Библиотека управления

Посетители детских спектаклей. "Ребенок должен приобщаться к прекрасному!"

И. Березин

Оглавление


Статья основана на материалах, полученных при анализе результатов анкетирования 225 взрослых, проведенного осенью 2000 г. в театре «Эстрады», на спектаклях: «Маугли» (в дальнейшем – «М», 165 респондентов) и «Ваня и Крокодил» (в дальнейшем – «В», 60 респондентов).

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ СОСТАВ РЕСПОНДЕНТОВ
86% опрошенных, что и не удивительно – женщины. Как показал наш опрос, а также простое наблюдение, дети ходят в театр в основном с матерью (71%). Только 11% опрошенных являются отцами ребенка, пришедшего в театр. 10% детей пришли в театр с бабушкой, 2% – с дедушкой, 3,5% – с учителем (классным руководителем), 4,5% – с другими взрослыми (дядей, тетей, сестрой, крестной, гувернанткой).
69% опрошенных имеют высшее образование. Интересно, что среди зрителей М оказалось существенно больше лиц, имеющих высшее образование, чем среди зрителей В – 71 и 61% соответственно.
22% опрошенных родителей имеют среднее специальное образование (20% М и 30% В – соответственно).

Только 9% родителей имеют среднее образование.
15% опрошенных взрослых заняты в промышленности, строительстве, транспорте или связи.
10% – в торговле, общественном питании, сфере бытовых услуг или жилищно-коммунальном хозяйстве (8% М и 15% В).
40% – работают в сфере образования, здравоохранения, науки или культуры (43% М и 33% В).
10% – в финансовом секторе, страховании, консалтинге или сфере деловых услуг.
5% – в сфере государственного управления, военнослужащие или работники правоохранительных органов.
20% – в настоящее время не работают.

С учетом того, что подавляющее большинство участников опроса – женщины, подобная структура занятости для Москвы вполне адекватна.
38% (более трети опрошенных) обозначили уровень семейного дохода «до 5 тысяч рублей в месяц», что существенно ниже уровня минимального потребительского бюджета для Москвы (35% М и 42% В).
31% (почти треть опрошенных) обозначили уровень семейного дохода «в пределах от 5 до 10 тысяч рублей в месяц», что примерно соответствует уровню минимального потребительского бюджета для Москвы (28% М и 36% В).
17% (шестая часть опрошенных) обозначили уровень семейного дохода «в пределах от 10 до 20 тысяч рублей в месяц», что примерно соответствует среднему модальному значению для Москвы. (22% М и 10% В).
10% обозначили уровень семейного дохода «от 20 до 40 тысяч рублей в месяц», – что для Москвы является уровнем «обеспеченности» (11% М и 8% В).
4% имеют семейный доход «свыше 40 тысяч рублей в месяц», что для Москвы является уровнем «высокой обеспеченности» (4% М и 4% В).

Таким образом, «типичный» родитель ребенка, пришедшего в театр – это гражданка с высшим образованием, занятая в непроизводственной сфере и имеющая скромные семейные доходы.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ТЕАТР С «РОДИТЕЛЯМИ»

225 взрослых пришли в театр с 250 детьми. Из этого следует, что лишь один из десяти взрослых берет на спектакль двоих детей.

Возрастное распределение детей, пришедших на спектакли показано на диаграмме 1 (в процентах от общего количества детей, пришедших на каждый спектакль).

Очевидно, и не удивительно, что аудитория спектакля «Ваня и крокодил» существенно «моложе», чем аудитория «Маугли».

Анализ возрастного распределения юных зрителей позволяет сделать вывод о том, что период активного посещения «детских» спектаклей продолжается около 7 лет: между 5 и 12 годами.

ЧАСТОТА ПОСЕЩЕНИЯ ТЕАТРОВ ДЕТЬМИ

Частота посещения театров детьми представлена на диаграмме 2.

Для 15% детей, пришедших в конце 2000 г. в театр «Эстрады» это был единственный поход в театр за весь прошлый год!

Средняя частота посещения театра детьми участников анкетирования составляет 3,7 раза в год. Насколько нам известно из предыдущего исследования* (было опрошено более 600 респондентов), взрослые москвичи ходят в театр в среднем 4–5 раз в год.

Вместе с тем лишь 5% опрошенных полагают, что их ребенок ходит в театр «достаточно часто». В этой группе доминируют родители, чьи дети ходят в театр чаще 10 раз в год. Соответственно 95% родителей согласны с тем, что им «следовало бы ходить в театр с ребенком чаще».

Ключевым фактором, препятствующим этому, по мнению родителей, является «недостаток информации о детских постановках в Москве» – по крайней мере так ответило 60% опрошенных. Следующие два препятствующих фактора – это: «лень, нехватка времени» (25% В и 30% М) и «высокие цены на билеты» (30% В и 25% М). Каждый пятый респондент (20%) отметил, что в Москве вообще мало детских спектаклей. На неудобное время начала спектаклей пожаловалось 10% опрошенных на М и 5% на В. (50% родителей полностью устраивает начало спектаклей в 12.00, 27% – в 14.00 и 16% – в 15.00.) Удобное место расположения театра является значимым фактором всего лишь для 6 респондентов из 225.

Подводя итог этой части можно утверждать, что при улучшении информационного обеспечения детских постановок вполне реально довести средние показатели посещаемости театра детьми до 5 раз в год. С учетом того, что активный возраст посещения детских спектаклей длится около 7 лет, в Москве должно быть (идти одновременно) не менее 35 детских постановок.

ПРИОБРЕТЕНИЕ БИЛЕТОВ

Каналы распространения билетов сильно различаются по двум спектаклям (диагр. 3).

Если половине, опрошенных на «Маугли», билеты принесли в школу, то из числа опрошенных на «Ване» в школе приобрели билет всего 15%.

Зато в метро приобрели билеты 5% М и 25% В.

В городской театральной кассе – 10% М и 33% В.

В кассе театра «Эстрады» – 10% М и 20% В.

Билеты принесли на работу – 6,5% М и 5% В.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Основным источником информации о детских спектаклях по заявлению опрошенных является «распространитель»: продавец, кассир, учитель, знакомые. Лишь 13,5% (15% М и 10% В) опрошенных узнали о спектакле из «рекламы»: афиша, газеты, журналы, телевидение. Эти данные подтверждают тезис о слабом информационном сопровождении детских постановок.
33% опрошенных заплатили за один билет до 45 рублей включительно (25% М и 53% В).
30% опрошенных заплатили за билет 50 рублей (25% М и 43% В).
35% опрошенных заплатили за билет 60 рублей (50% М и 4% В).

Большинство опрошенных (три четверти) воспринимает эти цены как «вполне приемлемые». Более того, четверть опрошенных вполне спокойно относится к перспективе повышения цены на билеты на детские спектакли на 30 рублей, т. е. в 1,5–2 раза.

Отказались бы от приобретения билетов на «Маугли» в случае повышения цены на 30 рублей – 43% опрошенных, от «Вани» – 38%. При этом 15% М и 22% В купили бы билеты в другой театр (подешевле).

27% М и 40% В от покупки интересующего их билета (в случае повышения цены на 30 руб.) не отказалась бы, но в театр с детьми стали бы ходить еще реже.

При этом 22% опрошенных (18% М и 32% В) назвали «доступные цены на билеты» в качестве одного из главных мотивов посещения театра с ребенком. Но в качестве главного мотива все же выступает «желание приобщить ребенка к прекрасному» – 85% ответов. На втором месте – «жанр и сюжет постановки» – 33% (40% М и 17% В).

Вывод: билеты на детские театральные постановки обладают достаточно высокой эластичностью по цене. Следует стараться удерживать цены на детские билеты в диапазоне от 40 до 80 рублей. В противном случае весьма возможно резкое снижение спроса со стороны малообеспеченной части населения, которая, на сегодняшний день, составляет большую часть аудитории.