» Сотрудничество ОДКБ с Афганистаном: возможные направления и перспективы

Опубликовано: 15.03.2007 09:54 Печать

Автор: КАЗАНЦЕВ Андрей

Об авторе: кандидат политических наук, старший научный сотрудник МГИМО (У) МИД России.

В настоящее время Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Исламская республика Афганистан (ИРА) сделали целый ряд шагов навстречу друг другу. Однако, каковы могут быть возможные направления и перспективы их сотрудничества?

1. Почему Афганистан важен для ОДКБ?

Государства Центральной Азии, вошедшие в Договор о коллективной безопасности (ДКБ), с самого начала надеялись оградить себя, таким образом, от проникновения радикального ислама из Афганистана. Возможности Договора были задействованы осенью 1996 г. и летом 1998 г. в связи с опасным развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств-участников ДКБ. Баткентские события 1999 г. и прорыв боевиков Исламского движения Узбекистана (базировавшихся в Афганистане) с территории Узбекистана в Киргизию еще более усилили эти опасения. Для разгрома боевиков в Баткенской области также был задействован институт Договора.

Учитывая угрозы безопасности, возникающие в Центральной Азии и связанные, во многом, с нестабильной ситуацией в Афганистане, в мае 2001 года в рамках ДКБ было утверждено Положение о Коллективных силах быстрого развертывания (КСБР) Центральноазиатского региона коллективной безопасности (первоначально около 1500 человек, по 1 батальону от Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана). В 2004 году численность КСБР была увеличена до 11 батальонов. Открытая осенью 2004 года в городе Канте (Киргизия) российская военная база представляет авиационный компонент КСБР.

Другая важнейшая задача ОДКБ – создание антинаркотического «пояса безопасности» вокруг Афганистана. С 2003 г. ОДКБ ежегодно проводит международные антинаркотические операции «Канал» с целью пресечения контрабанды наркотиков с афганской территории.

Наконец, Афганистан может стать полигоном для налаживания партнерства государств ОДКБ со странами Запада. 18 июня 2004 г. на сессии Совета коллективной безопасности (СКБ – высший политический орган ОДКБ, включающий глав соответствующих государств) в Астане одобрены «Основные направления диалога и взаимоотношений с НАТО». Генеральный секретарь ОДКБ Н. Н. Бордюжа направил предложение Генеральному секретарю НАТО наладить контакты между двумя организациями для предметного взаимодействия по предотвращению наркоугрозы из Афганистана.

Наконец, Центральная Азия – основное поле деятельности ОДКБ в настоящее время. Узбекистан недавно вступил в ОДКБ. В то же время, он достаточно слабо пока участвует в работе организации, в частности, не дает денег и не предоставляет свои силы в КСБР. Поэтому взаимодействие с Афганистаном может оказаться для ОДКБ очень хорошим способом втянуть Узбекистан и другие центральноазиатские страны в более тесное сотрудничество. Наконец, при установлении тесных отношений с Афганистаном, ОДКБ может оказаться и более интересным партнером для Туркмении (единственной бывшей советской республики Центральной Азии, не ставшей членом ОДКБ).

2. Шаги ОДКБ в направлении Афганистана

На заседании Совета министров иностранных дел государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности (СМИД ОДКБ) в Бишкеке 19 ноября 2003 г. было одобрено «Заявление государств-членов ОДКБ по Афганистану». 23 июня 2005 г. Совет коллективной безопасности в Москве принял постановление «О реализации Плана мероприятий по координации деятельности государств-членов ОДКБ в вопросах постконфликтного обустройства Афганистана и мерах по совершенствованию этой работы». 30 ноября 2005 г. СМИД ОДКБ сформировал Рабочую группу по Афганистану. 18 января 2006 года она провела первое заседание. Основные направления деятельности Рабочей группы сконцентрировались на выработке рекомендаций относительно мероприятий по борьбе с наркоугрозой и по содействию становлению государственных институтов власти в Афганистане, а также в сфере экономического сотрудничества.

В начале 2006 года Министр иностранных дел России С.Лавров, как председатель Совета министров иностранных дел ОДКБ, обратился с письмом к главе внешнеполитического ведомства Афганистана с предложением начать сотрудничество между ИРА и ОДКБ в рамках деятельности Рабочей группы по Афганистану, созданной при СМИД ОДКБ. В ответной ноте министерства иностранных дел Афганистана сообщалось, что МИД ИРА наделил Временного Поверенного в делах Исламской Республики Афганистан в Российской Федерации г-на Гуляма Сахи Гайрата полномочиями выступать представителем правительства Афганистана в заседаниях и переговорах в рамках ОДКБ.

20 ноября 2006 года в Москве прошло второе заседание Рабочей группы. В работе заседания приняли участие, в том числе, национальные координаторы по Афганистану государств-членов ОДКБ и Временный Поверенный в делах Посольства Исламской Республики Афганистан в Российской Федерации Гулам Сахи Гайрат. Участники заседания высказались за налаживание взаимодействия Рабочей группы по Афганистану с соответствующими структурами ООН, ЕврАзЭС и ШОС, а также с НАТО. Борьба с наркоугрозой, содействие становлению государственных институтов власти в Афганистане, экономическое и военно-экономическое сотрудничество обсуждались и в ходе недавнего визита представителей ОДКБ в Афганистан.

Постепенно налаживается сотрудничество международных организаций вокруг Афганистана. 28 ноября 2006 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по ситуации в Афганистане была принята предложенная Германией резолюция «Ситуация в Афганистане», соавторами которой являются государства ОДКБ. Резолюция содержит положения, посвященные вопросам безопасности, экономического и социального развития, противодействия наркоугрозе. В выступлении Постоянного представителя Республики Беларусь при ООН Андрея Дапкюнаса от имени государств-членов ОДКБ на этом заседании ООН, в частности, говорилось: «Одним из ключевых факторов обеспечения долгосрочной стабилизации в Афганистане является создание устойчивой афганской государственности. Устойчивость государственности Афганистана выступает фундаментом для нормализации обстановки в области безопасности, является необходимым условием для проведения социально-экономических реформ и выполнения одобренной ООН международной программы по восстановлению Афганистана… В этой связи «афганское направление» остается одним из приоритетных в деятельности ОДКБ. ОДКБ готова к решению проблем безопасности, как путем минимизации последствий угроз, так и путем устранения причин их возникновения».

9 Февраля 2007 г. Министр иностранных дел России от имени ОДКБ вновь в интервью немецкому журналу «Шпигель» вновь предложил НАТО «создать кооперативную структуру по борьбе с афганской наркоугрозой, которая только растет и будет продолжать расти, если никакие меры мы не предпримем». К сотрудничеству в этом направлении также предлагалось привлечь Иран. В то же время пока на все эти предложения ОДКБ положительного ответа НАТО нет.

Сотрудничество в урегулировании ситуации с незаконным экспортом наркотиков из Афганистана начинает налаживаться между ОДКБ и ОБСЕ. В частности, обсуждается вопрос взаимодействия в укреплении таджикско-афганской границы с целью борьбы с наркотраффиком.

Фактически уже существует взаимодействие между ОДКБ и ШОС, касающееся и укрепления границ с Афганистаном. В частности, запланированы совместные учения ОДКБ и ШОС «Мирная миссия Рубеж-2007». ОДКБ не является экономической организацией. Поэтому любое широкомасштабное сотрудничество ее государств-членов с Афганистаном в экономической области потребует вовлечения ЕвразЭС как экономической структуры.

3. Чем сотрудничество с ОДКБ может быть интересно Афганистану?

Операция НАТО по стабилизации ситуации в Афганистане и его постконфликтному восстановлению является временной. Следовательно, в какой-то момент войска Североатлантического альянса могут покинуть Афганистан. В то же время, присутствие (в том числе, военное) ОДКБ в Центральной Азии является постоянным. Поэтому любому правительству Афганистана было бы полезно заручиться поддержкой этой силы, расположенной в соседних странах. Уже сейчас сотрудничество с ОДКБ может дать кабульскому руководству большую свободу маневра, так как оно будет существенно меньше зависеть от стран Запада, пока выступающих в роли его основных внешних партнеров. Афганистан также заинтересован в создании общей атмосферы международного сотрудничества, с участием всех заинтересованных сторон и направленного на помощь ему.

Афганские Вооруженные силы привыкли к российскому оружию. Тут есть и очень простые объективные основания. Российское оружие намного проще в применении и надежнее, чем западное (хотя, скажем, менее точное). Даже США, помогая Северному альянсу против талибов, вынуждены были способствовать поставкам российских вооружений. Поэтому Афганистан очень заинтересован в поставках оружия из России по льготным ценам и в кредит.

Наконец, афганское правительство когда-то вынуждено будет начать решать проблему наркоторговли. Здесь не обойтись без помощи ОДКБ. Ведь именно через территорию государств ОДКБ проходят основные каналы транспортировки афганских наркотиков в Европу. В то же время нужно четко сказать, на что Афганистан рассчитывать не может.

3.1. Правительство Карзая воспринимается как слишком «прозападное». В связи с этим Россия будет готова оказывать помощь Афганистану лишь в той степени, в какой Афганистан будет идти навстречу в вопросах координации борьбы с религиозным экстремизмом и наркоугрозой. Если такого сотрудничества не установится, то помощь останется чисто символической.

3.2. Из-за негативных воспоминаний, связанных с афганской войной, ОДКБ не решится вводить свои войска в Афганистан. Поэтому КСБР ОДКБ никогда не заменят войск НАТО на территории Афганистана.

3.3. Будет очень серьезная оппозиция продаже оружия Афганистану по слишком низким ценам (хотя, конечно, и скидки и кредит получить можно). Эта оппозиция связана с тем, что продажа оружия по себестоимости возможна только для членов ОДКБ. В то же время даже для государств СНГ-не членов ОДКБ такого послабления не делается. Более того, сейчас Россия огранивает субсидирование своих союзников. Например, существенно повышены цены на газ и нефть даже для Белоруссии и Армении. Россия также до сих пор опасается, что к власти в Афганистане придет крайне «недружественный режим» и тогда оружие, полученное от России, может повернуться против нее же. В частности, оно может попасть в руки религиозных экстремистов или северокавказских сепаратистов.

4. В чем возможно сотрудничество ОДКБ с Афганистаном?

С учетом всего вышесказанного мы бы выделили целый ряд направлений, на которых возможно сотрудничество двух сторон. При этом мы попытаемся разделить различные сроки этого сотрудничества, выделив то, что можно сделать в краткосрочной (1-3 года) и среднесрочно-долгосрочной перспективе (до 10 лет).

Краткосрочная перспектива:
4.1. Координация позиций правительства Афганистана и руководства ОДКБ по вопросам стабилизации ситуации в Афганистане и на сопредельных территориях.
4.2. Оказание Афганистану экономической помощи, включая гуманитарную и военно-техническую. Афганистан также может договориться об обучении своих офицеров на льготных условиях в России.
5. Обмен информацией и координация работы различных полицейских и специальных сил, направленная на борьбу с религиозным и политическим экстремизмом, наркоторговлей и организованной преступностью. Заключение соглашений об экстрадиции.
6. Содействие сторон созданию общей атмосферы международного сотрудничества в постконфликтном восстановлении Афганистана. Заключение соглашений между различными международными организациями, заинтересованными в оказании помощи Афганистану (ОДКБ, ШОС, ЕвразЭС, ОБСЕ, ООН, возможно также со временем, ЕС и НАТО).

Долгосрочная перспектива:
6.1. Создание эффективных региональных механизмов предотвращения региональных конфликтов и многостороннего сотрудничества в области борьбы с нетрадиционными вызовами и угрозами (особенно, с организованной преступностью, наркоторговлей, религиозным и политическим экстремизмом) с участием всех ведущих мировых и региональных держав (Россия, США, Китай, Индия, страны ЕС, Пакистан, Иран) и международных организаций (ОДКБ, ШОС, ЕвразЭС, ОБСЕ, ЭКО, ООН, ЕС и НАТО).

6.2. Активизация экономического сотрудничества и оказание государствами-членами ОДКБ (возможно, через ЕвразЭС, ШОС или двусторонние механизмы сотрудничества) массированной экономической и военно-технической помощи Афганистану.

В целом, перспективы для сотрудничества ОДКБ с Афганистаном есть. Тем не менее, многое в их реализации будет зависеть от трех факторов. Первое, насколько правительство Афганистана будет готово реально сотрудничать с ОДКБ в борьбе с наркоторговлей, политическим и религиозным экстремизмом. Второе, насколько удастся наладить сотрудничество по постконфликтному урегулированию в Афганистане между ОДКБ и НАТО, Россией и США. Третье, насколько государства ОДКБ (особенно, Россия) будут готовы оказывать реальную экономическую помощь Афганистану, сопоставимую с той помощью, что оказывают страны Запада.
Фото: naviny.by


Быстрая доставка материалов в Telegram

Россия

Другие материалы

Главные темы

Авторы

ИСКАНДАРОВ Косимшо
ОКИМБЕКОВ Убайд
ДУБНОВ Аркадий
КОНАРОВСКИЙ Михаил
КАМЕНЕВ Сергей
НЕКРАСОВ Вячеслав
Все авторы