Бизнес-план. Cтруктура и разработка
Бизнес-план – это программа предпринимательской деятельности. Он описывает предприятие, планируемую продукцию или услуги, рынок их реализации, финансовые потребности и планируемые финансовые результаты.
Разработка бизнес-плана носит многоцелевой характер:
- бизнес-план является моделью проекта и трезвой оценкой реальных возможностей;
- бизнес-план необходим для привлечения инвесторов и/или получения кредита;
- наконец, бизнес-план - это инструмент управления проектом.
Прежде чем вкладывать в проект деньги, необходимо провести его комплексную экспертизу, чтобы проверить его целесообразность и выполнимость, а также оценить его эффективность в следующих аспектах, составляющих примерную структуру бизнес-плана:
- коммерческий анализ, в том числе анализ рынка
Наиболее трудным и ответственным этапом разработки бизнес-плана является сбор и обработка информации для подготовки проекта. Особенно это относится к информации о рынке – маркетинговых исследованиях, которые требуют больших материальных затрат (если обращаться к специализированным фирмам) или, в противном случае, могут быть выполнены непрофессионально и привести к существенным потерям в будущем.
- техническо-технологический анализ производства
Моделирование потоков продукции и ресурсов.
- организационно-управленческий анализ
Анализ организационной структуры и этапов реализации проекта, участников проекта, инициаторов, инвесторов, команды проекта, окружения (поставщиков и подрядчиков, администраций различного уровня).
- анализ нормативно-правового окружения
Раздел, в котором рассматривается юридический аспект проекта.
- социальный анализ
- экологический анализ
- финансовый анализ
Включает в себя оценку будущих денежных потоков по, приведение предстоящих разновременных расходов и доходов к соизмеримым показателям в начальном периоде, определение показателей эффективности проекта.
- анализ рисков
Раздел, посвященный анализу проектных рисков. Проводятся качественный и количественный анализ рисков.