ЗВО - 04'1995

ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ И НАТО

Полковник Ю.КОСТИН, капитан Д.ШЕПЕЛЕВ

Окончание "холодной войны'" положило начало формированию новых моделей межгосударственных отношении. Для них характерно прекращение противоборства между двумя общественно-политическими системами, отказ от деления государств на капиталистические, социалистические и "третьего мира", стирание граней между ними.
В данной статье в качестве восточноевропейских стран рассматриваются, как принято в зарубежной политологии. Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Румыния и Болгария. По утверждению официальных представителей этих стран, новые отношения между Востоком и Западом характеризуются не разделом Европы, а образованием в ее центре "вакуума или зоны ограниченной безопасности". Такое положение теоретически могли бы быть компенсировано деятельностью ОБСЕ, но растущее число ее участников, принцип консенсуса ограничивают возможности по предотвращению или урегулированию конфликтов не только между странами-участницами, но даже в пределах их границ. Ни одна восточноевропейская страна не в состоянии обеспечить свою безопасность собственными силами, испытывая уязвимость от внешних и внутренних угроз. Главную угрозу стабильности своих границ руководства стран Восточной Европы усматривают в пробуждении национализма. Это опасение появилось после объединения Германии и усилилось с распадом СССР. К. тому же югославский конфликт демонстрирует возможность эффективного применения противоборствующими сторонами силы для расширения собственной территории.
По мнению ряда политологов восточноевропейских стран, вторым важным источником беспокойства является Россия, социально-политическая напряженность в которой способна обостриться и привести к нежелательной миграции населения, а также возрождению на волне национал-патриотизма российского "империализма" со всеми вытекающими отсюда последствиями для окружающих государств. Руководствуясь логикой, согласно которой только принадлежность к мощному оборонительному союзу может обеспечить безопасность, восточноевропейские страны стремятся получить соответствующие заверения от Запада, Рассматривая НАТО в качестве гаранта безопасности и стабильности в Европе, они провозгласили официальный куре на интеграцию в него. Распад ОВД и СЭВ способствовал переориентации государств Восточной Европы на сотрудничество с политическими, экономическими и военными структурами Запада. Содержание и направленность военно-политических отношений Восточной Европы с СШA и НАТО целесообразно характеризовать по каждой из стран региона.
Чехия. Чешско-американское военное сотрудничество развивается на принципиально новой основе. В Праге работ лет постоянная группа связи министерства оборины США. в задачу которой входит изучение состояния вооруженных сил страны, выработка рекомендаций по их реорганизации, оказание методической помощи в боевой подготовке. В соответствуй) с планом двустороннего сотрудничества организовано взаимодействие ко всех сферах жизнедеятельности вооруженных сил - от вопросов оперативного планирования, мобилизационного развертывание и боевого применения, до подготовки военных священников. Имеется аналогичный план сотрудничества Чехии с соседней ФРГ. Кроме того, тесные военные контакты, преимущественно в военно-технической области и подготовке кадров, связывают ее с Францией. Широкую практику получил обмен военными делегациями. За последние два года Чехию посетили верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе, председатель военного комитета НАТО, министры обороны ФРГ, США, Великобритании. В свою очередь, руководители чешского военного ведомства неоднократно наносили визиты в штаб-квартиру блока, встречались со своими коллегами из ведущих стран Запада по их приглашению.
Венгрия уделяет большое внимание налаживанию военных контактов с Западом, в первую очередь с ФРГ и США. Так, Бонн поставляет ей военное оборудование и технику из запасов бывшей ННА ГДР. Летчики ВВС Венгрии проходят подготовку в Германии, Италии, США, Франции. Заметно активизировался обмен военными делегациями различного уровня. Показательно, что в июне 1993 года в Будапеште состоялась 10-я рабочая встреча представителей НАТО (впервые на территории государства, не входящего в него).
В соответствии с "Принципами польской политики безопасности" интеграция в ЕС, упрочение сотрудничества с НАТО, а затем вступление в альянс являются стратегическими целями Польши. Германия и Франция, в частности, видят в Польше "главного партнера в их политике в этой части Европы", о чем было официально заявлено в ходе встреч в рамках так называемого "Веймарского треугольника" (Германия, Польша, Франция). Став в 1994 году ассоциированным членом ЕС и ассоциированным партнером ЗЕС, Польша в числе первых присоединилась к программе "Партнерство ради мира". В 1994 году на ее территории проведены первые совместные с ОВС НАТО военные маневры.
Словакия избрала путь интеграции во все европейские структуры, а также в НАТО. Концепция перестройки ее армии отвечает требованиям, предъявляемым к вооруженным силам "демократических государств". В интересах совместного со странами блока участия в миротворческих операциях создается бригада "сил быстрого развертывания" при оказании необходимой консультативной помощи американскими специалистами. Позицию Словакии отличает реалистичный подход к срокам возможного вступления в НАТО, стремление параллельно укрепить партнерские отношения со странами СНГ, а также отстаивание национальной прерогативы в определении направлений строительства своих вооруженных сил.
С начала 90-х годов Румыния заметно активизировала двусторонние связи с США и ведущими западноевропейскими государствами в военной области и старается неукоснительно выполнять рекомендации их специалистов по реорганизации вооруженных сил и приведению их в соответствие со стандартами, принятыми в НАТО. Представители военно-политического руководства страны неоднократно заявляли о приоритете сотрудничества с Западом во внешней политике государства. Они высказываются о готовности к переоснащению румынской армии оружием и военной техникой западного производства. Проводимая в настоящее время реорганизация высших органов управления вооруженными силами и структуры сухопутных войск также направлена на скорейшую интеграцию в альянс.
Военно-политическое руководство Болгарии стремится к расширению сотрудничества с НАТО. Об этом свидетельствуют, в частности, участие ее ВМС в учениях, проводимых по планам НАТО, предложения болгарской стороны о предоставлении своих военно-морских баз для захода боевых кораблей ВМС стран-участниц, организации их дозаправки, пополнения запасов продовольствия, а также для отдыха членов экипажей, что способствует активизации действий ВМС блока в Черном море.
Углублению военных связей способствует созданная при министерстве обороны Болгарии координационная группа по информационному и экспертному обеспечению болгаро-американского военного сотрудничества с широкими функциями и полномочиями. Особое место в болгарской внешней политике отводится развитию отношений с соседними странами, прежде всего с Турцией и Грецией. Основными целями региональной политики болгарского руководства являются укрепление мер доверия и снижение уровня военного противостояния з приграничных районах.
В свою очередь, восточное направление в деятельности НАТО является приоритетным, поскольку блок создавался как инструмент военной политики Запада по отношению к СССР и его союзникам. Сущность коалиционной стратегии альянса, название которой периодически изменялось ("массированное возмездие", "гибкое реагирование"), оставалась неизменной в том, что в качестве главного вероятного противника рассматривались только государства ОВД.
В течение 40 лет Североатлантический союз создавал и укреплял "оборонительный щит" в ожидании агрессии с Востока. Для периода "холодной войны" было характерно отсутствие политических и тем более военных контактов между НАТО и Организацией Варшавского Договора (если они и имели место, то устанавливались между странами-участницами исключительно на двусторонней основе). Следовательно, до недавнего времени восточная политика НАТО не отличалась разнообразием и многоплановостью.
В постконфронтационный период руководство блока было поставлено перед необходимостью пересмотра его целей и задач, адаптации военно-политического курса к новым условиям. После детального анализа сложившейся на континенте ситуации была провозглашена установка на переход от конфронтации к диалогу и партнерству, которая официально закреплена в "новой стратегической концепции НАТО" (ноябрь 1991 года)". К тому же времени относится инициатива создания специального органа для проведения регулярных консультаций с восточноевропейскими государствами по вопросам стабильности и безопасности в Европе - Совета североатлантического сотрудничества (ССАС). По расчетам западных экспертов, этот орган должен был не только обеспечить привязку бывших противников к блоковым структурам и установление контроля за развитием обстановки в регионе, но и стать ответом на просьбы стран Восточной Европы о принятии их в НАТО.
Следует отметить, что на определенном этапе становления отношений между Востоком и Западом ССАС достаточно успешно выполнял возложенные на него функции но, будучи в большей степени консультативным органом, он не мог решить главную задачу - предоставление гарантий безопасности.
Такое положение не устраивает бывшие страны ОВД, которые видят конечную цель своих политических устремлений во вступлении в НАТО. В последнее время просьбы о скорейшей интеграции стали носить более настойчивый характер.
При несовпадении точек зрения относительно расширения состава блока обе стороны едины н одном - необходимости разработать критерии членства и четкие требования к потенциальным кандидатам на вступление. Эта работа ведется не только в структурах Североатлантического альянса. В частности, такая попытка была предпринята на форуме "Архитектура европейской безопасности" (София, ноябрь 1993 года), созванном по инициативе нью-йоркского исследовательского института "Восток - Запад" и Центра идеологических исследований при софийском университете. На нем были выработаны в качестве рекомендаций следующие критерии для вступления в НАТО:
- степень демократизации стран-претендентов, закрепление на конституционной основе демократической практики и ценностей, включая защиту нацменшинств и признание существующих границ;
- готовность стран-претендентов взять на себя соответствующие обязательства как в области коллективной обороны, так и в сфере политики нераспространения оружич (особенно массового поражения) и технологий двойного назначения:
- геостратегическое положение;
- уровень сотрудничества с НАТО, ЕС и ЗЕС.
Очевидно, что это лишь предложения, и только официальные документы блока мог\т конкретизировать их до уровня, в полной мере отвечающего интересам альянса.
Усилия восточноевропейских государств по интеграции в НАТО получают активную поддержку со стороны ФРГ, Бельгии и Нидерландов. Стремясь отодвинуть "рубеж нестабильности" от своих границ на восток и распространить влияние на новых членов, ФРГ призывает принять в состав блока в первую очередь страны "Вишеградской группы" (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия).
Однако с таким предложением категорически не согласна Румыния, которая настаивает на том, чтобы все восточноевропейские страны были приняты в Североатлантический союз одновременно, и считает, что "дискриминация" отдельных стран под предлогом разной степени их готовности неминуемо приведет к новому разделу Европы на сферы влияния. По мнению государственного секретаря министерства национальной обороны Румынии, принятие новых членов в два этапа противоречило бы принципу "неделимости безопасности", которого придерживаются в НАТО. Он считает, что страны "Вишеградской группы" объединились именно для того, чтобы интегрироваться в западные военно-политические структуры раньше своих бывших партнеров по ОВД и СЭВ, а инициатором такого "состязательного подхода" является Венгрия -традиционный соперник Румынии в "трансильванском вопросе".
Против форсированного приема новых членов выступают Великобритания и Франция, аргументируя это несвоевременностью расширения альянса, поскольку такой шаг не только не ведет к разрешению имеющихся проблем, но и порождает новые. По их мнению, Североатлантический союз пока не готов взять на себя ответственность за обеспечение безопасности новых членов и бремя расходов на приведение их вооруженных сил в соответствие с натовскими стандартами. Кроме того, обращается внимание на опасность вовлечения НАТО в межнациональные противоречия, а также на реальную возможность нарушения функционирования сложившихся в блоке механизмов выработки и реализации согласованных решений. Позиция Франции и Великобритании близка руководству государств южного фланга (Турции, Греции, Испании и Португалии) , опасающихся прежде всего сокращения объема получаемой ими помощи из общеблокового бюджета.
В таких условиях предложенная Соединенными Штатами программа "Партнерство ради мира", носящая компромиссный характер, позволила им не только захватить политическую инициативу, но и закрепить роль неизменного лидера НАТО. Этот компромисс был необходим, учитывая жесткую позицию России по вопросу расширения блока. Новая формула отношений между Западом и Востоком предусматривает в первую очередь контроль над стремлением стран Восточной Европы как можно скорее вступить в альянс. Кроме того, "партнерство" принципиально отличается от связей в рамках ССАС, которые строятся в комплексе и на основе общих решений.
С точки зрения руководства Североатлантического союза, новая программа открывает перед странами-участницами ясные перспективы сотрудничества, хотя и не является "пропуском в НАТО". По своему замыслу и содержанию она представляет собой переходный этап на пути сближения альянса с государствами, находящимися к востоку от зоны его ответственности. Отмечается, что ни одно из европейских государств - участников программы не будет чувствовать себя в изоляции, это позволит избежать конкуренции и конфронтации, а в конечном счете приведет к большей стабильности на Европейском континенте.
В начале февраля 1995 года министр обороны США Перри, выступая в конгрессе, заявил, что некоторые государства, хотя и стали участниками программы, но никогда не будут отвечать требованиям, необходимым для членства в НАТО. Если ранее государственный департамент и Пентагон всячески старались не создавать у стран, стремящихся вступить в Североатлантический альянс, впечатление, что только некоторые из них получат такое право, это заявление главы военного ведомства США впервые выразило четкую и однозначную позицию военно-политического руководства Соединенных Штатов. Он отметил, что только для тех стран, которые будут отвечать требованиям, необходимым для вступления в НАТО, программа "Партнерство ради мира" -это путь к членству в альянсе. Другие участники программы никогда не получат такого права, они не смогут стать членами НАТО ни в первую очередь, ни во вторую. Благодаря тому, что решение вопроса о расширении состава блока откладывается на неопределенный срок, появляется дополнительное время на поиск и выработку оптимальных путей решения данной проблемы.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz