Чувство вины рождает чувство безответственности.
Деклан Доннелан

 
 


+ Обучение > Наши преподаватели  


:)    Братченко Сергей  

АВТОБИОГРАФИЯ

Родился я 8 июня 1956г. в Харькове в семье театральных художников, очень известных и уважаемых на Украине, и в детстве много времени провел в театре, на спектаклях и за кулисами. Однако сам, к сожалению, к искусству ни способностей, ни интереса не проявил.

Там же в Харькове окончил среднюю (как теперь понимаю - ну очень среднюю!) школу, а затем поступил в Университет, сначала на биологический, а затем на психологический факультет. Здесь мне повезло - среди моих учителей были Галина Викторовна и Владимир Владимирович РЕПКИНЫ, которым я искренне благодарен за профессиональную и житейскую науку. Кроме того на факультете и вокруг него сложилась блестящая компания молодых, талантливых ребят, общение с которыми было для меня и радостью, и учебой, и источником вдохновения ( запомнился, например, ряд увлекательных и бескомпромиссных публичных дискуссий по вопросам педагогической психологии с участием Сергея КУРГАНОВА и других ныне известных психологов и педагогов).

Затем была работа преподавателем психологии в авиационном институте и на различных курсах. Здесь я прошел первую и главную <педагогическую закалку> - уверен, если аудитория, к примеру, студентов-<мотористов> или мастеров и начальников цехов будет с интересом слушать лекции преподавателя по психологии и педагогике (и это в начале 80-х, когда и то и другое на производстве было в особом <почете>!!) в течение хотя бы нескольких дней, - такому преподавателю уже ничего не страшно:

Далее, в 1984-1987гг., было <золотое время> аспирантуры на факультете психологии Ленинградского Университета. Трудно сказать, что здесь оказалось более важным - учеба в одном из главных психологических центров страны, ежедневное общение с целым созвездием блистательных аспирантов-сокурсников или возможность творчества и свободного поиска на протяжении трех лет (последнее оказалось реальным благодаря мудрому руководству Валерия Александровича ЯКУНИНА, за что я ему очень признателен!! ).

Десять лет работы в педагогическом Университете им. Герцена - это прежде всего радость общения со студентами филологического факультета, эрудированными, увлеченными, ищущими, остроумными, чувствующие гуманитарные проблематику часто даже точнее студентов-психологов.

Впервые познакомившись с работами БАХТИНА в 1976 году, я был потрясен ясностью мысли, красотой языка, глубиной проникновения в <тайны личности>, проникся пафосом гуманитарного взгляда на <мир человеческого>, а не позитивистского, технократического, манипулятивного (именно благодаря цитированию Бахтина и его комментариям я на всю жизнь запомнил безжалостный <приговор> Достоевского <Не люблю шпионов и психологов:>), очарован его знаменитой концепцией диалога и многим, многим другим: С тех пор Бахтин для меня - один из величайших мыслителей и гуманистов России.

После Бахтина психология в моих глазах сильно упала, мне показалось, что она примитивна и <мелко плавает>: Разочарование было очень сильным - пока я не открыл для себя гуманистический подход и прежде всего РОДЖЕРСА. Оказалось, что и психология может видеть в человеке не набор функций, не объект <научного анализа>, а Человека, проявлять к нему подлинное уважение, тонкое понимание и при этом оказывать эффективную помощь в решении ключевых жизненных проблем. Роджерс покорил меня своей мудростью, деликатностью, безграничной верой в добрую, конструктивную природу человека, а главное - показал реальный путь становления <человеческого в человеке> и конкретные условия поддержки сложнейшего процесса личностного роста. Именно Роджерс, на мой взгляд, как никто из психологов, видел в Ребенке не <недоделанного взрослого>, а живой росток жизни, которому в первую очередь нужны поддержка и сочувствие, а не формирование и коррекция: А еще Роджерс убедил меня, что существенное значение для развития Ребенка имеет только личностная зрелость Взрослого и качество их взаимоотношений, а любые технологии как таковые - вторичны и мало что решают.

Углубление в гуманистическую психологию привело меня к экзистенциальном взглядам (которые на уровне философии были близки мне всегда). И здесь мне сопутствовала удача, т.к. посчастливилось не только в течение ряда лет изучать экзистенциально-гуманистический подход, но и лично познакомиться и даже немного поучиться у его создателя, Джеймса Бюджентала. Наконец-то я нашел в мире психологии действительно <моё> и даже решился написать об этом направлении подходе целую книгу. Мне в подходе Дж. Бюджентала близко очень многое, почти всё: Но, возможно, самым ценным для меня является подлинное уважение к природе человеческой, осознание бесконечности и принципиальной неисчерпаемости глубин его души и, соответственно, - готовность к деликатности и осторожности, когда дело доходит до влияния на человека, вмешательства в его жизнь: Это очень честная и ответственная позиция. Сегодня Бюджентал - самый близкий мне по духу (да и по <букве>) психолог, профессионал и человек.

Лет шесть-семь назад попытки совместить мои психологические и педагогические интересы экзистенциально-гуманистической ориентации привели к рождению идеи ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАНИЯ, которой я усиленно занимаюсь последнее время. Сейчас я тружусь в С.-Петербургском университете педагогического мастерства на кафедре педагогики и андрагогики. Основные направления работы - во-первых, гуманитарная экспертиза образования, во-вторых, гуманизация образования и ее психолого-педагогические условия, в-третьих, подготовка практических психологов. 

Кандидат психологических наук (с 1987г.), доцент (с 1989г.), имею более шестидесяти публикаций, в том числе - четыре книжки: <Диагностика личностно-развивающего потенциала> (Псков, 1997), <Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие> (С.-Пб., 1999), <Введение в гуманитарную экспертизу образования> (М., 1999), <Экзистенциальная психология глубинного общения> (М., 2001).

Вот уже почти двадцать лет в центре моего внимания - РЕБЕНОК, ребенок как личность, как растущий человек, а также люди, которые помогают ему расти. Искреннее, но довольно поверхностное массовое увлечение гуманизмом (личностно-ориентированным подходом и т.п.), с одной стороны, и конъюнктурное его <насаждение>, с другой стороны, привело к такому же массовому и конъюнктурному отходу от него, разочарованию и даже обвинениям во всех грехах. Хочется надеяться, что несмотря ни на что, человеческое отношение к человеку (особенно - к Ребенку!) постепенно станет высшей ценностью. Распространение, объяснение, отстаивание гуманистических, экзистенциальных и других человекообразных идей считаю своим долгом и занимаюсь этим постоянно в С.-Петербурге, Москве и других городах России и СНГ. Кроме того, уже более десяти лет веду в разных городах семинары-тренинги по общению для психологов и педагогов. Приятно получить, например, такие отзывы о моей работе:

  <Считаю, что Ваши занятия просто необходимы. Они дают возможность многое переосмыслить, помогают вовремя остановиться, посмотреть на себя со стороны, дают надежду в то, что еще не все потеряно, дают смелость, уверенность и надежду. С Вами хочется общаться, т.к. стиль общения Ваш подкупает искренностью, не утомляет, а завораживает, не поучает, а помогает понять и во многом разобраться - умно, изящно, остроумно>.

<Встреча с С. Братченко - это встреча с чудом. Это находка, о которой подспудно мечтал. То, что где-то внутри моего Я бродило неосознанно, вдруг начинает проявляться, как снимок на фотобумаге. Четкость позиции, ясность мысли, искрометный юмор, превосходное видение и чувствование аудитории, уверенность и ненавязчивость - это только маленькая частичка С. Братченко. Огромное спасибо.>

ПУБЛИКАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ В ГУМАНИТАРНУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ОБРАЗОВАНИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) Братченко С.Л., Первое издание 1999, 137 с.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ: уроки Джеймса Бюджентала, Братченко С.П., Первое издание 2001, 197 c.

МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ

+  Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии
Дата публикации
: 2003-05-05 00:00:00
+  Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя
Дата публикации
: 2003-05-05 00:00:00
+  Улыбка Бюджентала, или - субъективные заметки о встрече с экзистенциально-гуманистическим подходом.
Дата публикации
: 2003-05-05 00:00:00
+  Предисловие к переводу книги Дж.Бюджентала "Искусство психотерапевта" С.-Пб., "Питер", 2001.
Дата публикации
: 2003-05-05 00:00:00
+  Как это начиналось: Из Книги Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001. С.6-13
Дата публикации
: 2003-05-05 00:00:00
+  ДИАЛОГ
Дата публикации
: 2008-01-04 14:49:33

ВЕДУЩИЙ АВТОРСКИХ МАСТЕРСКИХ:

+ Психология глубинного общения

 
liveinternet.ru