В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Выступление президента Турции: «Внешняя политика Турции в новой эре»



16 декабря 2009 года в Институте международных стратегических исследований (USAK) в Анкаре состоялось выступление президента Турции А.Гюля на тему «Внешняя политика Турции в новой эре». Глава государства рассказал о принципах формирования и приоритетах внешней политики правящей Партии справедливости и развития, активизация которой в последнее время вызывает дискуссии как в самой Турции, так и за рубежом.

Президент Гюль отметил достижения Турции и укрепление ее положения на международной арене. Экономическая мощь, политическое влияние и растущее население позволяют Турции принимать активное участие в международных отношениях и вносить свой вклад в достижение стабильности и процветания в окружающих регионах. Объем гуманитарной помощи, которую Анкара оказала странам Азии и Африки, в совокупности составил 1 млрд долларов, а усилия Турции в данном направлении получили широкое международное признание. Кандидатура Турции на пост временного члена Совета Безопасности ООН встретила беспрецедентную поддержку. Весь мир признает тот факт, что Турция – страна, где мусульмане составляют большинство населения, смогла установить законы, основанные на принципах демократии и свободной рыночной экономики, и совершает решительные шаги в направлении транспарентности и уважения права меньшинств на развитие национальной культуры.

В выступлении А.Гюля содержался ответ на многочисленные комментарии зарубежных политологов, сопровождающие рост дипломатической активности Турецкой Республики на восточном направлении. Президент Турции заявил, что внешнеполитические приоритеты остаются неизменными, основываясь на принципе Ататюрка – «Мир в стране, мир за рубежом». В соответствии с этим, Турция «продолжает проводить многовекторную, ответственную и этичную внешнюю политику». Вопрос о том, «куда движется Турция: на Восток или на Запад?» – некорректен по сути, поскольку внешняя политика Турции развивается на всех возможных направлениях.

Не вызывает сомнения, что некоторые высказывания президента Гюля касались ситуации в турецко-израильских отношениях, хотя Израиль не был назван прямо. Президент заявил, что турецкая внешняя политика основывается не исключительно на прагматичных интересах, но определяется также чувством ответственности за судьбу региона, которое вызвано историческим прошлым Турции и ее региональными связями. Исходя из этого, Турция считает своим долгом выступать на стороне справедливости и критиковать действия даже своих союзников. При этом необходимо заботиться о том, чтобы не нанести непоправимого ущерба традиционным дружеским отношениям. Президент напомнил, что даже в те времена, когда страна находилась в тяжелом положении, правительству удавалось принимать смелые внешнеполитические решения, несмотря на давление великих держав.

Турция поддерживает идею о том, чтобы все государства Ближнего Востока отказались от ядерного оружия. А.Гюль напомнил, что после войны в Персидском заливе 1990 г. Советом Безопасности ООН были предприняты две попытки установить подобное правило для всех без исключения государств региона. Президент Турции выразил мнение о том, что следует проявить волю к решению данного вопроса.

Отдельное внимание А.Гюль уделил таким направлениям внешней политики Турецкой Республики, как отношения с Европейским cоюзом и США, а также подходу Анкары к решению проблем, затрагивающих Афганистан, Кавказ и африканский континент.

Президент Гюль высказал твердое убеждение в том, что после того, как Турция выполнит все требования, предусмотренные для кандидатов на вступление в ЕС, она сможет стать полноценным членом организации. Для Анкары не может идти речи ни о каком привилегированном партнерстве, заменяющем собой членство в Евросоюзе. А.Гюль напомнил о том, что Турция на протяжении многих лет уже является партнером ЕС, участвуя в совместных внешнеполитических и военных мероприятиях и входя в Таможенный Союз. Руководство Турции с уважением относится к позиции отдельных стран, заявивших, что в случае успешного завершения переговорного процесса, вопрос о присоединении Турции к Европейскому cоюзу будет вынесен на референдум. Вместе с тем, турецкое правительство считает подобные дискуссии преждевременными, поскольку неизвестно, какое решение примет в тот момент само турецкое общество.

Отношения с США остаются одним из важнейших направлений внешней политики Турции. А.Гюль с удовлетворением отметил совпадение подходов сторон ко многим вопросам международных отношений и положительно оценил намерение президента Обамы поддерживать диалог со своими союзниками при принятии внешнеполитических решений.

Турция не является сверхдержавой, подобной США, однако, подходит к региональным событиям с ответственностью, обусловленной ее историческим прошлым и уникальным геостратегическим положением.

В частности, ситуация в Афганистане, который А.Гюль уподобил Ближнему Востоку, не может быть нормализована исключительно за счет военных средств. Важнейшей задачей является завоевание доверия и расположения афганского народа. По словам А.Гюля, ни одно государство не делает столько, сколько Турция для решения данной задачи. Турция использовала средства Турецкого управления по сотрудничеству и развитию для создания твердого покрытия на улицах Кабула, между тем, как ни один международный фонд не пожелал выделять на это деньги. Неправительственные организации Турции открыли в Афганистане школы, где получают образование тысячи девочек, ранее не имевших такой возможности. При содействии Анкары состоялись три встречи руководителей Афганистана и Пакистана, способного положительно повлиять на ситуацию в соседней стране.

Упомянув о необходимости стабилизации обстановки на Кавказе, А.Гюль сказал, что турбулентность в этом регионе «превращает его в стену, разделяющую Восток и Запад». Позиция Турции, которая, руководствуясь Ковенцией Монтре, не позволила военным кораблям западных держав войти в Черное море в ходе конфликта в Южной Осетии в августе 2008 г., предотвратила обострение ситуации и стала выражением принципов, на которых основана внешняя политика Анкары. Турция надеется на успешное развитие процесса нормализации турецко-армянских отношений. Вместе с тем президент Гюль однозначно заявил о том, что Турция рассматривает Нагорный Карабах как оккупированную территорию Азербайджана.

Турция признает свою ответственность за судьбы жителей африканского континента, ресурсы которого вывозились и использовались другими государствами в течение длительного периода, и призывает к этому все страны мира. В последние годы Турция открыла посольства в десяти африканских государствах. Турецкое управление по сотрудничеству и развитию активно действует в странах Африки.

А.Гюль отметил, что в вопросах внешней политики Турция должна идти в ногу со временем, широко используя возможности современных информационных технологий для разъяснения и отстаивания своих позиции по актуальным вопросам международных отношений. Президент также подчеркнул значение публичной дипломатии, позволяющей информировать население о тех или иных внешнеполитических шагах правительства и учитывать настроения общественности.

Очевидно, что акцент на прозрачности и необходимости развития системы коммуникаций с населением, в том числе посредством разнообразных институтов гражданского общества, научно-исследовательских структур и представителей СМИ, призван представить Турцию в качестве современного государства, соответствующего западным представлениям о демократическом процессе принятия решений. В то же самое время высказывания турецкого президента свидетельствуют о том, что Турция чувствует себя достаточно сильной региональной державой, способной проводить самостоятельную политику, прежде всего, формируемую на основе собственных стратегических интересов.


И.А.Свистунова
Источник: "Институт Ближнего Востока "





О растущем влиянии нурсистов на турецкую политику


Религиозные авторитеты в Турции способны оказывать заметное воздействие на лидеров политических партий, а религиозные силы считаются важным фактором, формирующим политическую жизнь страны. Одной из основных опор правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) является ряд исламских сил. Движение исламского мыслителя Фетхуллаха Гюлена, признанное самым мощным и влиятельным движением Турции, занимает особое место среди прочих религиозных организаций, поддерживающих партию Р.Т. Эрдогана.
                
Более того, в составе ПСР среди наиболее популярных членов и консультантов партии существует отдельная прослойка, связанная с движением Ф. Гюлена и которая во многом способствовала приходу ПСР к власти.[1] Известно, что в июле 2000 г. Р.Т. Эрдоган навестил Ф. Гюлена в США, после чего ПСР стала получать серьезную поддержку со стороны сторонников движения нурсистов. В своем интервью с журналистом газеты «Заман» Ф. Гюлен, определив Р.Т. Эрдогана как «успешного лидера», в целом одобрил политический курс ПСР.[2]

Согласно списку, опубликованному 19 ноября 2009 г. Американским центром стратегических исследований международного университета «Джорджтаун», турецкий богослов признан одним из 20 самых влиятельных религиозных деятелей мира.[3] Очевидно, что лидер ПСР разделяет взгляды Ф. Гюлена относительно идеологии «умеренного ислама». Известно, что проповедник выступает за терпимость, межконфессиональный и межрелигиозный диалог, содействует интеграции турок в европейское общество, важной составляющей которой, по его мнению, является образовательная программа. Он считает, что ислам совместим с современной западной цивилизацией. Для него неприемлемы политические системы Ирана и Саудовской Аравии. Он выступает за сохранение демократического режима в стране. Согласно Ф. Гюлену, наилучшей формой правления государством является республика, вполне совместимая с принципами ислама.

Во время своей очередной проповеди в 1999 г. Ф. Гюлен представил свое видение исламизма в Турции. Он призвал членов движения незаметно проникать в систему государственной службы, расширять сеть и не делать преждевременных шагов. После этой проповеди Гюлен был вынужден переехать в США, где живет и поныне. В Турции ему были предъявлены обвинения в намерении изменить систему правления в стране и формировании нелегальной организации, целью которой, по мнению тогдашних властей, являлось создание исламского государства. В 2003 г., когда к власти пришла ПСР, во время судебных слушаний было решено отложить суд над Ф. Гюленом с условием, что в ближайшие пять лет у него не будет проблем с юстицией. В 2006 г. правительство ПСР внесло ряд поправок в положения Турецкого уголовного кодекса, касающиеся терроризма. Таким образом, дело Ф. Гюлена было закрыто.

Сформированное на основе идей суфизма и нурсизма движение Ф. Гюлена в результате существенных политических и экономических изменений в Турции и массовой эмиграции турецких граждан на Запад не ограничилось рамками Турции. Сегодня в Турецкой Республике действует множество структур и ассоциаций, находящихся под покровительством этого движения. Им принадлежат газета «Zaman», журнал «Sızıntı», телеканал «Samanyolu TV» и ряд других средств массовой информации.[4] В ведущих высших учебных заведениях США, Европы и Азии регулярно проводятся международные конференции, семинары, форумы с целью изучения идеологии и целей движения Ф. Гюлена. Важной составляющей этого движения являются образовательные программы и профессиональные тренинги, которые осуществляются весьма организованно и на высоком уровне.

Отношение к Ф. Гюлену среди турецких исламистов неоднозначное. Лидеры исламских организаций неоднократно обвиняли сторонников этого движения в том, что они позволяют светскому истеблишменту использовать свои возможности для «извращения исламской идеологии». Критика в адрес Ф. Гюлена со стороны сторонников исламизации турецкого общества особенно увеличилась после его проповеди, в которой он выступил с заявлением о дозволенности девушкам снимать тюрбан в высших учебных заведениях, если того требуют власти. Такую позицию лидер движения обосновал тем, что получение высшего образования важнее соблюдения норм шариата относительно внешнего вида.[5] Деятельность Ф. Гюлена в области исламизации турецкого общества породила недовольство военных, которые являются «хранителями светскости турецкого государства».

Несмотря на то, что фактически Ф. Гюлен уже стал духовным лидером вполне самостоятельного направления, он считается современным последователем известного богослова Бадиуззамана Саида Нурси. Сторонники движения Ф. Гюлена сохранили традиции нурсизма, а само движение является частью течения «Нурджулар», созданного в Турции вскоре после Первой мировой войны. При Кемале Ататюрке течение «Нурджулар» находилось под запретом, а С. Нурси провел 23 года в тюрьмах и ссылках. В 1950-х гг. правительство Аднана Мендереса поддержало нурсистов. Однако в 1999 г. после «постмодернистского вмешательства» армии власти страны снова признали деятельность течения «Нурджулар» противоречащей основам принципа светского государства.[6]

На спонсорские средства в основном турецких бизнесменов «Нурджулар» ведет просветительскую деятельность в исламском и тюркском мире, продвигая идеи С. Нурси. Они заключены в 14 томах его сочинений под общим названием «Рисале-и-Нур». Согласно мнению известного теолога, профессора Томаса Мишеля, в учении С. Нурси межрелигиозный диалог представлен в качестве одной из основных заповедей ислама. Книги С. Нурси – это сборник комментариев к Корану и проповедуемым в нем моральным нормам. Они регулярно издаются в Турции на протяжении почти 70 лет. Управление религиозных дел Турецкой Республики официально заявляло, что в «Рисале-и-Нур» не содержится никаких преступных призывов.[7]

Согласно официальным сведениям, в 35 странах действует около 300 учебных заведений, созданных при участии «Нурджулар», семь из них – в России. Формально они являются светскими.[8]

Отношение российских властей к течению «Нурджулар»

Верховный суд России 10 апреля 2008 г. признал течение «Нурджулар» экстремистской и запретил ее деятельность на территории Российской Федерации.[9] Решение было принято по иску Генеральной прокуратуры РФ, поддержанному Министерством юстиции и ФСБ. Была оглашена только резолютивная часть решения, так как дело проходило под грифом «секретно». Представители «Нурджулар» на суде не присутствовали.[10]

Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Патрушев сообщил, что в 2002 г. ФСБ пресекла в России деятельность более 50 функционеров этой турецкой организации. В 2002-2004 гг. из России были выдворены более 20 граждан Турции, которые, как утверждали российские спецслужбы, были связаны с течением «Нурджулар».[11]

Напомним, что еще в мае 2007 г. Коптевским судом г. Москвы русский перевод «Рисале-и-Нур» был признан экстремистской литературой. Суд постановил, что книги С. Нурси «направлены на возбуждение религиозной розни, пропаганду исключительности, превосходства и неполноценности граждан по признаку их отношения к религии».[12]

Согласно сведениям ФСБ, течение «Нурджулар», действующее в России через созданные им фирмы «Серхат», «Эфляк», фонды «Торос», «Толеранс» и «Уфук», «решало широкий спектр задач в интересах разведки». По заявлениям Н. Патрушева, течением «Нурджулар» осуществлялся «сбор информации о происходящих на Северном Кавказе процессах, велась пантюркистская и панисламистская обработка российской молодежи, проводились пропагандистские акции, изучались кандидаты на вербовку для формирования протурецкого лобби в местных властных структурах, проникновения в правоохранительные органы и общественные объединения». По его словам, «имеются точные сведения о тесных контактах функционеров этой “секты” с представителями действующих в Турции организаций, в том числе и фондом “Кавказ”, оказывающих помощь бандформированиям в Чечне».[13]

* * *

Итак, учитывая значение «Нурджулар» в политической жизни Турции, можно предположить, что позиция российских властей по отношению к этому течению может оказывать какое-то влияние на развитие дальнейших российско-турецких связей в целом. В настоящее время течение «Нурджулар» признается в России экстремистской. Согласно российскому законодательству, экстремистская деятельность относится к преступлениям против основ конституционного строя государства и влечет за собой уголовную ответственность.


А.Г. Гаджиев
Источник: "Институт Ближнего Востока"




[1] Mülkiye (AKP: Bir Dönemin Bilançosu), Sonbahar 2006, №252, Cilt: 30, Ankara, 2006.

[2] Zaman, 24.03.2004.

[3] Radikal, 20.11.2009.

[4] Пашаян А., Исламская опора Партии справедливости и развития // www.noravank.am

[5] Мухаметов А., Вслед за Нурси запретят Гюлена? // www.islam.ru/pressclub

[6] www.regnum.ru/news/985395.html

[7] http://www.diyanet.gov.tr

[8] http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2008/04/10/n_1204704.shtml

[9] http://www.utro.ru/news/2008/04/10/729867.shtml

[10] http://www.izvestia.ru/news/news170203

[11] http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7340000/7340538.stm

[12] http://www.rian.ru/society/20080410/104239233.html

[13] ИТАР-ТАСС, 10.04.2008, http://www.izvestia.ru/news/news170203



 Тематики 
  1. Турция   (147)