В-четвертых, необходимым условием эффективной работы совета директоров является
оптимальное распределение обязанностей между его членами. Направления специализации
комитетов при совете директоров, как правило, напрямую зависят от организации контроля
в банках развития. В частности, для обеспечения эффективной работы службы внутреннего
аудита при совете может быть создан комитет по аудиту.
В-пятых, в практике работы многосторонних банков развития типичным является
дополнение структуры исполнительных органов управления уровнем вице-президентов
(заместителей председателя правления), что позволяет добиться необходимого уровня
координации работы подразделений банка.
В-шестых, многосторонние банки развития могут придерживаться одной из двух
моделей организации контроля. В том случае, когда уставные документы утверждают
необходимость формирования ревизионной комиссии, принципиальным становится вопрос
о независимости ее членов (в том числе и от органов исполнительной власти стран-
участниц).
Анализ деятельности международных банков развития в области стратегического
планирования выявил ряд принципиальных элементов, которые также могут быть
использованы Евразийским банком развития.
В отличие от коммерческого банка, стратегический план которого представляет собой
четкую программу действий по достижению устойчивых конкурентных преимуществ,
позволяющих реализовать главную цель - максимизировать прибыль, для банка развития
стратегия - это документ больше политического характера, в котором, помимо общих целей
и задач, определяются области и сферы, наиболее отсталые в своем развитии и требующие
особого режима финансирования.
Исходным пунктом процесса стратегического планирования всех без исключения
международных банков развития является внятно сформулированная миссия и вытекающая
из неѐ основная стратегическая цель, которые, как правило, отражаются уже в
учредительных документах банка. В этой связи Евразийскому банку развития необходимо,
прежде всего, определиться с миссией и стратегической целью, которые, в соответствии с
международной практикой, должны быть сформулированы достаточно ясно, ѐмко и в
обязательном порядке содержать то глобальное направление, развитию которого будет
посвящена деятельность банка.
Международные банки развития, в отличие от коммерческих банков, действуют на
основе не одного, а целого ряда взаимосвязанных стратегических документов, которые
выстроены по определенной иерархии и направлениям. Данная схема построена по
принципу «от общего к частному». Учитывая это, Евразийскому банку развития
необходимо разрабатывать такие стратегические документы, как долгосрочная (или
среднесрочная) стратегия деятельности, тематические и секторальные стратегии. Поскольку
предполагается, что деятельность Банка будет охватывать ряд стран, относящихся к разным
регионам, каждый из которых имеет свою специфику развития, то Банку рекомендуется уже
на данном этапе приступить к разработке страновых стратегий. При этом Банк может либо
провести маркетинговые исследования стран-участниц, либо применить опыт Всемирного
банка, когда страны самостоятельно определяют круг актуальных вопросов, требующих
содействия банка развития, который, в свою очередь, на их основе и с учетом своих
стратегических целей и задач разрабатывает стратегию содействия отдельно взятой стране.
В консолидированном стратегическом плане международного банка развития
конкретизируются стратегические направления его деятельности и первоочередные задачи,
стоящие перед ним, в контексте реализации миссии. Данный документ представляет собой
некую экономическую программу действий банка глобального масштаба, которая, тем не
менее, достаточно четко определяет те отрасли, сектора и сферы, являющимися
приоритетными для банка. В этой связи для Евразийского банка развития особую
актуальность приобретает проведение аналитических исследований и выявление
потребностей региона охвата его деятельности. Банку необходимо определиться с