Предпринимательская деятельность гражданина

А. РУДНЕВ
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность с нарушением требований п. 1 ст. 23 ГК РФ об обязанности государственной регистрации в качестве гражданина - предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Однако на практике может возникнуть коллизия о подведомственности таких дел. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 22 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. Таким образом, полагаем, арбитражный суд чисто по формальным основаниям может отказать в принятии иска к гражданину, занимающемуся предпринимательской деятельностью и не зарегистрировавшему свою деятельность.
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, в соответствии с п. 3 ст. 83 Налогового кодекса РФ обязан встать после государственной регистрации в течение 10 дней на учет в налоговую инспекцию по месту жительства или по месту нахождения, а также в течение одного месяца в случае деятельности в нескольких административных населенных пунктах в каждой налоговой инспекции. В этом случае налоговая инспекция исходит из положения об обязанности постановки на учет обособленного подразделения юридического лица в налоговую инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения с момента его создания.
Гражданин - предприниматель оплачивает налоги в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", либо подоходный налог в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" последующих редакциях, либо в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог) устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом N 148-ФЗ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Гражданин - предприниматель после принятия соответствующих правовых актов субъектами РФ в обязательном порядке переходит на уплату единого налога на вмененный доход.
Если субъект РФ такого правового нормативного акта не принял, то предприниматель вправе самостоятельно решать: платить ему подоходный налог на доход, полученный в результате предпринимательской деятельности, или перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Правительство г. Москвы одобрило проект Закона г. Москвы "О едином налоге на вмененный доход для физических лиц, осуществляющих определенные виды предпринимательской деятельности без образования юридического лица" и Постановлением от 22 декабря 1998 г. N 1006 направило его в Городскую Думу г. Москвы, которой он по настоящее время не принят.
В случае перехода гражданина - предпринимателя на упрощенную систему налогообложения его доход фиксируется в размере суммы, определяемой величиной минимального размера оплаты труда (МРОТ), которая самостоятельно устанавливается каждым субъектом Российской Федерации. Так, в Москве на основании ст. 4 Закона г. Москвы от 16 октября 1996 г. N 29 "О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" определено, что годовая стоимость патента составляет за первый год 12 МРОТ, тем самым годовой доход фиксируется в размере 100 МРОТ.
В отличие от коммерческих юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения и освобожденных от уплаты налога с продаж, граждане - предприниматели обязаны платить налог с продаж за оказываемые работы, услуги, реализуемые товары в размере 4 процентов, как при наличной, так и безналичной форме расчета (п. 2.2 Инструкции Управления МНС РФ по г. Москве от 23 июня 1999 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж", Письмо Управления МНС РФ по г. Москве от 29 марта 2000 г. N 02-14/10266 "О налоге с продаж"). Взимание с граждан - предпринимателей налога с продаж при безналичных расчетах в соответствии с указанным Письмом Управления МНС РФ по г. Москве противоречит ст. 3 Налогового кодекса РФ, Письму Минфина РФ от 14 декабря 1999 г. N 04-03-13, но гражданам - предпринимателям, как налогоплательщикам, несогласным с положениями данного письма, придется отстаивать свою позицию в арбитражном суде. В соответствии с этим письмом гражданин - предприниматель обязан с 1 апреля 2000 г. платить налог с продаж при безналичном расчете.
Необходимо отметить, что споры между гражданином - предпринимателем и налоговыми органами, возникающие в связи с исчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо от основания возникновения спора. Гражданин - предприниматель в силу Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" составляет единую декларацию, где учитываются все доходы, льготы и расходы, имеющие отношение к налоговому периоду. Характер указанного спора не зависит от того, какие обстоятельства влекут уменьшение размера совокупного налогооблагаемого дохода и подоходного налога.
При рассмотрении споров о размере налогооблагаемого дохода на налоговом органе лежит бремя доказывания размера дополнительно вмененного налогоплательщику дохода, а на налогоплательщике гражданине - предпринимателе - факта и размера понесенных расходов. Перерасчет в течение года размера авансовых взносов по подоходному налогу, уплачиваемых гражданином - предпринимателем, не может быть произведен налоговой инспекцией по своей инициативе (п. 4 Информационного письма от 21 июня 1999 г. N 42 Высшего Арбитражного Суда РФ "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога").
Гражданин - предприниматель вправе применить ускоренную амортизацию основных производственных фондов, используемых им для получения дохода, увеличивая тем самым расходы, включаемые в декларацию. В соответствии со ст. 12 Закона "О подоходном налоге с физических лиц" состав расходов гражданина - предпринимателя формируется применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством РФ. Включение амортизационных отчислений в себестоимость продукции (работ, услуг) предусмотрено п. 2 "х" Положения о составе затрат.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов путем отнесения затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных производственных фондов, а также списания дополнительно как амортизационных отчислений до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов сроком службы более трех лет.
Гражданин - предприниматель обязан также встать на учет в Пенсионный фонд и Медицинский фонд, платя взносы соответственно в размере 20,6 процентов и 3,6 процента, а также вправе встать на учет в Фонд социального страхования.
Предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Такой перечень имущества устанавливается гражданско - процессуальным законодательством (ст. 24 ГК РФ).
Ответственность гражданина - предпринимателя всем принадлежащим ему имуществом отличается от ответственности гражданина - учредителя (участника) акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. В последнем случае гражданин - учредитель (участник) отвечает только внесенным в уставный капитал общества имуществом, суммой оплаченных акций или несет солидарную ответственность по обязательствам общества в части невнесенной суммы вклада (части вклада), неоплаченных акций в уставном капитале общества (ст. ст. 87, 96 ГК РФ).
Статья 25 ГК РФ и ст. 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" регламентируют порядок признания гражданина - предпринимателя несостоятельным (банкротом). В соответствии с законом под должником понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов на сумму не менее 100 МРОТ в течение трех месяцев, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества (п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 29 Закона о банкротстве). Заявление рассматривает арбитражный суд и выносит решение о признании несостоятельным (банкротом) гражданина - предпринимателя. При обращении в арбитражный суд с заявлением следует руководствоваться требованиями п. 4 ст. 4 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" о том, что размер денежных обязательств по требованию кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований. При осуществлении процедуры признания гражданина - предпринимателя несостоятельным (банкротом) его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Требования указанных кредиторов, не заявленные ими в таком порядке, сохраняют силу после завершения процедуры банкротства гражданина - предпринимателя. Требования кредиторов гражданина - предпринимателя в случае его признания несостоятельным (банкротом) удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми гражданин - предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским правам;
- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего гражданину - предпринимателю имуществом;
- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
Гражданин - предприниматель, признанный несостоятельным (банкротом), не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом (п. 2 ст. 166 Закона о банкротстве). Арбитражный суд направляет копию решения о признании гражданина - предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве предпринимателя.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 07.12.1991 N 1998-1
"О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
ЗАКОН РФ от 09.12.1991 N 2003-1
"О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 05.05.1995 N 70-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 05.04.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.06.1995 N 88-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 12.05.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.1995 N 222-ФЗ
"ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"
(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 6-ФЗ
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"
(принят ГД ФС РФ 10.12.1997)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1998 N 148-ФЗ
"О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.1992 N 552
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ
ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Президиума ВАС РФ от 21.06.1999 N 42
"ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЗИМАНИЕМ
ПОДОХОДНОГО НАЛОГА"
Бизнес-адвокат, N 13, 2000

Виноват - ответишь  »
Комментарии к законам »
Читайте также