© Г.П.Аксенов

Аристотель

Г. П. Аксенов

Аристотель (384 - 323 до Р.Х.) - древнегреческий философ и ученый-натуралист. Биография Аристотеля известна в самых общих чертах. Родился в селении Стагире в Халкидике, из-за чего нередко его называют Стагиритом. Отцом его был врач Никомах, который возводил свой род к мифическому богу-целителю Асклепию и был автором многих сочинений по медицине. Семнадцати лет, в 367 г. А. отправился в Афины и поступил слушателем в платоновскую Академию, а затем преподавал в ней. В 347 г. после смерти Платона наступили годы странствий. В 343 г. А. был приглашен македонским царем Филиппом воспитателем к 13-летнему Александру. После воцарения того вскоре возвратился в Афины, где основал школу, которая стала называться Лицеем, поскольку она соседствовала с храмом Аполлона Лицейского. Особенность школы состояла в форме занятий, которые проходили на открытом воздухе, во время прогулок по тенистым дорожкам Лицея. Поэтому школу А. и его последователей стали называть перипатетиками (прогуливающимися). Во второй период своего пребывания в Афинах А. написал свои важнейшие труды по философии и естествознанию. Покровительство македонского двора позволила ему собрать большую библиотеку, откуда он черпал сведения для обработки. Однако эта же близость вызвала обвинения против А., когда Афины восстали против македонских правителей. Ему пришлось бежать в Халкиду на о. Эвбея. Здесь он и умер, оставив дочь Пифию и сына Никомаха.

Не все труды А. дошли до потомков, многие произведения ему приписываются. Датировки его произведений, их подлинность и отделение авторских трудов от подражаний и обработок представляет собой крупную научную проблему. Полный свод всех древних биографических сведений с комментариями см. During I. Aristotle in the ancient biographical tradition. 1957.

В целом произведения А. отличаются тенденцией преодоления чисто философского рассмотрения предмета. Он пытается определить свойства предмета не происхождением его от некоей "сущности" и не путем соединения и разделения понятий языка, а перейти к научному исследованию, хотя и без опытной проверки, путем рассмотрения собственных признаков явления и его реальных связей. Основные методы А. - логические рассуждения и наблюдения, широкое использование исследований предшественников. В естественнонаучных сочинениях А. философская основа кажется иногда эклектичной и противоречивой в силу многообразия предметов ведения, зато он обобщил все знания, достигнутые за развитый период греческой учености и оказал определяющее влияние на последующее развитие теоретических наук, философии и богословия.

По указанным причинам исследования времени А. являются первыми теоретическими рассуждениями о свойствах времени (и пространства). В отличие от предыдущих философов он не представляет его само собой данным и разумеющимся и в отличие от Платона не рассматривает происхождение времени. Первым в развитии знания он пытается исследовать внутреннюю природу времени, его признаки, закономерности существования и его связи с другими категориями. Он рассматривает время и место (пространство) в сочинении, называемом "Физика", то есть в теоретическом естествознании (кн. 4, 5, и 6)и в сочинении "О душе" (кн. 3, гл. 2) - теоретической психологии той эпохи. Без всякого сомнения, идеи А. являются фундаментом, на котором выросли все последующие исследования проблемы времени и пространства в западной философской и научной традиции.

А. начинает свое исследование, отталкиваясь от мнений предыдущих философов: "А что такое время и какова его природа, одинаково неясно как из того, что нам передано от других, так и из того, что нам пришлось разобрать раньше. А именно, одни говорят, что время есть движение Вселенной, другие - что это сама [небесная] сфера. [Что касается первого мнения, то надо сказать, что] хотя часть круговращения [Неба] есть какое-то время, но [само время] ни в коем случае не круговращение: ведь любой взятый [промежуток времени] есть часть круговращения, но не [само] круговращение. Далее, если бы небес было много, то таким же образом время было бы движением любого из них, следовательно, сразу будет много времен. А мнение тех, кто утверждает, что время есть сфера Вселенной, имеет своим основанием лишь то, что все происходит как во времени, так и в сфере Вселенной; такое высказывание слишком наивно, чтобы стоило рассматривать содержащиеся в нем несообразности". (Физика, IV, 11, 218 a, 30 -35, 218 b 1 - 5). Таким образом, время связано с движением, но движением само по себе не является. Время единственно, времен не может быть много. Два отрицания уже дает ему возможность анализа.

Природа времени, которую хочет постичь А., трудно уловима. Оно имеет бытие текучее, оно есть и вот уже его нет. Достоверно можно говорить о существовании "теперь", которое можно отождествить с настоящим временем. Но как и чем одно "теперь" отличается от другого? "Мы разграничиваем их тем, что воспринимаем один раз одно, другой раз другое, а между ними - нечто отличное от них; ибо когда мы мыслим крайние точки отличными от середины и душа отмечает два "теперь" - предыдущее и последующее, тогда это [именно] мы и называем временем, так как ограниченное [моментами] "теперь" и кажется нам временем". (Физика, IV, 11, 219 a, 25 - 30).

Но движение времени, говорит А., в отличие от движения тел, невидимо. "Время же не определяется временем ни в отношении количества, ни в отношении качества. Что оно, таким образом, не есть движение - это ясно" (Физика, IV, 10, 218 b, 15 - 20). Но почему мы настойчиво связываем время с движением, спрашивает А.? Потому что измеряем временем движение. Значит, время есть не движение в его качественной содержательности, а число движения, то есть чисто количественная сторона процесса перемещения предметов. Мы по количеству прошедшего времени можем судить о продолжительности движения любого тела.

Исходя из такого наблюдения, А. формулирует определение времени, которое является первым в теоретическом знании. "Время есть число перемещения, а "теперь", как и перемещаемое, есть как бы единица числа... А "теперь" вследствие движения перемещаемого тела всегда иное; следовательно, время есть число не в смысле [числа] одной и той же точки, поскольку она начало и конец, а скорее как края одной и той же линии, и не в смысле ее частей, и это как в силу нами сказанного (тогда нужно будет пользоваться средней точкой как двумя, так что произойдет остановка), так еще и потому, что "теперь", очевидно, не есть частица времени и не делит движение, так же как точки не делят линию, а вот два отрезка линии составляют части одной. Итак, поскольку "теперь" есть граница, оно не есть время, но присущее ему по совпадению, поскольку же служит для счета - число. Ведь границы принадлежат только тому, чьими границами они являются, а число этих лошадей - скажем, десять, - может относиться и к другим предметам" (Физика, IV, 11, 220 a, 15 - 25).

В этом определении выражена чрезвычайно важная характеристика времени, а именно: время не обладает свойством накопления, то есть аддитивности. Проще говоря, время не накапливается, а проходит. Поэтому частицы времени не делят движение, как точки делят линию, они представляют собой границу, исчезающую и тающую. Однако чем же две одинаковые частицы времени различаются? Существуют ли в реальности две соседние точки времени, два соседних "теперь", если у них нет качества, а только количества, то есть они не отличаются друг от друга? Почему же этих соседних "теперь" два, а не одно сплошное теперь? Эти вопросы, которые задает себе А., чрезвычайно для него сложны. Иначе их можно переформулировать так: обладает ли время делимостью, или оно гладко и целиком связно и у него нет никаких единиц? Точка "теперь" неделима далее, у нее есть определенная величина, которая нами не уловима, потому что граница времени не наращивается, а пропадает. Мы не можем измерить это "теперь", потому что измерять пришлось бы самим временем, что невозможно. Между точками времени нет никаких промежутков, иначе невозможно себе представить, что в них находится: то же время? Из точек времени нельзя сложить линию времени.

И потому по своей природе время вместе с тем делимо, связно, гладко. У него нет точек на самом деле, они появляются только в результате нашего рассмотрения, они как бы придаются миру нашей душой, говорит А. Наш опыт двойственен. Движения тел, которые мы наблюдаем, могут быть быстры, могут быть медленны, или тела могут покоиться, но время идет в одном темпе, потому и может быть объединяющим и характеризующим все движения, какие мы ни мыслили бы. Но свойства расчленения, исчисления единиц, свойства иметь "теперь" принадлежит нашей душе, заявляет А. "Ибо когда не происходит никаких изменений в нашем мышлении или когда мы не замечаем изменений, нам не будет казаться, что протекло время, так же как тем баснословным людям, которые спят в Сардинии рядом с героями, когда они пробудятся: они ведь соединят прежнее "теперь" с последующим и сделают его единым, устранив по причине бесчувствия промежуточное [время]. И вот, если бы "теперь" не было каждый раз другим, а тождественным и единым, времени не было бы; точно также, когда "теперь" становится другим незаметно для нас, нам не кажется, что в промежутке было время". (Физика, IV, 11, 218 b, 20 - 30).

Таким образом, время в самом себе неопределенно делимо, то есть является гладким, нерасчлененным, а с другой - как уже иная и законченная и неделимая далее величина. Это противоречие возникает из наложения наших ощущений на внешний мир. Для того чтобы различать любые разные ощущения, надо обладать чем-то неразличимым, каким-то единством, связным и соединенным, неразделенным. Таким свойством и обладает наша душа, которая, говорит А., "различает нечто неразделимое и в неразделимое время <...>. Не обстоит ли дело так, что различающее в одно и то же время неделимо и неразделимо по числу, а по бытию - разделено? Ведь с одной стороны, оно воспринимает различные предметы как в некотором смысле делимое, а с другой - как неделимое, ибо по бытию оно делимо, по месту же и по числу неделимо". (Аристотель. О душе. III, 2, 426 b, 25 - 30, 427 a 1 - 5). Иначе говоря, онтологически время делимо, оно имеет гладкое бытие, связное внутри себя, оно длится без разбиения на куски, однако по числу, то есть по способности быть измеренным, отмеченным нами оно имеет некие границы, неделимые, хотя и одинаковые частицы.

До некоторой степени это противоречие объясняет тот вариант решения А. парадоксов или апорий Зенона, в которых употребляется принцип неделимости времени при рассмотрении движения. Никакого парадокса нет, утверждает А., если время делимо, не состоит из неделимых единиц. Апория строится только на существовании неких сколь угодно малых, но конечных моментов. Если этого не допускать, говорит А., парадокса не получается. Стрела в апории Зенона не летит в прерывистом времени, к ней никакие моменты не относятся. Поэтому противоречия между движением и его измерением на самом деле не существует, противоречие возникает только при логическом анализе движения.

А. впервые в античном знании уловил сходство или одноранговость категорий времени и пространства, которое он называет местом. Его анализ пространства основан на отличии места и от формы предметов и от его границ. Место, следовательно, имеет собственную природу, т. е. оно является категорией реальной, относящейся к объективному миру. Так же как и время, пространство по А. имеет свойство обладать количеством, но не обладать качеством, не совпадая ни с одним из известных свойств тел. Анализ показывает, что оно не есть ни форма, ни материя, ни протяжение. Мест не множество, потому что тогда было бы место места, то есть часть части и так далее. Оно похоже на сосуд, в котором все находится, но сосуд единственный. Следовательно, место есть некие единственные и общие для всего границы. "Подобно тому, как сосуд есть переносимое место, так и место есть не передвигающийся сосуд. Поэтому, когда что-нибудь движется и переменяется внутри движущегося, например, лодка в реке, оно относится к нему скорее как к сосуду, чем как к объемлющему месту. Но место предпочтительно должно быть неподвижным, поэтому место - это скорее вся река, так как в целом она неподвижна. Поэтому центр Вселенной и крайняя по отношению к нему граница кругового движения кажутся всем по преимуществу и в собственном смысле верхом и низом" (Физика, IV, 4, 212 а, 20 - 25). А границы существуют вместе с тем, что они ограничивают, как предмет вместе с местом.

Важно, что у места есть такие свойства как верх, низ, право, лево, которые не совпадают с границами тел, а существуют как бы "сами по себе". Это приводит к мысли, что все находится в конечном счете во Вселенной, но сама Вселенная - нигде не находится. "А наряду со Вселенной и целым нет ничего, что было бы вне Вселенной, и поэтому все находится в Небе, ибо справедливо, что Небо [и есть] Вселенная. Место же [Вселенной] не небесный свод, а его крайняя, касающаяся подвижного тела покоящаяся граница, поэтому земля помещается в воде, вода - в воздухе, воздух - в эфире, эфир - в небе, а Небо уже ни в чем другом" (Физика, IV, 5, 212 b, 10 - 20). Таким образом, посередине места находится тело, а не само по себе протяжение. И место находится где-то, а не в месте же, но только как граница в ограничиваемом теле.

Итак, А. дал первое умозрительное, но основанное на реальных наблюдениях толкование времени и пространства. Время согласно ему

  1. единственно. Времен не может быть множество;
  2. имеет свойство распадаться на прошлое, настоящее и будущее;
  3. в реальности мы наблюдаем только момент времени - "теперь";
  4. время делимо, не имеет частиц;
  5. вместе с тем время неделимо как чистое количество;
  6. время есть число движения, но не само движение.

Пространство или место, согласно А.

  1. есть не передвигающийся сосуд;
  2. оно имеет верх, низ, левую и правую стороны;
  3. имеет количественную определенность;
  4. не совпадает с границами тел, а объемлет их всех.

Толкования понимания времени и пространства А. уже в античности известны. Это прежде всего Прокл, Плотин, Августин Блаженный. От них пошла традиция исследовать время как в логическом анализе, так и в научном эмпирическом (Галилей, Ньютон).

Литература

Аристотель. Физика. Кн. 4, 5, 6, О душе. Кн. 3.

Августин Блаженный. Исповедь. М., 1998.

Аксенов Г.П. Причина времени. М., 2000, гл. 2.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1979.

Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977.

Котенок В.П. История философии науки. Учебное пособие. СПб 1993.

Callatay Godefroid de. Annus platonicus: A Study of World Cycles in Greece, Latin and Arabic Sources. (Publication de L'Institut Orintaliste de Louven, 47). xvi + 288 pp., apps., bibls., indexes. Louven-la-Neuve: Peeters Press/Universite de Louven, 1996.