Реферат: Изобразительное искусство Сибири

Содержание

Введение

1. Творческий путь Г.Ф.Борунова

2. Тематическая картина

3. Портретное творчество

Заключение

Список литературы


Введение

В Горном Алтае еще в дореволюционное время начали работать Курзин, Гуляев, Никулин. Здесь несколько лет живут супруги Шульпиновы. Педагогическую деятельность в с. Чемале начал Борисов.

В селе Чемал в 1918 году было организовано землячество (коммуна художников), просуществовавшее несколько месяцев. В него входили барнаульцы М. И. Курзин, В. В. Карев, И. Д. Чашников, В. Н. Гуляев, М. И. Трусов (Чебдар). Живут в эти годы в Горном Алтае А. Э. Мако, Н. С. Шульпинов и приехавшие сюда из центра Е. Ланге, А. Н. Борисов.

Сибирскую интеллигенцию еще в дореволюционное время занимали проблемы быта и творчества разных народов Сибири. Возникал вопрос о художественной значимости произведений народного прикладного искусства. В 1920-х годах художников-профессионалов все больше привлекает народное творчество, а также идут споры о «сибирском искусстве», об искусстве «примитивов», об особенностях искусства дацанов в Бурятии, о традициях русского старообрядческого и алтайского национального искусства. Об этом говорили поиски студии Копылова в Иркутске, эксперименты некоторых барнаульских и омских художников.

Подъем культурной жизни становится более ощутимым после гражданской воины. Уже 20-е годы вызвали разительные перемены в бывшей окраине царской России. На советском Алтае создаются условия для развития национальной экономики, культуры. Введение алтайской письменности, строительство школ, библиотек, ломка вековых отсталых традиций меняют облик Алтая.

Работал здесь Гуркин, пробует перо молодой П. Кучияк, собиратель алтайских сказок и легенд, вырастает в своеобразного художника Н. Чевалков. У интеллигенции ширятся связи не только с Барнаулом, но и с Москвой. С перемещением художественного центра в Новосибирск перестают ощущаться томско-алтайские дореволюционные связи. Гуркин и начавший свою деятельность молодой Чевалков — оба тяготеют к Новосибирску.

Связи с художественной средой Сибири поддерживаются и через непосредственное общение с художниками Новосибирска, и через участие в выставках, и через ряд других начинаний. Гуркин был избран членом редколлегии ряда журналов Новосибирска, Чевалков иллюстрировал журналы «Настоящее», «Охотник и пушник Сибири». В сибирских журналах начинают печататься П.В. Кучияк и А.Л. Коптелов.

Важную роль в становлении алтайского профессионального искусства сыграло открытие художественной школы, о которой давно мечтали лучшие представители алтайского народа. Школа имела педагогический уклон и готовила учителей рисования (1931-1941). Преподавание в ней начинали Г. И. Гуркин и Н.И. Чевалков. Первым директором школы был И.П. Липовцев, затем А.А. Лупинов. С 1938 года директором школы и ведущим преподавателем становится В.Р. Волков. У него получили первое художественное образование будущие художники, члены СХ СССР Н. П. Иванов и С. И. Чернов.

Художники Горного Алтая принимали участие на открывшейся в Москве в 1926 году выставке «Жизнь и быт народов СССР», где вызвали интерес ахрровцев. Гуркин и Никулин привлекли внимание московских критиков также на другой вскоре открывшейся выставке, организованной Обществом по изучению Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Значительно слабее была художественная жизнь в других городах Алтайского края.

В Бийске с 1918 года по 1921 год работала студия, в которой занятия вели известный в Сибири художник А. Э. Мако, ученик Г. И. Гуркина Д. И. Кузнецов и художница В. Л. Сепгалевнч. К чтению лекций здесь привлекались художники из Барнаула М. И. Курзин, А. О. Никулин, М. И. Авилов. В 1918 году в Бийске была организована выставка с участием А. О. Никулина, М. И. Курзина, Д. И. Кузнецова, В. А. Сенгалевич. Устраивались здесь и отчетные выставки студийцев. Несколько позже, когда художественную жизнь Барнаула возглавил А. П. Борисов, по его инициативе в здании Бийского краеведческого музея была организована передвижная выставка живописных работ барнаульских художников.

В Колывани, некогда знаменитом центре камнерезной промышленности Сибири, и в Змеиногорске в первые годы Советской власти возникли художественные студии, но просуществовали они недолго.

Наиболее результативными оказались культурные начинания в городе Камне. Здесь художественную жизнь возглавил К.М. Чукалов.

После окончания Казанской художественной школы он ведет изобразительное искусство в школах Камня, а затем организует студию. Под его непосредственным руководством приобщались к изобразительному искусству в 1920-х годах П.М. Михайлов, переехавший потом в Москву и там закончивший художественное образование, В.Е. Кайдалов, ставший позже народным художником Узбекской CСP и живущий ныне в Ташкенте, М.И. Карраск, Н.Н. Чебаков и другие. В 1920-1930-е годы в Каменской изостудии под руководством Чукалова учились И. В. и В. В. Титковы, закончившие потом Омский художественно-промышленный техникум и успешно работавшие в Новосибирске.

Еще при жизни Чукалова в Камне начала собираться картинная галерея при местном краеведческом музее. Сейчас она пополнена за счет работ бывших учеников изостудии, работ самого Чукалова и подарков некоторых московских художников — Г. Г. Нисского, Я. Т. Ромаса, М. В. Мыслиной, А. Д. Щекалиной, Н. Н. Чебакова и других.

Таким образом, можно увидеть, что творческий потенциал Горного Алтая огромен.

Цель данной работы – рассмотреть картин и творчество Г.Ф.Борунова.


1. Творческий путь Г.Ф.Борунова

Среди художников послевоенного времени, влившихся в Алтайскую организацию Союза художников и составивших основу его ядра, необходимо назвать Геннадия Федоровича Борунова. Он в числе первых художников Алтая стал зачинателем актуальной темы нашей современности — темы целины. Жизненный и творческий путь его тесно связан с Алтаем.

Г.Ф. Борунов родился в 1928 году в селе Павловске, расположенном в 60 километрах от Барнаула. В прошлом — это один из старинных центров сереброплавильной промышленности в Сибири. Семья Вороновых не была чужда искусству. Его отец, Федор Георгиевич, в молодости учился в Алтайской губернской художественной школе у А. О. Никулина и В. В. Карева. Геннадий также с детства увлекался рисованием.

Началась Великая Отечественная воина. Отец Геннадия ушел на фронт. Настала тяжелая пора, и все же Геннадии выкраивал часы для рисования. Один из рисунков был послан отцу на фронт, и вскоре в далекое сибирское село пришел ответ: «Рисунок показывал художнику — он большой мастер. Посоветовал учиться. Способности, говорит, у тебя есть».

Эта оценка сыграла важную роль в выборе жизненною пути будущего художника.

Конец войны совпал с последним годом учебы в школе. Летом 1945 года Геннадий Борунов едет в Новосибирск. Все в большом городе удивляло и даже подавляло вначале. Особенно поразил театр оперы и балета: декорации к постановкам показались ему сказочно прекрасными. Геннадий твердо решил стать художником. Всю зиму и весну он рисует, читает книги по искусству, увлеченно готовится к поступлению в Московское театрально художественное училище.

Учиться в послевоенные годы было трудно, но Борунов был счастлив тем, что может учиться в Москве. В те годы в училище поступали фронтовики. Учились серьезно и жадно. Среди студентов Геннадии особенно сблизился с Б. Горовым. Вместе часто бывали они в залах Государственной Третьяковской галереи, в Историческом музее. От преподавательницы Н. А. Вернер он впервые услышал о С.Т. Коненкове. Позже Борунов посетил мастерскую скульптора. Увиденное запомнилось надолго. Годы учебы пролетели быстро. Работа над дипломом, и вот Борунов — выпускник училища. Дальнейшая учеба связана с Ленинградом.

Борунов уезжает в Ленинград и до 1953 года учится в Ленинградском художественном училище им. Крамского. Пройдя большой конкурс, он в 1953 году становится студентом института им. И. Е. Репина Учителями сибиряка были Г. П. Чепец, А. Д. Зайцев, В. В. Соколов, Л. Н. Худяков. С 3-го курса Геннадий Борунов был принят в мастерскую народного художника СССР. Бориса Владимировича Иогансона.

Учебные работы будущего художника были неоднократно отмечены требовательным мастером. Упорно и настойчиво учился Геннадий Борунов. Каждое лето уезжал домой, а осенью в Ленинград привозил свежие этюды Тема диплома определилась сама собой: это должна была быть картина о земляках хлеборобах. Окончательный вариант ее созрел к весне 1959 года. Так появились Хозяева земли (1959).

После успешной защиты диплома художник возвращается на родину. Несколько лет живет в Павловске, затем переезжает в Барнаул, но родное село по-прежнему остается своеобразной мастерской художника. Здесь он находит необходимый материал для своего творчества, живет месяцами.

Художник Г. Ф. Борунов принадлежит к тем натурам, которые, раз избрав любимую тему, остаются верны ей десятилетиями. С первых же шагов в поисках творческой темы определился выбор: он стал работать над тематической картиной. Не пренебрегает художник и портретом.

Творческий облик художника будет неполным, если не сказать о пейзажных работах. Одной из первых проб в этой области стала его Элегия (1958) — пейзаж с элементами жанра.

Серьезной работой в жанре пейзажа является Шелаболиха. Сложная гамма холодных цветов, мерцающие огоньки, чувство сторожкой тишины, так удачно переданное авто ром, создают образ несколько драматичный и взволнованный.

Целая серия его пейзажей, написанная в родных местах (Павловск. Осенний день, Этюд. Рогозиха, Дом из Рогозихи, Унылая пора. Шахи, Барнаул. Золотая осень, Колыбельная), выполнена в лирическом ключе. Они красивы и тонки по цвету, образны по своему содержанию. Хотя требовательный к себе автор) считает их просто «занятием для души», работы этого плана имеют право на самостоятельную жизнь в искусстве.

Крепнущее мастерство художника, твердая уверенность в избранном пути, которая сродни любимым героям его произведении, — основа дальнейшего творческого роста живописца.

2. Тематическая картина

Художник Г. Ф. Борунов принадлежит к тем натурам, которые, раз избрав любимую тему, остаются верны ей десятилетиями. С первых же шагов в поисках творческой темы определился выбор: он стал работать над тематической картиной. Первой работой этого цикла была его дипломная композиция Хозяева земли. Ведущий мотив его творчества — земля и люди — был найден. И не случайно автор считает картину до сих пор своей программной вещью.

На фоне жнивья и озерца, в котором играют вечерние лучи солнца, около трактора стоят, вглядываясь вдаль, два тракториста. Позы их просты и безыскусственны. В героях ощущается большая внутренняя сила, слитность с землей. К сожалению, значимость этого произведения снижает некоторая внешняя огрубленность типажа

Живя среди знакомой с детства природы, являясь свидетелем подъема целины, художник создает целую серию произведений из жизни сельских тружеников. К этому времени окончательно определяется творческий метод художника. Живое, непосредственное общение с натурой лежит в его основе. Героя своих произведений ищет в повседневности, а труд им всегда мыслится как основа бытия.

И поэтому картины Г.Ф. Борунова привлекают не формальными эффектами, а верностью правде жизни. И в этом отношении алтайский художник близок стилю, который получил название «сурового» Само обращение к обычному, внешне не примечательному явилось в определенной мере реакцией на «парадное» искусство 40-50-х годов, против которого и развернул свое наступление «суровый стиль».

Сюжет картины Г. Ф. Борунова «Мои земляки» (1964) на первый взгляд кажется довольно обыденным. Среди светлой порыжелой стерни, занимая всю плоскость холста, изображена как единый монолит группа хлеборобов. В позах целинников есть демонстративность, статичность. За всем этим угадывается большая сдержанная сила. Автор не скрывает, что его герои от самой земли: руки их огрубели от труда, лица загорели, волосы и одежда выцвели.

В этом сказывается отношение автора к изображаемым людям, его сочувствие и глубокое уважение к труженикам села, знание их нелегкой жизни. Здесь все конкретно, осязаемо, зримо. Здесь голос самой земли, а не ее эхо. И то, что в заурядном художник сумел увидеть и запечатлеть значительное и непреходящее, составляет силу его творческого метода.

Автор, желая акцентировать внимание на внутренней значительности образов героев, подчеркивает их физическую силу через «кованность», нарочитую огрубленность формы. Такое смешение смыслового и пластического начал несколько обедняет содержание живописного произведения.

Картина Мои земляки представила молодого художника на Зональной выставке «Сибирь социалистическая» в Новосибирске (1964). Успешное выступление на одной из крупнейших выставок Сибири, а в 1965 году на выставке «Советская Россия» сделало имя художника известным за пределами Алтая. Он становится членом Союза художников, активно включается в творческую жизнь края. С этих пор Геннадий Федорович Борунов — участник всех краевых, зональных и ряда других выставок.

Следующей вехой в разработке художником темы земля и люди стало полотно Земля родная (1967). Замысел картины возник на ассоциативных началах.

«Мне мыслилось, — говорит автор, — связать воедино людей, которые эту землю, обагренную кровью в годы Отечественной войны, защитили, и младшее поколение, которое идет на смену. Хотелось показать их вместе на этой земле, где они родились и где сейчас трудятся».

Композиционно полотно строится по вертикали. Почти во всю плоскость холста изображены две фигуры на фоне вспаханной земли. И высокий горизонт, и крупноплановость фигур, и отсутствие каких бы то ни было аксессуаров придают особую весомость изображаемому. Колорит картины, горячечный и напряженный, усиливает идейную значимость и гармонирует с общим эмоциональным настроем произведения. Достоинства картины снижают некоторые просчеты в рисунке.

Одновременно с большими тематическими картинами автор создает ряд живописных произведений, решающих подчас те же задачи, но являющихся или ответвлением от этой основной темы или этюдным материалом. Что же касается развития лейтмотива творчества художника, то необходимо назвать такие работы, как Три поколения, Отец, Хлебороб, Битва за хлеб. В них на более частных примерах, работая над любимой темой. Борунов создает и обобщенный образ труженика сибирских по лей (Хлебороб), и своеобразный семейный портрет (Три поколения), и затрагивает тему отцовства (Отец). Ему удается также показать накал трудовых усилий, который свойствен страдной поре (Битва за хлеб).


3. Портретное творчество

Не пренебрегает художник и портретом. Некоторые из, них являются своеобразным этюдным материалом к картинам Хозяева земли, Мои земляки. Это Кольцов М. Г., Сеятель (Луночкин Анатолий), Ветеран.

Другие же полотна, перерастая рамки этюдов, являются самостоятельными произведениями портретного жанра. В качестве натуры для портрета художника также привлекают люди деятельные, энергичные, цельные. Такими предстают с его портретов Матрена Скворцова, простая русская женщина, строгая и добрая одновременно, волевой и напористый, решенный композиционно почти монументально председатель колхоза (Кольцов М. Г.).

Портретируемые обычно изображены среди близкой им обстановки. Композиция при всей своей фрагментности монументальна. Живописная техника — это чаще всего корпусное письмо, пастозный мазок, которые куют форму. Автор любит «поджаренную» гамму цвета.

О крепнущем мастерстве художника, поисках эмоциональной выразительности образов говорит Портрет сибирского богатыря Нестора Козина (1969), участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, служившего в сибирской гвардейской дивизии, кавалера многих орденов, человека огромной силы воли и мужества. Талантливого военачальника Нестора Козина соратники по оружию называли сибирским богатырем. Эта значительность человеческой личности стала главной в поисках образного решения.

Портретируемый представлен сидящим у стола в характерной для него позе. Фигура занимает собой все полотно, а снизу чуть выходит за рамки. Конкретность поставленной задачи повлекла за собой конкретность окружения: фоном стала черная грифельная доска с записями событий из летописи военных лет. Нестор Козин — весь собранность, волевой напор. Плотная корпусная живопись, напряженное звучание синего цвета взгляд портретируемого прямо на зрителя, монументальность композиции-все это усиливает значительность образа.

В последней работе художник вернулся к своему любимому герою, прототипом которого стал Михаил Григорьевич Кольцов. Это четырехфигурная композиция, своеобразный групповой портрет, центром которого является М. Г. Кольцов. Художник удачно передает впечатление внутреннего накала беседы. Хлеборобы только что советовались, собравшись прямо на поле. Еще миг — и улетит на свой участок мотоциклист, справа, помчится другой мотоциклист, что в красной майке, весь собранный и напрягшийся за рулем. Продолжит работу хлебороб, слушавший разговор трех. Пойдет дальше по току председатель, вобравший в себя заботы всех. Это переходное состояние удачно передано автором.

Картина подкупает теплотой: в ней легко прослеживаются симпатии самого художника, его влюбленность в земляков, умеющих честно трудиться и стойко встречать тяготы. Художник, отходя от монохромности и «поджаренных» цветов, ищет полифонию, усложняет цвет.

В творчестве художника с конца 60-х годов появляется новая тема — историко-революционная. Первым произведением такого жанра стала картина Г. Ф. Борунова Сыны России (1967), в которой автор обращается к теме «Ленин и народ». Автор впервые прибегает к многофигурной композиции. События времен гражданской войны легли в основу следующего произведения (Дзержинский с чекистами).

Обратился художник и к более далеким пластам прошлого Алтая. Первой пробой в этой области стала картина И. И Ползунов. Чувство исторической эпохи, удачно найденный образ самого героя, холодный колорит лунного света говорят о возросшем интересе художника к пластичности образа, к поискам цвета.


Заключение

Не растеряться в этой разноголосице художникам-барнаульцам помогла практическая работа. Так было по всей стране, но в Барнауле, еще недавно тихой провинции, плодотворность усилий связать искусство с жизнью выступает особенно очевидно.

Сюда удивительно быстро дошли и были единодушно подхвачены местными художниками идеи монументальной пропаганды. В Барнауле скульптор С. Р. Надольский осуществляет ряд работ, которые становятся первыми воплощениями Ленинского плана монументальной пропаганды в Сибири.

Выпускница Московского училища живописи, ваяния и зодчества Н. А. Янова-Надольская работала в Барнауле в жанре портрета и натюрморта. Лучшей ее работой этого периода является живописный «Портрет дочери».

Поиски непроторенных путей в искусстве, осознание себя первооткрывателями и активными участниками новой жизни отличали барнаульских художников М. И. Курзина, В. Н. Гуляева, Е. Л. Коровай. Самым энергичным и талантливым из них представляется М. И. Курзин.

Совсем мало исследовано творчество В. П. Марковой.

Большинсгво из барнаульских художников кончило Казанское художественное училище и продолжило свое образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчесгва и в частных студиях.


Список литературы

1. Борунов Г.Ф. // Изобразительное искусство Алтая. – М., 2003.

2. Очерки по культуре. — М., 1997.

3. Снитко Л.И. Творчество художников Алтая и Сибири. – М., 2000.

4. Художники России. – М., 2005.

еще рефераты
Еще работы по культуре и искусству