Предпринимательская деятельность гражданина
А. РУДНЕВ
Гражданин, осуществляющий
предпринимательскую деятельность с
нарушением требований п. 1 ст. 23 ГК РФ об
обязанности государственной регистрации в
качестве гражданина - предпринимателя, не
вправе ссылаться в отношении заключенных
им при этом сделок на то, что он не является
предпринимателем. Суд может применить к
таким сделкам правила ГК РФ об
обязательствах, связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности.
Однако на практике может возникнуть
коллизия о подведомственности таких дел.
Это связано с тем, что в соответствии со ст.
22 АПК РФ арбитражным судам подведомственны
дела по экономическим спорам, возникающим
из гражданских, административных и иных
правоотношений между юридическими лицами,
гражданами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность и
имеющими статус индивидуального
предпринимателя, приобретенный в
установленном законом порядке. Таким
образом, полагаем, арбитражный суд чисто по
формальным основаниям может отказать в
принятии иска к гражданину, занимающемуся
предпринимательской деятельностью и не
зарегистрировавшему свою деятельность.
Гражданин, осуществляющий
предпринимательскую деятельность, в
соответствии с п. 3 ст. 83 Налогового кодекса
РФ обязан встать после государственной
регистрации в течение 10 дней на учет в
налоговую инспекцию по месту жительства
или по месту нахождения, а также в течение
одного месяца в случае деятельности в
нескольких административных населенных
пунктах в каждой налоговой инспекции. В
этом случае налоговая инспекция исходит из
положения об обязанности постановки на
учет обособленного подразделения
юридического лица в налоговую инспекцию по
месту нахождения обособленного
подразделения с момента его создания.
Гражданин - предприниматель оплачивает
налоги в соответствии с Федеральным
законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином
налоге на вмененный доход для определенных
видов деятельности", либо подоходный налог
в соответствии с Федеральным законом от 7
декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с
физических лиц" последующих редакциях, либо
в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства".
Единый налог на вмененный доход для
определенных видов деятельности (далее -
единый налог) устанавливается и вводится в
действие нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии с
Законом N 148-ФЗ и обязателен к уплате на
территориях соответствующих субъектов
Российской Федерации.
Гражданин -
предприниматель после принятия
соответствующих правовых актов субъектами
РФ в обязательном порядке переходит на
уплату единого налога на вмененный
доход.
Если субъект РФ такого правового
нормативного акта не принял, то
предприниматель вправе самостоятельно
решать: платить ему подоходный налог на
доход, полученный в результате
предпринимательской деятельности, или
перейти на упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности.
Правительство г. Москвы одобрило проект
Закона г. Москвы "О едином налоге на
вмененный доход для физических лиц,
осуществляющих определенные виды
предпринимательской деятельности без
образования юридического лица" и
Постановлением от 22 декабря 1998 г. N 1006
направило его в Городскую Думу г. Москвы,
которой он по настоящее время не принят.
В случае перехода гражданина -
предпринимателя на упрощенную систему
налогообложения его доход фиксируется в
размере суммы, определяемой величиной
минимального размера оплаты труда (МРОТ),
которая самостоятельно устанавливается
каждым субъектом Российской Федерации. Так,
в Москве на основании ст. 4 Закона г. Москвы
от 16 октября 1996 г. N 29 "О порядке
налогообложения субъектов малого
предпринимательства, применяющих
упрощенную систему налогообложения, учета
и отчетности" определено, что годовая
стоимость патента составляет за первый год
12 МРОТ, тем самым годовой доход фиксируется
в размере 100 МРОТ.
В отличие от
коммерческих юридических лиц, перешедших
на упрощенную систему налогообложения и
освобожденных от уплаты налога с продаж,
граждане - предприниматели обязаны платить
налог с продаж за оказываемые работы,
услуги, реализуемые товары в размере 4
процентов, как при наличной, так и
безналичной форме расчета (п. 2.2 Инструкции
Управления МНС РФ по г. Москве от 23 июня 1999 г.
N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с
продаж", Письмо Управления МНС РФ по г.
Москве от 29 марта 2000 г. N 02-14/10266 "О налоге с
продаж"). Взимание с граждан -
предпринимателей налога с продаж при
безналичных расчетах в соответствии с
указанным Письмом Управления МНС РФ по г.
Москве противоречит ст. 3 Налогового
кодекса РФ, Письму Минфина РФ от 14 декабря
1999 г. N 04-03-13, но гражданам - предпринимателям,
как налогоплательщикам, несогласным с
положениями данного письма, придется
отстаивать свою позицию в арбитражном суде.
В соответствии с этим письмом гражданин -
предприниматель обязан с 1 апреля 2000 г.
платить налог с продаж при безналичном
расчете.
Необходимо отметить, что споры
между гражданином - предпринимателем и
налоговыми органами, возникающие в связи с
исчислением подоходного налога,
подведомственны арбитражным судам
независимо от основания возникновения
спора. Гражданин - предприниматель в силу
Закона РФ "О подоходном налоге с физических
лиц" составляет единую декларацию, где
учитываются все доходы, льготы и расходы,
имеющие отношение к налоговому периоду.
Характер указанного спора не зависит от
того, какие обстоятельства влекут
уменьшение размера совокупного
налогооблагаемого дохода и подоходного
налога.
При рассмотрении споров о
размере налогооблагаемого дохода на
налоговом органе лежит бремя доказывания
размера дополнительно вмененного
налогоплательщику дохода, а на
налогоплательщике гражданине -
предпринимателе - факта и размера
понесенных расходов. Перерасчет в течение
года размера авансовых взносов по
подоходному налогу, уплачиваемых
гражданином - предпринимателем, не может
быть произведен налоговой инспекцией по
своей инициативе (п. 4 Информационного
письма от 21 июня 1999 г. N 42 Высшего
Арбитражного Суда РФ "Обзор практики
рассмотрения споров, связанных с взиманием
подоходного налога").
Гражданин -
предприниматель вправе применить
ускоренную амортизацию основных
производственных фондов, используемых им
для получения дохода, увеличивая тем самым
расходы, включаемые в декларацию. В
соответствии со ст. 12 Закона "О подоходном
налоге с физических лиц" состав расходов
гражданина - предпринимателя формируется
применительно к составу затрат, включаемых
в себестоимость продукции (работ, услуг),
определяемых Правительством РФ. Включение
амортизационных отчислений в
себестоимость продукции (работ, услуг)
предусмотрено п. 2 "х" Положения о составе
затрат.
В соответствии со ст. 10
Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О
государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации" субъекты малого
предпринимательства вправе применять
ускоренную амортизацию основных
производственных фондов путем отнесения
затрат на издержки производства в размере,
в два раза превышающем нормы, установленные
для соответствующих видов основных
производственных фондов, а также списания
дополнительно как амортизационных
отчислений до 50 процентов первоначальной
стоимости основных фондов сроком службы
более трех лет.
Гражданин -
предприниматель обязан также встать на
учет в Пенсионный фонд и Медицинский фонд,
платя взносы соответственно в размере 20,6
процентов и 3,6 процента, а также вправе
встать на учет в Фонд социального
страхования.
Предприниматель отвечает
по своим обязательствам всем принадлежащим
ему имуществом, за исключением имущества,
на которое в соответствии с законом не
может быть обращено взыскание. Такой
перечень имущества устанавливается
гражданско - процессуальным
законодательством (ст. 24 ГК РФ).
Ответственность гражданина -
предпринимателя всем принадлежащим ему
имуществом отличается от ответственности
гражданина - учредителя (участника)
акционерного общества или общества с
ограниченной ответственностью. В последнем
случае гражданин - учредитель (участник)
отвечает только внесенным в уставный
капитал общества имуществом, суммой
оплаченных акций или несет солидарную
ответственность по обязательствам
общества в части невнесенной суммы вклада
(части вклада), неоплаченных акций в
уставном капитале общества (ст. ст. 87, 96 ГК
РФ).
Статья 25 ГК РФ и ст. 3 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)"
регламентируют порядок признания
гражданина - предпринимателя
несостоятельным (банкротом). В соответствии
с законом под должником понимается
гражданин, в том числе индивидуальный
предприниматель, который не в состоянии
удовлетворить требования кредиторов на
сумму не менее 100 МРОТ в течение трех
месяцев, при этом сумма его обязательств
должна превышать стоимость принадлежащего
ему имущества (п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 29 Закона о
банкротстве). Заявление рассматривает
арбитражный суд и выносит решение о
признании несостоятельным (банкротом)
гражданина - предпринимателя. При обращении
в арбитражный суд с заявлением следует
руководствоваться требованиями п. 4 ст. 4
Закона "О несостоятельности (банкротстве)" о
том, что размер денежных обязательств по
требованию кредиторов считается
установленным, если он подтвержден
вступившим в законную силу решением суда
или документами, свидетельствующими о
признании должником этих требований. При
осуществлении процедуры признания
гражданина - предпринимателя
несостоятельным (банкротом) его кредиторы
по обязательствам, не связанным с
осуществлением им предпринимательской
деятельности, также вправе предъявить свои
требования. Требования указанных
кредиторов, не заявленные ими в таком
порядке, сохраняют силу после завершения
процедуры банкротства гражданина -
предпринимателя. Требования кредиторов
гражданина - предпринимателя в случае его
признания несостоятельным (банкротом)
удовлетворяются за счет принадлежащего ему
имущества, на которое может быть обращено
взыскание, в следующей очередности:
- в
первую очередь удовлетворяются требования
граждан, перед которыми гражданин -
предприниматель несет ответственность за
причинение вреда жизни или здоровью, путем
капитализации соответствующих повременных
платежей, а также требования о взыскании
алиментов;
- во вторую очередь
производятся расчеты по выплате выходных
пособий и оплате труда с лицами,
работающими по трудовому договору, в том
числе по контракту, и по выплате
вознаграждений по авторским правам;
- в
третью очередь удовлетворяются требования
кредиторов, обеспеченные залогом
принадлежащего гражданину -
предпринимателю имуществом;
- в
четвертую очередь погашается
задолженность по обязательным платежам в
бюджет и во внебюджетные фонды;
- в пятую
очередь производятся расчеты с другими
кредиторами в соответствии с законом.
С
момента принятия арбитражным судом решения
о признании индивидуального
предпринимателя несостоятельным
(банкротом) и об открытии конкурсного
производства утрачивает силу его
государственная регистрация в качестве
индивидуального предпринимателя, а также
аннулируются выданные ему лицензии на
осуществление отдельных видов
предпринимательской деятельности.
Гражданин - предприниматель, признанный
несостоятельным (банкротом), не может быть
зарегистрирован в качестве
индивидуального предпринимателя в течение
одного года с момента признания его
банкротом (п. 2 ст. 166 Закона о банкротстве).
Арбитражный суд направляет копию решения о
признании гражданина - предпринимателя
несостоятельным (банкротом) и об открытии
конкурсного производства в орган,
зарегистрировавший гражданина в качестве
предпринимателя.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
ЗАКОН РФ от 07.12.1991 N 1998-1
"О
ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
ЗАКОН
РФ от 09.12.1991 N 2003-1
"О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
"АРБИТРАЖНЫЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
от 05.05.1995 N 70-ФЗ
(принят ГД
ФС РФ 05.04.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.06.1995 N
88-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
12.05.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.1995 N
222-ФЗ
"ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"
(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 08.01.1998 N 6-ФЗ
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(БАНКРОТСТВЕ)"
(принят ГД ФС РФ
10.12.1997)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N
146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1998 N
148-ФЗ
"О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ
ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ
16.07.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от
05.08.1992 N 552
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О
СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ),
ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ
ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ
ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
ПРИБЫЛИ"
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Президиума ВАС РФ от 21.06.1999 N 42
"ОБЗОР
ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ
С ВЗИМАНИЕМ
ПОДОХОДНОГО НАЛОГА"
Бизнес-адвокат, N 13, 2000