Тема 9. Память, представления

мост


   Память
   Память — когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта.
   В наиболее простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов.
   Узнавание — опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.
   Выделяют:
   — индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета,
   — родовое узнавание предмета, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому–то классу предметов.
   В более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными.
   На основе этого факта строилась теория памяти А. Бергсона (1959–1941), французского философа–интуитивиста, который выделял два вида памяти: память–привычка, или память тела, основой которой служат физиологические мозговые процессы, и память–воспоминание, или память духа, не связанная с деятельностью мозга.
   Запоминание — мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет, прежде всего, за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется, прежде всего, непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.
   Воспроизведение — мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным.
   В качестве основных методов исследования воспроизведения используют метод заучивания (метод последовательных воспроизведенной), метод антиципации, метод сбережения, предложенные Г. Эббингаузом, свободное воспроизведение, упорядоченное, метод Броуна — Петерсона, когда сразу после запоминания дается интерферирующая задача.
   Виды воспроизведения:
   — непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи,
   — произвольное воспроизведение, обусловленное реализацией особой задачи.
   П.И. Зинченко (1903–1969), советский психолог, работавший в 1930–е гг. в Харьковской психологической школе, пришел к заключению, что непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Так, лучше запоминается то, что имеет отношение к цели деятельности, а не просто находящееся в поле зрения, но не включенное в деятельность.
   Непроизвольное запоминание — запоминание, которое происходит без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В силу того, что различные процессы памяти обслуживают актуально осуществляющуюся деятельность, полнота, точность и прочность непроизвольного запоминания зависят от ее целей и мотивов.
   Произвольное запоминание — запоминания, при котором для лучшего сохранения материала в памяти происходит намеренное использование специальных средств. В зависимости от мнемических целей и используемых мнемических приемов эффективность произвольного запоминания различна. При формулировке тех или иных мнемических задач, когда определяется, насколько полно, точно и надолго надо запомнить, происходит ориентировка на выделение различных признаков исходного материала и актуализируются определенные способы и стратегии запоминания. Как показывает практика достаточно эффективными являются следующие приемы: смысловая группировка и выделение ключевых элементов структуры запоминаемой информации; связывание нового материала с ранее усвоенным.
   Забывание — мнемический процесс, который заключается в потере возможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. В соответствии с теорией Б. Андервуда, забывание обусловлено стиранием следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. В рамках теории Р. Аткинсона, забывание определяется неадекватными стратегиями обращения к долговременной памяти, в которой информация может храниться неограниченно долго.
   В настоящее время память принято рассматривать в контексте других когнитивных процессов (Р. Аткинсон, А. Бэддели, П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт).
   Виды. Различаются, прежде всего, по временным показателям удержания в памяти и характеристикам материала.
   По характеру запоминаемого материала наиболее развитыми у человека являются зрительная, слуховая, осязательная память.
   По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную, где хранение осуществляется не более 1,5 с., кратковременную, с временем хранения не более 30 с. и долговременную память, позволяющую хранить материал постоянно.
   Трехкомпонентная модель памяти.
   Трехкомпонентная модель памяти разработана Р. Аткинсоном. Здесь структура памяти представлена тремя совместно работающими блоками:
   — блоком сенсорных регистров, где информация хранится не более 1 с. почти в полном объеме в форме модально закодированных физических признаков стимуляции;
   — блоком кратковременной памяти, где объем хранимой в вербально–акустическом коде информации небольшой, а длительность хранения (около 30 с) обусловлена проговариванием, перекодированием, выбором способа запоминания;
   — блоком долговременной памяти, объем и время хранения которого неограничены, а информация представлена в форме семантических кодов.
   Информация сначала попадает в сенсорные регистры, затем — при соответствии задаче сохранения — попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище.
   Сенсорный регистр (лат. sensus — чувство, ощущение и лат. registrum — список, книга для записей) — блок, в который с самого начала попадает воспринимаемая информация. В нем эта информация может храниться около трети секунды, практически в полном объеме. При этом она еще не подвергается упорядочиванию и перекодированию и имеет тот вид, в котором она существовала на уровне органов чувств.
   Кратковременная память характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из–за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. Индивид имеет непосредственный доступ к этой информации. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество ее элементов может быть увеличено. Хранение информации в ней осуществляется в модально–специфической форме.
   Долговременная память — блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. К этой памяти нет прямого доступа, поэтому индивид должен специально считывать требующуюся информацию. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения семантически закодированной информации, приводящего к установлению ассоциативных связей между элементами, по которым отдельная информация может быть восстановлена из всего информационного поля. Фактором, препятствующим воспроизведению из долговременной памяти, является интерференция.
   В дальнейшем данная теория была уточнена за счет введения дополнительных уровней.
   Сенсорная память (лат. sensus — чувство, ощущение) — форма кратковременной памяти, которая имеет большой объем хранящейся в ней информации. Время хранения — не более 2 с. Отображает физические характеристики стимулов. Имеет периферический и модальностно–специфический характер.
   Иконическая память (греч. eikon — изображение) — форма сенсорной памяти, в которой сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая имеет большую емкость. Содержание иконической памяти быстро угасает во времени (около 0,25 с.). Здесь происходит работа с сенсорным кодом. Этот процесс сознательно не контролируется; зависит от физических характеристик стимула. Обеспечивает перевод информации в кратковременную память.
   Эхоическая память (греч. echo – отражение звука) — блок когнитивной обработки информации, в котором сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю на слух на короткое время (около 1 с). Обеспечивает интеграцию в образ последовательно поступающей акустической информации. В силу эффекта модальности отличаемся от аналогичной ей иконической памяти большей длительностью хранения.
   Буферная память (англ. buff – смягчать толчки) — форма кратковременной памяти, в которой хранение информации обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации, сканирование).
   Классификация памяти Тульвинга.
   Э. Тульвинг разработал дифференцированную схему процессов долговременной памяти.
   К видам долговременной памяти им были отнесены:
   — процедурная память, в которой хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки);
   — семантическая память, в которой хранится систематизированное знание субъекта о символах, их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования этими символами;
   — эпизодическая память, в которой хранится информация о целостных событиях, всегда имеющих автобиографический характер, и о связях между ними.
   Предполагается, что знания в памяти организованы в форме скриптов. Скрипт (англ. script – сценарий) — схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов.
   Также им был описан принцип специфического кодирования, который заключается в том, что воспроизведение заученной информации облегается при ориентировке на тот признак, который использовался в качестве структурирующего при ее заучивании.
   Проспективная память.
   В качестве особого вида памяти была выделена проспективная память (лат. prospectus — вид, обзор). Это — память на намерения. Заключается в том, что кроме запоминания самой информации, требуется запомнить и время, когда она должны быть затребована, которая ззабыв само намерение вспомнить, индивид, тем не менее, может вспомнить эту информацию по требованию извне. Деятельность проспективной памяти обусловлена использованием тех или иных стратегий сканирования. Противопоставляется ретроспективной памяти, основанной на прошлом опыте (память на содержание).
   Ретроспекция (лат. retro – назад + specto – смотрю) — мнемический процесс, которая представляет собой мысленное выстраивание прошедших событий жизни в определенный временной ряд.
   Концептуально–пропозициональная гипотеза.
   Концептуально–пропозициональная гипотеза (лат. conceptus – понятие, propositio – предложение и греч. hypothesis – предположение), разработанная J. Anderson, G. Bower (1973 г.) описывает долговременную память человека. Предположение заключается в том, что в долговременной памяти хранятся не образные или речевые отображения ситуаций, а некие интерпретации событий, существующие в виде концептов и высказываний (пропозиций).
   Теория уровней обработки.
   Теория уровней обработки (F. Craik, R. Lockhart) — концепция памяти, разработанная в когнитивной психологии. В ней объем запоминания связывается с тем или иным уровнем обработки информации: чем глубже уровень обработки, тем дольше и лучше запоминание. На поверхностном уровне происходит сенсорный и подетальный анализ стимула, на следующем уровне он опознается, и определяется его значение; на еще более глубоком уровне стимул связывается с долговременными ассоциациями.
   Научение.
   Основы научного подхода к проблеме научения заложил Э.Л. Торндайк. Научение представляет собой широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций. Это — готовность к переносу индивидуального опыта из одних, уже бывших ситуаций в новые, за счет чего достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания.
   У животных научение осуществляется на основе врожденных инстинктов, структура которых может несколько перестраиваться в аспекте конкретных условий жизни. Одной из форм научения является формирование навыка, в котором исполнительные операции являются достаточно автоматизированным и лишенными излишних компонентов, их повторение и закрепление позволяет достичь значительно лучшего приспособления к окружающей среде. При существовании животных в видовых сообществах научение может происходить не только на основе генотипа или индивидуального опыта, но также и на основе подражания одних особей действиям других. Такая форма научения характерна, прежде всего, для молодых животных. В качестве особой формы научения выступает запечатление. При дрессировке человеком животного систематически подкрепляются, чаще всего пищей, все требующиеся компоненты действия.
   В последнее время получены данные, показывающие, что научение играет более существенную роль в поведении животных, чем считалось раньше. В частности, обнаружено, что пчелы, обладая очень примитивной нервной системой, способны ориентироваться на такие соотносительные признаки, как „одинаковый“ и „иной“. В экспериментах пчел заставляли пролетать сквозь трубу, на входе которой была размещена определенная метка (цветная карточка, горизонтальные и вертикальные штрихи) и которая затем раздваивалась, причем один из путей был помечен так же, как и метка на входе, и он вел к еде. Пчелы быстро научались находить правильный путь.
   Виды:
   — привыкание,
   — импринтинг,
   — запечатление,
   — образование рефлексов,
   — формирование сложных поведенческих реакций,
   — социальное научение и др.
   Импринтинг у животных.
   Импринтинг (англ. imprint – запечатлевать), исследованный К. Лоренцем, представляет собой форму раннего научения у животных, которая Сразу после рождения в первые часы и дни жизни, животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные, прежде всего с отношением к родителям.
   Запечатление у животных.
   Запечатление — форма раннего научения животных, которая характеризуется связыванием определенных врожденных поведенческих реакций (инстинктов) с отличительными признаками некоторых объектов, на которые они после этого переносятся, реализуясь как инстинктивное поведение. В естественных условиях в качестве подобных объектов выступают, прежде всего, такие, которые важны для биологического выживания особи: родители, детеныши одного помета, половые партнеры, пищевые объекты, биологические враги. При этом возможности для запечатления локализованы в достаточно ограниченный период времени, которой в силу этого получил название сенсибильного (или критического), а сам процесс совершается очень быстро, иногда для него достаточно единственной встречи с объектом запечатления, и происходит он без пищевого или иного подкрепления. Повторное связывание исходной инстинктивной реакции с другими ключевыми признаками, как правило, невозможно. Достаточно изучена такая форма запечатления, как „реакция следования“ птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом, биологический смысл которого заключается в обеспечении сплоченности семьи и видовых групп.
   Латентное обучение (лат. latens – скрытый) — форма обучения, которая Формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта — в результате его ориентировочно–исследовательской деятельности — образа целостной ситуации и своих действий в ней. Понятийное оформление понятия „латентного обучения“ сыграло ключевую роль в эволюции бихевиоризма, который опирался на теорию научения как связи стимула и реакции при наличии действия подкрепления, и возникновении необихевиоризма (Э. Толмен и др.), в котором научение трактуется как когнитивное действие. Роль латентного обучения в практической жизни особенно ярко проявляется в развитии речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого, и при решении человеком творческих задач, когда ориентировка на признаки, не составляющие цели решаемой субъектом задачи, проявляется в форме внезапных „озарений“.
   Оперантное обусловливание (инструментальное научение), исследованное Б.Ф. Скиннером, представляет собой форму научения, которая характеризуется тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным.
   Здесь подкрепляется действие, а не восприятие сигнала, как в классическом обусловливании, которое исследовал И.П. Павлов, когда вместе со стимулом, закономерно вызывающим определенную реакцию, подается нейтральный стимул, который в дальнейшем приобретает значение условного раздражителя, автоматически запускающего ту же реакцию.
   Э.Л. Торндайк сформулировал ряд законов научения: „закон упражнения“ (чем чаще повторяется связь между ситуацией и ответной реакцией, тем она прочнее), „закон эффекта“ (прочность связи возрастает, если процесс установления связи сопровождается состоянием удовлетворения), „закон готовности“ (скорость образования связи зависит от наличного состояния субъекта, прежде всего от особенностей или состояний нервной системы), но в его публикациях после 1930–го года „закон упражнения“ был практически отброшен. Разрабатывал проблему обучения детей, трактуя его как приспособление к среде, при котором упрочение реакции зависит от последующего удовлетворения или неудовлетворения („закон эффекта“).
   Обучаемость — способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности), которая Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование — на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, — метакогнитивных навыков. К ним относятся управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).
   Эффекты памяти.
   Образование ассоциаций (лат. associatio – соединение) — установление в результате опыта связи между двумя психическими элементами. При актуализации в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и другого. Аристотель считал, что основой ассоциации является установление сходства и различия между представлениями.
   Виды. Было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации:
   — по сходству (красное — пурпурное),
   — по контрасту (большое — маленькое),
   — по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит),
   — причинно–следственные (сильный ветер — озноб).
   Также было обнаружено, что сила ассоциативной связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).
   Реминисценция (лат. reminiscor – припоминаю), исследованный сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г. заключается в том, что воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников.
   Закон А. Йоста (1895 г.) — мнемическая эмпирическая закономерность, согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений.
   Данный процесс обусловлен переводом информации из кратковременной памяти в долговременную.
   Эффект Зейгарник открыт Б.В. Зейгарник (1900–1988), советским психологом и патопсихологом. Это феномен памяти, в соответствии с которым эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. Лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило, в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, не разряжается при незаконченном действии.
   Гало–эффект (англ. halo – ореол, сияние и лат. effectus – действие, результат) — влияние общего впечатления о человеке (или событии) на актуальное восприятие и/или воспроизведение из памяти его частных характеристик.
   Проактивное торможение (лат. pro – перед чем–то + activus – деятельный) — затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности. Это происходит тем более выражено, чем более схож новый материал с тем, который был уже заучен.
   Ретроактивное торможение (лат. retro – назад + actio – действие) — негативное влияние деятельности, которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации. Сила ретроактивного торможения увеличивается в зависимости от степени сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности (при значительной ее интересности, связью с эмоциями, или повышенных требованиях к энергозатратам). В качестве механизма ретроактивного торможения выступает запредельное торможение или отрицательная индукция нервных процессов.
   Запредельное торможение (охранительное торможение) — форма коркового торможения, которая представляет собой развитие процессов торможения деятельности нервных клеток головного мозга при достижении силы раздражения критической, биологически допустимой границы.
   Эффект, который получил название вспышек памяти, был открыт канадским нейрохирургом У. Пенфилдом (1891–1976). Это — внезапное и неконтролируемое воспроизведение в сознании ярких зрительных или слуховых образов, которые переживаются как образы воспоминаний, а не актуального восприятия. Возникают при раздражении электрическим током височной доли головного мозга.
   Интерференция (лат. inter – взаимно, между собой + ferio – ударяю, поражаю), исследованная Г.Э. Мюллером и А. Пильцекером (1900 г.), представляет собой взаимоподавление одновременно осуществляющихся психических процессов, прежде всего относящихся к познавательной сфере. Обусловлено ограниченным объемом распределяемого внимания. Наиболее часто проявляется при ухудшении запоминания новой информации, когда она взаимодействует с уже имеющейся, но логически с ней не связанной. Это объясняется тем, что вновь поступающий материал как бы накладывается на уже существующий, приводя к разрушению ассоциативных связей.
   Позиционная кривая — зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания. Имеет U–образную форму: в силу „эффекта первичности“ хорошо запоминаются первые элементы, а в силу „эффекта недавности“ хорошо запоминаются последние элементы.
   Мнемотехника.
   Мнемотехника (греч. mnemonikon – искусство запоминания + techne – искусство) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам, например, располагаться в строго определенных местах какого–либо помещения. В качестве мнемонических могут использоваться достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией, но наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей.
   В исследования А.Р. Лурия описан феномен Шеришевского. Это — случай феноменальной памяти, которая Шеришевский имел память, основанную на синестетическом восприятии — зрительные, слуховые, вкусовые и тактильные образы для него сливались в единый образ. В частности, все буквы и цифры автоматически окрашивались в его воображении в определенные цвета, имели запах и т.д. Он использовал и другие мнемотехнические приемы, например, при запоминании предметов мысленно располагал их на улице (чаще всего Тверской), а затем, прогуливаясь по ней в плане представлений, последовательно собирал эти предметы. Мог в точности повторить случайных 400 слов спустя 20 лет после того, как их запомнил. Из–за яркости чувственного компонента он имел проблемы со смысловым запоминанием, а также с чтением. Особых усилий ему стоило забывание ненужной информации, для чего служили специальные приемы.
   Структурирование (лат. structura – взаиморасположение) — прием мнемотехники, согласно которому элементы запоминаемой информации связываются по какому–то логическому основанию в целостные группы. Происходит объединение запоминаемых единиц информации в определенные комплексы (функциональные единицы памяти). При этом элементы запоминаемого ряда часто воспринимаются и воспроизводятся как части некого целого. Формирование функциональных единиц памяти обусловлено как особенностями запоминаемого материала, так и о индивидуальных стратегий заучивания.
   Укрупнение — прием мнемотехники, согласно которому происходит перевод — по определенным правилам — исходной информации к виду, где имеется меньшее количество элементов.
   
   Представления.
   Последовательный образ.
   Последовательный образ (послеобраз) — зрительные ощущения, которые остаются сразу после рассмотрения какого–либо объекта при строго фиксированном взгляде. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Обычно послеобразы не наблюдаются из–за их стирания саккадическими движениями глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т. п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки. После каждого скачка глаз он пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету объекта. Продолжительность действия может быть до десяти минут.
   Представления.
   Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие. По своим нейронным механизмам имеет много общего с образом восприятия, оба они должны последовательно сканироваться (считываться). Вместе с тем, образ воображения опирается и на особенные механизмы. Это, прежде всего — категоризация, которая служит целям хранения и целенаправленного воспроизведения того или иного образа воображения.
   Виды. Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные).
   Воображение.
   Воображение — когнитивный процесс, который основан на способности индивида к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Одним из механизмов творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения в него какого–либо свойства предмета из другой области.
   Генезис. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.
   Виды:
   — произвольное воображение проявляется при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач,
   — непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, в медитативных образах.
   Эйдетический образ.
   Эйдетический образ (греч. eidos – образ, внешний вид), впервые систематически исследованный сербским ученым В. Урбанчичем, является субъективной представленностью предметов (или композиций из них) в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия, имеющая отчетливость и деталировку. Эйдетические образы находятся на промежуточной ступени между чувственными восприятиями и представлениями. В отличие от послеобраза эйдетический образ независим от движений глаз и относительно стабилен во времени. В некоторых исследованиях утверждается, что среди 6–летних детей в той или иной степени эйдетиками являются 49%, в 10–летнем возрасте это значение достигает лишь 30%, затем резко уменьшается. По–видимому, эйдетиками были Моцарт, Бетховен, Левитан, Толстой.
   Особенно часто возникают оптические и акустические эйдетические образы.
   Идеомоторный акт.
   Идеомоторный акт (греч. idea – вид, образ + motor – приводящий в движение и лат. actus – действие, движение) — форма представлений, когда представление о выполнении действия ведет к изменению тонуса мышц, которые обычно участвуют в реальном совершении этого действия. В структуре этого представления имеются как перцептивные элементы — зрительные и мышечные образы, — так и эффекторные в виде очень слабой мышечной иннервации, которая соответствует данной двигательной задаче. Идеомоторный акт является основой идеомоторной тренировки, которая успешно применяется при отработке сложных навыков, например, в спорте. В этом случае сложное действие продумывается со всеми деталями в плане как можно более ярких образных представлений (прежде всего визуальных и кинестетических).
   Пространственные представления.
   Пространственные представления — форма представлений, в которых дано отражение пространственных отношений предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).
   Когнитивная карта (лат. cognitio – знание), первоначально исследованные Э. Толменом, — форма когнитивных образов, которые представляют собой субъективную картину, которая создается в результате активных действий в окружающей среде и имеющая, прежде всего пространственные координаты (верх–низ, право–лево, близко–далеко), в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Когнитивные карты относятся к наиболее ранним компонентам памяти, они создают контекст для формирования других предметных отражений. По мнению У. Найссера, они контролируют частные образы воображения. В сравнении с элементами реального пространства когнитивные карты имеют систематические искажения. В частности, пересечения путей воспринимается как более близкие к прямому углу, чем на самом деле, изогнутые — как более прямые, знакомые — как более длинные, незнакомые — как более короткие.
   Виды:
   — карта–путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту,
   — карта–обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов.
   
   Литература по разделу Память:
   Аткинсон Р.Ч. Человеческая память и процесс обучения. Пер. с англ., М., 1980;
   Бергсон А. Восприятие изменчивости, 1911;
   Бергсон А. Материя и память. — Собр. соч. в 4–х тт. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992;
   Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. — Собр. соч. в 4–х тт. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992;
   Бергсон А. Творческая эволюция. М.–СПб., 1914;
   Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. 1980;
   Дормашев Ю.Б., Романов В.Я., Скориков В.Б. Объективная идентификация функциональных единиц кратковременной памяти / Вестник Моск. ун–та. Сер. 14. Психология. 1985, N 2;
   Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961;
   Квавилашвили Л.Дж. Вспоминание намерения как особая форма памяти / Вопросы психологии. 1986, N 4, с. 142–147;
   Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. М.: Мир, 1978;
   Лезер Ф. Тренировка памяти. М.: Мир, 1979;
   Лезер Ф. Рациональное чтение. М.: Педагогика, 1980;
   Лингарт Й. Актуальные вопросы теории учения: психический процесс и психическое развитие / Вопросы психологии. 1984, N 5, с. 152–157;
   Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968;
   Пенфилд У., Джасперс Т. Эпилепсия и функциональная анатомия мозга. М., 1958;
   Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966;
   Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996;
   Торндайк Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1929;
   Торндайк Э.Л. Процесс учения у человека. М., 1935;
   Торндайк Э.Л. Психология арифметики. М.–Л., 1932;
   Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд–во МГУ, 1979;
   Чуприкова Н.И. (Ред.) Познавательная активность в системе процессов памяти. 1989.
   
   Литература по разделу Зрительные представления:
   Величковский Б.М., Блинникова И.В., Лапин Е.А. Представление реального и воображаемого пространства / Вопросы психологии. 1986, N 2, с. 103–112;
   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.–Л., 1930;
   Найссер У. Познание и реальность. М., 1981, 230 с..
   





 Rambler's Top100

[главная страница][краткое введение в психологию][тестирование знаний по психологии]

 

 

Рейтинг@Mail.ru