В.Н. Якимов

доктор экономических наук, профессор

 

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –

ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН

РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Последние десятилетия ХХ века ознаменовались во всем мире небывалым ростом образования, огромными вложениями государств в сферу народного просвещения. Если проблемы образования подрастающего поколения в развитых странах более или менее успешно были решены ещё в первой половине двадцатого века, то во второй его половине утверждалась система непрерывного образования работающего населения. В начале она охватывала руководителей и специалистов всех отраслей экономики, а затем и работников массовых профессий. «Образование в течение всей жизни» - такой лозунг был воспринят для реальных действий не только государственными органами и общественными движениями, но и работодателями; изменилось отношение к учебе и самообразованию у широких слоев трудящихся.

Объективная необходимость постоянного обучения (или самообразования) кадров всех уровней и видов деятельности объясняется:

-научно-техническим и социальным прогрессом, постоянными изменениями технологии производства; происходит постепенный переход ведущих стран мира в этап постиндустриального, информационного общества;

-структурными сдвигами в экономике и постоянным обновлением номенклатуры выпускаемой продукции почти на каждом предприятии;

-непрерывным совершенствованием качества продукции в целях усиления её конкурентоспособности;

-необходимостью в условиях экономических реформ повышения трудовой активности, предприимчивости, деловой инициативы граждан, а также развитием системы участия работников в управлении, прибылях и капитале предприятия;

-возрастающим значением «человеческих отношений» на производстве, интеллектуального развития работников, расширения их эрудиции, круга общения;

-развитием малого бизнеса, самозанятости, вторичной занятости и изменениями в социальном статусе людей;

-необходимостью повышения конкурентоспособности работников на рынке труда, подготовки и переподготовки высвобождаемых и незанятого населения;

-развитием экономических, торговых и культурных связей с другими государствами, расширением международного рынка труда и связанной с этим миграции рабочий силы и др.

Анализ деятельности международных организаций показывает, что проблемы непрерывного образования переросли интересы отдельных государств и приняли глобальный характер.

В решениях Всемирного форума (саммита) по социальному развитию, состоявшегося в Копенгагене в 1995 году, отмечено, что ключевым инструментом достижения стабильности экономического положения каждого отдельного человека и страны в целом считается накопление и сохранение человеческого капитала, «проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои навыки и умения в течение всей жизни посредством образования и профессиональной подготовки». При этом рост качества предложения труда должен сопровождаться ростом качества спроса.

Указанное положение достаточно точно отражает главные тенденции в развитии человеческих ресурсов в странах с рыночной экономикой. Общепринято, что профессиональное обучение, как первоначальное, так и продолженное, имеет стратегическое значение для процессов экономического, социального и технического прогресса. Оно является выгодным помещением капитала.

Совет Европейских сообществ 5 июня 1989 г. принял специальную резолюцию о непрерывном профессиональном обучении, в которой определил его основные функции.

Страны-участники Азиатско-Тихоокеанского Экономического Союза в принятой в 1995 г. декларации о совместных программах по развитию человеческих ресурсов в качестве приоритетов определили:

-обеспечение качества всеобщего основного образования;

-разработку национальных и региональных программ развития человеческих ресурсов на основе анализа рынка рабочей силы;

-обеспечение качества рабочей силы и управления в сферах, способствующих экономическому росту и развитию, в частности на малых и средних предприятиях, на предприятиях, реализующих инновационные программы в области высоких технологий и др. ;

-целесообразность системного и массового применения обучающих программ для персонала предприятий как средство профилактики падения мастерства и роста безработицы;

-повышение качества профессиональных стандартов, учебных планов, программ, учебно-методических материалов и средств обучения;

-расширение возможностей для населения региона по повышению квалификации, необходимой для экономического роста и развития каждого члена сообщества.

В последние годы практически во всех экономически развитых странах приняты и реализуются программы развития человеческих ресурсов, нацеленные на обеспечение экономического и социального прогресса в XXI веке. В качестве базы они опираются на соответствующее национальное законодательство. Например, в Японии действует закон о содействии в развитии человеческих ресурсов; в ФРГ - закон о профессиональном обучении; во Франции - законы о непрерывной профессиональной подготовке, коллективных переговорах и о выражении мнений персонала. Подобное законодательство имеется в США, Великобритании и других странах.

И для России характерны все те явления и процессы, которые вызывают необходимость развития непрерывного образования. Следует подчеркнуть взаимосвязь между коренными изменениями в экономическом устройстве российского общества и подготовленностью кадров и всего населения для работы в новых условиях. Приватизация, ваучеры и их размещение, акционирование государственных предприятий, возникновение многочисленных инвестиционных фондов, организаций, привлекающих средства миллионов людей, своеобразное переустройство аграрного сектора - все это, как бы мы ни оценивали происходящее, представляет сегодняшнюю действительность, затрагивающую интересы всех членов общества.

Новые формы хозяйствования и собственности, призванные утверждать экономическую демократию, могут  развиваться лишь на базе социальной активности трудящихся. Нельзя рассчитывать на сознательное участие людей в преобразованиях, если они о нововведениях знают понаслышке. Демократический характер реформ можно обеспечить лишь тогда, когда, во-первых, создается механизм, действительно дающий трудовым коллективам, сообществам людей или отдельному индивиду возможность реально участвовать в осуществлении реформы, в управлении на том или ином уровне, и, во-вторых, обеспечивается просвещение масс, т.е. создаются условия для получения всеми участниками экономических и политических преобразований соответствующих знаний и умений.

Следовательно, демократические преобразования в обществе предполагают расширение масштабов и содержания непрерывного  образования, дополняя сугубо профессиональное обучение кадров экономическим, правовым, социологическим, экологическим и другими компонентами. Система дополнительного профессионального образования должна решать наряду с кадровыми задачами и цели развития многообразных способностей человека. Подобный  подход к концепции непрерывного образования кадров соответствует современным требованиям к практике управления персоналом и означает трансформацию процесса профессионального развития кадров в систему развития человеческих ресурсов.

Таким образом, есть основание утверждать, что непрерывное образование стало всеобщим законом развития современной цивилизации. Его всеобщий характер проявляется в ряде реальных процессов:

-непрерывное образование утвердилось не только в наиболее развитых, но и среднеразвитых странах; оно продвигается также в развивающиеся страны всех континентов. Вторую половину ХХ века часто называли эпохой научно-технической революции. Для этого периода не менее подходящее название было бы «революция в образовании населения»;

- непрерывное образование порождено объективными потребностями развития экономики. Необходимость обязательного общего образования граждан и получения ими профессионального образования для работы в определенной сфере деятельности утверждается на стадии индустриального развития общества. Промышленная революция, научно-техническая революция – все эти этапы индустриализации экономики обусловили разные уровни общего образования и профессионального образования граждан, а также определенную систему дополнительного профессионального образования работающего населения;

-всеобщность непрерывного образования выражается также в том, что оно осуществляется не только среди элитной прослойки общества, менеджеров и специалистов, но и среди всех социальных групп, всех категорий работников: государственные деятели и служащие, главы крупных концернов и мелкого бизнеса, директора и бригадиры, главные специалисты и технические исполнители, рабочие у станка с компьютерным управлением и уборщики помещений. Для всех из них функционируют свои специфические формы и средства дополнительного профессионального образования; щупальца органов и подразделений по управлению кадрами доходят до каждого, предлагая ему те или иные способы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, профессиональной реабилитации;

-непрерывное образование стало закономерностью социального развития. Возросла потребность широких слоев населения в услугах образования. Она вызвана не только внешними обстоятельствами (овладение профессией, специальностью, их постоянное совершенствование для обеспечения устойчивой занятости и повышения доходов), но и внутренними побуждениями к эрудированности, всестороннему развитию, многообразию человеческого бытия;

-высокий уровень образования, профессиональной квалификации для наемного работника становится одним из способов социального освобождения, преодоления отчуждения от труда, от собственности. Компетентные специалисты, рабочие способны отстаивать свои интересы и права перед работодателем, быть самостоятельными в суждениях, ибо они не слепые исполнители «указаний сверху». При пренебрежительном отношении к себе такие работники легко могут найти другую работу или создать свое собственное дело. В них нуждается работодатель.

Непрерывность образования становится в гораздо большей степени всеобщим законом в связи с наступлением постиндустриального, информационного этапа развития цивилизации. В таком обществе ведущими факторами производства становятся информация и знания людей. Если в индустриальном обществе ведущее положение в производстве занимал «человек профессиональный» (при этом численно преобладали рабочие, т.е. работники преимущественно физического труда по сравнению со специалистами), то в информационном обществе и по функциональной роли, и по численности преобладают специалисты (работники преимущественно умственного труда). Такого работника можно назвать «человек творческий», «человек знающий», «инновационный человек» и т.д.; он, как правило, окончил высшее образовательное учреждение или, по меньшей мере, техникум; в процессе трудовой деятельности должен постоянно обновлять свои знания ввиду того, что в информационном обществе производство – это непрерывный инновационный процесс.

Непрерывное образование в ряде стран получило официально признание в государственной политике; оно подкреплено в законодательных актах многих стран, в периодически разрабатываемых целевых программах; на развитие образования выделяются крупные средства в принимаемых бюджетах; законами установлены определенные льготы для граждан, обучающихся без отрыва от производства и др. Тем самым непрерывное образование приобретает правовой статус, стало предметом государственной политики, а также внутрифирменной политики. Многие организации (фирмы) независимо от вида производства (материального, нематериального) становятся обучающими организациями.

* * *

Российская Федерация обладает достаточно высоким образовательным потенциалом как по уровню образования своих граждан, так и возможностям их обучения в разветвленной сети учебных заведений в стране.

Прежде всего следует обратить внимание на содержание основных категорий, которые в связи с принятием Федерального закона «Об образовании» приобрели характер государственных стандартов в понятийном аппарате. Они не всегда совпадают с привычной, но уже устаревшей терминологией. До сих пор в различных публикациях применяются старые понятия, которые не всегда соответствуют новым стандартам, что вносит путаницу и разночтение.

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов); получение образования означает достижение гражданином определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Основные уровни общего образования в нашей стране – основное общее образование (что по инерции зачастую называют неполным средним) и среднее (полное) общее образование; в настоящее время первый уровень равен 9 годам обучения, второй – 11 годам. Мы не отмечаем начальное общее образование как особый уровень, ибо оно носит промежуточный характер на пути к обязательному для всех основному общему образованию и не дает образовательного ценза.

Особое значение для нашего дальнейшего изложения имеет четкое понимание уровней профессионального образования, направленного на подготовку молодежи к трудовой деятельности, специалистов различных квалификаций и квалифицированных рабочих массовых профессий. В течение многих десятилетий в стране функционируют и в соответствии с законом «Об образовании» приобрели четкий статус следующие уровни профессионального образования: начальное профессиональное; среднее профессиональное (ранее – среднее специальное); высшее профессиональное; послевузовское профессиональное образование

Начальное профессиональное образование, осуществляемое в профессионально-технических училищах, профессиональных лицеях, направлено на подготовку квалифицированных рабочих и вспомогательное служащих. Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи и другие средние специальные учебные заведения, а иногда - первая ступень обучения в вузах) имеет целью подготовку специалистов среднего звена (техники, механики, фельдшеры, воспитатели и т.п.). Высшее профессиональное образование осуществляется в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах), где готовятся специалисты соответствующего уровня (бакалавр, дипломированный специалист, магистр). В этих учреждениях, а также в научных учреждениях могут быть созданы аспирантура, ординатура, адъюнктура, докторантура, реализующие послевузовское профессиональное образование

Для большинства молодежи, а иногда и людей среднего поколения, меняющих сферу своей деятельности, получение профессионального образования является стартом продолжительной трудовой жизни.

Однако первоначальное профессиональное образование не может обеспечить пригодность специалиста, рабочего к квалифицированному труду на всю жизнь. В процессе трудовой деятельности возникает множеств новых проблем, решение которых требует новых знаний от каждого работника, предпринимателя, государственного деятеля. Отсюда возникает необходимость дополнительного профессионального образования, основной задачей которого является: в пределах каждого уровня профессионального образования реализовать непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста, а при необходимости – их переподготовка.

Особое место в этой системе занимает профессиональная подготовка как ускоренное приобретение обучающимися знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы, если они не имели возможности получить профессиональное образование. Такое обучение направлено, как правило, на подготовку  рабочих кадров непосредственно на производстве. Оно осуществляется на кусах по учебным программам, составленным самими предприятиями (организациями), или индивидуально–бригадным методом. Такие курсы функционируют не более 6 месяцев, часто – 1-3 месяца. Большинство работников массовых профессий нашей страны, особенно старшего поколения, именно таким путем, без профессионального образования, получило профессию; в процессе работы, на основе практического опыта развивались профессиональные знания и умения таких рабочих. Формально они не имеют профессионального образования. С учетом этого надо оценивать уровень образования работающего населения России.

Ниже приводятся данные об уровне образования занятого населения страны в 2000 г. и об изменениях, происшедших после переписи населения 1989 г. (табл. 1).

Таблица №1

Уровень профессионального образования занятого населения России

по некоторым отраслям экономики в 1989 г. и 2000 г.

 

 

 

 

Отрасли экономики

Всего занято млн чел.

В том числе имеют оброазование

Удельный вес работ-ников, имею

щих профес-сиональнон образование в численно-сти занятых,  в %

1989 г. 2000г.

 

 

1989 г.

 

 

 

 

Всего / в%.

 

 

2000 г

 

 

 

 

Всего / в %.

Высшее, неполное

высшее, среднее

профессиональное

образование

(млн чел.)

Начальное

профессиональное

образование

(млн. чел.)

 

1989 г.

 

Всего / в %

 

2000 г.

 

Всего / в %

 

1989 г.

 

Всего / в %

 

2000 г.

 

Всего / в %

1

2

3

4

5

6

7

8

Все отрасли

76,9     100

62,8      100

30,9      39,7

36,0   57,3

13,6    17,7

6,7     10,7

58,0  68,0

в том числе:

промышленность

сельское хозяйство

строительство

транспорт и связь

оптовая и розничная торговля, об-щественное питание

 

30,0     100

 

10,0      100

 

 6,7       100

 

 6,7       100

 

 6,0       100

 

16,8      100

 

 7,1        100

 

 4,1        100

 

 5,7        100

 

 8,4        100

 

8,7       29,0

 

1,9       19,0

 

2,4        35,8

 

2,2        32,8

 

2,2         37,5

 

9,1      54,0

 

2,0      28,2

 

2,1       51,0

 

2,9       50,1

 

4,4        56,0

 

5,1      25,0

 

2,1      21,0

 

1,6      23,9

 

1,4      20,1

 

1,1      18,3

 

2,0     12,0

 

0,9     12,7

 

0,9      22,0

 

0,6      10,7

 

1,0      12,0

 

54,0     66,0

 

40,0     41,0

 

60,0     73,0

 

53,0      60,2

 

56,0      68,0

 

Источники: Краткая социально-демографическая характеристика населения РСФСР по данным переписи населения 1989 года. Ч.1У. М,: Госкомстат РФ, 1992. С.2-3; Обследование населения по проблемам занятости, август 2000 г. М.: Госкомстат России. С.105.

 

Прежде чем приступить к анализу данной таблицы следует добавить, что в 2000 г. кроме 68% занятого населения, имеющего различные уровни профессионального образования, 22,9% имели среднее (полное) общее, 7,7% - основное общее образование; лишь 1,3% имели начальное или ниже образование. (Обследование населения по проблемам занятости, август 2000 года. М.: Госкомстат России, 2000. С. 65). По нашим расчетам, средний уровень образования на одного работника составляет 12,6 года.

Россия в советский период сделала громадный скачок в народном образовании, совершила действительно «культурную революцию», опередила в этой сфере многие развитые страны мира. Она и сегодня продолжает оставаться одной из ведущих стран в области постановки образования. Несмотря на сложные условия перехода к рыночным условиям, уровень образования продолжает возрастать. Этим страна обязана прежде всего миллионам учителей, профессорско-преподавательскому составу вузов, которые, несмотря на низкую заработную плату, добросовестно выполняют свой долг перед обществом, населением.

С 1989 года доля специалистов с высшим, неполным высшим и средним профессиональным образованием в занятом населении возросла с 33,7% до 57,3%; в том числе с высшим образованием – 22,6% и незаконченным высшим и средним специальным образованием – 34,8%.

Где-то в середине 1990-х годах произошло незамеченное общественностью, но знаменательное явление в структуре занятости: численность дипломированных специалистов – выпускников вузов и техникумов превысила половину состава работающего населения Российской Федерации. В целях сравнительного анализа образовательно-профессионального потенциала различных отраслей экономики нами выделены те отрасли, которые имеют схожие структуры по категориям работников: специалисты, служащие, рабочие квалифицированные и неквалифицированные. Все отрасли представляют материальное производство или материальные услуги; в них занято более 42 млн работников, или 67% всего занятого населения (в 1989 г. – 59,4 млн. человек – 77%).

Профессиональная насыщенность, т.е. удельный вес работников, имеющих профессиональное образование, на наш взгляд, является важнейшим показателем качества кадрового потенциала (человеческих ресурсов) экономики, отрасли, организации (предприятия) наряду с показателем среднего количества лет обучения на одного работника. Наивысший уровень профессиональной насыщенности в строительстве – 73%, торговле - 68%, промышленности – 66%, транспорте и связи – 60,2%. Сельское хозяйство выделяется низким уровнем профессионализма работников; здесь за 11-12 последних лет почти не увеличился удельный вес работников с профессиональным образованием: 41% в 2000 году вместо 40% в 1989 году. Удельный вес специалистов, т.е. работников с высшим и средним специальным образованием, здесь почти в два раза ниже, чем в среднем по народному хозяйству, в торговле, промышленности.

В современной кадровой политике, государственной политике в области образования все более явственно проявляется недооценка проблем начального профессионального образования, не до конца осознана роль квалифицированных рабочих в развитии экономики на её индустриальной стадии. Складывается представление, что наши органы управления образованием непродуманно воспроизводят (или стремятся к этому) те процессы, которые происходят в наиболее развитых странах Запада.

В США, например, в подготовке кадров основное внимание уделяется обучению молодежи в университетах и колледжах, т.е. высших учебных заведениях. Это обусловлено объективными условиями страны – вступлением в этап информационного, постиндустриального развития. Уже на начальном этапе развития постиндустриального общества существенно сокращается рабочий класс (в США – до одной трети занятых в конце ХХ века), ведущую роль и преобладающее место в экономике занимают работники умственного труда, специалисты. Соответственно ведущее место в подготовке кадров занимают вузы, в них получает профессиональное образование основная часть молодежи.

Россия находится на стадии индустриального общества; в нем преобладает материальное производство, более 60% работников занято преимущественно физическим трудом. В такой экономике исключительно велика роль квалифицированных кадров массовых профессий, т.е. рабочих. Без них, рядовых, но умелых, исполнителей, задачи индустриализации до конца не решить при любых квалифицированных специалистах и руководителях.

Бесспорно, эти рабочие должны быть достаточно квалифицированными. Их подготовке служит начальное профессиональное образование, т.е. система профессиональных училищ, лицеев. Однако в различных отраслях экономики занято большое число неквалифицированных работников. Имея достаточный уровень общего образования, они не прошли обучения в профессиональных училищах. Как видно из нашей таблицы 1, почти третья часть занятого населения не имеет и начального профессионального образования; это более 20 млн человек. По данным статистики, в 2000 г. рабочие составляли 37,2 млн, или около 60% занятого населения, в том числе квалифицированные рабочие – 29 млн человек, а с начальным профессиональным образованием было всего 6,7 млн работников.

Таким образом, если допустить, что все имеющие начальное профессиональное образование трудились в качестве рабочих, то среди последних только 18% имели бы профессиональное образование, а если брать в расчет квалифицированных рабочих, то это составит 23%. Но такой вывод был бы несколько преждевременным. Рассмотрим таблицу, в которой сопоставляются две линии статистических показателей: численность работающих по категориям должностей и данные о численности работников по уровню профессионального образования среди всех занятых в 2000 года (табл. 2).

Таблица № 2

 

Занятое население Российской Федерации по уровню профессионального образования и по занятости в 2000 г.

 

 

 

Млн человек

 

1.1. Занятия, требующие высшего образования (на должностях руководителей и специалистов).

1.2. Имеют высшее образование в занятом населении.

1.3. Имеют высшее образование среди безработных.

 

13,2

 

13,8

0,7

2.1. Занятия, требующие среднего профессионального образования (специалисты средней квалификации).

2.2. Имеют среднее профессиональное образование в занятом населении.

2.3. Имеют среднее профессиональное образование среди безработных.

 

9,6

 

21,5

 

1,2

3. Занятия на должностях, классифицируемых как служащие (подготовка информации, учет, делопроизводство и т.п.)

2,2

4.1. Квалифицированные рабочие.     
4.2. Имеют начальное профессиональное образование в занятом населении.

4.3. Имеют начальное профессиональное образование среди безработных.

29,0

6,7

 

0,8

5. Неквалифицированные рабочие.

8,2

 

Источник: Обследование населения по проблемам занятости, август 2000 года. М.: Госкомстат России, 2000. С. 105, 110.

 

До сих пор мы исходили из предпосылки, что кадры с высшим образованием должны занимать должности руководителей и специалистов высшей квалификации, работники со средним профессиональным образованием – должности специалистов, требующие среднюю квалификацию, а имеющие начальное профессиональное образование – квалифицированные рабочие. В реальной действительности это общая тенденция проявляется вполне отчетливо, но с большими отклонениями.

Например, в настоящее время большинство должностей руководителей (руководители органов власти, управления, руководителей организаций, учреждений, предприятий), должностей специалистов высшего уровня квалификации занимают кадры с высшим образованием. В то же время среди них немало работников со средним специальным образованием. Например, в 2000 году из 27,6 тыс. руководителей сельскохозяйственных предприятий имели высшее образование 71%, среднее профессиональное – 23%, а 6% - практики, т.е. без специального образования. Среди 125 тыс. руководителей среднего звена лишь 18% имели высшее и 46% среднее профессиональное образование. Даже на должностях специалистов работало 12% практиков, а высшее образование имели 33%. Общая численность работников, занимающих должности руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, на 1 января 2000 года составляла 624 тыс. человек; их них 31% имели высшее образование, 52% - средне профессиональное образование. (Численность, состав и движение кадров, занимающих должности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций. Сборник аналитических материалов. Т.2.  М.: Минсельхозпрод РФ, 2000. С. 4-9).

В промышленности, строительстве, транспорте и связи, в торговле удельный вес руководителей и специалистов, имеющих высшее образование значительно выше, но и здесь немало работников, занимающих «высокие» должности без высшего образования. По приблизительным расчетам, из 13,2 млн человек, занятия которых предполагают наличие высшего образования, более 4 млн его не имеют, т.е. работают на базе среднего специального образования, а иногда не имеют и его. Это также означает, что из 13,8 человек с высшим образованием примерно 5 млн работает на должностях, не требующих в настоящее время высшего образования. К этому надо добавить 0,7 млн безработных специалистов с высшим образованием. Следовательно, 5,7 млн специалистов используются не по уровню полученного образования или совсем не находят применение своим способностям (безработные).

Должностей, требующих среднего профессионального образования, в народном хозяйстве было всего 9,6 млн, а специалистов, имеющих такое образование и работавших в различных отраслях, – 21,5 млн; с учетом 1,2 млн безработных – 22,7 млн человек. Из них, как мы отметили выше, около 4 млн человек занимают должности специалистов или руководителей, предназначенные для дипломированных специалистов с высшим образованием. Но при этом почти столько же специалистов с высшим образованием занимает должности, предназначенные для специалистов со средним профессиональным образованием. Примерно 2 млн человек работают на должностях служащих, где кроме того широко применяется труд выпускников общеобразовательной школы. Таким образом, в соответствии с уровнем образования (или даже выше) занято около 11-12 млн специалистов рассматриваемой группы.

А чем же заняты почти 11 млн специалистов со средним профессиональным образованием? Эти расчеты носят приблизительный характер; но с достаточной достоверностью можно утверждать, что около 13 млн человек (11 млн специалистов со средним профессиональным и около 2 млн с высшим образованием) используются не по специальности; около 2 млн из них безработные, а 11 млн работает на должностях рабочих или других работников преимущественно физического труда.

Бесспорно, такой прилив специалистов в состав рабочего класса существенно меняет качество работников массовых профессий. Если выше отмечалось, что лишь 23% квалифицированных рабочих имеет профессиональное образование (начальное), то с учетом специалистов этот показатель возрастает до 58%. Если брать всех рабочих (квалифицированных и неквалифицированных) то среди них удельный вес работников, имеющих разные уровни профессионального образования, составляет примерно 45%.

Расчеты наши осуществлены на основе данных, полученных выборочными обследованиями Госкомстата России по проблемам занятости населения. Выборочные данные позволяют утверждать, что в 1990-е годы в России произошли крупные изменения в структуре занятости специалистов, начавшиеся ещё в 1980-е годы (табл. 3).

По переписи населения 1979 года в России лишь 8% работников преимущественно физического труда имели образование специалиста. Более или менее значительный удельный вес рабочих с высшим и средним специальным образованием наблюдался лишь в машиностроении и металлообработке – 1,4 млн чел., или 12%, среди рабочих торговли и общественного питания – 13% и некоторых других.

По переписи населения 1989 года среди рабочих машиностроения и металлообработки специалистов стало 2,8 млн, или около 24%, среди рабочих в торговле и общественном питании – 27,6%.

В 70-80–е годы быстрое развитие получило высшее образование: если в начале 1960-х годов выпускалось около 200 тыс. специалистов в год, то в указанные годы – 400 тыс. и более (в 1980–1986 гг. – свыше 460 тыс. человек). Средние специальные учебные заведения в тот же период выпускали (до 1992 г.) более 600 тыс. специалистов ежегодно (в 1979–1982 гг. – более 700 тыс. человек). (Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. М.: Логос, 1996. С. 177, 184–185).

Таблица №3

Численность специалистов в структуре работников,

занятых преимущественно физическим трудом

 

 

 

1979 г.

 

1989 г.

 

2000 г.

 

1. Занято преимущественно физическим трудом, млн. чел.

                                     %

 

51,1

100

 

49,9

100

 

37,2

100

1.1.            в том числе имели высшее и среднее профессиональное образование, млн. чел.

                                  в % к п.1

 

 

4,0

8,0

 

 

9,3

18,6

 

 

11,0

30

1.2.            кроме того имели начальное профессиональное образование, млн. чел.

                                  в % к п.1


Данных
нет

 

 

12,2

24,0

 

 

5,7

15,0

 

Примечание: по 2000 г. за численность занятых преимущественно физическим трудом взята численность рабочих.

Источник: Краткая социально-демографическая характеристика населения РСФСР по данным переписи населения 1989 года. М.: Госкомстат России, 1992. С. 134-141; по 2000 г. - расчеты по таблицам 1 и 2.

 

Большая часть специалистов готовилась для промышленности, строительства, сельского хозяйства. Их численность все больше стала превышать потребности производства. В результате за 10 лет между двумя переписями населения доля специалистов среди работников преимущественно физического труда дошла до 18,6% в 1989 г., а в 2000 г. (по оценке) уже до 30%.

Имеет место явление обратного характера: среди работников преимущественно умственного труда весьма значительна доля не имеющих специального образования. По переписи населения 1989 г. из 27 млн таких работников по всему народному хозяйству 5,4 млн (20%) не имели высшего и среднего специального образования. Например, из 8,1 млн инженерно-технических работников 1,2 млн не имели такого образования (15%). В торговле и общественном питании, где мы отмечали высокий удельный вес специалистов среди рабочих, на должностях специалистов 35% работавших не имели высшего или среднего специального образования.

Мы не располагаем данными за 2000 год в целом по народному хозяйству. «Практиков» среди руководителей и специалистов значительно меньше, чем 20% - показателя 1989 г. (В сельском хозяйстве, как отмечалось выше, - 17% на 1 января 2000 г.). В целом по экономике страны этот показатель, очевидно, близок к 10 %.

Таким образом, система профессионального образования России полна парадоксов. С одной стороны, настойчиво проводится линия на опережающее (или ускоренное) развитие высшего образования.

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлены даже конкретные нормативы: доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета. При этом за счет средств федерального бюджета финансируется обучение в государственных вузах не менее 170 студентов на каждые 10 тыс. человек населения Российской Федерации. Все это было бы прекрасно, если бы не было так худо. Миллионы специалистов с высшим образованием работают на рабочих местах, на должностях, где требуется хорошее профессиональное мастерство рабочего, т.е. начальное профессиональное образование; около 2 млн специалистов – безработные, это объем выпуска из вузов и техникумов в течение двух лет; занято на должностях рабочих 11 млн специалистов (с учетом выпускников техникумов) – это объем выпуска из вузов и техникумов за десять лет.

Одновременно учреждения профессионального образования всех уровней находятся на грани выживания, финансирование скудное, оплата труда профессоров и преподавателей, а также стипендии студентов мизерные, материальная база рушится и не пополняется, что отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов. Все эти факты и тенденции вызывают вопросы:

- Почему настойчиво проводится политика расширения масштабов высшего, отчасти и среднего, профессионального образования? Это прозорливость и ориентиры российского правительства на 20–30 лет вперед? Или же, наоборот, непонимание сегодняшних и ближайших (на 10-15 лет) потребностей страны?

- Нельзя ли квалифицированных рабочих готовить там, где их успешно можно подготовить – в профессиональных училищах и лицеях за 1 – 1,5 года?

- Почему при количественном избытке подготовки специалистов почти 20 млн работников массовых профессий не имеет и начального профессионального образования?

- Нет ли возможностей более рационального использования подготовленных кадров по полученной специальности?

Несколько лет тому назад Правительство Российской Федерации определило свою позицию по одному из указанных вопросов. В утвержденной Программе «Структурная перестройка экономики и экономический рост в 1997-2000 годах» (постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г., № 360) подчеркивалось, что переподготовка кадров (дополнительное профессиональное образование) способно обеспечить наиболее быстрый эффект по сравнению с другими видами образования; инвестиции в систему дополнительного профессионального образования дают отдачу уже через 1-2 года, в то время как в высшей школе – через 7-8 лет, в среднем специальном образовании – через 5-6 лет. Намечалось к 2000 г. увеличить объем переподготовки кадров в 2-2,5 раза.

Однако наступила очередная реорганизация Правительства, пришли новые государственные деятели, которые начали новые программы, забыв о прежних. А в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», одобренной Правительством Российской Федерации в октябре 2000 года, содержатся лишь общие фразы о дополнительном образовании.

Бесспорно, в настоящее время и особенно в перспективе высшему образованию принадлежит ведущее место в системе профессионального образования. В концептуальном аспекте его приоритетность проявлялась в образовательной политике нашей страны во второй половине ХХ века. К тому же неуклонно растет престижность высшего образования среди населения. В вузы пошли «троечники», особенно с появлением и развитием негосударственных вузов и платных отделений в государственных вузах. Рост потребности населения в высшем образовании – позитивный процесс, он способствует развитию человеческого потенциала страны, ускорению адаптации молодого поколения к новым условиям общественного прогресса, его мобильности, готовности к труду в условиях информатизации общества и внедрения новых наукоёмких технологий.

Следовательно, речь идет не об ущемлении высшего образования, а о необходимом балансе и пропорциональности в развитии всех направлений и уровней образования, об обеспечении надежности всей цепи образовательной системы, о создании равных условий для получения профессионального образования всей молодежью страны, независимо от места её проживания. Несовместимо с принципами социального государства и социальной справедливости такое положение, когда в столицах до 80-90% выпускников общеобразовательной школы имеют возможность учиться в высших учебных заведениях, а массы молодежи села и малых городов зачастую не могут получить даже начального профессионального образования. Таким образом, назрела необходимость осуществления всеобщего профессионального образования молодого поколения, отчасти – и работников массовых профессий среднего возраста.