"Все, что оставили нам наши  предки, должно органично войти  в нас, стать частью нас самих. Зная и понимая то, о чем думал наш пращур, как воспринимал смысл бытия, нам легче адаптироваться  в этом мире, ощущая за плечами многовековой опыт предыдущих поколений."

среда, 3 февраля 2010 г.

Статья о значении орнаментов

Эту статью мне прислала Бобрецова Людмила - живет она в Новодвинске, Архангельская область, занимается традиционным вязанием. К сожалению, автор в статье не указан - написано только, что это материал для ведения беседы в областной школе народных ремесел.
                     
 Тайны древнего орнамента.

Народное искусство в национальной культуре России занимает особое место. Сколько всего передали нам в наследство наши неистощимые на выдумку мудрые предки. Для народного искусства природа и окружающий мир всегда служили колыбелью. Оно явилось образным отражением самой действительности, частью огромного мира. Именно в нем с наибольшей силой выразились представления наших предков об устройстве мира и отношения к нему.

Народное декоративное искусство – это язык символических образов. И этот условный, образный язык был понятен каждому человеку, ибо это был своеобразный язык общения между людьми. Для нас на первый взгляд орнаментировка предметов утилитарно-бытового назначения древним мастером – прихотливое сказочное узорочье, рожденное стремлением к красоте, фантазией и руками человека. Однако, это далеко не досужий вымысел наших предков.

Орнамент – язык тысячелетий. Это слово произошло от латинского и в буквальном переводе означает «украшение, узор». Искусство орнамента формировалось в предметном мире, создаваемом человеческими руками и окружавшим человека уже на ранних стадиях его развития. Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории, культуры народа, особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и наличия природных материалов.

Весь круг образов, составляющих основу народного орнамента, складывался и отшлифовывался в ходе тысячелетних наблюдений за природой.

В символической форме образы орнамента передают пожелания счастья и благополучия, выражают почитание живительной силы природных стихий - огня и воды, воздуха и земли, и восхищение разнообразием жизни. Тайна таких узоров передавалась из поколения в поколение. Такими условными знаками человек выражал свои понятия о мире. Историческое развитие орнамента в народном творчестве привело к сложению различных видов – геометрического, растительного, зооморфного, сюжетно-изобразительного и др. В создании мотивов орнамента проявлялась способность народа подмечать наиболее существенные особенности изображаемого явления.

Поскольку речь у нас пойдет о древнейших и наиболее распространенных женских народных ремесел - ткачестве и вязании, остановимся именно на мотивах тканых орнаментов. А что касается вязания, то мастерицы говорят: «Нет ни одного тканого узора, который нельзя было бы вязать на спицах»

Техника тканых изделий определила устойчивый характер орнамента. Элементы чаще всего схематизированы и обобщены, что отвечает геометрическому характеру переплетений вертикальных и горизонтальных линий строения ткани. Основой тканного орнамента является орнамент геометрический, в котором преобладающими по своему значению являются мотивы с диагональным расположением узорообразующих линий и среди них различные варианты ромбов, косого креста, свастических знаков, связанных с комплексом жизненно важных идей. Это идеи плодородия, живительной силы солнечного света, огня, воды, круговорота событий в природе, гармонии и порядка, царящего в мире.

Любуясь сегодня тонкой проработкой тканого орнамента, мы и не подозреваем, какой глубокий символический смысл таил он в себе когда-то. Но если мы попробуем вспомнить хоть один орнамент из традиционного ткачества, у нас вряд ли что-нибудь получится.

Между тем любая орнаментная структура состоит из однородных, повторяющихся в сюжете, мотивов. Достаточно запомнить своеобразный код рисунка и «распутаете» любой узор. Один из таких «кодов» традиционного орнамента – обыкновенный треугольник. Как символ треугольник известен во многих культурах мира. У одних народов означает жилище, семейный очаг. У других – символизировал огонь, солнце. У третьих – активное (верхняя точка треугольника) и пассивное (две нижние точки). Активным началом, дарующим жизнь – Земля. Во всех случаях треугольник – это еще и символ вечности. Не случайно такова форма египетских пирамид и древних славянских курганов.

Треугольники, как и различные комбинации из них в виде всевозможных ромбов или многоугольников , набранных полосой в мелком и частом ритмах, непременно присутствуют в декоре домашнего ткачества. И орнамент этот тем выразительней, чем большей фантазией, выдумкой и сноровкой обладала мастерица, варьируя пропорциями и размерами единственного треугольника.

Браная техника тканья демонстрирует огромное многообразие вариантов и ромбического орнамента (фигура ромба – составное целое их двух треугольников). Происхождение и семантика ромбического были изучены одним из его крупнейших исследователей академиком Б.А.Рыбаковым. Им установлено, что ромбический орнамент зародился в глубокой древности, в недрах палеолита. В ранних земледельчатых культурах ромбическим узором – символом плодородия – покрывали глиняные фигуры женских божеств, сосуды – жертвенники. Простой ромб с точкой по середине выражал идеограмму засеянного поля; ромб с отростками или завитками на внешних углах был символом плодородия. Со временем этот рисунок перешел и в ткачество.

Учитывая технику тканья, ромбические фигуры в нем преобладали: простой ромб и ромб с продленными сторонами («городчатый»), ромб с крюками в многочисленных вариациях. Встречается также простой и «городчатый» квадрат, гребенчатые фигуры. Используются и половины названных элементов, а также мотивы прямых и косых крестов.

Законы геометрии преобразовали уже знакомые символы в строгие фигуры, изменив их порой до неузнаваемости. Так в тканых и вязаных узорах можно найти фигуру, прямоугольно загнутый крючок – стилизованного гуська. Ряды гуськов, следующих один за другим, образовывали другой орнамент – меандр, обозначающий воду, реку. Перекрестье таких гуськов образует один из древнейших символов – свастику – крест с загнутыми концами, который, как и простой крест, обозначает солнце, знак времени и вечного движения, знак огня и пожелания благодати, жизненного счастья. На Севере существовало два вида свастики: женская и мужская. Женская - против часовой стрелки, мужская по часовой стрелке. Соединенная вместе двуединая свастика представляла собой ромб с крючками на концах. В символике, как бы, объединялось настоящее с прошедшим. Спешащие по часовой стрелке гуськи обозначали время живых, идущие против – время мертвых. Соединенные в едином знаке они символизировали кровное родство потомков и предков.

Знак свастики в ткачестве и орнаментном северном вязании, как и в народном искусстве в целом, занимал особое место. Свастики покрывали коруны и кокошники русских женщин, оплечья и другие части рубах, передники, пояса. Их ткали и вышивали на свадебных ширинках и праздничных полотенцах, вязали на зимних чулках и варежках.

Хотя символика эта давно забыта, мы не должны забывать о прошлом. Все, что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих. Зная и понимая то, о чем думал наш пращур, как воспринимал смысл бытия, нам легче адаптироваться в этом мире, ощущая за плечами многовековой опыт предыдущих поколений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий