Rambler's Top100

№ 207 - 208
20 июня - 14 августа 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Роль иммиграции в экономике развитых стран

Денежные переводы международных трудовых мигрантов: характеристики и детерминанты

Финансирование российской миграционной политики

Реорганизация американской иммиграционной системы (2002-2004 гг.)

Роль иммиграции в экономике развитых стран1

И. Цапенко2
(опубликовано в журнале "Мировая экономика и международные отношения" №5, 2004, с. 27-39)

Прогнозы сокращения и старения населения развитых стран, предрекающие неизбежный рост их потребностей в иностранной рабочей силе, спровоцировали горячую полемику вокруг проблем иммиграции. Традиционно считалось, что она обеспечивает принимающие общества недостающими трудовыми ресурсами и вносит весомый вклад в их экономическое развитие. Однако теперь, когда отчетливо проступают негативные социально-политические последствия иммиграции, - в первую очередь такие, как усиление угрозы терроризма, эрозия национальной идентичности, рост межэтнической конфликтности и политического экстремизма, - все чаще стал подвергаться сомнению ее, казалось бы, бесспорно позитивный хозяйственный эффект. Сторонники ограничения иммиграции приписывают ей увеличение безработицы, падение заработков среди коренного населения, повышение социальных расходов, замедление экономического роста и пр.

Противоречивость оценок иммиграции во многом проистекает из ее собственных особенностей. Иммиграция является многомерным процессом, неоднозначно влияющим на разные компоненты и отдельные параметры экономической жизнедеятельности принимающего общества. Причем направленность и интенсивность этого воздействия могут существенно варьироваться в каждом конкретном случае. В силу указанной специфики иммиграции корректная оценка ее последствий является непростой задачей, требующей комплексного и сбалансированного анализа. Попытка подобного изучения экономической роли иммиграции, опирающегося на зарубежные исследования, предпринята в данной статье.

СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ

По данным ООН, в 2000 году общее число международных мигрантов, то есть лиц, проживающих за пределами стран происхождения, достигло 175 млн., более чем удвоившись по сравнению с 1970 годом, и равнялось примерно 3% населения планеты. Около 60% их проживают в более развитых ее регионах: в Европе (включая страны Восточной Европы и Россию), Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Географическая картина иммиграции в различных регионах мира и перемены в ней за последнее десятилетие XX века представлены в таблице 1.

Таблица 1. Численность международных мигрантов, тысяч человек

 

1990

2000

Изменение за 10 лет (%)

Мир в целом

153956

174781

13,5

Более развитые регионы мира

81424

105119

27,9

Менее развитые регионы мира

72532

70662

-2,6

Африка

16221

16277

0,3

Азия

48856

49781

-0,4

Европа

48437

56100

15,8

Латинская Америка

6994

5944

-15,0

Северная Америка

27597

40844

48,0

Австралия и Океания

4751

5835

22,8

Источник: International Migration Report 2002. Geneva, 2002. P. 3.

В 90-е годы нетто-иммиграция обеспечила в развитых регионах мира 56% демографического прироста, в том числе в Европе - 89%3. В основных странах иммиграции пришлые жители составляют 5-20% населения и 10-25% его экономически активной части (см. таблицу 2). По причине своей масштабности иммиграция - важный источник дополнительных трудовых ресурсов в большинстве развитых стран, особенно в периоды экономического подъема и дефицита местных рабочих рук. Вместе с тем устойчивый рост иммиграции свидетельствует о том, что она стала автономным, мало зависимым от хозяйственной конъюнктуры процессом.

Таблица 2. Численность и удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитых стран, 2000 год

 

Иностранное население (ИН) (тысяч человек)

Доля ИН во всем населении (%)

Иностранная рабочая сила (ИРС) (тысяч человек)

Доля ИРС во всей рабочей силе (%)

Австралия

4517*

23,6

2365*

24,5

Австрия

843*

10,4

377

9,8

Бельгия

862

8,4

377

9,8

Великобритания

2342

4,0

1220

4,2

Италия

1388

2,4

246

1,1

Канада

4971*

17,4

2839*

19,1

Нидерланды

1615*

10,1

298

3,7

США

28400*

10,4

17400*

12,4

ФРГ

7297

8,9

3429

8,8

Франция

5868*

10,0

1571

6,1

Швейцария

1384

19,3

717

18,3

Швеция

1004

11,3

222

5,0

Япония

1686

1,3

155

0,2

* К иностранному населению отнесены все жители данных стран, родившиеся за границей, в том числе натурализованные иммигранты, а к иностранной рабочей силе - экономически активная часть этих жителей. В остальных случаях учтены только лица, проживающие в данной стране, но не имеющие ее гражданства.
Составлено по: Tendences des Migrations Intemationelles. P., 2003. P. 316, 317, 320.

Современная иммиграция в развитые страны складывается из далеко не однородных потоков, что заведомо предопределяет дифференцированность их социально-экономического воздействия на принимающие общества. Часть этих потоков инициируется самой принимающей стороной, и тогда они подвержены регулированию, однако существенная доля пришлого населения принимается по гуманитарным соображениям или прибывает нелегально, не подвергаясь отбору или контролю.

В структуре миграции выделяются четыре основные категории: экономические мигранты, воссоединяющиеся члены семей, беженцы и нелегальные мигранты, соотношение между которыми существенно различается в конкретных странах. Первые составляют около половины всех мигрантов в Швейцарии, Австралии, Португалии и Великобритании. Однако в других развитых странах они играют гораздо более скромную роль, уступая ведущее место лицам, прибывающим по каналам воссоединения семей; таких мигрантов - 70-80% в США, Швеции, Дании. На беженцев приходится порядка 20% принимаемых иностранцев в Норвегии, Франции и Швеции. Таким образом, из-за относительно низкого удельного веса мигрантов, в мотивации которых работа является главным фактором переезда, объем и структура иммиграции далеко не всегда соответствуют базовым экономическим потребностям принимающего общества. Ее воздействие на уровень экономической активности населения, на соотношение работающей и неработающей его частей носит двойственный характер.

По типам миграции иностранцы делятся на временных мигрантов и приезжающих на постоянное местожительство. Хотя поселенцы обычно быстро становятся на ноги на новом месте и по мере интеграции в принимающее общество приносят ему все более ощутимую прибыль, развитые государства - даже такие традиционные страны поселенческой иммиграции, как США и Канада, - все большее предпочтение отдают временной миграции. Ее объем, структура и продолжительность могут более оперативно регулироваться с учетом экономического спроса. Так, в Канаде в последние десятилетия среднегодовой приток временных работников примерно в 2,5 раза превышал число постоянных иммигрантов, приезжавших для работы.

В национальном составе иммигрантов, как правило, преобладают группы, этнически далеко отстоящие от основной части населения стран приема. Среди пришлых жителей в ФРГ 28,8% -турки, во Франции 15,4 - марокканцы и 14,6 - алжирцы, в США 29,5 - мексиканцы, в Финляндии 24,6% - россияне4. Иноэтничности нередко сопутствуют не только альтернативные типы демографического поведения мигрантов (например, многодетность), но и немалые сложности при адаптации мигрантов к новой для них среде. С последним обстоятельством связаны, с одной стороны, дополнительные расходы принимающих государств, а с другой - активное использование мигрантами традиционно-альтернативных способов обустройства, содействующих широкому распространению в среде иммигрантов видов хозяйственной деятельности, базирующихся на этнической солидарности (этническая экономика).

География поселения иммигрантов традиционно характеризовалась их сосредоточением в крупных городах и приграничных округах. Так, в США в 2000 году 70% иностранного населения проживали в шести штатах: Калифорнии (31% !), Нью-Йорке, Флориде, Техасе, Нью-Джерси и Иллинойсе. Территориальная концентрация пришлого населения, с одной стороны, обусловливает повышенную социальную нагрузку на местные бюджеты, а с другой - создает плацдарм для развития этнической экономики и обновления городской инфраструктуры в районах его проживания. В последние годы по мере перенасыщения подобных районов иммигрантами и их неспособности абсорбировать вновь прибывающие контингенты усиливается тенденция к перемещению иммигрантов в регионы с более привлекательными условиями труда. В США, например, с 90-х годов все больше мигрантов устремляются в другие, менее населенные иностранцами штаты, - такие, как Орегон, Аризона, Айова, Арканзас, Джорджия5.

Хотя уровень образования и профессиональной квалификации иммигрантов, как и коренного населения, имеет очевидную тенденцию к повышению, он обычно в целом более низок, чем у местных жителей, а профессионально-квалификационный состав пришлых жителей более поляризован. Вместе с тем в Канаде и новых странах иммиграции, в Южной и Центральной Европе, наблюдаются обратные тенденции. В Канаде в 2000-2001 годах почти 23% иммигрантов 25-44 лет имели высшее образование против 17% местных жителей той же возрастной группы, а диплома об окончании средней школы не имели соответственно 22% и 23%6. Такая степень дифференциации отчасти отражает поляризованность современного спроса на иностранную рабочую силу: с одной стороны - на высококвалифицированных специалистов, с другой - на низкоквалифицированных временных, в том числе сезонных, работников.

В развитых странах находится около 1,5 млн. высококвалифицированных выходцев из развивающихся государств. В Австралии, Канаде и Новой Зеландии, согласно так называемой рейтинговой системе приема, рекрутируются и принимаются на постоянное жительство только высококвалифицированные и экономически востребованные иммигранты, набравшие нужное количество баллов. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. А в США до недавнего времени важным каналом привлечения зарубежных интеллектов было обучение иностранцев, примерно 2/3 которых после его окончания там и оставались7. Так, в 1990 году 62% присужденных ученых степеней в инженерных науках пришлось на иностранцев (в основном азиатов); высок их удельный вес был также в математике, компьютерных науках, физике.

Одновременно осуществляются программы привлечения временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников-иммигрантов в строительство, сельское хозяйство, индустрию туризма (например, в США и Канаде). Вместе с тем, высокая доля малообразованных среди пришлых жителей нередко оценивается, с точки зрения спроса, как чрезмерная. Она является следствием значительности гуманитарных и нелегальных потоков иммиграции и одним из ее факторов, пагубно влияющих на занятость, заработки местного населения и увеличивающих нагрузку на социальную инфраструктуру и бюджет государства и т.п.

Социальный состав иммигрантов включает, наряду с наемными работниками, предпринимателей, в том числе инвесторов, причем их приезд, равно как и дефицитных высококвалифицированных специалистов, даже стимулируется, а за некоторые их категории уже началась настоящая конкурентная борьба между развитыми странами. В Канаде, например, осуществляются программы так называемой коммерческой и инвестиционной иммиграции на постоянное место жительства. В конце 80-х-начале 90-х годов в страну ежегодно прибывало около тысячи инвесторов, главным образом из Гонконга.

Предпринимательская деятельность и самостоятельная занятость распространены среди многих этнических групп иммигрантов гораздо шире, чем среди местного населения. Так, в Канаде, по данным переписи населения 1991 года, доля самостоятельных работников среди коренных жителей равнялась 7,6%, тогда как среди пришлого населения - 10,6%8. Выполняя экономические функции, предпринимательская деятельность иммигрантов играет и заметную социальную роль, обеспечивая рабочими местами не только их соотечественников, но и местное население.

Возрастная структура иммигрантов традиционно характеризуется гораздо большей, нежели среди коренного населения, долей работников наиболее трудоспособного и экономически продуктивного возраста, а именно 15-44 лет. Особенно высок был этот показатель в Западной Европе в годы трудовой миграции. В ФРГ, например, в 1972 году 61% иностранцев мужского пола приходился на возрастную группу 25-40 лет.

Гендерному составу иммигрантов в целом свойственна равновесность. В то же время есть национальные казусы, когда женщины составляют уже большинство. Так, среди граждан Хорватии, приезжающих на временную работу в ФРГ, женщин - 73%. Феминизация трудовой миграции компенсирует более низкий уровень экономической активности женщин в принимающих обществах и способствует повышению занятости представительниц местных средних слоев, позволяя им работать благодаря расширению возможностей найма нянь, домашней прислуги и т.п. лиц из числа иностранцев.

Хотя немало пришлых жителей настроены иждивенчески, социально-психологическая характеристика типичного мигранта включает его склонность к территориальной и социальной мобильности, высокую мотивацию к напряженной работе и успеху, зарабатыванию денег и сбережениям. Эти черты иностранных работников обусловливают весьма позитивное для принимающего общества сочетание их производительности с относительно небольшим с их стороны эффектом инфляции спроса.

Таким образом, по масштабам, динамике и структуре иммиграции можно в значительной мере судить о нише, занимаемой ею в принимающей экономике. Различия в этих параметрах по странам и историческим периодам во многом определяют конкретные особенности социально-экономических последствий иммиграции.

ВКЛАД В ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

На рубеже тысячелетий в большинстве развитых стран стала вновь обнаруживаться общая и структурная недостаточность трудовых ресурсов. Сокращение численности и старение населения, изменение пропорций между его трудоспособной и нетрудоспособной частями в пользу второй - эти ныне уже четко обозначившиеся процессы все явственнее будут определять демографический портрет развитых обществ и в ближайшем будущем.

Главной причиной демографического спада, в первую очередь на европейском континенте, стало уменьшение рождаемости. С 60-х годов в ЕС произошло почти двукратное снижение ее коэффициента, нередко не обеспечивающего ныне даже простого воспроизводства населения. Ожидается, что в ближайшие полстолетия население ЕС сократится примерно на 12% (возрастет оно, возможно, лишь в Ирландии и во Франции)9, и к 2050 году доля Европы в его мировой численности может упасть с 13 до 9%, а Северной Америки - с 5 до 4%.

Увеличение продолжительности жизни в западных обществах вызвало так называемую седую революцию. Старше 65 лет сейчас каждый шестой житель ЕС, к 2020 году будет каждый пятый, к 2050 году - каждый четвертый (может быть, даже третий), а доля лиц старше 50 лет, по всей видимости, перевалит за половину. При этом в ЕС 30-45% людей в возрасте 55-64 лет уже уходят с рынка труда, а в группе 65-69 лет лишь 10% продолжают работать10, что, естественно, оборачивается сокращением экономически активного населения.

В результате указанных перемен соотношение лиц старше 65 лет и лиц трудоспособного возраста (15-64 лет) может увеличиться в ЕС с 1:3 в 1995 году до 1:2 в 2050 году. Этот сдвиг означает обострение нехватки трудовых ресурсов, из которых черпается рабочая сила, содержащая общество, в том числе его нетрудоспособных членов.

На выплату пенсий в ЕС уже сейчас идет от 10,5% ВВП в Великобритании до 19,7% в Италии, а к 2030 году указанные показатели могут достигнуть соответственно 15,5 и 33,3%. В целом старение населения ЕС повлечет, по некоторым оценкам, потерю 18% среднего душевого ВВП к 2040 году11.

По прогнозам ООН, в 2000-2050 годах развитым странам для поддержания численности населения, в особенности его экономически активной части, необходима существенная компенсирующая (компенсаторная) нетто-иммиграция. Чтобы к 2050 году удержать численность населения ЕС на уровне 2000 года, надо ежегодно принимать 949 тысяч иностранцев; чтобы сохранить количество экономически активных лиц - 1,4 млн., а чтобы предотвратить снижение соотношения между экономически активной и неактивной частями населения - 12,7 млн. иностранцев. В последнем случае общий приток иммигрантов за полвека составил бы 700 млн., а доля иммигрантов и их потомков достигла бы 3/4 населения ЕС. Для ФРГ, например, это означало бы ежегодный прием 44,8 тысячи иммигрантов на 1 млн. жителей, для США -43,2 тысячи, для Японии - 82,6 тысячи (подробнее см. таблицу 3).

Таблица 3. Прогноз компенсаторной иммиграции на 2000-2050 годы, тысяч человек в расчете на 1 млн. жителей, ежегодно

 

Экстраполяция тренда иммиграции предшествующих лет

Иммиграция, необходимая для удержания численности трудоспособного населения (15-64 лет)

Иммиграция, необходимая для сохранения соотношения численности лиц старше 65 лет и лиц 15-64 лет

ФРГ

2,5

6,0

44,8

Франция

0,1

1,8

30,4

Италия

0,1

6,5

39,8

США

2,7

1,3

43,2

Япония

0

5,1

82,6

Россия

0,3

2,1

20,3

Источник: Revue d'économie politique. 2001. № 4. P. 523

Помимо первичного (извне), иммиграция оказывает и вторичное (изнутри) воздействие на демографическую ситуацию в принимающих государствах. В Швейцарии на семьи иностранцев приходится 23% всех новорожденных детей, в Великобритании - более 15, в ФРГ - более 10%12, что заметно выше доли иностранцев в численности населения этих стран. В первые годы после переселения иммигрантов уровень рождаемости у них заметно выше, чем среди коренного населения. Например, у турок, сравнительно недавно перебравшихся в Италию, он в два раза выше, чем у самих итальянцев (хотя со временем, по мере интеграции и усвоения социальных стандартов принимающего общества эти различия постепенно стираются).

По причине молодого и среднего возраста, а также высокой рождаемости у иммигрантов их приток снижает средний возраст, хотя и не очень существенно, населения принимающих стран. Однако, как считает Дж. Тапинос, "иммиграция способна временно предотвратить сокращение населения, но отнюдь не решает проблему его старения"13. В этом отношении в качестве референтных могут служить последствия предыдущих волн иммиграции. В 50-70-е годы средний возраст иммигрантов был примерно на 4-5 лет ниже, чем у коренного населения развитых стран, и, по всей вероятности, в результате этого к началу 80-х годов средний возраст жителей Австралии уменьшился лишь на 1,4 года, Бельгии - на 1,8, Швеции - на 0,7 года14.

При этом иммиграция оказывает неоднозначное влияние на соотношение работающего и неработающего населения. Трудовая миграция, безусловно, является каналом пополнения рабочей силы. Однако переселение по линии воссоединения семей автоматически увеличивает и количество иждивенцев. Так, в ФРГ в 1972 году, в пик трудовой иммиграции, доля занятых среди иностранцев достигла 65%, но к 1981 году с прекращением массового ввоза рабочей силы извне она упала до 17%, тогда как среди немцев соответствующий показатель составил 44%15. При нынешнем росте спроса на импортную рабочую силу развитые страны вновь селективно расширяют временный прием экономических мигрантов, стремясь одновременно рационализировать приток иностранцев по гуманитарным каналам. Без учета вынужденных мигрантов, нередко проживающих на социальные пособия, доля экономически активных лиц в общей массе пришлого населения составляет порядка 50% в США и Канаде и около 40% в Западной Европе (см. таблицу 4). При этом национальные уровни экономической активности иммигрантов трудоспособного возраста существенно различаются - у мужчин от 63% в Швеции до 89% в Греции, но в целом, как правило, являются более низкими, чем среди местного населения, в особенности у женщин16.

Таблица 4. Оценочная численность иностранного населения, 1995 год (без учета нелегальных мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежище), млн. человек

 

Всего

Экономически активное

Иждивенцы

Мир в целом

80-97

36-42

44-56

Северная Америка

16-18

8

8-10

Европа

26-30

11-13

15-17

в том числе Западная Европа

22

9

13

Источник: Migrant Workers. Geneva, 1999. P. 3.

Наряду с демографической, существенное влияние миграции испытывает и социопрофессиональная составляющая трудовых ресурсов. В условиях острых структурных - профессионально-отраслевых и территориальных - диспропорций на рынке рабочей силы это воздействие носит далеко не однозначный характер. Расширение приема воссоединяющихся членов семей и беженцев, которые лишь частично востребованы экономикой развитых стран, нередко усиливает несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Как писал "The Economist", "Америка пресыщена ... колумбийской домашней прислугой, вьетнамскими официантами, эфиопскими водителями такси и пр."17

Хотя в западных странах периодически возникают временные и сезонные нехватки неквалифицированного персонала, необходимого для выполнения тяжелых, грязных, опасных и низкооплачиваемых работ, от которых отказываются местные жители, основной дефицит наемного труда ощущается в группах высококвалифицированных специалистов технического профиля и квалифицированных рабочих среднего уровня. Так, в Австралии нехватка специалистов в области информационных технологий на 2001-2006 годы оценивается в 27,5 тысячи, причем ей сопутствует также и дефицит квалифицированных и сезонных рабочих18. А в Нидерландах в 90-е годы среди наиболее трудно заполняемых были вакансии слесарей и сварщиков, строителей и пищевиков, причем в наибольшей степени, естественно, в тех секторах, где предлагаются худшие условия труда (минимальная зарплата, тяжелый характер и плохая гигиена труда, нерегулярные формы занятости).

Признано, что система подготовки и переподготовки кадров в силу своей инертности не может обеспечить экономику нужными ей работниками в короткие сроки, а подчас и просто бессильна, когда речь идет о редких, уникальных специалистах, талантливых ученых и т.д. Поэтому с обострением мировой конкурентной борьбы, разворачивающейся вокруг наукоемкой продукции, переманивание зарубежных умов (в особенности из стран с развивающейся и переходной экономикой, а также менее развитых западноевропейских стран) становится одним из самых эффективных ее средств.

Таким образом, увеличивая трудовые ресурсы и заполняя особые ниши в сфере занятости при устойчивом демографическом спаде и усилении диспропорций на рынке труда, иммиграция выполняет в принимающем обществе важную социально-экономическую функцию. Активно же используемые западными странами строительство предприятий за рубежом и экспорт рабочих мест, модернизация производства и повышение производительности национальных кадров, мобилизация экономически неактивного населения (женщин, пожилых работников) и т.п. могут способствовать лишь частичному решению проблемы нехватки рабочей силы. Поэтому западные страны, учитывая ограниченность своих трудовых ресурсов, будут по-прежнему держать двери открытыми для определенных категорий мигрантов.

ИММИГРАЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО

Производя и потребляя национальную продукцию, выплачивая налоги и социальные взносы, делая сбережения и т.п., иммигранты оказывают заметное воздействие на хозяйственное развитие принимающих стран. В США, которые не без гордости называют себя страной иммигрантов, по достоинству оценивая их роль в возвышении страны, пришлые жители дают чистую прибыль в 10 млрд. долл. в год. Вклад иммигрантов в производство ВВП был особенно существен в годы послевоенного широкомасштабного импорта рабочей силы. Так, в ФРГ в 1972 году, в пик трудовой миграции, доля иностранных работников в производстве ВВП превышала 30%.

Важно при этом и то, что иммигранты выполняют многие общественно необходимые работы в тех секторах, которые остро испытывают структурную нехватку рабочей силы. В первую очередь это касается низкооплачиваемых, непрестижных, тяжелых и опасных работ, на которые неохотно идут местные жители. Широкое использование дешевого низкоквалифицированного труда иностранцев служит важным фактором функционирования целого ряда традиционных отраслей. Например, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии - 40% строительных рабочих, в США - 70% занятых в аграрном секторе19. Причем в США и Канаде реализуются специальные программы импорта сезонных сельскохозяйственных рабочих из стран Карибского бассейна.

А новейшие отрасли во многом обязаны своим прогрессом активному привлечению высококвалифицированной иностранной рабочей силы. В сфере информационных технологий США работают 640 тысяч иностранцев, или 18,3% занятых в этой области20. Индийские специалисты, не уступающие местным работникам по уровню профессиональной квалификации, но довольствующиеся гораздо более скромной оплатой труда по сравнению с ними, используются даже для модернизации компьютерной сети президента в Белом доме. Исследование, проведенное в конце 90-х годов среди 4500 ученых и инженеров с высоким статусом, работавших в США, выявило среди них чрезвычайно высокую долю иммигрантов. Иностранное происхождение имели 60% авторов наиболее цитируемых трудов по физике и 30% - по другим естественным наукам. Примерно четверть основателей или президентов биотехнологических компаний были также уроженцами других стран21.

Увеличение масштабов использования иностранной рабочей силы сопровождается диверсификацией его способов и форм. Помимо работы по найму, широко практикуется деятельность иностранцев в качестве предпринимателей и самостоятельно занятых. Так называемый этнический бизнес, объединяющий предпринимателей и работников одного этноса, вносит немалый вклад в экономику принимающих стран. Благодаря предпринимательской активности иммигрантов в США появились многие быстро развивающиеся деловые зоны, такие, как "Кориатаун" и "Маленький Сайгон" в Лос-Анджелесе, "Чайнатаун" в Окленде или "Маленькая Гавана" в Майами. На предприятия, принадлежащие испаноязычным американцам, приходится 3% всех фирм и 1% национального дохода страны.

Этнический бизнес получил наибольшее развитие в сервисе и торговле, прежде всего в уборке улиц и помещений, транспортных перевозках, ресторанном, гостиничном и туристическом деле, торговле продуктами питания и одеждой, в системе прачечных, ателье, парикмахерских, проникнув также в банковскую, страховую и другие сферы. Производственные предприятия иммигрантов создаются главным образом в швейной, кожевенной и пищевой промышленности, строительстве, но в последние годы они все шире распространяются также в издательском бизнесе, в сфере телекоммуникаций и информатики.

В этнических анклавах, особенно в кварталах бедноты, которым свойственна повышенная криминогенность, малая емкость и низкая доходность рынков, непривлекательных для крупного национального предпринимательства, иммигранты развивают те виды бизнеса, которые там без них не появились бы вообще. Только соотечественники способны удовлетворить и насытить высокий спрос на этнически специфические товары и услуги, формирующийся в компактных зонах проживания иммигрантов. Так, в районах Лос-Анджелеса, где сконцентрированы выходцы из Центральной Америки, были открыты не только сальвадорские и никарагуанские рестораны, гватемальские рынки и магазины, в которых продаются центральноамериканские товары, но и транспортные агентства и почтовые офисы, облегчающие переселенцам связь со странами исхода. Причем благодаря активному использованию социально-этнических связей - так называемых этнических ресурсов, обеспечивающих существенную экономию на производственных и прочих издержках, этнический бизнес обладает большой жизнестойкостью, а подчас и весьма высокой эффективностью.

Воздействие иммиграции на динамику экономического роста в странах приема, исследование которого пока находится в начальной стадии и не может быть показано статистически, оценивается как двойственное. Считается, что высококвалифицированная рабочая сила, как правило, оказывает позитивное долгосрочное влияние на хозяйственное развитие, тогда как неквалифицированная вызывает неоднозначные последствия. Последнее обусловлено тем, что, с одной стороны, широкое привлечение низкоквалифицированных иностранцев в те или иные отрасли может привести к снижению производительности труда в них. Однако, с другой стороны, при нехватке местных работников и отсутствии иностранных производство могло бы снизиться. Заполняя пустующие ниши, иммигранты содействуют более эффективному применению квалификации местных кадров и тем самым - повышению производительности их труда. Исследования, проведенные в ФРГ, выявили позитивную связь с иммиграцией восходящей социальной мобильности немецких работников и динамичного экономического роста. Они также показали, что в отсутствие иммиграции хозяйственное развитие шло бы гораздо медленнее или сопровождалось бы более высокой инфляцией или переводом производства за рубеж22.

Иммиграция как фактор инвестиционного процесса также пока мало изучена. Ее влияние идет по двум каналам: через капвложения непосредственно самих иммигрантов и через увеличение прибылей, а потенциально и инвестиций работодателей, использующих более дешевый - по сравнению с местным - труд иммигрантов.

Так называемая инвестиционная иммиграция ограничивается главным образом Канадой, Австралией и отчасти США. В 1987-1991 годах выходцы из Гонконга вложили в экономику Канады 6,5 млрд. ее долларов23. А в 2000 году в эту страну прибыли 1390 зарубежных инвесторов, каждый с капиталом не менее 800 тысяч канадских долларов. Австралия приняла на постоянное местожительство в 2000-2001 годах 7250 инвесторов с капиталом свыше 250 тысяч местных долларов у каждого24.

Как отмечает X. Борхас, "иммиграция имеет масштабный перераспределительный эффект (трансферт богатства от тружеников к собственникам капитала, использующим труд мигрантов)"25. Получаемая экономия на издержках на рабочую силу в отраслях и на предприятиях, где широко применяется этот дешевый труд, и сопутствующее ей увеличение доходов патроната, как правило, способствуют подъему инвестиционной активности. В 60-70-е годы в ФРГ и во Франции в отраслях, где работало много иностранцев, произошло даже более быстрое замещение труда капиталом, чем в других секторах26. Кроме того, содействуя повышению мобильности труда, иммигранты обеспечивают собственникам капитала определенную экономию на издержках, требующихся для передвижения капитала. Однако в некоторых случаях использование дешевого иностранного труда замедляет модернизацию производства27.

В целом иммиграция играет позитивную роль в развитии производства, поставляя ему не только необходимый человеческий капитал (рабочие руки, специальные знания, высокую и, порой, редкую профессиональную квалификацию, управленческий опыт, стремление к деловому успеху и т.п.), но и инвестиционные ресурсы и при этом экономя часть его издержек. Иммиграция не только поддерживает традиционные отрасли, которые являются неотъемлемой частью народного хозяйства принимающей страны, но и во все большей мере питает высококвалифицированными специалистами новейшие высокотехнологичные сектора, выступающие в качестве локомотива всей экономики.

ПОСЛЕДСТВИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

Воздействие иммиграции на условия труда и занятости местного населения уже многие десятилетия находится под пристальным вниманием в развитых обществах, и суждения о нем сложились весьма противоречивые. Широко распространено мнение о его негативном характере, что нередко используется в качестве одного из главных аргументов рестриктивной иммиграционной политики.

Однако многочисленные западные исследования свидетельствуют, что влияние иммиграции в целом на рынок труда статистически не значимо, а нередко и позитивно. Вместе с тем рассматриваемый эффект иммиграции имеет дифференцированные проявления, разнящиеся во времени и пространстве (по регионам), среди различных этнических и социопрофессиональных групп местного населения и во многом зависящие от структурных параметров иммиграции. Весьма показательны результаты исследования, проведенного в начале 90-х годов в США Е. Соренсен28. Оно подтвердило малозначительность и в то же время неоднозначность реакции занятости и заработков основных этнических групп коренного населения на увеличение численности иммигрантов различных категорий (см. таблицу 5).

Таблица 5. Влияние 10%-ного роста численности иммигрантов в США на количество недель, отработанных коренным населением мужского пола, и его заработки

Категории иммигрантов

Изменение количества недель (%)

Изменение заработков(%)

Белые амери-канцы

Афро-амери-канцы

Испано-язычные амери-канцы

Белые амери-канцы

Афро-амери-канцы

Испано-язычные амери-канцы

Все иммигранты

-0,01

-0,01

-0,7

0,3

-0,7

-0,4

   В том числе:

Экономические иммигранты

-0,5

-0,2

0,9

-1

1,4

1,6

Воссоединяющиеся члены семей

0,6

1,1

0,3

2,1

2,1

-0,3

Прочие легально проживающие иностранцы

0,5

0,6

1,3

0,6

1,5

1,8

Нелегальные иммигранты

-0,02

-0,4

0,6

0,2

-0,7

-0,9

Нетурализованные иммигранты

-0,9

-0,9

-2

-1,8

-3,8

-3

Составлено по: Immigrants and Immigration Policy: Individual Skills, Family Ties, and Group Identities. Greenwich, 1996. P. 251-255.

Такой характер эффекта иммиграции связан с тем, что в одних случаях экономические мигранты, в силу своей профессии и квалификации, непосредственно конкурируют с местным населением, а в других - заполняют ниши, комплементарные в производственном процессе нишам коренных жителей. А малосущественность воздействия иммиграции в целом на рынок труда можно объяснить его сегментированностью, ограничивающей замещение местных работников иностранными, дифференцированностью сфер занятости местных и иностранных работников и высокой территориальной мобильностью последних.

Если сферы занятости высококвалифицированных мигрантов и местных жителей во многом совпадают, что усиливает конкуренцию между ними, то у низкоквалифицированных работников они, напротив, заметно различаются. Так, в США в сфере общественного питания иммигранты сосредоточены в ресторанах на низших должностях, тогда как коренные жители - в большей степени в сети "быстрого питания"; в торговле первые - в небольших магазинах, вторые - в супермаркетах; в строительстве иностранцы заняты в неюнионизированном ремонтно-реставрационном секторе, местные - в солидных фирмах.

Эта дифференциация закрепляется особой ролью, которую играют в занятости иммигрантов, особенно малоквалифицированных, их сети социальных связей и неформальные системы рекрутмента (набора кадров) и профессионального обучения. Концентрация мигрантов в отраслях, требованиям которых соответствует их квалификация и профессиональный опыт, объясняется во многом тем, что их трудоустройство осуществляется благодаря родственникам и знакомым. Подобный порядок найма имеет преимущества и для предпринимателей, не только снижая их расходы по рекрутменту, но и облегчая профессиональную подготовку: рекомендующий берет на себя ответственность за введение новичка в курс дела и обучение его элементарным операциям.

Самостоятельно занятые мигранты также нередко концентрируются в определенных сферах деятельности, как, например, в Нью-Йорке корейские владельцы бакалейных лавок или пакистанские и индийские владельцы газетных киосков. А мигранты, работающие в подобных нишах по найму, приобретают не только необходимую квалификацию, но и деловую информацию и финансовую поддержку, позволяющую им самим в дальнейшем открыть свое дело. Помимо указанных ниш, специфические возможности самозанятости иммигрантов формируются также в анклавах соответствующих этнических групп. В Лос-Анджелесе в 1988-1989 годах 48% корейского населения были самостоятельно занятыми или предпринимателями, 28% работали по найму на фирмах последних и только 25% трудились за пределами этнической экономики29.

Занимая рабочие места, которые непривлекательны даже для ранее переселившихся мигрантов, вновь прибывающие иностранцы дают им возможность при хозяйственном подъеме перебираться на лучшие места и в более динамичные сектора. В отличие от коренного и ранее иммигрировавшего населения, недавно приехавшие мигранты выделяются гораздо большей региональной мобильностью, готовы на издержки, связанные с переездами, и зачастую обосновываются в тех районах, где лучше перспективы занятости и заработка. Тем самым новые иммигранты способствуют мобильности рабочей силы, ее переливу из районов с несбалансированным рынком труда в более благополучные, а также сглаживанию межрегиональных различий в уровнях безработицы и заработной платы, что особенно важно при нынешнем ослаблении внутренних миграций30.

К. Зиммерманн отмечает, что "иммиграция усиливает гибкость рынка труда и воздействует на него позитивно даже при высоком исходном уровне безработицы"31. Не менее положительно расценивает ее Дж. Борхас: "Иммиграция способствует повышению эффективности рынка труда, благодаря чему экономика (США ежегодно. - И.Ц.) может выигрывать около 10 млрд. долларов32. Кстати, переливами иностранной рабочей силы во многом объясняется и тот факт, что в районах концентрации мигрантов зачастую не отмечается повышенных уровней безработицы по сравнению со средним национальным33.

Установлено, что прямая, равно как и обратная, связь между иммиграцией, с одной стороны, и экономическим циклом и безработицей, с другой, сейчас отсутствует. Соответственно, иностранные рабочие не выполняют некогда им прочившуюся роль конъюнктурного буфера при росте безработицы, поскольку они увольняются почти в тех же пропорциях, что и местные работники, занятые в тех же отраслях. Более высокая безработица среди иностранцев объясняется их дискриминацией, сосредоточением в секторах, подверженных конъюнктурным колебаниям (строительстве, коммунальном хозяйстве, ресторанном и гостиничном бизнесе), отсутствием работы у вновь прибывающих мигрантов и т.п. В последнем случае она, как правило, носит краткосрочный характер и отмечается главным образом в Западной Европе. А в США в 1998 году, например, имели работу уже через месяц после приезда 95% экономических мигрантов34. Естественно, среди неквалифицированных категорий мигрантов уровень безработицы выше, а продолжительность ее больше, чем среди высококвалифицированных.

В долгосрочном плане с учетом вклада иммиграции в развитие экономики ее влияние на занятость оценивается как позитивное. Иностранцы в общей сложности сохраняют и, возможно, создают больше рабочих мест, чем их забирают. По оценке П. Стокера, в 70-е годы округ Лос-Анджелес потерял бы около 90 тысяч рабочих мест, если бы не иммиграция из Мексики35.

Кроме того, на пути замещения местных работников иностранными воздвигнуты определенные административные барьеры. В США разрешение на наем иностранных работников выдается на основе сведений об устанавливаемой им зарплате, наличии забастовки в отрасли и др., что в определенной степени обеспечивает соблюдение интересов местных тружеников. Во многих странах существуют ограничения на занятость иностранцев в ряде сфер. Период их действия может составлять, в зависимости от ситуации на рынке труда, например, в Швейцарии - от 5 до 10 лет, в Великобритании - до 4, в Нидерландах и Испании - до 3 лет.

Среди занятого населения наиболее уязвимы для замещения новыми иммигрантами неквалифицированные работники, некоторые ранее обосновавшиеся иностранцы, а также женщины. Так, французские обследования 90-х годов показали, что исключением из общих, несущественных и в целом позитивных, последствий иммиграции для рынка труда является негативное влияние уроженок стран Магриба на занятость местных работниц и их заработки.

Воздействие иммиграции на заработки обнаруживает те же тенденции, что и в сфере занятости, затрагивая в первую очередь структуру заработков или их относительную величину. Как отмечает Ж. Файоль, иммиграция, будучи широко представлена неквалифицированными работниками, усиливает действие общей тенденции к падению их оплаты относительно оплаты квалифицированных и тем самым способствует росту разрыва в их заработках. Иммиграция неквалифицированных работников меняет распределение доходов между различными факторами производства в пользу капитала и квалифицированного труда, в ущерб неквалифицированному труду36. В ФРГ установлено, что иммиграция сокращает заработки "голубых воротничков", которых замещают иммигранты.

Аналогично эффекту в сфере занятости, прибытие иммигрантов снижает вознаграждение замещаемых ими работников и доходность других производственных факторов. Однако от подобного эффекта порой получают выгоду не только патронат, но и определенные, подчас весьма широкие слои коренных жителей. Например, в случае приезда большого числа иностранных врачей происходит падение цен на медицинские услуги, от чего проигрывают местные доктора, но выигрывает население в целом.

Одновременно в результате иммиграции происходит повышение доходности комплементарных факторов. В 60-70-е годы в ФРГ многие немцы благодаря иностранным работникам достигли более высоких профессиональных позиций и более высоких заработков. То же самое можно сказать о Франции 90-х годов: от иммиграции, в целом оказавшей позитивное влияние на заработки местного населения, наиболее выиграли квалифицированные рабочие, самостоятельно занятые и высококвалифицированные специалисты-мужчины37.

Итак, в отличие от сферы производства, где роль иммиграции позитивно однозначна, ее воздействие на рынок труда носит весьма противоречивый характер. Ухудшая условия для одних - в первую очередь малоквалифицированных - категорий занятых, она, вопреки достаточно распространенным идеологизированным утверждениям, способствует улучшению положения других - как правило, более квалифицированных - групп работников, а нередко и населения в целом.

ИММИГРАЦИЯ И БЮДЖЕТ

Влияние иммиграции на бюджет оценивается как относительно небольшое и тоже носит неоднозначный и дифференцированный характер. Оно различается в долгосрочном и краткосрочном плане, на национальном и местном уровнях, в зависимости от характера миграции, от квалификации и продолжительности пребывания мигрантов в принимающей стране и отчасти от их возраста. Примером значения двух последних факторов может служить следующее обстоятельство. Обучение детей иностранцев относится к статье расходов, связанных с иммиграцией, однако при этом вряд ли учитывается то, что они через какое-то время, став гражданами страны приема и работая, платят в бюджет уже не как иммигранты.

Согласно исследованиям, проведенным на материалах США и Канады, средний иммигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения, и чистое финансовое сальдо бюджетных расходов и доходов, связанных с их пребыванием, имеет позитивный эффект для государственной казны. В частности, временные трудовые мигранты, не нуждающиеся ни в образовании, ни в пенсионном обеспечении, а зачастую и в медицинском обслуживании, дают очевидную экономию на социальных расходах. В ФРГ позитивное воздействие на государственную казну оказывал даже прием беженцев и переселенцев. К примеру, в 1991 году издержки государства на прием и обустройство этих мигрантов (на социальную помощь, жилищное строительство и создание рабочих мест), равные 36 млрд. марок, были существенно перекрыты его доходами от их налоговых отчислений и взносов в систему социального страхования, общая величина которых составила 50 млрд. марок. Эта сумма была получена благодаря расширению занятости вынужденных мигрантов и соответствующему росту производства.

Дж. Симон и А. Акбари, исключив при расчетах государственные расходы на пенсионное обеспечение по старости и на образование, которые обусловлены возрастными параметрами населения, показали, что статус мигранта не влияет на степень нуждаемости в социальных трансфертах. При одинаковых демографических характеристиках среднедушевой объем выплат коренным и пришлым жителям примерно эквивалентен. Даже трансферты многодетным семьям с одним родителем, наибольшие по размеру среди социальных пособий, получаемые коренными жительницами и иммигрантками, статистически мало различаются (однако среди последних доля матерей-одиночек несколько выше).

Если вновь прибывшие иностранцы оказывают краткосрочное негативное воздействие на бюджет, испытывая сложности в трудоустройстве или имея низкооплачиваемую работу и нуждаясь из-за этого в усиленной государственной поддержке, то по мере увеличения срока пребывания в стране и доходов мигрантов, их выплаты в бюджет растут, а получаемые ими пособия сокращаются. В среднем пособия иммигрантским семьям, главы которых проживали в Канаде 5-9 лет, были в 1990 году на 6% больше, чем семьям коренных жителей, но они были уже на 17% меньше для лиц с иммигрантским стажем более 24 лет38. Таким образом, учитывая жизненный цикл спроса на социальные услуги и фискальные взносы иммигрантов, правомерно говорить, что в долгосрочном плане интегрировавшиеся мигранты выгодны принимающему обществу.

Поскольку высококвалифицированные мигранты быстрее, чем малоквалифицированные, находят занятость в качестве наемных специалистов или самостоятельных работников и вносят в казну больше, чем получают из нее, на состояние бюджета благотворно действует повышение доли высокообразованных и, соответственно, снижение доли малообразованных мигрантов в их общей массе. Возьмем пример Канады. Если принять уровень пособия средней семье коренных жителей в 1990 году за 100, то пособие домохозяйствам коренных канадцев, главы которых имели университетское образование, равнялось 55, а пособие подобному иммигрантскому домохозяйству, глава которого пробыл в стране 5-9 лет, - 87. Однако этот показатель для данного типа семей падал с возрастанием иммигрантского стажа их глав. При пребывании последних в стране более 24 лет он опускался до 44. Аналогичную зависимость обнаруживают и уровни пособий иммигрантским семьям, главы которых не имели восьмилетнего образования39.

Хотя иммиграция приносит немалые доходы принимающей стране, с ее помощью невозможно, как следует из исследований К. Стореслеттен, решить будущие бюджетные проблемы, связанные со старением населения; мигранты, независимо от возраста, определенно не способны восполнить соответствующие потери казны40. Селективная иммиграционная политика может использоваться здесь лишь как дополнительный экономический инструмент.

В местах сосредоточения пришлого населения государственная сфера социальных услуг и выплат оказывается под его сильным прессингом. На местные бюджеты ложится дополнительная нагрузка, вызванная необходимостью школьного обучения, медицинского обслуживания и социального обеспечения малоимущих семей иммигрантов, но никак или мало компенсируемая ими. В США особый урон от этого терпят штаты, в которые направляются наиболее интенсивные потоки нелегальной иммиграции. Проживающие, например, в Калифорнии иностранцы обходятся каждой семье коренных налогоплательщиков в 1 тысячу долларов в год41.

Итак, общее влияние иммиграции на бюджет можно оценить как позитивное. Вместе с тем нельзя не отметить, что в сфере социальной инфраструктуры существуют проблемные узлы, порождаемые повышенной нагрузкой на бюджет вновь прибывающих поселенцев и беженцев, неполных многодетных семей и территориально сконцентрированных общин мигрантов.

* * *

Иммиграция имеет многоплановые и неоднозначные, подчас непрогнозируемые экономические, а также социальные последствия для принимающей страны. Они дифференцированно проявляются в различных ее характеристиках: региональной, структурно-отраслевой, социально-демографической и пр. Значение и характер последствий иммиграции в конкретных странах обусловлены в первую очередь ее масштабом и структурой, ее соответствием экономическим потребностям и возможностям принимающих обществ, особенностями использования в них иностранной рабочей силы и т.д. Иммиграция оказывает заметное воздействие на экономику принимающих стран, однако только в Канаде, Австралии, Швейцарии и США, где на долю иностранцев приходится существенная часть рабочей силы и национального производства, оно является глубоким и системным, а зависимость экономики от иммиграции - достаточно выраженной. В большинстве же развитых стран иммиграция выполняет, скорее, вспомогательную роль, содействуя в той или иной степени корректировке диспропорций на рынке труда, нормальному функционированию производства и развитию его высокотехнологичных секторов, активизации инвестиционного процесса и др.

Согласно многочисленным исследованиям социально-экономических результатов иммиграции, большинство статистически значимых из них имеет позитивный характер. Оценивая их общий баланс в рамках национальных экономик, преобладающая часть зарубежных исследователей сходятся в том, что в макроэкономическом плане иммиграция приносит принимающей стране выгоду. Как пишут французские ученые, "иммиграция благотворна для национальной экономики и общий выигрыш в производительности превышает заработки иммигрантов", то есть объем производимого иммигрантами богатства превышает расходы на выплату им заработной платы и их социальное обслуживание42.

Иммиграция благоприятствует более эффективному использованию ресурсов, причем не только трудовых, но и финансовых, и способствует общему повышению эффективности экономики. Однако, как отмечает Х. Борхас, "в полемике вокруг миграции акцентируется не выигрыш в эффективности, а ее перераспределительный аспект... Причины фокусирования дебатов по миграционной политике на потенциально негативном воздействии иммиграции на рынок труда, а не на общем росте национального дохода кроются, возможно, в том, что по сравнению с огромными масштабами перераспределения богатства, обусловленными иммиграцией, получаемое от нее увеличение доходов и богатства местного населения относительно невелико"43. К этому следует добавить, что выгоды от иммиграции и происходящее благодаря ей улучшение положения тех или иных слоев местного населения гораздо меньше предаются огласке, чем ее негативные моменты и, в частности, ухудшение положения определенных социальных групп, громко афишируемые противниками иммиграции.
Объективный анализ нынешних тенденций и последствий иммиграции имеет отнюдь не чисто академическое значение для развитых обществ - особенно с учетом перспективы роста их потребностей в иностранной рабочей силе, вероятного увеличения ее импорта (пока сохраняется ее ресурс в менее развитых регионах мира) и усиления роли иммиграции в принимающих странах. Реальная оценка современных миграционных процессов необходима также для того, чтобы результаты предстоящего расширения приема иностранцев были - в отличие от итогов послевоенной иммиграции - прогнозируемы, чтобы структура иммиграции, формируемая все более селективно, была максимально адекватна потребностям экономики и общества в целом и чтобы в принимающих странах разрабатывались соответствующие социально-правовые меры, препятствующие негативному воздействию иммиграции на положение малозащищенных слоев местного населения.


1 - Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 02-02-00145а
2 - ЦАПЕНКО Ирина Павловна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН
3 - См.: International Migration Report 2002. Geneva, 2002. P. 2-3, 14
4 - См.: Tendences des Migrations Internationelles. P., 2003. P. 37
5 - См.: www.migrationinformation.org.
6 - См.: Tendences des Migrations Internationelles. P. 48
7 - См.: Stalker P. Workers without Frontiers: The Impact of Globalization on International Migration. Boulder, 2000. P. 107, 109
8 - См.: International Migration Review. 1996. № 3. P. 709
9 - См.: Revue d'économie politique. 2001. № 4. P. 575
10 - См.: Rasmussen H.K. No Entry. Immigration Policy in Europe. Copenhagen, 1997. P. 139-141
11 - См.: Revue d'économie politique. 2001. № 4. P. 575
12 - См.: Tendences des Migrations Internationelles. P. 59
13 - Цит. по: Revue d'économie politique. 2001. № 4. P. 591
14 - См.: Stalker P. Op. cit. P. 48
15 - См.: Андреюк В.Ю. Экономическая стратегия иммиграционной политики ФРГ в 60-80-е годы XX века. М., 1997. С. 11
16 - См.: Tendences des Migrations Internationelles. P. 64
17 - The Economist. 19-25.07.1997. P. 45
18 - См.: Tendences des Migrations Internationelles. P. 134
19 - См.: Киреев А. Международная экономика. Ч. 1. М., 1997 с. 322; Stalker P. Op. cit. P. 44
20 - См.: Tendences des Migrations Internationelles. P. 71
21 - См.: The Economist. 21-27.08.1999. P. 40
22 - См.: Stalker P. Op. cit. P. 84
23 - См.: International Migration Policies. N.Y., 1998. P. 83.
24 - См.: Tendences des Migrations Internationelles. P. 70
25 - Цит. по: Revue d'économie politique. 2001. №4. P. 581
26 - См.: Stalker P. Op. cit. P. 90
27 - B ФРГ, например, в 60-70-е годы широкое применение труда иммигрантов на небольших предприятиях с устаревшим оборудованием в строительстве, угледобыче, судостроении, сталеплавильной и текстильной промышленности не способствовало обновлению производства. И в 80-е годы эти отрасли, рекрутировавшие в наибольшей мере иностранных рабочих, понесли большие потери в годы структурной перестройки
28 - См.: Sorensen E. Measuring the Employment Effects of Immigrants with Different Statuses on Native Workers / Immigrants and Immigration Policy: Individual Skills, Family Ties, and Group Identities. Greenwich, 1996
29 - См.: The Handbook of Economic Sociology. Princeton. 1994. P. 651-652
30 - Если в 1980 году за пределы области проживания выехали 2,8% населения США, то в конце 90-х годов - 2,4%; в Италии этот показатель снизился с 0,7 до 0,5%; в Японии - с 2,9 до 2,4%. На этом фоне, однако, наблюдается тенденция к активизации маятниковых миграций: в 1998 году за пределами места своего постоянного проживания работали в Бельгии 23% занятых, в Великобритании - 17, в Австрии -15%. (См.: Обзор занятости в России. Вып.1. М., 2002. С. 287-288)
31 - Цит. по: Revue d'économie politique. 2001. № 4. P. 581
32 - Borjas G. Does Immigration Grease the Wheels of the Labor Market? // Brookings Papers on Economic Activity. 2001. № 1. P. 148
33 - См.: Cross D. Immigration Flows and Regional Labor Markets Dynamics. Wash., 1998. P. 29
34 - См.: Stalker P. Op. cit. P. 22
35 - См.: Ibid. P. 88
36 - См.: Fayolle J. Commentaire // Revue d'économie politique. 2001. №4. P. 603-610
37 - См.: Ibid. P. 587
38 - См.: Simon J'., Akbari A. Determinants of Welfare Payment Use by Immigrants and Natives in the United States and Canada / Immigrants and Immigration Policy: Individual Skills, Family Ties, and Group Identities. P. 84-85
39 - Подробнее см.: Ibid. P. 84, 89
40 - См.: Storesletten К. Sustaining Fiscal Policy Through Immigration // Journal of Political Economy. 2000. № 2. P. 300-323.
41 - См.: The Economist. 19-25.07.1997. P. 45
42 - Jaet H., Ragot L., Rajaonarison D. L'immigration: quels effets economiques // Revue d'economie politique. 2001. № 4. P. 565-596
43 - Цит. по: Revue d'économie politique. 2001. № 4. P. 581

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.