СКИФСКОЕ ИСКУССТВО-"ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ"

ручка меча-акинака

В предшествующих культурах юга СНГ нет ничего что можно было бы связать со скифо-сибирским "звериным стилем" . Однако общие элементы этого стиля, наблюдаемые по всей территории евразийских степей и прилегающей лесостепной полосе , его распространение , позволяют предположить источником стиля Ближний Восток ,в области северного Ирана . Существует , однако , и другая версия . Ведущая роль в формировании звериного стиля здесь отводится скифам Причерноморья и сакским племенам Средней Азии . В последнее время наибольшее признание получила версия об отсутствии единого источника происхождения описываемого стиля . Исследователи- скифологи одинаково выявляют связь скифо-сибирского стиля с культом доблести , исходя из того , что сюжеты и образы принадлежали аристократии , связанной с войной и магическими ритуалами . В " зверином стиле " украшали преимущественно оружие , конское снаряжение , а также ритуальную посуду и костюм . Искусство "звериного стиля", органически связанное с вещами определенного назначения , отличается приспособленностью изображения к формам этих вещей умением размещать фигуры в пространстве, сочетанием живого реализма со стилизацией образов . Собственно скифский стиль отличается от сибирского приемами стилизации , восходящими к технике резьбы по дереву и кости , а также некоторыми персонажами , свойственными только для скифского ( лось), или только для сибирского стиля ( медведь). В скифо-сакском искусстве просматриваются изменения в стилизации и зверей . Так , например, раннему искусству не свойственна " боязнь пустоты" , подчеркивание деталей и особенностей того или иного животного , для этого обычно использовались резко ограниченные плоскости и гораздо реже дополнительные детали . В более позднем скифо-сибирском стиле часто встречается украшение отдельных частей тела животного дополнительными звериными мотивами . Так , например, в бедро или плечо зверя вписываются изображения других животных , а хвосты и шеи украшаются звериными или птичьими головками . Наиболее яркими образцами искусства скифо-сакских племен известен Горный Алтай . И если европейские скифы , вошедшие в контакт со своими западными соседями , восприняли и переняли многое (в частности у греков ), то азиатские племена скифского времени , несмотря на множественные контакты со своими соседями , сохранили свою самобытность . Поэтому они и являются для нас наиболее интересными для изучения. Скифский стиль поражает нас беспредельным разнообразием мотивов и приемов стилизации и оформления . Изобразительное декоративное искусство скифов является ярким показателем своеобразной культуры народа , уровня его художественного восприятия и силы его творчества . В нем отражается характер скифских племен . Задачей этого искусства было украшение всевозможных утилитарных вещей , и нельзя назвать ни одной вещи , которую не стремились бы приукрасить . Несмотря на разнообразную технику , характерные особенности изобразительного искусства , его стиль оставался независимым от материала , и поэтому может быть рассмотрен по основным мотивам . Основными орнаментами в скифском искусстве можно считать образные " турьи рога ", спиралевидные (в деталях животных ) бегущие волны , а также орнаменты , наподобие георгиевских крестов , крестовидные фигуры из трезубцев или бутонов цветов , стилизованные свастики и ажурные кресты . Основным мотивом в растительном орнаменте фигурирует " запятая ", вписывающаяся в украшения из листьев , а основными деталями были розетки , пальметки , трех лепестковые и более сложные листья , бутоны , и цветки лотоса иногда вписываемые в геометрические фигуры . В животных орнаментах , исходя из общей тенденции заполнения орнаментом всей поверхности украшаемого предмета , можно говорить о двух основных приемах : геральдическом сопоставлении одних и тех же фигур , и усложненном мотиве дополнительного разветвлении одного и того же рисунка . В скифском изобразительном рисунке присутствуют орнаменты из деталей животных , например из клыков кабана , или когтей зверей и птиц . В изображениях животных преобладает изображение лося в сочетании с хищниками , и горного барана или архара , множество изображений орлов и грифонов . Встречаются изображения и водоплавающих птиц , в частности , гуся . Оленьих изображений не так много , как лосиных , но они также разнообразны . В скифском искусстве олень появляется рано , и притом в уже вполне устоявшемся стиле . Это лежащий олень с поджатыми ногами , вытянутой вперед головой , и рогами во всю длину тела , положенными на спину . Из хищных животных можно выделить изображения волков и диких кошек ; тигров , барсов , изредка встречающихся львов . Обычно эти хищники изображались оскаленными , с непропорционально большой головой , часто с вывернутой задней частью туловища . Изображений кабанов секачей только два , хотя в Причерноморье кабаний , а также заячий мотив получил большее распространение . Из домашних животных горноалтайцами изображались лошади в различных позах ; бредущие лежащие и геральдически сопоставленные , а также петухов , как переработку китайских фениксов (фын-хуань) . Изображения же рыб крайне схематичны : контурный абрис , распластанный плавник в профиль и боковые плавники по контуру .Хотя горно-алтайские художники хорошо знали орлов , но изображали они не их , а мифических ушастых грифов с гребнем и нередко с хохолком . Орлами по существу можно считать единичные находки с опущенными крыльями , сходными с причерноморскими. Голова грифа, как самостоятельный мотив или в сочетании с другими мотивами получила на Алтае настолько широкое распространение , что его можно встретить во всех крупных захоронениях . Ушастыми грифами не ограничивались и широко использовали мифических грифонов , рогатых львиных и орлиных , похожих на грифонов Средней Азии . Среди произведений горно-алтайцев много фантастических животных , сочетающих в себе признаки не только различных видов но и различных семейств . Например грифовые головы с оленьими рогами , или собачьи головы с кабаньими клыками , зубастая голова барана с хохолком и гребнем грифа и рогатые тигры .

украшение седельной луки

браслет в скифском стиле

голова грифа

 

аппликация на седле

колода-саркофаг

  • На странице использованны материалы из собрания Академии наук СССР и книг С.И.Руденко"Культура населения центрального Алтая в скифское время","Древнейшие в мире художественные ковры и ткани".
© Copyright by "Trueten"
Hosted by uCoz