НОВОЕ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ


Abstract

METHODS FOR NATURAL-SCIENTIFIC BRANCH'S DISCIPLINES AT PHYSICAL CULTURE INSTITUTE

V.P. Rusinov, Ph.D., lecturer, Honorable coach of Russia

E.I. Mokrushina, director of biomechanic and sports metrology department,

S.J. Kozlova, senior teacher

Tchaikovsky state institute of physical culture, Tchaikovsky

Key words: natural-scientific branch of disciplines, humanitarian orientation, personality-orientyed approach.

The purpose of this study was to reveal the effectiveness of new approaches to the teaching of methods for natural-scientific branch's disciplines at physical culture institutes.

Two methodical approaches had been verifyed by the pedagogical experiment.

As a result of their data'analysis it had been concluded that in case of the correct choice of educational method the natural-scientific branch of disciplines becomes the most import component of specialists'on physical culture training, forming their world view and creating the prerequisits for the effective mastering such the disciplines as biomechanics, sports metrology, physiology, biochemistry and others.


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО БЛОКА В ИНСТИТУТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный тренер России В.П. Русинов;
Е.И. Мокрушина,
С.Ж. Козлова,

Чайковский государственный институт физической культуры

Ключевые слова:  естественнонаучный блок дисциплин, гуманитарное направление, личностно-ориентированный подход.

Объект исследования: подготовка специалистов в институте физической культуры (ИФК).

Предмет исследования:  методика преподавания блока естественнона учных дисциплин.

Постановка проблемы. Включение в Государственные образовательные стандарты (ГОС) блока естественнонаучных дисциплин для гуманитарного направления образования - жизненная потребность, что неоднократно обсуждалось в ряде публикаций [1, 3, 4-8]. Однако, обсуждая основные концепции естественнонаучного образования для гуманитариев, авторы признаются, что "... проблема, в конечном счете, заключается в нахождении эффективных подходов к преподаванию, лишенных эклектики и отвечающих потребностям общества". Сложность и в том, что начинать приходится почти на пустом месте и большинству вузов, видимо, "как бог на душу положит..." [1].

Анализ публикаций, посвященных преподаванию естественнонаучных дисциплин в ИФК [2,3], показывает, что авторы обходят стороной методические подходы к реализации предложенных концепций. Тем не менее практика свидетельствует, что роль методических подходов к преподаванию дисциплин имеет большое значение в формировании интереса, получении знаний и повышении успеваемости по данным дисциплинам.

Одновременно перед системой высшего профессионального образования поставлена задача подготовки специалистов нового типа мышления, способных использовать постоянно расширяющийся интеллектуальный и научный потенциал в условиях интенсивной информатизации общества. Особенно актуален этот вопрос в области физкультурного образования, открывая своим решением доступ к ведущим библиотекам и информационным центрам России и развитых стран мира, электронной почте, возможности дистанционного обучения. Вместе с тем информационные технологии обучения (ИТО) еще крайне редко применяются в подготовке специалистов в высших физкультурных учебных заведениях, хотя в качестве оргтехники широко используются компьютеры, применяются пакеты прикладных программ по математической статистике и программно-аппаратные комплексы для решения научно-исследовательских задач.

Пути решения проблемы .  Для решения поставленных вопросов на кафедре спортивной метрологии и биомеханики были проведены исследования по выявлению наиболее эффективных методик преподавания математики, физики и изучению эффективности информационной технологии обучения. 4

В студенческих группах экспериментально были апробированы два методических подхода к преподаванию математики и два по предмету "физика", рабочие программы которых составлены в полном соответствии с программными требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 521900 "Физическая культура".

Суть первой методики преподавания математики заключалась в следующем:

- в основу был положен традиционный метод преподавания;

- использовался набор домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ, при этом на практических занятиях студентам предоставля лась самостоятельность при разработке способов решения задач с последующим обсуждением рациональности предложенных способов;

- объем заданий формировался по скорости выполнения программного материала индивидуально для каждого студента;

- в наиболее сложных разделах проводился разбор преподавателем применения общих алгоритмов при решении частных задач;

- методика использовала задачи, развивающие и подтверждающие логическое мышление, фрагменты истории при изложении теоретических вопросов, иногда использовались задачи на спортивную тематику.

Отличительными положениями второй методики преподавания математики, базирующейся на личностно-ори ентированном подходе, являлись:

- использование индивидуальных психических особенностей студентов и уровня знаний по предмету, что выражалось в мотивации студентов к стремлению понять, образно представить и через понимание дать определение или решить частную задачу с нежестким использованием и варьированием изученных алгоритмов; в подборе и распределении задач по уровням сложности в зависимости от индивидуального уровня знаний так, чтобы студент чувствовал свой прогресс;

- поощрение нестандартных решений и попыток обоснования и объяснения своего решения;

- взаимосвязь изучаемых вопросов с гуманитарной логикой мышления, применение задач, развивающих логическое мышление, примеры возникновения и развития понятий;

- широкое использование примеров и задач из спорта и физической культуры.

В экспериментальном обосновании эффективности обучения физике нами были предложены две методики обучения.

Первая из них наряду с традиционной методикой обучения предполагала учитывать индивидуальные психические особенности студентов и уровень знаний по предмету, решение задач на спортивную тематику, изложение изучаемых вопросов в связи с применением знаний в будущей деятельности специалиста по физической культуре, объяснение явлений, происходящих в природе и обществе сегодня, с точки зрения современной физики, рассмотрение теоретических вопросов с естественнонаучной и гуманитарной точек зрения, решение задач, развивающих логическое мышление.

Вторая методика была построена с учетом концепции развития творческого подхода при изучении данного курса, а именно:

- в процессе проведения творческих семинаров по обсуждению изучаемых вопросов студентам предоставля лась самостоятельность в выборе способов ответа (исторические сценки, стихи, кроссворды, сказки, позволяющие лучше понять и усвоить изучаемый материал) в индивидуальном или групповом исполнении;

- самостоятельности при выборе темы реферата, оценивание которого осуществлялось путем индивидуально го собеседования либо выступления на групповой конференции;

- проведения практических занятий, направленных на обсуждение схем решения физических задач спортивной и неспортивной тематики с последующим творческим использованием разработанных схем;

- использовались подходы обсуждения теоретических вопросов с естественнонаучной и гуманитарной точек зрения, сочетания конкретного и абстрактного при изложении материала, объяснения явлений, происходящих в природе и обществе, с точки зрения ранее бытующих представлений и взглядов современной физики.

Во всех группах, участвующих в эксперименте, использовалась полная схема контроля: оперативный (в виде небольших самостоятельных работ (5-10 мин), текущий (в виде контрольных работ по отдельным темам или разделам с обязательным индивидуальным собеседованием), этапный (в виде экзамена по окончании изучения курса).

Сравнительный анализ мнения педагога и студентов о реализации дидактических принципов при различных методических подходах к преподаванию математики представлен на рис.1.

Рис.1 Мнение педагога и студентов относительно реализации дидактических принципов при преподавании математики: 1 - принцип всестороннего развития личности; 2 - принцип научности содержания и методов учебного процесса; 3 - принцип систематичности и последовательности преподавания; 4 - принцип сознательности , творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли преподавателя; 5 - принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода; 6 - принцип учета особенностей развития учащихся, возможностей усвоения ими материала; 7 - принцип прочности результатов обучения; 8 - принцип связи обучения с жизнью; 9 - принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов работы.

Он показывает, что в методике 1, основанной на академическом подходе к преподаванию, педагогу удалось реализовать (по мнению студентов) следующие принципы: научности содержания и методов учебного процесса; систематичности и последовательности преподавания; учета особенностей развития учащихся, возможностей усвоения ими материала. Построение методики лишь на этих принципах не позволило педагогу заинтересовать студентов. Так, если в школе, по мнению студентов, к математике позитивно относились 62,9% студентов (54,3% математика очень нравилась, 8,6% - нравилась), то в институте позитивное отношение выразили 60,6% (39,4% - очень нравилась, 21,2% - нравилась); 51,4% студентов не выразили желания расширить свои знания по математике. При этом удалось осуществить преподавание на достаточно высоком уровне и обеспечить высокое качество успеваемости : так, если средний школьный балл студентов составлял 3,6, то средняя институтская оценка равнялась 3,8. Положительным моментом следует считать признание 31,4% студентов, что наконец-то стали понимать математику.

В методике 2, предполагающей личностно-ориентиро ванный подход, наиболее полно были реализованы такие принципы: всестороннего развития личности; систематичности и последовательности преподавания; сознательности , творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли преподавателя; наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода; учета особенностей развития учащихся, возможностей усвоения ими материала; связи обучения с жизнью; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов работы. Иеыми словами, в методике 2 педагогу удалось реализовать практически все дидактические принципы (более слабо реализованы принцип научности содержания и методов учебного процесса и принцип прочности результатов). Данный подход позволил существенно повысить заинтересованность данным курсом и сформировать внутреннюю мотивацию к математическим наукам. Это подтверждается тем, что если в школе к математике позитивно относились 60,6% студентов (39,4% математика очень нравилась, 21,2% - нравилась), то в институте позитивное отношение выразили 72,7% (54,5% - очень нравилась, 18,2% - нравилась), и тем, что 66,7% студентов выразили желание расширить свои знания по математике в рамках курсов по выбору. Наибольший интерес студенты проявили к темам: "Математика и логическое мышление" (42,4%), "Математика в спорте и физической культуре" (30,3%), "Математика и принятие решений" (30,3%). Несмотря на недостаточность, по мнению студентов, реализации принципа прочности результатов обучения средняя итоговая оценка за экзамен по группе составила 3,8 балла.

Представляет интерес реализация дидактических принципов в ходе второго эксперимента, проведенного при преподавании физики (рис.2).

Рис.2 Мнение педагога и студентов относительно реализации дидактических принципов при преподавании физики (порядок принципов тот же, что и на рис.1)

В первой методике, в основу которой, как и во второй, по математике, был положен личностно ориентированный подход, включающий высокую степень академичности преподавания, педагогом наиболее полно были реализованы принципы: всестороннего развития личности; систематичности и последовательности преподавания; учета особенностей развития учащихся, возможностей усвоения ими материала; связи обучения с жизнью. Это позволило существенно повысить интерес студентов к курсу физики. Так, если в школе к физике позитивно относились 60,6% студентов, то в институте позитивное отношение выразили 65,8% (5,3% - очень нравилась, 60,5% - нравилась), негативное отношение к школьному курсу физики высказали 15,8% (13,2% физика не нравилась, 2,6% - очень не нравилась), а после окончания курса в институте ни один студент не выразил своего негативного отношения. Однако сравнение итоговых академических оценок по школьному курсу физики оказалось не в пользу вузовских (3,6 против 3,4 в среднем по группе).

Реализация личностно ориентированного подхода позволила в целом выполнить основные требования, предъявляемые к курсу физики ГОС, а именно - расширение мировоззрения и привнесение рациональных способов мышления в гуманитарное образование (71,1% отметили, что курс научил задумываться над явлениями природы; 55,3% студентов выразили мнение, что данный курс расширил их мировоззрение; 28,9% признались, что физика научила не спешить с выводами; 18,4% студентов благодаря курсу по-новому взглянули на мир и на Вселенную; 21,1% отметили, что курс научил не бояться нового). Важным положительным моментом следует считать то, что 15,8% студентов, по их словам, наконец-то стали понимать физику. Лишь 5,3% считают, что курс ничего им не дал.

Во второй методике, ориентированной на развитие творческих способностей через изучение явлений с физической точки зрения, наиболее полно оказались реализованы следующие принципы: научности содержания и методов учебного процесса; систематичности и последова тельности преподавания; сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли преподавателя; связи обучения с жизнью. Данный подход хотя и позволил сформировать внутреннюю мотивацию к изучению явлений с точки зрения физики, но положительной динамики средней оценки за экзамен по отношению к школьной оценке не дал (3,7 и 3,6 соответственно).

Относительно методики, основанной на концепции развития творческого подхода при изучении предмета, мнение студентов было таким же, как и относительно того, что нового дал курс физики. Отличительным моментом методики явилось то, что она сформировала достаточно глубокую мотивацию к изучению явлений с физической точки зрения. Так, 55,3% студентов выразили желание в дальнейшем расширить свои знания по физике в рамках курсов по выбору. Наибольший интерес студенты проявили к разделам: "Физика в спорте" (44,7%) и "Физические основы необычных явлений" (21,1%), в то время как предлагаемые темы: "Вопросы истории развития физики" и "Взаимосвязи физики с гуманитарными науками" - у студентов интереса не вызвали (7,9%).

Можно сделать заключение о том, что при правильном выборе методики преподавания естественнонаучный цикл дисциплин становится важнейшим формирующим мировоззрение компонентом подготовки специалистов по физической культуре и не вызывает трудностей у студентов, создавая предпосылки к успешному усвоению таких дисциплин направления, как "Биомеханика", "Спортивная метрология", "Физиология", "Биохимия" и др.

Литература

1. Буданов В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход. "Высшее образование в России", 1994, № 4, с. 16-21

2. Годик М.А. Спортивная метрология. Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1988. - 192 с.

3. Голубева О.Н. Концепция компьютерного обучения физике. "Высшее образование в России", 1994, № 3, с. 52-57.

4. Селиванова Т.Г. Высшая математика как самостоятельный предмет в Российской Государственной академии физической культуры. "Теория и практика физической культуры", 1995, № 12, с. 17-20

5. Степин В.С. Естественнонаучное образование в гуманитарных вузах. "Высшее образование в России", 1993, № 1, с. 55-62

6. Третьяков В.Е., Прокопьев В.П. Формирование естественнонаучного образования гуманитариев. "Высшее образование в России", 1994, № 4, с. 58-60.

7. Шикин Е.В. О концепции математики и информатики для гуманитариев. "Высшее образование в России", 1994, № 4, с. 69-72.

8. Яшкина Е.Н. Совершенствование процесса обучения предмету "Информатика" в институте физической культуры. "Теория и практика физической культуры", 1995, № 12, с. 7-8.

Поступила в редакцию 10.11.97


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: