Понятие и сущность правового обеспечения реформы уголовно-исполнительной системы минюста рф(с.м. зубарев)

по состоянию на 15 ноября 2003 года
С.М. ЗУБАРЕВ
--------------------------------
<*> Статья выполнена при информационной поддержке компании "".
Сергей Михайлович Зубарев, канд. юрид. наук, доцент, зам. заведующего кафедрой правового обеспечения управления Государственного университета управления.
Процесс реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) начался в конце 80-х гг. прошлого века под воздействием изменений в социально-политическом развитии нашего общества. Исправительно-трудовая политика и соответствующее законодательство, практика его исполнения вошли в противоречие с объективными потребностями социального развития. В этот период были предприняты попытки реформы системы исполнения наказаний сначала со стороны МВД Союза, а затем МВД России. В силу объективных и субъективных причин осуществить намеченные преобразования не удалось. Одной из них следует считать отсутствие должного правового обеспечения реформирования как на стадии разработки концептуальных и законодательных подходов, так и их осуществления. Современный этап реформирования УИС связан с приведением деятельности системы в соответствие с предписаниями новых УК РФ и УИК РФ, ее функционированием в рамках Министерства юстиции России. Указанные обстоятельства обусловливают объективную потребность в изучении и анализе правового обеспечения реформирования УИС, определяют особую актуальность его совершенствования в нынешних условиях развития уголовно-исполнительной системы. Без определения понятия и сущности правового обеспечения реформирования УИС невозможно сформулировать его цель и задачи на перспективу, что в свою очередь не позволяет эффективно осуществлять реформу уголовно-исполнительной системы, рассчитывая на социально значимые результаты.
Для понимания сущности правового обеспечения принципиальным является общетеоретическое положение о том, что "право выступает в форме (1) идей, представлений; (2) юридических предписаний (велений или установлений), исходящих от государства, и (3) действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания права" <*>. И если правовые идеи и представления имеют большее значение на этапе выработки концептуальных подходов к организации правового регулирования, то юридические предписания и действия субъектов правоотношений по их реализации оказывают непосредственное влияние на эффективность правового обеспечения, по сути, формируют его.
--------------------------------
<*> Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Право и закон, 1996. С. 101.
В юридической литературе, несмотря на довольно частое применение термина "правовое обеспечение", содержание данного понятия в достаточной степени не разработано <*>. Одним из наиболее значимых трудов, посвященных постановке и рассмотрению данной проблемы, является пособие В.А. Козбаненко <**>. Автор теоретически обосновал разграничение базовых юридических категорий "правовые основы", "правовое регулирование", "правовое обеспечение", выявил сущность и содержание этих терминов, показал особенности их использования в сфере государственного управления. При этом под правовым обеспечением В.А. Козбаненко предлагает понимать систему социально-правовых элементов и юридически значимых мер (средств, приемов и способов), влияющих на формирование и реализацию права. Эта система образуется из таких элементов, как: нормы права и его принципы, объективированные в законах, подзаконных нормативных и иных правовых актах; правовые отношения; акты применения норм права; акты реализации прав и обязанностей; государственно-правовые институты; оргструктуры; организационно-правовые меры, средства, приемы, методы, формы и другие элементы юридического опосредования социально значимых явлений, процессов и отношений <***>. В целом поддерживая высказанный автором подход к определению анализируемого понятия, некоторые его сущностные положения требуют уточнения и дальнейшего развития применительно к различным сферам общественных отношений.
--------------------------------
<*> Большинство авторов определяют его как совокупность юридических норм, предназначенных регламентировать какую-то отдельную сферу деятельности (См., например: Правовое обеспечение предпринимательства. Учебное пособие / Под ред. М.П. Ринга. М.: МИЭПП, 1996; Шитова И.С. Правовое обеспечение деятельности акционерного общества: Монография. М., 2001; и др.)
<**> Козбаненко В.А. Правовое регулирование и правовое обеспечение государственного управления: сущность и содержание: Учебно-метод. пособие. М.: ИПК госслужбы, 2002.
<***> Там же. С. 20.
На наш взгляд, понятие "правовое обеспечение" необходимо рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле этим термином охватывается весь процесс выработки средств юридической регуляции и использования их в практической деятельности субъектов права для достижения фактических результатов в конкретной сфере общественных отношений. Важнейшими элементами здесь выступают: во-первых, правотворчество, т.е. непосредственная деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению и отмене юридических норм. Вследствие этого в правовых нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Во-вторых, правоприменение как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм. Эта форма реализации права определяется законом и подзаконными актами в тех сферах общественных отношений, где особенно необходимы точная определенность прав и обязанностей сторон, государственный контроль за развитием отношений, внесение в это развитие элементов устойчивости, стабильности, определенности. Такое положение, несомненно, распространяется на сферу исполнения уголовных наказаний, тем более что учреждения и органы, исполняющие наказания, являются субъектами правоприменения. В-третьих, правовая культура субъектов права, применительно к личности каждого гражданина, означает сочетание знания и понимания права с осознанным исполнением его предписаний.
При таком подходе правовое обеспечение обладает комплексным характером. С учетом этого профессор Ю.А. Тихомиров выделяет следующие элементы правового обеспечения всей системы государственного управления и процесса функционирования отдельных ее сфер: а) издание правовых актов с учетом общественных потребностей; б) изучение правовых актов всеми работниками при вступлении в должность и в процессе их деятельности; в) правовое воспитание как средство повышения правовой культуры и профессиональной квалификации работников; г) правильное применение юридических норм для оптимального решения задач управления и хозяйствования; д) анализ практики применения законодательства, правовых актов; е) контроль за соблюдением законности, предотвращение и устранение ее нарушений, применение поощрительных или наказательных мер воздействия к гражданам, должностным лицам; ж) совершенствование законодательных и иных актов, изменение, отмена устаревших <*>. Эта позиция Ю.А. Тихомирова нами в основном разделяется, но следует все же отметить некоторые отступления в логике структурирования элементов, выделение их составляющих в качестве самостоятельных. Так, изучение правовых актов является составной частью правового воспитания, а совершенствование законодательства предусматривает обязательное издание правовых актов.
--------------------------------
<*> Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: Юринформцентр, 1998. С. 66.
Исходя из проведенного анализа общетеоретических положений, можно сформулировать следующее определение. Под правовым обеспечением реформы уголовно-исполнительной системы в широком смысле следует понимать оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения, позволяющее стабильно и единообразно исполнять уголовные наказания в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. Соответственно элементами правового обеспечения являются: а) правотворчество, т.е. создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, отвечающей потребностям реформирования уголовно-исполнительной системы; б) правовое воспитание как целенаправленная деятельность по формированию у персонала и осужденных правовой культуры, позволяющей адекватно воспринимать и сознательно соблюдать или исполнять новые правовые нормы; в) эффективное правоприменение, представляющее собой процесс оформления, осуществления и охраны правовых норм, обеспечивающих реорганизацию УИС; г) контрольная деятельность субъектов права, направленная на проверку, изучение и анализ осуществления правового обеспечения реформы и выработку мер по устранению имеющихся трудностей и недостатков.
В более конкретном смысле, по нашему мнению, правовое обеспечение реформы уголовно-исполнительной системы представляет собой совокупность международных, нормативных правовых и прочих актов Российской Федерации, регулирующих организацию и деятельность уголовно-исполнительной системы в условиях ее преобразования. Эта совокупность включает законы и подзаконные акты, а также смешанные (содержащие одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания) и правоприменительные акты. Она носит системный характер, все ее элементы иерархично расположены и закономерно связаны таким образом, что изменение одного из них ведет к определенным изменениям и преобразованиям других.
С нашей точки зрения, на современном этапе реформирования УИС особое значение приобретает формирование и развитие правового обеспечения в его узком (нормативном) смысле. Правовое обеспечение в таком понимании во многом совпадает с понятием правового регулирования, поэтому правомерно говорить о его нормативной подсистеме. Соответственно правовое обеспечение реформы уголовно-исполнительной системы в узком (нормативном) смысле составляют: международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями; Конституция РФ; уголовно-исполнительное законодательство и другие федеральные законы, регулирующие отдельные направления деятельности УИС; нормативные правовые акты Президента и Правительства России; межведомственные нормативные правовые акты; ведомственные нормативные правовые акты; решения и разъяснения высших судебных инстанций по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут входить в рассматриваемую систему в случае заключения соответствующих договоров между ними и органами государственной власти Российской Федерации.
Правовое обеспечение реформы уголовно-исполнительной системы базируется на положениях международных правовых актов и Конституции Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Если в статье не указаны данные официальной публикации нормативных правовых актов, то это означает, что они использованы в действующей редакции по информационным базам СПС "" по состоянию на 15 ноября 2003 г.
Международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями занимают особое место в системе правового обеспечения реформы УИС. Во-первых, они выступают одним из основных факторов, определивших реформирование уголовно-исполнительной системы на современном этапе. Во-вторых, в указанных документах содержатся основные права человека и международные стандарты обращения с различными категориями осужденных, а в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В-третьих, предписания международных договоров, о чем указывает ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, уже сегодня являются частью ее правовой системы и реально обеспечивают реформирование уголовно-исполнительной системы.
В настоящее время имеется достаточно много научной и учебной литературы, посвященной различным международным актам об обращении с осужденными, при этом авторы, как правило, основное внимание уделяют подробной характеристике универсальных или региональных специализированных стандартов и проблемам их реализации в России <*>. Такой подход, безусловно, оправдан, но для настоящего исследования интерес представляют прежде всего обязательные нормы международных правовых актов, определяющие естественные права человека, которые не могут нарушаться при исполнении уголовных наказаний. К таким "абсолютным" правам следует отнести право на жизнь, свободу и безопасность личности, запрет пыток, право на свободу мысли, совести и религии и др.
--------------------------------
<*> См., например: Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с осужденными и национальные варианты их реализации. Рязань, 1994; Уткин В.А. Европейские тюремные правила и проблемы их реализации. Томск: ТГУ, 1996; Уткин В.А. Международные стандарты обращения с осужденными и проблемы их реализации. Томск: ТГУ, 1998; Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Юриспруденция, 2003; Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Норма, 2001; и др.
Право на жизнь закреплено в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, является неотъемлемым, все остальные права и свободы человека, в том числе и осужденного, производны от права на жизнь. Главные принципы указанной международной нормы состоят в том, чтобы защитить человека от любого умышленного лишения жизни государством, а также в обязанности государства обеспечить принятие и применение законов, предусматривающих суровое наказание за преступления против жизни, осуществлении эффективных превентивных и охранительных мер в случае возникновения опасности для жизни человека. По общему правилу право на жизнь предполагает, что государство должно принимать все меры к тому, чтобы человеческая жизнь даже в условиях отбывания уголовного наказания оставалась вне опасности. На реализацию этих принципов направлены положения Конституции России (ч. 1 ст. 20), уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Так, ст. 13 УИК РФ закрепляет право осужденных на личную безопасность, согласно которому при возникновении главным образом угрозы жизни осужденного администрация учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, обязана незамедлительно перевести осужденного в безопасное место или принять иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. При этом не имеет значения, от кого исходит угроза - от других осужденных, персонала и др.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод допускает исключения из общего правила. Прежде всего это касается смертной

Представительство. оформление полномочий(е.в. виговский, м.е. виговская)  »
Комментарии к законам »
Читайте также