Инструкция.

1. Внимательнопослушайте стихотворение.

2. Эмоции, которыевызывает стихотворение, попытайтесь обозначить цветами.

3. Цвета можно братьяркие и оттенки. Лучше, если вы выберете цвета из предложенных: густо –красный; ярко – красный; светло – желтый; белый; зеленый; зеленоватый; желто –зеленый; синий; синеватый; темно – синий; сине – зеленый; лиловый; голубоватый;сиреневый; темно – коричневый; черный.

4. Желательно долгоне раздумывать, а рисовать первое, что придет в голову.

еще рефераты
Еще работы по литературе: зарубежной