Реферат: Генрих Гейне

Реферат Цареградского Евгения

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯАКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

ИНСТИТУТМЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

Киев 1999

Генрих Гейне (1797-1856гг.)

ГенрихГейне — современник двух эпох. Родившись в 1797 году, он, если полагаться наего собственные утверждения, видел в своем родном Дюссельдорфе императораНаполеона во всем блеске его славы; юношей он учился у Августа ВильгельмаШлегеля, теоретика немецкой романтической школы, и у Гегеля, в учении которогонашла свое завершение немецкая классическая философия; он посылал свои стихиуже старому Гете и посетил его однажды в Веймаре. Десятилетием позже онвращался в Париже в кругу учеников социалиста-утописта Сен-Симона, спорил сБальзаком и дружил с Жорж Санд; по прошествии еще одного десятилетия онпознакомился с Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом, позднее с их соратникомпоэтом Георгом Веертом. А его последние произведения, которые он диктовал ужебольным в годы, последовавшие за европейскими революциями 1848-1849 годов,появлялись почти одновременно с первыми произведениями Бодлера во Франции,Ибсена в Норвегии, Толстого в России. Чтобы понять причину того воздействия,которое творчество Гейне оказывало в Германии и во многих других странах современи выхода его первого большого сборника стихов и вплоть до сегодняшнегодня, надо ясно себе представить, что в личности поэта нашли отражение, с однойстороны, эпоха Великой французской революции и то огромное влияние, которое онаоказала на духовную жизнь, а с другой стороны — эпоха господства буржуазии,эпоха бурного развития капитализма, и те глубокие социальные противоречия,которые она с собой принесла. В его творчестве продолжают жить философские,политические и эстетические идеи революционной эпохи, эпохи Просвещения, эпохинемецкой классики, стремление преодолеть устаревшие отношения, мечта о царстверазума и человеческом счастье, мысль о способности человека ксовершенствованию. Но по мере того, как идеальное царство гармонии превращалосьв дисгармоническую реальность буржуазного мира, эти идеи уже не способствовалини пониманию, ни освоению действительности, и у Гейне еще на раннем этапе можнонаблюдать отход от просветительских идеалов и возрастание роли субъективного чувства,индивидуального самоутверждения во враждебном косном мире, что было характернои для немецкого романтизма.

Страстныепоиски такого миропорядка, при котором социальная справедливость сочеталась быс неограниченными возможностями развития личности, заставили Гейне обратиться ксовременным социальным идеям и привели его к мысли о том, что устранение всякой«эксплуатации человека человеком» (его собственные слова) должны бытьцелью социального движения, которое может стать жизненным делом поэта.

Гейне- поет. Его значение, его мировая слава определяется, прежде всего, лирикой, идаже не всей лирикой, а лишь любовными стихами, написанными главным образом до1830 года. Они собраны в первом большом сборнике его стихов, в «Книгепесен», увидевшей свет в 1827 году, в цикле «Новая весна»,включенном затем в сборник «Новые стихотворения» (1844). Циклысоставляющие «Книгу песен», — «Юношеские страдания»(1817-1821), «Лирическое интермеццо» (1822), «Опять народине» (1823-1824) и «Северное море» (1825-1826), — отражаютпоэтическое развитие Гейне. Читая эти стихи, замечешь, что на протяжении болеедесяти лет любовная тема занимала в них, бесспорно, первое место. Судя по этимстихам, между восемнадцатым и двадцать восьмым годом жизни все желания поэта,все его счастье — весь смысл жизни заключался в том, ответит ли взаимностьюбоготворимая  им женщина, и поэт с тем большим упорством цеплялся за этунадежду, чем больше она ускользала от него. Он мечтает в стихах о гармонииидеальной любви — и рисует, как обманывает каждый раз эта мечта. Мечта этанаталкивается на непреодолимые препятствия, враждебные силы проникают даже всновидения поэта, разлучая его с любимой. Если сравнить эти стихи, например, слюбовными стихами Гете, то различие сразу бросается в глаза. Торжествующемуоптимизму и цельности мировосприятия лирического героя у молодого Гетепротивостоит у молодого Гейне меланхолия и отсутствие цельности или, выражаясьязыком того времени, «разорванность» и «мировая скорбь». Ссамого начала в лирике Гейне есть ощущение неразрешимых противоречий, которые иопределяют отношение поэта к окружающему миру, а тем самым и его личность.Именно сильному и яркому выражению этого ощущения лирика Гейне обязана взначительной степени своей популярностью.

Вжизни поэта легко найти основания для такого мировосприятия. После окончанияшколы он приезжает в Гамбург к своему дяде Соломону Гейне — одному из самыхбогатых гамбургских банкиров. Здесь он обучался торговому делу, когда жеобнаружилось отсутствие у него таланта и склонности к коммерции, он получилразрешение и финансовую помощь дяди для изучения юриспруденции (в Геттингене,Бонне, Берлине и снова Геттингене, где он в 1825 г. завершил свое юридическоеобразование). Еще будучи учеником в торговом деле, он влюбился в свою кузину Амалию,дочь Соломона Гейне, и одновременно начал писать стихи. Уже в первых же письмахтого периода драматически выражены противоречия его положения. В семье его дядиувлечение поэзией было встречено с презрением и расценено как нечтонеподобающее, способно лишь повредить его репутации в «обществе».Амалия, очевидно, разделяла взгляды своей семьи и не отвечала взаимностьюпоэту. Равнодушие любимой, ее холодность лишили поэта веры в людей, в близостьмежду ними. Идеал красоты и добра, воплощенный в облике возлюбленной,представляется ему не только недостижимым, но подчас и не безупречным. Он часторисует ее неверной и демонической, привлекательной и одновременно опаснойносительницей злых чар.

Однамысль чаще всего тревожила Гейне даже в счастливые часы наедине с любимой, какон об этом признается в своих стихах тридцатых годов, — это мысль о родине.Гейне прожил во Франции четверть века, за это время лишь дважды побывав вГермании (в 1843 и в 1844 гг.). В своих стихах, посвященных Германии, Гейнечасто возвращается к противоречию между чувством неразрывной связи с родиной икритическим отношением; близость и отталкивание тесно переплетаются междусобой. Он воспевает Германию так, как десятилетие назад он воспевал в«книге песен» возлюбленную («О Германия, моя недосягаемаявозлюбленная!»). Родина занимает теперь место недоступной красавицы,которая отворачивается от него, не понимая его глубочайших чувств, и которая насамом деле не так уж достойна поклонения, как кажется охваченному любовьюпоэту. Чувство это представляется самому поэту неразумным и сумасбродным, — ивсе же непреодолимым. Стихотворение «И я когда-то знал крайродимый...», одно из самых прекрасных у Гейне, — выдержано целиком вобразном ключе «Книги песен», и только формы прошедшего времени указываютна то, что поэт отошел от настроений тех лет. В стихотворении «Ночныемысли», написанном в 1843 году, до первой поездки на родину, этоэлегическое чувство к прошлому, к Германии достигает своей вершины.

Сборник«Новые стихотворения», как и «Книга песен», содержит раздел«Романсы». Начиная с последней трети XVIII века — со времен Бюргера, Гете и Шиллера — в Германии возниклабогатая романсная и балладная поэзия. Но уже в творчестве романтиков баллада визвестной степени утратила свое демократическое содержание и связь сактуальными вопросами современности. Гейне восстановил эту утраченную связь.Для ранней баллады «Гренадеры» он заимствовал сюжет из живойсовременности, что было в то время чем-то необычным. Поскольку на всемевропейском континенте победа над Наполеоном означала реставрацию феодализма изатухание революционного пламени, всякий, кто обнаруживал симпатии кНаполеону, считался притаившимся якобинцем. Говоря от имени двух солдатразбитой наполеоновской армии, мечтающих о возвращении императора, Гейневыступал тем самым против существующих порядков. Баллада почти открыто звучалакак политическое стихотворение.

Вдругих балладах Гейне использовал исторические сюжеты, античные сказания илегенды, переосмысливая их в соответствии со своими идеями о революции. Напротяжении всего своего творчества Гейне интересовался народной песней,легендой, сказкой и обстоятельно раскрыл свое понимание народного творчества впрозаических произведениях; в безымянных памятниках народного творчества поэтвидел неофициальную культуру немецкого народа, существование которойсвидетельствовало о том, что народ не полностью подчинился христианскойидеологии. В образах сказок — великанов и гномов, русалок и эльфов — продолжалижить языческие традиции: фольклорные образы, по мнению Гейне, вели своепроисхождение от античных богов и полубогов, обреченных на подпольноесуществование, превращенных в эпоху христианского средневековья в злых духов ичертей. Борьба между христианским и языческим мировоззрением, запечатленная в древнихсказаниях, имела для Гейне величайшее актуальное значение. Язычество означалоприятие жизни, стремление к земному счастью, христианство — отрицание жизни,аскетизм, надежду на лучшее в ином мире. Поскольку же вера в потусторонний,лучший мир являлась существенным препятствием к тому, чтобы народ осознал своивозможности, и предъявил свои права на лучшую жизнь, преодоление христианскогоаскетизма было важнейшей предпосылкой для социального освобождения. Такназываемая «эмансипация плоти» не имела у Гейне ничего общего спассивным эпикуреизмом, наоборот, она была существенным элементом и егосенсуалистической, близкой к материализму философии. Таким образом, балладыГейне, раскрывая его понимание прошлого, вместе с тем всегда актуальны. Речьидет о праве на земное счастье и тогда, когда поэт рассказывает о том, какрыцарь Олаф, несломленный, принимает смерть, насладившись любовью дочери короля(«Рыцарь Олаф»); и тогда, когда поэт описывает раскаяние мужа,убившего изменницу-жену, покорившуюся силе песнопения («Фрау Метта»).Язычество и христианство сталкиваются в поэме «Тангейзер» — свободномпереложении старой немецкой народной баллады. Здесь Гейне особенно сильномодернизирует исходный сюжет, превращая поэму в политическую сатиру на современнуюГерманию. Тем самым поэма «Тангейзер» предваряет политическую лирикуГейне сороковых годов. Правда, политические стихотворения Гейне писал во всевремена творчества. В юные годы он воспевал в еще беспомощных традиционныхстихах освободительную войну 1813 года; в двадцатых годах он высмеивалнационализм «брудершафтов», спесь прусских лейтенантов и филистерскуюузость бюргеров.

ПослеИюльской революции политические мотивы начинают звучать все более отчетливоблагодаря сопоставлению Германии и Франции. Но по сравнению с прозой Гейне — «Путевыми картинками», «Французскими делами»,«Романтической школой», «Историей религии и философии вГермании» и различных предисловий к его книгам, — где он смело, остроумно,ярко высмеивал теперешнюю Германию и пропагандировал новый путь развития, в еголирике прямых политических выпадов до сих пор было меньше. Положение изменилосьс начала 1840 года, и тем самым начался новый этап в творчестве Гейне.

Толчкомпослужило начало оппозиционного движения либеральной буржуазии и демократическихслоев мелкой буржуазии в Пруссии. В результате промышленного подъема (центромпромышленного развития стала Рейнская область) были выдвинуты, приуроченные ксмене царствования, требования свободы печати и конституции для Пруссии;усилились нападки на господство дворян, церкви и бюрократии. Правительствопыталось справиться  с этим режимом с помощью усиления репрессий. Буржуазныегазеты, выражавшие оппозиционные настроения, запрещались и возникали вновь;издатели и книготорговцы измышляли все новые и новые уловки, чтобы обойтицензуру; листовки напоминали о том, что в 1813 году правивший король, которыйнуждался в своем народе для победы над Наполеоном, обещал конституцию, нообещания не сдержал. Наряду с этим движением возникла философская оппозиция(младогегельянцы, Л. Фейербах, молодые Маркс и Энгельс), большая политическаялитература и политическая лирика. Молодые поэты воспевали немецкое единство исвободу, обращаясь к прусскому королю и к народу; многие их стихи звучали так,точно величие Германии уже достигнуто, а завоевание свободы не представляетособых трудностей.

Гейнене присоединился к этому хору. Некоторое время он относился довольноскептически как к этому движению, так и к его литературному выражению.Классической страной революции для него оставалась Франция; жители Парижанеоднократно доказывали, выходя на улицы и строя баррикады, что не намеренывечно терпеть угнетение. С 1840 года Гейне снова стал публиковать в газетахстатьи, посвященные общественной жизни Франции (он издал их позднее отдельнойкнигой под заглавием «Лютеция»); в этих статьях он с еще большейнастойчивостью, чем прежде, говорил о социальных противоречиях и грядущихбитвах. Он писал о рабочих клубах, в которых обсуждаются социалистические икоммунистические сочинения; о том громадном впечатлении, какое произвели нанего исполненные грозной силы песни, которые распевались в мастерских. Все это,происходившее вне официальной общественной жизни, казалось ему более важным длябудущего, нежели рассчитанные на внешний эффект парламентские дебаты илиправительственные распоряжения, о которых писала пресса и говорили в салонах.Именно это и составило для него современную политическую и общественную жизнь.Что касается самой Германии, то поначалу Гейне сомневался в том, что «вэтой стране филистеров», стране «чистой теории» может возникнутьсерьезное политическое движение. Поэтому он сомневался и в ценности техполитических стихов, в которых с воодушевлением воспевалась наступающая«весна народов» и победившая свобода. Особенно фальшиво звучали дляего ушей националистические, то есть антифранцузские ноты в воспевании«свободного немецкого Рейна» и немецкого единства под эгидой Пруссии.Риторическое, высокопарное выражение либеральных идей — со всеми, свойственнымиим иллюзиями, со всей их оригинальностью — претило ему как с политической, таки с художественной точки зрения. Поэтому он выступал в стихах и в прозе ссерьезной критикой, а чаще с ироническими или откровенно насмешливымизамечаниями в адрес современной «тенденциозной поэзии». Так, онспрашивал юного Георга Гервега, одного из самых популярных в те годы певцовсвободы: действительно ли миновала зима и Германия предстала в весеннем уборе?Не цветет ли эта весна лишь в воображении поэта? («Георгу Гервегу»).Или иронически советовал немецким поэтам не воспевать больше своихвозлюбленных, а будить трубным гласом народ, употребляя при этом только общиеслова («Тенденция»). О стихах Гофмана фон Фаллерслебена Гейнеговорил: они годятся лишь для того, чтобы филистеру слаще казались еда и табакв его привычном кабачке.

НоГейне недолго находился в оппозиции к оппозиции. Когда борьба обострилась,когда, например, Гервег и Фрейлиграт вынуждены были покинуть Германию (1843 и1844 гг.); когда восстание силезских ткачей (1844 г.) возвестило началооткрытых боев между буржуазией и пролетариатом, — тогда для Гейне егопротиворечия с либералами, с мелкобуржуазными демократами отошли на задний плани он направил острие своей критики против господствующих немецких подрядчиков.Политические стихи, которые он вновь начал писать, свидетельствовали опревосходстве его позиции и его поэтического таланта. Когда он выступал противпрусского короля, то вовсе не для того, чтобы, подобно Гервегу и другим,поучать его или убеждать в преимуществах свободы, а для того, чтобы отучитьнемецкий народ раз и навсегда от почтения к королям «божьеймилостью». Гейне так высмеял короля, что умеренные либеральные кругипоторопились отмежеваться от него. Не больше, чем прусскому королюФридриху-Вильгельму IV, посчастливилось баварскому королю, — Гейне написал «Хвалебные песни королю Людвигу» для«Немецко-французского ежегодника», издававшегося Марксом и Руге; заэто поэт оказался в списке лиц, подлежащих аресту. С тех пор Гейне никогда ужене решался ступить на прусскую землю. Он едва избежал высылки из Франции,которой добивались у французского правительства прусские власти.   В это времяГейне создает свое замечательное произведение «Германия. Зимняясказка» (1844) — поэтически свободное повествование о поездке в Германию.Он описывает «старую» Германию такой, какой он ее нашел, но при этомговорит, часто используя фольклорные мотивы, о своих надеждах на грядущуюнемецкую революцию.

Именнов том, что поэт не только сатирически рисует явления, которые он не приемлет,но и раскрывает собственную позицию в общественной борьбе, дает себя знатьновый этап его творчества. Впервые Гейне чувствует, что он не одинок в своихвзглядах, что он не одинок в своих взглядах, что они в согласии с определеннымполитическим и идейным движением.

Лишьнекоторую часть написанных в это время политических стихотворений Гейне включилв раздел «Современные стихотворения» книги «Новыестихотворения», чтобы не дать слишком очевидных причин для запрещениякниги. Поэтому некоторые из наиболее значительных и острых стихотворенийпоявились в сборнике «Посмертные стихотворения», составленном болееили менее удачно издателем его сочинений.

Годы1843-1846 — время наибольшего участия Гейне-лирика в борьбе, предшествовавшейреволюции. Во время самой революции Гейне почти не выступал с новымипроизведениями, в дни революционного подъема во Франции и в Германии болезньокончательно сразила его. Он уже давно испытывал недомогание, теперь же болезньполностью вступила в свои права, и последние восемь лет жизни (Гейне умер в1856 году) он был прикован к постели. Терзаемый страданиями, мучимый заботамиоб удобной квартире, лечении, деньгах, он не в состоянии был следить за бурнымисобытиями 1848-1849 годов; об этом свидетельствуют его письма. То, что немцысовершили революцию, казалось ему более удивительным, чем самые фантастическиесобытия «Тысячи и одной ночи», а историческое восстание парижскогопролетариата июне 1848 года, отголоски которого доходили до его дома,оставалось ему не понятным. Лишь к концу революции Гейне смог в какой-то мересправиться со своим положением, чтобы опять выступить с поэтическимипроизведениями. Два больших лирических сборника — «Романсеро» (1851)и «Стихотворения 1853 и 1854 годов», а также стихотворения,опубликованные посмертно, — свидетельствовали об этом. 

Предпосылкойи содержанием поздней, послереволюционной лирики Гейне явилось поражениереволюции в Европе, победа ненавистного старого порядка и, не в последнююочередь, стремительное развитие капитализма — все это, увиденное с точки зрениячеловека, для которого осуществление его идеалов, его революционных чаянийоказалось отодвинутым в далекое будущее, но который, тем не менее, не отказалсяот борьбы против эксплуатации и угнетения.

Надеждуна продолжение и победоносное завершение борьбы за свободу Гейне, несмотря нанекоторые оговорки, связывал с пролетариатом и с коммунизмом. Об этом — и отом, какие противоречивые чувства это в нем вызывает, поэт сказал ясно иопределенно.

Мироваяобщественность признала за творчество Гейне почетное место, которое по правупринадлежит ему в истории человеческой культуры.

Список литературы

БольшаяСоветская Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1970.

Библиотекавсемирной литературы. Том 72. Генрих Гейне. Стихотворения, поэмы, проза. — М.:Художественная литература, 1971.

РасселБ. История западной философии. — Новосибирск: НГУ, 1997.

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.refcentr.ru/

еще рефераты
Еще работы по биографии