Реферат: Канглы - предки кангаласцев

Василий Ушницкий

Ядро народа саха, по словам В.О.Долгих, составляли кангаласы, племенное название которых яха/саха стало названием всего народа. А.И.Гоголев кыпчакский компонент в составе саха связывает исключительно с кангаласами. С.Г.Кляшторный также говорит о том, что близость этнонимов канглы и кангалас он заметил с давних пор. Однако, впервые отождествление этнонима ханалас с названием племени канглы сделал Г.В. Ксенофонтов в неопубликованном II томе «Ураангхай-сахалар». Этот наиболее важный и реальный вклад Г.В. Ксенофонтова в науку до сих пор не получил должной оценки. Племени и роды под названием канглы или с основой канг существуют у всех современных тюркских народов. Канглы считаются потомками древних кангюйцев. Кангюй — могущественное государственное образование на территории Приаралья и Сырдарьи, со II в. до н.э. до V в. н.э. Б.А.Литвинский предками кангюйцев считает «саков, которые за Согдом». Тюркологи С.С.Аманжолов и Н.К.Антонов этноним канглы/канлы выводят от слова канк «телега». Ещё в легенде об Огузе, приведенной у Абулгази, даётся народная этимология, согласно которой предок канглы получил свое имя вследствие того, что чинил телеги. Исходя из этого Г.В.Ксенофонтов предполагал тождество канглы с гаогюйцами — предками уйгуров, которых в переводе с китайского именовали «высокими телегами». Он их считал предками кангаласов -третьей этнической волны в формировании саха.

А.Т.Кайдаров и С.Г.Кляшторный пришли к выводу о том, что в древности этноним канглы мог употребляться в значении: «речные», «обитатели рек». Ими слово канг/кан считается древнеиранским, а не тюркским.

Э.Пуллибланк производит слово кангюй на основе «тохарского» канк — «камень» и, исходя из этой этимологии, говорит о «кангюйской разновидности тохарского языка». Б.А.Литвинский племенное название кангюй пытается объяснить, учитывая хотано-сакское слово канка — «кожа», «шкура». Им наименование кангюй истолковывается как сакский этноним с примерным значением «люди в кожаных одеждах». Многие исследователи отождествляют кангюй с авестийской кангхой — резиденцией вождей «туров», т.е. сако-массагетских племен. Академик Б.А.Литвинский мнение о тюркоязычности кангюйцев считает неубедительным. Более убедительным в этой связи представляется мнение о принадлежности племен кангхи-кангюя к кругу североиранских скотоводческих племен. Китайские наблюдатели постоянно подчеркивают, что племена кангхи-кангюя по обычаям и по одежде не отличаются от сармат и алан, затем и от юэчжи. О влиянии зороастризма на религию древних кангюйцев пишет Б.А.Литвинский. О сходстве элементов белого шаманизма и зороастрийской религии говорит А.И.Гоголев. В этой связи интересным представляется его гипотеза о происхождении самоназвания саха от имени древних саков.

Старое имя кангар постепенно уступило место новому — печенег. По словам византийского императора Константина Багрянородного, три наиболее благородных фемы (племени) печенегов получили имя кангар. Их названия в сокращенном варианте: аила, чур, эрдим. С.И.Боло писал о том, что отдельный род хангалас состоит из объединения трёх родов: киллэм, чэр или дьэр, ектем. Имя рода саха дьеппен, входившего в состав Хангаласского улуса, мы можем сравнить с именем племени печенегов, не входившего в состав кангар — чопон.

Этноним канглы появляется в начале XII в., когда кыпчаки обосновываются вдоль восточного побережья Сырдарьи и к северу от Аральского моря. М.Кашгари (XI в.) однако, в своем знаменитом труде не упоминает о канглах, как о племени. Он писал о том, что «канглы есть один из великих людей из кипчаков». С.Аманжолов, исходя из данного факта, думает, что во время М.Кашгари, возможно, основная масса канглов была уже в Малой Азии. Известно, что остатки печенегов вместе с кыпчаками образовали половецкий племенной союз. В этой связи интересным представляется тот факт, что кангаласцы считают себя потомками татарского владыки Шури-хана, который воевал с русскими. Мы полагаем, что после разгрома Владимиром Мономахом донского объединения половцев, возглавляемых Шаруканем, значительная их часть обратно откочевала в степи Казахстана. Среди них, видимо, преобладали и канглы, вернувшиеся на родину своих предков. Канглы входили в Кыпчакское ханство как значительная этнополитическая сила. В XII веке в районе Приаралья и нижней Сырдарьи канглы образовали крупное объединение племен, номинально подчинявшееся кыпчакским ханам. В политических событиях, особенно в сношениях с Хорезмом (в XII -начале XIII в.) канглы действовали независимо от кыпчаков.

Это дает К.Ш. Шаниязову основание полагать, что канглы и кыпчаки являются самостоятельными племенными объединениями. Китайские источники того периода определяют племенной союз канглы термином го, обозначающим государство. В тексте «Юаньши» написано: «Ащанбуха, потомок ханского рода государства канглы — канго ванцзу».

В войсках хорезмшаха, на стороне которого канглы выступали против монгольского нашествия, их было до 90 тысяч. Как свидетельствует Абулгази, значительная часть этих канглов была разгромлена в районе Джуда и Таласа монгольскими завоевателями. Плано Карпини в XIII веке проезжал через земли канглы после его завоевания монголами. Вот что сообщает он о страшной участи, постигшей их: «В этой земле, а также в Комании мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащих на земле, подобно навозу… Эти люди были язычники, как и команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а питались только скотом, они не строили также домов, а помещались а шатрах. Их также истребили татары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабов».

Надо сказать, что канглы были крупным племенным союзом, в состав которого входило много племен. Кангаласцы также состоят из многих родов, судя по преданиям и архивным данным многие роды саха являются их ответвлениями. Если следует признать правильность сопоставления кангаласов с канглы, то следует принять и близость названий по крайней мере ещё четырех родов саха, считающихся ответвлениями или близкими родичами кангаласов с четырьмя средневековыми племенами Приаралья, о которых можно сказать, что именно они составили племенной союз канглы.

Арабский автор IX в. Ал-Масуди сообщает, что «в районе Аральского моря 4 воинственные племени: баджгарды, баджане, баджгард и наукерде воюют с гузами, карлуками и кимаками». В любом олонхо на западе от местообитания их героев находится Арапы или Араат Байгал. На этой основе П.А.Ойунский Аральское море считал родиной олонхо и прародиной народа саха. Он же мифологическое выражение: «огус буолан аан дойдуга айаатаабыт ураанхай-сахалар бу биhиги бу баарбыт» — «те самые урангхай-саха, которые в образе быка на весь мир орали, это мы и есть», связывал с огузами. Некоторые исследователи, в том числе известный советский тюрколог А.Н.Бернштам, самоназвание огузов связывали с одноимённым словом в тюркских языках, означавшим быка. Казахский востоковед и историк С.М.Ахинжанов самоназванием кимаков считал слово уранхай или в отдельности кай и уран, означавшего змею. Потомки уч-карлуков в Узбекистане относят себя к роду саханкул. Легенда о Сельджуке имеет параллели с преданиями саха об Эллэе и Омогое — своих прародителях. Есть сведения о том, что уранкаи-кимаки участвовали в сельджукском движении. В Х веке именно племя каи владычествовало в огузском объединении.

С.Г.Агаджанов, специалист по огузам, дает сведения о том, что печенеги, баджгарды, нукарда и баджна в результате ожесточенных сражений с огузами, кимаками, карлуками ушли из Приаралья и оказались в Малой Азии. Около 932-933 гг. эти четыре тюркских племени вторглись в пределы Византийской империи.

Название рода наахара можно отождествить с именем племени наукерде, близких к печенегам. Нахарцы считаются группой, близко родственной кангаласам. Имя племени наукерде, или как иногда пишут наукара, расшифровывается так: нау — иранское «новый», а керд — основа для термина «город». Что касается о присутствии схожих этнонимов среди современных тюркских народов, то среди туркмен есть племя нохурлы. Среди казанских татар есть топоним Нохрат и соответственно этому, так называемые нохратские татары. Но о возможном происхождении всех этих этнонимов от имени племени наукерде ещё никто не утверждал.

Этноним баджгарды Р.Г.Кузеев отождествляет с башкирами. Арабский этникон «маджгар» считается воспроизведением самоназвания мадьяр в сочинении автора IX века Ибн Русте. Тюрколог Н.А.Баскаков выдвигал версию о том, что этнонимы башкиры и мадьяры имеют общее происхождение. Мы выдвигаем версию о том, что имя рода саха малдьагар имеет связь с самоназванием древних мадьяр «маджгар». В преданиях мальжегарцев указывается, что их предки пришли из страны тунгусов Молдьу. Данное предание, на наш взгляд, подчеркивает иноязычность предков малдьжегарцев.

Название рода бордон можно связать с именем племени башкир бурзян. Б.О. Долгих указывал, что бордонцы, в первые годы после прихода русских на Лену считались кангаласами. Башкирский этнограф Р.Г.Кузеев именно с бурзянами связывает этноним баджане. Бурзяне под своим собственным именем (араб, бурджан, борджана) с конца 1 тыс. н.э. до XIV в. постоянно упоминаются на территории от Прикаспия до Византии.

Ещё Ф.Ф.Васильев писал о возможной связи имени рода беев — бетун с самоназванием печенегов ит-бечене. Воинственные бетюнцы были одним из крупных волостей, т.е. племен саха к приходу русских. Баджна или ит-беджене т.е. печенеги, как отдельное племя, наряду с канглы входили в кыпчакский племенной союз.

Имя рода малтааны можно сопоставить с названием племени каракалпаков — мюйтени. Л.С. Толстова сумела доказать на основе преданий каракалпакского народа и по антропологическим данным, что мюйтени-митани являются, потомками переднеазиатских митанни. В Передней Азии существовало государство Митанни, соперничавшее в свое время с Вавилоном и Древним Египтом. После разгрома их державы ассирийцами, митани-матиени частью переселились в Приаралье. На протяжении ряда веков они пережили нашествие разноязыких кочевников, но их потомки сохранились в виде отдельного племени.

Имя рода ходоро мы сближаем с названием древнего, видимо, ираноязычного племени Приаралья — кидара. Л.И. Лерх и Н.И. Веселовский, а затем и С.П. Толстов связывают местность Кердер с обитанием здесь гуннов-кидаритов и видят пережиток этнонима кидаритов в названии казахского рода кердери. В Х веке Аральское море называлось Кердерийским.

В старинном предании, опубликованном в начале XX века, речь идет о том, что древние башкиры долгое время кочевали между Иртышом и Аральским морем, в соседстве с печенегами и кимаками. Р.Г.Кузеева поразило сходство некоторых мотивов и бытовых сцен из башкирского эпоса «Бабсак и Кусяк» и героического сказания саха «Оленгир». Несмотря на уход основной массы маджагаров, т.е. башкир и мадьяр, борджана, наукара, ит-беджене в степи Восточной Европы, их остаточные группы долгое время оставались в степях Приаралья.

Другой важной исторической проблемой является время переселения предков саха-канглы со своей исторической прародины. Гипотеза Г.В.Ксенофонтова, Н.А.Сердобова об исходе канглы на Среднюю Лену ещё в домонгопьское время не имеет под собой никаких исторических обоснований, Точка зрения А.И. Гоголева о переселении канглы — кангаласцев после падения Белой Орды в XV веке является слишком поздней датой. Между тем из китайских источников эпохи монгольской династии Юань хорошо известно, что большая часть канглы и кыпчаков переселилась в Китай и в Монголию. Русские исследователи Д.А. Кочнев и В.Ф.Трощанский на основании преданий саха писали о том, что предки саха переселялись из района Аральского моря, при этом одна половина ушла в Китай. В Китае кыпчаки и отдельно от них канглы преуспели в политике, в науке и в военном деле. Кыпчаки и канглы активно использовались монголами в их завоевательной политике. Они прославились в войнах на Южном Китае, в Японии, во Вьетнаме, на острове Ява. Особенно известны из канглы их хан Ашанбуха и его сын Иналтато, кроме того крупный учёный-конфуцианец. Дальнейшая судьба этих канглы и кыпчаков в Монголии и в Китае неизвестна.

Известно, что из канглы и кыпчаков был сформирован Кыпчакский корпус и переброшен в область Енисея для подавления восстания туматов и енисейских кыргызов. Русский этнограф М.П.Овчинников писал о том, что по преданиям саха их предки, подчинявшиеся монголам, ушли от них с области Енисея на Байкал, затем на Среднюю Лену. Так вот есть очень веские основания для того, чтобы признать тождество предка Тыгына Аан-Татыйыка, по словам Я.И. Линденау, во времена которого саха успешно противостояли и кыргызам, и монголам с Тутухой — генералом империи Юань, кыпчакским ханом из династии Эльбури, громившего и енисейских кыргызов, и монголов. Сохранилась биография этого полководца в «Юаньши». Французский учёный П.Пелльо пришел к мнению, что предки Тутухи были из рода байаут, которая заменила и приняла имя кыпчакской династии Эльбури. Монголоязычных байаутов можно отождествить с названием рода саха байагантай. Вторым в списке потомков Эллэя стоит имя Хордокосууна -видимо, Кердея и Кегеhукэ — прародителей Баягантайского улуса. Потомком Эллэя считается и Аан-Татыйык. Тутуха командовал Кыпчакским корпусом. Есть сведение, подкреплённое археологическими данными о том, что часть кыпчакских воинов оставалась на Енисее и после подавления восстания кыргызов. Но их дальнейшая судьба неизвестна.

В Прибайкалье, в местности Усть-Талькин, найдены погребения с конем, датируемые Х-ХVI веками. Именно там обнаружен впервые человек центральноазиатского типа, низкорослая лошадь, генетически близкая к якутской, и сопроводительный инвентарь близок к якутской культуре. Погребения с конем не характерны для монголов и курыканов, а являются отличительной чертой кыпчаков. Погребения с западной ориентировкой, характерные для погребений Усть-Талкина и якутской археологической культуры, являются отличительной чертой канглы-печенегов.

Одной из исторических загадок для востоковедов считается биография матери хорезмшаха Мухаммеда Теркен-Хатун. В одних источниках говорится, что её родственники и войско из племени уранийцев. В других она — из племени канглы, рода байаут. Вот это отношение и ставит в тупик востоковедов. Но данное положение можно очень просто решить, если обратиться к этносознанию саха. Уранийцы или же уранкаи-кимаки были средневековой народностью, канглы — одним из крупных их племенных объединений, баиауты или байагантайцы — одним из их племён.

Ответвлением кангаласцев Б.О.Долгих считал также джарханцев. Имя этого рода можно сопоставить с названием кыпчакского племени джерсан, встречающимся в восточных источниках. М.П.Овчинников также писал о том, что ряд родов кангаласцев после успешного сопротивления русским, боясь возмездия, по преданиям ушел на Вилюй и на Колыму. Имя колымского рода дьуhаал можно связать с названием племени кыпчаков джузан. Характерным представляется тот факт, что именно эти роды саха дьуhаал, бордонцы и ярканцы — сунтарские саха, бетюнцы отличались тюркским или европеидным, горбоносым антропологическим типом, как писал в своё время В.Л.Серошевский.

Ряд революционных исследователей на основании преданий и этносознания саха писали, что народ саха произошёл из объединения трёх поколений: Эллэево (Кангаласское), Омогоево (Батулинское) и Хоринского. Бурятские исследователи — в первую очередь Г.Н.Румянцев, Б.Б.Дашибалов — доказали, что прямыми потомками средневековых курыкан являются хоринцы.

В потомках Омогоя можно увидеть монголоязычных, вошедших в состав саха. Батулинцы — второй крупный род среди булагатов, половина хоринских родов считаются потомками батулинцев. По предположению Б.О. Долгих табунуты в прошлом именовались батулинцами. Можно придти к выводу, что батулинцы являются чистыми монголами, предками бурят. Впрочем, примерно так и утверждают предания саха. Так вот, тюркоязычие народа саха связано прежде всего с кыпчаками, которых представляют среди саха в первую очередь кангаласцы — потомки канглы.

Проблема происхождения саха является огромной исторической проблемой, так как восходит к истокам общетюркского и общемонгольского этногенеза. Г.В.Ксенофонтов является тем первым исследователем, который с исторических позиций попытался подойти к решению этой огромной задачи. И только сравнительно слабое изучение истории и культуры древних и современных тюркских народов в его время не позволило ему сделать более основательные выводы. Наряду с огромной фантазией, свойственной его работам, прослеживаются определённые выводы и версии, свойственные его времени, к которым современная историческая наука только потом, после него, сумела более объективно подойти.

По словам замечательного востоковеда Г.Е.Грумма-Гржимайло, монгольская эпоха, связанная с завоеваниями Чингис-хана, была для судеб человечества более грандиозной эпохой, чем даже время великих географических открытий. Именно тогда исчезли с лица земли десятки народов и государств, произошли переселения огромных масс людей на громадные расстояния, в итоге чего возникли десятки народов. Народ саха возник именно в итоге этих грандиозных исторических катаклизмов. Именно тогда гордые и свободолюбивые хоро-туматы оказались на Средней Лене. Кангаласцы — часть канглы, остатки кыпчакских воинов, служивших монгольским ханам, добрались с Арала до Байкала. Их путь на современную родину можно проследить по следующим этнонимам. Кангиты — род качинцев на Енисее. Камасинцы в прошлом именовались кангаласами. Имя рода хэнгелдир среди эхеритов, бурятский исследователь Ц.Б.Цыдендамблев связывал с кангаласами. На совокупности имеющихся фактов можно придти к выводу о правильности версии Г.В.Ксенофонтова о происхождении кангаласов от средневековых канглы.

еще рефераты
Еще работы по истории