Реферат: История философии

Православный Свято-Тихоновский

<span Times New Roman Rus"">БогословскийИнститут

<span Times New Roman Rus";mso-ansi-language:EN-US">IV

курс, заочное отделение

Катехизаторский

Факультет

ИСТОРИЯФИЛОСОФИИ

Контрольнаяработа №1

<span Times New Roman Rus"">Горбунов Д. А.

<span Arial Rus"">

<span Arial Rus"">

<span Arial Rus"">

<span Arial Rus"">

<span Arial Rus"">Москва,

<span Arial Rus"; mso-ansi-language:EN-US">1998 г.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 (вариант № 1)

( IVКУРС, ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ,1997 / 1998 г.)

ФАКУЛЬТЕТ:КАТЕХИЗАТОРСКИЙ.

Ф.И.О.студента: <span USERNAME * MERGEFORMAT "">Дмитрий А. Горбунов.

Дата выполнения работы:  TIME@ «дд.ММ.гг» 21.02.98

<span Times New Roman Rus"; mso-fareast-font-family:«Times New Roman Rus»;mso-bidi-font-family:«Times New Roman Rus»; color:black">1. <span Times New Roman""> 

Спор Сократа ссофистами об истине.

Софисты,или мудрецы, современники Сократа — это профессиональные риторы-преподаватели,философы, стремившиеся познать основы мироздания и изложить открывшиеся знанияв пространных учениях. Главной темой этих учений было исследование первопричинбытия, его составляющих частей и движущих начал. Признаком неистинности такогорода философии Сократ считал коренные, неразрешимые противоречия её отдельныхучений. «Говоря об абсолютном и вечном…философы не только не сходятся между собою, но «подобно безумным»совершенно противоречат друг другу относительно того же самого предмета — природы вещей» [1, c.271]. Видя эти тщетные попытки, Сократ приходит к выводу опринципиальной непознаваемости абсолютных истин. Но для внешнего человеческогоэто знание является закрытым: «если бы мызнали законы природы, тайны мироздания, то сами были бы богами, ибо абсолютноезнание свойственно только Богу, а не людям» [1, c.272]. Ограниченный человеческий разумнеспособен вместить в себя всех вселенских тайн, и это знание может быть даноему только путём откровения. Именно поэтому Сократ восстал против бесплодногоумствования софистов. С точки зрения Сократа, вес философской мысли должен бытьперенесен с недоступных «дел божественных»на «дела человеческие», которыезависят от свободной воли человека и находятся в его власти. То, к чему вполной мере могут быть приложены добродетельные силы Души — к теоретическому ипрактическому познанию значений таких понятий как право, справедливость, закон,государство, благочестие и мудрость софистами и риторами оставляется в стороне.Сократ же наоборот пытается подвигнуть своих слушателей к исканию истинных нормчеловеческих отношений посредством самоиспытания и самопознания. По Сократуистинно только то знание, которое может быть применено на практике иединственным способом философского делания может быть только личноеблагочестие. «Поэтому-то Сократ, сводядобродетель к знанию блага, отрицал, чтобы этому знанию можно было обучать,чтобы его можно было преподавать за известную мзду, как это делали софисты»[1, c.273].

Однимиз основных разногласий Сократа и софистов стал вопрос о существованииобъективной истины. Софисты были уверены в отсутствии истины вне человека исчитали каждого человека вправе принимать за истину то, что подходит дляконкретного индивида в конкретном случае в зависимости от личных склонностей,ситуации, выгоды и пр. В вопросе истинности того или иного положения решающимстановится субъективное мнение и произвол человека, «меры всех вещей». Т.о. в рассуждениях софистов «о делах человеческих» Сократ не находитничего, кроме напущенной мнимой мудрости. По его мнению, без непреложныхистинных начал, истинных норм человеческой деятельности — теоретической ипрактической невозможна разумная и созидательная деятельность человека икакое-либо положительное развитие личности. Задача каждого — найти всеобщие иобъективные теоретические и практические, логические и этические нормы. К этомуи был призван Сократ, как «овод к коню»приставленный к гражданам Афин, не давая сытой успокоенности взять верх,разрушая всякое мнимое знание и «повивая» рождение истины. Причем такой процессвозможен только при условии приложения конкретных усилий каждым конкретнымчеловеком — нахождение всеобщей истины, применимой к каждому из нас, ставится впрямую зависимость от личного благочестия. «Нестыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах..., о славе и почестях, а оразумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, незаботишься и не помышляешь?» — обращается Сократ к своим согражданам [1, c.266].Многозаботливости и рассеянности сил человека Сократ предлагает «единое напотребу» — заботу о самом себе, о «самомдорогом», о своей душе. И кроме утверждения о собственном незнании, Сократвошёл в историю и с проповедью самоиспытания: «Познай самого себя», — призывал философ.

<span Times New Roman Rus"; mso-fareast-font-family:«Times New Roman Rus»;mso-bidi-font-family:«Times New Roman Rus»; color:black">2. <span Times New Roman""> 

УчениеАристотеля о четырёх причинах.

Продолжая развивать изучениефилософских проблем, поставленных Платоном, Аристотель оперирует тем жепонятийным аппаратом. Элементами единичного бытия являются «материя» (то, в чемреализуется понятие) и «форма» (понятие, которое принимает «материя», когдапроисходит переход от возможности к действительности), причем «форма»Аристотеля есть синоним платоновой «идеи» (греч. eidos)[2, c.43]. Нодля объяснения коренных свойств мира — движения и изменения — понятий «материи»и «формы» недостаточно. Поэтому, анализируя философское наследие своихпредшественников, Аристотель вводит две дополнительных категории:

-<span Times New Roman"">    

причина движения;

-<span Times New Roman"">    

цель, ради которойпроисходит известное действие.

Например, когда строитсядом, то «материей» при этом будут кирпичи, «формой» — замысел (план) дома,причиной движения — деятельность строителя, а целью — назначение дома [3, c.19].Согласно последующим рассуждениям Аристотеля, эти две побуждающие причины могутбыть сведены к единой движуще-формально-целевой причине. Движущая причинаобусловлена формой предмета, как архитектор при постройке дома руководствуетсячертежом будущей постройки. Так же сводима к формальной причине и целеваяпричина, которая есть процесс осуществления идеи в конкретном материальномвоплощении.

Т.о. любое материальное телоесть единство формы (эйдоса) и материи. Наблюдая окружающий мир, мы можемутверждать, что существование материи без формы (если это не «первоматерия»)невозможно. Образы, возникающие в человеческом разуме, невозможны без чувственныхпредставлений, но именно поэтому мы можем говорить о существовании форм вневсякой связи с материей — нематериальны понятия, посредством которыхпроизводится утверждение и отрицание, нематериален и ум сам по себе. По словамА.Ф. Лосева, Аристотель является ярким представителем трансценденталистскойфилософии, которая стремится установить условия возможности для существованияпредмета. Согласно его учению, возможность существования нематериального умазаключена в существовании ума, погруженного в материальность. «Единичный и субъективный ум человека имеетусловием своей возможности существование всеобщего и объективного Ума» [2, c.45].Причем под Умом понимается некое надкосмическое всеобщее «местонахождение идей», эйдос всех эйдосов.

Всякая душа в силувсеобъемлющего четырехпринципного строения есть прежде всего эйдос.Индивидуальная человеческая душа, как смешение растительного, животного иразумного начала, является безусловно смертной. Но осуществлённый в ней эйдос(некоторый принцип, математическая схема) не подвержен никаким изменениям, т.к.категория времени и пространства к нему неприменима. Вследствие этого всеэйдосы вселенной не могут существовать отдельно, а находятся в «определённомместе», которым является разумная душа человека. Но в человеке разумный эйдосне имеет возможности раскрыть весь свой умный потенциал в полной мере, т.к.этому препятствуют многие иные несовершенные силы души. Поэтому если бытиечеловека обусловлено множеством внешних факторов, то бытие Ума независимо исамобытно. Если человеческая душа развивается в разных направлениях, то Умникуда не движется, т.к. он охватил уже всё. И если четырёхпринципная структуравоплощается в человеке относительно, непостоянно и условно, то в Уме и форма, ицель, и причина, и материя сливаются в неразрывное единство. Причем для того,чтобы отстоять неразрывность формы и материи, универсальность четырехпринципной теории, Аристотель вводит в Ум, свободный от любых воздействийчувственной материи, особую смысловую внутриэйдическую материю, необходимую дляоформления эйдоса [4, c.342-344]. «Ум, который чист от всегочувственно-материального, не может существовать без того, что является для негопредметом, поскольку всякое мышление есть мышление о чем-нибудь. Но этотпредмет мышления космического Ума есть только он же сам. Следовательно, в Умемыслящее и мыслимое, то есть субъект и объект, безусловно совпадают,отождествляются или находятся в абсолютном равновесии. Вот эта гармониямыслящего и мыслимого, когда нет ничего такого, что мешало бы мыслящемумыслить, а мыслимому быть мыслимым, и есть то, что Аристотель называет прекрасным»,- пишет А.Ф. Лосев [2, c.49].

Т.о.четырёхпринципная структура живой души последовательно сводится кдвухпринципной — к конечному торжеству и неразрывному единству эйдоса вещи и еёматерии. «От этого совпадения эйдоса вещис её материей богатеет не только материя, которая без эйдоса была бы простопустой возможностью, а не действительностью, но богатеет и сам эйдос, которыйбез своей материи, т.е. без своего фактического осуществления тоже оказался былишь пустой возможностью» [4, c.365]. Как былопоказано выше, наибольшую степеньраскрытия четырехпринципная структура получает в бытии трансцендентногочувственному миру всеобщего Ума, в котором обретается предел всякому развитию иединству, единству желаемого и действительного. Причем эйдос всех эйдосовформирует как космическую материю, выражая посредством её содержание, так и«нематериальную», внутриэйдическую умственную субстанцию.

<span Times New Roman Rus"; mso-fareast-font-family:«Times New Roman Rus»;mso-bidi-font-family:«Times New Roman Rus»; color:black">3. <span Times New Roman""> 

Учение Плотина отрех ипостасях и материи.

Значение вкладаПлотина в развитие античной философской мысли трудно переоценить. По словамА.Ф. Лосева, «коренная реформа всегоплатонизма позднего времени была произведена Плотином, который впервые согромной энергией выставил учение о сверхумственном первоединстве и опроистекающих отсюда эманациях единораздельных цельностей» [5, c.559]. По Плотину,всё мироздание представляет собой совокупность ступенчато эманирующихсущностей, причем по мере отхода от первоединой сущности свойства каждогопоследующего начала сужаются и сокращаются. Эти сущности Плотин называетвышебытийным Единым, Умом, Душой и космосом. Плотин отделяет чувственный космосот трех сверхчувственных природ или ипостасей (hypostseis) — Души, Ума, Единого. Единое является последним, наиболее общимоснованием бытия, из которого проистекает всё и которому всё причастно. ОЕдином можно говорить только в апофатических терминах, его нельзя познать, нолюди, одарённые высшей способностью, «способностьюумственного созерцания (интеллектуальной интуиции)… устремляются к единому иостаются в лучах его свет. Они похожи на человека, возвратившегося последолгого отсутствия в отечество» [6, c.511]. Но личностей, способных возвыситься до созерцанияпервоначального единства, единицы. Поэтому для того, чтобы показать зависимостьвсего от первосущего Плотин в своих рассуждениях последовательно восходит отчувственного осязаемого мира к сверхчувственному истоку. Существование Души,цельной субстанции, управляющей телом, борющейся со страстями, с желаниями тела,не вызывает сомнений. Одушевление существует всюду и предполагает отличное отвещества (космоса) начало — Душу. Существование объективной красоты такжеподразумевает наличие деятельного начала, «осуществляющегоформу и соединяющего форму и вещество, — сами по себе внешние друг другу.Деятель этот — душа мира. Т.о. от чувственного мира мы поднялись до души, всёоживляющей» [6, c.512]. Можно сказать, что под Душой Плотин понимает «субстанционально-смысловуюи самодвижно творящую основу» [5, c.594]. Размышляя над устройством мира, Плотин замечает, чтоДуша, сообщающая материи жизнь, не является хаотическим началом. Ей присущазакономерность и целенаправленность, формирующая мир определённым образом.Следовательно кроме жизнетворящего принципа необходимо выдвинуть принцип Ума, «и притом такого ума, который был бы уже вышедуши и был бы не самой душой, а принципом её самодвижного становления».Ипостаси Ума и Души есть не только наименования совокупностей свойств, но онидолжны быть самими собою, определённым субстанциональным бытием, а не чем-либодругим, «т.е. законом единичным и…единственным» [5, c.594]. Высшее место в предложенной иерархии принадлежит Единому:это первосущее (to proton), лишенноеграниц, формы, каких-либо определений и стоящее выше всякого существования имышления. «Поскольку природа Единоготворит все вещи, — пишет Плотин, — оносамо не есть что-либо из них. Следовательно, оно не есть ни качество, николичество, ни душа, ни дух. Оно не движется и не покоится, не находится впространстве или времени; оно совершенно однородно, более того, существует внерода и до всякого рода, до движения и покоя. Ибо такие свойства присущи толькосущему и делают его многим» (Энн., VI, 9, 3). По словам А.Ф. Лосева, учение о Едином не есть «ничем не обоснованная и фантастическаямистика», но его можно охарактеризовать как «простейшую и вполне рациональную диалектику» [5, c.498]. Любой предметобладает некоей совокупностью разных свойств и качеств, но все егохарактеристики, взятые вместе, не являются этим предметом, а сам предмет естьих носитель. Именно Единое даёт возможность множеству свойств принадлежатьодному предмету. Ни на что не сводимое первоединое есть беспредикатный носительвсех бесконечных свойств существующей действительности. Единое, как объединяющееначало, охватывает всё и существует во всём. Именно с этим связан крайнийапофатизм при описании Единого. Благодаря его существованию возможен сампроцесс познания — исследуя себя, человек познаёт и окружающий мир, т.к. всетри ипостаси во всей полноте присутствуют в человеке. Познание же Единого невозможно,т.к. при этом происходит разделение на субъект и объект. Любая положительнаяхарактеристика противопоставляет Единому иной объект, разделяет и усложняетего. Единое просто, безусловно и самодовлеюще и совершенно неописуемо, т.к.нельзя выйти за его пределы и охватить его умным взором. И в то же времясуществуют и и положительные характеристики Единого, Плотин называет егоабсолютным благом, абсолютной мощью — все положительные качества собраны в немв превосходной форме.

Каким образом Единоесуществует во всём и всё причастно ему? Отвечая на этот вопрос Плотин развиваетучение о последовательном нисхождении первоначала к чувственным фомам. Единоекак бы переполнено самим собою, оно не может не творить, т.к. это свойство егоприроды, «и это-то переполнение произвелонечто другое. Произведённое им обращается к нему, наполняется им и егосозерцает: таким образом возникает Ум» (Энн. V 2, 1). На уровне ума уже появляется некая множественность идей,которые есть «одновременно и мысль Ума,или даже сам Ум, и мыслимая сущность, ибо каждая идея не отлична от Ума, ноесть Ум. Ум же в своей целостности есть совокупность всех идей» (Энн. V, 9, 8). По мере удаления от Единого множественностьвозрастает, сила же и мощь ограничиваются. На уровне Души мы уже имеем внешнееединство, объединяющее в себе различные формы, мысли, рассудочную деятельностьи пр. [7, c.74]. Душа также является творческим началом, с её помощью оформляетсяматериальный космос. Но в то же время нельзя сказать, что вне Души что-либосуществует. Вне её — небытие, материя без формы, «не более как мертвый труп, земля и вода, или даже нечто худшее — тёмнаябездна вещества и небытие, — нечто такое, чего, по словам поэта, ужасаются дажебоги» (Энн. V, 1, 2). Единство небытия и Души порождаетчувственный мир, следующую ступень умаления Единого. И все недостаткивещественного мира связаны именно с проблемой его удалённости от первоначала.Сама материя не является бытием, а только его возможностью, которая реальносебя проявляет в виде становления чего-нибудь нематериального, а именно эйдосаили формы. Плотин различает два типа материи — чувственную и умопостигаемую. «Своё учение о непрерывном становленииматерии он (Плотин) применяет вовсех областях реальной действительности, и прежде всего в своих трехосновных ипостасях» [5, c.615]. Своя собственная материя существует не только у Души, нои в Уме и в Едином. Ум, в котором мы уже можем проследить некую непростоту имножественность, делится на мысль и предмет этой мысли, на собственно Ум ибытиё. Идея формирует умопостигаемое вещество, противопоставляемое эйдосу илиформе. Плотин говорит о том, что материя и Душа находятся в таком соотношениикак сеть и море, чувственным аппаратом мы можем уловить лишь незначительнуючасть всего богатства, присущего Душе. Аналогично соотношение Ума и Души,Единого и Ума. Очень важна для философа и концепция неаффицируемости высшегонизшим. Мир материальный не воздействует на Душу, также и мы в силах созерцатьЕдиное, но не в нашей власти изменить умопостигаемый мир. Материя всегдаявляется страдательным, подчинённым началом [8, c.11].

Говоря осверхразумном первоединстве, Плотин видит здесь кроме неизречённойзапредельности такую «сверхсловесность,которая есть она сама, а не что-нибудь другое. А это значит, что такуюсверхсловесность можно и наименовать соответствующим образом, а тем самымприменить к ней необходимые логические категории. Правда, категории эти немогут быть качественно полными понятиями, поскольку понятия — это уже сфераума, но они могут и должны быть бескачественными понятиями, т.е. чистымиколичествами, чистыми числами. И вот эти-то числа и существуют как в своейраздельности, так и в своей континуальной непрерывности» [5, c.615]. Т.о. принципматерия — форма, несмотря на всю антиномичность этого утверждения, сохраняетсяи в Едином в виде континуальной непрерывности, числовой материи и принципа еёорганизации.

<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;color:black;mso-ansi-language:RU; mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">

Библиография

1. <span Times New Roman"">  

2. <span Times New Roman"">  

3. <span Times New Roman"">  

4. <span Times New Roman"">  

[I]с., ил. — (Жизнь замечат. Людей. Сер. биогр.; Вып. 723).

5. <span Times New Roman"">  

6. <span Times New Roman"">  

7. <span Times New Roman"">  

8. <span Times New Roman"">  

еще рефераты
Еще работы по философии