Реферат: Михаил Иванович Глинка

(20.5(1.6).1804,с. Новоспасское, ныне Ельнинского района Смоленской обл., — 3(15).2.1857,Берлин)

/>

МихаилИванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, имении своихродителей, расположенном в ста верстах от Смоленска и в двадцати верстах отнебольшого города — Ельни. Систематическое обучение музыке началось довольнопоздно и примерно в том же духе, что и обучение общим дисциплинам. Первойучительницей Глинки была приглашенная из Петербурга гувернантка ВарвараФедоровна Кламер.

Первыйопыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году — времени окончанияпансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в товремя оперы австрийского композитора Вейгля «Швейцарское семейство».С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всёбольше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много,пробуя свои силы в самых разных жанрах. Долгое время он остаетсянеудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаныхорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды»на слова Е.А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на словаА.С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А.Я.Римского-Корсакова и другие.

Однакоглавное — не творческие победы молодого композитора, как бы высоко они ниценились. Глинка «с постоянным и глубоким напряжением» ищет себя вмузыке и одновременно на практике постигает тайны композиторского мастерства.Он пишет ряд романсов и песен, оттачивая вокальность мелодики, но одновременнонастойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. Уже в 1823году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумяоркестровыми увертюрами.

Постепеннокруг знакомств Глинки выходит за рамки светских отношений. Он знакомится сЖуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом. В эти же годы он познакомился сОдоевским, ставшим впоследствии его другом. Всевозможные светские развлечения,многочисленные художественные впечатления разного рода и даже состояниездоровья, все более ухудшавшееся к концу 1820-х годов (результат крайненеудачного лечения), — всё это не могло помешать композиторской работе, которойГлинка отдавался с прежним «постоянным и глубоким напряжением».Сочинение музыки становилось для него внутренней потребностью.

Вэти годы Глинка стал серьёзно задумываться о путешествии за границу. К этомуего побуждали различные причины. Прежде всего, путешествие могло дать ему такиемузыкальные впечатления, такие новые знания в области искусства и творческийопыт, которых он не мог бы приобрести у себя на родине. Глинка надеялся также виных климатических условиях поправить своё здоровье.

Вконце апреля 1830 года Глинка уехал в Италию. По пути он задержался в Германии,где провёл летние месяцы. Приехав в Италию, Глинка поселился в Милане, которыйбыл в то время крупным центром музыкальной культуры. Оперный сезон 1830-1831года был необычайно насыщенным. Глинка оказался весь во власти новыхвпечатлений: «После каждой оперы, возвратясь домой, мы подбирали звуки,чтобы вспомнить слышанные любимые места». Как и в Петербурге, Глинкапо-прежнему много работает над своими сочинениями. В них уже не остается ничегоученического — это мастерски выполненные композиции. Значительную частьпроизведений этого периода составляют пьесы на темы популярных опер.Инструментальным ансамблям Глинка уделяет особое внимание. Он пишет дваоригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончелии контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота — произведения, в которых особенно отчётливо проявляются черты композиторскогопочерка Глинки.

Виюле 1833 года Глинка покинул Италию. По пути в Берлин он на некоторое времяостановился в Вене. Из впечатлений, связанных с пребыванием в этом городе.Глинка отмечает в «Записках» немногое. Он часто и с удовольствием слушалоркестры Лайнера и Штрауса, много читал Шиллера и переписывал любимые пьесы. ВБерлин Глинка приехал в октябре того же года. Месяцы, проведённые здесь,привели его к размышлениям о глубоких национальных корнях культуры каждогонарода. Эта проблема теперь приобретает для него особую актуальность. Он готовсделать решительный шаг в своем творчестве. «Мысль о национальной музыке(не говорю ещё оперной) более и более прояснялась», — отмечает Глинка в«Записках».

Важнейшейзадачей, вставшей перед композитором в Берлине, было приведение в порядок егомузыкально-теоретических познаний и, как сам он пишет, идей об искусствевообще. В этом деле Глинка отводит особую роль Зигфриду Дену, знаменитому всвоё время теоретику музыки, под руководством которого он много занимался.

ЗанятияГлинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца. Глинка решил тотчасже отправиться в Россию. Заграничное путешествие неожиданно окончилось, однакоон в основном успел осуществить свои планы. Во всяком случае, характер его творческихустремлений был уже определён. Подтверждение этому мы находим, в частности, втой поспешности, с которой Глинка, вернувшись на родину, принимается засочинение оперы, не дожидаясь даже окончательного выбора сюжета — настолькоясно представляется ему характер музыки будущего произведения: «Запала мнемысль о русской опере; слов у меня не было, а в голове вертелась „Марьинароща“.

Этаопера ненадолго завладела вниманием Глинки. По приезде в Петербург он сталчастым гостем у Жуковского, у которого еженедельно собиралось избранноеобщество; занимались по преимуществу литературой и музыкой. Постояннымипосетителями этих вечеров были Пушкин, Вяземский, Гоголь, Плетнёв.

»Когдая изъявил свое желание приняться за русскую оперу, — пишет Глинка, — Жуковскийискренно одобрил моё намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина. Сцена влесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального,характерного для русских".

УвлеченностьГлинки была настолько велика, что «как бы по волшебному действию вдругсоздался… план целой оперы...». Глинка пишет, что его воображение«предупредило» либреттиста; "… многие темы и даже подробностиразработки — всё это разом вспыхнуло в голове моей".

Ноне только творческие проблемы заботят в это время Глинку. Он помышляет оженитьбе. Избранницей Михаила Ивановича оказалась Марья Петровна Иванова,миловидная девушка, его дальняя родственница. «Кроме доброго инепорочнейшего сердца, — пишет Глинка матери сразу же после женитьбы, — я успелзаметить в ней свойства, кои я всегда желал найти в супруге: порядок ибережливость… несмотря на молодость и живость характера, она оченьрассудительна и чрезвычайно умеренна в желаниях». Но будущая жена ничегоне смыслила в музыке. Однако чувство Глинки к Марье Петровне было настолькосильным и искренним, что обстоятельства, которые впоследствии привели кнесовместимости их судеб, в то время могли казаться не столь существенными.

Венчалисьмолодые в конце апреля 1835 года. Вскоре после этого Глинка с женой отправилсяв Новоспасское. Счастье в личной жизни подхлестнуло его творческую активность,он принялся за оперу с ещё большим рвением.

Операбыстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большоготеатра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров А.М. Гедеонов сбольшим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. По-видимому,стремясь оградить себя от любых неожиданностей, он отдал её на судкапельмейстеру Кавосу, который, как уже было сказано, являлся автором оперы натот же сюжет. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв и снял срепертуара свою собственную оперу. Таким образом, «Иван Сусанин» былпринят к постановке, но Глинку при этом обязали не требовать за оперувознаграждения.

Премьера«Ивана Сусанина» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным.Глинка писал своей матери на следующий день: «Вчерашний вечер совершилисьнаконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшимуспехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актерывыходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долгобеседовал со мною...»

Остротавосприятия новизны музыки Глинки примечательно выражена в «Письмах оРоссии» Анри Мериме: «Жизнь за царя» г. Глинки отличаетсячрезвычайной оригинальностью… Это такой правдивый итог всего, что Россиявыстрадала и излила в песне; в этой музыке слышится такое полное выражениерусской ненависти и любви, горя и радости, полного мрака и сияющей зари… Этоболее чем опера, это национальная эпопея, это лирическая драма, возведенная наблагородную высоту своего первоначального назначения, когда она была ещё нелегкомысленной забавой, а обрядом патриотическим и религиозным".

Идеяновой оперы на сюжет поэмы «Руслан и Людмила» возникла у композитораещё при жизни Пушкина. Глинка вспоминает в «Записках»: "… янадеялся составить план по указанию Пушкина, преждевременная кончина егопредупредила исполнение моего намерения".

Первоепредставление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года,ровно — день в день — через шесть лет после премьеры «ИванаСусанина». С бескомпромиссной поддержкой Глинки, как и шесть лет назад,выступил Одоевский, выразивший своё безусловное преклонение перед гениемкомпозитора в следующих немногих, но ярких, поэтических строках: "… нарусской музыкальной почве вырос роскошный цветок, — он ваша радость, вашаслава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, — червиспадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишьодин раз в столетие".

Однаконовая опера Глинки, в сравнении с «Иваном Сусаниным», вызвала болеесильную критику. Самым яростным противником Глинки выступил в печати Ф.Булгарин, в то время всё ещё весьма влиятельный журналист.

Композитортяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое длительноезаграничное путешествие — на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре яркие иразнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус.

ТрудыГлинки скоро увенчались новым большим творческим успехом: осенью 1845 года имбыла создана увертюра «Арагонская хота». В письме Листа к В.П.Энгельгардту мы находим яркую характеристику этого произведения: "… мнеочень приятно… сообщить Вам, что «Хоту» только что исполняли свеличайшим успехом… Уже на репетиции понимающие музыканты… были поражены ивосхищены живой и острой оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной втаких тонких контурах, отделанной и законченной с таким вкусом и искусством!Какие восхитительные эпизоды, остроумно связанные с главным мотивом… какиетонкие оттенки колорита, распределенные по разным тембрам оркестра!.. Какаяувлекательность ритмических ходов от начала и до конца! Какие самые счастливыенеожиданности, обильно исходящие из самой логики развития!"

Окончивработу над «Арагонской хотой», Глинка не торопится приняться заследующее сочинение, а целиком посвящает себя дальнейшему углублённому изучениюнародной испанской музыки. В 1848 году, уже по возвращении в Россию, появиласьещё одна увертюра на испанскую тему — «Ночь в Мадриде». Оставаясь начужбине, Глинка не может не обращаться мыслью к далекой отчизне. Он пишет«Камаринскую». Эта симфоническая фантазия на темы двух русских песен:свадебной лирической («Из-за гор, гор высоких») и бойкой плясовой, явиласьновым словом в отечественной музыке. В «Камаринской» Глинка утвердилновый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития. Всёздесь глубоко национально, самобытно. Он умело создает необычайно смелоесочетание различных ритмов, характеров и настроений.

Последниегоды Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор былполон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым онподвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Близким,преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшаясестра Людмила Ивановна Шестакова. Для её маленькой дочки Оли Глинка сочинилнекоторые свои фортепианные пьески. Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине.Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невскойлавры.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.belcanto.ru

еще рефераты
Еще работы по биографии