Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Турции: январь 2010 г.

А.А. Гурьев

Январь 2010 года вновь подтвердил активный настрой высшего турецкого руководства на реализацию разновекторной внешней политики страны. Не умаляя значимости других направлений внешнеполитической деятельности Анкары за этот период, все же полагаем возможным особо выделить ее российский вектор. Весомым основанием для такого вывода является рабочий визит 12 – 13 января премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана в Москву.

Несмотря на рабочий статус визита в повестке дня переговоров оказался детальный анализ всего комплекса двусторонних отношений, а также направлений партнерства двух стран по региональным и глобальным проблемам. Состоялись встречи и переговоры турецкого премьера с президентом России Дмитрием Медведевым и председателем правительства Владимиром Путиным, представителями деловых кругов. Реджеп Эрдоган выступил в кузнице российских дипломатических кадров МГИМО. Главу турецкого правительства сопровождали ряд ключевых министров, в частности, глава дипломатического ведомства Ахмет Давутоглу, министр энергетики и природных ресурсов Танер Йилдыз, министр сельского хозяйства и по делам деревень Мехмет Экер, советников, а также большая группа представителей ведущих средств массовой информации страны.

Стержнем переговоров, безусловно, были вопросы сотрудничества в сфере энергетики. Проекты газопроводов «Южный поток», «Голубой поток-2», нефтепровода Самсун-Джейхан, строительство в Турции при участии России первой атомной электростанции стали предметом детального обсуждения на российско-турецком саммите. В частности, в Москве было подписано Совместное заявление о сотрудничестве в строительстве атомной электростанции. Руководители двух стран поставили перед деловыми кругами задачу по увеличению объема двустороннего товарооборота между двумя странами в ближайшие 4 - 5 лет до 100 млрд. долларов. Турецкие эксперты особо указывают на тот факт, что такая амбициозная задача поставлена несмотря на негативное влияние мирового экономического и финансового кризиса, в результате которого Россия и Турция потеряли в 2009 году 40 процентов товарооборота от объема 2008 года.

Естественно, по всем этим направлениям после московских переговоров остались вопросы, требующие дальнейших согласований и уточнений. Но, тем не менее, главным приобретением саммита являются подтвержденные на самом высоком уровне желание и политическая воля Москвы и Анкары выйти в ближайший год на их практическую реализацию с учетом не только экономической, но и долгосрочной политической значимости этих стратегически важных проектов.

Это косвенно подтверждают высказывание президента РФ Дмитрия Медведева о том, что «Россия и Турция – стратегические партнеры», а также заявление турецкого премьера Реджепа Эрдогана, наделившего «российско-турецкий диалог способностью положительно отразиться на мире и безопасности в регионе». Об этом говорит и календарь практических действий Москвы и Анкары на ближайшие шесть месяцев после завершения московских переговоров. Он включает в себя серию взаимных визитов на уровне ключевых министров правительств двух стран, согласование ряда двусторонних документов, что можно рассматривать как подготовку визита российского президента в Турцию, принципиальная договоренность о котором была достигнута в Москве.

Подтверждение этой договоренности было озвучено 30 января во время телефонного разговора президентов России и Турции, который состоялся по инициативе турецкой стороны. Главы государств обсудили вопросы российско-турецкого сотрудничества в международных делах. Одно из крупнейших в Турции информационное агентство Доган особо выделило тот факт, что при обмене мнениями о ситуации в Закавказье Абдуллах Гюль дал высокую оценку вкладу России в международные усилия по достижению прогресса в нагорно-карабахском урегулировании. Наряду с этим, агентство также отметило удовлетворение обеих сторон совместной работой в Черноморском регионе, а также по вопросам укрепления общеевропейской безопасности, в том числе в свете российской инициативы по выработке Договора о европейской безопасности.

Турецкая государственная телерадиокомпания TRT в свою очередь c удовлетворением констатировала подтверждение в телефонном разговоре президентами двух стран договорённости о визите в мае текущего года президента России в Турцию. Предстоящий визит, по мнению сторон, призван стать «центральным событием российско-турецких отношений ближайшего времени».

Без сомнения, стержнем российско-турецких переговоров станет реализация двух проектов: строительство атомной станции и осуществление проекта нефтепровода Самсун-Джейхан. Реализация проекта строительства этого трубопровода между черноморским и средиземноморским портами Турции Самсун - Джейхан будет продолжена в этом году. Об этом заявили вице-премьер РФ Игорь Сечин и турецкий премьер Реджеп Эрдоган. По словам Игоря Сечина, доля российской стороны в проекте и его инвестиционная стоимость пока уточняются. Протяженность трубопровода - свыше 400 км, пропускная способность - минимум 15 млн тонн в год. Ввести в действие эту артерию намечено не позже 2011 года. По ней планируется перекачивать не только российскую, но, в перспективе, и казахстанскую нефть.

Дело в том, что с конца 1990-х Турция ограничивает танкерное судоходство в Босфоре - Дарданеллах по эколого-географическим причинам, хотя именно этот маршрут соединяет Черноморский бассейн со Средиземноморьем и Суэцким каналом по кратчайшему пути. По этому маршруту вывозилось до трети объема советской, затем российской нефти, предназначенной на экспорт. Трубопровод Самсун – Джейхан существенно разгрузит турецкие проливы.

По мнению некоторых турецких аналитиков, вполне реально выглядит расклад, удовлетворяющий всех его участников, претендующих на атомный рынок Турции. Россия получает право строительства АЭС в Турции. Анкара, в свою очередь, получает гарантию заполнения трубопровода Самсун-Джейхан российской нефтью. Создание «русской» АЭС в Турции вызывает протесты со стороны США, а потому право на строительство второй АЭС, в районе Синопа, будет предоставлено Анкарой американской компании или же консорциуму, где главную «скрипку» будет играть Вашингтон.

Ничуть не умаляя особой значимости энергетического «пасьянса» в российско-турецком сотрудничестве, заметим, что немаловажную роль на нынешнем этапе приобретает и гуманитарный трек в отношениях двух стран. Одним из основных вопросов российско-турецкого саммита в Москве стало формирование нового механизма двусторонних межгосударственных консультаций – Совета сотрудничества высшего уровня /ССВУ/. Решение о проработке вопроса о создании такого механизма было принято в ходе рабочего визита в Анкару в августе прошлого года российского премьера Владимира Путина.

По мнению Москвы и Анкары, ключевой задачей Совета сотрудничества высшего уровня станет формирование стратегии и определение основных направлений развития отношений между Россией и Турцией. Формат переговоров в верхах с участием профильных министров правительств двух стран будет способствовать выводу российско-турецкого многопланового партнерства на его приоритетных направлениях на качественно новый уровень. Как ожидается, окончательная договоренность о создании ССВУ будет достигнута в ходе предстоящего в мае с.г. визита президента РФ Дмитрия Медведева в Турцию. Не исключено, что в рамках визита будет проведено и его первое заседание.

О серьезном подходе сторон к реализации московских договоренностей говорит, в частности, тот факт, что уже 15 января министерство энергетики и природных ресурсов Турции приступило к работам, связанным с подготовкой технико-экономических и правовых условий реализации проекта строительства первой в стране АЭС. Об этом сообщил глава министерства Танер Йылдыз. «Я дал указание о немедленном начале работ, касающихся реализации подписанного в Москве совместного российско-турецкого документа по сооружению АЭС. Начнутся переговоры и на уровне делегаций. Все детали, касающиеся проекта строительства АЭС, будут отражены в законопроекте, который будет представлен на утверждение в парламент», - сказал турецкий министр.

Из событий внешней политики в январе следует выделить Конференцию в Анкаре глав зарубежных представительств Турции, которая прошла 4-8 января. В консультациях по актуальным внешнеполитическим вопросам приняли участие около 200 турецких послов, министр иностранных дел Турции А. Давутоглу, министры внутренних дел, энергетики и природных ресурсов, экономики, культуры и туризма. Особенностью конференции стало участие в ней президента Турецкой Республики Северного Кипра М.Талата и главы Палестинской национальной администрации М.Аббаса, а также министров иностранных дел Бразилии, Японии и Германии. Перед послами выступили премьер-министр Турции Р. Эрдоган и президент страны А. Гюль. Президент, в частности отметил, что «силовой центр мира постоянно меняется, и турецкая дипломатия проявляет себя отныне в любой точке мира». «Вы представляете очень сильную страну», - подчеркнул А. Гюль.

И хотя итоговое заявление конференции, озаглавленное как «Демократия, безопасность и стабильность: взгляд на события в мире и турецкую внешнюю политику в 2010 году», ограничивает состоявшееся обсуждение лишь нынешним годом, понятно, что форум стал важной частью работы правительства по выработке новой концепции внешней политики страны. Примечательно, что один из его этапов проходил на юго-востоке страны в провинции Мардин.

Министр иностранных дел А. Давутоглу, выступая в Мардине, сказал, что турецкие дипломаты впервые проводят заседание вне Анкары. «Отныне мы планируем проводить собрания с участием региональных и соседних стран в других городах страны. Например, заседание в связи с Балканами будем проводить в Эдирне, в связи с другими регионами – в таких городах, как Карс, Артвин и Ван. Если бы мы провели данное мероприятие в Анкаре, то, сколько бы мы ни читали, столько нового о Мардине всё равно бы не узнали», - отметил министр. Он также подчеркнул, что в предстоящий период дипломаты, которые будут командироваться в генеральные консульства соседних стран, с целью получения опыта в плане социальных и торговых взаимоотношений с этими странами на определенный срок будут направляться на стажировку в губернаторства приграничных городов Турции.

Следует отметить, что в итоговом документе именно НАТО названо ключевым элементом обеспечения национальной безопасности Турции, а вступление в ЕС остается стратегическим приоритетом Анкары. Основную мысль конференции озвучил глава турецкого дипломатического ведомства А. Давутоглу, который констатировал, что «стратегической целью Турции является роль не региональной, а мировой державы, играть которую позволяет ее уникальное географическое положение, исторический и дипломатический опыт».

Внести свой вклад в реализацию этой амбициозной цели уже в этом году могут депутат турецкого парламента от правящей ПСР Мевлют Чавушоглу и высокопоставленный турецкий дипломат Рамис Шен. Впервые в истории организации председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) избран турецкий парламентарий Мевлют Чавушоглу. В своей речи после избрания он подчеркнул значение такой Европы, которая «уважает различия, отрицает дискриминацию и не строится на страхе и ненависти». Глава государства Абдуллах Гюль поздравил М. Чавушоглу с избранием на пост председателя ПАСЕ и отметил, что выбор в пользу турецкого парламентария является большим успехом и предметом гордости для всей Турции. В свою очередь, советник постоянного представителя Турции в ООН Рамис Шен на состоявшемся ежегодном заседании назначен на должность председателя Комитета по неправительственным организациям ООН. Турция будет возглавлять Комитет в течение двух лет.

О том, что выполнение задачи по приобретению Турцией статуса мировой державы будет все же очень сложной, говорят результаты социологического исследования, проведенного Анкарским университетом. Целью исследования было выявить внешнеполитические симпатии и антипатии граждан Турции.

Социологи опросили 1 032 человека в 9 крупнейших провинциях страны. Большинство респондентов — люди с высшим и средним образованием. 23.1% опрошенных считают внешнюю политику своего правительства «успешной» и даже «абсолютно успешной», 38.3% признают «частичный успех» внешнеполитического курса Анкары. 38.6% предпочли с ними не согласиться. В их представлении внешняя политика правящей партии скорее «не имеет успеха» или «совершенно не имеет успеха» на международной арене.

По степени приоритетности основные направления внешнеполитических усилий выстроились следующим образом: 28% полагают, что главным объектом внешней политики является Евросоюз, 27.7% отдают предпочтение усилиям по борьбе с терроризмом, 15.8% - нормализации отношений с Арменией, 9.9% видят главную цель в сближении с США, 7% - с мусульманскими странами.

Каждый третий респондент полагает, что ближайшим другом Турции во внешнем мире является Азербайджан, 16.7% убеждены в том, что у страны вообще нет друзей, а 15.7% в качестве друга рассматривают непризнанную мировым сообществом Турецкую республику северного Кипра. Основным внешнеполитическим противником 37.5% назвали США, которые являются стратегическим партнером Турции и основным союзником в НАТО, 10.9% - Армению, 10.6% - Израиль, 6.1% - Грецию, 5.1% - Францию. 10.4% не видят врагов за границей.

28.9% респондентов полагают, что Турция является европейской страной, 22.6% склонны считать ее «одним из тюркских государств», для 15.5% более важной является принадлежность Турции к мусульманскому миру, для 11.4% - к ближневосточному региону, для 8.7% - к средиземноморскому, а для 8.6% — к Азии.

55% опрошенных хотели бы видеть Турцию среди членов ЕС, 25.2% с ними не согласны. С точки зрения 16.1% респондентов участие, как и неучастие страны в этом союзе не играет никакой роли, а 3.4% вообще не задумывались над этим вопросом. При этом 32.8% считают, что интеграция Турции в ЕС «неосуществима никогда», 20.5% ожидают этого события лет через 5-10, 17.1% - через 11-15, 9.5% - через 16-20, 15.2% - более чем через 20 лет. 4.8% опрошенных готовятся праздновать вступление страны в ЕС менее чем через 5 лет. Среди главных причин, препятствующих вступлению Турции в Евросоюз, названы «различия в идентичности» (32.4%), кипрская проблема (15.8%), слабость турецкой экономики (14.4%). Судя по результатам опроса, 69.1% турецких граждан выступают против создания на территории Ирака независимого курдского государства, 19.2% поддержали бы такое развитие событий.

Формированию общественного мнения в Турции, которое могло бы способствовать продвижению страны к статусу мировой державы призван один из ведущих информационных телеканалов в мире Euronews, который 30 января начал вещание на турецком языке. В связи с началом вещания в Стамбуле при содействии аппарата правительства во дворце Долмабахче состоялась торжественная церемония. Передачи, подготовленные в сотрудничестве с турецкой государственной телерадиокомпанией ТРТ, будут транслироваться по Euronews и станут, полагают в турецком руководстве, вехой на пути вступления Турции в ЕС.

Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, выступая на торжественной церемонии, отметил значение вещания Euronews на турецком языке с точки зрения вступления Турции в Евросоюз. «Благодаря вещанию Euronews имидж Турции в Европе приобретет более чёткие очертания. Турция будет представлена европейцам в более объективном свете»,- сказал он.

Euronews вещает на турецком языке с 34 спутников и охватывает весь мир. Генеральный директор ТРТ Ибрагим Шахин отметил, что процесс переговоров с телеканалом Euronews был нелегким, указав на то, что «европейцы были решительны в вопросе отбора высококвалифицированных кадров». 15,7% акций Euronews принадлежат ТРТ. Вещание на турецком будет осуществляться 24 часа в сутки. Наряду с этим ТРТ является одной из 14 телекомпаний, состоящих в Наблюдательном совете Euronews.

В январе произошло событие, обострившее и без того непростые отношения Турции с Израилем. 11 января заместитель главы МИД Израиля Дани Аяллон вызвал турецкого посла Огуза Челиколла для того, чтобы выразить протест против показа по турецкому телевидению антиизраильского эпизода. При этом вручение ноты было обставлено, по мнению турецких и израильских СМИ, унизительным образом. В ответ МИД Турции потребовал разъяснений от израильской стороны. 12 января, Турция отозвала посла в Израиле в ответ на унизительное обращение с дипломатом со стороны замглавы местного МИД. Прозвучали резкие заявления высшего руководства Турции.

По некоторым данным, встреча должна была состояться 12 января, однако турецкого посла вызвали на день раньше и не предупредили, что она пройдет перед телекамерами. Перед началом беседы Д. Аяллон выступил перед приглашенными журналистами на иврите и попросил их отметить, что он будет сидеть на обычном стуле, а Челиккол - на низкой кушетке. Кроме того, турецкого посла принимали не в министерстве, как того требует протокол, а в кабинете Д. Аяллона в Кнессете. Сериал, вызвавший возмущение Израиля, называется «Долина волков». В одном из эпизодов сериала, вышедшего в 2009 году, сотрудник турецких спецслужб врывается в израильскую дипмиссию, чтобы спасти похищенного агентами "Моссада" мальчика.

Благодаря активным дипломатическим усилиям обеих сторон и извинениям со стороны Израиля, скандал удалось уладить без особых негативных последствий. Это подтвердило заявление министра обороны Турции Веджди Гёнюля. «Несмотря на разразившийся дипломатический скандал в отношениях между Турцией и Израилем, турецко-израильские военные контракты будут выполнены в рамках международных правил и двусторонних договоренностей. В частности, заключенные ранее контракты с израильскими компаниями по поставкам турецким военным израильских беспилотных летательных аппаратов «Херон» будут полностью реализованы», - подчеркнул турецкий министр.

Он указал на важность этих контрактов для Турции, поскольку турецкая промышленность в соответствии с договоренностями будет производить системы связи и видеонаблюдения для БПЛА. Вместе с тем, В. Гёнюль отметил, что срок выполнения контрактов перенесен на более поздний срок по причине того, что турецкая сторона столкнулась с рядом технологических сложностей при производстве высокотехнологичного оборудования для БПЛА. По его словам, израильская сторона выражала определенное недовольство в связи с данными задержками. Однако эти проблемы сторонами на нынешнем этапе успешно решаются.

Эти заявления прозвучали в рамках официального визита вице-премьера и министра обороны Израиля Эхуда Барака в Анкару. По прибытию в столицу Э. Барак посетил мавзолей К. Ататюрка. Затем израильский министр встретился с главой внешнеполитического ведомства А. Давутоглу. В ходе продлившейся около двух часов встречи был сделан упор на «необходимости развития отношений в рациональных дипломатических рамках с целью не допускать в будущем обострения отношений».

На переговорах с министром обороны В. Гёнюлем были обсуждены турецко-израильские отношения в военной сфере и вопрос передачи беспилотных самолетов «Херон». «Турция является ключевым игроком, внушающим доверие для всех сторон на Ближнем Востоке. Стабильность в наших отношениях носит очень большое значение. Мы приветствуем ту роль, которую Турция играет в регионе», - сказал Э. Барак перед отбытием из Турции во время беседы с журналистами.

Напомним, что объем контракта составляет 180 млн долл. США. С турецкой стороны в контракте участвует компания ASELSAN - крупный производитель военной электроники и приборов двойного назначения. В рамках договоренностей первые БПЛА должны были быть поставлены до конца 2009 г. По словам В. Гёнюля, в связи с задержкой первые 4 аппарата из 10 будут поставлены в марте с.г., а к концу 2010 года Израиль выполнит весь заказ.

Командующий ВВС Турции армейский генерал Хасан Аксай дал интервью журналу «Оборона и авиация». «В настоящее время мы работаем над программой, предусматривающей постановку наступательной системы беспилотников на баланс военно-воздушных сил Турции», - подчеркнул Х. Аксай. Наступательные системы «Херон» на протяжении длительного времени могут совершать полёты и осуществлять разведывательные и наблюдательные операции. Данные беспилотники способны моментально уничтожить опредёлённые цели.

После вышеуказанного дипломатического скандала вслед за министром обороны Израиля Э. Бараком в Анкару прибыл советник внешнеполитического ведомства этой страны Йосси Галь. Он встретился со своим коллегой Ф. Синирлиоглу. Затем Галя принял госминистр и глава турецкой стороны на переговорах по вступлению страны в ЕС Э. Багыш. Гость из Израиля был принят также и председателем Комиссии по внешним связям Великого Национального Собрания (ВНСТ) М. Мерджаном.

Эти визиты заметно «снизили градус» турецко-израильского дипломатического скандала. Тем не менее, турецкая газета «Радикал» со ссылкой на израильские СМИ сообщила о неком докладе, подготовленном внешнеполитическим ведомством Израиля и предназначенном для «нескольких ключевых министров» правительства этой страны, а также разосланный в ее представительства за рубежом. В документе МИД Израиля фактически обвинил премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в «завуалированном поощрении антисемитских настроений».

Речь идет о заявлениях Реджепа Эрдогана во время последнего кризиса в турецко-израильских отношениях, вызванного тем, что замминистра иностранных дел Израиля, принимая турецкого посла, предложил ему занять кресло, расположенное ниже уровня, на котором стояло кресло самого израильского дипломата. Авторы доклада напоминают, что с момента получения премьерского портфеля, Р. Эрдоган публично и постоянно критикует политику Израиля на Ближнем Востоке, обвиняя его в военных преступлениях в отношении палестинского народа. В докладе подчеркивается, что высказывания турецкого премьера облечены в антисемитскую форму.

По утверждению газеты, досталось Р. Эрдогану и за то, что он «попустительствует антисемитским публикациям в прессе и на телевидении». При этом авторы доклады не преминули отметить «значительное наступление на свободу СМИ» в Турции и пришли к выводу, что такая позиция Р. Эрдогана «имеет целью укрепить влияние и авторитет Турции среди исламских и ближневосточных государств».

Этот вывод авторов доклада подтвердил визит турецкого премьера в Саудовскую Аравию. 19 января премьер-министр Р. Эрдоган в рамках своих официальных контактов в Саудовской Аравии принял участие в приёме, организованном в его честь королем Абдалой. В приеме, организованном в королевском дворце, приняли участие сопровождающие главу правительства государственный министр Зафер Чаглаян, министр иностранных дел Ахмет Давутоглу, министр финансов Мехмет Шимшек и министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз. После данного мероприятия премьера и министров принял король Саудовской Аравии. После переговоров между делегациями последовали переговоры Р. Эрдогана и короля Абдаллы наедине.

В Эр-Рияде в торговой и промышленной палате премьер-министр Р. Эрдоган выступил с речью перед турецкими и саудовскими предпринимателями. «Страны, народы этого региона являются дружественными между собой, братскими, можно даже сказать родственными странами. Скажу больше, наши народы являются членами одной семьи. Мы можем говорить на разных языках. Между нами могут быть расстояния в три тысячи километров, но это ничего не меняет в нашей дружбе, в наших родственных связях. Границы не смогут нас разлучить», - сказал Р. Эрдоган.

Премьер, отметив, что Турция перешла к безвизовому режиму со многими странами, и в первую очередь с соседними, сказал: «Мы с Сирией, Иорданией, Ливией перешли к безвизовому режиму. Сейчас готовимся к безвизовому режиму с Россией. Почему бы не перейти к безвизовому режиму и с Саудовской Аравией?» Обращаясь к саудовским предпринимателям, Р. Эрдоган подчеркнул, что «экономически стабильная и благоприятная для инвестиций атмосфера, созданная в нашей стране в последнее время, повысила интерес всех стран Персидского залива к турецкому рынку, включая и Саудовскую Аравию». «Инвестиции, которые саудовские предприниматели будут производить в Турции, откроют для них дверь в Европу и Центральную Азию. Мы будем очень рады видеть саудовских предпринимателей на рынке Турции», - констатировал глава турецкого правительства.

Интересные данные обнародованы турецким Центром стратегических и социальных исследований «Мetropoll», который провел социологический опрос в Турции относительно того, должна ли Турция поддерживать, или же противиться возможному введению экономических санкций (силовых действий) против Ирана в связи с его ядерной программой.

60.2% респондентов заявило, что Турция должна выступать против введения санкций против Ирана. 26% - Турция должна поддерживать введение санкций или военное вмешательство. 13.8 % - затруднились ответить. Наряду с этим, большинство респондентов, а именно 57.6%, согласны с тем, что факт наличия у Ирана ядерного оружия может создавать угрозу для Турции. Более чем 34% - полагает, что никакой угрозы в данном случае не будет.

Из вопросов внутренней политики обращает на себя внимание заявление премьер-министр Турции, который высказался за принятие новой Конституции страны взамен ныне действующей, принятой после военного переворота 1980 года. «Мы хотим завоевать для нашей страны Конституцию, которая будет отвечать нормам Евросоюза. Она должна быть гражданским Основным законом и идеальным путем для этого мы считаем референдум», - сказал Р. Эрдоган. Премьер-министр Турции, касаясь даты проведения парламентских выборов, заверил, что голосование состоится в положенное время - в 2011 году. Но, по его словам, в связи с летними каникулами, выборы могут быть назначены не на июль, а «немного раньше». Р. Эрдоган подчеркнул, что требования оппозиции о досрочных выборах могут негативно сказаться на экономике Турции.

Глава турецкого правительства заявил также о необходимости пересмотреть Политический документ о национальной безопасности, который, в частности, предусматривает монопольное право военных на закупки вооружений, предоставляет им право на регулирование, в случае необходимости, внутренней ситуации в стране. Все эти предложения, по мнению ряда турецких экспертов, направлены на дальнейшее ограничение влияния армии на политическую жизнь в стране.

Как один из механизмов диалога с обществом правительством планируется создание Общества защиты прав человека. Законопроект, предусматривающий создание такой организации, обсуждается в парламенте Турции. Согласно законопроекту, это будет общественная организация со статусом юридического лица, с центром в Анкаре и правом открытия своих представительств внутри страны и за рубежом. Создание Общества защиты прав человека предусмотрено «Проектом национального единства и братства», инициированного правительством и направленного на расширение демократических прав и свобод в стране. Предполагается, что Общество будет поддерживать постоянную связь с аппаратом премьер-министра. Финансироваться оно будет из центрального бюджета. Члены Руководящего совета Общества не смогут в период выполнения ими своих обязанностей занимать руководящие посты ни в одной политической партии или состоять на государственной службе и, что примечательно, «будут выбираться кабинетом министров».

Существенным негативным раздражителем внутриполитической ситуации является забастовка рабочих и служащих компании «Tekel», которая продолжается уже более 50 дней. Они протестуют против приватизации компании, в результате чего вынуждены либо оставить свои места, либо согласиться на работу в другом государственном учреждении с низшей заработной платой и меньшими выплатами льгот. По заявлению главы Конфедерации турецких профсоюзов М. Кумлу, правительство предложило рабочим «улучшенные трудовые контракты, но этого оказалось недостаточно, поэтому никаких положительных сдвигов в переговорах достигнуть не удалось». «Мы всегда готовы к встрече, но мы не можем принять предложения правительства», - заявил М.Кумлу.

31 января в Анкаре завершил работу первый учредительный съезд новой прокурдской Партии мира и демократии /ПМД/, на котором было избрано новое партийное руководство. Председателем партии был избран Саллахатдин Демирташ. В своем выступлении он обвинил правящую Партию справедливости и развития /ПСР/ в нежелании обеспечить в стране демократические стандарты. «Те, кто надеется, что партия, возглавляемая Эрдоганом, принесет решение проблем - будет огорчен и обманут. Этот Конгресс станет поворотным пунктом, с которого начнется борьба курдского народа за свои права», - заявил он. При этом С. Демирташ сообщил, что их борьба будет вестись исключительно цивилизованными методами.

Новый председатель партии обратился к актерам, певцам и представителям искусства Турции курдского происхождения, чтобы они начали кампанию по снятию фильмов, постановке театральных сцен и других культурных мероприятий на курдском языке. Он также призвал солдатских матерей не направлять своих сыновей на войну с курдами: «Мы все жители этой страны. Независимо от национальности Турция - наша Родина, так давайте очистим нашу страну от вражды раз и навсегда». Кроме того, заместитель председателя партии Гюльтан Кышанак заявила, что пришло время правительству пойти на диалог с Абдуллой Оджаланом. «Необходимо прислушаться к Оджалану, если правительство действительно хочет решить курдскую проблему», - заявила Г. Кышанак.

Как и следовало ожидать, заявления лидеров новой партии и сам съезд не остались без внимания соответствующих служб. По поручению Генеральной прокуратуры Турции, столичная прокуратура начала расследование по поводу съезда ПМД и озвученных там заявлений и лозунгов. Прокурор Анкары Гюршад Кайрал начал расследование по статьям УК Турции «О связях с террористами», «Призывы к свержению законной власти», «Неуважение к государственным атрибутам». В связи с этим прокуратура начала сбор видео и фотосюжетов и других материалов съезда.

Турецкие экономисты обратили внимание на обнародованные данные о том, что Турция добывает лишь 10% потребляемой ею нефти. Эта цифра прозвучала на совместной пресс-конференции государственного министра Эгемена Барыша и министра энергетики и природных ресурсов Танера Йылдыза. Т. Йылдыз рассказал о работах по поиску новых месторождений нефти, проводимых в разных районах страны — в провинции Батман и на черноморском шельфе в районе Синопа. На 60-70% поисковые работы финансируются со стороны государственной нефтяной компании ТПАО, примерно на 30% - со стороны ее зарубежных партнеров. Лишь 10% объема потребляемой в стране нефти добывается из местных скважин, и, по словам министра, эту ситуацию необходимо исправить. Йылдыз отметил, что финансирование геологоразведки в период нахождения у власти нынешнего правительства возросло в восемь раз по сравнению с предыдущим периодом. На нефтеразведку в провинции Батман выделено около 1,1 миллиарда лир, на черноморском шельфе — еще около 450 миллионов.

Представляют интерес озвученные в январе данные демографического исследования, проведенного Министерством национального образования Турции. Его результаты говорят о том, что в Турции в течение последних 6 лет наблюдается замедление темпов роста населения с 4,8 до 2,2% в год. Как результат — ежегодное снижение числа первоклассников на 70-80 тысяч за последние четыре года, закрытие 18 тысяч школ из-за отсутствия учащихся. Особенно быстрое снижение доли молодежи наблюдается в наиболее развитых районах страны — Мраморноморском и Эгейском. В ряде районов Стамбула прекращено строительство новых школьных зданий. В то же время продолжается активный рост населения в самых экономически отсталых провинциях, расположенных на востоке и юго-востоке страны. Кроме того, выявлена закономерность, согласно которой уровень деторождения падает с ростом уровня образования родителей и благосостояния семьи.

Для поощрения рождаемости министерство планирует предложить правительству разработать систему поощрения ранних браков, как это сделано, например, в Швеции. Как показывает статистика, число детей в таких семьях превышает число детей, появляющихся у пар, создающих семью в более зрелом возрасте. По словам министра национального образования Нимет Чубукчу, прогнозы специалистов показывают, что население Турции будет расти еще на протяжении 20-25 лет, и к 2050 году стабилизируется на отметке в 89 миллионов человек.

Начало