База знаний по международному и национальному водному праву
Международное водное право
Национальное водное право стран Центральной Азии
Документы национального и международного водного права
Деятельность МКВК в области водного права
Трансграничное сотрудничество на международных реках: проблемы, опыт, уроки, прогнозы экспертов
Исторические материалы (1918-1990 гг.)

Бассейн реки Дунай (Албания, Австрия, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чехия, Черногория, Швейцария)

Основные источники: /17, 18, 30, 32, 34, 49, 65, 66, 81, 88/; и др.

Бассейн реки Дунай делят 19 государств (Албания, Австрия, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чехия, Черногория, Швейцария).

Дунай является рекордсменом по числу государств (19), имеющих территории в его бассейне. Дунай – крупная речная транспортная артерия и вторая по длине (после Волги) река Европы – 2873 км. Площадь бассейна составляет около 817 000 км2, имеет свыше 300 притоков. Среднемноголетний сток реки оценивается в 210 км3/год. На реке Дунай построены 2 крупные ГЭС на границе Румынии и Сербии, каскад ГЭС в Австрии и Германии. Всего на Дунае имеется каскад из 18 гидроузлов.

Созданная полтора столетия назад, в 1856 г., Европейская Дунайская Комиссия (ЕДК), в составе Австрии, России и ряда «не дунайских» стран (Франция, Великобритания, Пруссия, Сардиния и Турция) является одной из первых попыток облечения проблем использования реки Дунай в международно-правовую форму.

В целом же хорошо просматривается «силовая подоплека» образования ЕДК, так как членами ее были в основном победители России в Крымской войне. Сферой влияния ЕДК был т.н. «морской Дунай» - дельта Дуная от моря до румынских портов Исакчи (ранее – турецкая морская крепость) и Брэила (Румыния стала членом Комиссии в 1878 г.). Основной целью ЕДК было обеспечение свободы судоходства по Дунаю. ЕДК имела свой флаг, администрацию, полицию, суд, она имела право не разрешать странам бассейна строительство портовых сооружений и других ГТС. ЕДК просуществовала до 1938 г. До Первой мировой войны главную роль в ЕДК играла Великобритания.

Современный международно-правовой статус Дуная определяется Белградской Конвенцией о режиме судоходства на Дунае (от 18 августа 1948 г.) и Дополнительным протоколом к этой Конвенции (от 26 марта 1998 г). Участниками Конвенции являются все придунайские государства и Россия, как правопреемница СССР и подписант Конвенции. Согласно ст. 5 Конвенции Стороны создали Дунайскую Комиссию (ДК) – межправительственную организацию, в которую входят по одному представителю от каждой страны-участницы Конвенции. Компетенция ДК, как постоянно действующего органа со статусом юридического лица, охватывает вопросы, связанные с обеспечением свободы международного судоходства на Дунае. Текущие задачи, определяемые Конвенцией, решаются секретариатом ДК.

При комплексном использовании естественных ресурсов Дуная первостепенную роль река играет в качестве воднотранспортной магистрали.

Кроме транспортного, одним из основных направлений использования естественных ресурсов Дуная является гидроэнергетика. Суммарная годовая производительность действующих ГЭС Дуная составляет в настоящее время 42 000 ГВт-час, в т. ч. производительность крупнейшей на Дунае ГЭС Джердап-1 на границе между Югославией и Румынией составляет 11 500 ГВт-час.

Дунай имеет также важное значение как источник водоснабжения прибрежных стран речного бассейна. Воды Дуная используются также для орошения засушливых территорий - в основном на Нижнем и Среднем Дунае.

Рыболовство имеет важное народнохозяйственное значение для стран нижней части речного бассейна, в частности – Украины.

Веками Дунай оставался важным торговым путем, и большую часть всего этого времени человек и природа сосуществовали в относительной гармонии. В последние несколько десятилетий экосистемы Дуная пострадали в результате антропогенного воздействия, особенно в его дельтовой части. Интенсивное осушение земель вызвала усиление загрязнения водных экосистем, привела к сокращению биологических видов.

В 1994 г. дунайские страны подписали Конвенцию о сотрудничестве в защите и сбалансированном водопользовании Дуная, направленную на поддержание общего качества жизни в регионе, защиту экосистем и т. д. Сторонами Конвенции являются Австрия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Германия, Венгрия, Молдова, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина и Евросоюз.

Конвенцией была учреждена Международная Комиссия по защите реки Дунай.

Комиссия состоит из делегаций Сторон, проводит совещания не менее 1 раза в год. Стороны Конвенции поочередно осуществляют президентство в Комиссии, которое длится один год. Для обеспечения преемственности, вновь назначенному Президенту Комиссии помогают предыдущий Президент и будущий преемник.

В период между совещаниями Комиссии проводятся встречи Руководящей рабочей группы (РРГ), в которую входят делегаты (главы делегаций и/или назначенные ими представители). РРГ готовит вопросы для обсуждения Комиссией и осуществляет общее руководство деятельностью экспертных групп. С 1999 г. в Вене действует постоянный Секретариат Комиссии защите реки Дунай в составе 8 сотрудников. Секретариат возглавляет Исполнительный секретарь, назначаемый Комиссией.

Комиссия имеет право создавать Группы экспертов (ГЭ) по тем или иным вопросам.

В настоящее время действуют ГЭ по:

а) управлению речным бассейном,

б) источникам воздействия,

в) мониторингу и оценке,

г) защите от наводнений,

д) управлению информацией и географической информационной системе,

а также:

е) Специальная группа экспертов (СГЭ) по участию общественности

ж) СГЭ по стратегическим вопросам. ГЭ имеют право формировать целевые группы для решения отдельных вопросов с привлечением дополнительных экспертов.

Важную роль в работе Комиссии играют наблюдатели. Комиссией приняты подробные «Руководящие принципы в отношении участников с консультативным статусом и наблюдателей», регламентирующие правила получения консультативного статуса (для государств и региональных организаций экономической интеграции) и статуса наблюдателей (для международных и национальных организаций и иных органов) и правила их участия в работе комиссии. В настоящее время в Комиссии статус наблюдателя имеют 15 организаций.

Проверку работы Комиссии осуществляют независимые аудиторы, назначаемые по предложению Сторон Конвенции. Аудиторами не могут быть граждане страны гражданства Президента Комиссии или Исполнительного секретаря.

Рис. 4.2. Бассейн реки Дунай
Источник: http://danube.riverships.ru/Karta2.jpg