Филиппова С.К.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
ДЕКАБРИСТОВ В СИБИРИ

       За 175 лет, прошедших со дня восстания первых русских революционеров-декабристов, вышли тысячи связанных с их жизнью и деятельностью публикаций. Современники дворянских бунтовщиков и их потомки по-разному оценивали как само восстание, так и периоды до него и после. Сегодня можно встретить и апологетику, и неприятие, и непонимание сути идей и практического наследия «сынов 1812 года», как их назвал М. Муравьев-Апостол. В то же время совершенно очевидны грандиозные результаты их практической работы в Восточной Сибири во время каторги и ссылки, явившееся воплощением в жизнь социально-культурных и просветительских идей, формировавшихся в тайных политических организациях времен царя Александра I.
        Исторические источники: воспоминания самих декабристов, их друзей и противников, богатая переписка, семейные хроники, программные документы «первенцев свободы», следственные дела декабристов, – свидетельствуют о серьезном, продуманном подходе большинства дворянских революционеров к реформированию крепостной России, будущему народа. Они верили в возможность перемен и были готовы бороться за них. Наиболее полно социально-культурные и просветительские идеи декабристов выражены в Уставе Союза благоденствия – «Зеленой книге». Умеренная часть Союза была намерена готовить общественное мнение к «безболезненной и мирной» революции постепенно (примерно 20 лет). Союз благоденствия действовал в рамках человеколюбия или благотворения, образования (путем, влияния на работу школ и воспитание молодежи). В круг своего воздействия будущие декабристы вовлекали женщин и юношество. Они предусматривали создание и развитие широкой сети легальных и нелегальных литературных, научных, педагогических, музыкальных и других общественных организаций, собирались издавать журнал «Россиянин XIX века». Идеи декабристов распространялись через литературно-театральное общество «Зеленая лампа», Вольное общество любителей российской словесности, Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения. 
        Еще до восстания многие из будущих «врагов» царизма пытались реализовать свои идеи: в 1821 г., например, по инициативе H.И. Тургенева начался сбор средств для голодающих Смоленской губернии; некоторые из землевладельцев пытались улучшить положение своих крепостных путем их освобождения, передачи им земельных угодий. Известен опыт обучения будущими декабристами своих крестьян, солдат и кантонистов грамоте и счету по ланкастерской системе. Предпринимались ими и акции экономического и хозяйственного характера для преобразования «несчастного деревенского бытия».
Но по-настоящему созидательный труд по воплощению в практику задуманного начался в местах ссылки декабристов. Блестящие офицеры, герои войны с Наполеоном, утонченные аристократы, богатые помещики и «среднедостаточные» чиновники, попав в экстремальные условия острогов и каторжных работ, устроили свою «академию», в которой учились друг у друга истории, иностранным языкам, философии, литературе, пытались продолжать научные занятия. Им помогали «секретные барыни», последовавшие в Сибирь за мужьями декабристки. Обитатели острогов и их жены стали первыми историками событий 14 декабря и последующей судьбы восставших, написав воспоминания, часть из которых уцелела.
        Прологом к практической работе на поселении стала сформированная в Петровском Заводе «Большая артель» – хозяйственный организм каторжников. Артельщики заботились о материальном благополучии узников и окружающего населения, У них действовали свои цирюльня и аптека, огород, они закупали и откармливали скот, шили и ремонтировали одежду и обувь. Ранее не знавшие физического труда ссыльные Бестужевы шили фуражки, А. Муравьев был токарем, Трубецкой штопал чулки, Оболенский кроил одежду, Раевский впервые в Прибайкалье выращивал арбузы. Полученный в «академии» и «артели» опыт большинство декабристов с успехом использовали и приумножили на поселении.
Небольшие колонии декабристов были разбросаны на огромной территории от Урала и Казахских степей до Байкала. Почти все без исключения поселенцы активно общались с местным населением, в их семьях воспитывались сироты и дети из самых бедных семей, они делились с коренным населением и другими ссыльными не только плодами своих трудов, но и, главным образом, знаниями, умениями, ценностями культуры.
        В.Ф. Раевский выразил идею всех своих товарищей: «Чтобы исправить, спасти народ, необходима обязательная повсеместная грамотность». Для просвещения сибиряков декабристы и их жены открывали библиотеки и музеи, общеобразовательные и музыкальные школы. Многие из учеников «первенцев свободы» поступили в университеты и институты, успешно продвигались на государственной службе. Декабристскую педагогику прославила школа в Ялуторовске, которую «затеял» И.Д. Якушкин (он же автор обучающих методик, учебных пособий). В школе удалось организовать обучение девочек.
Трудами декабристов «прирастала» к России Сибирь с ее необыкновенными богатствами: они изучали историю края, составили географические карты Восточной Сибири, описали ее водные артерии, разведывали полезные ископаемые. С их участием в суровом крае были районированы новые для Сибири плодовые деревья и кустарники, овощные и зерновые культуры, внедрялась передовая агрокультура. С именами И.И. Горбачевского и В.Ф. Раевского связано появление в Сибири первых потребительских кооперативов для бедных.
Но самым, пожалуй, важным результатом тридцатилетнего пребывания декабристов и членов их семей в Сибири стало их следование своему этическому принципу: «Призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». Дочь енисейского исправника М.Д. Францева, учившаяся у декабристов, писала: «Декабристы в тех местностях Сибири, где они жили, приобретали необыкновенную любовь народа. Они имели громадное влияние на сибиряков: их прямота, всегдашняя со всеми учтивость, простота в обращении и вместе с тем возвышенность чувств ставили их выше всех, а между тем они были доступны каждому». А Ю.М. Лотман с присущей ему тонкостью отмечает: «Декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, по своему поведению резко отличавшегося от того, что знала вся предшествовавшая русская история. В этом смысле они выступили как подлинные новаторы, и, быть может, именно эта сторона их деятельности оставила наиболее глубокий след в русской культуре».
        Эта «особость» декабристов, их нравственный подвиг обладали огромной притягательной силой. Их ученики, собственные дети (даже те, кто так и не увидел отца, умершего в ссылке), отдаленные потомки усматривали в первых русских революционерах и их служении народу пример для подражания, стремились не уронить чести «рыцарей свободы», быть достойными памяти «апостолов добра».
Hosted by uCoz