О.А.Добрина, зав. кафедрой психологии, канд. соц. наук
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ЕГО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ Обоснование проблемы Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни. В этом контексте проблема готовности дошкольников к обучению в школе получает особое значение. Знание индивидуальных особенностей учащихся помогает учителю правильно реализовать принципы системы развивающего обучения: быстрый темп прохождения материала, высокий уровень трудности, ведущую роль теоретических знаний, развитие всех детей. Не зная ребенка, учитель не сможет определить тот подход, который обеспечит оптимальное развитие каждого ученика и формирование его знаний, умений и навыков. Кроме того, определение готовности ребенка к школе позволяет предупредить некоторые трудности в обучении, значительно сгладить процесс адаптации к школе. Опыт кафедры по обобщению работы психологических служб образовательных учреждений показал:
Анализ теории и практического изучения факторов, оказывающих большое влияние на успешность обучения в школе, позволяет выявить следующие компоненты психологической готовности к школе:
Другими словами, готовность к школе определяется соответствием уровня психического и физического развития биологическому возрасту. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ Личностная готовность:
Интеллектуальная готовность:
Социально-психологическая готовность:
Другие факторы:
Психическое развитие ребенка 6-7 лет. Психологическое обоснование концепции подготовки к школе Согласно исследованиям Д.Б.Эльконина и А.Л.Венгера, в качестве переходного между дошкольным и младшим школьным периодами следует рассматривать возраст от шести до семи лет. При этом несущественно, посещает ребенок школу или детский сад. При организации условий учебного процесса в обучении детей с шести до семи лет следует учитывать их возрастные особенности, разницу в отношении к учебной деятельности и к оценке ее результатов.
1. Принятие на себя роли школьника. Готовность ребенка к школе - один из сложных вопросов. Известно, как трудно научить ребенка чему-нибудь, если он сам того не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к ⌠серьезным■ занятиям и ⌠ответственным■ поручениям. Одним из достижений дошкольного возраста в развитии эмоциональной сферы является возникновение эмоционального предвосхищения (смещение эмоционального образа в структуре поведения ребенка). Взрослые могут помочь ребенку создать привлекательный эмоциональный образ, позитивную установку на школу и обучение. 2. Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, является соподчинение мотивов. В раннем возрасте все желания ребенка были сильны, каждое из них становилось мотивом, побуждающим и направляющим поведение. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, подавить свои непосредственные побуждения. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль ⌠ограничителя■. Для развития различных неигровых видов деятельности, значение которых возрастает на следующем этапе, особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. 3. Самооценка. Центральное новообразование дошкольного детства - самосознание. Оно формируется к концу дошкольного периода благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первичной эмоциональной оценки (⌠я хороший■) и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок оценивает сначала действия других, потом - собственные действия, моральные качества, умения. Самооценка дошкольников, как правило, высока, что помогает им осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха влючаться в занятия учебного типа. Адекватный ⌠Я-образ■ формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, полученных из собственного опыта, из общения со взрослыми и сверстниками. Если оценка взрослых не соответствует возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, то его представления о себе окажутся искаженными. В этом случае формируется завышенная или заниженная самооценка, которая препятствует продуктивной учебной деятельности и развитию личности в целом. 4. Эмоциональная готовность. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка и служит смысловой ориентировочной основой поступка. В дошкольном возрасте изменяется содержание аффектов, расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно на этом этапе появление таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание - без них невозможна совместная деятельность, сложная форма общения детей. 5. Социально-психологическая готовность. В школе ребенок оказывается вовлеченным в сложную сеть отношений со сверстниками, учителями, другими взрослыми. Он должен уметь строить равноправные отношения со сверстниками, уметь вступать в контакт, подчиняться нормам школьной жизни - без этого успешная адаптация к школьной реальности затруднена. Основной задачей психодиагностического исследования при приеме ребенка в школу является помощь ему в успешной адаптации к новым условиям жизнедеятельности. При формировании диагностического инструментария следует принимать во внимание отмеченные пять направлений личностной и социально-психологической готовности. Развитие способностей и навыков по этим направлениям также должно быть положено в основу концепции подготовки ребенка к школе. Психологическое сопровождение этого процесса должно строиться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка и создавать условия для его успешного развития и сохранения психического здоровья. |