Факультет журналистики КазНУ Кафедра ЮНЕСКО КазНУ Новости факультета журналистики КазНУ


Представитель-
ство ЮНЕСКО в Казахстане
  

Факультет журналистики Казахского национального  университета
им. аль-Фараби

ГЛАВА II

СОВРЕМЕННАЯ
ЗАРУБЕЖНАЯ
ЖУРНАЛИСТИКА

поиск на странице

Александр РОЖКОВ,
доцент кафедры истории журналистики, кандидат филологических наук, лауреат премии Союза журналистов РК
[info@adilsoz.kz]



ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ


История зарубежной журналистики является предметом, который изучает историю газет, журналов, информационных агентств, а также некоторые особенности возникновения и функционирования телевидения и радио зарубежных стран, творчество известных публицистов, вопросы развития Интернет. Курс призван познакомить студентов с эволюцией средств коммуникации в мире, выработать у них четкую концепцию исторического развития средств массовой информации как модели общемировой журналистики. За основу градации выбран территориально-географический принцип.

Как свидетельствует эволюция журналистики, одним из главных направлений ее развития было наиболее полное удовлетворение потребностей человека в коммуникации, т. е. необходимой ему социально значимой информации. Уже в доисторические времена человек сам выступал как средство коммуникации: различные сведения распространяли среди сородичей шаманы, предсказатели, оракулы, а средством консервации ее являлась наскальная живопись, пергамент, глиняные дощечки.

К настоящему времени большинство исследователей едины во мнении, что появление прессы следует отнести к V в. до н. э., когда в Риме выходили первые газеты, которые стали напоминать современные при Юлии Цезаре - в 60 году до н. э. Наиболее известным является ежедневный бюллетень "Acta diurna" ("События дня"). Вместе с тем имеются сведения, что и в Азии также имелись доисторические издания (например, в Ките в VIII веке нашей эры выходила "Дибао"-"Придворная газета", "Кибелчжи"-"Хроникальная газета"; в Японии на глиняных досках выпускалась "Иомиури каварабан"-"Читать и передавать"), являющиеся, по сути, прагазетными явлениями.

В средневековье широкое хождение имели так называемые "летучие листки" (среди них - реляции, ревю, куранты и др.), носившие ярко выраженный информационно-прикладной характер. Изобретение в 1440 г. И. Гуттенбергом процесса печати с помощью подвижных литер дало толчок развитию прессы и журналистики. Родиной прессы как социального института можно считать территорию Западной Европы. Первой газетой в собственном смысле этого слова принято считать бельгийскую "Niewe Tydingen" ("Все новости"), которая стала выходить в Антверпене приблизительно с 1605 года в типографии Авраама Вергевена. С 11 марта 1702 г. в Англии, в Лондоне, стала издаваться первая ежедневная газета "Daily Courant" ("Ежедневный вестник").

В древние времена формы языка реализовывалась в летописях, хрониках, анналах, жизнеописаниях, историях, путешествиях, в многообразных эпистолярных формах - от личного письма до официальных посланий, от поучений и наказов до булл, рескриптов, прокламаций. А с возникновением печатной журналистики стала формироваться система журналистских жанров. Среди начальных можно назвать информацию-хронику, репортаж, памфлеты. Далее стали появляться и другие газетно-журнальные жанры.

Принято выделять следующие типы журналистик: религиозно-клерикальная (XV-XVI вв.), феодально-монархическая (XVI-XVIII вв.), буржуазная (XIX-XX вв.), социалистическая (XX вв.) и общегуманистическая (конец ХХ в. - начало III тысячелетия).

В средневековье, в период религиозно-клерикального типа, диапазон творчества был резко ограничен. Это объяснялось не столько малым числом грамотных людей, сколько влиянием религии на все сферы жизни. Не допускалось инакомыслия, которое находило отражение в периодических изданиях. Феодально-монархический тип отражает невысокую экономическую развитость общества и начало перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Развитие торговли требовало обмена информацией о товарах, прибытии кораблей, ценах. В XIX в. журналистика стала важнейшей частью общественно-политической жизни и хозяйствования. Она превратилась в орудие политической борьбы - 80 процентов прессы носили ярко выраженный политический и общественно-политический характер. Произошло классическое разделение прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). К концу ХХ в. к ней прибавился тип промежуточных СМИ. Социалистическая журналистика всецело была ориентирована на идеологическую зависимость, главной константой в ней была партийность. К настоящему времени мы можем говорить о формировании общегуманистической журналистики. Давая оценку существовавшим типам, нужно отметить, что не везде они существовали обязательно в таком порядке и чистой форме - их наличие зависело от конкретной ситуации в государстве.

В буржуазной и социалистической журналистике, которые развивались (по большому счету) параллельно, проявился в наиболее полной степени феномен массовой информации - обращение к широчайшей аудитории, возможность системно, многоступенчато влиять на палитру мнений в обществе.

В общегуманистической журналистике, которая формируется в настоящее время, основным принципом является отказ от ее любого силового воздействия на другие институты. Журналистика - средство коммуникации, а не дубинка. СМИ должны побуждать выражать общественное мнение и предоставлять информацию, четко отделяя ее от других мнений и комментариев.

Фактически с первых шагов журналистики в ней обозначились три подхода, которые, сменяя друг друга, определяли ее типологию на разных этапах: казуалистский, функциональный и коммуникационный. Казуалистский подход основан на понимании средств массовой информации как безотказного орудия массового воздействия по схеме "причина - следствие", т. е. в конечном счете по принципу "коммуникатором сказано - реципиентом сделано". Этот подход предполагал форсированное насаждение авторитета прессы, ее верховенство над умами. Функциональный подход покоился на несогласии с такой установкой, отстаивая отношения равноправного партнерства реципиента с коммуникатором, в результате чего реципиенту не обязательно брать на веру и принимать к исполнению все, что ему сообщает и что от него требует коммуникатор. Наконец, если во главу угла ставить не партнерство коммуникатора и индивидуального реципиента, а весь комплекс взаимоотношений средств массовой коммуникации и общества, то возникает подход, называемый коммуникационным.

Основные этапы развития СМИ:
1) до начала нашей эры - прагазетные явления;
2) с начала нашей эры до XV в. н. э. - эпоха рукописных изданий;
3) с XV в. до XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
4) с XVIII в. до начала ХХ в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии;
5) с 1900 г. по 1945 г. - приобретение печатью функций "четвертой власти";
6) с 1945 г. по 1955 г. - процесс концентрации и монополизации СМИ;
7) с 1955 г. по 1990 г. - эпоха становления электронных средств коммуникации;
8) с 1990 г. по настоящее время - становление нового информационного порядка в мире.
  


Темы лекционных занятий:
1. Возникновение и эволюция сpедств массовой инфоpмации.
2. Тpадиции СМИ Амеpики.
3. Консеpватизм английских масс-медиа.
4. Изменение облика журналистики Германии.
5. Pамки свободы слова во Фpанции.
6. Становлении индустpии пpессы как высокопpибыльного дело в Канаде.
7. Пpогpесс на службе японских СМИ.
8. Особенности pазвития итальянской жуpналистики.
9. Особенности религиозной журналистики. СМИ Ватикана.
10. Возникновение испанской журналистики.
11. Идеологизиpованность СМИ Китая.
12. Hаследие колонизации в Индии и его влияние на печать.
13. Тpудный диалог прессы двух Коpей.
14. Особенности возникновения пpессы Изpаиля.
15. Общественно-политическое положение сpедств коммуникации Туpции.
16. Влияние pелигии на pазвитие пеpиодики Иpана, Пакистана и Афганистана.
17. Pазвитие СМИ стpан афpиканского континента.
18. Hовый инфоpмационный поpядок в стpанах бывшего соцлагеpя.    
19. Интернет - новая система СМИ.
20. Тенденции развития коммуникативистики в мире.
   
Темы семинарских занятий:
1. Периодизация развития журналистики.
2. Лидовая система в зарубежной журналистике, принцип перевернутой пирамиды.   
3. Отражение действительности в СМИ Америки.    
4. Специализация СМИ Великобритании.   
5. Лики немецкой журналистики.   
6. В зеркале печати Франции.
7. Характеристика японского медиа-ландшафта.
8. Особенности итальянской периодики.
9. Самая народная журналистика Китая.
10. Полиязычность СМИ Индии.   
11. Дуализм корейской журналистики.    
12. СМИ и общественно-политическая жизнь Турции.
13. Положение СМИ в странах в бывших странах соцлагеря.
14. Теории современной коммуникативистики.     
15. Исторические предпосылки развития публицистики.

Контрольные вопросы к экзамену:
1. Прародители современной печати.
2. Появление первых печатных газет в Европе и Азии.
3. Вопросы, наиболее часто дискутируемые в зарубежных СМИ.
4. Крупнейшие газетно-журнальные монополии мира.
5. Система информационных агентств.
6. Публицисты дальнего зарубежья: от средневековья до наших дней.
8. Особенности западного ТВ.
9. Формирование имиджа зарубежных радиостанций.
10. Интернет как СМИ.

Литература:
1.  Андpунас Е. И. Инфоpмационная элита: коpпоpация и pынок новостей. - М., 1991.
2.  Баpманкулов М. К. Искусство совpеменной инфоpмации. - Алматы, 1993.
3.  Ворошилов В. В. История журналистики зарубежных стран. - СПб., 2000.
4.  Жуpналистика pазвивающихся стpан. - М., 1986.
5.  Жуpналистика западноевpопейских стpан. - Л., 1990.
6.  Заpубежная жуpналистика и совpеменная идеологическая боpьба. - Л., 1986.
7.  Заpубежная печать. - М., 1978.
8.  Заpубежная печать. -М., 1986.
9.  Заpубежная печать: Западная Евpопа, Севеpная Амеpика, Азия, Дальний Восток. - М., 1973.
10.  Законы и практика СМИ в Европе, Америке, Автралии. - М., 1997.
11.  Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. - М., 1995.
12.  Иностpанная печать. - М., 1971.
13.  Каппон Р. Слово, или как профессионально писать для "Ассошиэйтед пресс". - М., 1993.
14.  Нода Л. П., Тохтахунова З. К., Рожков А. В. История мировой журналистики. - Алматы, 1997.
15.  Попов Ю. В. Зарубежная журналистика. - М., 1994.
16.  Сиберт Ф., Шрам Т. Четыре теории прессы. - М., 1998.
17.  Спpавочник для жуpналистов стpан Центpальной и Восточной Евpопы. - М., 1993.
  

© Кафедра ЮНЕСКО КазНУ 2001-2002 гг.

© UNESCO chair of KazNU 2001-2002