Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
На сайте https://generalclimate.ru/ar.. можно купить недорогие чиллеры с водяным охлаждением.
Архив журналов - № 1 (49)'07 - Библиотечное пространство
Лица необщим выраженьем Закат эпохи дизайна Haute zavhoz

Клёна Борисовна Лаврова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения Челябинской государственной академии культуры и исскуств


Отсутствием респектабельности сегодня определяется низкий рейтинг библиотек среди других социальных институтов. В условиях жесткой конкуренции с электронными СМИ, Интернетом, кинематографом и пр. создание комфорта и современного дизайна в библиотеке является ключевым, важнейшим условием в борьбе за души (и тела) читателей.

Здоровое любопытство
Слабые интерьеры большинства российских библиотек — это не только результат, как многие считают, низкого уровня финансирования в последние годы. Советская библиотека, в целом достаточно благополучная, также не блистала своими интерьерами: на протяжении долгих лет за библиотечный дизайн отвечал завхоз, который к решению задачи всегда подходил с позиции экономии.
Причин убогого дизайна, как минимум, три: непонимание значения дизайна для деятельности библиотеки; незнание требований, предъявляемых к дизайну библиотеки; как это ни странно, устаревшие идеология библиотечного дела и профессиональный менталитет.
Начнем с конца. Известно, что современная европейская библиотека берет свое начало в библиотеке монастырской. Советская библиотека по сути — ее продолжение. Именно отсюда — традиции спецхранов и руководства чтением читателей, стремление спрятать подальше от читателя новую дорогую книгу, чтобы она лучше сохранилась и прочая и прочая.
Казалось бы, сегодня российские библиотеки активно борются с подобным наследием, однако во всем ли? Если приглядеться к современным библиотечным интерьерам, то большинство из них наталкивают на единственную мысль: «чем тверже стул — тем меньше соблазна расслабиться». Отсюда — не очень удобные столы и стулья, выстроенные ровными рядами, удобными для контроля, мрачные, невыразительные цвета, минимум декора и т. д. Добавим к этому символическое присвоение пространства со стороны библиотекаря (расположение и форма кафедры выдачи в читальном зале или непонятный читателю и пугающий карточный каталог, растянувшийся на десятки метров). Здесь читатель нежеланен. Проанализируйте структуру библиотечного пространства — в любом варианте оно всегда стремится обозначить выдающееся место библиотекаря (кафедру — видимо, профессорскую?). Интересен и тот факт, что в старом здании РНБ в XIX в. эта часть называлась даже не кафедрой, а эстрадой! Все это делает библиотеку чуждой, враждебной читателю. И это неудивительно.
Проходя мимо современных банков и офисов, заходя в кинотеатры и супермаркеты, потенциальный читатель воспринимает их как явления одного порядка — престижные учреждения. Чем ближе социальные группы или институты друг к другу, тем больше у них общего. Это общее проще всего получить через общий стиль в дизайне, через одни технические средства и оборудование. Библиотека же со своей обшарпанной и безродной мебелью, самодеятельными плакатами, однообразными интерьерами автоматически оказывается на самой окраине социума. И как при этом ни рекламируй библиотеку, как ни нажимай на важность чтения — скромное место библиотеки в социуме определено, особенно для людей, не имеющих высокой мотивации к чтению.
Обновление дизайна или вообще строительство нового здания библиотеки — важный толчок к привлечению в библиотеку новых читателей, поскольку здесь задействован мощнейший стимул — любопытство. Ярким примером такой стимуляции любопытства является библиотека в Национальном центре искусств им. Жоржа Помпиду (Франция). Пытаясь показать новую, компьютерную библиотеку, авторы архитектурного проекта пошли на явную провокацию — по-среди исторической части Парижа построили здание в неоконструктивистском стиле, опоясанное цветными технологическими трубами. «Странное» здание притягивало к себе парижан и гостей города. В результате через год в библиотеке пришлось менять полы — их вытоптали любопытные посетители.

В поисках индивидуальности
Другие беды, вызванные устаревшим профессиональным менталитетом, также находят отражение в дизайне. Типовые уставы еще советских библиотек нашли отражение и в их типовых интерьерах. И сегодня нередки случаи, когда хорошие, но одинаковые образцы современной библиотечной мебели, закупленные в пять–шесть библиотек небольшого города, вновь превращают библиотеки в клоны. Поиск собственного лица — вещь сложная, подчас требующая помощи профессионального дизайнера. Тут опять может показаться, что все упирается в средства. Однако выход есть. Можно, например, обратиться к этностилю, подобрать соответствующие детали декора, предметы мебели, материалы, характерные для убранства интерьеров того или иного региона, отдельной этнической группы.
Один из аргументов в пользу использования местных материалов — их относительная дешевизна. К тому же это позволяет сделать дизайн интерьера библиотеки более целостным и запоминающимся. Например, в библиотечных интерьерах Урала можно встретить в большом количестве природный или искусственный камень (мрамор, змеевик), столешницы, предметы мелкой пластики — подсвечники или часы из малахита, яшмы, родонита, агата. Часто встречаются здесь и предметы, выполненные из чугунного литья, например, Каслинского или Кусинского.
Библиотека сама по себе — сложный объект дизайна. Как правило, наши библиотеки не имеют специально спроектированных помещений, и при разработке дизайна того или иного помещения часто приходится исходить из того, что есть в наличии: ориентация оконных проемов, форма помещений и т. д. В результате не всегда удается выдержать дизайнерскую концепцию. Корректировать недостатки можно с помощью освещения или определенного цветового решения (они широко представлены в любом учебнике по дизайну). Однако, как показали проведенные автором исследования, только 13% библиотекарей, прежде чем приступить к разработке дизайнерской концепции, предпочитают «что-либо почитать» на данную тему, а остальные «полагаются на свой вкус» (или безвкусицу?).
Требования к дизайну отдельных библиотечных помещений абсолютно различны. Например, в читальном зале необходимо создать условия для максимального освещения рабочей поверхности — стола. И здесь лишними будут не только шторы, но даже тюль. В хранилище же количество естественного света должно быть сведено к минимуму ради сохранности документов (здесь не помешают плотные шторы) и т. д. Пространство открытого доступа вообще требует создания противоречивых условий, поскольку приходится заботиться и о книгах, и о читателях. Как этого достигнуть? Ответы на эти вопросы должна давать теория библиотечного дизайна, но она, к сожалению, пока в стадии становления. Долгожданный, вышедший в 2004 г. учебник Е. В. Балашовой, М. Н. Тищенко и А. Н. Ванеева «Библиотечный дизайн», к сожалению, не дает ответа на многие вопросы.
Отсутствие четкой концепции библиотечного дизайна приводит к тому, что биб-лиотекари часто просто следуют общей моде. В результате в библиотеках появляются достаточно дорогие и абсолютно не функциональные для библиотеки (и в наших широтах вообще) жалюзи, которые в читальном зале даже в открытом положении задерживают часть солнечного света (это их назначение, так как они были созданы именно для южных широт), а в хранилище, даже при опущенных жалюзи, проникает значительное количество света.
Аналогична ситуация и с так называемым «офисным» стилем. Модные эргономичные столы, стулья и кресла белого, серого и черного цветов органичны в офисах или помещениях для работы с компьютером (они были созданы специально, чтобы нейтрализовать многоцветие монитора), в читальном же зале, где преобладает работа с книгой, они абсолютно не функциональны, здесь оптимальным цветом рабочей поверхности будут тона, близкие к цвету светлого дерева.
Особая сложность возникает, когда в традиционном читальном зале появляется зона для работы с компьютером. В этом случае в одном и том же помещении необходимо разместить и традиционную, и офисную мебель, сохранив при этом единство стиля. Как этого достичь? Например, сделать на заказ два вида столов: одни со столешницами цвета светлого дерева и с серыми боковинами — для чтения книг, и наоборот — для работы с компьютером.
Сегодня многие библиотеки задумываются над проблемой внедрения открытого доступа к фондам. Но возможно ли это? К сожалению, помещения наших библиотек, даже специально спроектированных, практически не позволяют органично и функционально разместить фонд открытого доступа из-за естественного светового режима, размеров и форм помещений. Если и удастся как-то разрешить эту проблему, на очереди — другие: потребуются абсолютно новых конструкций стеллажи, позволяющие не только хранить книгу, но и работать с ней, просматривать ее на месте, необходимо будет продумать расстановку стеллажей, выставок и читательских столов, и даже форма кафедры потребуется другая — это уже будет не «кафедра выдачи», а «кафедра сдачи» литературы.

Стиль плюс функциональность
В основе библиотечного дизайна, помимо желания создать респектабельное, красивое окружение, лежит, прежде всего, функционализм, то есть соответствие выполняемым в данном помещении операциям. Именно это и называется комфортом. Поэтому в одной библиотеке не может быть двух одинаково оформленных залов, и даже в пределах одного зала (например, читального) должно выделяться несколько функциональных зон: например, кафедра выдачи, выставочная зона (с дополнительным освещением), рабочие места для быстрого чтения (неполные), состоящие или только из кресла, или только из высокого стола-пюпитра и т. д. Понятно, что размеры, формы, материалы мебели в каждом случае будут различны, но выдержаны в едином стиле.
Выбор того или иного стиля в оформлении библиотеки во многом зависит от ее типа и вида, особенностей архитектуры здания и т. д. Минимализм, классицизм, этностиль, кантри, эклектика или хай-тек — важно четко понимать, что из этого уместно в данном помещении. Например, для жителя шумного мегаполиса библиотека в кантри-стиле может стать любимым уголком, так как уставшие от агрессивного напора города жители стремятся окружить себя интерьером, который ассоциируется у них с сельским покоем, природой и безопасностью. Однако в сельской библиотеке кантри, пожалуй, будет неуместно. Исследования, проведенные автором совместно со студентами Челябинской государственной академии культуры и искусств, показали, что, например, читатели областной научной библиотеки предпочитают библиотеку-рабочий кабинет, в то время как читатели вузовских библиотек из всех предложенных образов остановили свой выбор на образе космического корабля. Эти результаты были учтены при строительстве второго здания Челябинской областной универсальной научной библиотеки. Сложность заключается в том, что библиотекой одновременно пользуются самые разные категории читателей от научных работников и специалистов — до студентов и домашних хозяек. Создать комфортные условия сразу для всех практически невозможно.
Концепция этого здания базируется на разделении читательских потоков средствами дизайна. В старом здании решено подчеркнуть классический стиль и сосредоточить здесь зал для научных работников и специалистов, музей, депозитарий и служебные помещения. В новом здании, которое представляет собой зеркальную проекцию старого, — сосредоточить подразделения, которые будут посещаться в основном молодежью. Там же будет сосредоточена вся электронная начинка библиотеки, соответственно, выбор пал на стиль хай-тек. Это только один пример.
Бескомпромиссные решения
Тон может задавать преобладающая группа читателей, их предпочтения. Это может относиться, например, к гендерным или возрастным группам.
К примеру, известна значительная разница в цветовых предпочтениях мужчин и женщин. В данном случае последовательность от наиболее предпочитаемых цветов к наименее предпочитаемым будет выглядеть следующим образом:
 Нравятся Не нравятся
 Муж. Жен.  Муж.  Жен.
 Синий Голубой Зеленый Пурпурный
 Красный Зеленый Красный Красный
 Голубой Фиолетовый Пурпурный Желтый
 Пурпурный Красный Желтый Зеленый
 Желтый Желтый Фиолетовый Синий 
 Зеленый  Синий Фиолетовый
Данная таблица показывает, что при оценке цветов мужчинами и женщинами практически отсутствуют цвета, которые воспринимались бы обеими группами как одинаково приятные или неприятные. Поэтому создавать интерьеры современной библиотеки, исходя из компромисса, нельзя, возможно лишь выделять отдельные зоны.
Исследования показали, что женщинам нравятся больше теплые, яркие краски (именно в них и должны оформляться служебные помещения библиотек, где большинство работников — женщины). Мужчины же предпочитают холодные цвета (они могут быть использованы в решении, например, интерьера библиотеки военной части) и т. д. Различия в гендерных цветовых предпочтениях  носят не только психологический, но и физиологический аспект. В частности, установлено, что частота пульса у мужчин и женщин по-разному меняется под воздействием красного, синего и желтого цветов.
В современной российской библиотечной практике не принято выделять отдельные женские читальные залы, в то время как еще в дореволюционной России такое практиковалось, а сейчас практикуется в ряде мусульманских стран. В современной библиотеке тоже можно создать такие гендерные зоны, но не как резервации, а для создания наиболее оптимальных условий для работы женской и мужской аудитории. Выделив в читальном зале зоны, основанные, например, на теплых тонах, мы предоставляем читателю свободу самому выбрать место для работы.
Таким образом, можно сказать, что еще одним требованием к библиотечному дизайну является персональная забота о каждом читателе, уважение к нему. Психологи утверждают, что изменение интерьера, даже незначительное, в общественных учреждениях вос-принимается  посетителем, прежде всего, как забота о нем, поиск более удобных решений для него (этот постулат активно используется сегодня, например, в супермаркетах и банках). Соответственно, «застывшие» в 1980-х интерьеры библиотек могут расцениваться отдельными читателями как неуважение, отсутствие заботы. Уважение не ко всем, а к каждому взрослому и ребенку, представителю различных половых и национальных групп — вот основа успешного библиотечного дизайна.
Столы одинаковой высоты для людей большого и маленького роста в равной мере вызывают чувство дискомфорта: это и коленки, упирающиеся в столешницу, и ноги читателя, не достающие до пола. Другой пример: попробуйте снять в читальном зале выкройку из журнала моды на стандартном двухместном столе. Подобных дискомфортных ситуаций в современной библиотеке множество, важно их увидеть, для этого библиотекарям полезно посмотреть на нее с «читательского входа».

Национальность и цвет
Сегодня, в условиях воспитания толерантности, с одной стороны, и стремления к национальной и религиозной идентичности —
с другой, становится особенно актуальным уважение к представителям различных этнических групп, которое выражается в дизайне общественных учреждений в том числе.
Наиболее разработаны сегодня национальные цветовые предпочтения.  Это касается, прежде всего, символики цвета. Трактовка символики тесно связана с психологическим воздействием цвета. Подобных примеров можно привести множество. Игнорирование национальных цветовых предпочтений в библиотеке может привести к тому, что интерьер по своему колористическому характеру оттолкнет читателя, внушит ему недоверие, беспокойство и лишит равновесия, что в конечном счете скажется на его работоспособности и на отношении к библиотеке в целом.
Учет национальных цветовых предпочтений очень актуален для нашей страны. К примеру, на территории Урала в равной мере представлены народы нескольких групп: славянские, урало-алтайские и финно-угорские. К сожалению, большинство интерьеров современных библиотек Урала строятся на цветовых предпочтениях славянских (а, скорее, общеевропейских) народов, в то время как для значительной части читателей — представителей других культур — не создаются благоприятные условия. Исключением может служить лишь ряд библиотек, в частности, библиотека № 15 башкирской и татарской литературы им. Ш. Бабича (г. Челябинск). В ее интерьерах четко выражен национальный колорит, и читатели ощущают себя психологически комфортно, что с удовольствием отмечают в отзывах о работе библиотеки.
К настоящему времени наиболее изучены цветовые предпочтения народов, живущих более или менее компактно. Если говорить о цветовых предпочтения народов, населяющих нашу страну, то существуют данные о следующих народах.
Карелы, коми, ненцы, ханты и манси любят контрастную теплую гамму цветов; народы живущие еще севернее, в особых климатических условиях Крайнего Севера и не привыкшие к ярким краскам — чукчи, коряки и эскимосы — нюансную гамму светлых коричневых оттенков.
Цветовые предпочтения представителей урало-алтайских народов (татар, башкир, казахов и др.) во многом сформированы под влиянием мусульманской культуры. Это находит выражение в сочетания контрастных цветов. Наиболее распространенные цвета — красный, синий, желтый и золотой. Особое значение имеет священный зеленый цвет, который не используется для низменных бытовых предметов. Так же часто используются светло-фиолетовый, розовый, светлые пурпурные цвета. Колористическая система четко выделяет тот или иной цвет или отдельные цветовые зоны друг от друга четкими границами, полностью игнорируя цветовые переходы, например плавные от синего к фиолетовому.

Гордость и лицо местного сообщества
Кроме интересов различных групп важно учитывать интересы отдельного человека. Напряженный интеллектуальный труд требует особых условий, особой «приватной» зоны. Возможно ли это в общественном учреждении? Вполне. Если, например, использовать столы-коррели (столы, выгораживающие с помощью перегородок индивидуальное пространство) или индивидуальные читательские кабины.
Говоря о библиотечном дизайне, следует помнить, что комфорт и удобство важны не только для читателя, но и для самого библиотекаря, поэтому правильнее было бы начинать решать проблему дизайна библиотеки со служебных помещений, отчасти это поможет снять социальное напряжение в коллективе, повысит авторитет руководителя.
Не следует забывать, что библиотека — это еще и общественное учреждение, следовательно, дизайн, основанный на уважении к отдельным группам, это еще и дизайн, основанный на уважении ко всему местному сообществу. Традиционно за рубежом (и в дореволюционной России) библиотеки создаются более помпезными, чем это нужно самим библиотекам, так как выступают гордостью и лицом местного сообщества. В условиях муниципальной реформы особенно важно осознавать, что библиотека не только удовлетворет потребности местного сообщества, но и сама презентирует его.

Новый виток развития
Конечно же, сегодня в библиотечном дизайне проблем больше, чем готовых решений. Прежде всего, мало профессионалов и не развита инфраструктура дизайна. Практически отсутствуют дизайнерские фирмы, специализирующиеся именно на библиотечном (а не, например, книготорговом) дизайне и производстве библиотечного оборудования, которые в большом количестве существуют на Западе. Почему это так важно? Постоянно общаясь с библиотекарями, выслушивая их замечания и советы, в специализирующихся на библиотечном оборудовании фирмах идет ежедневное совершенствование образцов библиотечной мебели, но не приспособление неудобных образцов уже в библиотеке. Приведем пример из реальной библиотечной практики: «… Заказали в местной мебельной фирме оборудование для отдела обработки — шкаф с ячейками для первичной раскладки карточек по алфавиту. Получили шкаф — с тридцатью тремя ячейками. Аргумент мебельщиков — ведь в алфавите 33 буквы. Дальше будем работать только со специализированными фирмами». Отсутствуют консультанты из числа библиотекарей, имеющих соответствующий опыт, методические центры, не известна судьба бывших заводов библиотечного оборудования, все еще нет соответствующей секции в РБА и т. д.
Обнадеживает одно — проснулся интерес к самой проблеме библиотечного дизайна со стороны библиотек. Ведь, по мнению культурологов, появление дизайна характеризует новую стадию развития общества, а, следовательно, и библиотек.

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы