Реферат: С. П. Дягилев и его «Русские сезоны»

Санкт-Петербургский государственный университеткультуры и искусств
(СПб ГУКИ)

Факультет культурологии.  Группа 137-д

Предмет «История СКД»

РЕФЕРАТ
на тему:

С. П. Дягилев и его «Русские сезоны»

2005

<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">

Содержание:

Введение. Связь С. П. Дягилева с периодом Серебряного века

Стр. 3

О Дягилеве. Его характеристика современниками

Стр. 4

Его деятельность и «Русские Сезоны»

Стр. 5

Послесловие

Стр. 7

Литература

Стр. 8

<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family: «Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language: AR-SA">

Введение

С.П. Дягилев был выдающимсядеятелем русского искусства, пропагандистом и организатором гастролей русскогоискусства за рубежом. Он не был ни танцовщиком, ни хореографом, ни драматургом,ни художником, и, однако, его имя известно миллионам любителей балета в России,Европе. Дягилев открыл Европе русский балет, он продемонстрировал, что пока вевропейских столицах балет приходил в упадок и погибал, в Петербурге онукрепился и стал искусством весьма значительным.

C 1907 по 1922 С. П. Дягилев организовал70 спектаклей от русской классики до современных авторов. Не менее 50спектаклей были музыкальными новинками. За ним «вечно следовали восемь вагоновдекораций и три тысячи костюмов». «Русский балет» гастролировал по Европе, США,вечно встречая бурные овации.

Наиболее известные спектакли,радующие зрителей Европы и Америки на протяжении почти двух десятилетий были:«Павильон Армиды» (Н. Черепанин, А. Бенуа, М. Фокин); «Жар-Птица» (И.Стравинский, А. Головин, Л. Бакст, М. Фокин); «Нарцисс и Эхо» (Н. Черепанин, Л.Бакст, В. Нижинский);  «Весна Священная»(И. Стравинский, Н. Рерих, В. Нижинский); «Петрушка» (И. Стравинский, А. Бенуа,М. Фокин); «Мидас» (М. Штейнберг, Л. Бакст, М. Добужинский); «Шут» (С.Прокофьев, М. Лермонтов, Т. Славинский) и др.

 

Связь С. П. Дягилева с периодом Серебряноговека

Рубеж XIX-XX отмечается как«серебряный век». На смену настроениям стабильности распространенным в 80-х гг.приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание «великого переворота»(Л. Н.Толстой).

Понимание «рубежности» временибыло распространено в общественном сознании – и среди политиков, и средихудожественной интеллигенции.

«Время было удивительное, — вспоминала З. Н. Гиппиус. – Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади,что-то… стремилось вперед… куда? Это никому не было известно, но уже тогда, нарубеже веков, в воздухе чувствовалось. О, не всеми. Но очень многими, в оченьмногих».

Расширяются рамки реалистическоговидения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе иискусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованноеотражение жизни в отличие от критического реализма XIXвека, сприсущим ему конкретным отражением действительности.

Особенностью того времени былоразвитие различных объединений деятелей культуры (т.е. кружков: в столицах ихбыло около 40, в провинциях – около 30). Идея синтеза искусств, широкораспространенная в художественном сознании способствовала этому, соединяя впоисках новых форм художественной деятельности представителей разныхнаправлений искусства.

В этот рубежный период С. П.Дягилев был его ярким представителем, неотъемлемой частью, по-своему выражая всеобщиевеяния.

«Чрезвычайность» характера,внутреннего склада и в итоге судьба Дягилева во многом сродни эпохе, в которойон жил и творил. Двадцать два года энергичной и насыщенной деятельности на ниверусской культуры оставили глубокую борозду.

В 1905 году, на открытии «историко-художественнойвыставки русских портретов» в Таврическом дворце в СПб, Дягилев пророческизаявил: «Мы – свидетели величайшего исторического момента итогов и концов воимя новой неведомой культуры, которая нами возникает, но и нас же отметет. Апотому, без страха и неверия, я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасныхдворцов! Так же, как и за новые заветы новой эстетики» (Дягилев С.П. В часитогов… // Весы, 1905, № 4. С. 46–47).

В устроенной выставке он соединилстарые портреты XIXвека и новые. Сравнивая «старые» портреты с «новыми», авторзаметки в журнале «Зритель» написал: «… какая разница в отношении старых иновых мастеров к своим моделям. Старики верили в мундир и искренневдохновлялись им… Что ни портрет, то шедевр и благоговение. Все этисановники, министры, деятели, их жены и дочери – все это дышит мощьюземледержавия и мундирностью. Не то новые художники ближайшего к нам времени.Мундир тот же… Но вдохновляющего благоговения к мундиру нет. Есть лицо вмундире, обыкновенное, немощное, человеческое лицо» (Стернин Г.Ю.Художественная жизнь России 1890–1910-х годов. М., 1988. С. 198). Это уже не«кесарь» и не «герой». Печальное человеческое лицо – предвестникнепредсказуемых крутых перемен.

О С. П. Дягилеве.Его характеристика современниками

С. П. Дягилева можно назватьадминистратором, антрепренером, устроителем выставок и всевозможныххудожественных акций – эти все определения подходят ему, но главное в нем – этоего служение русской культуре. С. П. Дягилев сближал все, что без него и самопо себе могло состояться или уже существовало самостоятельно – творчестворазных художников, артистов, музыкантов, Россию и Запад, прошлое и настоящее, илишь благодаря ему всё это сцеплялось и сообразовывалось друг с другом,приобретая в единстве новую ценность.

 «Дягилев совмещал в себе вкусы многообразные,сплошь да рядом противоречащие, утверждая художественное восприятие, эклектизм.<…> Благоговея перед мастерами «великого века» и века рококо, он приходилв восторг и от русских дичков, как Малютин, Е. Полякова, Якунчикова…, умилялиего и пейзажи Левитана и мастерство Репина, а когда он насмотрелся парижских«конструктивных» новшеств, то ближе всего сошелся с Пикассо, Дереном, Леже<…> Немногим дана такая способность чувствовать красоту…» — извоспоминаний современников.

Он был богато одарен музыкально,чувствителен к красоте во всех её проявлениях, прекрасно разбирался в музыке,вокале, живописи, с детских лет проявлял себя большим любителем театра, оперы,балета; впоследствии стал искусным и предприимчивым организатором, неутомимымтружеником, умевшим заставлять людей воплощать свои идеи. Конечно, он«пользовался» ими, беря от соратников то, что ему было то них нужно, но приэтом заставлял расцветать таланты, очаровывал и привлекал их сердца. Правда ито, что равной очарованию безжалостностью он умел и эксплуатировать людей, ирасставаться с ними.

Дягилевское широкое чувствокрасоты привлекало к нему людей неординарных, индивидуальностей ииндивидуалистов. И он знал, как общаться с ними. «Дягилев обладал свойствомзаставлять особенно блистать предмет или человека, на которых он обращал своёвнимание. Он умел показать вещи с их наилучшей стороны. Он умел вызывать наружулучшие качества людей и вещей.»

Он был прирожденныморганизатором, руководителем с наклонностями диктатора и знал себе цену. Он нетерпел никого, кто мог бы соперничать с ним, и ничего что могло бы встать емупоперек дороги. Обладавший сложной и противоречивой натурой, он умел лавироватьсреди интриг, зависти, клеветы и сплетен, которыми изобилует артистическаясреда.

«Его интуиция, егочувствительность и его феноменальная память позволяли ему запомнитьнеисчислимое множество шедевров (картин), и больше никогда их не забыть.
У него была исключительная зрительная память и удивлявшее нас всехиконографическое чутье, — вспоминал Игорь Грабарь, его соученик поуниверситету. – Быстрый, категоричный в суждениях, он, конечно же, ошибался, ноошибался куда реже, чем другие, и отнюдь не более непоправимо».

«Это был гений, самый великийорганизатор, искатель и открыватель талантов, наделенный душой  художника и манерами знатного вельможи,единственный всесторонне развитый человек, которого я мог бы сравнить сЛеонардо да Винчи » — такой оценки удостоился С. П. Дягилев от В. Ф. Нижинского([1] Т. 1.− с. 449).

Его деятельностьи «Русские Сезоны»

С.П. Дягилев получил хорошеемузыкальное образование. Еще в студенческом кружке А. Н. Бенуа он снискал славупоклонника и знатока музыки. Д. В. Филосов вспоминал: «Интересы его были тогдаглавным образом музыкальные. Чайковский и Бородин были его любимцами. Целымиднями сидел он у рояля, распевая арии Игоря. Пел он без особой школы, но сприрожденным умением». Его музыкальными наставниками называли то А. К. Ледова,то Н. А. Римского-Корсакова. В любом случае, он получил хорошую подготовку,чтобы не быть «чужаком» в композиторской среде; он чувствовал спецификумузыкальной композиции, сам обладал композиторским даром, о чем свидетельствуетсохранившиеся рукописи его юношеских сочинений, владелмузыкально-теоретическими знаниями.

В 1896г. он окончил юридическийфакультет Петербургского университета  (некотороевремя учился в Петербургской консерватории у Н.А. Римского — Корсакова).Занимался живописью, театром, историей художественных стилей. В 1897 устроилпервую свою выставку в Петербургской Академии, посвященную работам английских инемецких акварелистов. Осенью того же года устроил выставку скандинавских художников.Приобретя устойчивую репутацию знатока исскуств и диплом правоведа, получилместо помощника директора Императорских театров.

В 1898г. был одним из основателейобъединения «Мир искусства», в 1899-1904 — совместно с А. Бенуа былредактором одноименного журнала. Свою деятельность по пропаганде русскогоискусства — живописи, классической музыки, оперы — С.П. Дягилев начал в 1906г.В 1906-1907гг. организовал в Париже, Берлине, Монте-Карло, Венеции выставкирусских художников, среди которых были Бенуа, Добужинский, Ларионов, Рерих,Врубель и др.

Выставки русскогоизобразительного искусства явилась откровением для Запада не подозревавшего осуществовании столь высокой художественной культуры.

Поддерживаемый кругами русскойхудожественной интеллигенции («Мир искусства», муз. Беляевский кружоки др.) в 1907 году Дягилев организовал ежегодные выступления русских артистовоперы и балета  «Русские сезоны», начавшиесяв Париже с исторических концертов.

В том году он организовал вПариже 5 симфонических концертов («Исторические русские концерты»),познакомив западную Европу с музыкальными сокровищами России, представляярусскую музыку от Глинки до Скрябина: выступали С. В. Рахманинов, А. К.Глазунов, Ф. И. Шаляпин, Римский-Корсаков, и др.

Своё победное шествие по Европкерусское музыкально-театральное искусство началось 6 мая 1908г., прошли премьерырусской оперы: «Борис Годунов» М. Мусоргского,«Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, «Юдифь» А. Серова,«Князь Игорь» А. Бородина. Партию Б. Годунова исполнил Ф. И. Шаляпин.Зрители были покорены неповторимым тембром шаляпинского голоса, его игрой,полной трагизма и сдержанной силы.

В подобранную Дягилевым длязаграничных гастролей труппу входили А. Павлова, В Нижинский, М. Мордкин, Т.Карсавина, позднее О. Спесивцева, С. Лифарь, Дж. Баланчин, М. Фокин. Балетмейстероми художественным руководителем был назначен М. Фокин. Спектакли оформлялихудожники: А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, Н. Рерих, а в более поздние годы М.В. Добуджинский, М.Ф. Ларионов, П. Пикассо, А. Дерен, М. Утрилло, Ж. Брак.

Впервые «мирискусниснический»балет был представлен отнюдь не в Париже, а в Петербурге, в Мариинском театре.Это были балеты на музыку Н. Черепнина «Оживленный гобелен» и  «Павильон Армиды» (художник  А. Н. Бенуа, хореограф М. М. Фокин). Но нетпророка в своём отечестве. Новое столкнулось с искони всемогущим российскимчиновничеством. В прессе замелькали безграмотные враждебные редакции. Ватмосфере откровенной травли артисты, художники, работать не могли. И тогдародилась счастливая идея «балетного экспорта».  Балет был вывезен за границу впервые в 1909г.19 мая 1909г. в Париже в театре Шатле были показаны постановки М. Фокина:«Половецкие пляски» из оп. А. Бородина, «Павильон Армиды»на муз. Черепнина, «Сильфиды» на муз. Ф. Шопена, сюита — дивертисмент«Празднество» на муз. М.И.Глинки, П.И.Чайковского, А. Глазунова, М.П.Мусоргского.

«Откровением», «революцией», иначалом новой эпохи в балете назвали парижские хроникеры и критики русский«сюрприз».

Дягилев, как антрепренер,рассчитывал на подготовленность парижан к восприятию нового искусства, но нетолько. Он предугадал интерес к исконно русской национальной сути техпроизведений, которые собирался «открыть» Парижу. Он говорил: «Всяпослепетровская русская культура с виду космополитична, и надо быть тонким ичутким судьей, чтобы отметить в ней драгоценные элементы своеобразности; надобыть иностранцем, чтобы понять в русском русское; они гораздо глубже чуют, гденачинаемся «мы», то есть видят то, что для них всего дороже, и к чему мыположительно слепы» ([1], Т. 2.− с. 325).

Для каждого спектакля М. Фокинподбирал особые средства выразительности. Костюмы и декорации соответствовалистилю той эпохи, во время которой происходило действие. Классический танецпринимал определенную окраску в зависимости от развивающихся событий. Фокиндобивался того, чтобы пантомима была танцевальной, а танец — мимическивыразительным. Танец в его постановках нес конкретную смысловую нагрузку. Фокинмного сделал для обновления русского балета, но никогда не отказывался отклассического танца, считая, что только на его основе может воспитатьсянастоящий художник-балетмейстер, художник-танцовщик-балетмейстер, художник-танцовщик.

Последовательной выразительницейидей Фокина была Т. П. Карсавина (1885-1978). В её исполнении «мирискусники»особенно ценили удивительную способность передавать красоту внутреннюю сущностьобразов прошлого, будь то скорбная нимфа Эхо («Нарцисс и Эхо»), или Армида,сошедшая с гобелена («Павильон Армиды»). Тему манящего но ускользающегопрекрасного идеала воплотила балерина в «Жар-Птице», подчинив развитие этогоэкзотического образа чисто декоративным, «живописным» идеям новогосинтетического балета.

Балеты Фокина как нельзя болеесоответствовали идеям и мотивам культуры «серебряного века». Самое же главное,черпая новое у родственных муз, Фокин находил столь же новые хореографическиеприёмы, раскрыляющие танец, ратуя за его «естественность».

С 1910 года Русские сезоныпроходили без участия оперы.

Лучшими постановками в 1910г. были«Шехеразада» на муз Н.А. Римского-Корсакова и балет-сказка«Жар-птица» на муз. И.Ф. Стравинского.

В 1911г. Дягилев принял решение осоздании постоянной труппы, которая окончательно сформировалась к 1913году иполучила название «Русский балет» Дягилева, просуществовала до 1929г.

Сезон 1911года началсяспектаклями в Монте-Карло (продолжился в Париже, Риме, Лондоне). Былипоставлены балеты Фокина: «Видение розы» на муз. Вебера,«Нарцисс» на муз. Черепнина, «Подводное царство» на муз изоперы «Садко» Н. А. Римского — Корсакова, «Лебединое озеро»(сокращенный вариант с участием М.Кшесинской и В. Нижинского).

Особенный успех вызвал балет«Петрушка» на муз. И. Стравинского, а оформлял балет А. Бенуа.Огромная доля успеха этой постановки принадлежит исполнителю главной партии,партии Петрушки, гениальному русскому танцовщику Вацлаву Нижинскому. Этот балетстал вершиной балетмейстерского творчества Фокина в дягилевской антрепризе, онзнаменовал собой начало мирового признания И.Ф. Стравинского, роль Петрушкистала одной из лучших ролей В. Нижинского. Его отточенная техника,феноменальные прыжки-полеты вошли в историю хореографии. Однако не толькотехникой привлекал этот блистательный артист, но прежде всего своейудивительной способностью с помощью пластики передавать внутренний мир своихгероев. Нижинский-Петрушка в воспомнаниях современников предстаёт то мечущимсяв бессильной злости, то беспомощной куклой, замершей на кончиках пальцев сприжатыми к груди негнущимися руками в грубых рукавичках…

 Художественная политика Дягилева поменялась,его антреприза уже не имела целью пропаганду русского искусства за рубежом, а становиласьпредприятием, которое во многом ориентировалось на интересы публики,коммерческие цели.

С началом 1-й мировой воины навремя прерываются выступления «Русского балета».

Сезон с 1915-16гг. труппа провела в гастролях по Испании,Швейцарии и США.

В труппе были поставлены потом балеты«Весна священная», «Свадебка», «Аполлон Мусагет»,«Стальной скок», «Блудный сын», «Дафнис и Хлоя»,«Кошка» и др.

После смерти С.П. Дягилева труппараспалась. В 1932г. на базе балетных трупп Оперы Монте-Карло и Русской оперы вПариже, созданных после смерти С.П. Дягилева, организована де Базилем«Балле рюс де Монте-Карло».

Русские балеты стали неотъемлемойчастью культурной жизни Европы 1900 – 1920 гг., оказали значительное влияние навсе сферы искусства; пожалуй, никогда раньше русское искусство не оказывалостоль масштабного и глубокого влияния на европейскую культуру, как в годы«русских сезонов».

Произведения русскихкомпозиторов, талант и мастерство русских исполнителей, декорации и костюмысозданные русскими художниками, – все это вызвало восхищение зарубежнойпублики, музыкальной и художественной общественности. В связи с огромнымуспехом парижского русского сезона в 1909 г. А. Бенуа указывал, чтотриумфатором в Париже явилась вся русская культура, вся особенность русскогоискусства, его убежденность, свежесть и непосредственность.

Послесловие

Деятельность труппы «Русскийбалет» С.П. Дягилева составила эпоху в истории балетного театра, котораяразворачивалась на фоне всеобщего упадка хореографического искусства.

«Русский балет», посути, оставался едва ли ни единственным носителем высокой исполнительскойкультуры и хранителем наследия прошлого.

В течение двух десятилетий,находясь в центре внимания художественной жизни Запада, «Русскийбалет» служил стимулом к возрождению этого вида искусства.

Реформаторская деятельностьхореографов и художников дягилевской труппы повлияла на дальнейшее развитиемирового балета. Дж. Баланчин в 1933г. переехал в Америку и стал классикомамериканского балета, Серж Лифарь возглавил балетную труппу парижской оперы.

Ворочая миллионами и имеяподдержку таких кредиторов, как император Николай 1, предприниматели Елисеевы,великий князь Владимир Александрович, и др., владелец знаменитой «пушкинскойколлекции», он жил в кредит и «умер один, в гостиничном номере, бедный, какимбыл всегда».

Он похоронен на кладбищеСан-Мишель, рядом с могилой Стравинского, на средства французскихблаготворительниц.

<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family: «Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language: AR-SA">

Литература

С. Дягилев и русское искусство / И. С. Зильберштейн, В. А. Самков.− М., 1982.− Т. 1−2; Нестьев И. В. / Дягилев и музыкальный театр XXвека.− М., 1994; Пожарская М. Н. / Русские сезоны в Париже.− М., 1988; Рапацкая Л. А. / Искусство «серебряного века».− М.: Просвещение: «Владос», 1996; Федоровский В. / Сергей Дягилев или Закулисная история русского балета.− М.: Зксмо, 2003.
еще рефераты
Еще работы по литературе, лингвистике